Скачать epub pdf В 1929 г. в Соловецком страшном концлагере с конца зимы резко увеличились заболевания цынгой, и к весне из 18 тысяч заключенных IV отд. СЛОН (4-е отделение Соловецкого лагеря особого назначения помещалось на самом острове «Соловки») число больных достигло 5000 человек. Мне, заключенному врачу, было предложено, кроме моей обычной работы, взять на себя заведывание одним из новых цынготных бараков на 300 человек заключенных. Когда я явился в этот барак, меня встретил молодой фельдшер еврей с очень красивым одухотворенным лицом. Он оказался студентом-медиком VI курса. Иметь такого квалифицированного помощника было большой редкостью и огромным облегчением. Александр Яковлевич, Я. – (так звали этого студента-фельдшера) обошел со мною весь барак и показал всех больных. О каждом он подробно мне рассказал его анализ и характерные проявления болезни. Больные были все в очень тяжелом состоянии. Кровоточащие и гниющие десны, пораженные язвенным цынготным гингивитом, огромные опухоли суставов, цынготные кровоизлияния в виде синих пятен на конечностях – бросались в глаза при беглом осмотре. При обстоятельном же обследовании у многих оказались тяжелые осложнения на внутренних органах: геморрагические нефриты, плевриты и перикардиты, тяжелые заболевания глаз («рыбьи глаза» – т. е. глаза с красной каемкой вокруг роговицы). Из объяснений фельдшера я понял, что он прекрасно разбирается в симптоматологии болезней и правильно ставит диагнозы и прогнозы. Узнав, что Александр Яковлевич непрерывно работал целые сутки, я отослал его отдохнуть и стал обходить и осматривать больных один. В историях болезни были записаны все так называемыя установочные данные, т. е. имя, фамилия, дата и место рождения и т. п., собран анализ и записаны субъективные жалобы. Ввиду огромного количества больных я вынужден был осматривать их очень бегло и записывать чрезвычайно кратко. Тем не менее осмотр мой, начавшийся в 8 ч. утра, закончил только к 3 ч. ночи, при двух перерывах по 1/2 ч. на обед и ужин. На следующий день я снова пришел в барак к 8 ч. утра и застал Александр Яковлевича уже обошедшим всех больных, выполнившим все мои назначения и собравшим сведения о наиболее тяжелых (оказывается он работал с 12 ч. дня до 8 ч. утра, т. е. 20 часов, снова без перерыва). Лицо А. Я. было вспухшее и носило явные следы тяжелых побоев. В ответ на мои расспросы он разсказал мне следующее. В 7 ч. утра барак посетил начальник И. С. Ч. (информационно-следственной части, т. е. отд. ГПУ в концлагере). Начальник был в пьяном виде. Обходя больных, он спросил их – довольны ли они работой врача и фельдшера. Несколько человек заключенных больных заявили, что врач только поздно ночью «заглянул» в барак и «наспех» посмотрел «некоторых» больных, «не оказав никакой помощи тяжелым больным», а фельдшер вышел вчера на работу только в 12 часов дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

В.В. Антонов эту странность следствия (а вел его известный «спец» по такого рода делам А.Р. Стромин (Геллер)), связывал с возможной ролью, которую смогли здесь сыграть старые знакомства И.М. с видными большевиками: наркомом просвещения А.В. Луначарским, уже упомянутым нами П.Г. Смидовичем, а через него и А.И. Рыковым с. 102, 113].Вполне возможно, что так оно и было, хотя избежать концлагеря И.М. все же не удалось. Постановлением коллегии ОГПУ от 8 октября 1928 года Андреевский И.М., Розенберг Э.К., Лихачев Д.С., Раков В.Т., Мошков П.П., Тереховко А.С., Аничков И.Е., Миханьков А.Н., Каллистов Д.П. получили по статье 58–11 УК РСФСР по 5 лет концлагерей. Трое: Обновленский А.П., Селиванов А.В., Сперанский Н.Е. – по 3 года. И.Л. Сильвестрович был приговорен к тюремному заключению сроком на 1 год. Остальные 17: Суратова Л.А., Финне В.В., Пищулин К.В., Гурьев Н.И., Шувалов В.М., Розенберг В.К. (брат Э.К. Розенберга), Смирнова В.И., Тихомирова Ю.С., Эйнерлинг С.А., Свириденко Л.К., Комарович В.Л., Морозова В.Г., Холмогорова Е.И., Успенский В.Ф., Алексеев (Аскольдов) С.А., Крюкова Т.А., Мокиевский Г.П. – были высланы в отдаленные местности страны на три года т. 3, л. 616]. Как бы вдогонку к ним 22 июня 1929 года последовало осуждение ещё трёх, правда, непостоянных членов «Братства»: преподавателя Педагогического института им. А.И. Герцена Сухова А.П. – три года исправительно-трудовых лагерей, адвоката Бурцевой Н.Б. (Долбежевой) – три года ссылки и психиатра Моржецкого М.Н. – три года условно т. 3, л. 616]. Оказавшись в результате в Соловецком и Свирском концлагерях, И.М. был востребован здесь в качестве врача, благодаря чему ему и удалось выжить, несмотря на практиковавшиеся в них нечеловеческие условия жизни заключенных с. 3]. После освобождения в 1932 году был лишен права проживания в Ленинграде и устроился на работу в качестве главного врача областного интерната для дефективных детей на станции Оксоча в Новгородской области и проработал здесь до 1937 года. Здесь он и жил, лишь изредка наезжая в свою ленинградскую квартиру, в которой проживали его новая жена Е.М. Сосновская (1900–1978), дочери Мария (1936–1985) и Елена (1940–1942). «Утром, в холщовом пиджаке, в шляпе, очень напоминая своим обличьем чеховских героев, И.М. взбирался на белую клячу и отправлялся в интернат . Надо сказать, что И.М. вел с нами не только серьезные разговоры. Например, он рассказывал бесчисленные анекдоты про сумасшедших», – вспоминали о нем Анна и Мария Андреевы, дочери покойного к этому времени протоирея Ф.К. Андреева (1887–1929). В 1938–1941 году И.М. подвизался в качестве врача на Волховстрое и главного психиатра областной больницы в Новгороде с. 116].

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Их посадили в карцер, мучили голодом, жаждой. Отсутствием сна, даже побоями с членовредительством, т.е. применяли к ним почти все способы «воздействия», но они оставались непреклонными в своем упорстве и даже посмели отказаться от всякого принудительного труда (факт очень редкий в концлагере). Через некоторое время меня, заключенного врача, вместе с профессором доктором Жижиленко (который был сослан в Соловки за то, что, будучи главным врачом Таганцевской тюрьмы в Москве, тайно принял монашество и стал епископом), вызвали к начальнику санчасти, где находился и начальник всего лагеря, и конфиденциально просили нас произвести медицинское освидетельствование этих монахинь, намекнув, что, по возможности, желательно признать их нетрудоспособными, чтобы иметь официальные основания освободить их от принудительного тяжелого физического труда, которого они не хотели выполнять. Первый раз в истории Соловецкого концлагеря его администрация находилась в таком затруднительном положении. Обычно с отказавшимися от тяжелых работ (большей частью это случалось с уголовными преступниками) поступали резко и жестоко: после жестокого избиения их отправляли на штрафной о. Анзер, откуда обратно никто живым не возвращался. Иногда дело ограничивалось карцером на Секирке (Секирная гора – известная местность на о. Соловки). Через 2–3 месяца пребывания в этом карцере возвратившиеся оттуда живыми становились «шелковыми» и не отказывались больше никогда от работ. Почему монахинь-бунтовщиц не отправляли ни на Анзер, ни на Секирку – было непонятно. После ухода начальника лагеря мы, врачи, задали об этом вопрос начальнику санчасти, тоже врачу, который, после отбытия срока в лагере за какое-то уголовное преступление, остался «вольнонаемным» и занимал административные должности, возглавляя санитарную часть лагеря. Он объяснил нам, что с монахинями «дело сложное», ибо их молчаливый и сдержанный протест совершенно не похож на протест, который иногда позволяли себе уголовные преступники. Последние обыкновенно устраивали скандал, кричали, хулиганили. А эти – молчаливые, простые, смирные и необыкновенно кроткие. Ни одного крика, ни одного слова жалобы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они не страшились суровых северных условий, не рассуждали о выгоде. Они стремились жить по закону любви, а хозяйственная деятельность была для них общественным служением и исполнением нравственного долга. Памятником этому русскому подвигу до сих пор являются ансамбли наших северных монастырей — Соловецкого , Кирилло-Белозерского… А то, что русские действительно обладали феноменальным даром освоения пространства, говорит история Русской Америки. Подумать только, b XVIII веке мы оказались на Алеутских островах, на Аляске и дошли до Форта Росс в Калифорнии. Этому опыту тоже посвящен один из очерков книги. Гербы, флаги и гимны Есть в книге глава, которая называется «Державная воля и русская доля» — рассказ об истории наших символов. Многовековая история русского государства — это череда великих идей, запечатленных в образах, обрядах и символах. Эти символы рождались, они волновали и увлекали людей, давали импульс развитию огромной страны… И они меркли. Когда меркли символы, Россия переживала не лучшие времена. В русской государственной символике самым древним элементом следует считать, конечно, изображение всадника. Всадника, «поборающего», или поражающего, змия. Этот всадник, или по-старинному ездец, помещался на лицевой поверхности великокняжеских печатей. (Кстати, в старину это был именно всадник; Святым Георгием он станет гораздо позднее, b XVIII столетии.) Воинствование за православную веру — вот что означает этот символ. И такова была сущность власти на Руси, власти великокняжеской, а затем и царской. Наш государь — змееборец, борец со злом! Об этом свидетельствует государственная символика. Однако в жизни эта задача — борьба со злом — решалась очень по-разному. Менялись представления о мире, о власти. Менялись представления о человеке, менялись общественные настроения… Представления о добре и зле тоже, увы, менялись. В результате рождались новые идеи и новые символы: Петербург — русский парадиз на Неве, Андреевский флаг, гимн «Боже, царя храни», а в советское время — мавзолей Ленина, «большевистские мощи»…

http://pravmir.ru/feliks-razumovskij-o-n...

Первый раз в истории Своловецкого концлагеря его администрация находилась в таком затруднительном положении. Обычно, с отказавшимися от тяжелых работ, (большей частью это случалось с уголовными преступниками) поступали резко и жестоко: после жестокого избиения их отправляли на штрафной о. Анзер, откуда обратно никто живым не возвращался. Иногда дело ограничивалось карцером на «Секирке («Секирная гора» – известная местность на о. Соловки). Через 2–3 месяца пребывания в этом карцере, возвратившиеся оттуда живыми становились «шелковыми» и не отказывались больше никогда от работ. Почему монахинь – бунтовщиц не отправляли ни на Анзер, ни на Секирку – было непонятно. После ухода начальника лагеря, мы, врачи, задали об этом вопрос начальнику санчасти, тоже врачу, который, после отбытия срока в лагере за какое-то уголовное преступление, остался «вольнонаемным» и занимал административные должности, возглавляя санитарную часть лагеря. Он объяснил нам, что с монахинями «дело сложное», ибо их молчаливый и сдержанный протест совершенно не похож на протест, который иногда позволяли себе уголовные преступники. Последние обыкновенно устраивали скандал, кричали, хулиганили. А эти – молчаливые, простые, смирные и необыкновенно кроткие. Ни одного крика, ни одного слова жалобы. «Они фанатичные мученицы, словно ищущие страданий» – рассказывал начальник санчасти, «это какие-то психопатки-мазохистки. Но их становится невыносимо жалко… Я не смог видеть их смирения и кротости, с какими они переносят «воздействия " … Да и не я один… Владимир Егорович (начальник лагеря) тоже не смог этого перенести. Он даже поссорился с начальником ИСО (информационно-следственный отдел)… И вот он хочет как-нибудь смягчить и уладить это дело. Если вы их признаете негодными к физическому труду – они будут оставлены в покое». «Я прошу меня освободить от этой комиссии» – сказал профессор Жижиленко, «Я сам монах и женщин, да еще монахинь, осматривать не хотел бы…» Профессор Жижиленко от этой комиссии был освобожден, и я один отправился свидетельствовать этих монахинь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

«Митрополит Сергий всеми своими посланиями и прещениями своим архиереям твердит: «что бы я ни сделал, а всё-таки я законный, не можете меня ослушаться». Законники, которые и в обновленчестве не увидели сути преступления, а только нарушение канонов, поспешили скорее повиноваться законному. И остались с ложью и обманом, стали работать им. Они боролись за канонического, канонический их и посрамил, чтобы показать им, что не в том была сущность, в чём они её полагали. Народ, не подчиняясь обновленцам, не хотел подчиняться большевикам-безбожникам. Власть понимала эту политическую сущность борьбы с обновленчеством и хотела её вскрыть. Мы боялись правды и прикрывались канонами. Но пришла пора с митрополитом Сергием, когда нужно было говорить правду, и мы испугались её, не порвали с властью, а сказали то, что говорили раньше: боремся только за каноны, очищаемся от политики. Ну, раз только за каноны, то и работайте на ГПУ, на большевиков…Вот что мне стало ясно, наконец, и «законный», утверждающий за собою право на всякое беззаконие, стал мне не страшен. Каноны не для защиты лжи, обмана и предательства. «Законный» сделал то самое церковному народу, чего народ боялся, когда боролся с обновленцами: он заключил союз между Церковью и безбожниками. Это – предательство» … «Жена и мать умерли за годы моей разлуки с ними, унеся к Престолу Всевышнего свою тоску по мне; я имею силы и, кажется, кое-какие материалы, которые на найдут себе никакого места в России, кроме тюрьмы или могилы. Впрочем, всё это были не доводы, чтобы бежать мне за границу. Я просто спасал душу свою, не жизнь, а душу. Препятствий к побегу из ссылки и переходу чрез границу ведь никаких не было, кроме риска своей жизнью. Но я решил рискнуть и ею, ибо я человек слабый. Я боялся уступить, пасть, изменить истине, за которую боролся. На мои письма относительно митрополита Сергия от ряда епископов и священников я получал увещания: меня все обращали в Православие, ибо я отступаю от законного. Я оказывался одиноким. Теряю почти всех старых друзей. Единомышленники есть, но где они? Они, как и я, в одиночестве, мы разбросаны. Чувство гнева и горького презрения к человеческой бесчестности охватывало мою душу, когда я читал оправдания лжи…»

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Лагерные будни духовенства 46. Будто свет Христов озарял их изнутри: духовенство в Соловецких лагерях//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 71–72. 47. Богослужения в Соловецком монастыре: из воспоминаний профессора И. М. Андреевского//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 199–191; Православная Русь. 1948. 12. 48. «В храме был устроен карцер, чтобы люди хулили Бога, но не было по сему»//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 74–79. 49. Голицын, С. Н. Записки уцелевшего. М.: Орбита, 1990. 736 с.: ил. Из содерж.: СЛОН,-С 422–434. 50. Зайцев, И. М. Мученики за светлое имя Христа: [из кн. «Соловки (коммунистическая каторга, или Место пыток и смерти). Ч. 2, гл. 1]//Воспоминания соловецких узников, 1925–1928. Изд. Соловец. монастыря, 2014. С. 258–272. 51. Каждым жестом любой чекист старается оскорбить заключенных священников: из воспоминаний А. Клингера «Соловецкая каторга: записки бежавшего»//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 58–60. 52. Лихачев, Д. С. Я вспоминаю... М.: Прогресс, 1991. 253, с.: ил. 53. «Нельзя было догадаться, что все они – заключенные»: из книги О. Волкова «Погружение во тьму»//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 83–85. 54. Представители духовенства почитаются лучшими работниками: из воспоминаний С. А. Мальсагова «Адский остров: советская тюрьма на далеком севере»//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается. пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 73.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарший визит на Соловки. Литургия в Соловецком монастыре 21 августа 2020 года 21 августа 2020 года, в праздник перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе  Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря . Его Святейшеству сослужили:  митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий ;  архиепископ Каширский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Одинцовский Порфирий , наместник Соловецкого монастыря; архимандрит Ианнуарий (Недачин), благочинный Соловецкого монастыря; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха; архимандрит Герман (Чеботарь), духовник Соловецкого монастыря;  протоиерей Леонид Калинин , председатель  Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации ; насельники Соловецкой обители в священном сане. На богослужении присутствовали: председатель Совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага М.Е. Фрадков, временно исполняющий обязанности губернатора Архангельской области А.В. Цыбульский, первый заместитель губернатора Архангельской области — председатель Правительства Архангельской области А.В. Алсуфьев, генеральный директор Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага А.В. Ходос, многочисленные паломники, приехавшие на праздник в Соловецкую обитель. Богослужебные песнопения исполнил братский хор Соловецкого монастыря под управлением иеродиакона Афанасия (Савельева). На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. Проповедь перед причастием произнес игумен Симеон (Хисамутдинов), настоятель подворья Соловецкого монастыря в г. Кеми, скитоначальник Андреевского скита на Большом Заяцком острове Соловецкого архипелага.

http://foto.patriarchia.ru/news/patriars...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СОЛОВЕЦКАЯ АНДРЕЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свято-Андреевская пустынь Соловецкого монастыря. Храм ап. Андрея Первозванного Пустынь в честь святого апостола Андрея Первозванного Соловецкого монастыря Андреевская пустынь была основана в начале XVIII века. Строительство храма в честь святого апостола Андрея Первозванного связано с прибытием на Соловецкие острова царя Петра I . 10 августа 1702 года в гавань Большого Заяцкого острова зашли 13 военных кораблей. На небольшом судне в сопровождении приближенных особ Петр I направился в Соловецкий монастырь. Государь был принят архимандритом Фирсом, поклонился святыням обители, присутствовал за богослужением. На Большом Заяцком острове, у которого стоял флот, по указанию царя Петра I в течение нескольких дней была поставлена деревянная церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного - покровителя Российского флота. На острове находился монастырский портовый и хозяйственный комплекс, который служил также надежным пристанищем для путешествующих. Валунная гавань с пристанью и каменные палаты здесь были построены еще в годы игуменства святителя Филиппа ( 1548 - 1566 ). Сохранились поварня и валунный погреб XIX века. По берегам острова стояло множество обетных деревянных крестов, которые воздвигали мореплаватели. Во времена Соловецкого лагеря Заяцкие острова стали местами так называемых " штрафных командировок " , где умирали измученные узники. После возрождения иноческой жизни в Соловецком монастыре в 1992 году патриарх Алексий II благословил совершать Божественную литургию во всех сохранившихся храмах и приделах Соловецкого монастыря. В день праздника Собора двенадцати апостолов, 13 июля 1994 года, впервые была совершена Божественная литургия в церкви святого апостола Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове. В настоящее время монашествующая братия в Свято-Андреевской пустыни не проживает. Храм и сохранившиеся хозяйственные постройки требуют реставрации. Богослужения в храме совершаются периодически в летнее время. Праздники Свято-Андреевской пустыни: 13 июля (26 июля н.ст) - Собор 12 апостолов и 30 ноября (13 декабря н.ст.) - память апостола Андрея Первозванного. Редакция текста от: 09.01.2011 10:10:38 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/1468.html

Богослужебные песнопения исполнил братский хор Соловецкого монастыря под управлением иеродиакона Афанасия (Савельева). На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви ряд насельников и клириков Соловецкого монастыря были удостоены богослужебно-иерархических наград: После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил иеродиакона Митрофана (Евстафьева), насельника Введенской Оптиной пустыни, в сан иеромонаха. Проповедь перед причастием произнес игумен Симеон (Хисамутдинов), настоятель подворья Соловецкого монастыря в г. Кемь, скитоначальник Андреевского скита на Большом Заяцком острове Соловецкого архипелага. По окончании Литургии Святейший Владыка совершил славление и молитва у раки с мощами преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству икону преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, изготовленную в технике резьбы по кости — традиционного художественного промысла Русского Севера. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Был оглашен Патриарший указ, согласно которому в ознаменование 450-летия перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в главном храме Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря — Спасо-Преображенском соборе — благословляется совершение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш…». «Поскольку в настоящий момент в Спасо-Преображенском соборе ведутся большие реставрационные работы, то я благословляю совершение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш…» в этом Свято-Троицком храме, а когда возродим Преображенский собор, то эта привилегия перейдет к Преображенскому собору», отметил Святейший Патриарх Кирилл. Во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил архимандрита Порфирия (Шутова) орденом преподобного Серафима Саровского III степени.

http://patriarchia.ru/db/text/4590508.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010