Свернуть Песнь 5 В пятой песни вспоминается проступок одного из сыновей Иакова — Рувима: он осквернил ложе отца, переспав с одной из его наложниц. После этого Иаков проклял Рувима. Преподобный Андрей сравнивает с Рувимом себя: «Рувима подражая окаянный аз, содеях беззаконный и законопреступный совет на Бога Вышняго, осквернив ложе мое, яко отчее он» (Подобно Рувиму я, несчастный, совершил преступное и беззаконное дело пред Всевышним Богом, осквернив ложе мое, как тот — отчее). Вторая история, на которую ссылается автор — продажа Иосифа его братьями египетским купцам. Иосиф был самым младшим и любимым сыном Иакова, умным, праведным и благочестивым, из-за чего остальные братья его ненавидели. Однажды, когда Иосиф принес им в поле еду из дома, они решили его убить, однако Рувим, о котором упоминалось выше, удержал братьев от преступления. В итоге Иосиф был продан за 20 сребреников проезжающим мимо купцам. Это повествование послужило прообразом предательства Христа Иудой за 30 сребреников. В каноне преподобный Андрей призывает подражать праведности и благочестию Иосифа: «Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи» (Подражай праведному Иосифу и уму его целомудренному, несчастная и невоздержанная душа, не оскверняйся и не беззаконствуй всегда безрассудными стремлениями). Читать полностью отрывок из Библии И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего. Рувим, первенец мой! ты — крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода, — не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, [на которую] взошел (Быт 49:1–4). Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот [отца своего] вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до [Израиля] отца их.

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

Свернуть Песнь 8 В восьмой песни приводятся примеры покаяния из Нового Завета. Святой Андрей упоминает благоразумного разбойника — первого человека, оказавшегося в раю после смерти Христа. Когда Спаситель висел на Кресте, один из разбойников, находившийся по правую сторону от Христа сказал: «помяни меня, Господи, в Царстве Твоем», на что Иисус ответил: «сегодня же будешь со Мной в раю».  Преподобный также упоминает апостола Петра, который, несмотря на свое обещание быть до конца со Христом, отрекся во дворе первосвященника от Своего Учителя, сказав, что не знает Его. В этой же песне говорится о молитве мытаря, которая приводилась выше, и описывается история с хананеянкой — женщиной, которая умоляла Христа избавить ее дочь от беснования. Еще в восьмой песне Андрей Критский вспоминает кровоточивую женщину, исцелившуюся после прикосновения к одежде Христа, и сестер Лазаря Марфу и Марию, которые оплакивали умершего брата. Автор сравнивает себя со всеми упомянутыми людьми. «Яко разбойник вопию Ти: помяни мя; яко Петр плачу горце: ослаби ми, Спасе; зову яко мытарь, слезю яко блудница; приими мое рыдание, якоже иногда хананеино» (Как разбойник, взываю к Тебе: вспомни меня; как Петр, горько плачу, Спаситель; как мытарь, издаю вопль: будь милостив ко мне; проливаю слезы, как блудница; прими мое рыдание, как некогда от жены Хананейской). «Хананею и аз подражая, помилуй мя, вопию, Сыне Давидов; касаюся края ризы, яко кровоточивая, плачу, яко Марфа и Мария над Лазарем» (Подражая жене Хананейской, и я взываю к Сыну Давидову: помилуй меня; касаюсь одежды Его, как кровоточивая, плачу, как Марфа и Мария над Лазарем). Читать полностью отрывок из Библии Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:39–43).

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

Свернуть Песнь 9 В девятой песни Андрей Критский ссылается на евангельские события, например чудесное воскрешение Христом дочери начальника синагоги Иаира. Неоднократно упоминаются мытари и грешники, с которыми беседовал Иисус, в том числе Закхей, начальник всех мытарей в Иерихоне. Он очень хотел увидеть Господа и, поскольку был мал ростом, залез для этого на дерево. Видя усердие Закхея, Христос пришел к нему домой, после чего в душе Закхея произошел переворот. Он пообещал раздать половину имения нищим, и вчетверо вознаградить тех, кого он обидел. Преподобный Андрей приводит пример Закхея — грешника, который покаялся и изменил свою жизнь. Помимо этого, в песне вновь приводится пример мытаря из притчи, и говорится об упоминавшихся выше  фарисее Симоне и блуднице, помазавшей миром Иисуса и волосами отершей его ноги. «Мытарь спасашеся, и блудница целомудрствоваше,/и фарисей хваляся осуждашеся,/ов убо, очисти мя,/ова же, помилуй мя./Сей же величашеся вопия: Боже, благодарю Тя,/и прочия безумныя глаголы» (Мытарь спасся, и блудница сделалась целомудренною, а гордый фарисей подвергся осуждению, ибо первый взывал: «Будь милостив ко мне»; другая: «Помилуй меня»; а последний тщеславно возглашал: «Боже, благодарю Тебя…» и прочие безумные речи).  «Закхей мытарь бе, но обаче спасашеся, и фарисей Симон соблажняшеся, и блудница приимаше оставительная разрешения от Имущаго крепость оставляти грехи, юже, душе, потщися подражати» (Закхей был мытарь, однако спасся; Симон фарисей соблазнялся, а блудница получила решительное прощение от Имеющего власть отпускать грехи; спеши, душа, и ты подражать ей). Читать полностью отрывок из Библии Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его.   И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала. И разнесся слух о сем по всей земле той (Мф 9:18–26).

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

Читать полностью отрывок из Библии Моисей и Аарон пришли к фараону [и к рабам его] и сделали так, как повелел [им] Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов [Египетских] и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы (Исх 7:10–12). Свернуть Песнь 6 Преемник Моисея Иисус Навин с Божией помощью неоднократно побеждал враждебные евреям племена амаликитян и гаваонитян. Преподобный Андрей сравнивает амаликитян со страстями, а гаваонитян с греховными помыслами, которые нам следует побеждать по примеру Иисуса Навина. «Востани и побори, яко Иисус Амалика, плотския страсти, и гаваониты, лестныя помыслы присно побеждающи» (Восстань и побеждай плотские страсти, как Иисус Амалика, всегда побеждая и гаваонитян — обольстительные помыслы). Читать полностью отрывок из Библии И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами… (Исх 17:8–10). Иисус и весь Израиль, увидев, что сидевшие в засаде взяли город, и дым от города восходил [к небу], возвратились и стали поражать жителей Гая; а те из города вышли навстречу им, так что они находились в средине между Израильтянами, из которых одни были с той стороны, а другие с другой; так поражали их, что не оставили ни одного из них, уцелевшего или убежавшего; а царя Гайского взяли живого и привели его к Иисусу (Нав 8:21–23). Свернуть Песнь 7 В седьмой песни говорится о грехах иудейского царя Манассии, который отступил от истинного Бога и стал строить по всей стране языческие капища. Также он преследовал пророков, которые обличали его нечестие. Лишь оказавшись в ассирийском плену, Манассия принес покаяние. Впоследствии, вернув себе трон, раскаявшийся царь уничтожил воздвигнутые им языческие капища и призвал иудейский народ к почитанию Единого истинного Бога. Сравнивая свои грехи с нечестием Манассии, преподобный Андрей призывает душу, подобно царю, покаяться в содеянном зле. «Манассиева собрала еси согрешения изволением, поставльши яко мерзости страсти, и умноживши, душе, негодование, но того покаянию ревнующи тепле, стяжи умиление» (Ты, душа, добровольно вместила преступления Манассии, поставив вместо идолов страсти и умножив мерзости; но усердно подражай и его покаянию с чувством умиления).

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

46 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: О печали по Богу Текст для рассмотрения: Быт. гл. 28–32 Употребляемые категории: ИАКОВ – печаль по Богу ИСАВ – печаль по миру ХАРАН – естественное созерцание ЛАВАН – страх Божий ЖЕНЫ – навыки в деятельности и созерцании: 1. ЛИЯ – навыки и осуществление деятельного любомудрия 2. PAXIЛЬ – навыки и осуществление созерцательного любомудрия НАЛОЖНИЦЫ – «средние» дела ЛЕСТНИЦА ИАКОВА – 12 добродетелей 12 СЫНОВЕЙ – плоды деятельного и созерцательного любомудрия ДЕТИ ЛИИ – деятельные добродетели: 1 . РУВИМ – нищета духовная 2 . СИМЕОН – исповедание 3 . ЛЕВИЙ – послушание 4 . ИУДА – благодарение 5 . ИССАХАР – целомудрие 6 . ЗАВУЛОН – псалмопение ДЕТИ ВАЛЛЫ (СЛУЖАНКИ PAXIЛU) – «средние» дела: 1 . ДАН – пост 2 . НЕФФАЛИМ – бдение ДЕТИ ЗЕЛФИ (СЛУЖАНКИ ЛИИ) – «средние» дела: 1 . ГАД– нестяжание 2 . АСИР – уединение ДЕТИ PAXIЛU – созерцательные добродетели: 1 . ИОСИФ – богомыслие 2 . ВЕНИАМИН – богозрение Жизнь наша именуется долиною плача ( Пс. 83:7 ), потому что все здешнее достойно слез. Любая радость земная проникнута печалью, и всякий, чувствующий неудовлетворительность земного и потребность лучшего, восклицает громко: «Как вожделенны умственные жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая в находящиеся на небесах дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. Блаженны достигшие совершенства и уже живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя. Но блажен и тот человек, которого сила к стяжанию добродетелей – в Тебе и у которого в сердце стези восхождения от земных вещей – к небесным и от худших – к лучшим направлены к Тебе. Проходя долиною плача в сей прискорбной жизни, сии люди открывают в ней источники покаяния, и дождь спасительных слез покрывает ее благословением; они приходят от силы в силу: от одной добродетели – к другой, являются пред Богом на Сионе, стяжевая мир душевный. Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли мне, Боже Иаковлев!» ( Пс. 83:2–9 ) Не случайно блаженным называется тот, кому помощник Бог Иаковлев ( Пс. 145:5 ), способный научить всякого стремящегося к Нему путям Своим ( Мих. 4:2 ), как некогда научил и самого патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Keywords: grace, freedom of will, synergy, St. Macarius the Great. Раздел IV. Литургика Тема покаяния царя Давида в церковной гимнографии Иеродиакон Серапион (Залесный), магистрант МДА Аннотация: В статье рассматривается отражение темы покаяния царя Давида в церковной гимнографии. Автор анализирует Великий покаянный канон, доказывая, что лица священной истории, в том числе царь Давид, являются для преподобного Андрея Критского образами духовной жизни. Сравнивая согрешившего царя Давида с собственной душой, преподобный Андрей призывает её к умилению и плачу. Образцом покаяния является Давид и для авторов Октоиха, где этот ветхозаветный персонаж тоже встречается исключительно как пример покаявшегося грешника. Кроме того, Церковь призывает нас вспомнить о покаянии Давида перед вступлением в Великий пост . Таким образом, автор показывает, что в церковной гимнографии поэтически преломляются события Священной истории. Ключевые слова: царь Давид, покаяние, Великий покаянный канон, церковная гимнография. Среди персонажей ветхозаветной истории, к образам которых многократно обращались церковные песнописцы, особое место принадлежит царю Давиду. Тот, о котором Господь сказал: Нашёл Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои ( Деян.13:22 ), кто делал угодное пред очами Господа и не отступал от всего того, что Он заповедал ему, во все дни жизни своей ( 3Цар.15:5 ), будет на всём протяжении существования израильской монархии эталоном и мерой благочестия для царей, высшей похвалой для которых будет фраза летописца: И делал он угодное в очах Господних во всём так, как делал Давид, отец его ( 4Цар.18:3 ; см. также 3Цар.15:11 ; 2Пар.29:2 ). Живя в Ветхом Завете, Давид «возвысился над требованиями закона и достиг апостольского совершенства» 176 . Нетрудно заметить, что, говоря о нравственных уроках, которые можно извлечь из жизни Давида, церковные песнотворцы прежде всего делают акцент на его покаянии. Говоривший о себе с уверенностью: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь ( Пс.15:8 ), этот ветхозаветный праведник лишь один раз в своей жизни нарушил это правило – и тут же поколебался и подвергся падению. Но падения для тех, кто всем сердцем ищет Бога, могут послужить к ещё большей для них пользе. Так, преподобный Иоанн Лествичник похваляет «падших и плачущих паче непадших и неплачущих о себе, потому что те чрез падение восстали восстанием благонадёжным» 177 . То же случилось и с Давидом. Подвергшись совершенно неожиданному для себя падению, он принёс искренне покаяние пред Богом и на века явился образцом покаяния для всех, желающих примириться с Богом и изгладить последствия своего греха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    Андрею: «Андрей досточтимый, отец преблаженнейший, пастырь Критский, не переставай молиться за воспевающих тебя, чтобы избавиться от гнева, скорби, тления и бесчисленных прегрешений нам всем, искренно почитающим твою память». Вторник первой недели     На утрени. На стиховне, гл. 3: «Начнем, люди, непорочный пост, который есть спасение для душ. Будем со страхом работать Господу, помажем головы елеем доброделания и водою чистоты умоем лица; не будем много говорить в молитвах наших, но, как научены, так и воззовем: «Отец наш небесный, прости нам, как Человеколюбивый, наши падения».     Прокимен на 6 часе, гл. 4:    1. «Внемли голосу вопля моего, Царь мой и Бог мой».     Стих: «Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои». (Пс. 5:2-3).    2. Гл. 4: «Господи, не в ярости Твоей обличай меня».     Стих: «Помилуй меня, Господи, ибо я немощен» (Пс.6:2-3).     На вечерне. На «Господи воззвах», гл.:    1. «Некогда изгнанные из рая за несчастное вкушение, поспешим опять войти в него воздержанием от страстей, взывая Богу нашему: Ты, распростерший руки Твои на кресте, пивший уксус, вкусивший желчи и претерпевший болезни от гвоздей, извлеки, как гвозди, из наших душ все гибельные удовольствия и по милосердию Твоему спаси Твоих рабов».    2. «Некогда лишенные жизни в раю за вкушение от дерева, мы опять поселены в нем через Твой крест. Его мы предлагаем в ходатайство пред Тобою, Многомилостивый, и с верою все молим Тебя: пошли нам ныне во время воздержания источники слез, очищающие всякую скверну страстей и падений наших, чтобы все мы усердно восклицали Тебе: Господи, слава Тебе».    3. «Наслаждение воздержанием подай и мне, Слово, как некогда рай Адаму, чтобы мне вкушать от всякой заповеди Твоей, Боже мой, и удерживаться от плода — греха, который запретил Ты, чтобы с радостью встретить животворные Твои страдания на кресте».     Прокимны, гл. 6:    1. «Господи Боже мой, на Тебж я возложил надежду, спаси меня».     Стих: «От всех гонителей моих избавь меня» (Пс. 7:2).    2. Гл. 5: «Господи Боже наш, как величественно имя Твое по всей земле».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Помилуй, Боже, помилуй мя. Чти в понедельник.    Согрешивша, Спасе, помилуй, воздвигни мой ум ко обращению, прими мя кающагося, ущедри вопиюща: согреших Ти, спаси, беззаконновах, помилуй мя    Внемли, душа моя, покаянной молитве, которую излил из сокрушенного сердца своего преподобный Андрей в научение тебе: «Спасе мой! Помилуй меня, согрешившего, подними мой ум к обращению от греха, прими меня, кающегося, даруй мне щедроты Твои, вопиющему: «Согрешил Тебе, спаси меня, беззаконновал пред Тобою, помилуй меня!»    Когда ты слышишь такие покаянные слова из уст того, кого Церковь вот уже одиннадцатое столетие почитает как своего учителя, почему не становится тебе страшно?    Тот, кому от Господа было вверено попечение о Критской пастве, тот, кому велением Создателя был дан талант песнотворчества во славу Божию и в научение всем верным, тот, по слову которого проливались дожди и в страхе бежали враги видимые и невидимые, — тот самый земной ангел, небесный же человек, со слезами взывает к Спасителю, открывая пред Ним беззакония свои, полагая под ноги Его грехи свои, повергая пред Ним во прах ум свой, отягощенный преступлением заповедей (а оно-то — и есть грех по преимуществу).    Не тебе ли сказано, душа моя: «Ученик не бывает выше своего учителя, но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лк. 6:40; ср.: Мф. 10:24) — и «довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его» (Мф. 10:25)?    Посмотри же на преподобного святителя Критского! Видишь, как учитель твой, душа, вопиет к Спасу: «воздвигни, Господи, мой ум ко обращению!» Видишь, как тот, кому были послушны стихии небесные, пресекает самовольные движения ума своего даже в таком, казалось бы, сугубо человеческом деле, деле свободы воли человеческой, как отказ от греха!    Ведь чего, казалось бы, проще: осознай, человек, грехи свои, исповедуй их духовнику твоему и более не греши, избрав свободной волей твоей по решению ума твоего путь праведности!    Однако говорит Господь: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Говорит Он тебе: только тот, «кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин. 15:5). Посмотри, душа моя: во Мне, говорит, а не в воле своей! во Мне — во всех делах праведности своей, которая — потому и праведность, что в Господе совершается, и Господь почивает в ней, в каждом твоем праведном поступке, в каждой мысли, в каждом твоем праведном движении, душа моя! «От Него подаются сила и жизнь тем, кои благоугождают Ему». Кто, как не Господь, подвигает тебя на праведную жизнь? Ведь «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Воззови вместе с преподобным учителем твоим, всемирным светилом Критским: «Благоутробный Спасе, открой и мне дверь славного Царствия Твоего, как верному разбойнику Твоему, исповедавшему Тебя Богом».     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Тварь содрогашеся, распинаема Тя видящи, горы и камения страхом распадахуся, и земля сотрясашеся, и ад обнажашеся, и соомрачашеся свет во дне, зря Тебе, Иисусе, пригвождена ко Кресту.     «Тварь содрогалась, видя Тебя распинаемого, — стенает преподобный Андрей, — горы и камни в страхе распадались, и земля сотрясалась, и ад обнажился, и омрачился дневной свет, видя Тебя, Иисусе, пригвожденного ко Кресту».     «И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине» (Лк. 23:45), — так читаем в Евангелии о смерти Богочеловека Иисуса Христа, Мессии, Спасителя нашего. «И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу, и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мк. 15:38; Мф. 27:51—53).    О, страх! О, ужас! О, позор — видеть Христа распинаема!    Была ли более позорная казнь у римлян, чем распятие? Только рабы подвергались ей. Было ли что более позорное для иудеев? Нет, ибо написано: «проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве]» (Втор. 21:23)!    Распинается Господь — и всё творение Его, вся «тварь содрогашеся».    Распинается Господь — и «горы и камения страхом распадахуся». Нет Того, Кто крепче всех, — как удержится крепкое земное?    Распинается Господь — и «земля сотрясшиеся». Нет Того, Кто «на водах повесил всю землю неодержимо», — как устоит земля?    Распинается Господь — и «ад обнажашеся». Создатель всего готовится сойти во ад, — как не открыться ему, ожидающему победы своей? Ведь никак не ожидает он того, что надлежит ему увидеть: «человека обожена, уязвлена ранами, и Всесильнодетеля, от явления Коего надлежит ему огорчиться и страшным зраком погибнути»! Ведь не знает он, что «человекоубийственно, но не богоубийственно бысть прегрешение Адамово: аще бо и пострада плоти» Христовой «перстное существо, но Божество бесстрастно пребысть»! Не знает он еще, что сам он «царствует над родом человеческим, но не вечнует»!    Распинается Господь — «и, полудню еще сущу», «соомрачашеся свет во дне.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Еще одно важнейшее свойство современного человека, о котором говорит здесь тебе, душа, святой Андрей, — способность и пригодность к богопознанию. Одним она дается вместе с даром веры, другим — иными путями вместе с иными харизмам.    В Ионе вера сочеталась с даром пророчества. Однако вот что особенно важно для нас: пророческим своим даром (яко пророк) он разуме Божие благоутробие. «Потому, — говорит он Господу своему, — я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии».    Но он не только знал заранее те качества Божества, о которых сказал: он был уверен, что Господь несомненно их явит на несчастных жителях Ниневии, — а это уже дело веры, «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Именно в осуществлении ожидаемого не усомнился Иона, именно в невидимом, но познаваемом иногда даже чувственно в своих проявлениях в среде рода человеческого, был уверен пророк, — он был уверен в благости, милосердии, долготерпении многомилостивого Господа и Его безмерном человеколюбии и милосердии к грешникам кающимся, ибо Он сказал: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11).    Наконец, Критский светильник указывает тебе, душа моя, на самую цель бегства Ионина в Фарсис: «темже, говорит, ревноваше пророчеству не солгатися». Иона приходит в Иоппию (нынешнюю Яффу — маленький городок в преддверии Тель-Авива, собственно — невысокая скала, очень неплотно застроенная, подошва которой вся погружена в белую пену морских волн), презирает морское волнение («Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться» (Ион. 1:4)), жертвует собою, принося жизнь свою за жизни своих попутчиков («он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря. ...И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей.... И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи» (Ион. 1:12, 15, 2:1)) и прообразовав своим тридневным погружением в пучины морские во чреве китове Христово погребение («Ят бысть, но не удержан в персех китовых Иона: Твой бо образ нося, страдавшаго и погребению давшагося, яко от чертога, от зверя изыде»), — и всё это только для того, чтобы неложным было пророчество, чтобы не возникла по его собственной вине в умах недалеких ниневитян хула на имя Божие!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010