Память Оптинских старцев, их социально-религиозное значение в послепетровской дореволюционной Руси. 12.11.2015 10:52:32 Кульков Сергей Андреевич Вечер добрый, дорогие братья и сестры. Прямой эфир «Радонеж», протоиерей Андрей Ткачёв в студии. Р.Б. Виктор спрашивает меня: — Кому бы вы порекомендовали пожертвовать десять тысяч рублей? — Дорогой Виктор, найдите, пожалуйста, тех, кто не может обслуживать себя сам — инвалидов, или же стеснён тяжёлыми обстоятельствами, например, многодетные матери, особенно безмужние. В крайнем случае есть такие информационные ресурсы, подобные сайту Милосердие.ру , на которых содержится огромное количество информации о нуждающихся людях и волонтёрском движении. Там ваши деньги всегда найдут своё полезное применение. Вы получите извещение о получении и благодарность за жертву и, может быть, даже какую-то более-менее подробную информацию о том, куда были потрачены деньги. Там есть целевые вещи: кому-то лекарства, кому-то тёплые вещи... Мир весь страждет, и помощь находит своих адресатов. Поэтому либо в окружении своём найдите нуждающихся — тех, кто не может помочь себе или сильно нуждается, либо зайдите на сайт Милосердие.ру и познакомьтесь с другими православными ресурсами, содержащими контент о нуждающихся людях. Ваша денежка сделает полезную работу и Христос прославится через заработанные вами деньги. Тема, которой я хочу сегодня коснуться, это память Оптинских старцев, их социально-религиозное значение в послепетровской дореволюционной Руси. Завтра память их — Собор Оптинских старцев. Старчество это восходит к таким людям, как Паисий Величковский, который возродил в пределах нашей Церкви, Молдовлахийской епархии — его ученики пришли в Русскую Церковь — практику умной молитвы и многие аскетические вещи, преданные забвению за столетия. Потом, оптинская святость связана с именем великого иерарха, митрополита Филарета Амфитеатрова, который почил, будучи Киевским митрополитом. А в бытность Калужским епархиальным архиереем он много сделал для того, чтобы Оптина Пустынь росла и развивалась. Ну а сами старцы, которые в ней нашли для себя место пристанища и где они принимали множество народа, начались со старца Льва Оптинского. Потом Макарий, потом Амвросий — это самая известная личность из всего оптинского сонма. Ну и дальше — Анатолий, Моисей, Варсонофий, Нектарий, Никон — их целое созвездие, их много, каждый из них по своему интересен. Есть старцы - трудники, есть старцы словесные, книжные, писавшие, говорившие много.

http://radonezh.ru/text/pamyat-optinskik...

Преподобный Анатолий Оптинский:«Аристократ» по долгу любви 25 января/7 февраля – день памяти одного из самых известных святых Оптиной Пустыни – преподобного Анатолия (старшего). Чем он запомнился, какая черта была наиболее яркой в его духовном облике и привлекала внимание тех, кто оставили о нем воспоминания 7 февраля, 2010 25 января/7 февраля – день памяти одного из самых известных святых Оптиной Пустыни – преподобного Анатолия (старшего). Чем он запомнился, какая черта была наиболее яркой в его духовном облике и привлекала внимание тех, кто оставили о нем воспоминания Преподобный Анатолий, старец Оптинский (старший) 25 января/7 февраля – день памяти одного из самых известных святых Оптиной Пустыни – преподобного Анатолия (старшего). Чем он запомнился, какая черта была наиболее яркой в его духовном облике и привлекала внимание тех, кто оставили о нем воспоминания? Не будет преувеличением сказать, что это смирение и послушливость. Присущая, вообще всем оптинским старцам, у о. Анатолия (Зерцалова) она проявилась так явно, что учителя ставили его в пример другим, уже не опасаясь того, что это может повредить ему самому… «Начальник» … Необычная картина предстала однажды перед взором одной из посетительниц старца Амвросия. Ожидая приема в его «хибарке», она с поспешностью направилась в келью, едва старец позвал к себе, но, не успев переступить порог, замерла в нерешительности: на коленях перед батюшкой, не меняя положения, стоял другой священник. А о. Амвросий, заметив ее замешательство, и весело посматривая на нее, произнес: «Рекомендую: мой начальник». Эпизод этот остался в памяти надолго. В том, другом священнике, она узнала начальника Иоанно-Предтечского скита, о. Анатолия. Были, видимо, у батюшки причины так, по-отечески, шутливо, «пробрать» гостью: дескать, смотри-смотри, как монахи живут, – начальствующий не пренебрегает послушанием и почтительностью,  – и прими к сведению. Это был уже итог, «плоды» оптинской духовной школы . А прежде и о. Анатолию пришлось немало потрудиться. Оба его наставника, о. Амвросий и о. Макарий, любя его и выделяя как способного к обучению, берегли, как зеницу ока, от горделивости и «самоцена».

http://pravmir.ru/anatoly-optinskij/

Святой Анатолий Оптинский: Мудрость в простоте Молоденькая девушка, воодушевленная примером самоотверженного служения сестер милосердия, изо всех сил стремится на фронт. Идет Первая мировая…А для нее мечта о подвиге соединилась с мотивом личным: там, на фронте, он, тот, ради кого она готова оставить своих родных. 12 августа, 2013 Молоденькая девушка, воодушевленная примером самоотверженного служения сестер милосердия, изо всех сил стремится на фронт. Идет Первая мировая…А для нее мечта о подвиге соединилась с мотивом личным: там, на фронте, он, тот, ради кого она готова оставить своих родных. 12 августа — память преподобного Анатолия Оптинского Небольшого роста, слегка сгорбленный отец Анатолий (Потапов) у всех, кому доводилось бывать в Оптиной Пустыни в начале XX в., оставлял впечатление радостное, светлое. Протоиерей Сергей Четвериков, побывав у старца несколько раз, отмечал в своих записках: «Около него создалась та особенная духовная атмосфера любви и почитания, которая окружает истинных старцев и в которой нет ни ханжества, ни истеричности… В нем чувствовался дух и сила первых оптинских старцев». На фотографиях тех лет его можно увидеть среди братии в обыкновенной поношенной ряске, без каких-либо признаков величия или особой аскетической сосредоточенности. Маленький, ясный с детской непосредственной улыбкой он воплощал в себе народность притекавших к нему из окрестных губерний орловских, тульских, белевских и калужских крестьян. В Оптиной батюшку так и прозвали — «Маленький», чтобы отличать его от о. Анатолия (Зерцалова) — начальника скита. Но с годами «Маленький» вырос в истинно всероссийского старца, утешавшего и укреплявшего народ перед ожидавшими Россию потрясениями. Невеста или «маму надо слушаться» Как часто порывы, по-видимому, благие, продиктованные лучшими намерениями, могут оказаться опасными. Особенно это случается в молодости, когда нет еще ни достаточного опыта, ни связанной с ним осторожности. Казалось бы, чего проще: поделись со старшими, поступи сообразно их совету, но самые простые решения тому, кто увлечен, кажутся не приводящими к цели.

http://pravmir.ru/anatolij-optinskij-mud...

Следовать воле Божией Преподобный Анатолий (Зерцалов). Следовать воле Божией: Сб. писем/ред. Г. Г. Гуличкина. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. – 336 с.: ил. – (Письма о духовной жизни). Настоящее издание включает письма преподобного Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) к монахиням. Письма были подготовлены к печати и впервые изданы Оптиной пустынью в 1910 году. С этого времени они неоднократно переиздавались. Темы, затрагиваемые в письмах, не потеряли своей актуальности и сегодня. Несколькими словами, исполненными любви, сердечного тепла и духовного опыта, старец Анатолий умел утешить скорбящую душу, осторожно предупредить о грядущих испытаниях, подготовить к близкой кончине, и не случайно современники называли его " истинным врачевателем душ скорбящих и недоумевающих " . Един из тысячи «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается» Преподобный Амвросий Оптинский Оптинский старец преподобный Анатолий (в миру — Алексей Моисеевич Копьёв (Зерцалов) родился 24 марта 18 24 года в селе Бобыли Калужской губернии в семье диакона Моисея Копьёва. В святом крещении был назван Алексием, во имя святого Алексия, человека Божия. Родители воспитывали сына в строгости и благочестии, надеясь, что со временем он выберет путь служения Богу. Когда Алексию исполнилось пять лет, отец приступил к обучению сына грамоте. Алексий рос смышленым и способным ребенком и очень скоро выучил азбуку, после чего его стали учить чтению Часослова и Псалтири. Любознательный мальчик очень охотно учился, и книга была постоянным его спутником. В восемь лет родители отправили Алексия на обучение в Боровское духовное училище, откуда через четыре года он был переведен в Калужскую духовную семинарию. После окончания Калужской духовной семинарии, где он получил фамилию Зерцалов, будущий старец некоторое время служил в Казенной палате, но вскоре заболел чахоткой. В то времена чахотка считалась болезнью смертельной, и Алексий дал обет: если исцелит его Господь, то он примет монашеский постриг.

http://pravoslavie.ru/6131.html

26.08.2019 Подпишитесь на наш Телеграм Книги В прошлый раз мы вас знакомили с 10 самыми популярными книгами, записанными “Преданием.ру” . За последние две недели успели добавить несколько новых аудиокниг: — Толкования Ефрема Сирина на Евангелия и Послания апостола Павла . — «Шестоднев» Иоанна Экзарха — одно из главных святоотеческих толкований книги Бытия. — «Святые Отцы XIX–XX веков. О молитве и духовной жизни» — аудиокнига, собравшая в себе следующие произведения: «Начало духовной жизни» и «Четыре слова о молитве» Феофана Затворника, «Беседа о цели христианской жизни» Серафима Саровского, «Неизданный дневник» Иоанна Кронштадтского, «Надписи на полях книги святителя Игнатия» и «Советы и поучения» Никона Оптинского. — «Повесть о двух городах» — гениальный исторический роман Чарльза Диккенса о временах Французской революции. Главный бестселлер в истории англоязычной прозы. «Образец высшего, вытекающего из любви к Богу и ближнему, религиозного искусства», — отзывался о «Повести о двух городах» Лев Толстой. — «Большие надежды» — мировая классика, один из лучших романов Диккенса. История о невинности, искушениях и испытаниях, добре и зле. Загрузили аудиокнигу и аудиоспектакль. Также добавили несколько новых книг просто «в тексте»: — «Сократ встречает Макиавелли» — книга Питера Крифта, христианского апологета и мыслителя, последователя К. С. Льюиса. Книга задумана как «руководство для чайников», введение в философию Макиавелли: Сократ и Макиавелли встречаются в загробном мире и первый в своей прославленной «сократической» манере расспрашивает второго о его философии. Крифт, действительно, выполняя задачу ликбеза по философии Макиавелли, решает и другую — её христианской критики. Таким образом, эта книга — ещё и опыт христианской политической философии. — «Очерки по истории русской церковной смуты» Анатолия Краснова-Левитина (в соавторстве с Вадимом Шавровым) — наверное, главный труд по истории обновленчества. Его одновременно и минус и плюс — субъективность: автор — сам участник обновленчества, впоследствии вернувшийся в каноническую Церковь; он пишет по своим воспоминаниям и воспоминаниям других участников.

http://blog.predanie.ru/article/svyatye-...

В преддверии последних времен Из проповедей протоиерея Валентина Свенцицкого (1881–1931) Валентин Павлович Свенцицкий (1881–1931), п ротоиерей , богослов, философ, писатель, духовный сын оптинского старца преп. Анатолия (Потапова). Отец Валентин обладал удивительным даром устного слова, постоянно проповедовал и вел духовные беседы в тяжелое для Церкви время, так похожее, по его словам, на первые века христианства. Во время второй ссылки в Сибири отец Валентин после длительной болезни скончался. Через 20 дней его тело было доставлено в Москву и на отпевании, при огромном стечении народа, обнаружено нетленным. Покоится на московском Введенском (Немецком) кладбище. Предлагаем читателю подборку наставлений из проповедей пастыря-исповедника, современника и сподвижника новомучеников и исповедников Церкви Русской. Молитва. Пост Найти узкий путь к Истине можно только с помощью Божией. А эта помощь дается в молитве. Самое трудное и самое нужное – всегда гореть духом, всегда памятовать о высшем, всегда стремиться ко спасению, всегда чувствовать вечность. Дабы оградить душу человеческую от обмирщения, Господь заповедал нам непрестанно молиться. А мы? Мы считаем за подвиг, если раз в неделю посещаем храм. Дома большинство православных христиан лба не перекрестит. Нам некогда. На все есть время – кроме молитвы. Мы забыли, что молитва должна быть главным делом жизни, – остальное приложится. Сколько сил демонских торжествует от того, что из нашей жизни уходит молитва и почти ушел пост. Какое торжество над духовной жизнью человеческой, когда подрезаются эти два крыла, возносящие человека над его мирским, плотским бытием! Без молитвы, без поста нельзя строить внутреннюю свою жизнь. Необходимо молитвенное правило для каждого у себя на дому, чтобы мир, который все время стремится захлестнуть нашу жизнь, был отгорожен этой привычкой к домашней молитве. Необходимо строжайшее соблюдение постов, чтобы это помогло воздвигнуть определенную отгораживающую тебя от мирской жизни стену. Твое оцерковление должно касаться и семьи. Ты непременно должен чувствовать свою семью как Церковь, ты должен постоянно проверять себя там духом церковности.

http://pravoslavie.ru/99382.html

Граф Юрий Александрович Олсуфьев 14 и 15 марта в Троице-Сергиевой лавре молитвенно вспоминают раба Божия Георгия, принявшего мученическую кончину 85 лет назад, и его супругу Софию, чья жизнь оборвалась 80 лет назад в исправительно-трудовом лагере. Вся их жизнь явилась подвигом – подвигом спасения святынь, подвигом деятельной любви к ближним, подвигом исповедничества и мученичества. Чета Олсуфьевых с группой единомышленников фактически спасли подавляющее большинство бесценных сокровищ и важнейших построек лавры от гибели, и сегодня мы воздаем им дань памяти и благодарности . Граф Юрий Александрович Олсуфьев – русский искусствовед, реставратор и музейный деятель, духовный сын оптинского старца преподобного Анатолия (Потапова). Окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1902-м году женился на Софье Владимировне Глебовой и поселился в родовом имении – в усадьбе Буйцы Тульской губернии, где широко занимался благотворительностью, построил детский приют и школу. Продолжил работу, начатую его отцом, возглавив Комитет по строительству храма во имя Преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле. Автором проекта стал архитектор А. В. Щусев. Софья Владимировна Олсуфьева, супруга графа, много сделала для организации при храме монастырской общины и мастерских шитья, сама вышивала для храма хоругви и плащаницу. В доме четы Олсуфьевых хранился крест с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского, который должен был быть пожертвован в храм. Предполагалось, что эта святыня сделает церковь местом паломничества, но осуществиться этому было не суждено. Строительство храма было закончено в 1917-м году, уже после отъезда Олсуфьевых в Сергиев Посад. Вскоре после этого монашескую общину при церкви разогнали. Чета Олсуфьевых с группой единомышленников спасли подавляющее большинство бесценных сокровищ лавры от гибели Из найденных на Куликовом поле крестьянами предметов Олсуфьев составил археологическую коллекцию с описанием. «Так у него собрался настоящий музей, в котором была, например, такая ценность, как медный монашеский крест, найденный на Куликовом поле. Из летописей известно, что только два монаха находились в рядах русского воинства – Пересвет и Ослябя. Пересвет был убит в единоборстве с татарским богатырем Челубеем. Следовательно, крест принадлежал ему... Софья Владимировна была глубоко верующей. Когда наступила революция, она видела сон, будто к ней явился святой Сергий и сказал, чтобы она поселилась около его гроба. Она исполнила его волю», – воспоминал в своих мемуарах «Записки уцелевшего» князь Сергей Михайлович Голицын.

http://pravoslavie.ru/152458.html

Календарь Материалы 8 февраля 2010 г. [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Схиархимандрит Агапит (Беловидов) Книга посвящена великому старцу XIX века, преподобному Амвросию Оптинскому (1812–1891). Богатый материал о его жизни, 30-летнем старческом подвиге, духовных дарах и наставлениях людям собраны схиархимандритом Агапитом (Беловидовым), который сам начал иноческий путь в Оптиной пустыни. Уникальность этого жизнеописания преподобного Амвросия в том, что это житие пастыря, написанное другим пастырем, житие старца, написанное другим старцем. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Анатолий Холодюк Уже более 1300 лет Соборная гора во Фрайзинге в Баварии чтится как духовный центр – «место молитвы, знания и культуры». Такою запоминается она и православному паломнику, неожиданно встречающему здесь среди многочисленных святынь и редкостей европейской христианской культуры и уникальную византийскую икону Божией Матери «Агиосоритисса». [Гость сайта] Для людей, не имеющих внутреннего опыта жизни по вере, догматические истины являются непонятными, а словесные формулы, в которые они облечены, кажутся излишне усложненными. Потому-то в светской среде и возникли представления о догматике как о чем-то запутанном и оторванном от жизни. Но когда у человека есть внутреннее благоговение к величию тайн Божиих, тогда и принятие догматических истин происходит естественно, и они становятся ценностным основанием личности, преображая ее. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Берегитесь астрологии: это звездогадание представляет собой слепой фатализм. По христианскому учению, человек выше звезд. Покаянием и молитвой человек может изменить свою судьбу к лучшему. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Есть на земле благодатное Царство Христово, это — Церковь, спасаемая в Господе, предмет благословений Божиих и цель желания всех людей, истинно понимающих свое назначение. [Поместные Православные Церкви/Элладская/Публикации] С развитием науки вообще и медицины в частности появились такие технологии решения проблемы бесплодия, которых не было прежде и которые вызывают немало вопросов этического характера. Эти технологии весьма распространены на Западе, однако имеются они и в России. Предлагаемая ниже статья преподавателя Фессалоникийского университета протоиерея Василия Каллиакманиса позволяет видеть, как к этим вопросам относятся в Элладской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/archive/100208

Митрополит Антоний рассказал, как бороться с главным искушением в пост Киев, 12 декабря 2016 г.      Одним из главных орудий сил зла против постящегося на его пути к Богу является уныние. Об этом написал Управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний в заметке для издания АиФ . В ней архиерей рассказал, что является предпосылками уныния и как с ним бороться. «Наступление Рождественского поста знаменует собою не только радость от возможности стать ближе к Богу, но и усиление борьбы против козней духов злобы поднебесной, — написал владыка Антоний. — Крайне важно не забывать об этом, поскольку сейчас в нашу жизнь будет весьма и весьма настойчиво вторгаться множество искушений. Силы зла постараются сделать все для того, чтобы мы не смогли подняться над ежедневной суетой, сфокусировав свое внимание на духовной жизни и необходимости внутренних изменений. Несомненно, что одним из главных орудий на данном пути станет уныние» «Святые отцы предупреждали о чрезвычайной пагубности такого состояния», — напомнил архиерей и привел слова преподобного Амвросия Оптинского: «Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом... весь человек ослабевает». «Словно чума, как некая душевная болезнь, нападает на всех уныние, тоска, жизнь становится немила, не хочется ничего делать», — писал преподобный Варсонофий Оптинский. «Каким же образом уныние покоряет человека? По утверждению святого Исаака Сирина, зачастую это происходит по причине безделья, — написал владыка Антоний. — Бездумно прожигая свое время в праздном " ничегонеделании " , бездельник прожигает и заложенные ему Богом таланты. Это подобно ситуации с горящим костром, в который не подбрасывают поленья. Рано или поздно он угаснет и останется только пепел. Так и с бездельем. Его итогом становится внутренняя пустота, которая начинает мучить человека, заставляет его тяготиться жизнью. Как следствие — душа преисполняется унынием и отчаянием». По словам митрополита, не менее подвержен унынию и гордый человек, который во всем полагается исключительно на собственные силы. «В его глазах он сам себе " кумир, и сила, и целая Вселенная " . Когда же гордец видит, что с чем-то не справляется, что не может что-то важное для него изменить, что его глобальные проекты в одночасье рухнули, для него это становится настоящей внутренней катастрофой. Ее прямым следствием становится, как и в случае с бездельником, погружение в пучину уныния и отчаяния. Как весьма точно отметил преподобный Анатолий Оптинский, " отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться " », — написал архиерей.

http://pravoslavie.ru/99358.html

Митрополит Астанайський Олександр очолив з нагоди дня пам " преподобного Карагандинського 19 2018 р. 12:06 18 апреля 2018 года митрополит Астанайский и Казахстанский Александр прибыл в Карагандинскую епархию  для участия в торжествах, посвященных преподобноисповеднику Севастиану Карагандинскому — последнему Оптинскому старцу и небесному покровителю Казахстана. Главу Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан  сопровождали епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий и епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион . В городском аэропорту Караганды гостей встречали епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , секретарь епархиального управления протоиерей Владимир Фрейганг, благочинный Карагандинского церковного округа протоиерей Александр Угольков, руководитель управления по делам религий Карагандинской области Н.Р. Бикенов. Митрополит Александр и сопровождающие его лица посетили карагандинский Введенский кафедральный собор, где по окончании всенощного бдения совершили пасхальное славление и поклонение честным мощам преподобного старца Севастиана. 19 апреля, в день памяти преподобного схиархимандрита Севастиана, митрополит Александр возглавил Божественную литургию во Введенском кафедральном соборе Караганды. Главе Православной Церкви Казахстана сослужили: управляющий делами Казахстанского митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий , епископ Карагандинский Севастиан, епископ Усть-Каменогорский Амфилохий, епископ Кокшетауский Серапион; духовник Богородице-Рождественского монастыря Караганды архимандрит Петр (Горошко) и настоятель Введенского кафедрального собора архимандрит Анатолий (Киселев) — духовные чада и ученики преподобного старца Севастиана; настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, протоиерей Владимир Фрейганг, протоиерей Александр Угольков, ключарь Успенского кафедрального собора Астаны протоиерей Димитрий Байдек, священнослужители епархий Митрополичьего округа, прибывшие на торжества.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5184260...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010