Эти пустыни и сейчас смотрятся безжизненным инопланетным ландшафтом. Ни цветка, ни деревца, ни тени не скользнет хоть бы от пролетающей птицы. Голодные жаждущие камни, дыхание Мертвого моря, солнце и марево, в котором утонул окружающий мир… И ночная стужа и пыльный ветер, от которых тоже никуда не скрыться. Так проводили великий пост иноки древних обителей Палестины. Дальше всех зашел, кажется, в тот год вглубь пустыни старец Зосима. Настало преполовение четыредесятницы (сорокадневного поста),– двадцать дней, как вышел он из монастыря. И он хорошо помнил этот день. В шестом часу (это наш полдень) он увидел идущего по пустыне человека, обнаженного, черного от зноя, и лишь с белыми, выгоревшими на солнце волосами. Увидев приближающегося Зосиму, пустынник пустился бежать. Когда наш старец с трудом догнал его, неизвестный, не оборачиваясь, крикнул: «Прости, авва Зосима, не могу, обратившись, явиться лицу твоему: я женщина, и нет на мне никакой одежды. Но если хочешь помолиться обо мне, брось мне плащ – тогда смогу подойти к тебе под благословение». Так, в наброшенном на нагое тело плаще, и изображается на иконах преподобная Мария Египетская. Ее вспоминает церковь дважды в году: непереходящая память 1 апреля и переходящая – в пятое воскресенье Великого поста. Но есть еще, на той же пятой неделе, одно из любимых народом богослужений – «Мариино стояние». В этот день (в четверг, на утрени) читается Великий покаянный канон Андрея Критского и передним – Житие преподобной Марии. И сам канон, который назвали великим не только за объем, но и за высоту богословия и за глубину и поэтичность выраженного в нем чувства покаяния,– сам канон непосредственно связан с памятью Марии Египетской. «Ты мне дай светозарную благодать от Божественного свыше промышления,– говорит святой Андрей,– избежать страстей омрачения и петь усердную твоего, Мария, жития красные исправления». Это первый из числа тропарей, обращенных в каноне к Марии. В другом автор обращается к святой, почти как обращаются к Богородице: спаси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Количество песней в полных канонах святого Андрея всегда девять: он не опускает, в отличие от своих последователей, вторую песнь. Преподобные Андрей Критский и Мария Египетская Тропари в канонах преподобного Андрея своей лаконичностью также напоминают древние краткие припевы, которые они собой и заменяют. Количество и распределение тропарей по отдельным песням у него не подчинено ни акростиху, ни симметрии, какую можно найти в более позднее время и которая требует одинакового состава песней. Однако стоит отметить, что в большинстве случаев для более пространной библейской песни преподобный пишет и большее количество тропарей. Общее число последних в канонах святого Андрея, по сравнению с более новыми канонами, всегда значительно выше. При этом нет ни одного принадлежащего ему канона, в котором бы оно равнялось сумме стихов всех библейских песней. Так, например, в каноне на неделю ваий их насчитывается около 115, в Великом каноне – 250. Обязательного комментария требует следующий факт: Троичны и большая часть Богородичнов в канонах святого Андрея едва ли принадлежит ему, ибо встречаются такие рукописи, где первых нет вовсе, а вторые заменены. В связи с этим И.А. Карабинов предполагает: «Быть может, и Троичны, и часть Богородичнов принадлежат перу святого Феодора Студита, потому что у него главным образом наблюдается такая манера заканчивать песни канонов» . Для исторического становления Триоди постной принципиально важно, что святой Андрей был первым автором так называемых трипеснцев, которые лучше других жанров демонстрируют специфичность рассматриваемой богослужебной книги и даже дали ей название. Источник анализируемых произведений не нов: как и в прочих канонах, преподобный здесь неизменно следовал установившейся церковной практике стихословия библейских песней. Их содержание строго соответствует евангельским зачалам, которые полагаются на утренях и литургиях Страстной седмицы. Так, трипеснец Великого понедельника почерпнут из Мк. 11: 12–18 (о смоковнице; утреннее Евангелие) и Мф. 20: 17–18 (предупреждение Христом учеников о Своих страданиях; литургийное Евангелие) и отчасти из соединявшейся с этим днем памяти Иосифа. Трипеснец Страстного вторника, в котором упоминаются притчи о мелющих, десяти девах, говорится о втором пришествии, а также приводится предупреждение Господа о наступлении через два дня Пасхи и Его страданиях, координируется с зачалами этого дня: Лк. 12: 3–45 – Мф. 24: 45–25, 13 (одно утреннее чтение) и Мф. 25: 14–20 (второе). Лишь для среды полной корреляции не наблюдается: трипеснец повествует о помазании Христа блудницею в доме Симона и о предательстве Иуды. Между тем в указанном евангелистарии положено лишь последнее зачало (для литургии): Мф. 26: 14–16. В качестве же утреннего чтения указано нынешнее зачало (Ин. 12: 17–50).

http://pravoslavie.ru/34080.html

В первой половине XIV века королева Санчи Неаполитанская (Майоркская) устроила в Неаполе обитель для раскаявшихся падших женщин. Для обители в 1342 году архиепископом Гаспаре де Диано была заложена каменная церковь во имя святой Марии Египтяныни (Santa Maria Egiziaca a Forcello). Содержание монастыря, принявшего устав блаженного Августина, оплачивала королевская казна. В храме был помещен бюст преподобной с частицей ее мощей, привезенных из Иерусалима . (В Великий пост 2009 года русские паломники посетили церковь преподобной в Неаполе и поклонились ее святым мощам .) Начиная с XIV века многие мотивы судьбы святой Марии Египетской в средневековых западных легендах постепенно переносятся на житие святой Марии Магдалины . В другом итальянском городе, Ассизи в области Умбрия, с 1228 года был возведен монастырский комплекс Сан Франческо. В нижней базилике комплекса расположена капелла святой Марии Магдалины, расписанная в 1320-х годах живописцем Джотто и его учениками. Практически весь фресковый цикл капеллы заимствует сюжеты из жития преподобной Марии Египетской, наделяя ими жизнь святой Марии Магдалины . Образ кающейся грешницы очень распространен в западной культуре, но почти всегда при этом изображена святая Мария Магдалина. Преподобная Мария Египтяныня у них известна, но оказалась на втором плане. Вид на церковь преподобной Марии Египетской и собор монастыря с крыши Никольской церкви во время ее разборки. Фото 1928 г. Православная культура – это культура покаяния перед Господом за свои грехи. Память преподобной Марии Египетской всегда приходится на Великий пост. В 692 году святитель Андрей Критский (ок. 660 – 740) представил в Константинополе Вселенскому Собору свой Великий Покаянный канон вместе с житием святой Марии Египетской – образцом покаяния. C VIII века устанавливается в Византийской Церкви одно из важнейших богослужений Великого поста – утреня четверга пятой седмицы, на которой полностью читают Великий Покаянный канон, дополненный тропарями в честь преподобной Марии и ее житием .

http://pravoslavie.ru/32260.html

Вероятно с ним связано было какое-то событие, о котором мы уже не помним! Для его определения в высшей степени ценное указание дает синайская триодь 733) XI века, в которой на этот день записан следующий любопытный седален (собственно – тропарь): «Божие прещение движется на нас, куда побежим, кого будем умалять? Мы захвачены нашими бедствиями. Призри на нас, Блаже, пред Которым ужаснулись и содрогнулись горы, море увидело и побежало и вся тварь потряслась. Ангельский лик умоляет Тебя, да спасеши мир, который Ты создал, Святый, Святый, Трисвятый Господи, спаси нас». Здесь речь идет о землетрясении, которое случилось в 790 году в Константинополе. И некоторые ученые думают, что именно во время константинопольского землетрясения стал употребляться Великий канон Андрея Критского, рукопись которого хранилась у монахинь монастыря св. Патапия, с которой они вышли на площадь и стали петь… Причем петь этот канон они стали не как покаянную песнь, а как молитву бедствия!… Слышите?!… как молитву бедствия!… И данная идея является актуальной для тех, кто впал в бедствие… от тяжких согрешений. Что я имею в виду? Дело в том, что в первые века — Четыредесятница назначалась для кающихся, но не всех, а определенного разряда т.е. тех, кто совершил так называемые канонические грехи (отречение от веры, ересь, блуд и прелюбодеяние, убийство), влекшие за собою отпадение от Церкви. Именно эти грехи в своей жизни совершили и Мария Египетская, и Андрей Критский, подав пример того, как нужно каятся и не отчаиваться тем, кто впадет в подобные грехи. Вот для таковых Четыредесятница является временем плача и рыдания, а не для тех, кто совершает повседневные, не-смертные грехи, не разлучающие их с Матерью-Церковью… Впрочем, это отдельный и долгий разговор, который мы с вами не можем сейчас позволить, ибо пришло время попрощаться с вами, пожелав научиться поститься постом Богу угодным и для нас спасительным. Рекомендуемые видео Самое популярное Сейчас в разделе 113  чел. Всего просмотров 14 млн. Всего записей 1398

http://azbyka.ru/video/122-andreevo-poka...

О безмужном рождении говорится там же так: Тот, Кто мог создать от бездушного брения Адама, не мог ли чем более от живой девы живого младенца произвести? Если удобно было Богу создать жену от кости Адама, то не более ли удобно Ему в девической утробе вообразить человека? Невозможно у людей безмужной нетленной деве зачинать и рождать; но у Всемогущего Творца все возможно; ибо не изнеможет у Бога всяк глагол 14 . Одна неплодная жена, укоряемая своим мужем за неплодство, обратилась к святому Илариону и просила его, чтобы он помолился о разрешении неплодства ее. Святой, увидев ее, отвратился от нее. Тогда жена со слезами сказала ему: умилосердись надо мной, вспомни, наше естество Сам Спаситель почтил, облекшись от него в плоть человеческую 15 . О двух естествах во Иисусе Христе, Божеском и человеческом, так наставлял святой Варлаам царевича Иоасафа: Единородный Сын, Слово Божие – Бог , ради нашего спасения сшел на землю по воле Отца содействием святого Духа, без семени зачался во утробе святой Девы, Богородицы Марии, нетленно родился от нее, был совершенный Бог и совершенный человек. Он воспринял все человеческое естество, кроме греха, алкал, жаждал, спал, трудился, скорбел и за беззакония наши веден был на смерть 16 . Какая может быть большая радость роду человеческому, восклицает святой Андрей Критский , кроме той, что естество человеческое приобщается естеству Божию и ради соединения его в одном лице едино с Богом соделовается! Что может быть удивительнее того, как видеть, что Бог в женской утробе носим бывает? Бог, Которому престол небо, земля подножие, Которого небеса не вмещают, Который с Отцом имеет один престол вечности, вмещается в девической утробе! Может ли быть что удивительнее того, как видеть Бога в образе человека, не отлучающегося от свойственная Божества и зреть человеческое естество соединенным с своим Создателем, да всецел человек Бог совершится 17 . О причинах и цели воплощения говорится так: Никто не может видеть истинного Бога так, каков он сам в себе; ибо Бог есть огонь поядающий, и не может человек, живущий на земле, видеть лице Божие и остаться живым. Почему и воплотился Бог наш, и как младенец питаем был млеком, будучи совершен Божеством; был отроком, юношею, рос плотию в совершенного человека, – 33 года жил с человеками, обходил грады, страны и веси, благодетельствуя всем и избавляя от диавола 18 . Святой Златоуст от лица Предтечи говорит Господу Иисусу Христу: я знаю, что Ты, Владыка, восприял образ раба, да уврачуешь образ человеческий, знаю, что ты явился спасти нас 19 . Святая Мария египетская молилась пред иконою Божией Матери: я слышала, что Бог для того и соделался человеком, которого ты родила, да призовет грешных на покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Начиная со среды Крестопоклонной седмицы на литургиях Преждеосвященных Даров до Великой среды произносятся особые ектений о готовящихся к просвещению (крещению). Иоанн Лествичник В богослужении четвертой Недели (воскресенья) Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника , с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении «Лествица рая» изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому. В четверг пятой седмицы на утрени читают весь, полностью Великий канон святого Андрея Критского и Житие преподобной Марии Египетской (V – VI вв.) из бездны порока восшедшей путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что она уподобилась бесплотным ангелам. Это богослужение поэтому называется иначе Марииным (или реже: Андреевым) стоянием. В практике оно совершается в среду вечером. Житие разделяется при чтении на две части: одна часть читается после кафизм, вторая – по третьей песни канона. Житие преподобной Марии составил святой Софроний , патриарх Иерусалимский (638 – 644), а святой Андрей Критский , присланный от патриарха Иерусалимского Феодора на Трулльский, VI Вселенский Собор (680 – 681), принес Житие святой Марии вместе со своим каноном. Чтение канона святого Андрея и Жития святой Марии Египетской в четверг пятой седмицы на утрени установлено на этом Соборе. Андрей Критский и Мария Египетская В среду пятой седмицы на вечерне, относящейся к четвергу, кроме обычных стихир на «Господи, воззвах», поются 24 покаянных стихиры Великого канона – творение святого Андрея Критского. Все стихиры имеют окончание: «Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В четверг ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и звон бывает в «красныя», то есть не великопостный.

http://pravoslavie.ru/20937.html

Господи и Владыко животу моему, дух уныния и небрежения, празднословия и тщеславия, сребролюбия и любоначальства отжени от мене. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь  (по Уставу 1633 г.). Это шедевр не остался незамеченным Пушкиным, и он так ее оценил: Отцы пустынники  и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Святой Андрей Критский и преподобная Мария Египетская Не пойти на эти службы — обокрасть себя Композиция Службы Канона – это микросюжет Великого поста: подъем от глубин греха к небу. Поэтому, народ, выходящий в эти вечера из храма, так тих и радостен, как это с ним бывает на Пасху. Эта пасхальная радость озаряет самые первые и самые строгие дни Великого поста, смягчая шок перехода от жизни плотской к жизни духовной. Это действие благодати дает понять, что ее духовная сила выше силы и радости, которую телу могут доставить еда и праздность. И ее действие настолько сильно, что заряда хватает до следующей вдохновенной и окрыляющей службы — Марииного стояния. В самом деле, не пойти на эти службы — обокрасть свою душу и уменьшить радость поста и Пасхи. Лишний раз убеждаешься в том, что церковная служба – это  не мука, а форма богообщения. Автомастеру нескучно заниматься любимым делом двенадцать часов в сутки и бесконечно разбирать и собирать диковинные машины типа Субару или Фаэтон. Нескучно, потому что любит работу. Афонские монахи любят не Субару, а Бога, и им, когда они любят Отца небесного, длинные службы составляют смысл жизни и крайнюю реализацию способностей своего религиозного таланта. Нам церковь премудро не предлагает стоять, как афонские монахи, по девять часов в ящиках-креслах стасидиях. Но она не может от нас скрыть радости богообщения и, в меру наших сил, предлагает посильное ликование в течение получаса на Каноне и одного часа на Великом повечерии, чередуя силу этих частей как живую и мертвую воду, которые последовательно очищают и воскрешают наши души в молитве и в духе благодати.

http://pravmir.ru/kanon-andreya-kritskog...

Святитель Андрей Критский и преподобная Мария Египетская Литературное наследие святителя Андрея включает также его проповеди, или гомилии, и среди них — слова на Преображение Господне, на Богородичные праздники. Сохранились тексты принадлежащих ему 21 гомилии, отличающиеся глубиной и остротой богословской мысли, силой и искренностью религиозных чувств, яркостью образов, отточенным языковым мастерством. Они составили ему в потомстве славу одного из великих церковных ораторов. Выдающимся гимнографом первой половины VIII столетия был также епископ Маюмский Косма, прославленный Церковью в лике преподобных. Современник Андрея Критского, он также вошел в историю церковной поэзии как творец канонов — в его время нового жанра церковной поэзии. Список канонов, усваиваемых Косме, включает 33 произведения, из которых, правда, 9 имеют сомнительную атрибуцию. Под пером преподобного Космы канон приобрел классическую композицию, отличную от первого из них, «Великого канона» Андрея Критского; и эту композицию он сохранил до наших дней. К числу бесспорно подлинных творений преподобного Космы принадлежат каноны Страстной седмицы Великого поста, а также каноны на Господские и Богородичные праздники: на Рождество Христово с его ирмосом первой песни («Христос рождается, славите. Христос с небес, срящете. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославия»), на Богоявление, Вербное воскресение, Пятидесятницу, Преображение, Сретение, Успение Богородицы. Один из шедевров гимнографии Космы канон на Воздвижение Креста Господня. Характеризуя это поэтическое творение, византолог А. П. Каждан писал, что оно «напоминает красивую вязь... Переход от одной песни к другой не только тематический, но также лингвистический”, поскольку ключевые слова каждой песни предваряются их употреблением в предыдущей песни». Канон на Воздвижение воспринимался современниками святого Космы как актуальное творение. Упоминаемая в каноне победа израильтян под предводительством Моисея над амалекитянами внушала православным ромеям надежду на победу над теми, кого в ту пору они называли амалекитянами пустыни, подразумевая противостоявший христианской империи халифат.

http://pravoslavie.ru/124591.html

Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, а сама служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрени читается Акафист с греч. – неседальное (разумеется пение) Божией Матери в память Ее заступления и избавления Константинополя в дни поста от нашествия иноплеменников в VII в. Этот первый из акафистов составлен в VII в. на основе еще более древних кондаков, в которых воспеваются события Рождества Господа и Благовещения Пречистой Богородицы . Мария Египетская В пятое воскресенье Великого поста Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую . В песнопениях канона на эту Неделю, а также в богослужении седмичных дней следующей седмицы – ваий раскрывается евангельская притча о богатом и Лазаре, чтобы побудить верующих к истинному покаянию, которым достигается Царствие Божие. Церковь убеждает верующих избегать немилосердия и бесчеловечия богача, ревновать же терпению и великодушию Лазаря, ибо Царствие Божие не есть пища и питие, а праведность и воздержание со святостью и милосердием. В субботу шестой седмицы – ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой. Воскрешение Лазаря Воскрешением Лазаря Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу и уверил Своих учеников и всех в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия. Неделя ваий посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти. Это событие описано всеми евангелистами: Мф. 21, 1 – 11; Мк. 11, 1 – 11; Лк. 19, 29 – 44; Ин. 12, 12 – 19. Этот праздник называется Неделей ваий (ветвей), Неделей цветоносной, а в просторечии у русских также Вербным воскресеньем от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербами. Прп. Иоанн Дамаскин Начало праздника восходит к глубокой древности. Первое указание на праздник – в III веке принадлежит святому Мефодию , епископу Патарскому (+ 312), оставившему поучение на этот день. В IV веке праздник, как свидетельствует святой Епифаний Кипрский, совершался весьма торжественно. Многие из святых отцов IV в. оставили свои поучения на этот праздник. В VII – IX вв. святые Андрей Критский , Косма Маиумский , Иоанн Дамаскин , Феодор и Иосиф Студиты, а также император византийский Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул прославили праздник песнопениями, которые и ныне поет Православная Церковь.

http://pravoslavie.ru/20937.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Я на тебя гляжу – исполняет детско-юношеский хор имени преподобного Иоанна Дамаскина 09.04.2024 2 К празднику Благовещения Пресвятой Богородицы вышел в свет новый аудиоальбом хора во имя преподобного Иоанна Дамаскина «Среди бесчисленныхъ светил». Он представляет хоровую музыку петербургского композитора — руководителя этого известного детско-юношеского и молодежного хора — Ирины Болдышевой. Авторы текстов вошедших в альбом хоровых композиций — Николай Гумилев, игумения Таисия Леушинская, Сергей Бехтеев, святитель Николай Сербский и наши современники — протоиерей Андрей Логвинов, иерей Владимир Панарин, Алексей Критский, Мария Шадрина и другие. В числе композиций — хоровая обработка песни приснопамятного Василия Жданкина на слова К.Р. «Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно», посвященная Великой Княгине Елизавете Феодоровне. В записи приняли участие известные петербургские исполнители-инструменталисты Владимир Коденко (виолончель) и Дмитрий Якубовский (альт), талантливые студентки класса Марины Фониной Музыкального училища имени М. П. Мусоргского Екатерина Андреева (гусли звончатые) и Ольга Данилова (гусли альтовые, гусли клавишные). Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2024/04/09/ya_n...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010