238 Для сравнения приводим современное расписание блюд семинарского стола в великий пост. Дни Завтрак Понедельник Кофе с халвой и пироги с яблоками Борщ с маслинами и грибами, каша гречневая, компот Винегрет Вторник Икра кетовая с хлебом Капустняк с маслинами, рыба жареная с картофелем и огурцами, пончики с повидлом Вареники с картофелем.   Кофе с халвой и пироги с яблоками Борщ с маслинами и грибами, каша пшенная, кисель клюквенный Фаршированная щука с хреном и уксусом Четверг Лососина и варе картофель с маслом Суп перловый с грибами, рыбные котлеты с грибным соусом, саго с красным вином Холодный борщ с бычками и пироги с чечевицей Пятница Кофе с халвой и пироги с яблоками Борщ с маслинами и грибами, каша гречневая, вишневый кисель Картофель жареная с огурцами Суббота Пироги с горохом Капустняк с маслинами, рыба жареная с картофелем и капустой, компот из сухих фруктов Уха из бычков с фрикадельками и пироги с рисом Воскресенье Суши вермишелевый с грибами, рыба жареная с огурцами, александрийский пирог с повидлом Вареники с капустой 309 Журналы педагогич. собр. правл. сем.за 1874 – 75 уч. г. 1 и дела правл. сем. за тот же год 11. 411 Журн. правл. сем.за 1883–4 уч. г. 12 и 16. В должности инспектора одесской семинарии за время ее существования состояли следующие лица: Иером. Пантелеймон Помигуев (183: 8–1841), иером. Ионасаф Гапонов (1841– 1843), иером. Вениамин Суворов (184: 3–1846), иером. Геннадий Левитский (184: 6–1858), иером. Вениамин Быковский (185: 8–1864), свящ. Николай Неводчиков (186: 5–1868), свящ. Алексей Соловьев (1869–1887), Василий Анисимов (1884–1905), Яков Чредин (1905–1906), и Конст. Спасский (1906). 422 Приводим в хронологическом порядке список ректоров одесской дух.сем. за 75-летие ее существования. Архим. Порфирий Успенский (1838–1840), архим. Афанасий Соколов (1841), архим. Никодим Казанцев (1841–1845), архим. Израиль Лукин (1815–1848), архим. Парфений Попов (1848–1852), архим. Серафим Аретинский (1852–1858), архим. Феофилакт Праведников (1858–1864), прот. Мартирий Чемена (1868–1901), прот. Василий Флоровский (1901–1903), архим. Анатолий Каменский (1903–1906) и прот. Константин Бречкевич (1906).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 сентября/6 октября 1902 г. В 7 часов утра владыка со спутниками уехал из Вилкесона в город Такому, откуда в 15 ч. Тихон (Беллавин) и Илия (Ярош) отбыли в Миннеаполис на поезде компании «Northern Pacific Railway Со». 26 сентября/9 октября 1902 г. В 14 часов епископа и иеродиакона на вокзале Миннеаполиса встречали архим. Анатолий (Каменский) и церковный староста Павел Маслей. В Покровском храме высокого гостя приветствовал настоятель Константин Попов . «Совершив краткое молебствие, Его Преосвященство отечески преподал молившимся святительское благословение, утвердив в памяти присутствовавших своим назидательным словом значение этого дня. “Прошлый год, – приблизительно так говорил Владыка, – встречала меня в этот день далеко отсюда, в Аляске, Ситхинская православная миссионерская школа. Ныне, в этот же день Всеблагим Промыслом приведен я к вам, к вашей школьной миссионерской дружине. Хотелось бы видеть в этом не случайное совпадение: не указывается ли сим мне благовременность и необходимость напомнить воспитанникам и здешней миссионерской школы, как будущим – Господу споспешествующу – миссионерам, те начала, коими руководился и других руководил ныне прославляемый великий миссионер и Богослов, св. Евангелист Иоанн: начала эти – ИСТИНА И ЛЮБОВЬ. Познав истину в лице Христа, св. Иоанн и проповедывал о том, что видел и слышал и осязал своими руками, и не было для него радости большей как знать, что и чадца его, ученики, ходят в истине. Своих последователей он настойчиво убеждал содержать истину и удаляться антихристов-лжеучителей. И вы, питомцы нашей школы, обретши истину и познав ее в Православной церкви, ходите непрестанно в ней и других вводите в путь её: проповедуйте истину наипаче неведущим её, защищайте от лжеучителей, нападающих и порицающих Православие как по неведению, иногда, так и по злобе, часто. Берегитесь и в собственной жизни поклонения идолам, так как, к несчастию, в проявлениях нашего быта остается еще много языческого, идольского... Другое начало, коим руководился св. Иоанн Богослов, – Любовь . «Дети, любите друг друга», – его постоянный завет и наука. Вспомните каждому из вас известный случай о юноше разбойнике, побежденном и обращенном на путь правый высочайшею любовью св. Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

334 До 1918 г. чрезвычайные крестные ходы проходили с разрешения епархиального руководства по особо важным случаям церковной жизни. Крестный ход от 28 января (10 февраля) 1918 г. был направлен против происходящих гонений в отношении Церкви. На 67-м заседании Собора 22 января (4 февраля) 1918 г. протопресвитер Н. А. Любимов сообщил о решении провести 28 января (10 февраля) в Москве, на Красной площади, крестный ход и совершить молебен по поводу происходивших гонений. 335 Речь идет о событиях Первой мировой войны. Сведения о людских потерях российских вооруженных сил, согласно разным источникам, носят противоречивый характер. По подсчетам наиболее авторитетного специалиста в этом вопросе Б. Ц. Урланиса, безвозвратные боевые потери русской армии составили в 1914–1918 гг. 1 890 369 человек (см.: Урланис Б.Ц. Войны и народонаселение Европы. М» 1950). 337 В сопроводительном письме епископу Томскому и Алтайскому Анатолию (Каменскому) секретарь Собора В. П. Шеин писал 14 (27) февраля 1918 г.: «...согласно распоряжению Его Святейшества Тихона, Патриарха Московского и всея России, имею честь препроводить к Вашему Преосвященству для зависящих распоряжений письмо Его Святейшества на имя священника церкви села Усть-Каменного Истока Бийского уезда Томской епархии Николая Троицкого , последовавшее в ответ на прилагаемое при сем в списке письмо названного священника к Святейшему Патриарху» (ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 570. Л. 13). 342 На 95-м заседании Собора от 28 февраля 1918 г. секретарь Собора огласил «поступившие на имя Святейшего Патриарха сообщения о состоявшихся крестных ходах и о готовности стать на защиту Веры Православной: а) от епископа Сарапульского Алексия; б) от Усть-Сысольского союза духовенства и мирян; в) от приходских советов церквей с. Спасского-Телешова и с. Подсолнечного Клинского уезда Московской епархии; г) от общего собрания прихожан церкви Св. Иоанна Богослова в г. Коломне; д) от приходской общины московской Иоаннобогословской, под Вязом, церкви; е) от Братства приходских советов Петрограда и Петроградской епархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

433 женский монастырь на Театральной площади в Москве. В настоящее время на месте разрушенного Страстного монастыря стоит памятник А. С. Пушкину. – Примечание. 434 памятник русской гражданской архитектуры, стоявший с 1695 по 1934 гг. в Москве на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира). – Примечание. 436 28 октября 1917 г. был опубликован декрет о печати, который запрещал «контрреволюционные» издания. До начала ноября в России газеты практически не выходили. – Примечание. 437 33-е заседании Собора 31 октября (13 ноября). Председатель: митрополит Московский Тихон. Повестка дня: избрание трех кандидатов на Патриарший Престол. Перед началом заседания был совершен молебен при общем пении членов Собора (См.: Деяния... Т. 3. С. 52–56). – Примечание. 438 1 (14) ноября на Совещании епископов «Слушали: Заявление членов Собора И. Галахова и преподавателя И. В. Фигуровского, явившихся депутатами от клириков и мирян, о необходимости принять какие-либо меры для прекращения братоубийственной брани, совершающейся в текущие дни около священного Кремля и на улицах города. Постановили: Предоставить Преосвященным Митрополиту Тифлисскому Платону [Рождественскому], Архиепископу Таврическому Димитрию [Абашидзе] и Епископу Камчатскому Нестору [Анисимову], изъявившим на это готовность, отправиться в лагерь враждующих сторон для возможного умиротворения и скорейшего прекращения действий, пригласив с собою из состава Собора двух клириков и двух мирян» (Документы Совещания Епископов... С. 56–57). – Примечание. 440 На Совещании епископов «Слушали: Заявление 30-ти членов Собора с первым подписавшимся прот[оиереем] Э. Бекаревичем, о желательности скорейшего избрания патриарха Всероссийского из трех указанных Собором кандидатов и проект организации Высшего Управления Русской Церкви, внесенный Преосвященным Анатолием [Каменским], Архиепископом Томским. Постановили (большинством 22-х голосов против 18-ти): назначить на ближайшее воскресенье (5 ноября) днем избрания первоиерарха Русской Церкви, наименовав его Архиепископом (Так в тексте) Московским и всея России Патриархом, а архипастырю Москвы и Московской епархии присвоив титул Митрополита Крутицкого и Коломенского, одновременно с сим поручить Преосвященным Анастасию [Грибановскому], Гермогену [Долганеву], Пахомию [Кедрову] и Андронику [Никольскому] выработать соответствующий для сего церемониал, а соборному Отделу о Высшем Церковном Управлении – продолжать выработку конституции патриаршего участия в управлении Русской Церковью (ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 192. Л. 21–21 об. Опубл.: Документы Совещания Епископов... С. 56; имеются расхождения в тексте источника и публикации). – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

6. Утвердить Преосвященного епископа Каменского и Алапаевского Сергия в должности настоятеля (священноархимандрита) Преображенского мужского монастыря города Каменск-Уральский Свердловской области. 7. Наместников прочих мужских монастырей Белгородской, Брянской, Тираспольской, Рыбинской, Искитимской и Каменской епархий утвердить в должности настоятелей (игуменов).   ЖУРНАЛ 80 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных о назначении на должность, освобождении от должности игуменов (настоятелей и наместников) и игумений (настоятельниц) монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора освободить игумена Иоанна (Хайдина) от должности наместника (игумена) мужского монастыря Крестовая Пустынь поселка Солохаул города Сочи и назначить на эту должность иеромонаха Льва (Грызуна). 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона освободить архимандрита Алексия (Кострикова) от должности наместника (игумена) Успенского мужского монастыря города Красноярска и назначить на эту должность иеромонаха Иннокентия (Нилова). 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла назначить архимандрита Пимена (Адарченко) на должность наместника (игумена) мужского монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев города Екатеринбурга. 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа назначить монахиню Анатолию (Баршай) на должность настоятельницы (игумении) Никольского женского монастыря города Приволжска Ивановской области. 5. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила освободить иеромонаха Макария (Жучкова) от должности наместника (игумена) Муромского Успенского мужского монастыря деревни Гакугса Республики Карелия и назначить на эту должность иеромонаха Илию (Горбачева).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2367551...

788 Членами IV Государственной Думы являлись 50 священнослужителей, включая двух архиереев – епископов Красноярского Никона (Бессонова) и Томского Анатолия (Каменского) (см. приложение к документу 649). 789 В обширной Томской епархии всего было 53 благочиния (Сибирская жизнь. Томск, 1917. 112. С. 4). 790 Возможна неоднозначная расстановка знаков препинания: выделенные запятую и точку можно поменять местами. 794 На почтовом бланке напечатано, что телеграмма отправлена из Элисты. В тот период Элиста была центром Манычского улуса Черноярского уезда Астраханской губернии, в 1918г. стала центром Элистинского уезда, а с 1930 г. столицей Калмыкии. 795 «Доверие» было высказано в телеграмме обер-прокурора, посланной в ответ на приветственное послание архиепископа Таврического Димитрия (князя Абашидзе), городского духовенства, корпорации духовно-учебных заведений, служащих консистории и других церковных организаций Симферополя (документ 288). 797 В источнике слово «пасомых» стоит между «проведение в жизнь» и «уяснение новых». Редактирование наше. – М.Б. 798 Соловецкий Преображенский монастырь с приписными к нему скитами и пустынями являлся ставропигиальным, то есть относящимся к ведению непосредственно Св. синода (см.: Всеподданнейший отчет обер-прокурора... за 1914 г. Пг., 1916. С. 117; Булгаков С.В. Указ. соч. Т. 2. С.1420:1422). 800 На почтовом бланке напечатано, что телеграмма отправлена из г. Новороссийска (Черноморской губ.). 804 На почтовом штемпеле телеграммы напечатано, что телеграмма отправлена из Соболево-Воробьево Смоленской губернии. Однако в Смоленской епархии была лишь одна Смоленская семинария (см., например: Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. синода по ведомству Православного исповедания за 1914 г. Пг., 1916. Приложения 2327 С. 6177). По всей видимости, название «Соболевская» использовалось в народном обиходе. 805 Попов Александр Николаевич (1840?) – земский деятель, землевладелец, уроженец Череповецкого уезда Новгородской губернии. Около 1885 г. переселился в Краснинский уезд Смоленской губернии, откуда был избран депутатом в I Государственную думу. Состоял во фракции кадетов (см. подробнее: Первая Государственная Дума. Алфавитный список и подробные биографии и характеристики членов Государственной Думы. М., б/и. 1906. С. XII, 6162; Государственная Дума первого призыва. Портреты, краткие биографии и характеристики депутатов. М., Изд. Воз рождение. 1906. С. 75).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 марта 1914 г. запросы октябристов обсуждались на заседании Гос. думы в Таврическом дворце. С речью в защиту имяславцев выступил депутат Е. П. Ковалевский: «Несмотря на мое полное нежелание касаться религиозно-догматических заблуждений афонцев и их отношения к церкви, я считаю нравственным долгом заявить, что те из афонских изгнанников с которыми мне пришлось лично беседовать и видеться, производят впечатление людей искренних, глубоко верующих и нравственно чистых. Церковь могла их осудить с своей точки зрения, но мы и общество можем поддержать их с точки зрения обыденных нравственных требований» (Запрос об афонских монахах//Петербургский листок. 1914. 65, 8 марта). Тема правового положения имяславцев возникла также в сер. марта 1914 г. во время заседания Бюджетной комиссии Думы, обсуждавшей смету Святейшего Синода в присутствии синодального обер-прокурора Саблера. 28 апр. 1914 г. Дума вернулась к обсуждению вопроса об изгнанных с Афона иноках-имяславцах на заседании, посвященном смете Святейшего Синода. На этот раз первым об имяславцах заговорил представитель «официального православия» еп. Елисаветградский, вик. Херсонской епархии Анатолий (Каменский) , один из 48 депутатов IV Гос. думы в священном сане. В своей речи он поставил имяславцев в один ряд с «трезвенниками» и др. сектантами, упомянув и об особой роли Булатовича в афонском деле (Речь епископа Анатолия по смете Св. Синода//Колокол. 1914. 2399, 1 мая). Обер-прокурор Саблер в своей речи также коснулся дела афонских иноков: «Это дело будет предметом особого обсуждения... Это дело возникло вследствие недоразумения. Дело это сложилось прискорбно, но теперь я могу сказать, что оно вступило на тот благоразумный и желательный путь, который приведет к умиротворению» (Государственная Дума: Заседание 28 апр.//Газета-Копейка. 1914. 2077, 29 апр.). Известный историк, культуролог и политический деятель, лидер фракции народной свободы депутат П. Н. Милюков в своей речи обрушился на то понимание церковной жизни, к-рое было отражено в отчете обер-прокурора.

http://pravenc.ru/text/389527.html

903 То есть патриархам Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому. До Февральской революции патриархи многолетствовались без их поименования (Там же. Л. 38). 907 Полностью этот пункт многолетствования звучал так: «Благоверным, правительствующему синклиту, военачальником, градоначальником, христолюбивому воинству и всем православным христианам, право содержащим спасительную веру и повинующимся Христовой Церкви, подаждь, Госпо ди, мир, тишину, благоденствие, изобилие плодов земных и многая лета, трижды» (Там же. Л. 3839). 908 Публикуемое постановление Совещания епископов было зачитано на заседании Священного (Поместного) собора РПЦ 27 февраля (12 марта) 1918 г. Постановлением Собора данный документ был принят «к сведению» (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 290. Л. 2325об.). 909 Подписи иерархов подлинные, сделаны чернилами. Внизу подписей надпись, сделанная рукой Серафима: «Копия с подлинным верна. Епископ Серафим». 910 Краткая информация о газете, содержащаяся в ее колонтитулах: «Сибирский свет. Первая вечерняя ежедневная общественная, литературно-политическая газета. Томск. Редактор В.В. Невский. Издатель – P.M. Копылов». 911 Незадолго до Февральской революции, 21 января 1917 г., в еженедельном журнале «Московские церковные ведомости» (М., 1917. 34. С. 3335) было напечатано «Архипастырское послание» к пастве митрополита Московского и Коломенского Макария (Парвицкого-Невского). С незначительными сокращениями оно было помещено 30 января в светской ежедневной газете «Сибирский свет» (Томск, 1917. 25. С. 2). В разгар революционных событий в Петрограде, 1 марта 1917 г., на страницах «Сибирского света» названное послание митрополита Макария (с 1891 по 1912 гг. епископа, архиепископа Томского) было помещено целиком. Появление его в революционные дни можно расценить как обращение к жителям Томской губернии не самого митрополита Макария, а группы мирян – членов редколлегии правой газеты. Но обращение мирян было облечено в форму ранее опубликованной проповеди авторитетного иерарха РПЦ. Утверждать это позволяет тот факт, что проповеди самого митрополита Макария в период февраля-марта 1917 г. были аполитичного, религиозно-нравственного содержания и посвящены, например, читанным в те дни на богослужениях отрывкам Евангелия (Московские церковные ведомости. М., 1917. 1112. С. 9294; 78. С. 5153, 5357). Местный архиерей епископ Томский и Алтайский Анатолий (Каменский) также занимал достаточно аполитичную позицию, не выражая публично своего мнения и каких-либо эмоций о совершившейся революции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Urhamiй Capъckiй». Подобную иконографию имеют 2 подписные иконы: 1778 г. московского иконописца Лазаря Климова Ершова «со товарищи» (из кафедрального Троицкого собора Архангельска, АМИИ) и 1779 г. вологодских иконописцев Димитрия и Ивана Сумароковых из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе (ВГИАХМЗ). И. изображен в молении, вполоборота влево, рядом с прп. Иоасафом Каменским, напротив - преподобные Иосиф Заоникиевский и Герасим Вологодский. И. показан средовеком с волнистыми волосами, открывающими высокий лоб, с едва заметной проседью, с длинной, раздвоенной на конце бородой, в монашеских одеждах - желтой рясе, мантии красноватого цвета, зеленом парамане, с куколем на плечах; надпись на фоне: «Пр Irhamu Сарски». К этим произведениям близка небольшая икона нач. XIX в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (ВГИАХМЗ), где И. (с окладистой бородой и с разведенными в молитве руками) тоже помещен рядом с прп. Иоасафом. Изображение И. в академической стилистике присутствует в группе подвижников XVI в. в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В составе Собора русских святых преподобный в куколе с надписанием: «п Irhamiu Boлorдckiu» - 4-й справа во 2-м ряду левой группы преподобных на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). В иконописи XX в. поясной образ И. в молении перед Толгской иконой Божией Матери (во 2-м ряду слева) включен в композицию «Собор Ярославских святых», созданную мон. Иулианией (Соколовой) в Загорске (ныне Сергиев Посад) в 1962-1973 гг. (не сохр.? Фотография из альбома игум. Марка (Лозинского) - Алдошина . 2001. С. 228). Святой изображен с «шапкой» волос и округлой бородой средней величины, на нимбе надпись: «св. преп. urhamiй лoмckiй». В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией под рук.

http://pravenc.ru/text/293411.html

Андрей 12 апреля 2013, 19:18 Спаси Господи, и. Нектария и Елену за труд, который они свершили! Дочитываю книжку (купил в магазине Сретенского монастыря), но уже понятно - книга уникальная. Нужно купить несколько экземпляров и дарить моим друзьям, не очень жалующим РПЦ, но считающих себя верующими - сейчас таких немало... Возможно,авторам имеет смысл выложить ее где-то открыто, желательно, на не церковном ресурсе, чтобы все, кто ИСТИННО хочет разобраться в вопросах веры и отношения церкви и общества мог это сделать. Благое дело свершили, спасибо вас Господи! Владимир 11 апреля 2013, 23:03 " ...Дискуссия между светской интеллегенцией и представителями Церкви поводилась в начале 20 века. Прошло более двадцати заседаний, в которых принимали участие многие известные представители с обеих сторон. З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, князь С.М.Волконский и другие, с одной стороны, епископ Ямбургский Сергий (Страгородский), архимандрит Анатолий (Каменский), духовник Царской Семьи И.Л. Янышев и некоторые другие со стороны Церкви... Из содержания диалога на собраниях ... следовало, что интеллигенция не столько была " мучима " религиозными сомнениями, сколько обеспокоена поиском идеала, находящегося за пределами Церкви Христовой... Через год после начала собраний становилось...ясно: двуязыкость участников диалога в корне непреодолима. Антиправославность " передовой интеллигенции " ...была обнажена во всей своей неприглядной наготе. " А. Н. Боханов Елена.Украина 11 апреля 2013, 20:18 Книгу пока не читала,жду в электронном формате. Спаси Господь о.Нектария и Елену Балаян за труд. Елене искренне желаю найти для себя ответы на все вопросы,войти навсегда в церковную ограду и быть послушной " овцой " Пастырю Доброму,который хранит свои " овцы " и ведет их ко спасению. Очень хорошо знать все о Церкви,но еще лучше жить ее жизнью. Ведь как сказал один монах: " Христианство - это не сумма познаний,а образ жизни " . Ирина 11 апреля 2013, 13:52 А можно будет прочесть вашу книгу на этом портале?Если-можно,то когда?

http://pravoslavie.ru/60763.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010