Кому адресована эта притча? Евангелист пишет, что Господь говорит её к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других (ст. 9). Вот — важный урок для всякого, кто приступает работать Господеви (см. Сир 2:1), кто берёт на себя духовный труд: не надейся на свою праведность и не позволяй себе взвешивать других. Это очень простое правило духовного труда. Простое и понятное. Но как сложно его понести! Тем более, зная, что весь труд, ради Бога понесённый, может развалиться из-за этого неистребимого духа тщеславия и гнушения ближним. Преподобный Андрей Критский в своём знаменитом покаянном каноне поминает и фарисея: “Сей же величашеся вопия: Боже, благодарю Тя: и прочия безумныя глаголы” (песнь 9-я). Как это страшно звучит: безумие в благодарности! Разве благодарственная молитва, которая вообще есть основа христианства, может быть безумной? Выходит, что может. Фарисей живёт в каждом из нас. Это прискорбно, но это так. Это даже роднит всех нас как-то по-особому. Зёрна тщеславия неприхотливы и растут на любой почве, даже на почве отсутствия тщеславия. И у каждого подвижника всегда остаётся риск довольства собой, когда сам духовный подвиг совершается уже и не пред очами Божиими вовсе, а как бы перед зеркалом в жесте почитания собственного изображения, которое стало идолом, требующим человеческих жертв. И тебе не нужен ближний, и Сам Бог уже — лишний в этом танце чистого самообольщения. Но как бы ни было всё это стыдно и мерзко, Господь не гнушается даже нашим нечистым добром. Предпочитая молитву мытаря, Спаситель всё же говорит: сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (ст. 14). Господь не проклял несчастного фарисея, не отвергнул и его безумного благодарения, просто тот пошёл менее оправданным, чем кающийся мытарь. Вот это и есть воспетая Апостолом превосходящая разумение любовь Христова (см. Еф 3:18). Это странно, это просто изумительно, но авторами двух самых известных православных молитв были не столпы благочестия, а кающиеся грешники 1 .

http://pravmir.ru/propovedi-igumen-savva...

Кто может обратиться и еще раз стать ребенком? Мария была и всю Свою жизнь оставалась отроковицею, по целомудрию и простодушию, по страху Божию и послушанию Богу. Не вошла ли Она в Царствие Сына Своего еще и прежде Его проповеди о Царствии? Вот, Царствие Божие внутри Нее было (Лк.17:21)! Как дитя, Она и смутилась при явлении ангела; как дитя, и размышляла, что бы это было за приветствие. В Ней нет ничего искусственного, изворотливого, наигранного, но все по-детски просто, целомудренно, ясно и прямодушно. Великий Гавриил, присутствовавший при сотворении человека в начале времен и имеющий силу насквозь презирать души человеческие, видел взволнованные помышления Пречистой Девы яснее, нежели мы можем видеть тела. Итак, узрев Ее душевное смущение, он поспешил умирить его умилительными словами: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. Не бойся, Дитя! Не бойся, благодатная Дщерь Божия! Не бойся, Благословеннейшая из всех смертных, ибо благословение Божие снизойдет чрез Тебя на весь род человеческий! Не бойся, ибо Ты обрела благодать у Бога. (Богодухновенный Андрей Критский, проникая в мысли великого архангела, так объясняет благовещение Пресвятой Деве: " Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога, благодать, коей не приняла Сарра, коей не ощутила Ревекка; обрела благодать, коей не удостоилась ни славная Анна, ни Феннана, ее соперница. Ибо, хотя они стали матерями, все же в бесчадии утратили девство, а Ты, становясь Материю, сохраняешь и девство Свое неповрежденным. Итак, не бойся; Ты обрела благодать Божию - благодать, коей, кроме Тебя, никто от вечности не обретал " . Слово на Благовещение.) Сии последние слова свидетельствуют против утверждения некоторых западных богословов о так называемом " непорочном зачатии " , то есть о том, будто Дева Мария зачата и рождена от Своих родителей без тени греха Адамова и ответственности за этот грех. Если бы сие было так, к чему бы архангелу говорить: Ты обрела благодать у Бога? Благодать Божию, включающую в себя понятие прощения, обретает, во-первых, нуждающийся в ней, а во-вторых, ищущий ее. Нет, Пресвятая Дева приложила исполинский труд для возвышения Своей души к Богу, и на этом пути возвышения встретила Ее благодать Божия. Умирив Девическую душу Марии, крылатый вестник Божий теперь передает Ей главное послание небес: и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Божий вестник глаголет точно до подробностей. Зачнешь во чреве, то есть в теле; как и Псалмопевец употребляет схожее выражение: и дух прав обнови во утробе моей (Пс.50:12). Подчеркивая во чреве, архангел словно желает заведомо предостеречь против лжеучения еретиков-докетов, будто бы Христос не имел настоящего тела, и не был по-настоящему рожден, и не был настоящим телесным человеком, но только призраком телесного человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их, и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества. И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля. И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение (Чис 16:1–35). И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? [что сказать им?] И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его [за хвост]; и он стал жезлом в руке его. Это для того, чтобы поверили [тебе], что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее [из пазухи своей], и вот, рука его побелела от проказы, как снег. [Еще] сказал [ему Господь]: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его (Исх 4:1–7). Свернуть Песнь 7 Седьмая песнь посвящена израильским царям Саулу и Давиду. Однажды у отца Саула, Киса, потерялись ослицы, и он отправил на их поиски своего сына и одного из слуг. Они долго не мог найти ослиц и решили зайти в город, где в тот момент находился пророк Самуил, чтобы спросить у него, где им искать животных. Пророк не только открыл им местонахождение ослиц, но и по повелению Божьему помазал Саула на царство. Так Саул стал первым израильским царем. Вспоминая эту историю, преподобный Андрей призывает нас правильно расставлять приоритеты, ставя на первое место Царство Божие, а не идти на поводу у страстей и греховных желаний: «Саул иногда, яко погуби отца своего, душе, ослята, внезапу царство обрете к прослутию; но блюди, не забывай себе, скотския похоти твоя произволивши паче Царства Христова (Саул, некогда потеряв ослиц своего отца, неожиданно с известием о них получил царство; душа, не забывайся, предпочитая свои скотские стремления Христову Царству).

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

На вопрос о том, каким образом Христос мог одновременно быть в сердце земли, в раю с разбойником и на небесах вместе со Своим Отцом, преподобный Иоанн Дамаскин отвечает, что, хотя Христос умер как человек и Его душа была отделена от тела, Божество осталось неотделенным от того и другого, и единая Ипостась Бога Слова не разделилась. Ибо, «хотя в отношении к месту душа была отделена от тела, в отношении к Ипостаси она была соединена с ним через В православных богослужебных текстах неоднократно говорится, что ни во время страданий, ни во время смерти Христа и сошествия во ад Его Божество не разлучалось с Его человечеством: «Божество Христа оставалось единым и неразлучным с Отцом и Духом как в аду, так в гробу и в «В гробу плотью, в аду душой как Бог, в раю с разбойником и на престоле Ты был, Христос, с Отцом и Духом, все наполняя, Богослужение Великой Пятницы, когда Церковь вспоминает распятие и смерть Христа, сосредоточено на духовном созерцании Божественной славы, которая была явлена в страданиях Бога воплотившегося. Об этой «крестной славе» говорит преподобный Андрей Критский : «Слава Христа есть Крест; он был целью, определенной Им прежде веков… Хотя Он еще прежде всех веков имел славу Отца, как Бог и Сын Божий, равносущный Отцу; но и святое страдание пречистой плоти Своей вменяет Себе в славу, как причину всемирного Богослужение Великой Субботы, когда вспоминается пребывание Христа во гробе и сошествие во ад, пронизано ожиданием Воскресения и переживанием победы Бога над смертью и адом. «Смерть Бога» открывает путь к воскресению, а гроб Спасителя становится «живоносным гробом» — источником жизни для всего искупленного Христом человечества. Догмат о Воскресении Иисуса Христа является краеугольным камнем христианской веры. Апостол Павел говорит: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» ( 1Кор 15:14 ). О том, что Христос воскрес, единодушно свидетельствуют все Евангелия ( Мф 28 ; Мк 16 ; Лк 24 ; Ин 20–21 ). Свидетельство о Воскресении Христа было главным в проповеди апостолов. В день Пятидесятницы апостол Петр обратил к собравшимся в Иерусалиме слова: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» ( Деян 2:22–24 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Не мне ли говорил апостол: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые? " ( Рим.6:19 ). Как далеко через времена пророчествовал о мне великий Иезекииль, говоря: придет срок, когда «вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши!» ( Иез.36:31 ). Отвращением наполнен я к грехам моим, но – и грехами этими я наполнен... Как я – обитель греха – предстану пред Тобой, Судия мой? Как – если только Ты не освободишь меня от него Своей Божественной силой по неизреченному человеколюбию Своему? «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» ( Пс.56:8, 107:2 ). Я иду к Тебе очищающей дорогой поста. Не постави мне в вину грехов моих – вольных и невольных, ведомых и неведомых, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении, яже в разуме и в неразумии, яже в совершении Великого канона сего... грехов всех дней живота моего... Вся ми прости, яко Благ и Человеколюбец! Чти в четверток пятыя седмицы на утрени. Иный канон преподобныя матере нашея Марии Египетския, в тойже глас, и ирмос. егоже краестрочие 216 : Ты преподобная Марие помогай 217 . Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Ты ми даждь светозарную благодать от Божественнаго свыше промышления избежати страстей омрачения и пети усердно твоего, Марие, жития красная исправления. Как повествует Синаксарь 218 , житие преподобной Марии Египетской было изложено иерусалимским патриархом Софронием 219 тогда же, когда преподобный Андрей Критский написал свой Великий канон. Это житие, по словам составителя Синаксария, «умиление предлагает бесчисленно, и многое прегрешившим, и согрешающим утешение дает, аще точию злых отступити хотят». Присноблаженный Софроний обращается практически к современникам описываемых им событий: он пишет о том, «что случилось во времена наши и о чем поведал святой муж, привыкший с самого детства говорить и совершать угодное Богу. Пусть же не соблазнит неверного заблуждение, будто в наши дни не случается столь великих чудес. Ибо благодать Господня, из поколения в поколение нисходящая на святые души, «приготовляет», по слову Соломона ( Прем.7:27 ), друзей Господа и пророков» 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Но Урия спал у ворот царского дома со всеми слугами своего господина, и не пошел в свой дом. И донесли Давиду, говоря: не пошел Урия в дом свой. И сказал Давид Урии: вот, ты пришел с дороги; отчего же не пошел ты в дом свой? И сказал Урия Давиду: ковчег [Божий] и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой есть и пить и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю. И сказал Давид Урии: останься здесь и на этот день, а завтра я отпущу тебя. И остался Урия в Иерусалиме на этот день до завтра. И пригласил его Давид, и ел Урия пред ним и пил, и напоил его Дави д. Но вечером Урия пошел спать на постель свою с рабами господина своего, а в свой дом не пошел. Поутру Давид написал письмо к Иоаву и послал его с Уриею. В письме он написал так: поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер. Посему, когда Иоав осаждал город, то поставил он Урию на таком месте, о котором знал, что там храбрые люди. И вышли люди из города и сразились с Иоавом, и пало несколько из народа, из слуг Давидовых; был убит также и Урия Хеттеянин (2 Цар 11:2–17). Свернуть Песнь 8 В восьмой песни упоминается несколько ветхозаветных событий и персонажей. Во-первых, чудесное вознесение на небо пророка Илии на огненной колеснице. Преподобный Андрей призывает душу иметь перед глазами пример пророка и подобно ему взойти на колесницу добродетелей, чтобы приблизиться к Богу: «Колесничник Илиа колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше иногда от земных; сего убо, душе моя, восход помышляй» (Везомый на колеснице Илия, взойдя на колесницу добродетелей, некогда вознесся как бы на небеса, превыше всего земного; помышляй, душа моя, об его восходе). Во-вторых пророк Елисей, ученик Илии, получивший от своего учителя перед его вознесением милоть (плащ из овечьей шерсти). Автор противопоставляет Елисея, принявшего вместе с милотью сугубую благодать и силу, своей душе, которая в силу свойственного ей невоздержания остается непричастной благодати Божией: «Елиссей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание» (Некогда Елисей, приняв милоть (плащ) Илии, получил сугубую благодать от Господа; но ты, душа моя, не получила этой благодати за невоздержание).

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

Но что говорит Евангелие? Мария же сказала: Се раба Господня; да будет мне по слову Твоему (Лк. 1:38). Видишь ли разум Её? видишь ли превосходство скромности, облекающей Её? Узнав о зачатии и рождении от Неё, также о том, кто родится и чьим будет Сыном, как Он назовется и чей займет престол, над кем будет царствовать; наконец узнав и то, что имеющий от Неё родиться никогда не будет без царства, — Она ответила радостным гласом: се раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Очевидно, Она выразила этими словами следующее: вот, Я в готовности, и препятствия не будет никакого: душа Моя желает, чрево Мое достойно, ибо оно неприкосновенно и сберегается для одного Создателя. Се раба Господня, беспрекословная к повиновению, способная к служению и готовая к принятию; да будет Мне по слову Твоему. После того, как ты все возвестил Мне, как дóлжно, оно ознаменовалось радостию и славою вышнею. Се раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Какое неизреченное смотрение! Какая благодать! И еще более, какая вечная воля и предведение! Поистине, Дух Святой вселился в Деву и сила Всевышнего осенила Ее, по предопределенному совету и предведению Божию. И отошел от Нее Ангел — сказано (Лк. 1:38) — то есть, по исполнении порученного ему дела. Отошел Ангел, но Господь не отступил от Нее. Тот ограничен, хотя и бестелесен, — а этот неограничен, хотя в теле и во чреве Девы; тот возвестил грядущего, рождаемого от Девы, для спасения людей; а этот, прияв существо наше, преобразил в Себя, возвратив природе нашей образ Божий и первое достоинство, непослушанием прародителей потерянное, и после сего воссел на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и всякого имени, каким именуются в нынешнем веке и в будущем (Ефес. 1:21–22). Ему слава, держава, честь и поклонение, со безначальным Отцом и с пресвятым животворящим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Печатается по изданию: Избранныя слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы. — Uздahie Русского на Аоне Пантелеимонова Монастыря. — СПб.: В Tunorpaфiu А. И. Траншеля, 1869. — С. 96–114.

http://predanie.ru/book/218264-velikiy-p...

Покорившись Ему, противостаньте диаволу, и убежит от вас ( Иак. 4:7 ). Только противостойте ему твердою верою ( 1Петр. 5:9 ) и с оружием правды в правой и левой руке ( 2Кор. 6:7 ). Станьте, препоясав умственные чресла ваши истиною, прекратив тем самым брожение беспорядочных помыслов, и облекшись в броню праведности сердечных расположений, и обув ноги воли нашей в готовность жить по евангельским заповедям, что и означает благовествовать мир, а паче всего возьмите всесильную уверенность в Боге – тот щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого, и шлем спасения как соединение с Господом в Таинствах возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие, данное человекам во спасение ( Еф. 6:14–17 ). И помните, что оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор. 10:4–5 ), Который есть Путь ( Ин. 14:6 ) для тех, кто идет путем духовного делания со всем усердием, терпеливо преодолевая встречающиеся на этом пути всевозможные трудности и соблазны, и одновременно Дверь ( Ин. 10:9 ), вводящая «в ведение тех, кто успешно преодолел весь путь добродетелей». 14 Вошедших же во внутреннейшее за самую завесу Слова, куда предтечею за нас вошел Иисус ( Евр. 6:19–20 ), ожидает не только утерянное наслаждение плодами Духа, но и такое созерцание, о котором свидетельствуют испытавшие его, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ). Авель «Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния Божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго». 15 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: О духовном мудровании Текст для рассмотрения: Быт. Гл. 4:1–8 Употребляемые категории: · АДАМ – ум человеческий · ЕВА – органы восприятия · АВЕЛЬ – духовное мудрование · КАИН – плотское мудрование · ОВЦЫ – неразумные движения души и плоти Стремящийся к неразумным удовольствиям ум человеческий естественным образом ниспадает в неестественную ему область чувственных вещей, переходя из страны духа – в страну плоти, для возделывания той земли, из которой он когда-то был взят Духом Святым ( Быт. 3:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Помимо этого, по убеждению все того же Андрея Критского , «под днем можно еще понимать и очевидность этого чуда [воскрешения Лазаря], которое подобно солнцу облистало омраченные сердца, и вдруг – всю Иудею…». Под мраком, по его мнению, можно понимать мрак неверия, духовной слепоты, что лежит на очах врагов Христа, предстоявших в момент совершения Господом чуда у гроба Лазаря. Они оказались свидетелями удивительного события воскрешения четверодневного мертвеца, однако не приняли Христа, но, напротив, еще более озлобились против Него, продолжая ходить во тьме (ср. Пс. 81: 5 ). Как иначе можно назвать такую вражду против Господа, если не ночью, мраком? Святитель Иоанн Златоуст в своей 62-й гомилии на Евангелие от Иоанна так поясняет слова Господа: если даже ходящий при материальном свете дня находится в относительной безопасности, потому что ясно видит перед собой дорогу и избегает различных препятствий, то тем более находится в безопасности тот, чей духовный путь освещается Самим Господом, Который ведет его ко спасению. Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его ( Ин. 11: 11 ). Святитель Андрей Критский подчеркивает, что Господь произносит эти слова без малейшей доли тщеславия. Ведь Он – истинный Бог , чуждый всякого внешнего честолюбия и при этом – абсолютно всемогущий, поэтому для Него воскресить человека все равно что пробудить его от сна. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему ( Ин. 11: 12–15 ). Поначалу Господь говорит Своим ученикам о Лазаре намеренно неопределенно. Он использует слово «сон» вместо страшного «смерть». Теперь же Христос прямо и ясно свидетельствует о наступившей смерти друга. Тем самым для Господа наконец настает время отправиться в Иерусалим: и ради совершения величайшего чуда, и для Его прославления народом во время торжественного входа в Иерусалим, но более всего – ради Креста и Смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Посему если кто, вспомнив о них и об их чести, и блаженстве, и славе, будет прославлять увенчавшего их Бога, тот доставит им радость выше всех радостей, и особенно если будет прославлять не одними только словами, но и приношением благодарственных даров, – тех даров, которые так угодны Богу и ценятся ценою самою высокою. В этом случае, как Сам Спаситель, милостиво приемля сии дары и ценя их выше всякого законного служения, взамен дает нам Свое Тело и Кровь, так и святые, радуясь о тех дарах, которыми мы думаем почтить их, как не радуются ни о чем другом, вполне отдают себя на служение нам во всем том, что полезно нам, так как во всем подражают своему Владыке» 1511 . Помилуй, Боже, помилуй мя. Чти в понедельник. Согрешивша, Спасе, помилуй, воздвигни мой ум ко обращению, прими мя кающагося, ущедри вопиюща: согреших Ти, спаси, беззаконновах, помилуй мя Внемли, душа моя, покаянной молитве, которую излил из сокрушенного сердца своего преподобный Андрей в научение тебе: «Спасе мой! Помилуй меня, согрешившего, подними мой ум к обращению от греха, прими меня, кающегося, даруй мне щедроты Твои, вопиющему: «Согрешил Тебе, спаси меня, беззаконновал пред Тобою, помилуй меня! " Когда ты слышишь такие покаянные слова из уст того, кого Церковь вот уже одиннадцатое столетие почитает как своего учителя, почему не становится тебе страшно? Тот, кому от Господа было вверено попечение о Критской пастве, тот, кому велением Создателя был дан талант песнотворчества во славу Божию и в научение всем верным, тот, по слову которого проливались дожди и в страхе бежали враги видимые и невидимые, – тот самый земной ангел, небесный же человек, со слезами взывает к Спасителю, открывая пред Ним беззакония свои, полагая под ноги Его грехи свои, повергая пред Ним во прах ум свой, отягощенный преступлением заповедей (а оно-то – и есть грех по преимуществу). Не тебе ли сказано, душа моя: «Ученик не бывает выше своего учителя, но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» ( Лк. 6, 40 ; ср.: Мф. 10, 24 ) – и «довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его» ( Мф. 10, 25 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010