К понтификату Иоанна II относится утверждение теопасхитской формулы " Один от Троицы пострадал во плоти " . В 519 году она была предложена монахами во главе с Иоанном Максентием, но в 521 году осуждена папой Римским Гормиздом . Имп. Юстиниан I после консультации с Константинопольским патриархом Епифанием в 533 году издал эдикт с подтверждением теопасхитской формулы и осуждением неонесториан ( акимитов ) . Император обратился к Иоанну II с просьбой утвердить формулу. В Рим были посланы участники проходившего в Константинополе диспута с монофизитами Ипатий, еп. Эфесский , и Димитрий, еп. г. Филиппы . Акимиты также обратились в Рим за поддержкой, направив туда монахов Кира и Евлогия. Требование имп. Юстиниана принять формулу, осужденную папой Гормиздом, поставило Иоанна II в сложное положение. Римский диакон Анатолий консультировался по данному вопросу с карфагенским богословом Фульгенцием Феррандом , который подтвердил православный характер теопасхитской формулы, отметив, что, следуя формуле, о Божестве можно говорить как о пострадавшем во плоти. На основании суждения Ферранда Иоанн II одобрил императорский эдикт, о чем известил Юстиниана и римский сенат особыми посланиями (25 марта 534). В послании к сенату он обосновывает свое решение в форме ответов на вопросы, вероятно составленные на основе заключения Ферранда. На вопрос, " можно ли считать Христа по воплощении Одним из Троицы " , Иоанн II ответил положительно, обращаясь к Свящ. Писанию ( Быт 3, 22 ; 1 Кор 8, 6 ), к Никейскому Символу веры и к творениям отцов Церкви блж. Августина , святителей Григория Богослова , Григория Нисского , Прокла Константинопольского . В ответе на вопрос, " можно ли сказать, что Христос Бог пострадал во плоти, но Божество не страдало " , Иоанн II, опираясь на Втор 28, 66 , Ин 14, 6 , Зах 12, 10 , Деян 2, 15 , 1 Кор 2, 8 , а также на Пс 23, 8 и Деян 20, 28 и суждения отцов Церкви святителей Киприана Карфагенского , Григория Богослова , анафематизмы свт. Кирилла, архиеп. Александрийского , и на Томос к Флавиану папы Римского Льва I Великого , поясняет, что страдало все существо Христа Воплотившегося Бога, поэтому нельзя сказать, что страдала только плоть, а Божество было безучастно к страданию.

http://drevo-info.ru/articles/13679893.h...

Как же удавалось избегать открытого конфликта? По-видимому, через совмещение каждой стороной политического реализма, определенной идеологической умеренности, а также некоторого недоразумения. Политический реализм явственно видим у папы Льва. Он сознавал и вполне признавал «имперскую» мощь Константинополя. В одной проповеди , повторяя взгляд Евсевия Кесарийского , он восклицает: «Божественное провидение создало Римскую империю, которая распространилась до столь далеких пределов, что все расы повсюду стали близкими соседями. Ибо для Божественного замысла было особенно полезно, чтобы многие царства были связаны вместе под единым управлением и у всемирной проповеди был быстрый доступ ко всем народам, над которыми царствовала бы власть единого государства» 13 . Феодосию II он пишет, что императорская душа «не только императорская, но и священническая» 14 , а Маркиану желает «кроме императорской короны также священническую пальмовую ветвь» 15 . Поэтому ему было трудно противиться логике 28-го Халкидонского правила, и если он решился ему противостать, то только прибегая к таким аргументам, которые, как он знал, будут понятны на Востоке и которые требовали от него идеологической умеренности. Его аргументация опирается исключительно на букву 6-го Никейского правила: существуют не четыре и не пять, а три «привилегированные» Церкви, не более. «Никейский собор, – писал он Анатолию Константинопольскому, – был облечен Богом столь великой привилегией, что церковные постановления... не соответствующие его решениям, совершенно ложны и лишены авторитета» 16 . Святой Лев, без сомнения, внутренне (in pectore!) верил в свой собственный «петров» авторитет как римского епископа, но он также знал, что ссылка на Никейский собор будет иметь гораздо больший вес на Востоке, и потому предпочитал использовать аргументы, которые могли привести к согласию. Другими словами, ради церковного единства он занял позицию реалистичную, но не вполне последовательную 17 . Столь же решающим было стремление к согласию и в Константинополе. Желание получить одобрение Римской Церкви для принятых восточными соборами вероучительных и дисциплинарных постановлений было искренним не столько из-за «апостоличности» Рима, сколько потому, что «римский» мир должен был оставаться единым. Считавшееся необходимым для выявления христианского универсализма церковное согласие должно было включать в себя и Рим, и Запад. Таким образом, протесты свт. Льва произвели действие. Двадцать восьмое правило не было включено в список канонов, опубликованный сразу после Собора. Оно появляется вновь только в VI веке 18 , когда можно было не обращать внимания на папские протесты, так как в Италии при Юстиниане уже был установлен византийский порядок. Правило это входит даже в латинский список, известный под названием Prisca.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

86 имеется в виду Феодосий Младший, римский император с 401–450, сын императора Аркадия и императрицы Евдоксии. 91 Этот Собор, на котором председательствовал Диоскор Александрийский, получил наименование «разбойничий», т. к. присутствовавшие архиереи под угрозами расправы подписали определение собора. Свт. Флавиан Константинопольский был несправедливо осужден и до смерти побит. 93 Перевод академика Н. Марра в том же Православном Палестинском сборнике, стр. 261–264. Числится как рукопись 999. 94 Святитель Григорий Богослов первый в святоотеческой письменности использовал слово στηλτευτικς в заглавии 1 и 2 слова против императора Юлиана (PG. 35 532–720). Возможно, преподобный Никита подражает ему в этом. Использование сочинений святого Григория в антиармянской полемике приобретает особое значение в виду того, что армяне их признавали. В Словах против армян святой Никита будет постоянно аппелировать к его сочинениям. 105 Ср. Греческий текст Изложения веры и соответствующий русский перевод; «в отношении к которой (Ипостаси) Он различается и от Отца, и от Духа, и Матери, и нас» (Бронзов, с. 128). 115 См.: 2Тим. 2:15 . Святой Никита несколько раз повторит это речение апостола Павла. Оно использовалось и в Апостольских постановлениях, которые часто цитируются в Антиармянских словах. Ср.: «Еще молимся о всякой епископии, право правящей слово истины» PG. 11105A. 120 Все эти недоразумения сгруппированы в статье архиепископа армянского Салантьяна под заглавием «О согласии и мнимом несогласии вероисповеданий церкви армянской и церкви греческой», напеч. в Христ. Чтении на 1869 г. Ч. I, стр. 222–238. 121 «Во время борьбы своей с персидским царем Иездигердом армянские князья отправили в Константинополь посольство с просьбою о помощи против общего врага христиан. Благочестивый император греческий Феодосий Младший изъявил полную готовность оказать им эту помощь; но вскоре за тем последовавшая кончина его помешала ему привести в исполнение свое намерение. А преемнику его Маркиану его советник –Анатолий военачальник, и некто сирианин, по имени Ельфарион, люди сколько низкие, столько же и безбожные, советовали не слушать просьб армянского народа, восставшего всеми своими силами против гнусных намерений язычников. Малодушный Маркиан предпочел сохранить союз с язычниками и удержать мир временный, нежели дать помощь армянам, сражающимся против врага христианской религии». История Егише Вардапета, кн. 3, стр. 117–121.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/j...

е. свт. Льва) учением». В. В. Болтов пишет совершенно обратное: «История отношений к Халкидонскому собору представляет, по-видимому, совершенную неожиданность. Собор, многочисленный, как ни один из предшествующих, согласно принял догматическое определение. Все это дело велось с соблюдением всех законных disederata, какие можно поставить для такого важного дела. Император хотел собора свободного, и его представители на соборе делали все от них зависящее, чтобы благое намерение государя было выполнено… В истории не имеется свидетельств ни об одном соборе, на котором бы дело велось с такою осмотрительностью, где было бы приложено столько забот, чтобы всякое заявление было уважено, чтобы все было построено на крепкой основе свободного, разумного религиозного убеждения. Император был поэтому вправе смотреть с самыми радужными надеждами на следствия собора. “Пусть замолкнут теперь всякие неблагоговейные состязания. Лишь совершенно нечестивый может оставлять за собою право личного мнения по тому вопросу, о котором согласно подали свой голос столько священников, лишь совершенно безумный может среди ясного, белого дня искать искусственно обманчивого света, и кто поднимает какие-нибудь дальнейшие вопросы после того, как истина найдена, тот ищет заблуждения”». 4 Попытка армянских богословов объяснить принятие вероопределений Халкидонского собора исключительно административными притязаниями константинопольских патриархов занять в Церкви место Александрийских патриархов и стать первыми на Востоке, в чем они якобы имели своим союзником архиепископа ветхого Рима выглядит явно неудачной. Данная парадигма носит не только антинаучный характер, но и крайне наивна. Принятое на Халкидонском соборе 28 правило о предоставлении чести архиепископу Нового Рима как епископу царствующего града второго после Римского папы вызвало бурю негодования на Западе у Римских первосвященников. Святитель Лев папа Римский не признал действительности этого канона, прервал общение с архиепископом Анатолием Константинопольским и угрожал ему отлучением.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/j...

Хотя заслуги предстоятелей иногда бывают различны, однако права престолов остаются, хотя завистники при случае могут производить в них некоторое замешательство, однако они не могут уменьшить достоинство (их). Посему, когда твоя любовь уверена, что должно сделать нечто в защиту преимуществ антиохийской церкви, то пусть она постарается изъяснить это собственным посланием, чтобы и мы могли решительно и справедливо отвечать на твое рассуждение. А теперь достаточно будет объявить на все вообще, что если кем-нибудь, вопреки постановлениям никейских канонов, на каком-либо соборе, было что-нибудь или предпринято, или кажется на время вынуждено, это нимало не может причинить предосуждения неизменным определениям… Честолюбие не пропускает случаев к пронырству: и сколько бы раз, по разным причинам, ни составлялось общее собрание священников, трудно, чтобы страсть наглецов не усиливалась домогаться чего-нибудь выше своей меры». Папа прямо подталкивает Антиохийского архиепископа выступить в защиту попранных Константинополем преимуществ его Поместной Церкви. В письме императору Маркиану (ACO 54) папа Лев, в частности, пишет: «… он (Анатолий Константинопольский) не может сделать его (Константинополь) апостольским престолом, и путь он ни в коем случае не надеется, что сможет возвыситься чрез нанесение ран другим. Ибо преимущества Церквей, утвержденные правилами святых отцов и закрепленные определениями Никейского Собора, не могут быть отменены никакими недобросовестными деяниями и нарушены никакими новшествами». И вновь упрек в возвышении над другими – теми, кого Константинополь «подвинул» в диптихе, Александрией и Антиохией. Та же идея с еще большей ясностью развивается в письме папы к свт. Анатолию Константинопольскому (ACO 56): «Итак, после небезукоризненного начала твоего священства, после рукоположения Антиохийского епископа, которое, как ты сам признал, противоречило установлениям канонов; я огорчаюсь, возлюбленный, о том, что ты впал еще и в следующее – попытался нарушить священнейшие определения никейских канонов: как будто возможность сама шла тебе в руки, чтобы Александрийский престол потерял преимущество второй чести, а Антиохийская Церковь лишилась места третьей по достоинству».

http://radonezh.ru/2021/05/14/protoierey...

Изображение иконы Анатолий Константинопольский, свт. #3865 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Анатолий Константинопольский, свт. #3865 Эта страничка относится к разделу   Анатолий Константинопольский, свт. Скачать или распечатать изображение 3865.jpg 810x1200, 0.97 MPix, 95 Kb. 6.9x10.2cm @ 300DPI (10.3x15.2cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 3 (203) , (4) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Грачаница. Ок. 1318.] Свт. Анатолий. Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Анатолий Константинопольский, свт. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-3865

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНАТОЛИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Анатолий Константинопольский. Фрагмент иконы Софии Премудрости Божией, кон. XIX-haч. XX в. (ЦАК МДА). Свт. Анатолий Константинопольский. Фрагмент греческой иконы XX-XXI в. Редакция текста от: 20.07.2010 03:28:48 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/15511.html

Архив Пн Отошел ко Господу клирик Ардатовской епархии протоиерей Анатолий Елеськин 17 марта 2024 г. 14:42 14 марта 2024 года, на 51-м году жизни, отошел ко Господу один из старейших по хиротонии клириков Ардатовской епархии  (Мордовская митрополия) протоиерей Анатолий Елеськин. Анатолий Николаевич Елеськин родился 29 марта 1973 г. 14 августа 1994 г. был рукоположен в сан диакона, 22 августа 1994 г. — в сан пресвитера. Стоял у истоков возрождающейся Саранской епархии , был настоятелем многих новообразованных приходов на территории Республики Мордовия. Ардатовской епархия /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г. Поделитесь с друзьями

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @3416@ Подпись к иллюстрации: Свт. Анатолий Константинопольский. Фрагмент иконы Софии Премудрости Божией, кон. XIX-haч. XX в. (ЦАК МДА). Размер файла: 80.16 Кб Кто разместил: Харин, Илья Николаевич Дата размещения 16.07.2010 00:57:36 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/3416.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Константинопольская Православная Церковь КУРСИ место на вост. побережье Тивериадского оз. (Израиль), где Иисус Христос совершил чудо исцеления бесноватого, жившего в пещерах ЛАОДИКИЯ античный и визант. город в области Фригия (или Кария; юго-запад М. Азии); ныне городище в 10 км к северу от совр. г. Денизли (Турция); древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви ЛЕВ (XI в.), митр. Халкидонский (до 21 марта 1082 - нач. 1086, кон. 1094/нач. 1095-?), богослов, противник имп. Алексея I Комнина ЛИДИЯ древняя страна в М. Азии, историческая область и провинция Римской и Византийской империй, один из древнейших центров распространения христианства, митрополия К-польской Православной Церкви (КПЦ) ЛИКАОНИЯ историческая область и позднерим. провинция в Центр. Анатолии; древняя митрополия К-польской Православной Церкви с центром в Иконии ЛИКИЯ древняя историческая область и рим. провинция в Южной Анатолии (ныне Турция); древняя митрополия К-польской Православной Церкви МАНАСТИР мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Манастир в окрестностях г. Прилепа (Республика Македония) МАРК II (Ксилокаравис), патриарх К-польский (осень 1465 или нач. 1466 - 15 янв. 1467), архиеп. Охридский (с 1467) МАРК ЕВГЕНИК (вероятные годы жизни 1394-1445), митр. Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, визант. богослов, полемист и гимнограф, свт. (пам. 19 янв.) МАТФЕЙ (Семашко Константин Иосифович; 1894 -1985), архиеп. Аспендский, викарий Фиатирской архиепископии, глава Польской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриархата МЕЛЕТИЙ IV (Метаксакис; 1871 - 1935), предстоятель Элладской Православной Церкви (ЭПЦ; 28 февр. 1918 - 16 нояб. 1920), К-польской Православной Церкви (КПЦ, 25 нояб. 1921 - 20 сент. 1923), Александрийской Православной Церкви (АПЦ, 20 мая 1926 - 28 июля 1935)

http://pravenc.ru/rubrics/121496_11.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010