Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь АМФИЛОХИЙ (Вакульский Антоний Яковлевич; 1862-1933), еп. Аляскинский, правосл. миссионер в Америке, писатель АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ АНАСТАСИЯ († 1609 ?), игум. угличского в честь Богоявления Господня жен. мон-ря, прмц. ( пам. 19 марта., 10 апр., 22 дек. и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн. АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий " митр. Костромской " АНГЕЛИНА ТВОРОЖКОВСКАЯ (фон Розе (Шмакова) Александра Филипповна; 1809-1880), мон., основательница Творожковского во имя Св. Троицы мон-ря

http://pravenc.ru/rubrics/121660_9.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) АНГЕЛИНА ТВОРОЖКОВСКАЯ (фон Розе (Шмакова) Александра Филипповна; 1809-1880), мон., основательница Творожковского во имя Св. Троицы мон-ря АНДРЕЙ Иванович Ясенев (1868 – 1938), сщмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых), прот. АНДРЕЙ (Ухтомский Александр Алексеевич, кн.; 1872-1937), [архи]еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, один из основ. Катакомбного движения ИПХ АННА ВИРОВСКАЯ (Потто Анна Александровна; 1865-1903), игум., основательница Вировского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря АНТИПА (Кириллов Антон Петрович; 1870 – 1938), иером., прмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АНФИСА (Сысоева Александра Матвеевна; 1868 (по другим данным 1870) – 1938), прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. АПОЛЛИНАРИЙ (Мосалитинов Афанасий Семёнович; 1873 – 1918), иером., прмч. (пам. 30 авг., в Соборе Екатернбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121790_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Монашество АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн. АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНГЕЛИНА ТВОРОЖКОВСКАЯ (фон Розе (Шмакова) Александра Филипповна; 1809-1880), мон., основательница Творожковского во имя Св. Троицы мон-ря АННА ВИРОВСКАЯ (Потто Анна Александровна; 1865-1903), игум., основательница Вировского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря АНТИПА (Кириллов Антон Петрович; 1870 – 1938), иером., прмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121800.html

Все это, конечно, люди самые достойные, но ведь не все одинаково осторожны! – эти слова Шуры докатились до внимания Лели. – Благодарю вас, Шура! Я передам, – а в мыслях ее пронеслось: «Печется о благополучии соперника! Не мужчина, а теленок!» – Как теперь ваше служебное положение, Шура? – У меня маленькая неудача, которая очень огорчает маму. Мне только что посчастливилось устроиться на заводе «Большевик» переводчиком по приемке оборудования. И вот дня три тому назад я захватил простуду; ночью температура поднялась до тридцати девяти, мама с утра вызвала врача, а сама тем временем потчевала меня аспирином и чаем с малиной; тут, как на беду, к нам заходит отец Христофор – протоиерей Творожковского подворья. Мама его очень уважает. И надо же, что в ту как раз минуту, когда мама поила его чаем – ни раньше, ни позже – шасть ко мне квартирный врач, еврейка; быстрым подозрительным взглядом окинула служителя культа, маму в пеньюаре, меня, распростертого на диване и портрет генерала в орденах над диваном, и с самым непримиримым видом сунула мне градусник. У меня же от маминых забот температура уже спустилась до тридцати шести. И вот достопочтенная леди заявляет: «Бюллетеня я вам не дам! Нет, нет, гражданин, пора кончить с этим!» Что подразумевалось под «этим» она уточнить не сочла нужным, очевидно воображаемые ухищрения классово-чуждого элемента, – так или иначе я уволен за прогул. Леля ахнула и остановилась. – Да как же врач мог не принять во внимание, что при гриппе такое явление… – Не захотел принять во внимание, Леля! Это все та же, обычная в наши дни травля интеллигенции. Как-нибудь переживем. Бывает хуже! «И будет!» – прогремел, щетинясь, грузовик, проносившийся мимо, и повторил за ним заводской гудок. Глаза Шуры, которые Ася называла «по-собачьи преданными», смотрели уныло. Глава пятнадцатая «Полагаю, что Клюквенское гепеу все-таки сочтет себя обязанным прислать семье официальное извещение о гибели ссыльного, – думал Олег, заглядывая то и дело в почтовый ящик. – Могут прислать жене, а могут и матери! Наконец, может написать от себя еще кто-либо из ссыльных».

http://azbyka.ru/fiction/lebedinaya-pesn...

Проведены семинары по традиционным ценностям февраля 2023 Семинар " Сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения " прошел 15 февраля в храме святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице . Он был организован совместно с Центром духовного и культурного образования Центрального благочиния и администрацией Центрального района. Участвовали директора школ и методисты, для которых провели экскурсию по храму. Рассказали о истории создания Творожковского подворья, о закрытии храма в советское время и его восстановлении. Настоятель храма иерей Артемий Наумов , советник главы администрации Центрального района и директор ЦДКиО, отметил, что с 2015 года районный отдел образования взаимодействует с ЦДКиО и епархией. Действуют курсы повышения квалификации для учителей по предметам " Основы религиозных культур и светской этики " и " Основы духовно-нравственной культуры народов России " . Занятия проводят священнослужители благочиния. Регулярно проходят экскурсии " Знакомство с храмом " для школьников. Насущная проблема увеличение выбора модуля " Основы православной культуры " . На встречах с учениками младших классов в семнадцати школах района рассказывалось о святом Александре Невском и преподобном Сергии Радонежском в связи с юбилейными датами. Профессор Университета МВД Марина Илакавичус рассказала о реализации принципов непрерывности и открытости образования в ориентации на отечественные духовно-нравственные ценности и традиции. Старший преподаватель Академии постдипломного образования Наталья Касаткина сообщила о формах взаимодействия образовательных учреждений города с епархией. +++ Во Фрунзенском районе 31 января прошел семинар " Ступени реализации указа президента РФ " Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей " . Глава администрации района Константин Серов отметил, что такие встречи должны стать регулярными и постепенно перейти к беседам с детьми и подростками.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

– Я всегда рос в убеждении, что деликатность и такт необходимые качества культурного человека и упреки за происхождение крайне невеликодушны, – ответил он, – но Анастасия Филипповна вместе с пионервожатой дали мне хороший урок в противоположном, и я этим уроком воспользовался. Директор попросил объяснения. – Они неуважительно говорили перед целым классом об отце одного из моих товарищей. Я согласен извиниться перед Анастасией Филипповной, если она подаст мне пример и в свою очередь извинится перед Петькой Валуевым. Директор, выслушав, сказал: «Я расследую, в чем тут дело». Но комсомольское бюро цыкнуло на него, разъяснив, что дело касается человека, обвиненного по пятьдесят восьмой, и он поспешил предать забвению описанный инцидент, а Мика остался под угрозой занесения в характеристику «издевки над пролетарским происхождением», что ни мало не сломило его буйного духа. Приближалось Рождество; за несколько дней до праздника отец Варлаам созвал братство на исповедь в квартире на Конной. Сговорились собраться сначала у ранней обедни на Творожковском подворье. Мике всякий раз попадало за ранние обедни: от Нины, потому что он опаздывает из-за них в школу, от Надежды Спиридоновны за то, что, уходя, топает по коридору и заводит будильник, который трезвонит на всю квартиру. Без будильника, однако, Мика неизменно опаздывал. Петя и Мери считали Мику почти мучеником, потерпевшим гонения за веру, а он считал их дом христианской общиной в миниатюре – и по этим пунктам каждый из них втайне завидовал другому, а иногда рисовался своим положением перед другим. Мика опоздал и в это утро и, стоя в последних рядах, отыскивал глазами голову Пети, которую узнал по «петуху» на затылке, приводившему всегда в отчаяние его Друга. Рядом с ним виднелась черная коса Мери. Он стал осторожно пробираться к ним. – Мы уже за тебя беспокоились: все нет и нет! – шепнул ему Петя, когда они оказались рядом. – Едва успел; вчера вечером опять бурю выдержал – без этого у нас не обходится! – тоже шепотом отозвался «мученик».

http://azbyka.ru/fiction/lebedinaya-pesn...

С апреля по сентябрь 1923 года служил регентом церковного хора в единоверческой церкви Волкова кладбища. Был близким знакомым патриарха Тихона , летом 1923 года дважды встречался с ним в Москве, рекомендуя назначить в Петроград правящим архиереем иеромонаха Мануила (Лемешевского) . С сентября по 1923 по февраль 1924 года - регент храма Творожковского подворья. Руководил состоявшим из 10-20 человек " Никольским содружеством " . 2-3 февраля 1924 года был арестован по делу епископа Мануила (Лемешевского) . 26 сентября 1924 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ осуждён по обвинению в " контрреволюционной деятельности " по ст. 67, 69, 73 УК РСФСР и приговорен к трем годам концлагерей в Соловецкий лагерь особого назначения . В годы его заключения в Соловецком лагере собрались десятки епископов, что дало возможность ему собрать немало ценных сведений о положении иерархов и епархий. В его следственном деле 1937 года имеются показания архиепископа Питирима (Крылова) о том, что «еще в 1924-1926 годах Аксенов, отбывая наказание в Соловецких лагерях, допрашивал почти каждого вновь прибывшего туда служителя религиозного культа с целью установления как причины заключения в лагерь, так и положения церковных дел на местах». Митрополит Мануил (Лемешевский) упоминает о составлении Л. Д. Аксеновым в Соловецком лагере каталога архиереев . Постановлением Коллегии ОГПУ от 29 апреля 1927 года освобожден досрочно с лишением права проживания в шести крупнейших городах и губерниях на три года. После отбытия срока в Соловках поселился в Любани Белорусской ССР, где арендовал свечной завод, который был закрыт 1 апреля 1933 года. На момент ареста был без определенных занятий, в анкете характеризуется как " педагог-юрист " , находился в Ленинграде, по адресу: Ленинград, ул.Халтурина, 11–19. 26 апреля 1934 года был арестован и заключён в Ленинградский дом предварительного заключения по обвинению в " связи с реакционными церковными кругами, поддерживает связь с репрессированным за к.р. деятельность монашеством и духовенством, оказывая последнему материальную помощь " Был арестован по запросу СПО ОГПУ, в которое поступили сведения " о том, что б. пом. обер-секретаря царского сената — Аксенов Л.Д. установил нелегальную связь с бело-эмигрантскими церковниками, которых снабжает клеветнической информацией о положении в СССР... " , на основании этого было дано указание: " Произведите тщательный обыск у известного церковника Аксенова Леонида Дмитриевича, с целью обнаружения материалов о его связях с церковниками, проживающими в СССР и за рубежом. Независимо от результатов обыска арестуйте и направьте спецконвоем в наше распоряжение " и " У Аксенова Л.Д. проведите тщательный обыск, подвергнете изъятию всю переписку, рукописи и фотоснимки — обратив внимание на документы, указывающие на связь с ссылкой, концлагерем и заграницей " . В записке, приложенной к делу упоминались о следственных делах 1920, 1924, 1925 годах.

http://drevo-info.ru/articles/13681528.h...

Одной девушке, просившей благословение на постриг, он сказал, что это не ее путь, а что ей нужно выйти замуж. В это время к ним подошел семинарист и тоже попросил благословения на монашество. Отец Наум посмотрел на него внимательно и сказал, чтобы он погулял и поговорил с этой девушкой: «Может, захочешь на ней жениться». Через 20 минут они вернулись и попросили благословения на брак. Семья получилась замечательная. Они счастливы в браке, и у них семеро детей. И таких примеров немало. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежных больных. Однажды пришла к нему женщина по имени Вера с тремя детьми и стала слезно просить его позаботиться о ее детях. Врачи сказали, что она проживет не более двух недель. Она могла едва дышать: работала много лет маляром без респиратора, и у нее зацементировались легкие. Батюшка помолился о ее здравии. Через некоторое время ее снова обследовали в той же больнице, где ее предупредили о скорой смерти. Легкие оказались здоровыми. Вера приняла монашество с именем Анна, в Творожковском монастыре в Псковской области, стала настоятельницей этого монастыря и прожила еще 20 лет.  Вот одна из множества историй, говорящих о прозорливости отца Наума, кажутся забавными. Одна старушка по прозвищу «Соня маленькая» собралась умирать. Правда, думала она о смерти всегда. В 18 лет ей дали инвалидность и сказали, что долго не проживет. А дожила она до девяноста двух. Накопила за всю жизнь две тысячи рублей. Вначале перестройки для многих старушек это были солидные деньги. Пошла она к своему духовнику отцу Науму просить совета, кому их пожертвовать. Тот ей говорит: «На одну тысячу купи пшеницы, а на вторую 14 ватников и столько же шапок-ушанок». Пошла Соня домой в великом недоумении. Зачем мне пшеница? А ватники? Мне и не унести их. Да и где их взять?» Решила спросить совета у знакомой. Та была казначеем в только что открывшемся монастыре. Рассказала о данном ей отцом Наумом послушании. Видит: казначей пришла в какое-то чересчур сильное волнение. Долго смотрела на нее удивленными глазами и говорит: «Вчера привезли мне фуфайки. 14 штук. Наскребла я 700 рублей. Отдала деньги, а сама думаю: что мне с этими фуфайками делать? На дворе лето. А тут ты». Отдала ей Соня 700 рублей. Стали они думать, куда бы эти фуфайки пристроить. Узнали, что в одном скиту затеяли большое строительство, и там много работников. Предложили скитоначальнику приодеть их. Тот тоже поначалу подумал: летом не пригодятся, да и не хватит на всех. А к середине ноября осталось у него ровно 14 трудников. Соня на оставшиеся 300 рублей купила им ушанки. Не меховые, конечно, – тряпичные, но на вате. Теплые оказались шапки. Мужики довольны, и Соне радость: послушалась батюшку, все и исполнилось, хотя благословение казалось странным.                          

http://radonezh.ru/2022/07/11/svechu-ne-...

Мика крепко сжал ее руку… – И я. Не бойся, Мери, не бойся ничего! Жизнь, несмотря на все ужасы, преинтересная штука: разве не любопытно, что нам доведется сделать? Разве не весело бороться и умирать? Энергия опять накипает во мне так, что в груди тесно! Подвижничество, сказала ты, а я говорю – мученичество! Слышишь, жизнь, мы не боимся твоих ударов, а напротив, заранее радуемся им! Из нынешних будущие – мы! Лампадка одна горела и дрожащим отблеском освещала кроткий лик Казанской Богоматери; сидя на табурете около больной, Мери пристально всматривалась в ее лицо. «“Бога человекам невозможно видети…” Вот эта улыбка, которая появляется иногда на ее губах… я бы хотела на всю жизнь запомнить улыбку человека, который уже видит потустороннее! Чем была бы сейчас моя жизнь без Церкви? Я разлучена с родителями… Дома у меня нет… Учиться я не могу… Я под угрозой лишения паспорта… Все мои задачи и все радости – только в Церкви! И любовь ждет меня тоже в Церкви, где ценят в человеке веру и волю, а не проходящую красоту. Как говорится в молитвах перед Причастием? “Божественное Тело и освещает мя, и питает; обожает ум, дух же питает странно!” Какая мистика, какие дали!» Старая инокиня открыла глаза, и Мери встала, чтобы подать ей кружку киселя. – Выпейте, это – клюквенный. Я сама готовила. Вы еще ничего не кушали сегодня. – Спасибо, моя девочка. Будь добра, сбегай вечером на Творожковское подворье и попроси отца Христофора прийти ко мне завтра со Святыми Дарами. Я боюсь откладывать долее эту минуту. – Слушаюсь, – ответила девушка, опять приподымаясь, и не прибавила общепринятых фраз – «вы поправитесь», «не надо думать о смерти». – Бог еще милосерд ко мне, грешной, – продолжала монахиня, – есть целые области, в которых не осталось ни единого храма, люди живут и умирают без Причастия. Несчастные большевики: какую тяжелую ответственность взяли они на себя, что создали такое положение! Вот твоя мать прислала мне письмо, где пишет, как она стосковалась без церковных Таинств. Надо ей помочь: я попрошу отца Христофора переслать ей Дары. Она не раз у него исповедовалась, и ему известна ее духовная жизнь. Тут потребуется очень надежный и верный человек, который возьмется отвезти… Можно было бы это поручить тебе, только прежде закрой мне глаза: я уже привыкла видеть около своей постели тебя.

http://azbyka.ru/fiction/lebedinaya-pesn...

Прежде всего, в связи с разжиганием классовой борьбы в деревне была предрешена участь монашеских коммун, артелей и монашества в целом, как «социальных институтов, чуждых социалистическому образу жизни» 214 . Так, уже 28 марта 1928 г. ОГПУ послало в Ленинградское земельное управление документы, тенденциозно негативно характеризующие хозяйственную и общественную деятельность монастырских сельскохозяйственных коммун и артелей области, и потребовало их ликвидации 215 . Только в 1930 г. были окончательно уничтожены Пятигорский, Череменецкий, Николо-Беседный, Творожковский монастыри, Троице-Сергиева пустынь. С 1928 г. в СССР начала осуществляться массовая ликвидация церквей «силовым порядком» и не домовых, как раньше, а теперь уже приходских. Если в 1927 г. в России было закрыто 134 молитвенных здания, то в 1928 г. – 542, а в 1929 г. – 1000 216 . Осенью этого года в инструкции местным органам НКВД и советским работникам указывалось на необходимость активизации борьбы на «религиозном фронте». Начало 1930 г. характеризовалось продолжением натиска. 29 января на заседании исполнительного бюро Центрального Совета СВБ был принят план первой «безбожной пятилетки», по которому, в частности, предполагалось довести число членов организации до 10 миллионов. 6 февраля незадолго до этого созданная Комиссия по вопросам культов при ВЦИК решила, что процедура закрытия церквей подлежит упрощению, по сравнению с законом от 8 апреля 1929 г. Теперь право окончательного решения вопроса по большинству случаев было передано областным и краевым советам. Наконец, 11 февраля ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений», в котором правительствам союзных республик предлагалось при регистрации органов центрального управления этих объединений исключать из них кулаков, лишенцев и иных «враждебных советской власти» лиц 217 . К весне 1930 г. ситуация в религиозном вопросе стала критической. Гонения властей вызывали массовые выступления в деревнях, а кое-где, в частности в Псковском округе, происходили и вооруженные столкновения с верующими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010