В 1167 г. кн. Андрей Боголюбский начал военные действия против Новгорода, целью которых было заставить новгородцев принять на княжение кандидата владимирского правителя - Святослава Ростиславича. Зимой 1169/70 г. по приказу отца М. А. «со всею» его «дружиною» был отправлен в новый поход коалиции русских князей против Новгорода, в к-ром княжил сын бывш. правителя Киева кн. Роман Мстиславич . Вместе с союзниками М. А. подверг разорению сельскую округу Новгорода. Однако поход окончился неудачей - в результате 4-дневного штурма сильно укрепленный город не был взят войсками М. А. В итоге после значительных потерь ему пришлось снять осаду с Новгорода и отступить. В позднем новгородском предании («Слове о Знамении Пресвятой Богородицы», созданном не ранее 30-х гг. XV в., и в др. памятниках т. н. Знаменского цикла, написанных при архиеп. св. Евфимии II Вяжицком ), появились утверждения о том, что под Новгородом войска М. А. потерпели крупное поражение. При этом вместо него сыном правителя Сев.-Вост. Руси ошибочно назван кн. Роман ( Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV вв. М., 2009. С. 328-334). Однако этот рассказ скорее отражает не историческую действительность, а политику новгородских правителей, которые в сер. XV в. усилили пропаганду собственной независимости от сильной княжеской власти ( Агафонов И. С. Идеологические тенденции в нарративах Знаменского цикла XV-XVII вв.//ДРВМ. 2015. 4(62). С. 16-22). В 1170 г. в результате торговой и продовольственной блокады Новгородской земли вел. кн. Андрей Боголюбский вернул себе контроль над Новгородом, минимизировав т. о. военную неудачу М. А. ( Лимонов. 1987. С. 68). Новгородцы в окт. 1170 г. вынуждены были принять на княжеский стол Рюрика Ростиславича (брата скончавшегося в февр. того года Святослава Ростиславича). Убийство и пленение местных жителей в Волжской Булгарии дружиной блгв. кн. Мстислава Андреевича. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 211 об.) Убийство и пленение местных жителей в Волжской Булгарии дружиной блгв.

http://pravenc.ru/text/2564280.html

А. В. Сиренов Иконография Святые князья владимирские Глеб Андреевич, Георгий Всеволодович, Александр Невский, Андрей Боголюбский и мч. Авраамий Болгарский. Икона. 1814 г. Мастер И. Афанасьев (ГРМ) Святые князья владимирские Глеб Андреевич, Георгий Всеволодович, Александр Невский, Андрей Боголюбский и мч. Авраамий Болгарский. Икона. 1814 г. Мастер И. Афанасьев (ГРМ) Изображения Г. А. встречаются значительно реже, чем образы более почитаемых блгв. вел. князей владимирских - Александра Невского и Георгия Всеволодовича. Наиболее раннее изображение Г. А. (если верить поздней надписи) сохранилось в росписи зап. грани сев.-зап. столпа Архангельского собора Московского Кремля 1652-1666 гг., выполненной на основе иконографической программы 1564-1565 гг. Т. Е. Самойлова связывает появление этого изображения с интересом царя Иоанна IV Васильевича Грозного к образу отца Г. А. блгв. кн. Андрея Боголюбского и с почитанием прославленных чудесами мощей младшего князя. Г. А. представлен как безбородый юноша с короткими волосами, в княжеской шапке без опушки, напоминающей закрытый венец, в накинутой на плечи шубе с орнаментом, без меча, с молитвенно воздетыми руками. По-видимому, его образ основан на иконографии св. кн.-страстотерпца Глеба, к-рый в том же соборе изображен в такой же молитвенной позе и без традиц. для его иконографии меча. Описания внешнего облика Г. А. содержатся в иконописных подлинниках 20-30-х гг. XIX в. под 5 сент.: «Млад, кудряв, аки Георгий, риза княжеская» (РНБ. Погод. 1931. Л. 28 об.); «Млад, ризы княжеския» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 56). Несмотря на наличие сведений о местном почитании Г. А. в XVII в., его изображения этого времени неизвестны (образы Владимирских чудотворцев входили в состав росписи XVII в. св. врат владимирского в честь Рождества Богородицы мон-ря, однако сведения об изображении Г. А. отсутствуют). Сохранившиеся памятники с образом Г. А. относятся ко 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Редкий пример единоличного изображения - храмовая икона юж. придела во имя Г.

http://pravenc.ru/text/165101.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Этот юбилей – особо значимое для всех православных событие» Депутаты Верховной Рады и общественные деятели Украины просят Патриарха Кирилла благословить проведение Крестного хода в память св. блгв. князя Андрея Боголюбского 08.04.2011 466 Депутаты Верховной Рады и общественные деятели Украины обратились к Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой благословить проведение Крестного хода в память святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Как отмечается в сообщении, поступившем в нашу редакцию, в текущем году исполняется 900 лет со дня рождения основателя Боголюбского монастыря и великого исторического деятеля Руси благоверного Великого князя Андрея Боголюбского. В связи с чем представители общественности обращаются к Предстоятелю Русской Церкви с просьбой преподать архипастырское благословение на организацию и проведение Крестного хода по пути следования благоверного Великого князя Андрея Боголюбского с Владимирской иконой Божией Матери из г.Вышгорода – пригорода г.Киева ( Украина ) до пос. Боголюбово – пригород г.Владимира (Россия). Предполагаемое время проведения Крестного хода с 24 мая по 1 июля сего года. «Этот юбилей – особо значимое для всех православных событие, ибо будущая слава Владимира, как столицы древнерусского государства началась именно отсюда – из Боголюбова града, Боголюбова монастыря. Святой благоверный Великий князь Андрей Боголюбский был первым после святого равноапостольного Великого князя Владимира созидателем и устроителем Русской земли», - отмечается в пресс-релизе. «В 1155 году князь Андрей Боголюбский, повинуясь откровению свыше, выехал из Киева на северо-восток Руси. Проехав через небольшой, " мизинный " как его называли в те времена, город Владимир, князь вскоре был вынужден остановиться. В 7 верстах от города, на крутом берегу реки Клязьмы, лошади, которые везли возок с чудотворной иконой Божией Матери, внезапно встали и не могли двигаться дальше. Повелев сделать привал, князь всю ночь провел в молитве перед иконой. В полночь ему явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела чудотворную икону Свою поставить во Владимире, а на этом месте выстроить храм и основать монастырь. Князь в точности выполнил повеление Богоматери – в 1157 году началось строительство монастыря. Чудотворная икона была названа в честь города – Владимирской и с того времени до сего дня является главной святыней и символом Святой Руси. Кроме того, по повелению князя, была написана икона Богоматери в память о ночном видении, названная Боголюбивой или Боголюбской. Эта икона – первая писанная на Руси. В течение веков от нее происходило множество чудес, главным из которых было спасение осенью 1771 года жителей г. Владимира от моровой язвы, в память о чем был установлен ежегодный крестный ход с Боголюбивой иконой, совершаемый в настоящее время 30 июня из г. Владимира в Боголюбский монастырь», - напоминают инициаторы Крестного хода.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/08/et...

В 1155 г. св. блг. князь Андрей Боголюбский, покидая Киев и направляясь в родовую Суздальскую землю, тайно взял с собой дивную икону Богородицы, писанную по преданию ап. Лукою, из Вышгорода, который к этому времени стал его удельным городом. Эта икона получила впоследствии наименование " Владимирская " . По церковному Преданию, образ " Владимирской Богоматери " восходит к работе самого апостола и евангелиста Луки. Однако исследователи датируют эту икону значительно более поздним временем (XII в.). Для нас безусловным является то, что этот дивный образ, будучи написанным в позднее время восходит к первообразу и является списком с иконы, написанной ап. и евангелистом Лукою. Св. благ. кн. Андрей привез дивный образ во Владимир, и после завершения постройки Успенского собора икона была помещена там. Уже в 1161 году, как повествует летописец, икону богато украсили золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом.. Богатство этого оклада поразило летописца, который особо отмечает старания св. князя Андрея: " и вкова в ны боле триидесят гривен золота (около 12 кг), кроме серебра и камня драгого и жемчуга " . Икона с тех пор стала именоваться " Владимирской " , а св. князь Андрей получил прозвище " Боголюбский " . Во время мятежа 1175 года, когда был убит св. благ. кн. Андрей, священник Николай с клиром совершили крестный ход с иконой " Владимирской Богоматери " по улицам города - и мятеж утих. Преемники св. блгв. кн. Андрея Боголюбского -Ярополк и Мстислав - незаконно присвоили себе многие богатства, в том числе, и сокровища храмов, а икону Богородицы отдали князю Глебу Рязанскому. Возмущенные беззакониями и кощунством жители города прогнали князей, а икону вернули обратно. В конце тридцатых годов XIII века русские земли подверглись многочисленным страшным набегам татарских орд. Среди многих русских городов был разорен и Владимир. За короткое время были уничтожены все жители города " от уного и до старца и сущего младенца " . Был штурмом взят Успенский собор, в котором укрылись последние жители города. Были украдены или уничтожены многие святыни храма. Чудотворный образ " Владимирской Богоматери " лишился драгоценного оклада: " чудную икону одраша украшену златом и серебром и камнем драгым... " .

http://pravoslavie.ru/5874.html

Алексий , человек Божий, прп. (17/30 марта) Алим Маккавей , мч. (1/14 августа) Алипий Печерский , иконописец, в Ближних (Антониевых) пещерах (17/30 августа; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Алипий Столпник , Адрианопольский, прп. (26 ноября/9 декабря) Амвросий Медиоланский , еп. (7/20 декабря) Амвросий Оптинский , прп. (10/23 октября; 27 июня/10 июля) Аммон Печерский , прп., странник, затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 4/17 октября) Амос , пророк, из 12-ти малых пророков (15/28 июня) Амплий , ап. от 70-ти, сщмч., еп. Диоспольский (4/17 января ап.]; 31 октября/13 ноября) Амфилохий Иконийский , еп. (23 ноября/6 декабря) Амфилохий Глушицкий , чудотворец, прп. (13/26 мая) Амфилохий Печерский , Владимиро-Волынский, еп. (10/23 октября) Анания Вавилонский , отрок, мч. (17/30 декабря) Анания , ап. от 70-ти, еп. Дамасский, сщмч. (4/17 января ап.]; 1/14 октября) Анастасий Персиянин , прмч. (22 января/4 февраля; 24 января/6 февраля ) Анастасий Печерский , диакон, сщмч., в Ближних (Антониевых) пещерах (22 января/4 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Анастасия Римляныня , Солунская (Фессалоникийская), прмц. (29 октября/11 ноября; 30 октября/12 ноября) Анастасия Сербская , мать свт. Саввы I, прп. (21 июня/4 июля) Анастасия Узорешительница , Римляныня, Иллирийская, вмц. (22 декабря/4 января) Анатолий Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (3/16 июля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Анатолий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (3/16 июля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Ангели (Ангелис) , мч. (3/16 декабря) Ангелина Сербская , прав. (30 июля/12 августа) Ангеляр Охридский , равноап., пресвитер, исповедник (27 июля/9 августа) Андрей Боголюбский , блгв. вел. князь (4/17 июля) Андрей Вологодский , Каменский – см. Иоасаф Каменский Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый (2/15 октября) Андрей Критский , архиеп. (4/17 июля) Андрей Критский , прмч. (17/30 октября) Андрей Первозванный , ап. из 12-ти, брат ап. Петра (30 июня/13 июля ап.]; 30 ноября/13 декабря)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

XIV в.) и 4 июня - в Румянцевском Обиходе (РГБ. Рум. 284. Л. 95об., 1-я пол. XIV в.). Под 4 июня память А. встречается и в более поздних рукописях: напр., в новгородских Минеях XV и XVI в., происхождение к-рых Е. М. Шварц связывает с серб. Минеями, привезенными игум. Лисицкого мон-ря Иларионом с Афона в кон. XIV в. ВМЧ содержат под 4 июля проложные жития и простр=анное житие А., написанное Никитой патрикием и квестором ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 297 (2-я паг.)). По мнению А. А. Алексеева , перевод данного жития выполнен в Вост. Болгарии в X в. и, по наблюдению О. А. Белобровой , отличается буквальностью (ТОДРЛ. Т. 51. С. 211, 213). Переводное пространное житие читалось и переписывалось на Руси. В наст. время известно значительное число его списков XVI-XVIII вв. в составе Четиих-Миней и сборников. Краткое житие А. и Слова А. включены во все издания Пролога (7 московских изданий с 1643 по 1696). В кон. XVII в. переработанное житие А. с учетом данных печатного Пролога включил в свои Минеи под 4 июля свт. Димитрий Ростовский (Л. 321об.- 322об.). Большое распространение в рус. письменности XI-XVII вв. получили гимнографические произведения и Слова А. Нек-рые сочинения сохранились в составе древнейших рукописей XII-XIII вв. (напр., покаянный Великий канон в Постной Триоди XII в. (ГИМ. Син. 319. Л. 223об.- 250), гомилия «О четверодневном Лазаре» в Успенском сборнике кон. XII - нач. XIII в. (Л. 222об.- 234). Рус. списки кон. XII в. Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. (ГИМ. Син. 330 и РНБ. Соф. 1136) предписывают читать слова А. из цикла Триодей Постной и Цветной и на двунадесятые праздники ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 247-256). А. особо почитался в княжеской среде. По всей видимости, он являлся небесным покровителем св. блгв. кн. Андрея Боголюбского и Андрея, сына св. блгв. кн. Александра Невского (ср. изображение на печати - Лихачев Н. П. С. 47-48). Несомненно в честь А. был наречен Андрей, сын Ивана Калиты, родившийся 4 июля 1327 г. (ПСРЛ.

http://pravenc.ru/text/115200.html

Нижегородская епархия организовала для журалистов пресс-тур по местам, связанным с именем св. блгв. кн. Юрия Всеволодовича 14 февраля 2006 г. 13:56 17 февраля — память святого благоверного князя Юрия Всеволодовича. В текущем году впервые этот день будет отмечаться в Нижнем Новгороде как общегородской праздник. Нижегородская епархия организовала для журналистов пресс-тур по местам, связанным с именем святого благоверного князя Юрия Всеволодовича. Первым местом посещения стал Михаило-Архангельский собор, основанный святым князем в 1221 году. Здесь сегодня хранится икона Георгия Всеволодовича, написанная в 2004 году и освященная на мощах святого князя, которые покоятся в Успенском соборе Владимира. Икона находится слева от царских врат и помещена в деревянный киот. Перед святым изображением великого князя настоятель собора священник Андрей Милкин отслужил молебен святому благоверному Георгию Всеволодовичу, после чего поздравил журналистов с приближающимся днем памяти Георгия. В Нижегородском художественном музее специально для журналистов была организована выставка иконы святого Георгия Всеволодовича, представляющая для нижегородцев особую историческую ценность. Это одна из двух икон святого основателя Нижнего Новгорода, на которой Георгий Всеволодович предстает не просто как владимирский князь, а как основатель Нижнего Новгорода. Он изображен на фоне двух соборов, им основанных: Михаило-Архангельского и Спасо-Преображенского. По словам сотрудника художественного музея, эта икона датируется XIX веком и была передана в 1928 году Городецким краеведческим музеем. Она хранится в собрании нижегородского музея и практически не экспонируется. Вторая икона, где Георгий Всеволодович изображен как основатель города, находится в Спасском кафедральном соборе. По всей вероятности, это образ, который Нижнему Новгороду подарили владимирцы в 1889 году к 700-летию со дня рождения святого великого князя. Верность такого предположения, по словам Александра Рябова, директора издательства фонда «Народный памятник», подтверждается еще и тем, что по краям этой иконы в виде клейм изображены владимирские князья — святой благоверный князь Александр Невский и святой благоверный князь Андрей Боголюбский. Клирики Спасского собора спели тропарь, кондак и величание святому Георгию Всеволодовичу перед иконой. Журналисты тоже молитвенно поклонились этому святому образу. Завершился пресс-тур в Нижегородском Вознесенском Печерском монастыре осмотром экспозиции Музея истории Нижегородской епархии, после чего состоялась встреча представителей нижегородских СМИ с епископом Нижегородским и Арзамасским Георгием. Патриархия.ru по материалам сайта Нижегородской епархии Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/83039.html

В советское время мощи прав. Андрея Боголюбского трижды подвергались вскрытию: в 1919 , 1934 (святые мощи были взяты в Ленинград для исследования, подтвердившего, что это останки князя Андрея) и 1941 гг. (взяты в Москву в мастерскую М. М. Герасимова, сделавшего попытку воссоздать облик князя). В 1987 г. Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник передал святые мощи князя Владимирской епархии, они покоятся на прежнем месте, в раке у сев. стены Успенского собора. В 1982 г. имя Андрея Боголюбского было внесено в Собор Владимирских святых , установленный по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) . Гимнография Служба прав. Андрею Боголюбскому - бденная (см. Знаки праздников месяцеслова ), с малой вечерней, литией и 2 канонами. Князь прославляется как мученик и страстотерпец, храмоздатель, почитатель Св. Троицы и особенно Пресв. Богородицы. Особо выделена тема благочестивого родословия князя и его духовного родства со святыми князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом . Почитание Андрея Боголюбского отразилось также в Службе Боголюбской иконе Пресв. Богородицы , составленной в 20-х гг. XX в. митр. Сергием (Страгородским) . Среди текстов службы Собора Владимирских святых 23 июня святой упомянут в третьей стихире на Господи воззвах, а также в первом тропаре и богородичне третьей песни канона утрени . Иконография Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский. Икона работы О.С. Чирикова. Нач. XX в. (ГЭ) На миниатюре Радзивиловской летописи представлено убиение князя Андрея. Одним из ранних портретных изображений святого князя, очевидно, являлась фреска 1564-1565 гг. в Архангельском соборе Московского Кремля; она воспроизведена в росписи 1652-1666 гг.: образ князя на северной грани юго-восточного столпа открывает исторический ряд портретов вел. князей владимирских. Князь Андрей представлен с нимбом, в рост, фронтально, с поднятыми в молении руками, в темно-зеленом платье, украшенном орнаментом, поверх которого надета красная ферезея, на голове отороченная мехом шапка, борода кудрявая, заостренная книзу, волосы темно-русые. Образ относится к традиционному парадному типу портретов правителей.

http://drevo-info.ru/articles/24607.html

У Ватикана и ЦРУ в России есть один главный и общий противник, враг 1, по заявлению ЦРУ. Это русское Православие и Русская Православная Церковь, которую они никак не могут покорить и взять под свой полный контроль. Русское Православие цементирует фундамент нашей священной государственности, делая ее мощной и монолитной, способной к восстановлению и возрождению даже после самых тяжелых потрясений. Поэтому, чтобы добиться своей главной цели - необратимого уничтожения нашей государственности - хазарократы, оседлавшие Ватикан и ЦРУ, направили их усилия на уничтожение русского Православия и его столпов на Руси, к коим относятся и Свято-Боголюбский монастырь, и отец Петр (Кучер). Все, что происходит сейчас вокруг этого монастыря, связанного с князем Андреем Боголюбским, глубоко символично. Князя Андрея Боголюбского по любви к Божией Матери и Богопочитанию справедливо считают первым русским Царем. Святой князь Андрей первым провозгласил идею Православия и Самодержавия основой государственности Святой Руси. Эта идея является главной для сохранения и защиты нашей русской государственности и для ее возрождения как сильной православной монархии. В 1147 году в Константинополе собрались Французский, Германский и Византийский монархи. От Русской Земли был князь Андрей Боголюбский. Возможно, монархи договорились противостоять могущественному Ордену тамплиеров . Стоит отметить, что символика и философия тамплиеров идентична символике и философии хазар. Таким образом, тамплиеры и хазары движимы одним духом, духом Ваала, Бафомета, Молоха - объектов почитания и черных ритуалов тех и других. На самом деле, это один и тот же дух колена Данова, избранный хазарами и тамплиерами в качестве руководящего начала. В этом своем духе они едины с Ватиканом. Именно этот дух антихриста противостал тогда носителю духа Христова князю Андрею Боголюбскому, поборнику Православной веры и православной монархической государственности. Но именно против нее боролись тамплиеры. Во Франции, Англии, Германии, Византии, Святой Руси повсеместно возводились крепости и монастыри. На Святой Руси при князе Андрее возводилось храмов в пять раз больше, чем до него. Храмы строились белокаменные. Абсолютная система власти, которую выстраивал князь Андрей, могла быть неугодной не только боярам. Ордену тамплиеров мешали монархи. Все монархи, правившие с князем Андреем в одно время, умерли насильственной смертью. Ритуальность убийства блгв. Вел. Князя Андрея Боголюбского подтверждает убийство последнего русского Императора Николая Первый и последний Царь на Святой Руси убиты в один день - 17 июля.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

кн. Андрей Боголюбский, немного сзади - мч. Авраамий и блгв. кн. Глеб Владимирский): образы кон. XVIII - нач. XIX в. (с мощевиками) и посл. трети XIX в. из Успенского собора Владимира, сер.- 2-й пол. XIX в. (ГВСМЗ, частное собрание). Аналогичный подбор святых - на литографии 1857 г. мастерской И. А. Голышева во Мстёре (цензурные экземпляры 1864, 1871: ЦАК МДА). На палехской иконе кон. XIX - нач. XX в. кисти М. И. Парилова из частного собрания ( Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. С. 385. Ил. 178), на мстерском образе того же времени (ГВСМЗ) написаны только 3 св. князя (Г. В. с крестом в руке, плащ в виде домонг. корзна), предстоящие Владимирской иконе Божией Матери; аналогичный образ ок. 1884 г. с дарственной надписью - из собрания И. Е. Забелина (ГИМ). Необычен тип иконографии святого (с непокрытой головой и бородой средней длины, без доспехов и атрибутов) в росписи «альфреско» интерьера Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, 1826-1830 гг. крестьянина Т. А. Медведева из с. Тейкова. В иконописи XVIII-XIX вв. Нижегородского региона Г. В. изображался в основном как основатель города на фоне архитектурного пейзажа с видами соборов, как на иконах сер.- 2-й пол. XIX в. (НГХМ, Спасский староярмарочный собор Н. Новгорода), где внешний облик, поза и одеяние, несомненно, восходят к ранним произведениям. В Преображенском соборе Н. Новгорода у сев. стены некогда находился большой образ такой иконографии, созданный ок. 1863 г. худож. Д. Салабановым к освящению придела во имя Г. В.; резной позолоченный киот был украшен вверху княжеской короной и военной арматурой, внизу изображена битва на р. Сить ( Добровольский. С. 45-46). Подобный вариант существовал и в монументальном искусстве - роспись 1845 г. на холсте, наклеенном на стену, с изображением Г. В. в молении, с видом храма, на юж. стене собора арх. Михаила в Нижегородском кремле ( Храмцовский. С. 236); а также в нумизматике - на серебряной медали, изготовленной к 700-летию со дня рождения блгв.

http://pravenc.ru/text/Георгия (Юрия) ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010