«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Советы девушке христианке «Советы девушке-христианке» — достаточно условное название. Книга, по сути, — записи неизвестной духовной дочери старца Алексея Мечева. Его наставления касаются большинства аспектов христианской жизни. Священник Алексей Мечев Советы девушке христианке «Московский старец» — так называют отца Алексея Мечева. Посланный «в народ», к страждущим людям святым праведным Иоанном Кронштадтским, он был одним из тех, на ком держится Святая Русь. Оптинские старцы преподобные Анатолий и Нектарий всегда посылали москвичей к отцу Алексею. «Зачем вы ездите к нам? У вас есть отец Алексей», — сказал один из Оптинских старцев московскому паломнику, приехавшему в Оптину пустынь. «Милующая любовь» — вот что привлекало к батюшке толпы богомольцев. Не только со всей Москвы, но и со всей России шли в маленький храм Святителя Николая в Кленниках на Маросейке, — и никто не уходил от батюшки без духовной помощи и утешения. Настоятель оптинского скита игумен Феодосий, в один из приездов в Москву посетивший храм на Маросейке, увидел количество стремящихся попасть к батюшке на исповедь, истовость и долготу службы, толпу, ожидающую батюшку. Изумленный игумен Феодосии сказал отцу Алексею: «Да на все это дело, которое вы делаете один, у нас бы в Оптине несколько человек понадобилось бы. Одному это сверх сил. Господь вам помогает». Эта книга — живое свидетельство о светоносном московском батюшке. Ее название — «Советы девушке христианке» — условно, это поучения, записанные одной из духовных чад отца Алексея. К сожалению, мы не знаем, кто сделал эти записи. Скорее всего, послушница Чудова монастыря Мария, одна из тех, кто после закрытия монастыря в 1919 году, оказалась в храме на Маросейке: «Когда мы лишились Чудова монастыря, и как овцы без пастыря рассыпались всюду, не зная, где приклонить голову, тогда многие отправились на Маросейку к отцу Алексею, и добрый батюшка с необыкновенной любовью и лаской принял под свое попечение нас, скорбных, печальных сирот…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Пастырь и Крест. Священномученик Сергий Мечев Его расстреляли в ночь накануне Рождественского сочельника 6 января, 2019 Его расстреляли в ночь накануне Рождественского сочельника «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим.6:3). Звучит красиво, но страшновато. И хочется наглядного примера. И чтобы на себе не показывать. Смотрю на фотографию священномученика Сергия Мечева. Строгое, очень красивое лицо. Умное. Они с отцом похожи, но у если взгляд отца Алексия был исполнен скорее житейского опыта, то у отца Сергия – начитанности, чужого опыта, пропущенного через собственный. Многие знания и многие печали. Не тоскливой печали, а заботы, ответственности. Каково быть сыном святого? Высокая духовность отца Алексия Мечева, прославленного ныне в лике праведных, была очевидна для его современников. Уже в последнее десятилетие XIX века его проповеди трогали сердца многих москвичей, а храм на Маросейке стал знаменит именно в качестве общины. А где община – там и пастырь. Отец. Будущий священник Сергий несомненно понимал, что значит в его жизни отец – мать, Анна Петровна, скончалась, когда ему было всего десять лет. Возможно, с детства видя перед глазами доброго пастыря, готового положить душу свою за овец, он и не спешил становиться священником. Медицина, древнерусская литература, западное изобразительное искусство и русская икона… Впрочем, центральным его интересом оставалось священство. Вернее, духовничество. То есть опять-таки – пастырство, отечество. Как можно было в 1919 году добровольно встать на этот путь? Влияние оптинского старца Анатолия бесспорно, но личный выбор – непостижим. То был второй год официально объявленного «Красного террора». По всей столице шли расстрелы и аресты. Репрессии велись по сословному признаку – заместитель председателя ВЧК Мартын Лацис прямо напутствовал подчиненных: судьба обвиняемого зависела от его происхождения и воспитания. Сын попа? В расход. Поп? Тем более. В Москве и Подмосковье действовали девятнадцать лагерей. В домах 11 и 14 по Большой Лубянке расстреливали – расстреливали так много, что, как писали очевидцы, в какой-то момент кровь потекла по улице…

http://pravmir.ru/pastyir-i-krest-svyash...

Подпишитесь на наш Телеграм Статьи Благовестие о мире у святого пророка Исаии В рубрике «Московская Патриархия в защиту мира» мы постепенно рассматриваем разные аспекты миротворческого богословия; в прошлый раз мы затронули патрологический аспект; сегодня затронем библейский аспект: о библейских истоках и основах миротворческого богословия расскажет митрополит Иоанн (Вендланд) — ученый-геолог, богослов, историк, проповедник, церковный дипломат и педагог, служивший московским викарием, среднеевропейским экзархом, экзархом Северной и Южной Америки, ярославским и ростовским митрополитом, принявший монашеский постриг и священническое рукоположение в Катакомбной церкви и затем ее практики и дух перенесший в Московскую патриархию (например, практиковавший тайные рукоположения, в частности владыка Иоанна тайно рукоположил в священники Глеба Каледу): «Человечество, изнемогшее от постоянных войн и кровопролитий, слышит уверенное пророчество Исаии о дивном и прочном мире: «Перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис 2:4)». Ошибки апостолов: что они не понимали в словах Христа Архимандрит Феогност (Пушков): Христос не учит нас разгадывать загадки, проектировать будущее или делать вид, что мы можем заглянуть в прошлое. Он учит нас следовать Путем Жизни. И только если мы это понимаем, мы — Его ученики. Книга Даниила: реальные предсказания или символические образы? Архимандрит Феогност (Пушков) предлагает историко-критический анализ апокалиптического образа «истукана Навуходоносора». «Я не открываю молитвослов. Но я молюсь» Как молиться, когда мы пытаемся помочь людям в настоящей беде, страдающим, больным, умирающим? Размышляет руководитель фонда «Предание» Владимир Берхин. Веселие и молитва Иисусова: к 130-летию кончины прп. Анатолия (Зерцалова) Оптинского Владимир Шалларь: вот слова, что передают опыт делания Иисусовой молитвы, корневой опыт православия: свет, огонь, ликование, радость, сладость, мир, милость, любовь, но лучше, вернее всего по прп. Анатолию — веселие.

http://blog.predanie.ru/article/rannehri...

Протоиерей Валентин Свенцицкий (1882–1931) Священный сан протоиерей Валентин принял по благословению преподобного Анатолия Оптинского в 1917 году. После октябрьского переворота отец Валентин стал священником в Белой армии. После окончания гражданской войны он не эмигрировал, а остался в России, и в 1920 году приехал в Москву. Вначале он выступал как проповедник по разным храмам, часто сослужа святителю Тихону, Патриарху Московскому, которого очень любил и уважал. В 1925 году, после возвращения из первой ссылки, отец Валентин стал служить в храме священномученика Панкратия в переулке на Сретенке, где вел духовные беседы с прихожанами о вере, о Церкви, о спасении. Эти духовные беседы, записанные духовными чадами отца Валентина, распространялись среди верующих. В 1926 году отец Валентин стал настоятелем храма святителя Николая Чудотворца на Ильинке (Никола Большой Крест), где создал крепкую общину, ввел регулярную индивидуальную исповедь, частое причащение Святых Христовых Таин. В своих поучениях и проповедях он открывал духовным чадам путь нравственного и духовного совершенствования в условиях гонения на Церковь . С именем отца Валентина связана идея особого пути духовного совершенствования, который называется монастырем в миру. Люди, вставшие на такой путь, не делаются тайными монахами и не принимают негласно обеты. Отец Валентин призывал своих чад, живущих в миру, внутренне, духовно воздвигнуть как бы монастырскую стену между своей душой и миром, во зле лежащем, не допускать, чтобы суета, мирское зло захлестнули душу. 7(20) октября 1931 года отец Валентин скончался после тяжелой болезни в ссылке под Тайшетом. Беседы о духовной жизни 1 Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Монастырь в миру – вот основная идея всего моего служения. Она лежит в основе моей настоятельской деятельности, она лежит в основе моего духовничества, она лежит в основе моих проповедей. Многие считают эту идею неосуществимой. Для многих она представляется неверной, но для очень многих, несмотря на то что я постоянно возвращаюсь к ней, она все еще недостаточно ясна.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Чистое зеркало молитвы (черты из жизни преподобного Анатолия Оптинского (Зерцалова)) 1 В нескольких верстах от Пафнутьев-Боровского монастыря, на краю поля, сбегающего по широкому холму к заболоченной отчасти речке, за которой густою зеленой стеной стоял лес, расположились две длинные улицы села Бобыли, существовавшего здесь с незапамятных времен. Это было типичное русское село с бревенчатыми избами, огородами, садами, в которых находились и ульи, с амбарами и ригами на задворках. В середине села возвышался старинный белокаменный храм Святителя Николая с двумя приделами – во имя великомучеников Никиты и Георгия Победоносца. Служба в нем совершалась по воскресным дням и в двунадесятые праздники, в прочее время причт – и священник, и диакон, и псаломщик, – как простые крестьяне, занимались сельским хозяйством, совершая обычный деревенский круг работ. Они пахали свои наделы, сеяли и потом убирали хлеб, косили траву на сено для своей скотины, заготавливали на зиму дрова – всех работ, впрочем, не перечислишь. В храме этого села в начале XIX века служил диакон Моисей Петрович Копьёв. Раньше, то есть несколько лет тому назад, не окончив по каким-то причинам семинарии, он стал псаломщиком в церкви соседнего села Мокрого. Там и женился; жена его, Анна Сергеевна, была дочерью здешнего священника. Оба они были люди истинно русские – благочестивые и трудолюбивые, а что еще весьма характерно – милостивые. Поселившись в селе Бобыли, они неустанным трудом достигли некоторого благосостояния и с большой любовью помогали бедным, привечали странников, монахов, жертвовали и на храм. 6 марта 1824 года у них родился сын, которого назвали Алексеем, в честь святого Алексия, человека Божия. В последующие годы в семье появилось еще пять дочерей, почти погодков. Несмотря на свою крайнюю занятость, супруги Копьёвы бывали на богомолье в монастырях – в Пафнутьев-Боровском, в Калужском Лаврентьевском и в Оптиной Пустыни. К последней у них было особенное чувство – оно и немудрено, ведь это было время, когда в Иоанно-Предтеченском Скиту жил старец отец Леонид (в схиме Лев), которого крестьяне, посещавшие его в великом множестве, называли не иначе как отцом родным. Старших детей супруги брали с собой на богомолье, а с младшими дома оставалась бабушка, родительница Анны Сергеевны, жившая с ними.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Разделы портала «Азбука веры» Людмила Ильюнина См. также Кто такие старцы? Десять-пятнадцать лет назад автору этих строк приходилось читать в разных местах лекции об истории старчества, прежде всего об Оптинских старцах. Каждая лекция заканчивалась вопросами: «А есть ли сейчас живые старцы? Где они живут? Как туда добраться и повидать их?» Теперь уже такие вопросы никто не задает, благодаря СМИ имена наших старцев стали известны без преувеличения на весь мир, а в православном быту (если можно так выразиться) разговоры о старцах – самая любимая тема. Рассказывают о том, как ездили к старцу (в первую очередь речь идет, конечно, об отце Николае Гурьянове ), о том, что он им сказал, а чаще всего – что предсказал. Слушая все эти разговоры, невольно задаешься вопросом: так ли уж спасительна эта «страсть по старцам»? Не заменяет ли это настойчивое стремление побыстрее разрешить все проблемы при помощи старца, – внимательного и терпеливого ожидания проявления воли Божией в самих событиях жизни. Тут вспоминается рассказ прп. Варсонофия Оптинского . В годы своего послушничества он приступал с заранее подготовленным большим списком вопросов к своему духовному отцу прп. старцу Анатолию (Зерцалову) . А тот, не отвечая, на эти вопросы, говорил: «Иди, иди пока». Рассказывая об этом случае послушнику Николаю (будущему прп. старцу Никону), прп. Варсонофий пояснял, что нужно учиться «пожданию», в духовной жизни нельзя торопиться, – и тогда многие сложные вопросы сами разрешатся с течением времени. Большинство старцев вообще были против страсти к паломничествам, говорили, что волю Божию можно узнать из уст ребенка, если спрашивать с верою; и идти по жизни нужно средним «царским путем»: исповедоваться у своего приходского священника, жить в совете с единомысленными братиями и по уставам Церкви. Предостерегали людей старцы от лишних вопросов еще и потому, что знали, что человек очень часто неправильно истолковывает слова духовных мужей, а попросту: придумывает то, что ему вовсе и не говорили. Иногда же, получая простые определенные ответы, все равно поступает по-своему. Чаще всего при встрече со старцем действует духовный закон, о котором в одной из бесед с братией своего монастыря сказал старец Софроний (Сахаров) : «Если человек, который приходит к духовнику, постоянно колеблется, нигде не стоит, то духовник не может найти для него слова, которое бы устранило раз и навсегда какое бы то ни было колебание. Духовник говорит то, что в данный момент может помочь человеку». А ведь мы почти все такие – мы «ни в чем не стоим», все время колеблемся, ветрами своих страстей, настроений, помыслов и представлений. И вот старец нам дает какой-то совет, исходя из нашего сиюминутного состояния, а мы потом начинаем его «тиражировать», предлагать всем и каждому как наилучший рецепт спасения «для всех времен и народов».

http://azbyka.ru/strast-po-starcam

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 7 февраля 2024 года 25. Среда. Свт. Григория Богослова , архиеп. Константинопольского. Сщмч. Владимира, митр. Киевского. Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали». Свт. Моисея, архиеп. Новгородского. Сщмч. Петра, архиеп. Воронежского . Прп. Анатолия Оптинского , Старшего . Совершается полиелейная или бденная служба свт. Григория Богослова (А) . Приводим также схему соединения службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», со службой свт. Григория Богослова (Б) . Примечание. Типикон не предусматривает совершения двух бденных или полиелейных служб, и в нем нет уставной главы, которая излагала бы подобное соединение. В старинных же русских монастырских Обиходниках и в соборных Чиновниках (местные Уставы) встречается указание на соединение служб Богородицы и полиелейного святого. Так, в Чиновнике Новгородского Софийского собора изложены указания по соединению служб Покрова Пресвятой Богородицы и прп. Саввы Вишерского, который относился в Новгороде к полиелейным святым . Схема соединения службы свт. Григория Богослова со службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», приводится с учетом этих указаний. Данным уставом можно руководствоваться и при соединении службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», со службой сщмч. Владимира, митр. Киевского. Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Григория Богослова в соединении со славословной службой сщмч. Владимира, митр. Киевского (В) , и порядок совершения полиелейной службы сщмч. Владимира, митр. Киевского (Г) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 1й и глас 2й – 8 (первая и четвертая стихира – дважды) . «Слава» – святителя, глас 8й: «Бодрый язык твой…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 4й. «Слава» – святителя, глас тот же: «Божественными деяньми…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 12 (25) Октября Преподобномученик Лаврентий (Левченко) Преподобномученик Лаврентий родился 26 апреля 1893 года в селе Николаевском Курьинской волости Змеиногорского уезда Томской губернии в семье крестьян Ивана Леонтьевича и Акилины Федоровны Левченко и в крещении был наречен Стефаном. Кроме Стефана, в семье были старшие дочери Ксения, Евфросиния и Мария. Любой земной труд, семейное и хозяйственное по­слушание должны были в представлении русского православного крестьянина в конце концов завершиться сугу­бым подвигом на поприще спасения души и молитвы за ближних, живых и почивших сродников, должны были завершиться трудом и жизнью, посвященной исключитель­но Господу Иисусу Христу. А где было наилучшее место спасения, как не в монастыре? В 1891 году в Шамординский монастырь в Калужской губернии поступила сестра Стефана Ксения, постриженная впоследствии в монашество с именем Евгения, через четыре года в Шамордино по­ступила сестра Евфросиния, принявшая постриг с именем Анатолия, а в 1909 году – сестра Мария. В 1910 году в монастыри поступили отец и мать Стефана, мать – к дочерям в Шамордино, а отец – в Оптину Пустынь, мать приняла постриг с именем Акилина, а отец принял схиму с именем Иоанн (он почил в 1929 году и был погребен у храма Покрова Божией Матери в Козельске); вместе с отцом пришел в монастырь и семнадцатилетний Стефан. В Оптиной Стефан был пострижен в монашество с име­нем Лаврентий, рукоположен во иеродиакона и возведен в сан архидиакона. После закрытия Оптиной Пустыни без­божниками в 1923 году архидиакон Лаврентий поселился в Козельске в домике, в котором собрались его отец, мать и сестры – все монашествующие, к ним присоединились некоторые из оптинской братии, и получилась небольшая обитель. Зарабатывали они тем, что давала кустарная мастерская по изготовлению валяной обуви, которая была устроена в их доме. Валенки, которые они изготовляли, славились добротностью и высоким качеством выделки, и на них всегда был большой спрос.

http://fond.ru/kalendar/1018/lavrentiy/

Святитель Серафим (Соболев): «Жизнь для Бога — вот наше земное призвание» Изречения Софийского чудотворца Духовный воспитанник преподобного Анатолия (Потапова) Оптинского, получивший благословение на монашеский путь от св. Иоанна Кронштадтского, святитель Серафим (Соболев) , управлявший русскими церковными общинами в Болгарии в 1921–1950 гг., был выдающейся фигурой русской эмиграции, подвижником благочестия и борцом за чистоту Православия, примером архипастыря, оставившим значительный след в истории Болгарской Православной Церкви, множество последователей, духовных воспитанников (в том числе среди болгарских пастырей и архиереев), а также исключительно важных богословских трудов. Самую известную свою мысль — «Православное богословие прямо пропорционально целомудрию» -— святитель Серафим воплотил своей жизнью. Главным во владыке, при всей его просвещенности, была, по свидетельству знавших его людей, чистота и всецелостность его детской веры — то, чего в наш рациональный век почти не встречается. Согрешающих против Православия он обличал без личной неприязни, но про этом не жертвовал истиной ради ошибочно понимаемой любви к ближнему. В своих проповедях и богословских трудах владыка раскрывал истинное святоотеческое учение по многим основным вопросам православной веры. В своих наставлениях духовным чадам передавал святоотеческую мудрость просто и доступно. Записанных духовных наставлений святителя Серафима сохранилось не так много. В связи со сменой власти в стране в 1944 г. владыка отредактировал готовящийся к изданию сборник своих проповедей, убрав оттуда антикоммунистические высказывания, и просил своих духовных чад уничтожить его письма. Очень немногие перед уничтожением писем сделали из них выписки. Наставлял святитель на русском языке, болгарские воспитанники записывали, переводя на болгарский. Приводимые ниже наставления владыка Серафим давал молодому тогда человеку, известному в 1920-е годы болгарскому футболисту Николаю Мутафчиеву. Но сегодня они могут быть полезными всем. Главное — не только читать, но и стараться придерживаться советов духоносного старца, канонизированного двумя Поместными Православными Церквями — Русской и Болгарской.

http://pravoslavie.ru/158845.html

У день пам " Карагандинського глава Казахстанського митрополичого округу освятив храм споруджуваного кафедрального собору Караганди 22 жовтня 2018 р. 18:43 22 октября 2018 года, в день памяти святого апостола Иакова Алфеева, празднование в честь обретения мощей преподобноисповедника схиархимандрита Севастиана Карагандинского — последнего Оптинского старца и небесного покровителя Казахстана, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил великое освящение нижнего храма строящегося Свято-Троицкого кафедрального собора во имя преподобноисповедника Севастиана города Караганды. За богослужением великого освящения и Божественной литургией Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: епископ Талдыкорганский Нектарий , епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , епископ Петропавловский и Булаевский Владимир , духовник Богородице-Рождественского монастыря архимандрит Петр (Горошко), настоятель Введенского кафедрального собора архимандрит Анатолий (Киселев), секретарь епархиального управления протоиерей Владимир Фрейганг, благочинный Карагандинского церковного округа протоиерей Александр Угольков, руководитель отдела Казахстанского митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты протоиерей Александр Суворов, руководитель отдела по связям с общественностью Карагандинской епархии протоиерей Михаил Патрикеев, ключарь Успенского кафедрального собора Астаны протоиерей Димитрий Байдек, ключарь Петропавловского храма Алма-Аты протоиерей Кирилл Шкляр, руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, духовенство Карагандинской епархии. На богослужении в храме для молитвенного поклонения и духовного укрепления верующих пребывал ковчег с честной десницей преподобного Севастиана Карагандинского. Песнопения исполнил хор Карагандинской епархии под управлением В. Тесленко.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5288603...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010