(св. Андрей Критский ) Тема тропологии: О духовном умозрении Текст для рассмотрения: Быт. Гл. 6–7 Употребляемые категории: · СЫНЫ БОЖИИ – богомыслие · ДОЧЕРИ – нечестивые мысли · ИСПОЛИНЫ – виды идолослужения · НОЙ – духовное умозрение · СИМ – богопознание · ХАМ – богослужение · ИАФЕТ – любовь к Богу · КОВЧЕГ – духовное устроение души · ПОТОП – слезы Извечное промышление Бога о роде человеческом нагляднее всего выражается в возможности богопознания чрез созерцание сотворенной Им природы. Причем, с одной стороны, Бог создал вселенную великой и удивительно прекрасной, а с другой – напечатлел на всем созданном много признаков слабости и несовершенства, чтобы созерцающих видимые предметы не только привлекать к служению невидимому их Создателю, но и воспрепятствовать поклонению твари вместо Творца. Но увлекшиеся исключительно внешней стороной жизни настолько осуетились в умствованиях своих, что, называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся ( Рим. 1:21–23 ). Впрочем, виновно в этом не творение Божие и не чувства наши, а нечестивые помыслы, в которые погружается неразумная душа. Когда потомки Каина начали умножаться на земле, т.е. когда плотское мудрование стало развиваться, проявляя себя в различных формах, так что родились у них дочери – мысли нечестия о Божественном и духовном, тогда сыны Божии – различного вида богомыслия, пленяясь прелестью дочерей человеческих, брали их себе в жены, какую кто избрал, и, сочетаясь таким образом с тем или иным видом нечестия, стали порождать и умножать богохульные ереси. Особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, они стали рождать исполинов, имена коих суть мамона ( Мф. 6:24 ), любостяжание ( Кол. 3:5 ), чревоугодие ( Фил. 3:19 ) и т.п. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека с возможностью пребывать на земле, и восскорбел в сердце Своем о слабости человеческой воли в отношении всего духовного и божественного. И сказал Господь: истреблю с лица земли тех человеков, которых Я сотворил, но которые онечестивились в помыслах и чувствах своих, истреблю единосущным Словом Своим все виды нечестия, уподобившие Меня всякой твари, вплоть до скотов, и гадов, и птиц небесных ( Быт. 6:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Святителю Феофану вторит и святитель Димитрий Ростовский в Слове на Преображение: «Богомыслие и трудолюбие для желающего достигнуть небесных благ и радостей так же необходимы, как птице крылья, птица с одним крылом не может летать по воздуху, и человек, обладая только одной из этих добродетелей, не может вознестись на высоту совершенного спасения; богомыслие без трудолюбивой жизни не действительно, и не приносит пользы трудолюбие без богомыслия». И как научал своих монахов преподобный Венедикт Нурсийский – «молись и трудись» (Ora et labora). Ведь и апостольский путь к святости и духовному преображению начался с того, что они не просто «приняли к сведению» поучения Господа, но на деле последовали за Ним – об этом тоже говорится в сегодняшнем Евангельском чтении: Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним ( Мк.1:1 6–20). Итак, с чего же нам начать свое восхождение на гору Фавор вслед за Господом, свой путь преображения? Конечно, всегда имея в качестве своей цели наибольшую из добродетелей – добродетель любви. Взращивая в своей душе нелицемерную деятельную любовь к Богу и людям – не сентиментальное чувство, но ту подлинную любовь, которая прежде всего стремится ко благу любимого, – нам неизбежно придется стяжать и все прочие добродетели. Но и они, и все подвиги благочестия без любви, по слову апостола Павла, не имеют ценности. Вот что говорит об этом преподобный Андрей Критский: «Любовь заключает в себе все добродетели, есть самая высшая истина из всего, что возвещено Священным Писанием, и нет ни одной добродетели, приближающей человека к Богу и удостоивающей его высшей славы и царства, которая не зависела бы от любви и в ней не содержалась. Посему высшую чистоту и совершенство человека, стремящагося к Верховному Благу, Которое есть Бог, производит одна только любовь».

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Еммануил в переводе и означает «с нами Бог». Не нужно понимать эти евангельские слова примитивно, в том смысле, что Господь должен был получить имя не Иисус, «Бог спасает», а Еммануил, «с нами Бог». Имя Еммануил в кратчайшей форме говорит о таинстве Боговоплощения, о том, что родился Бог, а не просто какой-то необыкновенный пророк, праведник, спаситель еврейского народа, или судия, или реформатор нравственности и религии. Оно говорит о том, что в этом человеческом естестве, словно в некотором храме, или, как выражается о плоти Спасителя Андрей Критский, под прикрытием этой таинственной багряницы, находится Само Божество. Когда Господь Иисус Христос пребывает с нами, то с нами пребывает Бог. Вот что означает имя Еммануил, вот для чего оно было предсказано еще пророком. Тем самым он прикровенно говорил об очевидном для нас, христиан, ныне уже совершившемся Бо-говоплощении. Боговоплощении в точнейшем смысле слова. Прочитанная нами главка составителем синопсиса названа «Благовестие Иосифу о Боговоплощении», и происходили все эти события в Назарете. Следующая главка называется «Рождество Иисуса Христа», и события, которые там описаны, происходили уже в Вифлееме. Матфей говорит об этом так: «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего Первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» ( Мф.1:24-25 ). Здесь не рассказывается о странствовании в Вифлеем по той причине, что евангелист Матфей вообще повествует о рождении Спасителя кратко, даже не упоминая, где это происходило. Впоследствии он будет говорить о пришествии волхвов и тогда скажет о Вифлееме, месте Рождества. Евангелист не называет место, где произошло явление Иосифу во сне Ангела, благовестившего ему о Боговоплощении, однако, обратившись к евангелисту Луке, мы узнаем, что это происходило в Назарете и только потом Иосиф ради переписи вынужден был пойти в Вифлеем.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? ( Ин. 11: 39–40 ). Святитель Андрей Критский слегка упрекает здесь Марфу за произнесенное ею, считая эти слова свидетельством охватившего ее – перед лицом страшной картины кажущегося всесилия смерти – сомнения в силах Христа воскресить Лазаря. Ведь тело Лазаря достигло большой степени разложения, смердит. Сильный запах тления испугал ее, привел в трепет, заронил в ее душу семена неверия… Именно поэтому ответ Христа Марфе звучит с легким укором – как упрек в охвативших ее сомнениях. Согласен здесь со святителем Андреем и святитель Амфилохий, который, обращаясь к Марфе, говорит как бы от лица Христа: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию ( Ин. 11: 40 )? Мне ли ты говоришь: уже смердит? Сестра твоя миро принесла Мне, а ты помрачаешь благоухание своим неверием. Хочу видеть гроб друга Моего». Итак отняли камень [от пещеры], где лежал умерший ( Ин. 11: 41 ). У гроба Лазаря: молитва Бога Может ли Сын Божий молиться Богу, и если да, то каким образом? Казалось бы, странный вопрос! Конечно же, Бог не должен молиться! Но ведь перед воскрешением Лазаря Господь именно молился , возведя глаза к небесам и обращаясь к Богу Отцу так: Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня (Ин. 11: 41–42). Итак, святые отцы задаются здесь вполне естественным вопросом: если Христос Сам есть истинный Бог, Сын Божий, Который по Своему Божеству абсолютно равен Богу Отцу, то зачем Ему вообще совершать молитвы? И ради чего Он поступает так именно здесь – у гроба Лазаря? Обычно наша молитва бывает обращена к Богу как к Тому, Кто бесконечно выше и могущественней, чем мы, к Тому, Кто может оказать нам Свою всемогущую и благодатную помощь. Мы молимся о том, чего не в силах достичь, чего не можем самостоятельно – без Небесного вмешательства – реализовать. Но в отличие от нас Иисус Христос – это Сын Божий, Всемогущий Господь, Который Сам обладает абсолютным Божественным всемогуществом, Который Сам всесилен. И если это так, то разве для Него может быть что-либо трудное, невыполнимое? Разве Ему бывает необходима помощь «со стороны»?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Скачать epub pdf Часть первая. Ветхозаветное Писание Введение в часть первую – Ветхозаветное Писание Моисеево приведох ти, душе, миробытие, и от того все Заветное Писание, поведающее тебе праведныя и неправедныя, от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Бога (против Бога) согрешивши. Святой Андрей Критский в своем Великом каноне собрал из истории ветхозаветной черты жизни праведной и грехолюбивой. Указание на примеры ветхозаветных праведников и грешников он начал с первых дней мира, то есть с Адама, провел через историю Церкви патриархальной и подзаконной по писаниям Моисея и прочим ветхозаветным книгам и довел до вавилонского плена. Христианской душе дана возможность сличить свое нравственное состояние с этими примерами, чтобы видеть, каким путем она идет, путем ли ревнителей праведности, неуклонно исполнявших ее требования, – либо падавших, но каявшихся, – или пагубным путем грешников, не заботившихся о покаянии и спасении души. Быть может, беспристрастное сличение оставит в нас горькое убеждение, что мы идем больше последним, чем первым путем, что подражаем больше ветхозаветным грешникам, чем ветхозаветным праведникам. Но, подражая ветхозаветным грешникам, новозаветный верующий подлежит настолько большей ответственности перед Судом Божиим в сравнении с ними, насколько новозаветный закон выше ветхозаветного; " ибо, – говорит Апостол, – если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами и раздаянием Духа Святого по Его воле?» ( Евр. 2, 2–4 ). Слово, возвещенное через Ангелов, – это закон Моисеев, данный Богом при посредстве Ангелов (см. Втор. 33, 2 ; Гал. 3, 19 ; Деян. 7, 53 ), которые, по повелению Божию, передавали Моисею многие подробности закона и истолковывали оный. Закон ветхозаветный строго карал преступников его. «Проклят всяк, – изрекал он, – кто не исполнит всего написанного в законе " (см. Втор. 27, 26 ; Гал. 3, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Содержание Часть первая. Ветхозаветное Писание Введение в часть первую — Ветхозаветное Писание     Моисеево приведох ти, душе, миробытие, и от того все Заветное Писание, поведающее тебе праведныя и неправедныя, от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Бога (против Бога) согрешивши.    Святой Андрей Критский в своем Великом каноне собрал из истории ветхозаветной черты жизни праведной и грехолюбивой.    Указание на примеры ветхозаветных праведников и грешников он начал с первых дней мира, то есть с Адама, провел через историю Церкви патриархальной и подзаконной по писаниям Моисея и прочим ветхозаветным книгам и довел до вавилонского плена.    Христианской душе дана возможность сличить свое нравственное состояние с этими примерами, чтобы видеть, каким путем она идет, путем ли ревнителей праведности, неуклонно исполнявших ее требования, — либо падавших, но каявшихся, — или пагубным путем грешников, не заботившихся о покаянии и спасении души.    Быть может, беспристрастное сличение оставит в нас горькое убеждение, что мы идем больше последним, чем первым путем, что подражаем больше ветхозаветным грешникам, чем ветхозаветным праведникам.    Но, подражая ветхозаветным грешникам, новозаветный верующий подлежит настолько большей ответственности перед Судом Божиим в сравнении с ними, насколько новозаветный закон выше ветхозаветного; «ибо, — говорит Апостол, — если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами и раздаянием Духа Святого по Его воле?» (Евр. 2:2—4).    Слово, возвещенное через Ангелов, — это закон Моисеев, данный Богом при посредстве Ангелов (см. Втор. 33:2; Гал. 3:19; Деян. 7:53), которые, по повелению Божию, передавали Моисею многие подробности закона и истолковывали оный. Закон ветхозаветный строго карал преступников его. «Проклят всяк, — изрекал он, — кто не исполнит всего написанного в законе» (см. Втор. 27:26; Гал. 3:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Таким образом, здесь начиналась духовная ложь и духовное лицемерие. Затем, для того чтобы снискать себе популярность в народе, фарисеи стали отравлять его духом национальной гордыни. Они говорили, что все, что имеют другие народы, дали им иудеи. Что Авраам научил египтян математике, астрономии и другим наукам. Что даже первые государственные законы Греции и Рима были даны Ликургу – одному из основателей Спарты – иудеями. Свою гордыню они простирали даже к Небесам, утверждая, что Бог в некоторые дни и часы читает Тору, то есть Пятикнижие Моисея, на еврейском языке и Сам поучается в нем. Говорили о том, что воскресение из мертвых будет только лишь в Иерусалиме, а остальные народы должны будут пройти со всех концов земли к Иерусалиму по узким подземным ходам. Вот, братия и сестры, два греха фарисеев, которые обличал Христос, – это лицемерие и гордыня. Стоял мытарь в храме, опустив голову. Он не видел ни фарисея, ни народа в храме. Он созерцал лишь свои грехи и перед ним раскрывалась бездна милосердия Божия как огромное море, глубины которого могли поглотить тяжелые камни его согрешений. Взгляд фарисея пал на мытаря. Он содрогнулся от отвращения, как будто прикоснулся к нечистому животному. И произнес: Боже! благодарю Тебя... Святой Андрей Критский говорит: «Благодарю Тебя – безумные слова». Почему безумные слова? Потому что фарисей благодарил Бога за то, что другие люди хуже него, что другие люди – грешники. Он сказал: благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18, 11). Какое страшное лицемерие: с одной стороны, фарисей всячески искал славы у народа, а, с другой стороны, в глубине души презирал его!.. Фарисей говорил: пощусь два раза в неделю. Что это значит? В Законе Моисея сказано об однодневном посте очищения, а фарисей постился больше, чем нужно по Закону. Он продолжал: даю десятую часть из всего, что приобретаю (Лк. 18, 12). В Законе Моисея было сказано о пожертвовании десятой части только плодов и скота.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

Царь Израиля Ахав, как и Манассия, отступил от поклонения Богу и начал сооружать идолов. Пророк Илия много раз призывал Ахава вернуться к истинной вере, однако царь его не слушал. В итоге Ахав был убит на войне с ассирийцами. Преподобный Андрей противопоставляет нечестивого царя бедной вдове из города Сарепты, которая приютила пророка. В ответ на доброту вдовы Илия совершил чудо: во время голода, постигшего страну, у нее никогда не кончалась еда. Автор сравнивает себя с Ахавом и призывает подражать сарептской вдове. «Заключися тебе небо, душе, и глад Божий постиже тя, егда Илии Фесвитянина якоже Ахаав, не покорися словесем иногда, но Сараффии уподобився, напитай пророчу душу» (Заключилось небо для тебя, душа, и голод от Бога послан на тебя, как некогда на Ахава за то, что он не послушал слов Илии Фесфитянина; но ты подражай вдове Сарептской, напитай душу пророка). Жена царя Ахава Иезавель за свое идолопоклонство, злобу и распутство была проклята пророком Илией. Конец ее был печален. Уже после смерти  Ахава Иезавель сбросили из окна дворца на землю, где ее тело растерзали псы. Преподобный вспоминает эпизод, когда воины, посланные взять пророка Илию, были испепелены огнем с неба, и призывает душу не подражать нечестию Иезавели и Ахава. «Попали Илия иногда дващи пятьдесят Иезавелиных, егда студныя пророки погуби, во обличение Ахаавово, но бегай подражания двою, душе, и укрепляйся» (Илия попалил некогда дважды по пятьдесят служителей Иезавели, когда истреблял гнусных пророков ее в обличение Ахава; но ты, душа, избегай подражания обоим им и крепись в воздержании). Читать полностью отрывок из Библии И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон. И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог (2 Пар 33:11–13).

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

Чтобы яснее понять действие всемогущества Божия в сотворении мира, можно сравнить его с чудесами Христовыми. В них Господь действует не постепенно, а быстро, иногда прямо мгновенно. Веры именно в такое всемогущество Он требует и от нас: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21:21–22 ). Эти слова стали иллюстрацией проклятия смоковницы, которая еще вчера зеленела, а теперь тотчас засохла (ст. 19). Ясно, что при нормальном («эволюционном») развитии событий дерево должно было бы заболеть и потом постепенно высыхать. Всемогущество Божие, однако, проявило себя сразу. Так же совершаются и другие чудеса Христовы: немедленно. Господь говорит – и тотчас встают сын Наинской вдовы и дочь Иаира, выходит Лазарь из гробницы, исцеляется дочь хананеянки, бесы переходят из гадаринского бесноватого во свиней и бросаются в море, прозревают иерихонские слепцы, и т.д. Всякий раз это проявление силы Божией, которая не сдерживается никакими природными ограничениями. Как говорит прп. Андрей Критский , «Бог идеже хощет, побеждается естества чин, творит бо елика хощет» 41 . Мы верим, что при совершении необходимых священнодействий сразу, а не в течение какого-то длительного промежутка времени освящается и прелагается Хлеб божественной Евхаристии. Кажется, единственный раз в Евангелии Господь исцеляет поэтапно лишь слепца из Вифсаиды, которому вначале плюнул на глаза, затем возложил руки, и тот увидел проходящих людей, как деревья, а уже потом ясно ( Мк. 8:22–25 ). Но это не рудимент эволюции, а следствие маловерия самого слепца и приведших его. Как объясняет блж. Феофилакт Болгарский , «Господь не вдруг дает ему прозреть, а постепенно, как человеку, имеющему веру не всецелую, ибо по мере веры даются и исцеления» 42 . По мере веры просящего, но не по мере всемогущества Божия, которое неизменяемо, как и Сам Бог ( Мал. 3:6 ). Не имея никакого внешнего препятствия, эта непреодолимая сила Божества непосредственно должна была явить себя при сотворении мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Эта стихира вошла в широкое литургическое употребление и стала неизменной частью Божественной Литургии. Уставные предписания относительно пения этой стихиры встречаются в синаксарии Евергетидского монастыря Константинополя . Радостное молитвенное утверждение «видехом свет истиный» указывает, вероятно, на Господа Иисуса Христа, Который в прологе евангелия от Иоанна также принимает это наименование: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. (Ин. 1,9)» . И как следствие видения Света истинного – Господа Иисуса – мы «принимаем Духа Небесного». Тема принятия Духа – одна из ключевых в Новом Завете. Главным образом ее развивает апостол Иоанн Богослов: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7,39). Эта же мысль звучит в Первосвященнической молитве Христа: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14,17). Обетование дарования Духа Святого есть и в Евангелии от Луки: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11,13). И, наконец, к теме принятия Духа Святого обращается и апостол Павел: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: " Авва, Отче! " » (Рим. 8,15) . Заключительные слова стихиры «нераздельной Троице покланяемся» (греч. διαρετον Τριδα προσκυνοντες) включают в себя важное богословское определение – Троица нераздельная. Так Святую Троицу называл святитель Афанасий Великий. В своих творениях он 88 раз употребляет это выражение. Это, в свою очередь, свидетельствует о принципиальном значении этого понятия в тринитарном богословии александрийского святителя. Вслед за святителем Афанасием именуют Троицу нераздельной и иные святые отцы: святитель Иоанн Златоуст, автор стихир Пятидесятницы преподобный Иоанн Дамаскин , другой не менее известный гимнограф преподобный Андрей Критский и особенно часто святой Симеон Новый Богослов .

http://bogoslov.ru/article/5117156

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010