Имение мое душевное расточив в грехе,/не имею я плодов благочестия,/и, голодом томясь, взываю:/“Милости Податель, поспеши,/Сам надо мною сжалься!” Тебе припадаю Иисусе,/согреших Ти, очисти мя,/возми бремя от мене тяжкое греховное,/и яко благоутробен,/даждь ми слезы умиления. К Тебе припадаю, Иисусе,/согрешил я пред Тобою, будь милостив ко мне,/возьми от меня бремя тяжкое греховное,/и, как Милосердый Бог,/даруй мне слезы умиления. Не вниди со мною в суд/нося моя деяния,/словеса изыскуя, и исправляя стремления,/но в щедротах Твоих презирая моя лютая,/спаси мя Всесильне. Не войди со мною в суд,/предъявляя мои деяния,/испытывая слова и изобличая стремления;/но по милосердию Твоему, презирая грехи мои тяжкие,/спаси меня, Всесильный. Иный канон преподобныя матере нашея Марии Египетския, в тойже глас, и ирмос. Егоже краестрочие: Ты преподобная Марие помогай. Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Припев: Преподобная матерь Мария, моли Бога о нас. Ты ми даждь светозарную благодать/от Божественнаго свыше промышления,/избежати страстей омрачения,/и пети усердно, твоего Марие жития,/красная исправления. Ты мне даруй светозарную благодать/от Вышнего Божественного Промысла/— избежать страстей омрачения/и воспеть усердно Твоего, Мария, жития/прекрасные деяния. Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Припев: Преподобная матерь Мария, моли Бога о нас. Приклоньшися Христовым Божественным законом,/к Сему приступила еси,/сладостей неудержимая стремления оставивши,/и всякую добродетель всеблагоговейно,/яко едину исправила еси. Покорившись Христовым божественным законам,/ты к Нему приступила,/наслаждений неудержимые стремления оставив,/и все добродетели, со всем благоговением,/как одну, исполнила. Андрею: Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Припев: Преподобный отче Андрей, моли Бога о нас. Молитвами твоими нас, Андрее,/избави страстей безчестных/и Царствия ныне Христова общники/верою и любовию воспевающия тя, славне, покажи, молимся. Мольбами твоими, Андрей,/избавь от страстей бесчестных/и яви ныне Царства Христова общниками/с верою и любовию воспевающих тебя, славный, молимся.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikij-k...

Прежние вожделения, как пламень, пожирали мою внутренность; приходили на мысль прежние соблазнительные песни и возмущали покой души моей; преступные пожелания волновали кровь и заставляли меня повергаться ниц, биться об землю и со слезами просить высшей помощи. Я старалась припоминать мои обеты и противопоставить их внутренним борениям плоти, призывала в помощь Божию Матерь, мою сподручницу, плакала горько и долго, по целым дням и ночам, и только тогда освещал меня сладкий свет и рассеивал смутные помыслы». Семнадцать лет провела Мария среди темной жизни в мире; семнадцать лет продолжалась и тяжкая борьба ее с греховными вожделениями, и, наконец, посетил добровольную мученицу вожделенный покой духа — плод чрезвычайных трудов и подвигов, благодатный мир, ниспосланный от Господа, Который сказал всем нам: приидите ко Мне ecu труждающиеся и обремененный, и Аз упокою вы. Отселе Мария является ангелоподобным существом, возвышающимся над плотью и миром: Зосима видел ее в словах прозорливой, во время молитвы вознесенной от земли и стоящей на воздухе, переходившей двукратно по водам Иордана, как по суше, предвидевшей за год кончину свою. Поведав свою жизнь, преподобная просила его прийти чрез год в пустыню во время Великого поста со св. дарами для ее приобщения. Зосима исполнил ее св. желание. Приняв тело и кровь Иисуса Христа и таинственно соединившись с Ним, великая подвижница пустыни умоляла преподобного прийти на то же место и в то же время и в будущий год, но тогда Зосима нашел ее уже умершею, и честные мощи ее предал погребению. Вскоре по причащении от преподобного, она преставилась в 530 году 1 апреля. Софроний, патриарх иерусалимский, живший в начале 7 века, составил подробное жизнеописание преподобной Марии Египетской, сейчас читаемое Церковью при богослужении. А св. преподобный Андрей Критский, именуемый и иерусалимским по иноческим подвигам в Иерусалиме, присланный от иерусалимского патриарха Феодора на шестой Вселенский Собор, в 691 году принес жизнеописание преподобной Марии вместе с каноном своим, известным под именем Великого, в Константинополь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Семнадцать лет провела Мария среди темной жизни в мире; семнадцать лет продолжалась и тяжкая борьба ее с греховными вожделениями, и, наконец, посетил добровольную мученицу вожделенный покой духа, – плод чрезвычайных трудов и подвигов, благодатный мир, ниспосланный от Господа, Который сказал всем нам: приидите ко Мне, оси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Отселе Мария является ангелоподобным существом, возвышающимся над плотью и миром: Зосима видел ее в словах прозорливою, во время молитвы вознесенною от земли и стоящею на воздухе, преходившею двукратно по водам Иордана, яко по суху, предвидевшею за год кончину свою. Поведав свою жизнь, преподобная просила его придти чрез год в пустыню во время великого поста со св. дарами для ее приобщения. Зосима исполнил ее св. желание. Приняв тело и кровь Иисуса Христа и таинственно соединившись с Ним, великая подвижница пустыни умоляла преподобного придти на то же место и в то же время и в будущий год, но тогда Зосима нашел ее уже умершею, и честные мощи ее предал погребению. Вскоре по причащении от преподобного она преставилась, в 530 году 1 апреля 313 . Софроний, патриарх Иерусалимский, живший в начале VII века, составил подробное жизнеописание преподобной Марии Египетской, ныне читаемое Церковью при Богослужении 314 . А св. преподобный Андрей Критский , именуемый и Иерусалимским по иноческим подвигам в Иерусалиме, присланный от Иерусалимского патриарха Феодора на шестой Вселенский Собор, в 691 году, принес жизнеописание преподобной Марии вместе с каноном своим, известным под именем великого, в Константинополь. С тех пор Православная кафолическая Церковь доселе совершает этот канон и постановила произносить житие преподобной в четверток пятой седмицы Четыредесятницы, а в воскресный день этой седмицы совершает проследование в честь преподобной, представляя в ней образ истинного покаяния. Труда же ради бденного, Церковь совершает в четверток литургию преждеосвященных даров и облегчает пост. Суббота седмицы. Акафист Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Церковь отделана в византийском стил е , по проекту и по рисункам гражданского инженера С. И. Андреева , безмездно принявшего на себя вс е работы по составлению рисунк ов и надзору за исполнением работ. Р е зные работы по дереву поручены были подрядчику А. И. Иванову , который сд е лал скидку в 1,000 рублей со счета, за что и был избран в почетные члены общества. Наш знаменитый художник И. Е. Р е пин своею мастерск ой кистью набросал икону Нерукотворенного Образа, которая пом е щена в художественном, по рисунку архитектора И. П. Ропета, дубовом киот е в бронзовой рам е с имитацией драгоц е нных камней и с надписью: « Господи, спаси царя и услыши ны ». Художник М. Л. Щербатов написал икону св. благотв о рного великого князя Александра Невского, художник М. Е. Малышев – икону святителя Николая Чудотворца; художник Е. Е. Волков – образ Снасителя, пом е щенный на наружной сторон е алтаря; художник В. М. Васнецов п рислал копию со своей изв е стной картины в Киево-Владимирском собор е – Божией Матери, несущей Спасение; реставратор императорского Эрмитажа Т. Е. Романов – дал два образа: Спасителя, пом е щенный на церковной л е стниц е , и святителя Николая Чудотворца. Кр ом е того, по заказу общества, академиком бароном М. П. Клодтом исполнены иконы св. Марии Магдалины и Ксении, Тайная Вечеря, Благов е щение и иконы четырех евангелистов в иконостас е ; художником В. И. Худояровым – большая икона святых, память которых празднуется 17 октября. Эта икона заслуживает подробного описания. Посредин е изображен пророк Исаия со свитком, на котором начертаны его пророческие слова: « От смерти избавлю их. Смерть, гд е твое жало? Ад , гд е твоя поб е да? » ( Ос.13:14 ); справа – св. Андрей Критский , держащий в руках икону, точную копию находившейся в вагон е -столовой императорского по е зда 17 октября; сл е ва – свв. Косьма и Дамиан, за ними свв. Лазарь, Леонтий, Анфим, Евтропий и преподобный Антоний; вверху – Божия Матерь, ос е няющая вс е х Своим омофором. Художник Худояров написал и другой образ, им е ющий историческое значение, – на этот раз только для общества: на нем изображены святые, коим тезоимениты вс е члены семейства Кашинцовых: великая княгиня Ольга, великий князь Алексан др Невский, Мария Египетская, Иоанн Богослов, Иоанн Креститель, Мария Магдалина, преподобный Никита, мученики Сергий, Анна, епископ Иерусалимский Александр, Григорий Декаполит и Сергий игумен; образ этот сооружен по заказу О.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Андрей Критский, себя самого во всем осуждая, смиряется пред Богом, и как последний грешник просит у Него оставления грехов. Бывает в жизни так, что у человека вдруг проснется, как говорят, совесть и громко заговорит. И в особенности, это остро бывает тогда, когда человек до этого жил развеянной жизнью, ни о Боге не думал, ни о своей душе, ни о вечности — ни о чем! А потом засиял вдруг Свет истинный в его душе и видит он, во свете этой истины, все окаянство свое. Тут Церковь идет навстречу грешнику, сознающему свою крайнюю безответственность и вину, с примерами тех, кто принес покаяние и этим покаянием сумел от бездны греховной прямо к небу вознестись. Поэтому никогда не следует кающемуся человеку впадать в отчаянье. Смирить нужно себя, когда грехи язвят совесть, когда душа от них болит, смиряться перед Богом нужно, признавать себя во всем непотребным, никуда не годным, но никак не отчаиваться. Мы с вами слышим в этом каноне о преподобной Марии Египетской. Трудно было, кажется, ниже упасть, чем упала она, до полного поругания женской чести и достоинства, а покаяние сделало из нее невесту Христову, как говорит Церковь. Преподобный Зосима, сам великий праведник, видел, как она Иордан переходила как по сухому и на молитве поднималась от земли на небо. Вот, что делает покаяние всем, кто искренно кается. Один проповедник говорил, указывая на другой пример. У преп. Марии покаяние было длительное: как долго она грешила, так еще дольше приносила покаяние, пока действительно не стала «земным ангелом и небесным человеком». Но проповедник указывает на другой пример, на пример разбойника благоразумного, который не принес такого покаяния, как преп. Мария, а который опомнился только на кресте в лютых страданиях, за несколько часов до кончины и, однако же, что он слышит? Просит только о том, чтобы Господь его помянул, не забыл о нем, когда придет во Царствие Свое. А так как (мы не раз говорили) Господь наш любит давать больше, чем у Него просят, поэтому услышал ответ: — не тогда, когда Я приду, а сегодня — (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

В два последующие воскресения великого поста предлагаются, в назидание верным, духовные по­двиги двух великих пустынножителей: в четвер­тое – святого Иоанна Лествичника , который проведя девяностолетнюю жизнь в созерцании на горе Си­найской, оставил нам свое высокое творение, под названием Лествицы. Лествица сия, тридцатью сту­пенями, по числу лет земного возраста Христова до времени его явления миру, изображает постепен­но духовное усовершенствование Христианина, и есть зерцало жития иноческого, запечатленное собственным примером Иоанна. Дивная жена св. Мария Египетская, из бездны порока внезапно переступившая в состояние раскаяния, в храме Иерусалимском, и потом достигшая совершенства духовного, в пустыне Иорданской, и даже силы чудодейственной, является нам в пятое воскресение, как разительный пример благодати Божией над кающимся грешником, приглашая и нас к разрешению от страстей. Большая часть сей пятой недели поста убедительно нас к тому призывает; повторяется также чтение великого кано­на Андрея Критского , ибо уже близки ведшие дни страданий Господних. В субботу, Церковь торжественно прибегает к покрову Божией Матери, обращая почти всю ут­реню в один умилительный акафист Пресвятой Деве, взбранной воеводе верных, с частыми из глубины сердца восклицаниями: «радуйся невесто неневестная»! Некогда, при Царе Ираклие и Патриархе Сергие, ее заступлением, спасена была сто­лица Греческая, от губительной осады Сарацин и Скифов, в сии самые дни поста, и тогда, собрав­шиеся во Влахернском храме клир и народ, совер­шили, в честь ее благодарственное песнопение, не садясь для отдыха в течении целой ночи; от сего и произошло название неседального, по Гречески акафист. Поскольку в сем песнопении, между хвалебны­ми восклицаниями в честь Пресвятой Девы, возвы­шенно изображено таинство воплощения Сына Божия: то Церковь узаконила, для памяти и назидания грядущих родов, в определенный день, совершать сие служение называемое похвалою Богородицы, а свободному усердию сынов своих поручила частое возобновление акафиста, в особенных церковных и домашних молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Второй этап духовного восхождения, о котором говорит преподобный Исаак Сирин, есть очищение ( катарсис ), осуществляемое через безмолвие, а третий, высший, – совершенство, “когда превышается мера естества”. Но, замечает преподобный Исаак, “этого сподобляется один из многих… Святые в будущем веке, когда ум их поглощен Духом, не молением молятся, но с изумлением водворяются в радостотворной славе”. Этот дар подается в ответ на подвиг, обычно во время молитвенного стояния, когда душа бывает в особенности собрана и сосредоточена и готовится внимать Богу. Преподобный Андрей не ставил себе задачи подробно описать в Великом каноне эти высшие ступени духовного восхождения, но об этих ступенях он упоминает: “Лестница, которую некогда видел великий из патриархов, служит указанием на восхождение делами, а вместе с тем, и на восшествие разумом; а потому, душа, если хочешь жить в деятельности, разумении и созерцании, – обновляйся” (ВК 4:6). Добавим, что в Великом каноне есть пример получения высшего дара духовного восхождения – преподобная Мария Египетская: “Увидев в тебе, матерь, поистине новое чудо, ужаснулся божественный Зосима, – ведь он увидел ангела…”. Но тропари ей составлены уже не преподобным Андреем. Заметим, что Церковь за время Святой Четыредесятницы дважды предлагая нам “комплексную духовную терапию”, каковой служит Великий канон, во второй раз показывает на примере преподобной Марии Египетской потрясающий результат духовного врачевства – покаяния. Потрудимся же и мы взойти по ступеням деятельного восхождения, разумного восшествия, заботливо указанным нам пастырем Критским. Не забудем при этом, что Священное Предание не ограничивало нас только слышанием спасительного пения преподобного Андрея, но предлагало и целый ряд образов покаяния в храмовой росписи, иконах и книжной миниатюре 1 , 2 , 13 , 14 , 19 , 20 . “С чего начну оплакивать злосчастной моей жизни деяния? Какое положу начало, Христе, моему сетованию? Но Ты, милосердный, подай мне прегрешений оставление” (ВК 1:1), – такими словами начинает Критский подвижник свой сокрушенный плач и обращается при этом к первому греху человека, лишившему все человечество Богосозданных украшений, – “Грех лишил меня боготканной одежды и как листвиями смоковницы облек меня деянием стыда, в обличение страстных моих стремлений” (ВК 2:13).

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

Еще «темные века», еще не взошли в полную силу на обломках Римской империи готские и германские государства, еще обессилены от западных разграблений народы некогда могучей Великой Скифии, но уже пишет свою великую молитву преп. Ефрем Сирин († 373), ведет покаянную жизнь в пустыне Мария Египетская († 421), на холмистых берегах Днепра основан Киев (482 г.), Матерь Божия указывает преп. Петру Афонскому о Своем земном уделе на Святой горе Афон (734 г.), пишет свой знаменитый, звучащий в наших церквах более полутора тысяч лет Покаянный Великий канон свт. Андрей Критский († 740). А вокруг войны, кажется, воюют все против всех: волнения в тюркском каганате, византийцы разграбляют Херсонес, Эллада с союзниками выступает против Константинополя, Византия воюет с Персией, наживается и тучнеет Хазарский каганат, не ведая, что будет ему в будущем погибель от меча русского князя Святослава. Как поясняет автор, VII век – «основание Хазарского каганата, выделившегося из Западно-Тюркского каганата. Центр государства первоначально находился в приморской области современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги» . Каганат, правящие элиты которого приняла иудаизм, контролировал огромные территории – часть современных Крыма и Казахстана, Поволжья, лесостепи Восточной Европы и др., поработил ряд восточнославянских племенных союзов. Нет точной даты, когда ступила на свою христианскую лествицу Русь. Как говорит автор трилогии, «темны и неотчетливы эти столетия нашей истории, и только отсветы, только неверные отблики ее на событиях евразийской истории сохраняют источники средневековья. И сложно, наблюдая за ними, проникнуть вглубь, но именно в этой, окутанной непроницаемой темнотой глубине и совершался сокровенный процесс превращения Страны Степей в Русь» . Однако точно известны обстоятельства Крещения Руси – государства, о котором впервые упоминает Баварский Хронограф в 811 году. Вставай же Русь! Уж близок час! Вставай Христовой службы ради! – точно сформулирует через тысячу лет русскую задачу великий русский поэт Федор Иванович Тютчев.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/31/...

Закрываются царские врата. Затем возглас: «Премудрость», «Достойно есть...» и прочее 149 . Вынос и поклонение Кресту в Крестопоклонную Неделю совершается с той целью, чтобы видом Креста и напоминанием о страданиях Спасителя укрепить верующих в прохождении трудного поприща поста 150 . Четвертая Неделя Великого поста В богослужении этой Недели (воскресенья) Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века – преподобного Иоанна Лествичника (память его 30 марта по старому стилю), который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении «Лествица Рая» изобразил путь постепенного восхождения человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасители до Его выступления на общественное служение человеческому роду. Добродетели в «Лествице» расположены в естественном их порядке и преемстве: от приготовительных и низших – к высшим. В песнопениях четвертой Недели Церковь ободряет постящихся тем, что они уже прошли половину поста, и побуждает их к неослабной богоугодной жизни, напоминает верующим, что они впали в грехи, подобно человеку, впавшему в руки разбойников, и внушает упование на милосердие пострадавшего за нас Господа. Пятая седмица и Неделя Великого поста Пятая седмица и Неделя Великого поста характерны тем, что в четверг 5-й седмицы на утрени прочитывается весь великий канон святого Андрея Критского , который читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы, а также читается житие преп. Марии Египетской (память ее 1 апреля по старому стилю), представляющее образец истинного покаяния, борьбы с грехом и пример неизреченного милосердия Божия 151 . Мария Египетская из бездны порока взошла путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным Ангелам. Житие преп. Марии составил св. Софроний, патриарх Иерусалимский, а св. Андрей Критский , присланный от Иерусалимского патриарха Феодора на 6-й Вселенский Собор (692 г.), принес это житие преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Лит.: С. Una Poenitentium: Mapuja Египатска у српской уметности XIV в.//Зб. Народног мyзeja. 1964. Т. 4. С. 255-265; Kaftal G. Iconography of the Saints in Central and South Italian Schools of Painting. Florence, 1965. N 252. Col. 764. Fig. 896; Niero A. La basilica di Torcello e Santa Fosca. Venezia, 1968. P. 38; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 361. С. 23; Кат. 701. С. 264-265; Кат. 1023. С. 490; Менолог. 1973. С. 191, 336, 371; Stylianou A. The Communion of St. Mary of Egypt and Her Death in the Painted Churches of Cyprus//CIEB, 14. Actes. 1976. Vol. 3. P. 435-441; LCI. Bd. 8. Sp. 643; Jolivet-L é vy C. Les églises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 113, 145, 193, 256, 274, 327-328; Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в./Пер., предисл., коммент.: Л. К. Масиель Санчес//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 436-463; Nicolaid è s A. L " église de la Panagia Arakiotissa à Lagoudéra, Chypre: Etude iconographique des fresques de 1192//DOP. 1996. Vol. 50. P. 122-123; Stylianou A., Stylianou J. The Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 19972. P. 117-121; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002. Кат. 179. С. 129; Сарабьянов В. Д. Георгиевская ц. в Ст. Ладоге. М., 2003. С. 57. Ил. 56; он же. Собор Рождества Богоматери Антониева мон-ря//Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в.: Кат. СПб., 2004. С. 762, 763, 765; Рус. искусство из собр. ГМИР. М., 2006; Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Шедевры древнерус. живописи в музеях Ярославля. М., 2009; Татарченко С. Н. «Причащение Марии Египетской» в визант. монументальной живописи//Вестн. ПСТГУ. Сер. 5. 2012. Вып. 1(7). С. 71-83; Юхименко Е. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. М., 20122. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/2562136.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010