– Правда ли, братья, что Церковь Божия никогда не молилась за умерших по плоти людей? Нет, неправда. Из Ветхозаветных Писаний мы видим, что до Христа благочестивые израильтяне молились об умерших. Вот в Маккавейской книге мы читаем: «на другой день бывшие с Иудой пошли, как требовал долг, перенести тела павших... И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении...» ( 2Мак.12:39–43 ). Смотрите, какое ясное свидетельство! Благочестивый Иуда Маккавей и воины молятся о грехе своих умерших братьев. И писатель книги Маккавейской замечает, что они поступили «хорошо и благочестно», а в другом месте находим восклицание по тому же случаю: «какая святая и благочестивая мысль!» ( 2Мак.12:45 ). Отсюда поймите, что в Ветхозаветной Церкви был обычай творить молитвы и приношения за мертвых. В этом убеждаемся из кн. Сираха: «милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» ( Сир.7:36 ). Спрошу я у вас, друзья, какую «милость» можно оказать умершим? Хлеба им не подашь, воды тоже: мертвые ни едят, ни пьют. Одно для них можно сделать: молиться за упокой их душ со святыми, как и поступил благочестивый Иуда Маккавей... Анатолий возразил: – Маккавейских книг мы не признаем за божественные; тоже не очень почитаем Сираха. Значит, вы напрасно из этих книг приводите свидетельства... Я ответил: – Пусть Маккавейские книги вы почитаете простым человеческим свидетельством. Важно, что книги Маккавейские во все века почитались Церковью и были присоединены к Библии. Христиане, стало быть, не называли этих книг ложными. Они придавали им великую достоверность . Так, и вы, сектанты, поступайте: вы принимаете доказательства из Священной Библии? Веруйте же и неложным свидетельствам человеческим ( 1Ин. 5, 9 ). Эти «свидетельства» правдиво описывают нам те благочестивые обычаи, которые были приняты в древней Еврейской Церкви. – А для нас в данном случае это и важно. Нам нужно утвердить вас в том убеждении, что молитвы за умерших не Церковь Православная выдумала, а об этих молитвах мы находим упоминание в Библии... Веришь ты, Анатолий, что древняя Церковь молилась за мертвых?..

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Уважаемый отче, Вы своим толкованием не объяснили откуда у бомжа вдруг должен появиться приличный костюм. Для меня это по прежнему загадка. Из Вашей проповеди можно сделать и такой вывод, что Бог не есть любовь и не есть совершенство. ...А как же? Сам позвал, сам и выгнал, хотя знал заранее, что брачной одежды нет у нищих. И последний вопрос. А остальные нищие где взяли брачные костюмы? Ибо если костюмы у них были, то это не нищие (В древние времена даже обычная одежда была достаточно дорога, а уж праздничная и подавно) Лия 14 сентября 2015, 11:02 Спасибо большое за статью! Много нового и полезного узнала для себя. Москва, наша красавица, любимый град наш, с праздником! Да будут достойными тебя жители и гости твои. Спаси нас Господь, просвети, обрати и верни в лоно Церкви православных христиан! Анатолий Пеньшин 7 сентября 2015, 10:55 Плохо ли быть голодным? Вообще-то именно голодных кормит Христос хлебом Нового Завета. Так что быть голодным и алкать это не зазорно, а спасительно даже. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.» [Мф.5:6], Иное дело, что голод в этом случае нужен духовный, а не плотский. Но этот нищий не за хлебом небесным, не на брак свой пришёл, не в церковь, не к Богу, а именно утолить плоть. Он не нищий духом как все остальные, пришедшие по зову. Бог же избирает только тех, кто ищет, хочет брака в лоне церкви. В таком случае каждый нищий сам становится церковью, «Вы есте церкви Бога Жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие» (2 Кор. 6, 16) и «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). Все кроме одного, ищущего не горнего, а мирского, плотского и значит сатанинского. Сатана же не может быть в церкви, «врата ада не одолеют» её. И значит это Каин пытается затесаться в ряды избранных, чтобы убивать Авеля. [Иуд.1:11] Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Анатолий Пеньшин 7 сентября 2015, 10:55 Все нищие были позваны, все были кое-как одеты, все были одинаково недостойны, чтобы сидеть за этим почетным празднеством. Но вдруг к одному из них Господь обращается как к другу и в ответ на его молчание говорит слугам, т.е. ангелам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Мф: 22, 11).

http://pravoslavie.ru/81875.html

А что нет у тебя матери и никто к тебе не ходит проведать — радуйся. Сама Матерь Божия будет блюсти тебя. Ибо сказано: «отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня» (Пс. 26, 10). С родными трудно жить монаху. А что ты монашески живешь, это видно из того, что у тебя есть скорби, и ты их по силе своей несешь. Не унывай. Господь спасет тебя (преп. Анатолий). Что касается благословения матери твоей на поступление в монастырь, то на этот счет не беспокойся: и о тебе, и о мне, и о всех подобных детях Господь Сам сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10, 37). Смириться перед нею и попросить благословения теперь — это нелишне (преп. Анатолий). П. И. требует моего совета, как поступить с родителем. Жалко мне его, но нечего делать, должно потерпеть от родителя. Если что несродное для него бывает, в церковных историях на многих местах видим заповеди — чтить родителей, какого бы они поведения ни были. Послушай, что тебе и ему скажу: чтый отца очистит грехи своя, чтый отца возвеселится о чадах своих и в день молитвы своей услышан будет, чтый отца твоего, да найдет на тебя благословение от него. Чадо, заступи в старости отца твоего, если и обезумится в чем, не зазри ему и не укори его всею крепостью твоею, молитва бо отча незабвенна бывает пред Богом, в хуле не оставляй отца твоего; проклят бо Господом раздражаяй отца и матерь свою. Если же родитель отпустит его с благословением, это дело другое. Бог да благословит его. Если же нет, советую потерпеть (преп. Лев). ...Ты по силе твоей просила у родителя твоего прощения, и хотя не сказал прямо, но все мирно, то и будь мирна, а укорять себя не преставай, зазирая в вине пред ним; и Господь ему и даст чувство более сострадательное... (преп. Лев).  Родственники ...Не должно столь много беспокоить дела об участии родных, но более в терпении души возлагаться на Господа, тем паче, что такая привязанность как бедственна для сердца, чужда преданности Вышнего, так и потому, что все случаи не суть слепые, но водимые Провидением Мироправителя. Сколько бы мы чувствительны ни были, но никогда столько не можем сострадать о ближних, как Творец наш, чем же мы чувствительнее к какому предмету, тем слепее в рассудке о нем и тем страстнее... А для того-то наиболее и должно священно вручать себя и ближних наших Промыслу Отца Небесного, быть как можно умереннее, не допускать сердца до безмерного и безрассудного ... (преп. Лев).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Он ответил: – Свидетельств о том не находим. Вы только за Маккавейские книги держитесь... Я сказал: – Неправду ты говоришь, друг мой. Вот в книге Руфи написано: «и сказала Ноеминь снохе своей: благословен он от Господа Бога за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых» ( Руфь.2:20 ). Таким образом, еще в древнейшие времена благочестивые люди оказывали мертвым милость . А эту милость им можно оказать только молитвой ... Подтверждение высказываемым мною словам находим в кн. Варуха. Там этот святой ученик пр. Иеремии молится: «Господи Вседержителю, Боже Израиля... Не вспоминай неправд отцов наших...» ( Вар.3:4–5 ). Этих отцов Варух резко различает от своих современников ( Вар.3:8 ). Значит, он считает их умершими по плоти, – однако, молится за них. – Теперь, Анатолий, видишь, что православное учение о молитвах за умерших обосновано нами не на одном свидетельстве книг Маккавейских. Наше вероучение подтверждают писатель книги Руфи и Варух. А вот послушай, что я прочитаю из книги пророка Иеремии: «и умрут великие и малые... и не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их» ( Иер.16:6–7 ). Таким образом, из свидетельства книги пророка Иеремии с несомненностью убеждаемся, что еще в стародавние времена по умершим справлялись поминки . Эти поминки устраивают и православные русские люди. И видим, что наш обычай благочестив и заимствован из Свящ. Библии. Но рассудите сами: имел ли бы смысл наш обычай, если бы нельзя было молиться за умерших? Тогда бы у пророка Иеремии первого мы нашли осуждение поминкам по усопшим; а у него такого осуждения нет. Следовательно, молитвенное поминовение усопших св. пророк считает делом законным и полезным... Анатолий не мог опровергнуть моих доказательств. В самом деле, трудно да и немыслимо утверждать, будто Ветхозаветная Церковь не молилась за умерших. Анатолию оставался один выход. Он им и воспользовался, по обычаю всех сектантов. Он сказал: – Сколько вы говорили о молитвах за мертвых! А ничего не прочитали нам из Евангелий. Стало быть, вы согласны, что в Новом Завете нет оснований молиться за мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Митра — головной убор католического священнослужителя. 25 «Мыслю, следовательно существую» (Cogito ergo sum) — знаменитое изречение французского философа Рене Декарта (1596— 1650), считавшего мышление субъекта единственным фактом, в реальности которого невозможно усомниться и который поэтому может служить не только исходным пунктом философствования, но и свидетельством, удостоверяющим существование самого субъекта. 26 Мильтон Джон (1608—1674) — автор знаменитой поэмы «Потерянный рай» (1667), по убеждениям — пуританин. 27 Честертон приводит цитату из стихотворения А. Теннисона «Локсли Холл». 28 Дэвидсон Джон (1857—1909) — шотландский поэт, последователь философии Ницше. Покончил с собой. 29 Основатель утилитаризма Иеремия Бентам (1748—1832) объявил мерой добра и зла удовольствие, или принцип наибольшего счастья для наибольшего числа людей. 30 Бидль — церковный сторож. 31 «Любовь треугольников» — существование такой книги — вымысел Честертона. 32 Франклин Бенджамен (1706—1790) — американский политический деятель, один из авторов Декларации независимости. 33 Дантон Жорж Жан (1759—1794) — деятель французской революции, народный трибун, казненный Робеспьером. 34 Уилкс Джон (1727—1797) — английский политический деятель, обращавшийся, как и Дантон, с пламенными речами к народу. Отстаивал суверенность личности, выступал против войны с объявившей об отделении от Британской империи Америкой. 35 Известный журналист — Г. К. Честертон имеет в виду самого себя. 36 Анатоль Франс — Тибо Анатоль Франсуа (1844—1924) — известный французский писатель, одно время находился под влиянием Э. Ренана. В «Жизни Жанны д " Арк» (1908) изобразил главную героиню как несчастную, подверженную галлюцинациям женщину. 37 Иоанна — транскрипция имени Жанна, в католической традиции Жанна д " Арк называется святой Иоанной. 38 Разделили ризы Его… — Ср.: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон: хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: „разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий“ (Пс. XXI, 19). Так поступили воины» (Ин. XIX, 23—24). 39

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Стихиры воскресные, Иоанна монаха, глас 1 При дверях заключенных к ученикам собравшимся/вошел Ты внезапно, всесильный Иисусе, Боже наш,/и, став посреди них и мир дав,/исполнил их Святого Духа;/и ожидать повелел и никуда не отлучаться из Иерусалима,/доколе не облекутся с высоты силою./Потому мы взываем Тебе:/«Просвещение, и воскресение, и мир наш, слава Тебе!» (2) Анатолия: Чрез восемь дней по воскресении Твоем, Господи,/явился Ты ученикам Твоим/на месте, где они были собраны,/и, возгласив им: «Мир вам!»/неверующему ученику Ты руки показал и пречистое ребро./Он же, уверовав, возглашал Тебе:/«Господь мой и Бог мой, слава Тебе!» (2) Иоанна монаха: Фома, называемый Близнец,/не был с ними, когда Ты, Христе,/вошел при заключенных дверях./Оттого он и не верил сказанному ему,/когда от неверия его в вере утверждали./Но Ты не отказал ему, Благой,/показать пречистое ребро Твое/и на руках и ногах язвы./Он же, осязав и увидев,/Богом исповедал Тебя, но не бесплотным,/и человеком, но не простым, и возглашал:/«Господь мой и Бог мой, слава Тебе!» (2) Когда ученики были в сомнениях,/в день восьмой предстал Спаситель,/ там, где они были собраны,/и, мир дав, Фоме возгласил:/«Подойди, Апостол, прикоснись к рукам,/которые пронзены гвоздями»./О прекрасное неверие Фомы!/Верных сердца он к полноте знания привел,/и со страхом возгласил:/«Господь мой и Бог мой, слава Тебе!» (2) Глас 2: По воскресении Твоем, Господи,/когда были собраны ученики Твои и двери заперты,/Ты стал посреди, мир подавая им./Уверовал же и Фома и, увидев руки и ребра Твои,/исповедал Тебя Господом и Богом,/спасающим надеющихся на Тебя, Человеколюбец. Анатолия: При запертых дверях представ ученикам,/Иисус бесстрашие и мир им даровал,/затем же говорит Фоме:/«Почему ты Мне не веруешь, что Я воскрес из мертвых?/Подай сюда руку твою и вложи в ребра Мои, и посмотри./Впрочем, из-за твоего неверия все познают/страдания и воскресение Мое/ и станут взывать с тобою:/Господь мой и Бог мой, слава Тебе!» Слава, и ныне, глас 6, Иоанна монаха: Когда двери были заперты,/пришел Ты, Христе, к Своим ученикам./Тогда Фомы промыслительно не оказалось с ними./Ибо стал он говорить:/Никак не поверю, если не увижу и я Владыки;/ если не увижу ребра, откуда вышли кровь и вода крещения;/ если не увижу рану, от которой исцелилось/великое поражение человека;/ если не увижу, что не был Он подобен духу,/но плоть имел и кости!»/Смерть поправший и Фому удостоверивший,/Господи, слава Тебе!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

Пролог. Послание к Анатолию. Ты, возлюбленнейший брат Анатолий, недавно писал со Святой Горы мне, находящемуся в Ските, и просил, чтобы я разъяснил тебе символический смысл облачения египетских монахов, полагая, что не случайно и не без основания оно столь сильно отличается от одеяния остальных людей. И мы охотно сообщили тебе [все] относительно этого, [передав] то, что узнали от святых отцов. Куколь есть символ благодати Спасителя и Бога нашего, лелеющей их младенчество во Христе и защищающей владычественное начало [души] монахов [от бесов], всегда старающихся нанести удары и раны [им]. Носящие куколь на голове поют со всей доступной им силой: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» ( Пс 126.1 ). Таковые гласы [псалмопения] внушают смирение и искореняют гордыню, то есть древнее зло, низвергшее на землю Денницу, восходящую заутра ( Ис.14:12 ). Обнаженность рук являет нелицемерность жития. Ибо тщеславие – ужасно; оно скрывает и покрывает тенью добродетели, всегда преследуя славу человеческую и изгоняя веру. «Как вы можете веровать, – говорит [Евангелист], – когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» ( Ин. 5:44 ). Ведь Благо должно быть избрано ради него самого, а не ради чего-либо иного, ибо если не допустить этого, то тогда побуждающее нас к деланию добра предстанет более ценным, чем [добро] совершившееся, – утверждение столь же нелепейшее, как и высказывание (или мысль] о том, что может быть нечто лучше Бога. Опять же аналав, крестообразно переплетающий их плечи, есть символ веры во Христа, поддерживающей кротких, сдерживающей всегда то, что мешает им, и позволяющей им действовать беспрепятственно. Пояс, сжимающий их чресла, отражает всякую нечистоту, о чем и возвещается [Апостолом]: «хорошо человеку не касаться женщины» ( 1Кор. 7:1 ). Они имеют и милоть, поскольку всегда носят «в теле мертвость Господа Иисуса» ( 2Кор. 4:10 ), заставляя умолкнуть все неразумные страсти тела и пресекая сопричастном к добру [все] пороки души. И, возлюбив нищету, они избегают корыстолюбия как матери идолослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Скачать epub pdf I-II века Апостол Акила и его супруга Прискилла Некоторые супружеские пары умеют наилучшим образом прожить свою жизнь. Супруги дополняют друг друга, и их совместные усилия влияют и на окружающих. Апостол Акила и его супруга Прискилла были именно такой парой. В Библии они ни разу не упоминаются по отдельности: в браке и в служении они всегда были вместе.  Имена Акилы и Прискиллы являются латинскими, но мужчина и женщина, носившие их, были иудейского происхождения. Акила был родом из диаспоры северной Анатолии, располагавшейся на берегу Черного моря, в современной Турции; а Прискилла была, вероятно, еврейкой из Рима (ср. Деян.18,2 ). Как бы то ни было, именно из Рима они пришли в Коринф, где апостол Павел и встретил их в начале 50-х гг.; там он присоединился к ним; а поскольку, как рассказывает евангелист Лука, они занимались тем же ремеслом, что и Павел, – то есть изготовлением палаток, он и остановился в их доме (ср. Деян.18,3 ). «Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; и, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, – потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, – пришел к ним и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал: ибо ремеслом их было делание палаток». Коринф, как известно, произвел на Павла удручающее впечатление. Если Афины, где он недавно побывал, представляли собой город-университет, средоточие греческой культуры и образованности, то Коринф, напротив, был рассадником тяжких пороков, разнузданности и центром всевозможных языческих культов. Этот портовый город кишел пьяницами, шарлатанами, нечестными торговцами и обманщиками разного рода. Порядочная добродетельная жизнь многим обитателям города была совершенно незнакома. И, естественно, странствующему миссионеру было очень нелегко сориентироваться и приступить к проповеди евангельских возвышенных идеалов. Находясь в столь мрачной обстановке языческого города, Павел ощущал «немощь, страх, великий трепет» ( 1Кор.2,1–5 ). Трудность предстоящей задачи тревожила его дух. По всей вероятности, в Коринф Павел пришел один, что, несомненно, усиливало беспокойство. Достанет ли сил одному, без помощников приступить к делу Благовестия?..

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Слово в 27-неделю по Пятидесятнице Бяше (Иисус Христос) уча на едином от сонмищ в субботу. ( Лк. 13:10 ). Упоминаемый в нынешнем чтении Евангелия начальник синагоги, терзаемый завистью к Спасителю, что бедная женщина, скорченная недугом, выпрямилась от одного прикосновения руки Его, и стала славить Бога, начал говорить народу: «есть шесть дней, в которые должно делать, в те и приходите лечиться, а не в день субботний!». Как будто бы мгновенное исцеление было делом самой исцеленной, или хождение в синагоги, в которые удаленные от Иерусалимского храма Иудеи стекались по субботам на молитву и для слушания слова Божия, было преступно. Но Сердцеведец, зная, что причиной негодования старейшины синагоги была зависть силе чудотворений Спасителя, обличает мнимого ревнителя закона Божия, говоря: лицемере, кождо вас в субботу не отрешает ли своего вола или осла от яслиий и вед напаяет? Сию же дщерь Авраамлю сущу (по вере и происхождению), юже связа сатана се осмоенадесяте лето, не достояше ли разрешитися ей от юзы сея в день субботный ( Лк. 13:15, 16 )? – Таким образом, сам Господь и Спаситель наш не только словом, но и своим собственным примером научает нас освящать праздничные дни участием в общественном Богослужении, благочестивыми занятиями, и в особенности делами благотворения. He следуя этому спасительному примеру и нарушая святость праздничных дней, вопреки ясной заповеди Божией, мы сами себя подвергаем и естественным, вредным последствиям беззакония, и сверх того привлекаем на себя еще особенные наказания правосудия Божия. Если бы и не было ясного закона Божия касательно посвящения особенных времен для прославления имени Божия и благодарения Ему за Его благодеяния: то к учреждению таких дней должно бы побудить нас внутреннее сознание, что мы все, что имеем, самое бытие и жизнь нашу, имеем по одной милости Божией! Но Бог, при сотрясении Синая, изрек святую заповедь: помни день субботный, еже святити его. Шестъ дней делай и сотвориши в них вся дела твоя: в день же седмый суббота Господу Богу твоему: да не сотвориши всякаго дела в он, ты, и сыт твой, и дщерь твоя, и раб твой, и раба твоя, и вол твой, и осля твое, и всякий скот твой, и пришлец твой, обитаяй у тебе ( Исх. 20:8, 9, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Глава X. Христос с точки зрения иудеев, отказавшихся от закона и вступивших в число последователей Иисуса 875 Иудеи, отвергшие Иисуса, оставили свой закон, но каким образом могли отпасть от закона люди, делающие упрек другим лицам, не желающим внимать закону, и говорящие так: «Скажите вы, не желающие быть под законом, разве вы не слушаете закона 876 ? О волах ли заботится Господь, или во всяком случае о нас? Да, для нас это написано» 877 . Отказавшиеся от закона иудеи, последовавшие за Христом, не сумели еще доныне определить свое отношение к закону: одни соединили с ним нравственный и преобразовательный смысл и потому могли сделаться истинными последователями Иисуса; другие, придавая закону духовное объяснение, в то же время твердо удерживали и полученные от предков предания, некоторые же, не желая ничего знать о духовном истолковании закона и удерживая его буквальный смысл, признают Иисуса Тем, Кем провозвестили Его пророки, и соблюдают Моисеев закон согласно с отеческими преданиями. Истинное же отношение прозелитов из иудейства и эллинизма заключается в том, что они в законе Моисея усматривают двери, ведущие к учению Иисуса, и кто вступает в эти двери, тот допускается к познанию истины и глубины, проникает во внутренний смысл ветхозаветных писаний и обычаев и постигает сокровенные доселе тайны, проявленные чрез голос пророков и явление Спасителя. Христиане высоко ценят достоинство закона, показывая, какая тайная и великая мудрость содержится под покровом простых и обычных слов. И Сам Иисус Христос свидетельствовал: «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, так как Моисей писал о Мне» ( Ин. 5:46 ) 878 . Предположим, что Иисус соблюдал все обычаи иудеев, не исключая и тех, какими сопровождаются у них жертвоприношения, но тогда существовало ли у них какое-нибудь препятствие, чтобы веровать в Него как Сына Божия? Иисус есть Сын того же Бога, Который даровал закон и пророков, а потому не иудеи, а христиане, являвшиеся членами Церкви, не только не нарушили закона, но, отвергая иудейские басни, исследуют таинственный смысл закона и пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010