Прибегать к искусственным и натянутым объяснениям происхождения речей Андрея об иконах до исторического иконоборства, как это делает Комбефис 21 , и вместе с ним предполагать во врагах Андрея еретиков-самаритов, могущих будто бы истреблять христианские иконы при своих нападениях на христианские области в рядах арабов завоевателей, нет ни нужды, ни оснований. Андрей выступает с защитой икон логической, каковая не имела бы силы против врагов внешних, делающих разбойничьи набеги; а в песни церковной враги Андрея представляются как «витиями безбожными», для противодействия коим требовалось «уяснить устами светлыми честных икон поклонение». Итак, Андрей Критский дожил до эпохи иконоборческой 22 . Однако, принимая такое положение за верное мы должны поставить предел жизни Андрея в начале названной эпохи. Те свидетельства о деятельности Андрея в конце VII – начале VIII вв., которые указал я выше и которых коснусь ниже, не дают возможности простирать жизнь святого отца далеко в VIII век. Поэтому, если Андрей дожил по крайней мере до 726-го года, то и немного пережил этот год. Такое предположение и подтверждается: борцом за иконы святой Андрей выступил, но в числе исповедников за этот догмат имени его нет. Очевидно, «на уяснение честных икон поклонения», вызванное эдиктом императора Льва, выступил пастырь Критский на закате дней своих, так что мы не ошибемся, если скажем, что умер Андрей Критский приблизительно в 726–27 году 23 . Установив таким образом дату для времени смерти святителя Андрея Критского , перейдем к приблизительному перейдем к приблизительному определению и других дат его жизни. Пособием для такого определения служат некоторые слова самого Андрея. Так, в слове на апостола Тита 24 имеется указание на современных автору – несомненно епископу Критскому 25 – двоих «равновенечных и сопрестольных царей» 26 . Это указание весьма ценно. Если мы установим личности этих двоих императоров, то получим возможность отыскать довольно точную дату для времени епископства Андрея на Крите 27 . Каких же императоров разумеет Андрей в своем слове? Другими словами – когда написано слово на апостола Тита?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото foto.patriarchia.ru Можно ли читать канон Андрея Критского дома? В храм не успеваю. 1 мин., 28.02.2023 Вопрос читателя: Здравствуйте! Нет возможности вечером прейти в храм на чтения канона Андрея Критского. Можно ли читать вечером самому после работы дома? Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Андрей ЕФАНОВ протоиерей Божие на Вас благословение! Да, конечно же, если Вы не попадаете на чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в храм, можно и нужно прочитать текст канона самостоятельно дома в удобное и возможное для Вас время. Текст канона можно купить в церковной лавке, можно найти текст онлайн в удобном для Вас формате и спокойно помолиться словами канона дома. Текст канона по дням можно найти, например, по сс ы лке . Если Вы оказываетесь где-то вне храма — дома или на работе, так что есть возможность сделать небольшой перерыв в делах и этот перерыв как раз попадает на время чтения канона в храме, Вы можете включить трансляцию богослужения и участвовать в чтении дистанционно. Самое главное — это молиться искренне. Для того, чтобы было попроще сориентироваться в тексте канона, прилагаю следующие ссылки. Об исторических источниках Великого покаянного канона Андрея Критского, его силе и значении рекомендую интервью с протоиереем Сергием Правдолюбовым , профессором Московской духовной академии. Небольшой материал о трудных местах канона. Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Освященная верба стояла дома год. Куда ее можно деть? 27.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 28.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 28.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/mozhno-li-chitat-kanon-an...

По страницам канона св. Андрея Критского Вечером четверга закончилось чтение Великого покаянного канона св. Андрея Критского на 1-ой неделе Великого поста… Но не спешите отложить книжку в сторону: до того, как он зазвучит вновь на 5-ой неделе поста, теперь целиком, посмотрите, вчитайтесь еще раз в этот удивительный текст, проникнитесь самим языком канона. 4 апреля, 2011 Вечером четверга закончилось чтение Великого покаянного канона св. Андрея Критского на 1-ой неделе Великого поста… Но не спешите отложить книжку в сторону: до того, как он зазвучит вновь на 5-ой неделе поста, теперь целиком, посмотрите, вчитайтесь еще раз в этот удивительный текст, проникнитесь самим языком канона. Сегодня вновь зазвучит Великий покаянный канон св. Андрея Критского — на 5-ой неделе поста — теперь целиком, посмотрите, вчитайтесь еще раз в этот удивительный текст, проникнитесь самим языком канона. Мы много писали об уроках покаяния , силе образов, глубине богословия, а ведь все это выражено удивительным языком – языком необыкновенной силы и смысловой насыщенности. В каждом образе, каждом сочетании слов сконцентрировано множество мыслей. Это не рассказ, нет — это вопль, плачь, призыв к собственной душе – встань, просыпайся! Как ты погрязла в злодеяниях!.. Посмотри, на что ты стала похожа! Фото orthphoto.net Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний..? (пн., 1 троп. 1 песни) не поведать, не перечислить, а оплакивать. К тому же плакатися по-церковнославянски — каяться, обращаться со слезами. Св. Андрей часто называет себя и свою жизнь окаянной, т.е. несчастной, жалкой, бедственной. От юности, Христе, заповеди твоя преступих, всестрастно небрегий, унынием преидох житие… (срд., 1 троп. 1 песни), я с малолетства погрешал против Твоих, Христе, заповедей ( преступити – погрешать, ошибаться; отсюда церк.слав. преступление – ошибка, погрешность), презирая их, подверженный всяческим страстям, провел жизнь беспечно (бездействуя в деле спасения, унынием). Богатство свое я изнурил в блуде (срд., из 3 троп. 1 песни), истратил, истощил в беспутстве все то, чем Ты меня одарил, и нет у меня ни слез, ниже (даже ни) покаяния… ниже умиления (печали, сокрушения; срд., 2 троп. 2 песни).

http://pravmir.ru/obratisya-posteni-dush...

Кстати, это не единственный пример такого употребления канона. Во время осады Одессы, в Крымскую войну, английские корабли подошли к городу, стали на рейде и готовили десант. Местные священники читали Покаянный канон каждый день, прямо на главной площади города. Через неделю, на Покров один из кораблей англичан подорвался на мине, а остальные постояли-постояли и ушли. Десанта не последовало. И здесь чтение канона стало службой во время бедствия. А в 1918 году, во время переворота и страшной бури в нашем обществе, канон тоже выполнял эту задачу во многих храмах: был написан покаянный канон с ирмосами Великого канона и читался весь Успенский пост. «Все спасутся, кроме меня» Великий покаянный канон вбирает в себя все монашеское мировосприятие. Какая самая главная его мысль? Андрей Критский, как настоящий монах, никого не упрекает. Он говорит: «Все эти люди по незнанию грехи совершили, а я разумом согрешил». Он себя винит во всем. Он скорбит о своей душе. Когда ты слушаешь Великий покаянный канон, ты будто бы находишься рядом с мудрым старцем, он будто бы с тобой разговаривает. Андрей Критский молится вместе с нами. В свое время некоторые немецкие ученые удивлялись, как верующие «терпят» чтение канона? Один из них написал следующее: «Канон Андрея Критского утомляет даже доброжелательно настроенного слушателя». И после перечисляет целый ряд недостатков этого текста. Интересно, как он его читал? Конечно, в противовес классическому европейскому сознанию, в каноне нет специальной логической последовательности. Сначала идет ветхозаветный сюжет, потом сразу — новозаветный. Но ведь и наш ум не может думать об одном и том же, последовательно, а переключается с одного на другое. Сила канона не только в его чудесном слоге. Она и в сути. Андрей Критский за всех нас кается. И мы все объединяемся вокруг него. Он учит нас покаянию на живых примерах. Кстати, у него есть замечательный канон на разлучение души. Он совершенно иной по стилистике, практически не похож на Великий покаянный канон. Но согласно множеству источников — это именно его работа. В нем Андрей Критский — один-единственный из всех христиан — устремляется в ад, ибо он один только и согрешил. Все остальные будут спасены, кроме него — он абсолютно в этом уверен. Такова суть монашеской жизни. Видение своих грехов и сокрушение сердечное.

http://foma.ru/pokayannyij-kanon-sluzhba...

Преподобный Андрей Критский поставил себе очень высокую планку в духовной жизни. Видя, что не достигает ее, так отозвался о своей душе и своих делах. Если мы, как Андрей Критский и другие святые, ставим своей целью достижение единства с Богом, стремимся подойти ко Христу как можно ближе, то, глядя на свою жизнь, будем ее описывать в тех же эпитетах, что и святой Андрей. В тех же эпитетах, в каких музыкант из нашего примера описывал свое состояние по отношению к группе, из которой был когда-то удален. Если человек не ставит себе цели реального приближения к Христу и не живет этой перспективой, он не увидит свою душу греховной, грязной, окаянной и тому подобное. Надо признать, что множество людей имеют свой жизненный принцип «жить более-менее прилично». И если такой человек сравнивает себя, например, с Берией или с Чикатило, то может даже посчитать, что он хороший человек. Но если действительно ставить своей целью приближение к Христу, жить, как Он заповедует в Евангелии, как учат святые отцы, тогда видишь свое несоответствие тому, что говорил Господь, видишь, что твои мысли и поступки совсем не те, какими должны быть по Евангелию. И тогда будешь характеризовать себя теми же словами, что и Андрей Критский. То есть вопрос видения себя в том или ином свете упирается в целеполагание. Оно будет определяться тем, к чему мы стремимся: к возвышенному, то есть «быть святыми, как свят Бог», или наша планка опущена на самую низкую отметку — «быть не хуже других». Поставив себе цель «будьте святы, как Я, Господь Бог ваш» и начав движение к ней, мы увидим, что наша жизнь очень далека от этой цели. Но если такой цели в жизни нет, если цель — просто стараться поменьше грешить, не выделяться из общего потока, тогда, конечно, мы не увидим свою душу в таких красках. Конечно, и стремление «грешить поменьше» ведет нас к Христу, но Сам Он заповедует нам именно динамику духовного роста: будьте совершенны. Есть некий минимум, описанный в заповедях, которые Бог дал Моисею и который нельзя нарушать: не убей, не прелюбодействуй, не укради, не лги, не завидуй и так далее. Но ставить себе целью достижение минимума и все («мне бы троечку и хватит») — это не по-христиански. В Евангелии Господь говорит о том, что блаженны скопцы, которые сделали себя таковыми ради Царства Небесного, но не всем это дано, а тем, кто может это вместить. Идеал таков, а дальше каждый смотрит, сколько он может вместить из этого максимума. Неслучайно в притче о талантах говорится, что одному дано пять талантов, ибо сил человека хватит, чтобы их переработать и принести духовную прибыль, другому дано два, а кому-то — один.

http://pravoslavie.ru/120464.html

Дневник инокини: Я честно держалась и пила водичку Что кричит нам в ухо Андрей Критский – записи о Великом посте день за днем 20 февраля, 2018 Что кричит нам в ухо Андрей Критский – записи о Великом посте день за днем Как поститься при современном рабочем ритме, можно ли выдержать пост по Типикону, почему монах драит келию вместо службы и что кричит нам прямо в ухо Андрей Критский – рассказывает в записках о посте инокиня Евгения (Сеньчукова). Инокиня Евгения (Сеньчукова) Главный закон пищевой стороны Великого поста: «Чем больше ешь, тем больше хочется». Поэтому с утра решила поститься по Типикону, пока сил хватит – то есть «трапезу не поставлять». Вообще-то трапеза у нас в первые два дня Четыредесятницы и «не поставляется», но можно погрызть орешки или яблоки. Я честно держалась и пила водичку, а параллельно убиралась в келии. Внимательный и вдумчивый читатель имеет полное право спросить, чего это инокиня не молится утром в храме, а келию драит. А инокиня, печально опустив голову, ответит: «не шмогла». С сегодняшнего вечера все службы собираюсь посещать. Порядок наводить – тоже своего рода аскетическая практика, в конце концов. Пока разложишь книжки по стопочкам, пыль протрешь, ненужные бумажки выбросишь, соберешь ненужные себе, но полезные еще кому-то вещи для социального отдела – можно поразмышлять о своем окаянном житии. И в голове и душе тоже будет наводиться порядок потихонечку. Вообще для людей, чья работа и послушания связаны с информацией (журналисты, пресс-секретари и т.д.), одно из важнейших упражнений в Великий пост – хранить себя от лишней информации. Понятно, что журналист-новостник просто вынужден отсматривать все новостные ленты, блоги, социальные сети. События происходят не по календарю. Или по календарю – вот воскресная трагедия в Кизляре, убийство пятерых прихожанок, предположительно ИГИЛовцем (ИГИЛ – террористическая организация, запрещенная в РФ. – Прим. ред.) . Пост начинается… Но можно не участвовать в бесплодных дискуссиях, например. Воздержаться от развлекательно-отвлекающего использования социальных сетей. Каюсь, не утерпела – влезла аж в две бесплодные дискуссии: о женском призвании в христианстве и о современном искусстве перфоманса. В качестве доказательства их бесплодности – убедить никого ни в чем не удалось, все остались при своих, так сказать.

http://pravmir.ru/dnevnik-inokini-ya-che...

Судие мой и Ведче мой, хотяй паки приити со ангелы, судити миру всему, милостивным Твоим оком тогда видев мя, пощади и ущедри мя, Иисусе, паче всякого естества человеча согрешивша. [Судия мой, знающий меня, когда опять придешь Ты с Ангелами, чтобы судить весь мир, тогда, обратив на меня милостивый взор, пощади, Иисусе, и помилуй меня, согрешившего более всего человеческого рода.] Припев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Удивила еси всех странным житием твоим, ангелов чины и человеков соборы, невещественно поживши и естество прешедши: имже, яко невещественныма ногама вшедши, Марие, Иордан прешла еси. [Ты удивила необычайною своею жизнью всех, как чины ангельские, так и человеческие сонмы, духовно пожив и превзошедши природу; поэтому, Мария, ты, как бесплотная, шествуя стопами, перешла Иордан.] Припев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Умилостиви Создателя о хвалящих тя, преподобная мати, избавитися озлоблений и скорбей, окрест нападающих, да избавившеся от напастей, возвеличим непрестанно прославльшого тя Господа. [Склони Творца на милость к восхваляющим тебя, преподобная матерь, чтобы нам избавиться от огорчений и скорбей, отовсюду нападающих на нас, чтобы, избавившись от искушений, мы непрестанно величали прославившего тебя Господа.] Припев: Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя: да избавимся вси гнева, и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. [Андрей досточтимый, отец преблаженный, пастырь Критский, не переставай молиться за воспевающих тебя, чтобы избавиться от гнева, скорби, погибели и бесчисленных прегрешений нам всем, искренно почитающим память твою.] Слава: Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу верно поклонимся, Троице Нераздельней, Единице по существу, яко Свету и Светом, и Животу и Животом, животворящему и просвещающему концы. [Прославим Отца, превознесем Сына, с верою поклонимся Божественному Духу, Нераздельной Троице, Единой по существу, как Свету и Светам, Жизни и Жизням, животворящему и просвещающему пределы вселенной.]

http://predanie.ru/book/218264-velikiy-p...

Мне думается, что время написания этого слова следует приурочить к первому пятилетию 80-х годов VII в. В 680-м году император Константин Погонат, усмирив разные возмущения в империи, восстановил власть греческого императора и разделил ее со своим юным сыном Юстинианом II, процарствовав после этого вместе с сыном до 685 года (года своей смерти) 28 . Этих-то двоих «равновенечных и сопрестольных царей» – Константина и Юстиниана и имеет в виду Андрей в своем похвальном слове ап. Титу. Подыскать другой исторический момент в конце VII и начале VIII в. (т.е. современный Андрею Критскому ), к которому были приложимы выражения слова на ап. Тита, трудно; между тем как указанному моменту вполне соответствуют в слове все черты, характеризующие современные обстоятельства. Изображая политическое положение о. Крит, автор представляет его печальным: Крит еще не завоеван, но переживает тяжкие бедствия войны, угрожаемой арабами с моря 29 . А такое положение острова было именно в последней четверти VII в. Арабы во второй половине этого века настолько подвинулись в своих завоеваниях в Африке, что в 670-м году основали уже в проконсульской провинции постоянный укрепленный лагерь Каирван (Кайраан), и оттуда начали распространять свое владычество посредством набегов и наложения дани и на окрестные владения греков 30 . При подобном положении дела в последней четверти VII века для греческих островов была постоянная возможность подвергнуться неожиданному нападению арабов, и нет нужды доискиваться точных указаний на частные моменты таких нападений: их было много. Во время одного из таких вражеских набегов на Крит в период царствования Константина и Юстиниана епископ Критский Андрей сказал свое похвальное слово апостолу Титу, прося его помощи 31 . Итак, в период с 680-й по 685-й год мы видим Андрея уже епископом на Крите. Сопоставляя эту дату с прежде установленной о годе смерти Андрея, мы должны сделать выводы: во-первых, что святитель Андрей епископствовал довольно долгое время, а во-вторых, что начало его епископства приходится на 80–85 гг. Как тот, так и другой вывод, действительно и подтвердится документальными свидетельствами, что увидим по ходу исторического повествования ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Рабское моление и ныне, преподобная, принесши ко благоутробней молитвами твоими Богородице, отверзи ми Божественныя входы. [Усердное моление и ныне, преподобная, принесши к милосердной Богородице, и твоими молитвами отверзи мне божественные входы.] Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Твоими молитвами даруй и мне оставление долгов, о Андрее, Критский председателю, покаяния бо ты таинник преизрядный. [Твоими молитвами даруй и мне оставление долгов, о Андрее, критский председателю, ибо покаяния ты таинник преизрядный.] Слава: Троице Простая, Несозданная, Безначальное Естество, в Троице певаемая Ипостасей, спаси ны, верою покланяющияся державе Твоей. [Троица Простая, Несозданная, Существо Безначальное, в троичности Лиц воспеваемое, спаси нас с верою покланяющихся Державе Твоей.] И ныне: От Отца безлетна Сына в лето, Богородительнице, неискусомужно родила еси, странное чудо, пребывши Дева доящи. [От Отца безлетна Сына, в лето Богородительнице неискусомужно Ты родила, странное чудо, пребывши Девой, млеком питающей.] Катавасия: Утверди, Господи, на камени заповедей Твоих подвигшееся сердце мое, яко Един Свят еси и Господь. Седален, глас 8: Светила богозрачная, Спасовы апостоли, просветите нас во тьме жития, яко да во дни ныне благообразно ходим, светом воздержания нощных страстей отбегающе, и светлыя страсти Христовы узрим, радующеся. Слава, другой седален, глас тот же: Апостольская двоенадесятице Богоизбранная, мольбу Христу ныне принеси, постное поприще всем прейти, совершающим во умилении молитвы, творящим усердно добродетели, яко да сице предварим видети Христа Бога славное Воскресение, славу и хвалу приносяще. И ныне: Непостижимого Бога, Сына и Слово, несказанно паче ума из Тебе рождшееся, моли, Богородице, со апостолы, мир вселенней чистый подати, и согрешений дати нам прежде конца прощение, и Царствия Небесного крайния ради благости сподобити рабы Твоя. Трипеснец, без поклонов, глас 8 Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.

http://predanie.ru/book/218264-velikiy-p...

Прославим Отца, превознесем Сына, с верою поклонимся Божественному Духу, Нераздельной Троице, Единой по существу, как Свету и Светам, Жизни и Жизням, Животворящему и Просвещающему пределы вселенной. И ныне, Богородичен: Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание. Сохраняй град Свой, Пречистая Богородительница. Под Твоею защитою он царствует с верою, и от Тебя получает крепость, и при Твоем содействии неотразимо побеждает всякое бедствие, берет в плен врагов и держит их в подчинении. Припев: Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева, и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. Андрей досточтимый, отец преблаженный, пастырь Критский, не переставай молиться за воспевающих тебя, чтобы избавиться от гнева, скорби, погибели и бесчисленных прегрешений нам всем, искренно почитающим память твою. Мытари были сборщиками налогов и считались в Иудее крайне грешными людьми, потому что работали на оккупационную римскую власть. Кроме того, они часто брали у людей лишнее. Любили их так же сильно, как в наши дни гаишников. Христос же не брезговал общением с ними. Фарисеи были благочестивыми порядочными людьми, изо всех сил стремящимися жить по-Божьему. Но Христос Врач, а они не чувствовали себя больными. Когда Он пришел в гости к мытарю Закхею, это произвело на него такое впечатление, что тот решил половину всех своих средств отдать нищим, а тем, кого он обидел – заплатить вчетверо, по закону Моисееву. Другой мытарь из притчи Христа просил о помиловании, тогда как фарисей благодарил за то, что он не похож на мытаря. Фарисей Симон принимал Христа у себя в гостях, но никак не показал Ему свое гостеприимство – не дал ни воды умыть ноги, ни помазал голову маслом, ни поцеловал. Блудница же пришла ко Христу и омыла его ноги слезами, помазала их миром, поцеловала их. Так она выразила свое раскаяние и благодарность за любовь Христа, и получила прощение. И св.Андрей сокрушается, что душа его не подражала этой блуднице, вперед его идущей ко спасению. Христос говорит, что если в каком-то иудейском городе не примут апостолов, то в день Суда этому  городу будет хуже, чем Содому и св.Андрей боится, что его постигнет судьба этих городов. И в то же время он призывает себя и нас не отчаиваться. Христос сначала отказывался исцелить дочь хананеянки и даже назвал ее псом, но она продолжала просить Его, и Сам Христос поразился ее вере и исцелил ее дочь. Дай Бог, чтобы так было и в нашей жизни.

http://predanie.ru/post2016/velikij-kano...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010