Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Нектарий Оптинский. Фотография. 10-е гг. XX в. (Тихонов Николай Васильевич; 1853, г. Елец Орловской губ.- 12.05.1928, с. Холмищи Брянской губ. (ныне Калужской обл.)), прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев), иеросхимонах. Из семьи рабочего. Рано осиротел. С 11 лет работал в лавке купца, к 17 годам дослужился до младшего приказчика. В 1873 г. старица Феоктиста благословила его пойти в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь . Николай Тихонов посетил скитоначальника старца прп. Илариона (Пономарёва) и прп. Амвросия (Гренкова) и 27 апр. 1873 г. остался в скиту послушником. Здесь он исполнял послушания садовника, пономаря и ризничего. Был духовным сыном скитоначальника прп. Анатолия (Копьёва (Зерцалова)) . Много читал и занимался самообразованием. Рака с мощами прп. Нектария Оптинского во Введенском соборе Оптиной пуст. Фотография. 2014 г. Рака с мощами прп. Нектария Оптинского во Введенском соборе Оптиной пуст. Фотография. 2014 г. 14 марта 1887 г. принял постриг с именем Нектарий. 19 янв. 1894 г. был рукоположен во диакона, 21 окт. 1898 г.- во иерея. 20 лет жил в полузатворе, не разговаривая ни с кем из монахов, кроме духовника. Имел благословение старцев на юродство. В 1912 г. оптинская братия избрала Н. старцем и братским духовником. Он принимал посетителей и оказывал им духовную помощь. Был известен своей прозорливостью. В апр. 1920 г. Н. принял схиму. После закрытия мон-ря он 1 апр. 1923 г. был арестован и заключен в монастырский хлебный корпус, превращенный в тюрьму. Через неск. дней его перевели в тюрьму в Козельске, затем из-за болезни глаз - в больницу. Был освобожден 17 апр. того же года. Н. было запрещено оставаться в Калужской губ., и он поселился в с. Холмищи в доме крестьянина А. Е. Денежкина. Здесь Н. продолжил принимать духовных чад. В 1927 г. здоровье его резко ухудшилось, и 12 мая 1928 г. он скончался. Согласно воле старца, его погребли на местном кладбище в неск. верстах от с. Холмищи. 16 июля 1989 г. состоялось обретение мощей Н. Рака с мощами была помещена в зап. части Амвросиевского придела Введенского собора Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/2564872.html

Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский (Шумилин Павел Сергеевич) Дата рождения: 28 апреля 1979 г. Дата хиротонии: 25 декабря 2022 г. Дата пострига: декабрь 2011 г. День ангела: 25 мая Страна: Россия Биография: Родился 28 апреля 1979 г. в г. Алексине Тульской обл. Крещен в младенчестве. В 1996 г. окончил среднюю школу 18 г. Алексина. В том же году поступил в Тульский государственный технический университет. В 1998 г. перевелся в Московский государственный университет инженерной экологии (МГУИЭ). С 2002 г. — прихожанин Данилова ставропигиального монастыря  г. Москвы. В 2003 г. окончил МГУИЭ по специальности «инженер химических производств». С августа 2003 г. по апрель 2004 г. работал в Научно-исследовательском и конструкторском институте монтажной технологии г. Москвы инженером-технологом.. В апреле 2004 г. поступил в Данилов монастырь кандидатом в послушники. В июне 2005 г. зачислен в послушники. В марте 2010 г. пострижен в рясофор с именем Анатолий в честь прп. Анатолия, старца Оптинского. В декабре 2011 г. пострижен в мантию с именем Дионисий в честь прп. Дионисия Радонежского. В монастыре нес послушания чтеца, пономаря, продавца за свечным ящиком. Основным было послушание келейника наместника обители. Организовывал встречи в монастыре официальных делегаций, помогал наместнику в проведении различных мероприятий. В 2010 г. заочно окончил Московскую  д уховную семинарию , в 2017 г. — Московскую духовную академию. 19 июля 2012 г. архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом рукоположен в сан иеродиакона. В июле 2017 г. почислен за штат Московской городской епархии с правом перехода в Борисоглебскую епархию . 1 сентября 2017 г. принят в клир Борисоглебской епархии. 11 сентября 2017 г.  епископом Борисоглебским и Бутурлиновским Сергием  рукоположен в сан иеромонаха. 13 октября 2017 г. зачислен в братию Серафимо-Саровского мужского монастыря с. Новомакарово Грибановского р-на Воронежской обл. В обители нес послушание эконома. 9 июня 2018 г. назначен и.о. настоятеля монастыря. В тот же день назначен благочинным Архиерейского (с июня 2020 г. — Монастырского) церковного округа. 31 декабря 2019 г. назначен секретарем епархиального совета.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5967431...

Закрыть itemscope itemtype="" > Этот день в Русской истории Сегодня мы чтим память преподобного Нектария Оптинского, вспоминаем историка П.В.Павлова, писателя А.М.Жемчужникова, художника А.А.Пластова, танкиста И.Н.Бойко, авиаконструктора А.А.Туполева и хирурга М.И.Кузина 11.05.2019 439 Время на чтение 10 минут Святой преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье рабочих. Родители его умерли рано и Николай в молодом возрасте остался круглым сиротой. Несколько лет он работал в лавке богатого купца, в свободное время ходил в храм и читал церковные книги. В 1873 году Николай пришел в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Здесь его принял преподобный старец Амвросий. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном преподобного Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к преподобному старцу Амвросию. У преподобного Нектария была келия, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов. Сам он в последствии любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келии - в храм и в могилу. Под руководством своих великих наставников преподобный Нектарий быстро возрастал духовно. 14 марта 1887 года он был пострижен в мантию, а 19 января 1894 года был посвящен в иеродиакона, и еще через четыре года был рукоположен Калужским архиереем в иеромонаха. Уже в эти годы он исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дарования он скрывал под внешним юродством. В 1912 году оптинская братия избрала его в старцы. Но преподобный Нектарий отказывался, говоря: " Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу " . И только по послушанию он согласился принять на себя старчество. Принимал преподобный старец Нектарий посетителей в " хибарке " прежних старцев. Для каждого человека у старца был свой подход, порой он оставлял посетителя одного в тишине " хибарки " побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями. " Вся наша образованность от Писания " , - говорил о себе старец.

http://ruskline.ru/history/2015/05/12/et...

протоиерей Валентин Свенцицкий (1881–1931) Апологетика Проповеди и поучения Богословие. Философия. Публицистика. Мемуары Художественные произведения Письма Аудиокниги протоиерей Валентин Свенцицкий Пастырь, богослов, философ и духовный писатель, проповедник, публицист, драматург, прозаик. Духовный сын оптинского старца  Анатолия (Потапова). В советские годы проповедовал идею «монастыря в миру». Биография Родился в Казани, в семье потомственного дворянина, присяжного поверенного Болеслава Давида Карловича Свенцицкого (1832-1896) и вятской мещанки Елизаветы Федосеевны Козьминой (1852-1927). Отец - католик, мать и дети - православные. Возможно, именно благодаря различию вероисповеданий отца и матери, у юного Валентина рано пробудился интерес к религиозным вопросам. Поскольку развод отца с первой женой (сбежала, бросив пятерых детей) не разрешила Католическая церковь, Валентин был признан незаконнорожденным и отчество получил по имени восприемника при крещении.  В 1903 году поступает на историко-филологический факультет Московского университета. Той же осенью вступил в Историко-филологическое студенческое общество при университете (руководитель - профессор С.Н.Трубецкой), стал инициатором открытия секции истории религии (председатель - С.А.Котляревский). В числе его друзей и близких знакомых были Владимир Эрн, Павел Флоренский, Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Андрей Белый, кн. Евгений Трубецкой. События 1905 года увлекли В.П. Свенцицкого идеями христианского социализма и побудили его организовать нелегальное общество " Христианское братство борьбы " , куда входили также П. Флоренский, В. Эрн, А. Ельчанинов. В эти же годы Свенцицкий начинает выступать в " Религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева " и Политехническом музее с лекциями на темы: " Христианство и насилие " , " Террор и бессмертие " , " Атеизм и любовь " и т. п. Выступления собирают большое количество слушателей. Сила его убеждения была покоряющей. И в молодые годы, и впоследствии В. П. Свенцицкий умел необыкновенно влиять своим словом на людей и в лекциях, и в проповедях, и в частных беседах.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Разделы портала «Азбука веры» 27 Мар 2024 В серии «Каждому человеку» вышла книга «Святые Оптинские старцы. Не живи, как хочется, а как Бог приведет» В Избранное Фото: rop.ru В Издательстве Московской Патриархии Русской Православной Церкви в серии «Каждому человеку» вышла в свет книга «Святые Оптинские старцы. Не живи, как хочется, а как Бог приведет». Редактор-составитель — О. Темнова Оптина пустынь играла и играет особую роль в религиозной жизни России. Почему? Потому что здесь сложилась особенная оптинская школа — оптинское старчество. Ради совета, утешения, поддержки к ним шли и свои монахи, и миряне. Современному человеку важно знакомиться с наследием Оптинских старцев. В их письмах, беседах, советах слова любви и мудрость не человеческая, но Божия. ОТ СОСТАВИТЕЛЯ «О, красота моя Оптинская! О, мир, о, тишина, о, безмятежие и непреходящая слава Духа Божия, почивающая над святыней твоего монашеского духа, установленного и утвержденного молитвенными воздыханиями твоих великих основателей!. О, благословенная Оптина!» — писал С. А. Нилус. «Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто у них как живет: их лица сказывали сами всё. Сами служки поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхожденья; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание; всё становится приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше», — читаем у Н. В. Гоголя. «В мире хвораем, а в вашей пустыни лечимся», — говорил свт. Игнатий (Брянчанинов) . «Священнолепное собрание, бесценное братство, истинные подвижники, благая дружина иноческая» — так называл владыка Оптину пустынь. Оптина пустынь — уединенный монастырь на берегу реки Жиздры в Калужской области. Начиная с XIX века слава о нем распространилась на всю страну. В религиозной жизни России Оптина пустынь действительно играла и играет особую роль. Почему? Здесь сложилась особенная оптинская школа, и первые имена, которые следует назвать, — это, безусловно, старцы Леонид († 1841), Макарий († 1860), Амвросий († 1891), Иосиф († 1911), Варсонофий († 1913), Нектарий († 1928), Анатолий († 1922). Старцы жили в скиту. Это обособленная часть монастыря, предназначенная для жизни подвижников, ищущих уединения.

http://azbyka.ru/news/v-serii-kazhdomu-c...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Еф.3:8-21 Ев.- Мк.11:23-26 свт.: Утр.: Ин.10:1-9 Лит.: Ап.- 1Кор.12:7-11 Ев.- Ин.10:9-16 сщмч.: Утр.: Лк.12:32-40 Лит.: Ап.- Евр.13:7-16 Ев.- Ин.10:9-16 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. святителю Григорию Богослову Тропарь святителю Григорию Богослову, глас 1 Пастырская свирель богословия твоего/риторов победи трубы,/якоже бо глубины духа изыскавшу,/и доброты вещания приложишася тебе./Но моли Христа Бога, отче Григорие,//спастися душам нашим. Кондак святителю Григорию Богослову, глас 3 Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне,/Православия одеждею, свыше истканною, Церковь украсил еси,/юже и носящи, с нами зовет твоими чады://радуйся, отче, богословия уме крайнейший. Молитва святителю Григорию Богослову О, великий и преславный святителю Христов, всея Вселенския Церкве учителю богомудрый, Православия твердый исповедниче и поборниче, преблаженне отче Григорие! Призри от высот небесных на нас, смиренно к тебе припадающих, и умоли Господа Вседержителя, Егоже верный на земли служитель был еси, да дарует нам веры правыя твердое и неизменное сохранение, Церкви Святей послушание, жития нашего исправление, и во всех нуждах, скорбех и искушениих скорое поможение, терпение же и укрепление. Подаждь нам твое святое благословение, да оным осеняемии, сие новое лето, и во вся дни богоугодно, в мире и покаянии, поживем, и во Царствии Небеснем сподобимся купно с тобою и со всеми святыми Живоначальную Троицу воспевати и славити, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. преподобному Анатолию Оптинскому старшему

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-02-...

Разделы портала «Азбука веры» Свенцицкий Валентин, протоиерей Валентин Павлович Свенцицкий (1881–1931) родился 30 ноября 1881 г. в Казани, в семье потомственного дворянина. Когда Валентину было 15 лет, семья Свенцицких переехала в Москву. В 1903 году поступает на историко-филологический факультет Московского университета. В числе его друзей и близких знакомых были В. Эрн, П. Флоренский, С. Булгаков, Н. Бердяев, А. Белый, кн. Е. Трубецкой. События 1905 года увлекли В.П. Свенцицкого идеями христианского социализма и побудили его организовать нелегальное общество “Христианское братство борьбы”, куда входили также П. Флоренский, В. Эрн, А. Ельчанинов. В.П. Свенцицкий сотрудничает в сборниках “Свободная совесть”, “Вопросы религии”, публикует статьи о творчестве Ф.М. Достоевского, Н. Клюева, Г. Ибсена, пишет рассказы, повести, драмы (“Пастор Реллинг”, “Смерть”, “Интеллигенция”), в основе сюжета которых лежит конфликт между общественной и индивидуальной моралью. В 1908 году выходит книга В.П. Свенцицкого “Антихрист, или Записки странного человека”. Издание этих книг, сложные драмы в личной жизни, осуждение со стороны близких друзей, исключение из “Религиозно-философского общества” привели В.П. Свенцицкого к состоянию глубокого духовного кризиса. Эти трудные годы привели мятущегося интеллигента к переосмыслению всей предыдущей жизни, стали отправной точкой на пути к нравственному очищению — через боль страдания и глубокое покаяние. Выбор был сделан. Свенцицкий отказывается от социалистических идей и с тех пор их неизменно критикует. Оставив все “мудрствование”, он всецело предает свою жизнь Христу и Его Церкви. В сентябре 1917 г., по благословению своего духовного отца Анатолия Оптинского, В.П. Свенцицкий рукоположен во иерея. Был назначен проповедником при штабе 1й армии Северного фронта; с 1918 г. стал проповедником Добровольческой армии. В печати и с амвона призывал народ к покаянию и борьбе с большевизмом; считал, что только Церковь является нравственным фундаментом, на котором должна строиться Россия.

http://azbyka.ru/fiction/1/sventsitskij-...

Отошел ко Господу клирик Тверской епархии протоиерей Анатолий Волгин 11 января 2021 г. 11:44 10 января 2021 года, на 75-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался клирик Тверской епархии , настоятель храма преподобного Амвросия Оптинского в д. Кувшиново, церкви святителя Николая Мирликийского в с. Васильково, а также храма в честь Преображения Господня в д. Сосница Тверской области протоиерей Анатолий Волгин, сообщает Рабочая группа по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции со ссылкой на епархиальный сайт . «Для Тверской епархии это величайшая потеря», —  написал  в сообщении в социальной сети «ВКонтакте» митрополит Тверской и Кашинский Амвросий , призвав верующих молиться об упокоении души новопреставленного. Родился 1 августа 1946 г. в атеистической семье, родители учили детей честности, доброму отношению к ближнему, и неслучайно Анатолий и его брат Владимир стали священниками. В 1965 г. окончил Московскую художественную школу при институте им. В.И. Сурикова и Академии художеств СССР, в 1969 г. — Московский полиграфический институт. Будучи студентом, пришел к решению принять Крещение, и в 1967 году крестился, исполнял послушание алтарника в храме, готовился к принятию сана. В те времена власти противились тому, чтобы образованные люди становились священниками, тем более в столице. В результате длительных поисков 6 января 1980 года архиепископом Курским и Белгородским Хризостомом был рукоположен в сан диакона, 8 января — в сан пресвитера. Служил на сельских приходах, в 1985 году был назначен настоятелем церкви в честь святителя Николая Мирликийского в с. Васильково Кувшиновского района Тверской области. Бригадой молодых художников под руководством отца Анатолия была переписана стенная роспись храма, отреставрирован иконостас с резьбой и позолотой, обустроены иконы в напольных киотах. Была организована Никольская община, ставшая костяком прихода, облагорожена территория вокруг храма; устроен молитвенный дом Троицкого прихода и воздвигнут храм в честь прп. Амвросия Оптинского в Кувшинове. С июля 1996 г. по июль 2011 г. исполнял послушание благочинного Осташковского округа Тверкой епархии, в который входили 26 храмов. С декабря 2000 г. по январь 2017 г. исполнял послушание председателя Епархиального суда. Отец Анатолий до последних своих дней много сил отдавал духовно-просветительской и социальной деятельности прихода, даже из реанимационной палаты продолжал общаться со своими духовными чадами в социальных сетях. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

преподобный Анатолий Оптинский (Потапов) (27.02.1855–11.08.1922) преподобный Анатолий Оптинский (Потапов) Биография Родился в городе Москве в старинной купеческой семье. Окончил уездное училище, а затем занимался торговлей, служил приказчиком в Калуге. Стремился к духовной жизни с юных лет, но мать не отпускала его в монастырь. После её смерти, в 1885 году, тридцатилетним человеком, пришёл в Оптину пустынь калужский приказчик Александр Потапов. Вскоре послушника Александра благословили быть келейником у преподобного старца Амвросия. И уже тогда открылся у преподобного Анатолия чудесный дар любви, сострадания и прозорливости. 23 апреля (5 мая) 1888 года в скитской церкви, послушник Александр был пострижен в рясофор. 3 (15) июня 1895 года пострижен в мантию с наречением имени Анатолий. 29 марта (11 апреля) 1906 году был рукоположён в сан иеромонаха и почти одновременно, указом Калужской духовной консистории, назначен духовником Казанской Амвросиевской женской пустыни в Шамордине, и исправлял это служение до самой своей кончины. У преподобного Анатолия была возможность покинуть Оптину пустынь, но он категорически отказался, твёрдо решив оставаться в монастыре «пока не погонят». После первого ареста вернулся старец в свою обитель еле живой, но со светлой улыбкой и благодарением Господу на устах, никого не осудив. В 1921 году настоятель монастыря преподобный Исаакий предложил Старцу принять схиму. Во время пострига преподобный Анатолий был так слаб, что не мог сам держать свечу и схимнические обеты произносил едва слышным голосом. После принятия схимы ему сделалось лучше, он стал есть и понемногу подниматься с постели. 29 июля/11 августа 1922 года за старцем пришли, чтобы арестовать вторично. Он не противился, но попросил прийти за ним завтра, дав время «подготовиться». Видя преклонный возраст преподобного, конвоиры уступили. Всю ночь преподобный Анатолий провел в молитве, а наутро келейник нашел его коленопреклоненным и бездыханным. Мощи преподобного Анатолия Оптинского были обретены 27 июня/10 июля 1998 года и в настоящее время пребывают в храме-усыпальнице в честь Владимирской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatoliy_Optin...

В Оптиной пустыни отпраздновали день обретения мощей преподобных старцев Оптинских 11 июля 2019 г. 12:51 10 июля 2019 года во Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь отпраздновали день обретения честных мощей преподобных старцев Амвросия, Льва, Макария, Илариона, Анатолия старшего, Варсонофия и Анатолия младшего Оптинских. В этот день в обители было совершено пять Божественных литургий. Богослужение во Владимирском храме возглавил наместник монастыря епископ Можайский Леонид в сослужении братии в священном сане. Участие в праздничном событии приняли богомольцы со всей России и из зарубежья. Как сказал в своем слове по окончании Литургии епископ Леонид, «приходя к оптинским старцам, люди излагали им свои трудности, проблемы,  вопросы, и так они не только видели сочувствие, получали ответы, но, самое главное, они видели и даже чувствовали то, что часть их скорбей, проблем исчезает. Люди понимали, что эту часть скорбей Оптинские старцы брали на себя, брали в свое сердце». «Сердце у старцев вмещало всех, а главное, там творилась молитва, — подчеркнул архиерей. — Свои духовные дарования старцы не прятали в нетленную копилочку, а умело делились со своими учениками. В день памяти обретения святых мощей Оптинских старцев мы должны не только посмотреть на жизнеописание каждого из них, но посмотреть в целом на то, что делали Оптинские старцы. И мы понимаем, что совершаем не только память какого-то одного очень великого святого преподобного, но мы совершаем память соборную — мы совершаем память не только учителя, но и ученика и даже многих учеников и учителей. В этом прослеживается преемственность в Оптиной пустыни старчества. Только таким путем оптинское старчество держалось, когда оно передавалось  от учителя к ученику и так далее и передавалось не просто  формально. Здесь можно вспомнить такой пример: когда пришел тогда еще Александр Гренков в Оптину пустынь, преподобный Лев, передавая его преподобному Макарию, сказал:  " Вот этот вот теснится к нам, старцам, и я передаю тебе его из полы в полу — владей им, как знаешь " . Действительно, такой факт передачи от одного старца к другому будущего старца для нас очень важен, потому что неслучайно все происходило. Промысл Божий вел к этому, и, как сказал один из деятелей культуры, Оптина пустынь — это тот костер, у которого грелась вся Россия». «Будем же и мы достойными учениками преподобных старцев Оптинских и носителями оптинского духа», — пожелал в заключение владыка наместник. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010