Учился также у Александра Николаевича Болдырева, одного из крупнейших иранистов, сотрудничал с Владимиром Ароновичем Лифшицем, скончавшимся год назад – человеком, который изучал, по преимуществу, среднеиранские письменные памятники и языки. Работал также совместно с Александром Леоновичем Грюнбергом – в области памирских языков. Такой широты знания, какая была у Ивана Михайловича, в данный момент я не могу назвать ни у кого из иранистов. По крайней мере, в Петербурге. У нас была мощная школа иранистики, к которой и принадлежал Михаил Иванович, и она на глазах исчезла. В этом ужас. Есть талантливые и молодые ученые, но, как правило, они специализируются в какой-то одной узкой области. Но так, чтобы и переводить «Авесту» на русский язык, и составить «Этимологический словарь ваханского языка» (это один из языков Памира), и осуществить издание ваханских текстов с комментариями, и написать книгу, которую он защищал как докторскую диссертацию – «Культурные растения в памирских языках» – таких нет! Эта книга охватывала сельскохозяйственную лексику почти всех языков Памира. Специализировался Иван Михайлович на ваханском, но знал и другие языки Памира, и общение с А. Л. Грюнбергом давало ему знание о многих редчайших языках Афганистана – они могли, например, обсуждать какой-то язык, который и существует только в одной долине этой страны! То есть у него была и широта практического знания языков, и научная фундаментальность. Последняя его экспедиция, насколько я знаю, была вместе с академиком Анатолием Пантелеевичем Деревянко – они обследовали южный берег Каспия. Иван Михайлович ездил туда скорее как этнограф и переводчик. Он участвовал в экспедициях в труднейших условиях. Кроме того, он был артистичным. Снимок, где он сидит верхом, на фоне гор, выглядит очень боевито и спортивно, как раз демонстрирует заложенный в нем артистизм. Иван Михайлович Стеблин-Каменский В общении он был простым и интересовался исключительно широко научными проблемами и окружающей нас жизнью. В том числе для его характеристики надо упомянуть, что он был глубоко верующим человеком. И не лишним будет сказать, что его дядя – священник, замученный в лагерях, был канонизирован в девяностые годы.

http://pravmir.ru/steblin-kamenskiy/

Памяти предков будем достойны! Краеведы из Беларуси, члены патриотического проекта «Памяти предков будем достойны» братья Алексей и Андрей Буховецкие вручили Белорусские грамоты за патриотическую деятельность, посвящённые войне 1812 года, Главе Сиверского городского поселения Дмитрию Румянцеву, Анатолию Комару, руководителю проекта «Памяти предков будем достойны», Петру Бабенко, О.А. Бабенко и главному редактору «Уездных вестей» Алене Рыбаковой, которая много лет освещает работу фестиваля в средствах массовой информации, главе администрации Московского района СПб А.И. Соловьеву, архитектору А.А. Морозовой и С. М. Мельнику, главному хранителю фондов Каменского комплекса мемориальных музеев (г. Каменка, Приднестровье). Митинг завершился возложением корзины цветов к памятнику «Победам П.Х. Витгенштейна». Самое ожидаемое мероприятие – масштабное действо, из года в год покоряющее зрителей своим размахом и казачьим колоритом – военно-историческая реконструкция эпизодов Клястицкого сражения на «Лялином лугу» – было красочным и эффектным. Перед началом с приветственными словами обратились к зрителям глава администрации Сиверского городского поселения Д.С. Румянцев, депутаты Законодательного собрания Ленинградской области Л.А. Тептина и О.В. Белов. По традиции прочитал молитву «Отче наш» руководитель патриотического проекта «Памяти предков будем достойны» П.В. Бабенко. «И гнянул бой…» Оружие, костюмы, боевые приёмы, грохот от ударов тяжёлой артиллерии и мелкокалиберных пушек – всё вместе создавали атмосферу сражения. Реконструкция боя под Клястицами, где русский корпус под началом П.Х. Витгенштейна одержал первую победу над корпусом наполеоновского маршала Удино, значительно превосходящим по численности, противостоящие ему русские войска, была представлена членами военно-исторических клубов: «Эскадрон» (рук. С. А. Дороховский), «Морской Гвардейский Экипаж» (рук. А. И. Жданов), «ФОРТ КРАСНАЯ ГОРКА» (зам. рук. В.А. Степанов), «Первый легион Имперской жандармерии» (рук. О. Ю. Саар), «19-й драгунский полк Великой армии» (рук. С. Чернов), Творческое военно-историческое объединение «МАРС», историко-культурный центр «Застава» (рук. Д.И. Шишкин).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/26/pa...

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Елисаветграде. 1812 г. Фотография. Нач. XX в. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Елисаветграде. 1812 г. Фотография. Нач. XX в. 6 авг. 1883 г. еп. Неофит был перемещен на Туркестанскую кафедру, 22 янв. следующего года Елисаветградское вик-ство возглавил еп. Мемнон (Вишневский). Архиерей совершал частые поездки по Херсонской епархии, служил в сельских приходах. В 1891 г. еп. Мемнон был переведен на Новомиргородское викариатство Херсонской епархии, Елисаветградским епископом стал Акакий (Заклинский). В течение 7 лет Елисаветградское вик-ство возглавлял еп. Тихон (Морошкин; 1895-1903). Ок. месяца в 1905 г. епископом Елисаветградским был духовный писатель Алексий (Дородницын) . 27 авг. 1905 г. он оставил кафедру в связи с переводом на должность ректора Казанской ДА. На вик-ство был назначен бывш. руководитель правосл. миссии в Корее тяжелобольной Хрисанф (Щетковский) , который скончался в Одессе 22 окт. 1906 г. Священнослужители Херсонской епархии не приняли участия в революционных событиях 1905-1907 гг., но среди них в эти годы широко распространились идеи «обновления» Церкви, что отразилось на страницах «Херсонских епархиальных ведомостей» . 10 дек. 1906 г. Елисаветградское вик-ство возглавил Анатолий (Каменский) . Епископ активно участвовал в монархическом движении, вошел в руководящие органы всех монархических организаций в Елисаветграде и Одессе, был избран депутатом Гос. думы 4-го созыва от Херсонской губ. При нем в Елисаветградском и Александрийском уездах начали создаваться приходские общества трезвости, в 1911 г. они действовали в Ольшанке, Ровном, Мартоноше, Панчеве Елисаветградского у., Новогеоргиевске, Знаменке, Аджамке Александрийского у. 30 авг. 1914 г. владыку Анатолия на кафедре сменил еп. сщмч. Прокопий (Титов) . После Февральской революции 1917 г. большинство клириков Елисаветградского у. приветствовали новую власть. Еп. Прокопий на собрании духовенства Одессы 9 апр. 1917 г. отметил: «Духовенство признает новый строй и повинуется властям» (Биржевые ведомости. Пг., 1917. 82. С. 5). Весной-летом 1917 г. прошли епархиальные съезды духовенства и мирян в Одессе, на которых были высказаны призыв к широкому участию мирян и низшего духовенства в церковной жизни через систему приходских и епархиальных советов, требование выборности духовенства (включая епископов). Также обсуждался вопрос о возможности использования укр. языка в богослужении. Съезды утвердили выборность духовенства. В отношении укр. языка первоначально было принято решение, что он непригоден для богослужения, но 2-й съезд Херсонско-Одесской епархии, состоявшийся летом 1917 г., признал возможным использование укр. языка в церковной жизни и духовном образовании. 26 янв. (8 февр.) 1918 г. епископом Елисаветградским был назначен Алексий (Баженов) , официально занимавший кафедру до 26 июня 1921 г. Из-за отсутствия в епархии Херсонского архиеп. Платона (Рождественского) еп. Алексий вел общеепархиальные дела. 1920-1941 гг.

http://pravenc.ru/text/1841109.html

Альбицкий Александр Геннадиевич (1869 – после 1918) – священник. Депутат IV Гос. Думы от Нижегородской губ., нац. В 1892 г. окончил Нижегородскую духовную семинарию и рукоположен во иерея. Перед избранием в Думу служил в Вознесенском соборе г. Семенова. Состоял членом-делопроизводителем Семеновского уездного отделения епархиального училищного совета, благочинным 1-го округа Семеновского уезда, миссионером, председателем уездного комитета попечительства о народной трезвости, председателем Нижегородского братства Св. Креста, законоучителем церковноприходских школ. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг.– 346, 349, 351, 352, 355 Амосенок Василий Григорьевич (1864–?) – крестьянин-хлебопашец. Депутат III Гос. Думы от Витебской губ., умер.-прав., нац. Получил домашнее образование. Смотритель общественных хлебных магазинов. Был сельским старостой, волостным писарем. Неоднократно получал благодарности от начальства губернии. – 102, 103 Анатолий, епископ Елисаветградский см. Анатолий (Каменский), архиепископ Анатолий (Каменский Алексей Васильевич) (03.10.1863–20.09.1925) – архиепископ Омский. Депутат IV Гос. Думы от Одессы, прав., председатель библиотечной комиссии. В 1888 г. окончил Самарскую духовную семинарию и 06.08.1888 рукоположен во иерея к церкви с. Хилкова Самарской епархии. В 1895 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия, пострижен в мантию и назначен настоятелем Ситхинского собора Михаила Архангела, смотритель миссионерской школы и благочинный Ситхинского округа. В 1897 г. возведен в сан архимандрита. В 1898 г. – причислен к архиерейскому дому в Сан-Франциско. С 1899 г. – заведующий Миннеапольской миссионерской школой. В 1903 г. уволен от службы в Алеутской епархии и назначен ректором Одесской духовной семинарии. С 10.12.1906 – епископ Елисаветградский, викарий Херсонской епархии. С 23.01.1914 – епископ Томский и Алтайский. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. В начале 1920-х гг. в течение двух лет находился в одиночном заключении, затем был выслан в Москву. В 1923–1924 гг. – архиепископ Иркутский. С октября 1924 г. – архиепископ Омский. Скончался в Омске в алтаре во время всенощного бдения. – 307, 308, 345, 352, 355

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Н. Мясникову.   Сушко А. В. Духовные семинарии в России (до 1917 г.)//Вопросы истории. 1996. 11–12. С. 107–114; Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. М., 1999; Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 гг.). СПб., 2002; он же. Церковь в империи. СПб., 2007; Скутнев А. В. Социальная мобильность приходского духовенства Вятской епархии в середине Х1Х – начале ХХ в.//Вопросы истории. 2007. 11. С. 146–150; Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. М., 2010. См., например: Леонтьева Т. Г. Православная культура и семинарский быт в конце XIX – начале ХХ в.//Отечественная история. 2001. 3. С. 170–178; Мангилева А. В. Повседневная жизнь сельского прихода//Вестник церковной истории. 2011. 3/4. С. 29–43. Село Воздвиженье ныне находится в Сокольском районе Вологодской области, в 10 км к северо-востоку от Кадникова и 52 км от Вологды (Македонская Н. М. Церковно-исторический атлас Вологодской области. Вып. 1. Вологда, 2007. С. 79. 15–17; Вып. 2. С. 71. 15–17. Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.: Исследование и тексты. Вологда, 2011. С. 135, 192. Святые подвижники и обители Русского Севера/Изд. подгот. Г. М. Прохоров и С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 41. Такая фамилия встречается и у некоторых высших церковных иерархов, например архиепископа Казанского и Свияжского Никанора (Каменского; 1847–1910 гг.), архиепископа Иркутского Анатолия (Каменского; 1863–1925 гг.). Государственный архив Вологодской области (далее – ГА ВО), ф. 1063, оп. 104, 3, л. 59. Метрические книги Крестовоздвиженской церкви за 1840–1841 гг. не сохранились. 1840-й как год рождения Евгения–Екзакустодина приводится в литературе (Вологодские епархиальные ведомости. 1909. Прибавления к 21. С. 526–528; Елдашев А. М. Православная культура в Казанском крае (XVI–XX вв.). Очерки истории. Казань, 2013. С. 210–214). Однако отмеченный во всех монастырских ведомостях 1869–1884 гг. возраст указывает на 1836-й как год его появления на свет (ГА ВО, ф.

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

81. Поддерживают Обращение к Президенту в защиту почитаемой матушки Феодосии: 1. Трухачев Евгений Евгеньевич, офицер, Московская обл., пгт. Монино 2. Трухачева Валентина Николаевна, экономист, Москва 3. Филиппова Александра Михайловна, пенсионер, ветеран Великой отечественной войны, Московская обл., Солнечногорский р-н, пгт. Поварово 4. Мелоян Гаяна Виленовна, филолог, г. Москва 5. Трусова Леонора Михайловна, пенсионер, г. Москва 6. Стариков Владимир Николаевич, предприниматель, Москва 7. Соловьева Татьяна Сергеевна, бухгалтер, Москва 8. Бондаренко Александр Александрович, инженер, Москва 9. Демина Нина Владимировна, массажист, Нижегородская обл., г. Навашино 10. Лупулова Мария Вячеславовна, продавец, Нижегородская обл., г. Навашино 11. Гноевая Клавдия Павловна, пенсионер, Нижегородская обл., г. Навашино 12. Студеникина Раиса Петровна, пенсионер, Липецкая обл., Елецкий р-н, ст. Хитрово 13. Полетаев Петр Кузьмич, пенсионер, Липецкая обл., Елецкий р-н, ст. Хитрово Полетаев Василий Петрович, начальник железно-дорожной станции, Липецкая обл., Тербунский р-н, ст. Тербуны 14. Полетаев Иван Петрович, сотрудник железно-дорожной станции, Тамбовская обл., г. Жердевка 15. Тимохина Нина Михайловна, пенсионер, Липецкая обл., пос. Солидарность 16. Полетаев Александр Иванович, сотрудник железно-дорожной станции, Тамбовская обл,. г. Жердевка 17. Полетаева Вера Васильевна, домохозяйка, Тамбовская обл,. г. Жердевка 18. Логвинова Валентина Викторовна, Липецкая обл., Елецкий р-н, с. Каменское 19. Буравова Елена Николаевна, рабочая птицефабрики, Липецкая обл., Елецкий р-н, ст. Хитрово 20. Коробкина Евгения Николаевна, пенсионер, г. Переславль 21. Кузьмин Вадим Сергеевич, пенсионер, г. Москва 22. Кузьмина Людмила Ивановна, пенсионер, г. Москва 23. Кузьмин Алексей Вадимович, шеф-повар, г. Москва 24. Кузьмина Марина Анатольевна, менеджер, г. Москва 25. Алиева Елена Борисовна, домохозяйка, г. Переславль 26. Алиев Алексей Джалалович, водитель, г. Переславль 27. Алиев Максим Алексеевич, аспирант, г.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/16/zh...

И всё же в начале 1945 г. вопрос был решён в пользу открытия церкви в с.Байсе. Сельские власти сообщали новому уполномоченному т.Новикову: «Байсинский сельский совет по согласованности с Буйским райисполкомом не возражает об открытии церкви в с.Байса. Церковь в настоящее время свободна. Для глубинки загот. зерно сельсовет предоставляет два склада, кроме помещения холодной церкви до 1 марта 1945 г. Помещение холодной церкви используется под глубинкой. Помещение тёплой церкви предоставляем, если разрешит Облисполком». 3 января 1945 г. тому же Новикову была дана характеристика технического состояния церкви: «…Здание церкви находится в удовлетворительном состоянии и требует незначительного ремонта (покраска, побелка и др. мелкие работы), что может быть выполнено силами общины, церковного оборудования и инвентаря нет. В течение последних пяти лет здание было занято под склады глубинного пункта загот. зерно». В 1945 г. Васильевская церковь все же открылась т.к. «верующие хлопотали до слёз», и частично восстановлена. Настенную роспись подновлял лебяжский иконописец Ф. В. Шаромов, хотел он поправить и крест на куполе, но не смог. При вновь открывшемся храме возникла «девятка» во главе которой стала церковная староста Елизавета Розальская (отошла ко Господу 11 августа 1957 г.). Первым священником вновь открывшегося храма стал о. Анатолий Малиновский, рукоположенный в сан священника к Васильевской церкви 21 марта 1948 г. и служивший в ней до 1955 г. с годичным перерывом – временно служил в церкви с. Илгань. 20 декабря 1955 г. согласно поданному прошению переведен настоятелем к церкви с. Рождественского Уржумского района. В 1956 г. в Байсу на служение прибыли о. Петр Марамзин и диакон Матвей Лихачев (служили ранее в с. Лебяжье и Окунево), служившие до закрытия храма. На службах им помогал послушник Никодим Каменских-впоследствии диакон Троицкого собора г.Уржума. Вторую попытку закрытия церкви в с. Байса правление колхоза Байсинского сельсовета предприняло 3 августа 1960 г., обратившись в районный исполком с просьбой передать здание церкви под мастерские для ремонта сельскохозяйственной техники, тот в свою очередь запросил об этом облисполком, но, очевидно, он получил отказ..

http://sobory.ru/article/?object=15664

И потому, в пределах возможности, Владыка обещал всегда помогать и сиро-арабам» 32 . При выходе из церкви преосвящ. Тихону поднесла хлеб-соль матушка Мария Владимировна Хотовицкая, которая пригласила владыку подняться в отведенные ему покои в церковном доме. С благословения епископа туда же прошли жеО лавшие быть представленными депутации Нью-Йоркского братства Рождества Пресвятой Богородицы, Нью-Йоркского Свято-Николаевского сиро-арабского С9 братства, Ионкерского братства Иоанна Крестителя, Анзонийского Свято-Васильевского братства, Пассайкского Трехсвятительского братства, члены возглавляемого Тепловым В.А. общества «Русская Беседа», множество частных лиц, среди которых были инославные американцы. «Все это на другой день было описано в весьма сочувственном тоне в большой газете «Геральд»; там же был помещен и неудачный мой портрет» 33 . 1/13 декабря 1898 г. Днем Тихон знакомился с православными приходами Нью-Йорка. Потом встретился с участниками «Русской Беседы»: «Оживленный обмен мыслей, трогательные воспоминания о России и речи об Америке продолжались еще несколько времени, и затем Владыка уехал в отведенное ему помещение в доме настоятеля церкви» 34 . Вечером преосвященный отправил в Николаевском храме всенощное бдение вместе с архим. Анатолием (Каменским), архим. Рафаилом (Ававини) и свящ. Александром Хотовицким. 2/14 декабря 1898 г. В Николаевской русской церкви Тихон отслужил литургию, на которой рукоположил псаломщика из Аллегени 35 Владимира Кальнева во диакона. После киноника Его Преосвященство обратился к прихожанам с поучением на евангельскую тему. «Спаситель, говорил он, укоряет фарисеев за то, что, имея ключи царствия Божия, они и сами не входят в него и другим возбраняют. Пользующийся знанием истины не только сам должен пользоваться ею, но и другим сообщать ее. Это особенно следует помнить нам, православным, и именно живущим среди иностранцев, заблуждающих от истины. Мы, русские люди, чужды хвастовства некоторых иностранцев, но при этом мы иногда как будто скрываем и то, что у нас есть хорошего.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

монаха Никифора (Югова; † 1918) Филиппа Марышева (1864-1918) Анатолия Барашкова (1870-1918) Михаила Трубникова (1855-1918) Николая Бурлакова (1889-1918) Нины Кузнецовой (1887-1938) от Воронежской епархии: архиепископа Воронежского Петра (Зверева; 1878-1929) архиепископа Воронежского Тихона (Никанорова; 1855-1919) архимандрита Игнатия (Бирюкова; 1865-1932) архимандрита Иннокентия (Беда; 1881-1928) архимандрита Тихона (Кречкова; 1862-1930) протоиерея Александра Архангельского (1874-1930) священника Георгия Никитина († 1930) священника Иоанна Стеблин-Каменского (1887-1930) священника Сергия Гортинского (1889-1930) священника Феодора Яковлева (1897-1930) иеромонаха Георгия (Пожарова; † 1930) иеромонаха Космы (Вязникова; † 1930) Ефима Гребенщикова († 1930) Петра Вязникова († 1930) от Вятской епархии: епископа Глазовского Виктора (Островидова; 1875-1934) от Ивановской епархии: архиепископа Калужского Августина (Беляева; 1886-1937) епископа Кинешемского Василия (Преображенского; 1876-1945) архимандрита Иоанникия (Дмитриева; 1873-1937) архимандрита Леонтия (Стасевича; 1884-1972) протоиерея Иоанна Доброхотова (1870-1938) протоиерея Иоанна Сперанского (1864-1937) протоиерея Николая Бухарина (1871-1938) протоиерея Павла Светозарова (1866-1922) протоиерея Феодора Лебедева (1875-1937) священника Григория Аверина (1889-1937) священника Евфимия Тихонравова (1881-1938) священника Иакова Зяблицкого (1878-1938) священника Иоанна Румянцева (1889-?) священника Иоанна Коржавина (1866-1938) священника Иоанна Рождественского (1872-1922) священника Иоанна Розанова (1873-1938) священника Иоанна Успенского (1870-1938) священника Константина Разумова (1869-?) священника Леонида Виноградова (1897-1941) священника Петра Зяблицкого (1873-1938) священника Стефана Преображенского (1860-1938) иеромонаха Нифонта (Выблова; 1882-1931) игумении Арсении (Добронравовой; 1879-1939) диакона Бориса Семенова (1900 -?) Елисаветы Румянцевой Максима Румянцева († 1928) Михаила Арефьева (1865-1937) Николая Малкова († 1922)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

Следующее испытание, с которым столкнулась Русская Православная Церковь, – кампания насильственного изъятия церковных ценностей, начавшаяся после опубликования 23 февраля 1922 г. декрета Президиума ВЦИК. В Иркутске она началась в марте 1922 г.и прошла без кровавых столкновений.В то же время кампания не обошлась без арестов духовенства и верующих. Наиболее известным судебным процессом в Иркутской губернии явился процесс по делу архиепископа Анатолия (Каменского). При изъятии ценностей в Кафедральном соборе в апреле 1922 г. были обнаружены предметы, не перечисленные в описях церковного имущества. В сокрытии ценностей был обвинен архиепископ Анатолий, который, однако, в составлении описей не участвовал (они были сделаны Губюстом 20 мая 1920 г., когда он даже не был епархиальным архиереем). Также он был обвинен в связях с бандформированиями Иркутской губернии, в подготовке вооруженного восстания против советской власти. В состав преступления включили и то, что ранее он являлся товарищем председателя главного совета Союза Русского Народа. 28 апреля 1922 г. архиепископа арестовали.По истечении недели следствие было завершено и передано в Ревтрибунал. Судебный процесс широко освещался в прессе: “В газете «Красный пахарь» высшее духовенство – «князья церкви» – и «верха верующих» обвинялись в том, что, «забыв великие заветы Христа о бескорыстии и любви к ближним, не пошли навстречу рабоче-крестьянской власти», внушали населению, что «ценности идут не на голодающих»” . 15 июля владыка был приговорен к расстрелу. Постановлением ВЦИК от 12 января 1923 г. расстрел был заменен десятью годами лишения свободы . Вместе с этими событиями в Иркутске началось становление обновленческого раскола, который был официально оформлен созданием 15 сентября 1922 года неканонического Иркутского Епархиального Управления. Инициатором создания местной «живистской» организации стал кафедральный прот. Михаил Фивейский, а первый живоцерковный архиерей («архиепископ» Василий Виноградов) прибыл в Иркутск 26 мая 1923 г.

http://pravoslavie.ru/44165.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010