Ист.: Описание о российских святых; Голышев И. А. Богоявленская слобода Мстера: История ее, древности, статистика и этнография. Прил. Владимир, 1865. С. 107-112. (Тр. Владимирского губ. стат. комитета; 4). Лит.: Буслаев Ф. И. Ист. очерки рус. народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 358; Голышев И. А. Древности Богоявленской ц. в слободе Мстере Вязниковского у. Владимирской губ. Мстера, 1870; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 176; Голубинский. Канонизация святых. С. 362; Добронравов В. Г., Березин В. Ист.-стат. описание приходов и церквей Владимирской епархии. Владимир, 1898. Ч. 5. С. 276-277, 317-318, 371-372; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 567; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. описание г. Коврова с уездом. М., 1903. С. 79-80; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2; Баранов В. В. Иконопись Мстеры: История, структура промысла, худож. особенности: АКД. М., 2008. С. 20-21; Монякова О. А. Святые земли Ковровской//Афанасьевский сб. Шуя; Ковров, 2011. Вып. 1: Мат-лы 1-й межрегион. науч.-практ. конф. «Религиозно-образовательная среда рос. провинции». С. 86. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) |
Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВСЕВОЛОД БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вел. кн. Всеволод Юрьевич (Димитрий). Фреска юго-восточного столпа Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 годы Всеволод (в крещении Димитрий ) Юрьевич, Большое Гнездо ( 1154 - 1212 ), великий князь Владимирский (с 20 июня 1176) Память 14 апреля (Владимир. ) Родился 19 октября 1154 года, младший сын кн. Юрия Долгорукого от второго брака (по не подтверждаемому надежными данными предположению, с византийской царевной). На р. Яхроме, где Юрий Долгорукий находился в полюдье во время рождения сына, князь заложил г. Дмитров , названный в честь новорожденного. После смерти Юрия Долгорукого, владевшего в конце жизни Киевом (нач. 1155 - 15 мая 1157), в Суздальской земле при поддержке ростовцев и суздальцев вокняжился старший брат Всеволода Юрьевича - блгв. кн. Андрей Боголюбский (вопреки воле их отца, предназначавшего этот стол младшим сыновьям - блгв. кн. Михаилу (Михалку) Юрьевичу и Всеволоду Юрьевичу). В 1161 году кн. Андрей изгнал Ростовского еп. Леона , вторую семью отца и его " передних " бояр, а также племянников Мстислава и Ярополка Ростиславичей из своих владений. Всеволод Юрьевич вместе с матерью и старшими братьями Мстиславом и Васильком уехал в Византию, где имп. Мануил I Комнин дал Мстиславу и Васильку во владение четыре города на Дунае и " волость Отскалана " . В 1168 году Всеволод Юрьевич вновь был на Руси, зимой 1168/69 года участвовал в походе на Киев , организованном кн. Андреем Боголюбским . Русские князья при поддержке половцев захватили город, были ограблены Софийский собор , Десятинная церковь , многие киевские монастыри. Зимой 1170 /71 года Всеволод Юрьевич вместе с братом Михаилом , действуя по повелению своего старшего брата Глеба Юрьевича , правившего тогда в Киеве, с помощью берендеев и торков одержал победу на р. Буг над напавшими на Киевское княжество половцами. |
серебро: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2018. С. 25, 95. Кат. 33. О. А. Зверева Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) МЕФОДИЙ (10-20-е гг. IX в. - 885), равноап. (пам. 6 апр., 11 мая), архиеп. Моравский, старший брат и соратник создателя славянской письменности равноап. Кирилла ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) |
СПб., 1911. С. 102). Св. блгв. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский проявил большой интерес к обретенным нетленным мощам и явился инициатором попытки установления церковного почитания свт. Леонтия. Мощи были переложены в каменную раку и помещены для поклонения в новом соборе, тогда же было написано краткое Житие. Однако из-за конфликта Ростовского еп. Феодора (Феодорца) с Киевским митрополитом К. так и не была осуществлена. Согласно наиболее распространенной версии, свт. Леонтия причислили к лику святых только при Ростовском еп. Иоанне, в 1194 г. Поскольку дата смерти свт. Леонтия к XII в. уже была забыта, празднование в честь него (23 мая) было приурочено ко дню обретения мощей. Впервые память свт. Леонтия упоминается в месяцеслове Ростовского Евангелия 1-й четв. XIII в. (МГУ. 2 Ag. 80. Л. 227). Исследователями подчеркивается политическая подоплека К. свт. Леонтия (замысел создания Андреем Боголюбским независимой от Киева автокефальной епископии во Владимире в 60-x гг. XII в.- Воронин Н. Н. «Житие Леонтия Ростовского» и визант.-рус. отношения второй пол. XII в.//ВВ. 1963. Т. 23. С. 23, 41, 45) и местный характер его почитания ( Васильев. 1893. C. 70-71; Голубинский. 1903. С. 60). Однако месяцесловы отражают быстрое и широкое распространение почитания свт. Леонтия в др. рус. землях: Киевской, Полоцко-Смоленской, Галицко-Волынской и Новгородской ( Лосева. 2001. С. 106-107). Праздник обретения мощей свт. Леонтия упоминается месяцесловами XIII - нач. XIV в. даже чаще, чем память прп. Феодосия Печерского, что свидетельствует о его ранней общероссийской К. Церковное почитание блгв. кн. Михаила Черниговского и его боярина Феодора, убитых в Орде в 1246 г., было установлено вскоре после их гибели. Согласно Прологу, это произошло не в Черниговском княжестве, а в Ростове, где правили дочь и внуки убитого князя: Мария Михайловна и ее сыновья Борис и Глеб. Они построили церковь во имя новых мучеников и установили в их честь празднование 20 сент., что можно считать признаком офиц. К. кн. |
Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Мстислав Храбрый, Новгородский, блгв. - житие ЖИТИЕ БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ НОВГОРОДСКОГО МСТИСЛАВА—ГЕОРГИЯ ХРАБРОГО К лику святых заступников Церкви отеческой причтен и сей князь Новгородский Мстислав, внук великого князя киевского Мстислава (+1132 г.) и сын смоленского князя Ростислава. Князь Мстислав заслужил у современников имя Храброго, которое сохранилось ему в летописях по своему мужеству в битвах и по особенному благородству характера, так как он всегда принимал правую сторону, когда возникали несогласия князей, и вступался за слабого против сильного, невзирая на множество врагов. В Церкви же усвоилось ему утешительное название святого по глубокому его благочестию и делам милосердия, которые не уступали подвигам его воинской доблести. В 1168 году он участвовал в победе южно-русских князей над половцами. Святой князь принимал участие и в других княжеских походах, в которых прославился необычайным мужеством. Князь Мстислав, который, по сказанию современников, боялся лишь единого Бога, явил свое мужество против великого князя владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского, когда тот, отдав сперва столицу южную Киев брату его Роману, князю смоленскому, хотел опять отнять достояние сие у Ростиславичей и велел Роману выехать из Киева. Повиновался кроткий князь, но за него вступились братья — Рюрик, Давид и Мстислав Смоленские. Храбрый Мстислав принял особенно к сердцу несправедливость владимирского князя и, овладев Киевом, отдал его второму брату Рюрику. Тогда великий князь владимирский объявил Ростиславичам войну. Князь Мстислав с бесчестием выслал его посла с таким словом к своему владыке: «Доселе мы уважали тебя как отца, но когда ты говоришь с нами как с слугами и людьми простыми, идем на суд Божий». Князь Андрей послал 50 тыс. северного войска. К этому грозному ополчению поневоле присоединились полки некоторых южных князей. Братья Ростиславичи оставили Киев, будучи не в силах держаться против такого полчища, но Мстислав Храбрый засел с малой дружиной в соседней крепости — Вышгороде, ничтожные стены которого, казалось, можно было разобрать руками. Возбуждала удивление ничтожная крепость, обороняемая горстью людей, но в ней бодрствовал витязь, а в осаждающих не было согласия. Одни князья боялись могущества Андреева, другие же — коварства Святослава, князя черниговского, и все тайно благоприятствовали Ростиславичам. А храбрый Мстислав почти каждый день делал отважные вылазки против войска Андреева. Когда прибыл луцкий князь Ярослав с волынскими войсками и соединился с Мстиславом, страх напал на осаждающих. Они бросились бежать, кто куда мог. Мстислав смотрел со стороны и не верил глазам своим. Наконец, подняв руки к небу, прославил он защитников Вышгорода — св. князей Бориса и Глеба. Потом, вскочив на коня, бросился с дружиной за беглецами. Неприятельский стан, обозы, множество пленных стали добычей Мстислава. |
Житие Г. А. известно в списках преимущественно XVIII в., наиболее ранний относится к 30-м гг. (РНБ. Собр. Александро-Невской лавры. А79). Житие не отождествляет св. князя с упоминаемым в тексте кн. Георгием Андреевичем - др. сыном Андрея Боголюбского. Житийное описание содержит много известий, не подтверждаемых др. источниками: о смерти при жизни Г. А. его брата Владимира, не известного источникам, о кончине Г. А. в 1175 г. в 20-летнем возрасте в бытность его отца в Суздале, о том, что кн. Андрей Боголюбский принимал участие в похоронах Г. А., и др. Днем кончины св. князя Житие называет 20 июня. Однако есть основание считать, что к XVI в. день смерти Г. А. был неизвестен (ср.: Роспись панихид владимирским князьям. С. 67). В лит-ре днем кончины Г. А. называют 24 июля - день памяти св. князей-мучеников Бориса и Глеба ( Baumgarten N. , de. Généalogies et mariages occidentaux des Rurikides russes du Хе au XIIIe siècle. R., 1927. P. 29), 5 сент.- день убиения св. кн. Глеба ( Сергий (Спасский), архиеп. Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 187). Возможно, в эти дни служились панихиды по Г. А. до его канонизации. Блгв. кн. Глеб Андреевич. Фрагмент иконы Собор святых великих князей, княгинь и княжон " . 2-я пол. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Блгв. кн. Глеб Андреевич. Фрагмент иконы Собор святых великих князей, княгинь и княжон " . 2-я пол. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Большинство списков Жития содержит также повествование о 6 недатированных чудесах, совершенных по молитвам к Г. А.: об избавлении Владимира от «Литвы» в Смутное время (кон. 1608), о жене расслабленной, о младенце Иоанне недужном, о расслабленном отроке Иоанне, об ослепшей жене Иулиании, о беснующемся человеке. В июле 1410 г. на Владимир напали татары под предводительством царевича Талыча. Разграбив город, они стали расхищать сокровища собора, убили соборного ключаря Патрикия. Полагая, что в гробнице спрятаны сокровища, они хотели разломать ее. Как только татары коснулись каменного гроба Г. А., из него вышло пламя, и захватчики в страхе покинули город. В рассказе о нашествии «Литвы» описаны осада Владимира в Смутное время и явление Г. А. соборному пономарю, после чего «безбожнии же тогда нощию внезапно отъидоша ко граду Юрьеву, гоними гневом Божиим». |
Лит.: Доброхотов В. И. Памятники древностей во Владимире Кляземском. М., 1849. С. 62; Иоасаф (Гапонов), иером. Церк.-ист. описание владимирских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 50; Флоринский Н. Сведения о Владимиро-Успенском жен. мон-ре, в к-ром почивают мощи св. мученика Авраамия. Владимир, 1859. С. 21; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 168-169; [Преображенский В. И.]. Ист. описание первоклассного Княгинина Успенского жен. мон-ря в губ. гор. Владимире. М., 1900. С. 16, 68; 700-летний юбилей Владимирского Успенского Княгинина жен. мон-ря. Владимир, 1900. С. 9; Голубинский. Канонизация святых. С. 354; Порфирий [Виноградов], архим. Древние гробницы во владимирском кафедральном Успенском соборе и погребенные в них князья и святители. Владимир, 19032. С. 116-119; Виноградов А. И., прот. История кафедр. Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 19053. Прил. С. 68; Касаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 213; Шилов А. А. Описание рукописей, содержащих летописные тексты. СПб., 1910. С. 63-66; Карамзин. ИГР. Т. 4. С. 55, 215. Примеч. 110; Минин С., свящ. Очерки по истории Владимирской епархии: X-XX вв. Владимир, 2004. С. 128. А. В. Маштафаров Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРП (XVII в. (?), Медушский погост (ныне Ковровского р-на Владимирской обл.)), прав. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Медушский, Ковровский. Время и обстоятельства жизни святого неизвестны. Согласно местному преданию, он был прихожанином ц. Рождества Пресв. Богородицы на Медушском погосте. Место его погребения в XIX в. почиталось окрестными жителями, здесь служили панихиды, земля с могилы праведника считалась целебной. В 1854 г. на погосте вместо деревянной церкви был построен каменный храм, один из приделов которого освятили во имя св. мучеников Карпа и Папилы. 13 окт., в день памяти св. мучеников, храм посещало множество паломников. В 1941 г. церковь закрыли. В 2006 г. началось возрождение храма иноками мстёрского в честь Богоявления муж. мон-ря ; ныне храм является подворьем монастырского Свято-Казанского скита близ Мстёры. Канонизация К. совершилась включением его имени в Собор Владимирских святых, празднование которому было установлено в 1982 г. Лит.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 88; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 563; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 380. Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в. — ок. 1592/93), прав. (пам. 23 июня — в Соборе Владимирских святых) ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) |
М. История России с древнейших времен. Т. 2// он же. Соч. М., 1988. Кн. 1; Pelenski J. The Contest for the «Kievan Succession» (1155-1175): The Religious-Ecclesiastical Dimension//HUS. 1988/1989. Vol. 12/13. Р. 761-780; Плюханова М. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1992; Янин В. Л. Моливдовул ростовского архиепископа Леонтия//ВИД. 1994. Вып. 25. С. 5-18; Георгиевский В. Св. блгв. вел. кн. Андрей Боголюбский: Его неоценимые заслуги для Русского государства и Православной Церкви. М., 1999п; Аксенова А. И. Загробная одиссея князя//Живая история: (Памятники и музеи Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника). М., 2000. С. 172-175. А. В. Назаренко Гимнография Служба А. Ю. Б.- бденная (см. Знаки праздников месяцеслова ), с малой вечерней, литией и 2 канонами. Князь прославляется как мученик и страстотерпец, храмоздатель, почитатель Св. Троицы и особенно Пресв. Богородицы. Особо выделена тема благочестивого родословия А. Ю. Б. и его духовного родства со святыми князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом (Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 262-280). Почитание А. Ю. Б. отразилось также в Службе Боголюбской иконе Пресв. Богородицы, составленной в 20-х гг. XX в. митр. Сергием (Страгородским) (Там же. Июнь. Ч. 2. С. 54-71). Среди текстов службы Собора Владимирских святых 23 июня святой упомянут в 3-й стихире на Господи воззвах , а также в 1-м тропаре и богородичне 3-й песни канона утрени (Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 240, 247, 248). Иконография На миниатюре Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30. Л. 214об.; кон. XV в.) представлено убиение А. Ю. Б. Одним из ранних портретных изображений святого князя, очевидно, являлась фреска 1564-1565 гг. в Архангельском соборе Московского Кремля; она воспроизведена в росписи 1652-1666 гг.: образ князя на сев. грани юго-вост. столпа открывает исторический ряд портретов вел. князей владимирских. А. Ю. Б. представлен с нимбом, в рост, фронтально, с поднятыми в молении руками, в темно-зеленом платье, украшенном орнаментом, поверх к-рого надета красная ферезея, на голове отороченная мехом шапка, борода кудрявая, заостренная книзу, волосы темно-русые. Образ относится к традиц. парадному типу портретов правителей. В «Степенной книге» при описании внешности А. Ю. Б. отмечено, что он был красив лицом, с волосами черными и кудрявыми, с «высоким челом, с очами светлыми и большими». На фреске 1644-1645 гг. ц. Ризоположения Московского Кремля, на сев. грани юго-зап. столпа, А. Ю. Б. изображен со свитком в руке, без шапки, в синем платье с лором и оплечьем и в красной шубе. Облик князя соответствует описаниям в иконописных подлинниках: «Аки князь Михаил Черниговский, шуба киноварь, испод лазорь», XVIII в. ( Большаков. С. 123); «аки князь Борис, надсед, брада Богословля» (ИРЛИ. Колл. Перетца. 524. Л. 178об., 30-е гг. XIX в.). |
В 1891 г. крестьянином с. Палех Владимирского уезда Львом Ивановичем Париловым была начата роспись Богородице-Рождественского храма. За образец были взяты сюжеты фресок Андрея Рублева из Владимирского Успенского собора. Эта роспись, несмотря на столетнюю давность, сохранилась до наших дней и сейчас требует неотложной реставрации. Во времена князя Андрея Боголюбовский замок был вторым после Владимира центром политической жизни. Сюда, в княжескую резиденцию, шли послы из соседних земель и зарубежья, здесь решались вопросы войны и мира, судьбы Владимирской земли и Руси. Вот как предположительно выглядел княжеский замок. Сохранилась лестничная башня – свидетельница трагедии, разыгравшейся в Боголюбове в июньскую ночь 1174 г. Каменные ступени винтовой, перекрытой ползучим сводом и освещенной узкими, похожими на бойницы оконцами лестницы выводят на второй этаж. Великолепное тройное окно с массивными колонками и резными капителями смотрит через замковую стену в даль нерльской проймы, где белеет церковь Покрова-на-Нерли. После трагической смерти князя его постройки пришли в запустение. Дворец был разграблен убийцами-заговорщиками. В 1177 г. Боголюбово подверглось разорению от набега рязанского князя Глеба. Монголо-татарское нашествие довершило опустошение. Князья, преемники Андрея, опасались жить в этом обагренном кровью месте. Лишь несколько монахов основанного здесь же князем Андреем монастыря возносили свои молитвы об упокоении страстотерпца в селениях праведных. Против юго-западного угла собора на площади стояла особо примечательная постройка – резной киворий в виде восьмиколонной аркады, поставленный на месте шатра, в котором во время ночной молитвы князю Андрею явилась Божия Матерь. Сейчас на этом месте стоит кирпичная часовня XVII в. Внутри неё находилась белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. По преданию, из нее наделял деньгами строителей храма св.блгв.кн. Андрей Боголюбский. Сама площадь перед дворцом была вымощена белым камнем. Кроме кивория на ней стояла белокаменная колонна – Богородичный столп – окованная золоченой медью и увенчанная четырехликой капителью с изображением Богоматери. Предположительно, что их было две, и они служили опорами для сени церковного крыльца. |
| |