Но весной 1918 года нашелся повод для его ареста. Губземотдел открыл в отобранной части монастырских зданий свои уездные канцелярии, а на монастырском дворе был устроен специальный пункт конского завода. В часы обедни перед открытыми вратами храма приводили жеребцов и кобыл; их ржанье покрывало монастырское пение. Не боявшийся губернских чиновников Царя Епископ прямо от обедни пошел к советскому земельному комиссару и потребовал уборки этого пункта из монастыря. На ссылку на решение Губисполкома Владыка резко ответил: – «Не допущу вашего кощунства у храма, где почивают мощи Святителя Германа. Если не уберетесь, то ударю в набат, соберутся мужики и всех вас прогонят из монастыря». За такую угрозу его арестовали и вывезли в Казань, где этот первый арест епископа вызвал негодование среди рабочих. Свидетелю описываемого довелось с делегатами от Алафузовского и Пороховых заводов быть в Губчека у следователя Михайловскаго. Он заявил им, что епископу грозит расстрел, ибо через два дня после его ареста два члена Губчека товарищи Копко и Лавринович с пятью красногвардейцами производили обыск в Соборе Раифского монастыря. Пока они в головных уборах срывали антиминс с престола и шарили в дарохранительнице, на колокольне ударили в набат. Быстро сбежались крестьяне соседних деревень и на дворе монастыря убили обоих чекистов и 5 конвоиров. Покойный прис. поверен. Вяч. Андр. Румянцев и свидетель доказывали, в качестве юристов, что епископ, арестованный в Свияжске, не может отвечать за то, что произошло в Раифском монастыре после его ареста. Михайловский напомнил, что он грозил набатом в Свияжске. Просителям отказали, как отказали прибывшему с просьбой о выдаче его на поруки викарному епископу Анатолию Чистопольскому (о его страданиях в дальнейшем см. том I, гл.17). Но когда на другой день Алафузовский и Пороховые заводы пригрозили забастовкой, Владыку отдали на поруки епископа Анатолия Грисюка . 12 мая 1918 г. Православная Казань встречала крестным ходом освященную Святейшим Патриархом икону Священномученика Патриарха Гермогена с частицей мощей. Престарелый митрополит Иаков остался дома, а бесстрашный епископ Амвросий отслужил перед св. Иконой молебен на площади перед Кремлем и снова произнес проповедь , полную прозрачных монархических намеков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Отсутствовали : и. д. ординарного, заслуженный профессор А.П. Шостьин ; ординарные профессоры – С.И. Соболевский и С.С. Глаголев . Слушали : I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „1912 г. Июня 11. В Совет Московской Духовной Академии“ – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 8 июня за 8512: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 28 минувшего мая за 195, в коем ходатайствуете об увольнении и. д. ординарного застуженного профессора по кафедре педагогики Александра Шостьина , согласно его прошению, от должности инспектора академии и о замещении этой должности. Приказали: Рассмотрев настоящее представление, Святейший Синод, согласно ходатайству Вашего Преосвященства, определяет: уволив и. д. ординарного заслуженного профессора по кафедре педагогики Александра Шостьина , вследствие просьбы его, от должности инспектора Московской духовной академии, назначить на эту должность экстраординарного профессора Киевской духовной академии по кафедре истории древней церкви, магистра богословия архимандрита Анатолия, с предоставлением ему имеющей освободиться вакансии экстраординарного профессора; о чём послать Преосвященному Митрополиту Киевскому и Вашему Преосвященству указы“. —501— Определили : 1) Об увольнении и. д. ординарного, заслуженного профессора по кафедре педагогики А.П. Шостьина от должности инспектора Академии и назначении на ату должность экстраординарного профессора Киевской Духовной Академии по кафедре истории древней церкви архимандрита Анатолия (Грисюка) – внести в послужные списки названных лиц. – 2) В виду того, что в Московской Духовной Академии две вакансии экстраординарного профессора остаются свободными с 11 января 1912 года, – одну из таковых, во исполнение вышеизложенного указа Святейшего Синода, предоставить О. Инспектору Академии архимандриту Анатолию и войти в Правление Академии с предложением рассчитать его содержанием по должности экстраординарного профессора с 8-го июня сего 1912 года, – дня, по который о. архимандрит Анатолий рассчитан был таковым же содержанием в Киевской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Понятно, что богоборцам, взявшим власть в России после Октября 1917 г., претили такие герои. Отец Стефан, оставшийся верным России, был замучен в застенках одесской ЧК. Дед Никита Васильевич Горянов не побоялся принять диаконский сан в 1932 г. от одесского архиепископа Анатолия (Грисюка), священномученика (+1938 г.). Мой отец Александр Никитич, военный фельдшер, во время тяжелых оборонительных боев на Южном фронте, для того чтобы уменьшить потери среди санитаров, перенес свой пункт на передовую. За сутки боя из двадцати санитаров оставалось в живых 1-2 человека. Отец — инвалид ВОВ, после войны окончил Одесский мединститут, отличник здравоохранения. Р.Л.: Да, история Вашего рода достойна отдельного исследования и благодарности потомков, не только кровных, но и всех нас, кто осознает важность преемства поколений. Митрополит Константин: Я особо благодарен бабушке Матроне Горяновой и тете, монахине одесского женского монастыря Марии, воспитавшим меня в вере, которая способствовала обострению исторического зрения. Среди них были люди простой, искренней народной веры, из одесской верующей интеллигенции и священнослужители. Одесса — город свободолюбивый, правду там говорили без особого страха, и в букинистических магазинах соответствующей литературы было достаточно. Меня же всегда интересовали научные, философские представления, сущности таких категорий, как, например, разумное, духовное, временное, вечное, рациональное, иррациональное. Я размышлял над проблемой разума в истории, осмыслял утверждение Гегеля, что развитие исторического процесса носит разумный, т. е. закономерный характер. Соглашаясь с тем, что история не есть иррациональный поток фактов, событий, процессов, а имеет свою логику, я был убежден, что надо говорить не столько о логике, сколько о строгих, незыблемых духовных закономерностях бытия. Это и пытался доказать на исторических примерах в своих работах. Статьи, составляющие книгу «Апокалипсисы революций», посвящены выдающимся личностям: преподобному Иосифу Волоцкому — защитнику духовных границ России; праведному Иоанну Кронштадтскому, предупреждавшему о грядущей русской революционной катастрофе; героям Первой мировой войны, среди которых было много священников; святителю Патриарху Тихону, спасшему ценой собственных страданий и жизни Русскую Православную Церковь в богоборческие времена, и др. людям и событиям. Большое исследование посвящено так называемой «церковной революции» начала прошлого века на примере истории Карельского края. Все, о ком я рассказываю, совершали подвиги во имя веры и поныне являются нам живым примером, доказательством того, что исторический процесс един и непрерывен. Что без прошлого и настоящего нет будущего. Что единое историческое пространство может существовать только посредством духовной организации общества, только надфизическим усилием Удерживающего.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/22/...

преподобных отцев Печерских Антония, (+ 1073, память 10 июля, 2 сентября), Феодосия (+ 1074, память 3 мая, 14 августа, 3 сентября), Моисея Угрин а (+ ок. 1043/после 1051, память 26 июля), Нестора Летописца (+ 1113-1116, память 27 октября), князя и инока Николы Святоши , Черниговского, Печерского (+ 1143, память 14 октября)  и всех отцев Киево-Печерских; преподобных Иова (1551–1659, память 28 августа/10 сентября, 28 октября/10 ноября и 6/19 мая) и Амфилохия (1897–1971, память 29 апреля/12 мая), чудотворцев Почаевских, схимонаха Досифея Китаевского , схим. (+ 1777, память 25 сентября/8 октября), преподобного Серафима Саровского, преподобной Александры Дивеевской (+ 1789, память 13/26 июня), преподобного иеросхимонаха Парфения Киевопечерского (1790–1855, память 17/30 марта) святых новомучеников и исповедников: священномученика Владимира , митрополита Киевского (1848–1918, память 25 января/7февраля), Константина , митрополита Киевского ( Дьякова , 1871–1937), Александра , архиепископа Харьковского (Петровского, 1851–1940, память 19 мая/1 июня), Прокопия, архиепископа Херсонского (Титова, 1877–1937), и с ним иерея Иоанна Скадовского (+ 1937, 10/23 ноября), Анатолия, митрополита Одесского (Грисюка, 1880–1938, память 10/23 января), Онуфрия , архиепископа Курского и Обоянского (Гагалюка, 1885–1938, память 19 мая/1 июня), Макария , епископа Днепропетровского (Кармазина, 1875–1937, память 20 ноября/3 декабря), Василия, епископа Прилукского (Зеленцова, 1870–1930, память 22 марта/4 апреля), Иоасафа, епископа Могилевского (Жевахова, 1874–1937, память 22 ноября/5 декабря), Дамаскина, епископа Глуховского (Цедрика, 1877–1937, память 2/15 сентября), Аркадия, епископа Бежецкого (Остальского, 1889–1937, память 16/29 декабря ), Порфирия, епископа Симферопольского и Крымского (Гулевича, 1864-1937, память 19 ноября/2 декабря), Сергия, архиепископа Мелитопольского (Зверева, 1872–1937, память 1/14 ноября), святителей исповедников Луки , архиепископа Симферопольского и Крымского , и Афанасия, епископа Ковровского ,

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

Преследованиям в 1920–1930 гг. подвергались и представители Московской Патриархии, и противники ее политики. Мало кто из архипастырей-оппозиционеров дожил до Второй мировой войны или пережил ее. После войны часть оппозиционных общин признала московское церковное руководство, часть осталась в независимом положении, причем в ряде таких общ ин впоследствии стали проявляться и сектантские черты. В условиях беспрецедентных гонений 1920–1930-х гг., невозможности созыва Соборов выполнить требования канонов в полной мере не могло ни одно из течений Российской Церкви. «Церковная жизнь в последние годы слагается и совершается не по буквальному смыслу канонов. Самый переход патриарших прав и обязанностей к митрополиту Петру совершился в небывалом и неведомом для канонов порядке», – справедливо писал священномученик Кирилл (Смирнов). И последователи митрополита Сергия, и его противники стремились к одному – сохранению Церкви. Неслучайно Московский Патриархат на юбилейном Соборе 2000 г. причислил к лику святых как представителей правой оппозиции, так и сторонников Московской Патриархии. Среди канонизированных святых, выступавших против курса митрополита Сергия, нужно назвать священномучеников Кирилла (Смирнова), Аркадия (Остальского) , Василия (Зеленцова), Дамаскина (Цедрика), Серафима (Самойловича), Серафима (Звездинского) , святителей Агафангела (Преображенского), Виктора (Островидова), Афанасия (Сахарова) и др. Среди канонизированных святых, не отделявшихся от митрополита Сергия, в святцы включены имена священномучеников Фаддея (Успенского) , Анатолия (Грисюка) , Илариона (Троицкого) , Серафима (Чичагова) , Захарии (Лобова), Константина (Дьякова) (канонизированного Украинской Православной Церковью), святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и др. Одним из критериев для внесения в святцы было то, признавал ли пострадавший патриаршего местоблюстителя митрополита Петра, в то время как признание власти митрополита Сергия таким критерием не стало. Тем самым Церковь указала, что и сторонники политики митрополита Сергия, и ее противники составляли единое тело Церкви и взаимные обвинения некорректны. Правильнее возложить вину за разделения в Церкви и ее ослабление на тех, кто действительно разделял и ослаблял ее, а именно на коммунистическое государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Амвросий, епископ Сарапульский, Свияжский и Казанский (память 27 июня по старому стилю) С вященномученик Амвросий, епископ Сарапульский, Свияжский и Казанский (в миру Василий Гудко) родился в Люблинской губернии в 1867 году. В 1889 году Василий поступил в Санкт–Петербургскую Духовную Академию, где принял монашеский постриг в 1891 году, а через два года был рукоположен в иеромонаха. После окончания Академии со степенью кандидата богословия, отец Амвросий был назначен заведовать миссионерским училищем на Алтае. Служил в Корейской Духовной Миссии, затем был смотрителем Московского Донского духовного училища, а с 1901 года являлся ректором Волынской Духовной Семинарии. В 1904 году состоялась хиротония архимандрита Амвросия во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. С 1909 года он епископ Балтский, викарий Подольской епархии. С 1914 года Владыка был назначен в город Сарапул, являясь викарием Вятской епархии. 18 марта 1917 года за обличение злоупотреблений губернской администрации Владыка был уволен с кафедры на покой в Свияжский монастырь Казанской епархии. Там, у раки первого Святителя Казанской земли митрополита Германа, неправедно сверженный с своей кафедры епископ в пламенных проповедях и увещевал народ не поддаваться»развращающему влиянию»соблазнителей, крепко держаться веры отцов. Некоторые его печатные проповеди, такие как»Врат рода человеческого — жидомасоны в мировой истории», обличающее планы сионистов по разрушению России, были запрещены даже синодом, так как в них содержались факты, вскрывающие проникновение в правительство антирусских сил. Величие духа Владыки сказалось и в том, что он, подобно другому священномученику архиепископу Гермогену Тобольскому (Долганову), мужественно призывал ратовать за плененного Царя и за Царёво дело. Когда весной 1918 года большевики устроили в монастырском дворе специальный пункт конного завода, так что в часы обедни ржание жеребцов и кобыл перекрывало монастырское пение, Владыка пошёл к земельному комиссару и сказал:«Не допущу вашего кощунства у храма, где почивают мощи Святителя Германа. Если вы не уберётесь, то ударю в набат, соберутся мужики и всех вас прогонят из монастыря». Вскоре Владыка был арестован и отправлен в Казань. Там его ожидал расстрел, но рабочие местных заводов пригрозили забастовкой и власти по просьбе священномученика епископа Чистопольского Анатолия (Грисюка) выдали Святителя на поруки. Владыка снова служил, говорил бесстрашные проповеди.«Мы должны радоваться, что Господь привёл нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи всякие и дадут вечное блаженство, которое никакие чекисты не смогут отнять», — так Святитель увещевал народ.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Самары и отсюда вёл знакомство с уфимскими церковными деятелями того времени; в момент изъятия и высылки Преосвященного Самарского Анатолия [Грисюка] – Алексий воспользовался этим обстоятельством для продвижения себя по иерархической лестнице, именно: он являлся в г. Уфу к Преосвященному Давлекановскому Иоанну [Пояркову], прося его совершить над ним архиерейскую хиротонию ввиду того, что он якобы архиепископом Самарским Анатолием был избран во епископа Бугульминского и лишь изъятие [т. е. арест. – Сост.] последнего помешало оформлению его хиротонии, хотя на самом деле Преосвященный Анатолий его не избирал и Алексий ложно на него сослался. Преосвященный Давлекановский Иоанн [Поярков], доверившись этой ложной ссылке, с другими бывшими в то время в Уфе архиереями совершил его хиротонию, несмотря на то, что на свой запрос по сему покойного Святейшего Патриарха упомянутыми Преосвященными был получен телеграфный ответ от покойного Патриарха с просьбой воздержаться от совершения хиротонии и представить все данные о Буе. Это было приблизительно в конце 1923 г. или в начале 1924 г. Далее епископ Алексий явился к покойному Патриарху, испрашивал у него прощение, был покойным Патриархом прощён и назначен викарием Омской епархии, откуда с течением времени после всяких странствований явился епископом Козловским, в звании викария Тамбовской епархии, и, по словам его, с благословения Угличского архиепископа Серафима [Самойловича], временно управляет Воронежской епархией. Наконец Буй назначается епископом Уразовским, викарием Воронежской епархии, где и по настоящее время прославляется как действительный Буй. В настоящее время епископ Алексий [Буй] Патриаршим Священным Синодом отстранён от кафедры, с запрещением в священнослужении и преданием суду православных архиереев (1928). Копия верна: М[итрополит] С[ергий] [Страгородский] Архив составителя Протоиерей Люперсольский Николай. «Митрополит Сергий Страгородский – законный каноничный Заместитель Патриаршего Место- блюстителя» (Вятка) 209 Святейший Патриарх Тихон оставил Православной Русской Церкви завещание: «В случае Нашей кончины Наши Патриаршие права и обязанности до законного выбора нового Патриарха предоставляем временно Высокопреосвященному митрополиту Кириллу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Этот постоянный рост Патриаршей Церкви обусловлен в огромной мере легализацией Ее. Прежде, когда Она не признавалась властью в законном Своем существовании и не допускалась Ее внешняя организация, то на перифериях Ее некоторые епархии оставались без епископов, а имевшие их, без церковного центра, жили разобщенно; естественно, там господствовали организованные живоцерковники и др. А теперь. Заместитель с Синодом более или менее осведомлены о церковной жизни повсюду и могут исправлять недостатки ее; сюда в Синод отовсюду иерархами присылаются письменные доклады, некоторые приезжают с ними лично сами; сюда направляются возвращающиеся из Соловков, из Сибири, из тюрем отбывшие правительственную опалу иерархи, отсюда идут благодатные токи по всему огромному телу Русской Церкви для восстановления Ее в обновленном строе. Появление в епархиях иерархов Патриаршей Церкви повсеместно производит свободное доброе брожение среди новых раскольников и возвращение их к Истинной. Так в Киеве, за ссылкою м. Михаила, долго не было возглавителя митрополии и разные отщепенцы господствовали там. Приехал м. Михаил (теперь уже умерший) и картина изменилась, народ постепенно оставлял своих самочинных вождей и слушал своего возглавителя Патриаршей Церкви. В г. Одессе тоже, за долгим неназначением архиепископа, почти всю власть в епархии захватил живоцерковный архиеп. Ювеналий 88 . Прибытие туда назначенного Синодом А. Анатолия (Грисюка , бывшего ректором Казанской Дух. Академии), с которым я виделся в Патриархии, так изменило дело, что даже в газете «Безбожник» появилась заметка, что в Одессе народ почти весь оставил живоцерковного Ювеналия и устремился к Анатолию. Настолько пошла созидательная церковная работа в епархиях, что коммунистические газеты отмечают, что в Православной Церкви появилось 50.000 приходских Советов с 500.000 членов. Это сделала легализация Церкви, создавшая в ней канонически – административный центр, и пока он будет, нужно верить, что Патриаршая Церковь будет шириться и крепнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разрешение было дано. После окончания следствия Раиса Григорьевна стала добиваться разрешения на свидание с братом, которое в конце концов было получено благодаря ходатайству перед властями священномученика Константина (Дьякова), митрополита Киевского. На свидание надзиратели вывели митрополита Анатолия под руки: владыка почти не владел ногами. «По старости работает слабо, но старается…» Митрополит Анатолий. Бутырская тюрьма. 1936 год 16 декабря 1936 года Главное управление государственной безопасности затребовало митрополита Анатолия в Москву, и через день он был доставлен в Бутырскую тюрьму. Здесь следователи НКВД вновь пытались добиться от митрополита подтверждения своим ложным домыслам – будто он встречался с высокопоставленным католическим деятелем на предмет организации антисоветской работы, сбора информации антисоветского содержания, предназначенной для Ватикана, а также перехода в католичество. Владыка Анатолий все эти досужие обвинения, как и прежде, категорически отвергал. Наконец утомительные допросы кончились, и 21 января 1937 года, заслушав дело, Особое совещание при НКВД постановило: митрополита Анатолия (Грисюка) «за контрреволюционную деятельность заключить в исправтрудлагерь сроком на пять лет». 27 января он был отправлен общим этапом вместе с уголовными в распоряжение Ухтпечлага НКВД. От стоянки до стоянки этап гнали пешком. Владыка шел медленно, и его без конца «подбадривали» прикладами по спине. Когда он терял сознание, бросали в грузовик, затем заставляли снова идти пешком. Наконец этап прибыл к месту назначения – в Кылтовскую сельхозколонию в Коми. Тяготы этапа сменились изнурительным физическим трудом. Но владыка мужественно и без ропота переносил и это. В документах лагеря о заключенном митрополите значилось: «Работает добросовестно, к инструменту отношение бережное. Дисциплинирован. Качество работы удовлетворительное». В июне митрополит Анатолий заболел крупозным воспалением легких, но жестокий режим работ не смягчился. Предчувствуя скорее завершение земной жизни, владыка писал сестре: «Умоляю тебя, прими все меры, даже сверхвозможные, добейся, умоли, упроси, устрой наше свидание. Жажду перед смертью увидеть родное лицо и благословить тебя».

http://pravoslavie.ru/4060.html

Вашего Святейшества нижайший послушник Епископ Анатолий 23 февр. (8 марта) 1921 г.». 26 марта ЧК арестовала епископа Анатолия. Были допрошены как сам Владыка, так и все профессора академии. Выяснилось, что академия действительно существует, идут занятия и лекции, проводится набор учащихся, профессора получают денежное вознаграждение за свою преподавательскую деятельность, регулярно в квартире епископа собирается Совет академии, который обсуждает вопросы о назначении профессоров, об отпуске и увольнении их, о приеме и увольнении студентов, о порядке и системе занятий и тому подобное. Однако, если состав профессоров ЧК удалось установить точно, то имен обучающихся так и не удалось узнать. При всех обысках ЧК не нашел список студентов, а на допросах ректор и профессора заявили, что таких списков и не велось, и они даже не могут указать точно число студентов, но во всяком случае их было не менее пятнадцати и не более тридцати. На вопрос следователя, предпринимались ли меры к легализации академии, епископ Анатолий ответил, что вовсе не считал нужным предпринимать какие-либо действия в этом отношении, так как считал существование академии вполне легальным и дозволенным в силу того, что она не была упразднена советской властью. При завершении дела уполномоченный Всетатарской ЧК потребовал «епископа Анатолия (Грисюка) , как возглавляющего академию, за неисполнение распоряжений советской власти, за нарушение общественного спокойствия и за будирование массы выслать из пределов Татреспублики на Соловецкие острова сроком на пять лет... Кроме того, просит Совет Народных Комиссаров Татреспублики о создании ликвидационной комиссии для полной ликвидации дел бывшей Казанской Духовной Академии» 237 . Однако уже в ноябре 1921 года академическая корпорация добилась возобновления деятельности академии в виде Богословского института. Ректором его стал профессор протоиерей Н. В. Петров. В число преподавателей вошло большинство профессоров и преподавателей бывшей Казанской Духовной академии 238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007