В ярославской ц. вмц. Варвары (Знаменской) (построена в 1668 на средства купца С. В. Добрынина, потомка выходцев из Вел. Новгорода) в 1742-1743 гг. артелью ярославских художников под рук. А. И. Соплякова был создан цикл росписей, повествующий о чуде от иконы «Знамение» ( Покровский Н. В. Церковная старина на Ярославском археол. съезде. СПб., 1888. С. 31-32; Преображенский Г. Н. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. Ярославль, 1901. С. 65-67; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 631-632). В 1930 г., перед разрушением храма, часть росписей (в т. ч. картуш с авторской надписью; ГНИМА) удалось снять. В фонде ЯГУАК хранится тетрадь «Описание иконостаса и стенописи ярославской Варваринской церкви» (нач. ХХ в.; ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 296А) со схемой росписи и с описанием каждого цикла настенной живописи. Знаменский цикл находился во 2-м регистре на стенах основного объема храма, причем каждая сцена, как клейма иконы, имела свою надпись. Всего было 12 сюжетов; 4 последние композиции хранятся в ГТГ (Святая Русь. 2011. С. 164-165. Кат. 83); другие - в ГРМ, ЯИАМЗ. Художники использовали в качестве лит. основы новгородский вариант «Слова о Знамении Пресвятой Богородицы», поэтому в подписи к 4-й сцене сын блгв. кн. Андрея Боголюбского назван Романом. Его изображения могли быть в 3-й композиции, располагавшейся на юж. стене («Посем князь Андрей на ярость подвижеся собрав силу велику хотяше паки ити на Великий Нов град» - Описание иконостаса…//ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 296А. Л. 4 об.), в 4-й (на юж. стене: «Божиим же попущением болезни на него нашедши, он же ни мало преста от таковаго начинания и посла сына своего Романа со всею силою» - Там же. Л. 7 об.), в 5-й (на зап. стене: «Но новгородцы же [видя] силу велику грядущу на них бяху в скорби великой ни откуду помощи надеющися токмо на Бога и на Пречистую Его Матерь надежду возложиша» - Там же. Л. 7 об.- 8), в 6-й (на зап. стене: «Суздальцы же пришедши со всею силою и стаху под градом три дни и три нощи» - Там же. Л. 8). В сохранившихся композициях все воины-всадники изображены в одинаковой одежде и шлемах, ни у кого нет княжеской атрибутики. Не исключено, что возглавляющий битву князь представлен в образе средовека в центре 11-й сцены («И абие честная Пресвятыя Богородицы икона отбративши лице свое от сопротивных и обратися на град и внезапу паде страх на сопротивных…»).

http://pravenc.ru/text/2564280.html

блгв. князья Борис и Глеб († 1015), Игорь Черниговский († 1147), Андрей Боголюбский († 1174), Михаил Тверской († 1319), царевич Димитрий († 1591). Все они своим подвигом страстотерпцев явили высокий образец христ. нравственности и терпения. Царственные страстотерпцы. Фрагмент мозаики «Новомученики и исповедники Российские». Мастер С. Д. Голышев. Ок. 2008–2009 гг. (ц. сщмч. Владимира Медведюка при ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Петровском парке, Москва) Царственные страстотерпцы. Фрагмент мозаики «Новомученики и исповедники Российские». Мастер С. Д. Голышев. Ок. 2008–2009 гг. (ц. сщмч. Владимира Медведюка при ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Петровском парке, Москва) На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 г. митр. Ювеналий в докладе повторил вывод комиссии о канонизации царской семьи. В связи с отсутствием в Церкви полного единодушия о прославлении Н. А. было решено не принимать поспешных окончательных решений. Архиерейский Собор 1997 г. постановил: «Одобрить деятельность Комиссии Священного Синода по канонизации святых... Вопрос о канонизации Царской семьи передать для решения Поместного Собора Русской Православной Церкви». В то же время Собор поручил епархиальным архиереям и духовным академиям продолжать сбор материалов, связанных с канонизацией царской семьи, и передавать их в Синодальную комиссию. В последующие 3 года на имя патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) , в Синод и в Синодальную комиссию по канонизации святых поступило множество обращений отдельных клириков, мирян, а также групп верующих из разных епархий с поддержкой канонизации царской семьи. Многие из обратившихся высказались за безотлагательную канонизацию. За скорейшее прославление Н. А. выступил ряд церковно-общественных орг-ций. Особую ценность представляли обращения, содержавшие свидетельства чудес и благодатной помощи по молитвам к Царственным мученикам. Речь в них шла об исцелениях, о соединении разобщенных семей, защите церковного достояния от раскольников.

http://pravenc.ru/text/2566092.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Волынских святых (10 октября) АМФИЛОХИЙ († 1122), еп. Владимиро-Волынский, свт. (10 окт., в Соборе Волынских святых, в Соборе Киево-Печерских преподобных в Дальних пещерах почивающих и в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595-1648), игум. Брестского мон-ря, прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ИННОКЕНТИЙ (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682 - 1731), еп. Иркутский, свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых) ИОВ (Железо (Залезо) Иван Иванович, в схиме Иоанн; ок. 1551-1651)), игумен, прп. Почаевский (пам. 6 мая, 28 авг., 28 окт., 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых) ИУЛИАНИЯ (между 1500 и 1540?), прав. (пам. 6 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Киево-Печерская, кнж. Гольшанская (Ольшанская) КИПРИАН († 1406), свт. (пам. 16 сент., 27 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Киевский и всея Руси КОРНИЛИЙ Иванович Удилович (1877-1937), сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Брянских святых, в Соборе Волынских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/128851.html

В отношениях с императором Л. Х. занимал жесткую позицию, выступая против канонических уступок мусульманам, на к-рые Мануил был готов пойти из политических соображений. Л. Х. ответил отказом на просьбу императора смягчить формулировки анафем пророку Мухаммаду, произносившиеся при обращении из ислама в христианство. Патриарх считал недопустимой практику крещения детей мусульман христ. священниками для защиты от бесов (RegPatr, N 1088), а также не позволил совершиться задуманной Мануилом процессии, в ходе к-рой сельджукский султан Кылыч-Арслан II должен был вступить в собор Св. Софии ( Cinnam. Hist. P. 206; Angold. 1995. P. 112-113). 8 дек. 1157 г. Л. Х. издал распоряжение, ограничивавшее право клириков занимать светские должности ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 3. Σ. 345-438; RegPatr, N 1048; Herman. 1944). У канониста Феодора Вальсамона сохранилось сообщение о судебном разбирательстве по вопросу о том, может ли некий столичный диакон быть защитником на суде. Л. Х. запретил ему выступать в этом качестве (RegPatr, N 1099), однако имп. суд отменил решение патриарха, признав роль защитника не «общественной должностью», а «свободным занятием», не запрещенным для клириков (RegPatr, N 1100; Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 1. Σ. 157-160; Dagron. 1994. S. 45-46). В истории русско-визант. связей Патриаршество Л. Х. пришлось на сложный период восстановления отношений после кризиса, спровоцированного непризнанием со стороны К-поля митрополичьего служения в Киеве Климента (Клима Смолятича) . После неск. лет борьбы между Климентом (к-рого поддержал кн. Мстислав Изяславич) и новым митр. Константином I (на чьей стороне был кн. Ростислав Мстиславич) и кончины преемника Константина на кафедре - митр. Феодора Л. Х. отправил в 1162-1163 гг. в Киев нового митр. Иоанна IV . Принятие в Киеве нового митрополита произошло одновременно с заключением политического договора с имп. Мануилом (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 522). В переписке с Л. Х. состоял св. блгв. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский (RegPatr, N 1050-1053; Vodoff. 1974; Franklin. 1992). Их противостояние было связано, во-первых, с фигурой еп. Ростовского Леонтия II , вступившего с князем в спор из-за вопроса о правилах соблюдения поста, а во-вторых, с желанием князя отделить Владимиро-Суздальскую кафедру от Ростовской, предоставить ей статус митрополии и поставить на нее своего кандидата Феодора. Л. Х. отверг все эти просьбы.

http://pravenc.ru/text/2110825.html

После начала первой мировой войны вновь возобновились аресты правосл. верующих, и уже 4 авг. М. был арестован и посажен в тюрьму в Горлице. Аресту подверглись его беременная жена, отец, брат Николай и др. члены семьи. М. был расстрелян и похоронен на кладбище в родном селе. Вскоре после гибели М. среди карпаторусских православных началось его почитание как покровителя лемков: в домах стали появляться фотографии и иконы мученика, в его честь слагались песни и духовные стихи. 9 сент. 1934 г. в с. Чарне (ныне Малопольское воеводство, Польша) открыт памятник М. Решением Свящ. Синода Польской Православной Церкви от 7 июля 1994 г. М. причислен к лику святых. 10 сент. 1996 г. его имя вошло в месяцеслов Русской Зарубежной Церкви, 3 апр. 2001 г. решением Синода Украинской Православной Церкви - в собор Галицких святых, 22 нояб. 2006 г.- в собор Карпаторусских святых, 20 июля 2012 г.- в состав собора Волынских святых, 24 дек. 2015 г. решением Синода РПЦ - в месяцеслов РПЦ. Лит.: Пашаева Н. М. Очерки истории рус. движения в Галичине XIX-XX вв. М., 2007; Charkiewicz J. Mczennicy XX w.: Martyrologia Prawosawia w Polsce w biografiach witych. Warsz., 20082. S. 13-15. Рубрики: Ключевые слова: ИННОКЕНТИЙ (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682 - 1731), еп. Иркутский, свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых) АМФИЛОХИЙ († 1122), еп. Владимиро-Волынский, свт. (10 окт., в Соборе Волынских святых, в Соборе Киево-Печерских преподобных в Дальних пещерах почивающих и в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595-1648), игум. Брестского мон-ря, прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)

http://pravenc.ru/text/2561554.html

Фотию I сделал Л. современником и посланником знаменитого патриарха. Добавлены нек-рые, в т. ч. топографические, подробности об обстоятельствах, в которых проповедовал Л.: он живет в скиту, у ручья Брутовщина, близ города, питаясь кутьей собственного приготовления. Именно эта редакция помещена в ВМЧ св. митр. Московского Макария (см. Минеи-Четьи ), хотя несколько избыточно предваряется еще и древнейшей редакцией. Еще более поздняя, 4-я редакция характеризуется обильными вставками из летописания и включением в текст эксплицитных дат, часто условных. Пятая редакция отличается только литературной обработкой материала, 6-я представляет собой проложное сокращение предшествующих. Весьма обширная рукописная традиция Жития Л. (более 200 списков) в целом и особенно в своей позднейшей части остается изученной недостаточно, так что в отношении количества редакций налицо существенные расхождения: от 4 (митр. Макарий (Булгаков)) или 6 (Ключевский) до 12 (Филипповский). А. В. Назаренко В Житии Троицкой редакции Л. приравнивается к равноапостольным святым: «Хвалит бо Римскаа земля Петра и Павла, Греческаа земля - Костянтина царя, Киевскаа земля - Володимера князя, Ростовская земля тебе, великыи святитетелю Леонтие, ублажаеть, сътворшаго дело равно апостоломь» ( Семенченко. 1989. С. 253). Память Л. включена в древнейший ростовский месяцеслов - 1-й четв. XIII в. ( Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 106; НБ МГУ. 2. Ag 80. Л. 227). Мощи Л. торжественно были перенесены при Ростовском еп. Кирилле II, 25 февр. 1231 г., из ц. св. Иоанна Предтечи в новый каменный Успенский собор (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 512). Со времени обретения мощей Л. ростовский Успенский собор становится местом паломничества. Кн. Андрей Боголюбский, «приехав в Ростов, поклонися блаженному и святому телу великаго Леонтиа… И целова святое тело великаго Леонтиа и вси мужи его… И устрои свещи великы у гроба его» ( Семенченко. 1989. С. 252-253). В 1259 г. св. блгв. кн. Владимирский Александр Ярославич Невский «бежа из Новагорода приеха в Ростов на средохрестье, крест честныи целова в святеи Богородици и гробу Леонтьеву челом удари» (ПСРЛ.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Часовня Боголюбской иконы Божией Матери в Варварской башне Китай-города. Еще в XVII в. на наружной стене Варварских ворот Китай-города, выходивших на Соляную площадь, была установлена Боголюбско-Московская икона Божией Матери (на этом образе, написанном в конце XVII в., Царице Небесной молитвенно предстоят св. блгв. Кн. Андрей Боголюбский, Святители Московские Петр, Алексий, Иона, Филипп, блаженные Василий и Максим Московские, Святитель Василий Великий , св. мч. Параскева, св.Симеон, сродник Господень, прп.Параскева, а также ап.Петр, св.Алексий, человек Божий, и прп.Евдокия). Во время чумы 1771 г. москвичи, узнав о чудесных случаях исцеления жителей Владимира, прибегавших к молитвам перед образом Боголюбской иконы Царицы Небесной, спустили икону с ворот и стали служить ей молебны. «В XIX в. июньское празднество в честь иконы обычно продолжалось в Москве три дня. Накануне, когда собирался народ, хор пел канон Пресвятой Богородице. Икону опускали со стены и устанавливали на возвышении. Служили молебны, народ поклонялся святыне. Начинался праздник благовестом ко всенощному бдению в храме во имя Всех Святых на Кулишках, расположенном неподалеку, и заканчивался крестным ходом, после которого икона снова утверждалась на своем месте – «на вратах». В 1880 г. по ходатайству митр.Московского Иннокентия была построена часовня у Варварских ворот, в которую перенесли чудотворный образ, а над вратами поместили его точный список, также прославленный чудотворениями» (Прот. А.Акимов. Московская Боголюбская икона Божией Матери//Журнал Московской Патриархии. 1982. 7. С.16–17). В 1918 г. список иконы со стены, называвшийся «заместительница» (поскольку заменял главный, когда его уносили с крестными ходами), перенесли в храм Воскресения Христова в Сокольниках и поместили в украшенном киоте в приделе во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (где он находится и до сих пор). Часовня была закрыта в 1923 г. (главная икона перенесена в храм Апп. Петра и Павла у Яузских ворот). Снесена в 1928 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Иконография Феодоровской очень близка к Владимирской иконе. Некоторые исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают версию о том, что икона была написана в 1164 году по заказу святого благоверного князя Андрея Боголюбского для Городецкого монастыря . ( Бахарева Н. Н. К вопросу о происхождении иконы «Богоматери Феодоровской»//Городецкие чтения: Материалы научной конференции. Городец, 10–13 мая 1994 г. – Городец, 1995.) На Русь Владимирская икона Божией Матери икона попала из Византии около 1130 года как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу . Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом , прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала икона находилась в женском Богородичном монастыре Украина ) " > Вышгорода , удельного города Андрея Боголюбского , недалеко от Киева. В 1155 году Андрей Боголюбский взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс её в Залесскую землю, сначала в свою резиденцию в село Боголюбово , а позже — во Владимир-на-Клязьме , где поместил её в Успенском соборе после его постройки в 1158—1160 годах, и она стала главной иконой этого храма.. С тех пор икона получила своё нынешнее наименование — Владимирская. По этой причине многие исследователи считают Феодоровскую икону списком-репликой. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Младенца Христа. (С.И. Масленицын. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г.//Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. – М., 1976. С. 155–156; В.Г. Брюсова. Ипатьевский монастырь. – М.: Искусство, 1981. С. 50–54, 62–63). Феодоровская икона Богоматери без ризы. После не очень удачной реставрации И.Э. Грабаря (подробнее в книге А.В. Федорова «Тайна Царской святыни» СПб, 2012 г.) Князь Ярослав-Феодор Всеволодович, ставший после гибели в битве с монголо-татарами на Сити 4 марта 1238 года святого благоверного князя Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор города Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого благоверного князя Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Александрой, дочерью Брячислава Полоцкого.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Андрей Боголюбский, блгв. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Андрей Боголюбский, блгв. - житие Эта страничка относится к разделу   Андрей Боголюбский, блгв. Благоверный великий князь Андрей Боголюбский (память 4 июля по ст. стилю) Святой благоверный великий князь Андрей был сыном великого князя Юрия Долгорукого и внуком Владимира Мономаха. С детства отличался любовью к церковным службам, раздавал щедрую милостыню. В 1155 году, не спросясь отца, князь Андрей отправился во Владимиро-Суздальскую землю, куда перенес из Вышгорода Владимирскую икону Пресвятой Богородицы. Здесь ему явилась сама Пречистая Дева, повелев основать монастырь в честь Ее Рождества. Князь распорядился написать икону в том виде. как ему предстала Матерь Божия. Икону назвали Боголюбской, как и возникший здесь монастырь. Будучи избранным на вече на княжение, князь Андрей впервые на Руси установил единовластие, заботясь о защите и укреплении своей земли. При нем Суздальское княжество расширилось и стало новым центром русских земель, а князь Андрей стал первым великорусским князем. Построил много монастырей и храмов. Был убит в результате заговора царедворцев в 1174 году. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Андрей Боголюбский, блгв. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1760

Изображение иконы Андрей Боголюбский, блгв. #24720 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Андрей Боголюбский, блгв. #24720 Эта страничка относится к разделу   Андрей Боголюбский, блгв. Скачать или распечатать изображение 24720.jpg 1211x1500, 1.82 MPix, 421 Kb. 10.3x12.7cm @ 300DPI (15.4x19.1cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 4 (178) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2014-12-29) Происхождение изображения: Загружено 2014-12-29 участником [ apolinarije ]. Описание: св. Андрей Боголюбский Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Андрей Боголюбский, блгв. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-24720

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010