Вступить во мрак, где пребывает непознаваемый по Своей сущности Бог ( Исх. 20:21 ), и не только познать невыразимые Его тайны относительно нас, но и передать полученные там знания низшим силам души, способна лишь разумная сила духа в лице Моисея ( Исх. 19:25 ), уже имеющего предварительный опыт познания вещей духовного свойства из среды испорченного грехом сердца, словно из среды тернового куста, горящего таким огнем, в пламене которого сгорает не он сам, а лишь его «тернистость» ( Исх. 3:2 ). И вот в таком сердце, «в котором отсутствует всякое естественное движение к чему-либо плотскому», 96 греховному, «словно на неких скрижалях Моисеевых, Бог удостаивает начертать посредством Святаго Духа собственные письмена», 97 среди коих есть слова: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из плотского состояния, как из земли Египетской, из дома рабства греху, и да не будет у тебя мнимых богов пред лицем Моим, ибо если ты отвратишься от Меня, то легко начнешь обоготворять несуществующее, и, чтобы не случилось подобного, не делай себе из представителей мира сего кумира, и не поклоняйся им, и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» ( Исх. 20:1–6 ). Левит «Самоистукан бых страстьми, душу мою вредя, Щедре, но в покаянии мя приими и в разум призови». 98 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: О духовной ревности Текст для рассмотрения: Исх. 32 гл. Употребляемые категории: · МОИСЕЙ – разумная способность духа человеческого · ААРОН – ум или рассудок · ТЕЛЕЦ – образ греха · ЛЕВИТСТВО – ревность по Бозе Духовное делание отстоит от всех дел человеческих, как небо отстоит от земли. И хотя кажется, что небо и земля неотделимы и составляют одно целое, все же небо остается небом, не смешиваясь с землей, а земля не способна стать небом, не перестав быть землей. И как эти две стихии отделяются друг от друга, оставаясь в единении друг с другом, так и Господь отделил колено Левиино от всех других колен Израилевых, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему, и молиться, и благословлять именем Его ( Втор. 10:8 ), но при этом оставил его в общении со всем Израильским народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Вхождение же человеческого сознания в созданное духовным умозрением устроение знаменуется обильными слезами, которые идут буквально «день и ночь» ( Пс 41:4 ), по сказанному: «И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» ( Быт. 6:17 ). Как видим, слезы эти подаются Богом для истребления всякого вида плотского мышления, в котором заключается дух жизни по плоти, живущей единственно для земли. И льются эти слезы до тех пор, пока не истребится всякий вид греховного ощущения и мировосприятия, утвердившийся на поверхности земли ( Быт. 6:23 ), после чего слезы прекращаются, и ум, получив извещение об очищении души от греха ( Быт. 8:11 ), устрояет в сердце жертвенник Господу, принося, с помощью духовного умозрения, приятное Ему всесожжение из чистых мыслей и движений душевных ( Быт. 8:20 ). Хам «Хама онаго душе, отцеубийца подражавши, срама не покрыла еси искренняго, вспять зря возвратившися». 25 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: О зависимости богослужения от духовного умозрения Текст для рассмотрения: Быт. 9:18–27 Употребляемые категории: · НОЙ – духовное умозрение · СИМ – богопознание · ИАФЕТ – боголюбие · ХАМ – богослужение · ХАНААН – духовное жительство Духовное умозрение, осеняемое благодатью Божией, уподобляясь доброму земледельцу, по естественному действию своему желает возделывать землю так, чтобы чувственное созерцание зримых вещей давало плод духовный. Для этого оно насаждает виноградник ( Быт. 9:20 ), образуя в душе церковь , где лоза – Бог , а ветви – силы нашего духа. И как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и дух без Бога не может принести должного плода, состоящего во всякой благости, праведности и истине ( Еф. 5:9 ). Если же случается, что умозрение духа перестает усматривать Бога в природе, то сознание его настолько искажается, что он уподобляется человеку, которого одолело вино ( Иер. 23:9 ). Упившийся вином не знает, что говорит и что делает, а то, что говорит и делает, достойно смеха и сожаления. Не имеет он ни стыда, ни страха, ни совести, потому что ум его под действием вина омрачен и лишен здравого рассуждения. То же самое творит и упившийся разными суетными мыслями и похотью мира сего, ибо как бывает пьянство от вина – так бывает пьянство и не от вина, когда нападает дух усыпления, когда закрываются умственные очи, так что всякое пророчество, ими ранее с легкостью усматриваемое в окружающем мире, становится то же, что слова в запечатанной книге ( Ис. 29:9–11 ), когда, под действием этого духа опьянения, вся мудрость их исчезает ( Пс. 106:27 ) и они вводят человека в заблуждение во всех делах его ( Ис. 19:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Высокоглаголив ныне есмь, жесток же и сердцем, вотще и всуе, да не с фарисеем осудиши мя, паче же мытарево смирение подаждь ми, едине Щедре, Правосуде, и сему мя сочисли (Лк. 18: 13). Притча Христова о двух людях, молящихся в Иерусалимском храме: один грешный и смиренный мытарь (презираемый народом сборщик податей в пользу римских захватчиков), другой – самоуверенный, праведный фарисей (духовный лидер народа); из них оправданным в дом свой после молитвы вернулся отнюдь не второй, а первый. Этот мытарь плакал, бил себя в грудь и повторял: «Боже, милостив буди мне грешному», в отличие от фарисея, который в молитве благодарности Богу по большей части говорил самому себе о своей праведности. Эта притча о том, что Бог «гордым противится, а смиренным дает благодать». Самоистукан бых страстьми, душу мою вредя, Щедре, но в покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжание ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри. Человек, все силы и мотивы посвящающий тому, чтобы угождать своим похотям и страстям – гордости, тщеславию, сребролюбию, блуду, чревоугодию, – сам себя делает идолом и истуканом. Песнь 5 Низу сничащую подражай, о душе, прииди, припади к ногама Иисусовыма, да тя исправит, и да ходиши право стези Господни (Лк. 13: 11–13). Одно из чудес Христа, когда Он исцелил несчастную женщину, страдавшую восемнадцать лет недугом, скрутившим ее так, что она не могла выпрямиться. Прикосновением руки Господь освободил ее от этой страшной скованности, и женщина выпрямилась. К сожалению, человек не всегда чувствует искривление своих душевных качеств и психики, опустошение, наступающие от греховного образа жизни. Аще и кладязь еси глубокий, Владыко, источи ми воду из пречистых Твоих жил, да яко самаряныня, не ктому пияй, жажду жизни бо струи источаеши (Ин. 4: 11–15). Господь сказал самарянке (самаряне – народ, к которому иудеи относились с крайним пренебрежением), что не в каком–либо особенном месте подлинное служение Богу совершается, а происходит оно в сердце человека: «Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе». Христос сказал также этой женщине о благодати и изобилии Духа, которые Он даст верующему в Него как о воде живой: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

Гораздо больше в Писании встречается примеров противоположного свойства: Господь по Своей милости «отменяет» или «откладывает» первоначально предреченное наказание. Так, пророк Илия после казни Навуфея возвестил Ахаву: Вот, Я наведу на тебя беды и вымету за тобою… ( 3Цар. 21:21 ), однако Ахав раскаялся и Господь впоследствии в откровении пророку Илии как бы корректирует Свои слова: Видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его ( 3Цар. 21:29 ). Но самый известный пример – прощение жителей Ниневии. Сначала пророк Иона безапелляционно и безоговорочно возвестил: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! Однако ниневитяне покаялись и в итоге увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел ( Ион 3:4, 10 ). И хотя ясно, что Господь здесь действует по Своей милости, все равно формально получается, что пророчество Ионы не исполнилось. Значит ли это, что Иона – лжепророк? На это факт обращали внимание уже многие древние толкователи и, что интересно, именно нежеланием Ионы показаться лжепророком объясняли его неудавшуюся попытку бегства в Фарсис. Так, в иудейской традиции бытовало предание, будто Иона уже прежде откровения о Ниневии имел репутацию лжепророка, так как он возвестил гибель жителям Иерусалима, но они раскаялись и Бог помиловал их. В результате, когда он получил повеление от Бога проповедовать в Ниневии, он решил избежать своей миссии, иначе и язычники будут считать его лжепророком 3 . Более авторитетны для нас сходные рассуждения святителя Григория Богослова : «Иона бежал, чтоб не идти к ниневитянам с печальной и необыкновенной вестью и чтобы впоследствии не оказаться лжецом, если город спасется через покаяние. Ибо не спасение злочестивых огорчало его, но он стыдился быть служителем лжи и как бы ревновал о достоверности пророчества, которое в нем могло подвергнуться сомнению» 4 . Весьма вероятно, с мнением святителя Григория был знаком и преподобный Андрей Критский , который в Великом каноне выразил сходную мысль: «Иона в Фарсис побеже, проразумев обращение ниневитянов, разуме бо яко пророк Божие благоутробие: темже ревноваше пророчеству не солгатися» 5 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Для начинающих жизнь духовную оно на вкус бывает как чистое словесное молоко, дабы от него возрасти во спасение ( 1Пет. 2:2 ). Для тех, которых чувства уже навыком приучены к различению добра и зла, Слово Правды становится твердой пищей ( Евр. 5:14 ), способной укрепить сердца их на священные подвиги добродетели и подать твердость в борении с действующими страстями, по сказанному: «Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающих ми» ( Пс. 22:5 ). Усмирившим же страсти свои манна на вид представляется уже как бдолах ( Числ. 11:7 ) – та драгоценная жемчужина, за которую отдают всё, что имеют ( Мф. 13:46 ); вкусом же она становится как лепешка с медом( Исх. 16:31 ), и даже лучше меда способна услаждать душу своими смысловыми прозрениями ( Пс. 118:103 ). Синай «В пустыню вселися великий Моисей; гряди убо, подражай того житие, да и в купине Богоявления, душе, в видении будеши». 91 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: О сверхъестественном познании Текст для рассмотрения: Исх. 19 гл. Употребляемые категории: · СИНАЙ – возвышенное состояние души · МОИСЕЙ – разумная способность духа человеческого · НАРОД – силы души и тела Как существу, пресмыкающемуся по земле, недоступно познание сокрытого во глубине морской, так и тому, кто не рожден от Духа Святаго, невозможно ведать сущее в мире духовном и познавать глубины Божии ( 1Кор. 2:10 ), – кроме обитающих в Самом Духе, Им живущих и Ему причастных, ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ). Получить познания от Духа Божия возможно лишь тому, кто вышел из Египта, избавился от преследования фараонова, начал жизнь, лишенную плотских удовольствий, насладился живой водой двенадцати источников и ежедневно питается манной небесной. Таковым Господь обещает явиться в густом облаке ( Исх. 19:9 ) в третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния ( Исх. 19:1 ), в день Пятидесятницы, 92 в который обыкновенно сходит Дух Святый на всякого приготовленного к этому человека ( Деян. 2:1–4 ), сообщая ему вышеестественное познание Божественных вещей ( Ин. 14:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Дождевому червю не нужно небо. У него лишь две функции: питание и размножение. Двумерной плоскости ему вполне достаточно для выполнения жизненной задачи. Но горе человеку, который отрекается от неба, чтобы уподобиться дождевым червям. Чем больше приобретает человек имущества, чем больше врастает в землю, тем меньше становится собственное значение его личности. Жадность порабощает. Возрастает привязанность к земле и утрачивается духовная свобода. «Не собирайте себе сокровища на земле, где моль и тление истребляют и воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6, 19-21). Образ Божий дан человеку как искусному ювелиру даётся алмаз. Пока алмаз не огранён, он не отражает свет. Полированные грани превращают его в бриллиант, сияющий отражённым светом как звезда. Что такое добродетели: любовь и надежда, великодушие и мужество, терпение и целомудрие? – это полированные грани, отражающие небесный свет. Огранить алмаз – значит ограничить, отсечь лишнее. Освобождение всегда означает лишение чего-нибудь. В этом трагизм человеческой свободы и в этом её залог. В этом смысл воздержания, с которого мы начинаем подвиг покаяния. Только тот, кто ограничит себя алмазными гранями воздержания, терпения и целомудрия отразит на земле Божественный свет. 15 февраля 2010 г. На чтение Великого канона «Душа моя, душа моя, восстань, что спишь?..» (Кондак Великого канона) Кто так заботливо будит свою душу?  Может, нераскаянный грешник? Увы! Нераскаянные грешники крепко спят греховным сном. Тревожно будит душу свою кающийся грешник, великий подвижник Божий преподобный Андрей, святитель Критский. Нам ли не будить души свои умилительной его молитвой? Душа моя, восстань. Что спишь? Ты спишь, а лютый ад готовит тебе вечную погибель. Ты спишь, и ангел-хранитель скорбит, не в силах разбудить тебя. Ты спишь, и Церковь понапрасну расточает то мерный звон поста, то светлый перезвон праздничных колоколов. Он не волнует тебя.    

http://pravmir.ru/ogranit-almaz-znachit-...

" Жить молитвой " марта 2020 Митрополит Варсонофий совершил богослужения понедельника 1-й седмицы Великого поста В понедельник 1-й седмицы Великого поста, 2 марта,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  молился за уставным богослужением в  Казанском кафедральном соборе  - утреней, часами, изобразительными и вечерней. В тот же день правящий архиерей совершил великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в соборе. Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов с клиром и другие священнослужители. " Пост - это не человеческое изобретение, а установление Божие, - сказал владыка в проповеди. - Первую заповедь о посте Бог дал в раю Адаму и Еве: " От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него " (Быт. 2:16, 17). Господь не сказал, что если они вкусят запретные плоды, то убьет их. Но изрек: " В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь " (Быт. 2:17). Это означает, что человек свободно принимает в себя зло, а вместе со злом в душу вползает смерть. И вот, мы убеждаемся, что, совершая всякое зло, впускаем в душу грех, а тем самым - и смерть для души. Господь же хочет сделать нас счастливыми, ограждает нас заповедями Своими. Он заповедовал не убивать, не красть, не прелюбодействовать. Это та же первая заповедь в раю, когда Бог велел не вкушать плода. Если человек вкусит плод, то в его душу войдет смерть. А что вкушать велел Господь? Тело и Кровь Свои: " Тело Христово приимите, Источника Бессмертного вкусите " . Вот видите, мы, принимая Его Тело и Кровь, вкушаем бессмертие. А впуская в душу грех, принимаем смерть. Так что, мы - самоубийцы? Почему совершаем грех, в душу заводим смерть? Господь не хочет этого. " Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих " (Мф. 4:4), - сказано в Писании. Человек живет молитвой к Богу, предстоянием перед Ним. В великопостные дни мы должны ощутить себя грешниками и почувствовать нужду во Враче " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

И, как обещает Сам Господь: «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет. Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» ( Исх. 15:26 , Втор. 28:15 ). Пасха «Пасху на горничном месте, еюже ум утверждается, уготовите, безквасным истины словом». 81 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: Об условиях перехода из плотского состояния в духовное Текст для рассмотрения: Исх. гл. 12 Употребляемые категории: · ПАСХА – переход из плотского состояния в духовное · ИНОПЛЕМЕННИК – душа нечестивая · НАЕМНИК – душа сластолюбивая · ПЕРВЕНЦЫ ЕГИПЕТСКИЕ – греховные начатки падшей природы · НОЧЬ – жизнь плотская · АГНЕЦ – Сын Божий · СЕРЕБРО, ЗОЛОТО И ОДЕЖДЫ ЕГИПЕТСКИЕ – это те благие мысли, чувства и дела, которые возникают в испорченном грехом естестве нашем Закон Моисеев, в сущности своей, есть таинственное подражание порядкам небесной жизни, или «символическое, состоящее из намеков, сокращение будущей благодати, возвещающее образами исполнение будущей истины». 82 Свое начало Закон берет в Египте, точнее – в выходе из него. Сей выход ознаменовывается смертью целого поколения египетского и спасением соответствующего поколения Израильского. Этот день в ветхозаветном Израиле назывался Пасхой, в воспоминание освобождения из рабства Египетского и избавления первенцев от смерти. В Израиле новозаветном он, хотя и сохранил тот же смысл, приобрел иное значение. По смыслу, «Пасха» все так же означает «прехождение», но не временное и вещественное. Мы празднуем Пасху как избавление не от смерти временной, а как совершенное избавление от смерти, и освобождение не от рабства человеческого, но от рабства греху и диаволу. Согласно новому значению, мы празднуем Пасху не в определенное время года и в определенном месте, но тогда, когда душа наша переходит из состояния плотского, греховного и смертного в состояние духовное, бесстрастное и бессмертное. 83 Таким способом мы можем совершать Пасху не один раз в год, а ежедневно, и не в определенный час, а ежечасно. При этом условия для совершения Пасхи остаются те же.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Иисус Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца, – учит нас и святой апостол Павел ( Флп.2:6-11 ). И благодаря этой небесной логике Крест Сына Давидова, подобно некогда Давидовой праще, из жалкого орудия становится оружием вечной славы. Он был непонятен и даже презираем для многих великих мирских мудрецов, властителей и воинов века сего – но именно через него, а не через их силу и мудрость пришло в мир спасение. «Если бы не было Креста, то и Христос не был бы распят. Если бы не было Креста, то и Жизнь не была бы пригвождена к древу. А если бы Жизнь не была пригвождена, то не истекли бы из ребра потоки бессмертия – кровь и вода, очищающие мир, рукописание греха не было бы разодрано, нам не была бы дарована свобода, мы не стали бы наслаждаться древом жизни, не отверзся бы для нас рай, пламенное, обращающееся оружие не отступило бы от Эдема, и разбойник не сделался бы обитателем рая… Если бы не было Креста, смерть не была бы попрана, ад не был бы опустошен, и враждебный змий не был бы умерщвлен. Посему Крест – великое и драгоценное стяжание! Великое потому, что через него явлены великие благодеяния, тем более великие, что чудеса и страдания Христовы одержали победу над всею вселенною. Драгоценное, поскольку Крест служит знамением страданий Христа и Его победы. Страданий: ибо Он добровольно вкусил на нем смерть. Победы: ибо им поражен диавол, побеждена смерть, вереи адовы сокрушены, и Крест соделался общим спасением для всего мира», – говорит об этом святой Андрей Критский. И совсем не случайно обретение и воздвижение Честного Креста, этого знамени вечной победы Бога, произошло вскоре после окончания вековых гонений, которые должны были бы погубить Церковь, но лишь еще больше прославили и укрепили ее.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Итак, телесная кончина, пусть и всего на три дня – свидетельство того, что Богоматерь такой же человек, как и все остальные, хотя католики думают иначе, утвердив ложный догмат о «Непорочном Зачатии Девы Марии». Если бы Ее зачатие было бы действительно непорочно и лишено первородного греха – источника смерти, то Она бы и не умирала. А в соответствии со следующим католическим «догматом» – «О телесном Вознесении Девы Марии» Она и вовсе не умирала. Но это входит в противоречие со свидетельствами святоотеческого Предания, на котором основывается Православная Церковь, одно из каковых свидетельств – преподобного Иоанна Дамаскина – о телесной смерти Божией Матери мы с вами только что слышали. Еще один смысл телесной кончины Пресвятой Девы – символически-назидательный. Кончина и телесное воскресение Богоматери – первый пример и свидетельство того, что будет со всеми нами, в том числе уже умершими, по Втором Пришествии Христа, в день Всеобщего Воскресения, когда наши тела соединятся с душами, и если мы окажемся достойными по своим добродетельным свершениям и чистоте от греха вечной жизни, то перейдем в нее подобно Божией Матери. Смысл смерти после Христа изменился: «Уже не лежит более на Израиле ярмо законного рабства, ибо Сам Христос подписал нам свободу, даровав служение в Духе, – и подписал, как на хартии, на Теле, которое из Богоматери, Прошедший Небеса ( Евр.4:14 )», – говорит об этом преподобный Андрей Критский в своем Слове на Успение. Смерть для нас после Христовых смерти и воскресения и вовсе является благом: «Нужно, чтобы то, что составлено из земли, возвратилось в землю, а потом взошло на Небо, приняв в земле чистейшую жизнь, через отложение в ней плоти. Нужно, чтобы тело через смерть, как бы через огонь в горниле, подобно золоту, очистившись от земной и мрачной тяжести тления, восстало из гроба нетленным, чистым и озаренным светом бессмертия», – вторит ему преподобный Иоанн Дамаскин. Да, наступающий праздник – не только воспоминание прошлых событий, но и пример для всех нас. Не случайно сегодня, готовясь встречать Успение, мы с вами читали такой на первый взгляд странный отрывок из Евангелия: Около Него сидел народ. И сказали Ему, вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им, кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь ( Мк.3:32–35 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010