Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУЗУЛУКСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Самарской епархии , названо по г. Бузулук (совр. Оренбургской обл.). 18 июля 1921 г. состоялась хиротония архим. Павла (Гальковского) во епископа Бузулукского, викария Самарской епархии, к-рый одновременно, до прибытия в 1922 г. архиеп. Анатолия (Грисюка) , временно управлял Самарской епархией. 24 авг. 1922 г. обновленческое Высшее Церковное Управление предложило еп. Павлу покинуть пределы Самарской губ. По решению ОГПУ 24 февр. 1923 г. еп. Павел был выслан из Самарской губ., но оставался Бузулукским викарием до 15 сент. 1923 г. Осенью 1927 г. на Б. в. был назначен еп. Сергий (Никольский), возглавлявший вик-ство до сент. 1929 г., когда был арестован, 16 мая 1930 г. еп. Сергий был расстрелян в Оренбурге. В 1930 г. на Б. в. по возвращении из ссылки в Казахстане был назначен еп. Митрофан (Поликарпов), но в управление не вступил. В том же 1930 г. на Б. в. был назначен еп. Сергий (Куминский) , к-рый был арестован 23 нояб. и в 1931-1934 гг. пребывал в ссылке в Северном крае, по возвращении возглавлял Б. в. до 5 дек. 1934 г. После 1934 г. епископы на Б. в. не назначались. Бузулукским обновленческим (см. Обновленчество ) вик-ством управляли следующие архиереи: Сергей Сердобов (26 дек. 1923 - янв. 1924); Георгий Лапшин (26 мая 1925 - 3 июня 1925); Феодор Преображенский (15 окт. 1925 - авг. 1926); Гервасий Малинин (1926); Сергей Шубин (в том же 1926); Сергей Волков (дек. 1926 - окт. 1927); Николай Русанов (авг. 1928-1929); Феофан Брюханов (до 22 дек. 1931); Константин Симонов (1934-1935). (см. также статью Бузулукская епархия ). Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 7. С. 124, 149; он же. Русские архиереи-обновленцы. С. 728, 801, 868, 927, 946, 969, 971; Якунин В. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. Тольятти, 1999. С. 115-125; Мученики и исповедники Оренбургской епархии XX в./Сост. прот. Н. Стремский. Кн. 1. Саракташ, 1998. С. 187; Кн. 2. 1999. С. 25; Кн. 3. Оренбург, 2000. С. 13. А. В. Журавский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153595.html

В 80-е гг. 19 в. в хоре церкви неоднократно пел Федор Иванович Шаляпин. 25 апреля 1903 здесь был крещен будущий поэт Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958). Храм четырехстолпный, трехапсидный с восьмигранным барабаном и луковичной главкой, трапезная несколько уже основного объема, с западной стороны к трпезной примыкает квадратная часовня под шатровой крышей. Колокольня четырехъярусная, три яруса квадратные в плане. Четвертый -восьмиугольный, завершающий луковичной главкой. Церковь декорирована в псевдорусском стиле. В 1918-1919гг., после закрытия кремлевских храмов Варваринская церковь служила крестовой церковью управляющего епархией епископа Анатолия (Грисюка) и фактически играла роль кафедрального собора. В 1930г. храм был закрыт и передан под клуб Трамвайного парка, позже в нем находилась одна из кафедр и лаборатория КХТИ. В 1995 храм возвращен общине верующих. Состояние удовлеторительное. Церковь с высокой четырехъярусной колокольней - образец псевдорусского стиля. С сайта " Объекты культурного наследия " Министерства культуры Республики Татарстан. О закрытии церкви В 1920 г Варваринская община православного, староцерковного течения насчитывала 650 верующих, на начало 1926 г- 900 чел, а в 1927 г. уже 1000 человек, и возглавлялась епископами Иосафом, Афанасием, Андроником и Варсонофием. Тучи сгустились летом 1929 г. В местной прессе началась массированная травля – газета «Красная Татария» опубликовала статью «Очаг мракобесия в районе трех вузов». Автор утверждал, что храм малопосещаем – 3-4 старушки, поэтому необходимо его закрыть. Сия публикация и спровоцировала волну студенческих собраний. Первым был профком ВСЕРАБЗЕМЛЕСа Пролетстуда Казанского института сельского хозяйства и лесоводства, подавший 2.07.27 г. в Президиум ЦИК ходатайство о передаче Варваринской церкви, с целью использовать ее под военный кабинет для подготовки командиров запаса РККА. На следующий день Правление института письменно присоединилось к ходатайству профкома. Уже 6.07.29 г. ТНКВД передает на срочное заключение по поводу ходатайства Сельхозинститута и профкома Пролетстуда о передаче институту Варваринской церкви под спортзал и стрелковый тир.

http://sobory.ru/article/?object=06615

В условиях ограничения свободы передвижения и вмешательства светских властей в управление епархией политика И. приобрела двойственный характер. С одной стороны, имея большой авторитет среди верующих, он продолжал противодействовать обновленческому расколу, в связи с чем, по признанию ОГПУ, «обновленческое движение в Уфимской губернии... развивалось слабо». 1 янв. 1924 г. с целью сохранения правосл. иерархии в Поволжье в связи с арестом Самарского архиеп. сщмч. Анатолия (Грисюка) и с его согласия И. совместно с викарными епископами Байкинским Вениамином (Фроловым) и Стерлитамакским Марком (Боголюбовым) совершил в Уфе хиротонию иером. Алексия (Буя) во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии (хиротония была совершена вопреки телеграмме Патриарха Тихона с просьбой воздержаться от рукоположения до выяснения всех обстоятельств дела, но впосл. получила признание). С др. стороны, в это время И. пошел на определенные уступки светским властям, требовавшим от него отделения от Патриаршей Церкви. В янв. 1924 г. И. обратился к Патриарху Тихону с ходатайством о «временном обособлении» (т. е. временной автономии) «Восточной Церкви» в составе Уфимской и некоторых соседних с ней епархий Поволжья и Урала. Согласно ходатайству, автономия предполагала возможность рукоположения епископов и учреждения новых епископий без согласия Патриарха, созыв Малого Восточного церковного Собора, прием обновленческих женатых епископов в сущем сане в случае их покаяния при одобрении Малого Восточного Собора. 31 янв. на совещании духовенства в канцелярии И. было принято решение об отмежевании от Патриарха Тихона. Постановлением Патриарха и Временного Патриаршего Синода от 3 февр. 1924 г., подтвержденным постановлением от 17 февр., И. был освобожден от временного управления Уфимской епархией и назначен временно управляющим Екатеринбургской епархией; при этом ему напоминалось об архиерейской присяге и о церковных канонах. И. предупреждали, что если он прекратит связь с Патриархом и Синодом, то будет подлежать суду архиереев.

http://pravenc.ru/text/469532.html

21 января 1937 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило митрополита Анатолия к пяти годам заключения в лагерь, и он был отправлен в Ухтпечлаг. Часть пути узники проходили пешком — по снегу, в суровых условиях северной зимы. Больной митрополит с трудом передвигался, и охрана подгоняла его прикладами, не давая времени отдохнуть. Когда он падал, ему разрешали сесть в кузов грузовика и везли до тех пор, пока он не приходил в себя, а затем выталкивали из кузова и снова гнали пешком. 14 февраля 1937 года этап прибыл в Кылтовскую сельхозколонию в Коми. В октябре митрополит Анатолий был признан инвалидом и освобожден от работы, но в ноябре его снова вывели на общие лагерные работы. В конце концов болезни и каторжный труд привели к тому, что он почти ослеп и в ноябре-декабре 1937 года не смог выполнять норму. Талантливый церковный историк, образованием и дарованиями предназначенный к ученой деятельности, удостоенный когда-то похвал известных профессоров и святителей, он получил теперь лишь скупую похвалу надзирателя: «Работу выполняет на 62%. По старости работает слабо, но старается». В январе 1938 года состояние здоровья митрополита ухудшилось настолько, что он был помещен в лагерную больницу. 23 января 1938 года в 17 часов 10 минут митрополит Анатолий скончался. Перед самой смертью от него потребовали, чтобы он отдал Евангелие и нательный крест, с которыми он не расставался ни в тюрьме, ни в концлагере. Митрополит отказался. Евангелие вырвали из его рук силой, но крест он не отдал и, защищая слабеющими руками грудь, предал свою праведную душу Господу. Полные тексты житий новомучеников опубликованы в книгах «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскином (Орловским). Январь–Июнь. (Тверь, 2005–2008)» и других и размещены на сайте: www.fond.ru . Для желающих приобрести книги:  тел.: 8 (916) 032 84 71 или e-mail: at249@yandex.ru Илл.: Митрополит Анатолий (Грисюк). Москва. Бутырская тюрьма. 1936 год Карта зачета рабочих дней Грисюка Анатолия Григорьевича

http://foma.ru/62-stradaniya.html

В 2007 году был написан (автор – Даниил Марченко, размер 210 х 300 мм) и освящен его образ – для старейшего среди тюремных храмов Москвы храма в честь Покрова Божией Матери, воздвигнутого в центре Бутырского тюремного замка в 1782 году Матвеем Казаковым. Владыка Анатолий в конце 1936 – начале 1937 годов томился в Бутырке. Сбор материалов об узниках этой тюрьмы (сейчас – СИЗО 2 г. Москвы), за веру пострадавших, чьим пребыванием освящены ее казематы в кровавом XX веке, продолжается. Более 200 человек уже причислены к лику святых. Благодаря жертвователям специально для храма этой тюрьмы написаны 65 икон новомучеников и исповедников Бутырских. Недавно настоятель Покровского храма иерей Константин Кобелев, отслужив здесь в сослужении девяти священников из московских приходов Божественную литургию, передал образ священномученика Анатолия (Грисюка), митрополита Одесского и Херсонского, представителям фонда «Андреевский флаг» – организаторам Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы». Икона священномученика примет участие в проводимом в рамках программы крестном ходе Афон–Москва, который в апреле прибудет в Одессу. Но прежде чем икона священномученика Анатолия (Грисюка) отправится на Афон, мы, клирики и миряне, прошли крестным ходом с этим образом по Бутырке. Раздали заключенным по камерам более полутора тысяч подарков от московских приходов и фонда «Андреевский флаг». Верим, что священномученик Анатолий молился и продолжает молиться за каждого из этих людей, кто оказался в узах, совершив преступления, молиться, чтобы они, покаявшись, встали на путь спасения. «Обладает мыслью смелой…» Андрей Григорьевич Грисюк (так звали владыку в миру) родился 20 августа 1880 года в городе Ковеле Волынской губернии в семье уездного казначея. С детства мальчик привык к труду, простому образу жизни, поскольку семья жила очень бедно. В 1900 году Андрей, окончив Волынскую семинарию, поступил в Киевскую духовную академию. Здесь окрепло в нем желание послужить Богу в иноческом чине.

http://pravoslavie.ru/4060.html

Реклама : С.31. Толковый словарь: Мученики – свидетели истины . Подготовил Юрий Пущаев //Фома. - – январь 2012. – С.32. – (раздел « Вера », рубрика « Толковый словарь ») Реклама : С.33. Новомученики: Игумен Дамаскин (Орловский), секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . 62% страдания. Памяти священномученика Анатолия (Грисюка) . Фото Владимира Ештокина и документальные фото, представленные автором//Фома. - – январь 2012. – С.34-35. – (раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). 23 января Русская Православная Церковь празднует память священномученика Анатолия (Грисюка), митрополита Одесского. Родился в 1880 году в городе Кременце Волынской губернии, в крещении наречен Андреем. Окончив в 1900 году Волынскую духовную семинарию,                    поступил в Киевскую духовную академию. В 1903 году был пострижен в монашество с наречением имени Анатолий, в том же году рукоположен во иеродиакона, а через год - в иеромонаха. По окончании в 1904 году академии определен на кафедру общей церковной истории и. о. доцента Киевской духовной академии. В 1905-1906 гг. иеромонах Анатолий находился в командировке в Константинополе, результатом которой стало научное исследование «Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века». За это исследование удостоен степени магистра богословия и премии имени митрополита Макария. В 1911 году возведен в сан архимандрита, в 1912-ом назначен на должность штатного экстраординарного профессора Киевской и Московской духовных академий. В 1913 году переведен на должность ректора Казанской духовной академии, тогда же хиротонисан во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии. В 1918 году, когда советская власть закрыла все духовные учебные заведения, по совету Патриарха Тихона открыл в Казани частную духовную академию (лекции читались на дому у профессоров, совет академии собирался на квартире ее ректора, епископа Анатолия).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-105-...

30 марта 1927 г. митр. Сергий был освобожден из-под ареста и вернулся к исполнению обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, получив разрешение жить в Москве. До ареста он был лишен такой возможности и находился в своем кафедральном городе - Н. Новгороде. 7 мая митр. Сергий обратился в НКВД с ходатайством о легализации церковного управления. 18 мая он провел совещание с группой архиереев: Тверским митр. Серафимом (Александровым) , членом Временного Синода в последние годы Патриаршества свт. Тихона , архиепископами Костромским Севастианом (Вести) , Вологодским Сильвестром (Братановским) , Звенигородским Филиппом (Гумилевским) , Хутынским Алексием (Симанским, впосл. Патриарх Алексий I ) и Сумским еп. (впосл. митрополит) сщмч. Константином (Дьяковым) . Из участников совещания митр. Сергий образовал Временный Патриарший Свящ. Синод, полномочия к-рого по аналогии с Синодом, образованным Патриархом Тихоном в 1923 г., проистекали из полномочий учредителя. В состав Синода Заместитель Местоблюстителя позже включил Новгородского митр. Арсения (Стадницкого) , пребывавшего в ссылке в Ср. Азии, а также незадолго то того выпущенных на свободу архиепископов (впосл. митрополитов) Самарского сщмч. Анатолия (Грисюка) и Вятского Павла (Борисовского) . 20 мая 1927 г. НКВД выдал справку о временной регистрации Патриаршего Синода. 1-е заседание Синода состоялось 27 мая 1927 г., в тот же день по епархиям был разослан указ, предписывавший епархиальным архиереям подать заявления в местные органы власти с прошением «о регистрации их преосвященных с состоящими при них епархиальными советами (каковые образовать временно путем приглашения указанных преосвященными лиц)» (Акты свт. Тихона. С. 499). Началась работа по воссозданию по нормам гражданских законов церковно-адм. структуры Московского Патриархата. 29 июля 1927 г. Временный Синод, действовавший при Заместителе Местоблюстителя и под его председательством, издал «Д.». Помимо митр. Сергия свои подписи под ней поставили все члены Синода, кроме пребывавшего в ссылке митр. Арсения (Стадницкого) и болевшего архиеп. Севастиана (Вести). «Д.» была подписана и напечатана в виде листовки тиражом 5 тыс. экз. для рассылки по приходам. 18 авг. того же года документ был опубликован в газ. «Известия».

http://pravenc.ru/text/171618.html

В июне 1918 г. был делегатом от Витебского городского благочиннического округа епархиального съезда, избран сверхштатным членом епархиального управления. На съезде сделал доклад о деятельности епархиального кооператива «Надежда» по обеспечению продовольствием и оказанию социальной помощи беднейшему населению города. В сент. 1918 г. арестован по обвинению в хищении имущества духовной консистории. 21 февр. 1919 г. Витебский губернский революционный трибунал прекратил дело за отсутствием состава преступления. Однако прот. П. Гальковский не был освобожден или же вновь был арестован через короткое время. Его вывезли в Москву, где он содержался в Бутырской тюрьме как заложник. В 1919 г. освобожден, проживал в Москве. В том же году пострижен в монашество с сохранением прежнего имени. Был духовником на Афонском подворье, затем возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Высокопетровского муж. мон-ря. 18 июля 1921 г. хиротонисан во епископа Бузулукского, викария Самарской епархии. Управлял Самарской епархией до назначения в февр. 1922 г. Самарским архиереем еп. сщмч. Анатолия (Грисюка ; впосл. митрополит). Вместе с еп. Анатолием отказался признать организованное при поддержке властей в мае 1922 г. обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). 24 авг. 1922 г. ВЦУ уволило П. на покой и предписало ему покинуть Самарскую епархию, однако он не подчинился этому решению. 24 февр. 1923 г. еп. Анатолий был арестован, а П. выслан из Самары в Москву. 15 сент. того же года арестован по обвинению в антисоветской деятельности, заключен в Таганскую тюрьму. В марте 1924 г. выслан в Красноводск (ныне Туркменбаши, Туркмения), с апр. 1927 г. находился на положении ссыльного в Казани. Освобожден из ссылки в сент. того же года, видимо, по ходатайству заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси), чью «Декларацию» 1927 г. П. поддержал. 15 сент. 1927 г. назначен епископом Егорьевским, викарием Рязанской епархии. Управлял Воронежской (февр.-апр. 1928) и Владимирской (янв.-нояб. 1929) епархиями. 31 марта (по др. данным, 13 нояб.) 1929 г. назначен епископом Иваново-Вознесенским, правящим архиереем выделенной из состава Владимирской Иваново-Вознесенской епархии. 9 апр. 1930 г. возведен в сан архиепископа. 9 нояб. того же года введен в число постоянных членов Временного Священного Синода РПЦ. 1 мая 1932 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 1 февр. 1933 г. в связи с переименованием Иваново-Вознесенска в Иваново П. стал именоваться «архиепископ Ивановский». В 1935 г. возведен в сан митрополита.

http://pravenc.ru/text/2578481.html

В перерывах заседаний участники конференции вместе с многочисленными верующими торжественно встречали прибывшие в город из монастырей Одессы чудотворную Нямецкую икону Божией Матери и мощи святителя Николая Мирликйского. Выступая перед народом на площади Покровского монастыря, митрополит Никодим благословил верующих святынями и поздравил с началом юбилейных тожеств. " Я сердечно радуюсь с вами и поздравляю с Торжеством Православия, с победой над вельзевулом, с Харьковским собором, который спас Православную Церковь от рук стремившихся погубить Православие в нашем народе. Харьковский Собор – это дар Божий нашему городу, городу православных мучеников, городу жизни и любви, городу будущего», сказал он. Харьков был первой столицей советской Украины, и репрессии против инакомыслящих, инаковерующих были здесь чрезвычайно жестокими. В местном НКВД была даже должность " по учету тел», так много было казненных решениями " троек». Гибли православные верующие, духовенство, архиереи. Среди последних необходимо упомянуть митрополита Константина (Дякова), архиепископов Иннокентия (Тихонова), Анатолия (Грисюка), Иннокентия (Летяева). Репрессии на Харьковщине продолжались до начала войны: последний харьковский архиерей, священномученик Александр (Петровский), погиб в Харьковской тюрьме в конце мая 1940 года. Поэтому именование Харькова городом мучеников не было случайным. 19 мая 2007 года харьковчане встречали прибывшего на торжества Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. В аэропорт Харькова прибыли украинские епископы, духовенство епархии, председатель Харьковского облсовета Василий Салыгин, мэр города Михаил Добкин, многочисленные журналисты. Блаженнейший Митрополит поклонился святой харьковской земле и прямо у трапа самолета дал пресс-конференцию для журналистов. Затем по приглашению руководителей региона Владыка Владимир посетил Харьковский облсовет, где его принимали губернатор области Арсен Аваков, председатель облсовета Василий Салыгин и мэр города Михаил Добкин. Любопытно, что " нашеукраинец» А. Аваков и " регионалы» В. Салыгин и М. Добкин принадлежат к разным политическим партиям, которые ныне находятся " в клинче» – жестком противостоянии, практически парализовавшим правовую систему в Украине, да и в самой области регионалы не прекращают попыток лишить ставленника президента губернаторского кресла. Но это не помешало им всем вместе готовить юбилейные торжествах и участвовать в них. Руководители города и области рассказали Блаженнейшему Митрополиту о социально-экономической ситуации в регионе, о том, как решаются церковно-государственные проблемы, много добрых слов сказали о почетном гражданине города митрополите Никодиме, о трудах епархии и приходов. Митрополит Владимир поблагодарил собеседников за помощь, которую они оказывают Церкви, подарил изданные митрополией книги и благословил иконками.

http://pravoslavie.ru/22236.html

В период первой мировой войны и последовавших революционных событий Е., несмотря на сложные условия, трудности с использованием научной лит-ры и ряд др. проблем, продолжал научно-преподавательскую деятельность. На приглашение еп. Анатолия (Грисюка), профессора и ректора КазДА, переехать в Казань Е. ответил отказом. В 1918 г. он был утвержден в звании доцента и избран экстраординарным профессором КДА. Скончался после болезни. Е.- один из выдающихся отечественных патрологов кон. XIX - нач. XX в., наследие к-рого, несмотря на сравнительно небольшое число опубликованных трудов, не утратило значения до настоящего времени. Будучи знатоком не только первоисточников, но и всей имеющейся на тот момент научной, в первую очередь зап., лит-ры по патрологии и церковной истории, он являет собой тем не менее образец самостоятельно мыслящего в рамках Предания Церкви ученого. Характеризуя научную деятельность Е., А. Прахов, его современник, замечал, что он обнаруживал, «за исключением трудов знаменитого Болотова, беспримерную в русском богословии самостоятельность работы» (Свободное слово христианина. К., 1918. 1. С. 47). В магистерской диссертации, сохранившейся (не полностью) в рукописи (НБУВ ИР. Ф. 187, 2, 3, 30), и 2 опубликованных на ее основе книгах, «Преп. Максим Исповедник и византийское богословие» (1915) и «Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника» (1917), Е. впервые в рус. церковной науке представил учение прп. Максима в наиболее полном объеме как целостную богословскую систему и результат синтеза визант. святоотеческого богословия, поместив его в контекст исторической эпохи и богословской мысли периода христологических споров (V-VII вв.). В диссертации учтены и освещены практически все доступные Е. отечественные (не менее 10) и зарубежные (не менее 30) научные издания, имевшие отношение к прп. Максиму и к визант. богословию V-VII вв. в целом, проведен подробный (в т. ч. сравнительный) анализ данных различных житийных и иных церковно-исторических источников и на их основе осуществлена авторская реконструкция хронологии жизни и произведений прп. Максима, включая обзор всех его сочинений, а также их многочисленных отрывков в др. источниках.

http://pravenc.ru/text/190103.html

   001   002     003    004    005    006    007