Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Преподобный Анатолий Оптинский: Бог живет в мирном сердце 4 мин., 07.02.2024 Преподобный Анатолий (1824–1894, память 7 февраля) — один из великих оптинских старцев. Писатель Константин Леонтьев называл его «огромным дитём». А его учитель, святой старец Амвросий Оптинский свидетельствовал: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». Отец Анатолий (в миру его звали Алексей Зерцалов) пришел в Оптину пустынь в возрасте 29 лет и остался там до конца своей жизни. Его первым духовным руководителем стал преподобный старец Макарий. Впоследствии отец Макарий передал его в духовное окормление другому великому оптинскому старцу, преподобному Амвросию. К последнему отец Анатолий относился с особым почтением и уважением. Даже возглавив в 1873 году скит Оптиной пустыни, то есть став формально начальником преподобного Амвросия, он не изменил своего отношения к старцу и продолжал до самой смерти преподобного, которого он пережил всего на три года, во время разговора с ним вставать на колени. Это немало удивляло посетителей, которые становились свидетелями их бесед друг с другом. Под духовным окормлением преподобного Амвросия отец Анатолий и сам стал опытным духовником. Он воспитал двух оптинских старцев: схиархимандрита Варсонофия и иеросхимонаха Нектария. Хорошо знал и ценил отца Анатолия писатель Константин Леонтьев, часто бывавший в Оптиной пустыни. Вот что он писал о нем в письме своему другу, священнику И. Н. Фуделю: «Здесь были и есть духовники, которые проще его сердцем: например, отец Анатолий, скитоначальник. Это, как зовет его один из его почитателей, огромное дитя (сердцем, характером). Увлекающийся, жалостливый, бесконечно добрый, доверчивый до наивности, без всякой природной хитрости и ловкости, при этом не только не глупый и даже не простой умом, но очень мыслящий, любящий пофилософствовать и побогословствовать серьезно». Отец Анатолий уделял много внимания воспитанию в монахах таких добродетелей, как терпение и смирение. Он говорил: «Терпи все находящее — и спасешься! Потерпишь — и будет мир. А станешь воздавать злом за зло — то и мир отступит, и Бог оставит. Где мир — там Бог». Он также предостерегал своих духовных чад от уныния, говоря, что настоящий монах всегда должен излучать радость. «Здоровы ли вы? Веселы ли вы? — писал отец Анатолий своим чадам. — Великий старец Аполлос говорил: монах всегда должен быть весел. А если не так — значит, он живет не по-монашески»

http://foma.ru/prepodobnyj-anatolij-opti...

На память иконы Божией Матери «Нечаянная радость» преставился ко Господу бард, художник Анатолий Кашка. Его жизнь и творчество открывают очень важные для всех нас сейчас уроки. Новопреставленного вспоминает духовник Московского Донского мужского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич). Анатолий Кашка «Все мы – одна душа» Незадолго до смерти Анатолий принял постриг, тоже с именем Анатолий – в память преподобного Анатолия Оптинского . Эта обитель, основанная покаявшимся разбойником Оптой, имеет какую-то особенную таинственную связь с его творчеством, в значительной степени пронизанном темой разбойничьего покаяния. И вообще покаяния падших. В его песнях присутствует горечь падения человека, созданного по образу и подобию Божию; не только разбой и бандитизм, но наркомания, повсеместные аборты, проституция вызывают скорбь и душевную боль автора. Глубинная связь его творчества с Оптиной становилась явной, когда он под гитару мог напеть, переложив на стихи, молитву оптинских старцев (песня «Не дай забыть»), наставления святых: например, «Не оставляй Божественной молитвы» – на слова преподобного Варсонофия Оптинского об Иисусовой молитве. Его песни исполняют и в обителях – монастырским хором. Молитвенно поддерживала его многие годы и братия Московского Сретенского монастыря. Анатолий Кашка и псалмы на музыку перелагал. Сам говорил, что песнями ему легче общаться с народом: «Все мы – одна душа, и вот именно в песне это проще всего почувствовать. Поешь, и сердца откликаются». Проповедовать Христа Распятого можно и песней – и даже в жанре, свойственном уголовной субкультуре Этот бард пел и для тех, чьи сердца, как иные свысока помышляют, зачерствели. Например, его песня звучит в некогда культовом фильме о наркоманах «Игла» (в нем снимался Виктор Цой). А еще Анатолий специально ездил по зонам, тюрьмам – выступал там с концертами перед заключенными. Проповедовать Христа Распятого можно и песней – и даже песней в жанре, свойственном уголовной субкультуре. Он стал таким апостолом для разбойников. Известно же, что и отец Иоанн (Крестьянкин) , отсидев в свое время срок, мог иной раз, пользуясь лексиконом «фени», бывалых сидельцев катехизировать.

http://pravoslavie.ru/131179.html

преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (24.03.1824–07.02.1894) Письма преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) Иеросхимонах, старец Оптиной пустыни, духовник Шамординской женской обители. Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) прожил семьдесят лет и был современником нескольких Оптинских старцев. Господь устраивал так премудро, что Оптинские преподобные были воспитанниками старцев, а затем сами наставниками. Они передавали эстафету старчества, так что это благодатное чудо не пресекалось в Оптиной более ста лет: с 1829 года — приезда в Оптину старца Льва, основателя Оптинского старчества, до закрытия монастыря в 1923 году и мученического окончания земного пути в тридцатых годах последних оптинских старцев того времени: преподобного Никона и преподобного Исаакия II. Отец Анатолий приехал в Оптину в 1853 году и был учеником преподобных оптинских старцев Макария (семь лет, до смерти отца Макария в 1860 году) и преподобного Амвросия, который был старше отца Анатолия на 12 лет. Эти годы были годами расцвета старчества в Оптиной Пустыни, это был поистине духовный рай для людей, ищущих старческого окормления. В это время в Оптиной жили преподобные схиархимандрит Моисей и его брат, схиигумен Антоний, иеросхимонах Иларион. Но и среди этих великих подвижников не тускнеет, не теряется имя преподобного Анатолия старшего (Зерцалова). Каким был его путь в Оптину? Родился преподобный Анатолий, в миру Алексей Зерцалов, в 1824 году в семье дьякона, служившего в храме села Бобыли Калужской губернии, и был в святом крещении назван в честь святого Алексея, человека Божия. Как и многие Оптинские старцы, он воспитывался в строгости и благочестии, оправдывая слова: «Молитва родителей созидает дома детей». Родители хотели видеть сына иноком, и Алексей успешно закончил духовное училище, а затем семинарию в Калуге. Особенной крепостью здоровья юноша не отличался, в четырнадцать лет из-за болезни пропустил год учёбы, а потом чуть не ушёл к пустынникам в Рославльские леса, среди этих пустынников были и будущие Оптинские преподобные Моисей и Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Анатолий 5 мин., 11.08.2020 Значение имени: Происходит от греческого νατολ - «восток», «восход солнца». День памяти: 12 августа. Преподобный Анатолий Оптинский (Потапов) (1855–1922) Отец Анатолий, до монашеского пострига — Александр Алексеевич Потапов, родился в 1855 году в московской купеческой семье. С ранних лет ему мечталось посвятить себя Богу, но, пока была жива мать, она просила его быть при ней — и Александр слушался. Лишь в тридцать лет поступил в Оптину пустынь, где успел еще застать преподобного Амвросия (и даже послужить его келейником). У этого великого старца он и принял оптинские традиции духовничества. Довольно скоро за советами стали обращаться и к самому отцу Анатолию. Его авторитет как духовника неуклонно рос, и со временем число посетителей так увеличилось, что даже настоятелю монастыря архимандриту Ксенофонту не всегда удавалось попасть к нему на исповедь. Принимая у человека исповедь, он одновременно горячо молился за него, и, если Бог открывал ему, что у человека на душе остались какие-то грехи, батюшка не читал разрешительную молитву, пока тот не выскажет всего. Такое попечение о людях оборачивалось для самого отца Анатолия страшной усталостью и болезнями, иногда очень мучительными. Монахи Оптинской обители на заготовке капусты. Преподобный Анатолий - крайний слева. По молитвам отца Анатолия люди нередко выздоравливали, но он всегда старался представить дело так, чтобы человек не связывал свое выздоровление лично с ним. Для этого он посылал болящих на источник или на могилку кого-то из старцев или давал какую-нибудь освященную вещь. Одна женщина рассказывала, как отец Анатолий передал ей грушу для брата, который по ее возвращении домой как раз сильно разболелся, а съев гостинец, быстро выздоровел. С приходом к власти большевиков стали исполняться пророчества Оптинских старцев, предшественников отца Анатолия, о судьбе обители. Монахов стали арестовывать, отправлять в ссылки, издеваться… Однажды преподобному Анатолию (ему было уже за шестьдесят) предложили уехать из Оптиной. Он отказался: «Что же я в такое время оставлю святую обитель? Меня всякий сочтет за труса, скажет: когда жилось хорошо, то говорил “терпите, Бог не оставит”, а когда пришло испытание, первый удрал».

http://foma.ru/imja-anatolij.html

Преподобный Макарий Оптинский 20 сентября мы празднуем память великого Оптинского старца преподобного Макария (1788–1860), сотаинника преподобного Льва, наставника преподобного Илариона, преподобного Анатолия (Зерцалова) и самого прославленного Оптинского старца Амвросия. Последним днем земной жизни старца стал день предпразднства Рождества Божией Матери, к Которой старец питал глубокую сердечную веру и преданную любовь. Преподобный Лев как-то сказал о старцах Оптинских: «Отец Моисей и отец Антоний – великие люди, а Макарий – свят». Воспоминания современников о духовной помощи старца Макария и его собственные советы о духовной жизни звучат своевременно и назидательно и в наши дни. Корми жену и детей Один казенный крестьянин Крапивенского уезда Тульской губернии, по имени Петр, имевший жену и детей, при жизни старца Макария коротко знавший его, с давнего времени имел стремление к подвижнической жизни. Раз как-то он сильно увлекался помыслами оставить жену и детей, дабы ради спасения душевного проводить жизнь отшельническую. Но вот он увидел во сне покойного старца, который будто явился ему среди Оптинского скита, одетый в рясу; а на голове у него была простая монашеская шапка. Подошедши к Петру, старец крепко взял его за руку своими обеими руками и, держа так, сказал: «Петр! Оставь свое намерение. Корми жену и детей. Это тебе будет полезнее. Да смотри свою гордость!» (то есть чтобы не упускал из виду мнения о себе, что будто он жил благочестивее других). После этого сна день и ночь смущавшие Петра помыслы рассеялись как дым, и он уже спокойно проводил семейную жизнь . Макарий идет! «Был и еще замечательный случай. Один из людей образованного круга имел несчастие подвергнуться припадкам беснования. Родные его обратились за помощью к искуснейшим докторам. Те долго лечили больного дома, наконец послали его за границу к водам, но облегчения не было. Признаки беснования были очевидны, ибо припадки болезни совпадали с днями нарочитых церковных праздников, а конвульсии усиливались от прикосновения священных предметов: Святого Креста, Евангелия, богоявленской воды. В заключение всего больной не в состоянии был добровольно приступать к таинствам покаяния и причащения Святых Таин . Несмотря на то, родные его боялись или не хотели назвать болезнь страдальца своим именем.

http://pravoslavie.ru/73715.html

25 января/7 февраля мы празднуем память преподобного Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Он подвизался в Оптиной Пустыни в пору ее расцвета, был учеником преподобного Макария и великого Оптинского старца преподобного Амвросия, современником преподобных Моисея, Антония и Илариона. Но даже среди этих великих подвижников имя преподобного Анатолия (Зерцалова) не тускнеет, не теряется. Именно о нем сказал преподобный Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». Явное действие Промысла Божия Преподобный Анатолий (Зерцалов) В жизни отца Анатолия (в миру Алексея) явственно действовал Промысл Божий: еще в юности он заболел туберкулезом – неизлечимой в те времена болезнью. С ним вместе заболели два товарища-чиновника. Юноша дал обет: в случае выздоровления поступить в монашескую обитель. Товарищи его скоро оба умерли, а будущий Оптинский старец поправился. Тесным путем Поступив в обитель в 1853 году, Алексей долго был послушником. Его духоносные наставники прозорливо видели в молодом послушнике будущего старца, но не торопили его духовное созревание и вели тесным путем испытаний и тягот, чтобы закалить его и создать в нем доброе иноческое устроение. Лишь через десять лет Алексея постригли в мантию, а в сан иеромонаха рукоположили только в 1870 году. Алексей был очень аккуратным и любил чистоту, а его, дабы не привязывался к суетному и материальному, постоянно переводили из кельи в келью, воспитывая странническое устроение. Старец Амвросий говаривал: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем». Поселят Алексея в келью, он там приберется, наведет чистоту и порядок, расставит свои любимые духовные книги. И его тут же переведут в новую келью, и нужно начинать всё с начала. Потом ему пришлось жить в башне. От непривычки мало спать, от неудобных помещений и непривычных трудов у Алексея стала очень болеть голова. Иногда целыми днями лежал он с больной головою, и некому было подать ему воды; часто оставался и без пищи, когда на трапезу ходить не мог. А внизу в башне кололи дрова, и этот стук еще более отягощал положение больного.

http://pravoslavie.ru/68212.html

Преподобный Анатолий Оптинский, младший Открытая до позднего вечера Владимирская церковь всегда была переполнена людьми. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительные болезни. Старец был всегда приветлив, постоянно ласковый, сердечный, готовый всегда отдать себя тому, кто приходил к нему за помощью. 12 августа, 2011 Открытая до позднего вечера Владимирская церковь всегда была переполнена людьми. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительные болезни. Старец был всегда приветлив, постоянно ласковый, сердечный, готовый всегда отдать себя тому, кто приходил к нему за помощью. С юных лет калужский мальчик Александр Потапов стремился к духовной жизни, но мать не отпускала его в монастырь. 15 февраля 1885 года, вскоре после смерти матери, Александр пришел в Оптину Пустынь . Со временем послушник Александр стал келейником у старца Амвросия. Монашеский постриг состоялся 3 июня 1895 года. После кончины старца Иосифа и старца Варсонофия, старец Александр вместе со старцем Нектарием стал продолжателем Оптинского Старчества. Если к старцу Нектарию стремились попасть братия и интеллигенция, то к старцу Анатолию шел простой люд со своими скорбями и болезнями. “Всегда смиренный и никогда не унывающий” — в народе его ласково называли “утешителем”, а еще — “вторым Серафимом”… На благословение к старцу, на соборование, на исповедь всегда стекалось множество людей. Чтобы не мешать братии, старец Анатолий из братского корпуса перешёл в притвор Владимирского храма. Открытая до позднего вечера Владимирская церковь всегда была переполнена людьми. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительные болезни. Старец был всегда приветлив, постоянно ласковый, сердечный, готовый всегда отдать себя тому, кто приходил к нему за помощью. Однажды к старцу Анатолию за духовной поддержкой пришёл попавший в затруднительное положение крестьянин, оставшийся с семьей без крыши над головой, имея за душой лишь 50 рублей денег. Старец Анатолий выслушал несчастного, благословил его и утешил: “Не падай духом, через три недели в свой дом войдешь”. По милости Божией, по молитвам старца так и произошло.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-anatolij-o...

Батюшку дайте! Инок поворачивается ко мне, и я четко понимаю, что «попал» 7 декабря, 2016 Инок поворачивается ко мне, и я четко понимаю, что «попал» Догоняю инока и хлопаю его по плечу: – Брате, ты чего не спишь-то? – Да вот погулять решил. Благодать-то какая, да? Инок поворачивается ко мне, и я четко понимаю, что «попал». На меня, улыбаясь, смотрит архиепископ (ныне митрополит) Калужский Климент. Тайны типографии Тульского обкома партии Протоиерей Александр Авдюгин В сентябре месяце 1990 года, уже после вечерней службы, в Оптину заехала грузовая машина из Донецко-Луганской епархии. В Софрино свечами, ладаном и иконами загрузилась и решила крюк сделать, так как в православной среде уже все знали, что в Оптинском монастыре был самый большой выбор православной литературы. Нынче, когда вспоминаешь тот «выбор», невольно улыбаешься. Репринт малочисленный, местные брошюрки самиздатовского вида, да молитвословы с Псалтырью. Впрочем, по тому времени это богатством считалось. Помню, как радовались небольшой книжечке Паисия Величковского «Крины сельные», которую в Минске удалось приличным тиражом издать. Главой донбасского десанта был епархиальный секретарь Донецкой и Луганской епархии отец Анатолий Пята. Епархию же в те годы возглавлял епископ Иоанникий (ныне – митрополит на покое). На монастырской привратной вахте, когда узнали, откуда эта будка алюминиевая приехала, тут же мне сообщили, так как иных трудников со степей донбасских в монастыре на тот день не просматривалось. Встретил я секретаря епархиального, монастырь ему немного показал и к нам в издательский отдел привел, где тут же получил внушение от зашедшего в отдел иеромонаха (уже не помню кого) за то, что забыл об оптинском гостеприимстве, которое после поклонения святыням монастыря обязательно должно в трапезной продолжиться. До позднего вечера беседовали с отцом Анатолием о книгах, изданиях, новостях церковных и событиях донбасских. Затем повел его по лесной тропинке к месту отдохновения от трудов праведных. Скитской храм Льва Катанского использовался в те года как гостиница для паломников. На первом этаже была оборудована келия для приезжающих священников и, хотя для отдыха и ночлега все было сделано вполне достойно, сырость времен запустения и разрухи пробивалась сквозь свежую штукатурку, и спастись от нее даже под теплым одеялом было невозможно. Поэтому, не мудрствуя лукаво, отправились мы обратно в монастырь. В издательском отделе было и уютней, и теплее, да и диван имелся, вкупе с чайником.

http://pravmir.ru/batyushku-dayte/

В столице Казахстана прошла международная научная конференция, посвященная 50-летию преставления преподобного Севастиана Карагандинского 28 ноября 2016 г. 10:24 26 ноября 2016 года в духовно-культурном центре имени равноапостольных Кирилла и Мефодия в Астане по благословению главы Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополита Астанайского и Казахстанского Александра прошла международная научная конференция, посвященная 50-летию преставления преподобного Севастиана Карагандинского. Организаторами форума выступили издательский и информационный отделы Митрополичьего округа и Астанайское благочиние. В конференции приняли участие: митрополит Астанайский и Казахстанский Александр; архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний ; архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий ; викарий Астанайской епархии епископ Костанайский и Рудненский Анатолий ; епископ Талдыкорганский Нектарий ; управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий ; епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан ; епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий ; епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил ; епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион ; епископ Петропавловский и Булаевский Владимир ; благочинный приходов города Алма-Аты, настоятель Никольского собора южной столицы Казахстана протоиерей Валерий Захаров; благочинный Астанайского церковного округа архимандрит Сергий (Карамышев); Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Казахстан М.Н. Бочарников; Чрезвычайный и Полномочный посол Королевства Швеции в Казахстане Х. Камилл; представитель Комитета по делам религий Республики Казахстан Карменов Абу-Бакир; руководители епархиальных отделов и комиссий; духовенство Астанайской епархии ; священнослужители, прибывшие с архипастырями; научная и творческая интеллигенция Алма-Аты, активисты Астанайского православного молодежного движения, прихожане столичных храмов. Перед началом работы конференции в холле духовно-культурного центра состоялось открытие выставки «Оптинского старчества преемник», посвященной истории Оптиной пустыни , жизненному пути и исповедническому подвигу преподобного Севастиана — последнего Оптинского старца. С концепцией экспозиции гостей ознакомил руководитель издательского отдела Митрополичьего округа архимандрит Иосиф (Еременко).

http://patriarchia.ru/db/text/4698031.ht...

Взгляд христианина Об иеромонахе Данииле (Болотове) – авторе портрета преподобного Амвросия Оптинского Варвара Каширина Даниил Болотов. Старец Амвросий на подушечках Портрет преподобного Амвросия Оптинского работы отца Даниила (Болотова) хорошо известен многим богомольцам. Старец изображен лежащим на подушках, в белой рясе и черной мантии, с четками в руках. Взгляд старца обращен на зрителя и как будто проникает в самую душу. Глубоко поражает умение художника передать именно этот проникновенный взгляд, сделать так, что любой паломник смог обратиться к старцу как к живому. Судьба талантливого художника, автора этой картины, отражена в его «Дневниках», которые недавно были впервые опубликованы. Портрет старца глубоко поражал и его современников. После кончины преподобного Амвросия в Шамордино бережно сохраняли всю обстановку кельи, в которой старец провел последние дни. Здесь же сестры поместили портрет старца, и каждый входящий, молитвенно обращавшийся к старцу, как бы от него получал листок с поучениями, где находил ответ на свой вопрос. Об этом писала одна из посетительниц, воспоминания которой были опубликованы в журнале «Душеполезное чтение» в 1915 году: «После обедни прошли мы в деревянный домик, в котором жил последний год Батюшка. Над этим домиком С.В. Перлов утроил каменный футляр. В домике всё осталось так, как было при жизни Батюшки. Две комнатки, рядом крошечная комната для келейников (одним из них был теперешний старец отец Анатолий ). Комнатки низенькие, но светлые, уютные, везде много икон, цветы, простая мебель; в спальне стоит жесткий диван с подушкой, над ним висит большой портрет старца, снятого лежащим. На этом диване лежал последние годы Батюшка, на нем он и скончался. Под подушкой лежат разные листочки, и сестры предлагают всем приходящим брать эти листочки из-под подушки как бы от самого Батюшки. При виде этого большого портрета и дивана живо представила я себе Батюшку, вспомнила, как терпеливо страдал он в этой комнатке, сам мучился, а всех утешал, веселил и бодрил ласковым словом, порой и шуткой, как часто говорил: “Живи в миру, как на юру, никого не осуждай, никому не досаждай, всех люби, всех – беги и всем – мое почтение”».

http://pravoslavie.ru/65122.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010