Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИРСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО главное княжество Сев.-Вост. Руси в кон. 50-х гг. XII - нач. 60-х гг. XIV в. Первоначально было уделом внутри Суздальского княжества, выделенным Юрием Владимировичем Долгоруким своему 3-му сыну блгв. кн. Андрею Юрьевичу Боголюбскому. Лаврентьевская летопись сообщает о том, что после поражений Юрия Долгорукого под Киевом и Переяславлем Русским в 1151 г. Андрей оставил отца и братьев «и иде в свою волость Володимерю». Очевидно, Владимир-на-Клязьме был центром его владений в Суздальской земле. Наделение кн. Андрея Владимирской «волостью» произошло, вероятнее всего, ок. лета 1149 г., когда от киевского кн. Изяслава Мстиславича в Суздаль вернулся старший сын Юрия Долгорукого Ростислав, за год до этого не получивший от него «части» в Суздальской земле, а потому ушедший к противнику отца в Киев. После возвращения Ростислава Юрий, по-видимому, чтобы не ссориться с сыновьями, выделил им владения в Сев.-Вост. Руси, в их числе и Владимир - кн. Андрею. Изображение г. Владимира (справа), Успенского собора времени кн. Андрея Боголюбского и великокняжеского терема (слева). Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 230) Изображение г. Владимира (справа), Успенского собора времени кн. Андрея Боголюбского и великокняжеского терема (слева). Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 230) Владимир и административно подчинявшаяся ему территория оставались за кн. Андреем и позднее. В 1155 г., окончательно разойдясь с отцом из-за его стремления закрепиться в Киеве и вообще в Юж. Руси, Андрей покинул киевский пригород Вышгород и ушел во Владимир. В 1157 г., после смерти Юрия Долгорукого, Андрей Юрьевич наследовал отцовские суздальские владения, но своей княжеской столицей он вместо Суздаля сделал Владимир. Так образовалось обширное Владимирское княжество, при Андрее Боголюбском ставшее единственным во всей Сев.-Вост. Руси. Оно было монолитным, поскольку Андрей изгнал большинство братьев и племянников, а оставшиеся с ним братья Ярослав, Святослав и Борис собственных владений во Владимирском княжестве не имели. Стремясь в своей политике единовластия опереться на Церковь, Андрей Боголюбский безуспешно пытался отделить Владимирское княжество от митрополии всея Руси и поставить во Владимире особого митрополита, а на Ростовской кафедре, единственной в то время в Сев.-Вост. Руси, иметь послушного своей воле епископа.

http://pravenc.ru/text/154987.html

АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АНДРОНИК (Суриков Андрей Иванович; 1885 – 1938), прмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) АНДРОНИК (Барсуков Александр; † 1917), иеродиак., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНИСИЯ Ивановна Масланова († 1937), мц. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА (Столярова; 1895 – 1958), прписп. (пам. 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), схимон. АННА Афанасьевна Ефремова (1882 – 1938), прмц. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АННА Четверикова (1873 – 1940), мц. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА Ивановна Горохова (1896 – 1938), прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), послушница АННА Алексеевна Корнеева (1880 – 1938), прмц. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон.

http://pravenc.ru/rubrics/122336_10.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Московские свв. Описания иконы Московские свв. - житие 4 сентября. Собор Московских святых Собор Московских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Московской земли. Празднование было установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в воскресенье. Среди входящих в лик святых: Блгв. кн. Даниил Александрович Московский (+ 1303, память 4 марта, 30 августа) Прп. Андроник Московский, Спасский (+ ок. 1373, память 13 июня) Свт. Алексий Московский, митр. Киевский и всея Руси (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая) Прп. Афанасий Высоцкий Младший (+ 1395, память 12 сентября, в среду Светлой седмицы) Прпп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя Радонежские (XIV в., память 7 сентября) Прп. Афанасий Высоцкий Старший (+ после 1401, память 12 сентября) Прп. Евфросиния Московская (+ 1407, память 17 мая, 7 июля) Прп. Александр Спасский, Московский (+ после 1427, память 13 июня) Прп. Андрей Рублёв (+ ок. 1430, память 4 июля, 12 июня) Прп. Варфоломей Симоновский (+ 1442) Свт. Геннади[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 8544.jpg:   Размер: 1607x1800, 2.89 MPix, 328 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (207) , (1) . Описание: [Россия. XVII.] Собор Московских святых (фрагмент). Рисунок (перевод с иконы). Россия. 2-я пол. XVII века. Перевод с иконы выполнен В.П. Гурьяновым. Файл 8545.jpg:   Размер: 997x1200, 1.2 MPix, 341 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (122) , (0) . Описание: [Москва. XIX.] Собор Московских святых. Икона. Москва. XIX век. Восточная грань юго-восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева лавра. Файл 8546.jpg:   Размер: 1200x1125, 1.35 MPix, 280 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (186) , (4) . Описание: [Москва. XVI.] " Боголюбская " с избранными святыми. Истома Савин. Икона - Складень трехстворчатый. Москва. Конец XVI - начало XVII в. Размер створок 35 х 15. В 1930 году из ГИМа проступила в ГТГ. Москва. Файл 8547.jpg:   Размер: 1800x1288, 2.32 MPix, 387 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (128) , (0) . Описание: [Москва. 2000-2007.] Собор Московских святых. Ватагина И.В. Икона. Москва. 2000 - 2007 годы. Храм свт. Николая в Клёниках/на Маросейке/. Файл 8549.jpg:   Размер: 1001x1800, 1.8 MPix, 369 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (232) , (4) .

http://pravicon.com/icon-2484

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЮБСКИЙ В ЧЕСТЬ ЯВЛЕНИЯ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ) МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание БОГОЛЮБСКИЙ В ЧЕСТЬ ЯВЛЕНИЯ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ) МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии), в пос. Боголюбово Суздальского р-на Владимирской обл. Панорама мон-ря с запада (выделено место основания мон-ря). Фотография. 2002 г. Панорама мон-ря с запада (выделено место основания мон-ря). Фотография. 2002 г. Ок. 1157/58 г. св. блгв. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский основал неподалеку от Владимира на берегу р. Клязьмы загородную резиденцию - «град камен» Боголюбово (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 231), в к-ром построил ц. в честь Рождества Богородицы и др. храмы. Источники, относящиеся к более позднему времени, объясняют выбор места волей Богоматери, изъявленной через Ее Владимирскую икону (ст. 1-й пол. XV в. «А се князи рустии», дополняющая Комиссионный список НПЛ), или непосредственно при явлении Пресв. Девы кн. Андрею (Житие кн. Андрея Боголюбского, нач. XVIII в., «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери» в редакции сер. XVIII в., «Летопись Боголюбова монастыря» игум. Аристарха, 1767-1769). Ансамбль построек в Боголюбове включал в себя помимо храмов двухэтажный каменный дворец князя, соединенный переходом с лестничной башней и хорами дворцовой Рождественской ц., каменный киворий, сооруженный, по преданию, на месте, где стоял шатер князя и где явилась ему Пресв. Дева, возможно, еще одну башню; замок был обнесен каменными стенами. В создании дворцового ансамбля принимали участие европ. зодчие: по мнению О. М. Иоаннисяна,- из Ломбардии, по мнению А. И. Комеча и др. исследователей,- из Юж. Германии. По повелению кн. Андрея была написана Боголюбивая, или Боголюбская , икона Божией Матери. Под 1214/15 г. летопись впервые упоминает о Б. м., сообщая о кончине проживавшего там на покое свт. Иоанна , еп. Ростовского и Суздальского (ПСРЛ. Т. 1. М., 1997. Стб. 438). Однако основание обители на территории княжеского замка, по-видимому, нужно отнести ко времени жизни св. кн. Андрея, о чем пишет в «Летописи Боголюбова монастыря» игум. Аристарх: «Благоверный великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский устрои в Боголюбове при церкви Рожества Пресвятыя Богородицы другую церковь трапезную во имя святаго мученика Леонтия, и монашествующую братию собра, и постави им первоначальнаго игумена Сергия». Источник этой статьи неизвестен, но, как можно заключить, автор «Летописи» пользовался не дошедшими до нас документами из монастырского архива. Б. м., по-видимому, является первым примером традиции, в соответствии с к-рой владимирские князья сооружали на территории своих резиденций соборный храм или храмы и основывали придворные мон-ри, напр. Успенский, Дмитровский соборы и Рождественский мон-рь во Владимире, Георгиевский собор и Михаило-Архангельский мон-рь в Юрьеве-Польском.

http://pravenc.ru/text/149505.html

В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрёл место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата. Боголюбовская икона Божьей Матери Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века – прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила – инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. Таким образом, Владимирская икона - это прообраз Феодоровской иконы–святой покровительницы Дома Романовых. Владимиро-Суздальское княжество, сохраняя культурные традиции Киевской Руси, наиболее близко по своей культуре к Византии. В этом княжестве был заложен духовный фундамент для будущего превращения Руси в Третий Рим. Великий князь Андрей обратился в Царьград (Константинополь) к Патриарху Луке Хризовергу с просьбой об учреждении особой митрополии для Северо-Восточной Руси. Но Патриарх категорически отказал в устроении митрополии во Владимире (опасаясь церковной полицентричности и не считая, видимо, Северную Русь достаточно зрелой для подобной самостоятельности), а в Киев прислал нового митрополита. Дальнейшая история открывает нам, что замысел святого князя осуществился в точности через три века. Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский держит совет об учреждении митрополии во Владимиро-Суздальской Руси. Миниатюра Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 2-я пол. XVI в.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/07/...

Учитывая все источники, можно сказать, что в целом в IX–X вв. из ислама в христианство обратилось до ста тысяч человек. Для Русской Церкви миссия среди мусульман также традиционна. Свт. Михаил Киевский (X век) посылал монаха Марка проповедовать Христа булгарам-мусульманам, в результате чего приняли крещение четыре князя булгарских. В XII в. св. блгв. князь Андрей Боголюбский († 1174) приказывал мусульманам показывать соборную церковь , благодаря такому знакомству некоторые обратились в Православие. Свт. Петр Московский († 1326) вступал в публичные диспуты с мусульманскими проповедниками и одерживал в них победы. Свт. Макарий Московский (XVI век) крестил последнего хана Казани – Едигера-Мухаммеда и заботился об устроении проповеди Православия среди татар. Проповедью среди татар-мусульман серьезно и успешно занимались свт. Гурий Казанский и прп. Варсонофий Казанский. Прп. Варсонофий знал татарский язык и основы мусульманского вероучения, он проповедовал и проводил диспуты, чем многих привлек в Православие. В XIX веке директор инородческой семинарии Н. И. Ильминский († 1891), перевел на татарский язык богослужения, книги для обучения Православию на татарском языке. После присоединения к Руси Сибирского ханства, здесь также была устроена миссия, в которой особенно отличился митрополит Тобольский и Сибирский Филофей (в схиме Феодор) (Лещинский) (1702–1711, 1715–1721) В одном из отчетов он писал, что им обращено и крещено около 30 тысяч инородцев и построено для них 37 храмов. Миссией среди сибирских мусульман занимался также и свт. Иоанн Тобольский . При Екатерине II (1762–1796) миссия среди мусульман лишилась государственной поддержки, однако к этому времени среди татар образовалась новая этноконфессиональная группа – крящены, состоящая из православных татар. Не менее плодотворной была миссия среди народов Кавказа. Во второй половине XVI века в православие вернулись грузины-ингилы, ранее обращенные в ислам. 78 В самом начале XIX века стараниями православных миссионеров было обращено в христианство свыше 47 тысяч осетин 79 . К 1828 году из горцев, среди которых было много мусульман, крестилось 62 249 человек. Значительное количество абхазов также возвратилось в Православие в XIX веке.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Идешь и думаешь, что физически человеку это невозможно. Надо было видеть лица участников! Все идут добровольно, не для галочки, не за премию или отгул, а ради общего дела. - А как же детишки, которые часто принимают участие в Крестных ходах? Они выдерживают? - Да, маленьких крестоходцев обычно много собирается. Вот на Куликовом поле с нами участвовал детский военно-патриотический клуб «Пересвет». Дети 8-12 лет несут флаги, достаточно тяжелые иконы. Удивительно, говоришь ребенку: «Дай я за тебя понесу, ты устал» - «Нет, я сам!». - Давайте вернемся к предстоящему Крестному ходу, посвященному памяти св. блгв. князя Андрея Боголюбского. Расскажите о нем подробнее. - Крестный ход пройдет с 21 июня по 30 июня. Более 1100 километров пройти пешком достаточно сложно, нужно месяца два. Пока мы к этому не готовы, хотя, конечно и хотелось бы. Мы будем совмещать передвижение и пешком, и на автобусах. Торжественное начало хода - в древнем Вышгороде под Киевом, месте, где княжил князь Андрей, где хранилась в те времена икона, которая получила название Владимирская. Далее путь к Владимиру пройдет через крупные духовные центры: Брянск, Оптина пустынь, Москву, Свято-Троицкую лавру... Нас будут встречать на местах. На остановках будут служиться молебны, читаться акафисты. Во время ночевок икона будет заноситься в храм, местные прихожане смогут к ней приложиться. Утром литургия, крестный ход по городу, проводы иконы. 28 июня - важнейший этап - Крестный ход пребывает в Первопрестольную. Здесь мы будем молиться в храме святителя Николая в Толмачах перед Владимирской иконой Богородицы. 29 июня Крестный ход придет на Владимирскую землю, а 30 июня мы вольемся в традиционный Боголюбский крестный ход из Владимира в Боголюбово. Этот Крестный ход проводится с 1771 года, так что в 2011 году он тоже отмечает юбилей - 240 лет. История его достаточно интересна. В тот год во Владимире была очень сильная эпидемия чумы, смертность была очень высока, ничего не помогало… Православные прихожане, миряне обратились к властям. Так и так, есть такая чудотворная Боголюбская икона Божией Матери в Боголюбском монастыре, нужно принести ее во Владимир. Власти Владимирской провинции не соглашались. Наконец, икона была принесена - и болезнь отступила. С тех времен в честь этого события здесь ежегодно проводится Крестный ход. 3 июня икону несут из Боголюбово во Владимир, там она находится месяц, 30 июня или 1 июля ее несут в Боголюбово тоже пешком. В этот день собираются тысячи людей.

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/21/...

Леона, что надолго закрепило в историографии за ним роль одного из ключевых участников тех событий. Версии Ник. следовал В. Н. Татищев , к-рый дополнил ее подробностями, скорее всего являвшимися его домыслами: «Епископ Нестер суздальский бе еще в животе, но запрети его митрополит по оклеветанию. Тогда некто Леонтий купи у митрополита за деньги епископию суздальскую и пришед к Володимерю. Андрей же, Великий Князь, не хотяше Нестору и митрополиту досады учинити, даде Леонтию место в Володимери. Потом же митрополит и Нестора, разрешив, отпусти в Ростов. И быша в Суздалстей земле два епископа» ( Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1964. Т. 4. С. 281; см. также: Там же. Т. 3. С. 76-78). В современной научной литературе сведениям Ник. и мнению Татищева склонен безоговорочно доверять И. Я. Фроянов ( Фроянов. 2012. С. 879). Между тем в ранних летописях, в т. ч. в Лаврентьевской и Ипатьевской, большинство этих сведений (указание на причину лишения Н. сана) отсутствует. Очевидно, в Ник. имела место тенденциозная редакционная правка митр. Даниила или его окружения (см.: Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII вв. М., 1980), характерная и для помещенного в этом своде текста пространной редакции послания к кн. Андрею Боголюбскому К-польского патриарха Луки Хрисоверга . Помимо рус. летописей важным источником является послание патриарха К-польского Луки Хрисоверга (1157-1169/70) к кн. Андрею Юрьевичу. Оно известно в нескольких редакциях: краткой, являющейся первоначальной, но дошедшей не полностью в рукописи сер. XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 31/1270. Л. 219-221; публ. см.: ПДРКП. 3. Стб. 63-68); пространной, включенной в состав Никоновской летописи (митрополичий свод 20-х гг. XVI в.; см.: ПСРЛ. Т. 9. С. 223-229), а также в составе Жития блгв. кн. Андрея Боголюбского XVII в. (см.: Кистерев С. Н. Рукописная традиция послания Луки Хрисоверга кн. Андрею Боголюбскому//Каптеревские чт. М., 2008. Вып. 6. С. 28-35). В редакции послания в Ник. в качестве изгнанного и ищущего правды епископа фигурирует (вопреки сведениям раннего летописания) не Леон, а Н.; только П.

http://pravenc.ru/text/2565130.html

В кон. XVIII в., при еп. Викторе, были устроены новые раки для мощей обоих святителей и балдахины над ними (мощи свт. Феодора переложены в 1794, мощи И.- в 1795; см.: Березин. 1896. С. 48). Вероятно, к этому времени относится создание лицевого покрова с образом И. (ГВСМЗ), к-рый сочетает традиц. иконографию святителя с нек-рыми новшествами - «греческой» формой клобука и изображением посоха в руке (с жезлом И. представлен и на существующей крышке раки, возможно 1879 г.- Там же. С. 37). В 1805 г. при постройке каменного храма был возобновлен престол И. и свт. Феодора в с. Павловском (Там же. С. 120). Почти все дошедшие до нас изображения И. и свт. Феодора 2-й пол. XVIII - XIX в. включены в иконы Суздальских чудотворцев, к-рые находят аналогии в образах местных святых др. регионов страны, также распространенных в этот период. Известны пространный и краткий варианты подобной иконографии, к-рые могли дополняться включением святых, не связанных с Суздалем; И. и свт. Феодор всегда изображаются в центре композиции. В Успенском соборе Флорищевой пуст. находилось 2 иконы, на одной из к-рых были представлены Владимирские святые (блгв. князья Александр Невский, Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович, Глеб Андреевич и мч. Авраамий Болгарский) с равноапостольными царем Константином и царицей Еленой, а на другой - святители Феодор, И., Симон, Дионисий, преподобные Евфимий и Евфросиния со свт. Димитрием Ростовским ( Георгиевский В. Т. Флорищева пуст.: Ист.-археол. описание с рис. Вязники, 1896. С. 127). Судя по изображению свт. Димитрия, иконы были исполнены не ранее 1757 г., а их парный характер (по равному количеству представленных святых) позволяет связать создание произведений с присоединением в 1788 г. Владимирской епархии к Суздальской. К развернутому варианту иконографии «Собор Суздальских святых» также принадлежит икона сер. XIX в. из Рождественского собора (ГВСМЗ), написанная на доске горизонтального формата и, вероятно, первоначально установленная под иконой Богородицы (И. изображен вместе со святителями Феодором, Дионисием, Симоном, с преподобными Евфимием и Евфросинией; он единственный из архиереев держит жезл с сулоком и навершием в виде змей).

http://pravenc.ru/text/468953.html

В 1173 году торческий кн. Михаил (который управлял Киевом по воле кн. Андрея Боголюбского) поставил Всеволода Юрьевича и Ярополка Ростиславича наместниками в Киев. Однако через пять недель они были захвачены в плен кн. Рюриком (Василием) Ростиславичем и его братьями. После переговоров Ростиславичи выпустили Всеволода Юрьевича, и в том же году он участвовал в новом походе на Киевское княжество , которое вновь организовал Андрей Боголюбский. Вместе с новгород-северским кн. Игорем Святославичем (героем «Слова о полку Игореве») Всеволод Юрьевич бился против рати блгв. кн. Мстислава (Георгия) Ростиславича Храброго под Вышгородом, а затем участвовал в неудачной 10-недельной осаде города. В момент гибели Андрея Боголюбского (1174) Всеволод Юрьевич вместе со старшим братом Михаилом находился в Чернигове у кн. Святослава Всеволодовича . Их соперниками в борьбе за власть в Суздальской земле стали племянники - Мстислав и Ярополк , сыновья старшего сына Юрия Долгорукого Ростислава, умершего при жизни отца. Поначалу при помощи ростово-суздальского боярства и рязанского кн. Глеба верх взяли Ростиславичи. Однако уже 15 июня 1175 года, поддержанные черниговским кн. Святославом, Михаил и Всеволод Юрьевичи нанесли поражение войскам Мстислава и Ярополка в пяти верстах от Владимира . Михаил стал правителем Владимира, население и духовенство которого были на стороне сыновей Юрия Долгорукого, в день их победы в Успенском соборе Владимира был отслужен благодарственный молебен. Вскоре власть Михаила Юрьевича признали Суздаль и Ростов . Всеволод Юрьевич получил в княжение Переяславль-Залесский . После победы и утверждения своей власти в Северо-Восточной Руси братья предприняли поход против рязанского кн. Глеба , союзника Ростиславичей. На р. Мерьской (совр. р. Нерская, приток р. Москвы) Михалко и Всеволод Юрьевич встретили рязанские послы, которые сообщили им о признании правителем Рязани своей вины и готовности вернуть вывезенное им в 1175 году из Владимира, в т. ч. из Успенского собора, имущество.

http://drevo-info.ru/articles/13678567.h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010