Что же до имяславия практического, имяславия не в философии, а в молитвенной жизни православного христианина, то здесь, как показывает история, церковное сознание, пожалуй, сделало уже свой выбор. В свое время имяславие получило немалую известность. Если и не весь церковный народ, то монашество и духовенство могли быть вполне осведомлены о его существе; однако широкая известность не принесла ему широкой поддержки. Да что говорить: вся история духовных движений свидетельствует, что будь у нового учения истинный духовный импульс – несколько сот высланных монахов стали бы более чем достаточной искрой для того, чтобы огонь имяславия зажегся по всей России. Меж тем, не только не зажегся огонь, а не затеплилось и малого огонька. И это с определенностью говорит, что русское православное сознание отказалось повернуть в имяславческое русло: оно не признало имяславие сутью православной молитвы и не согласилось, чтобы последнее стало определять наш образ молитвенного благочестия. Первоисточники: документы «Афонской смуты» 1 . А. И. [Антоний (Булатович), иеросхим.] О молитве Иисусовой/Составил афонский инок под редактированием архимандрита Александра. Издание обители Благовещения, схимонаха Парфения на Афоне. СПб. 1912. 2 . А. И. Имяборческая пропаганда. Б. м. б. г. 16. 3 . Акт о исповедании веры во Имя Божие, утвержденный Советом старцев Пантелеймоновского монастыря 20 августа 1912 г. и возражения против сего исповедания отвергающих его//Начала. 1998. 1–4. 167–170. 4 . Алексий (Шепель), иеросхим. Божественно ли Имя Иисус? Голос из кельи старца Киево-Печерской Успенской Лавры по поводу современных споров о божественности имени. Киев 1913. 16. 5 . Анатолий (Каменский), еп. Афонский вопрос//Голос Руси. 17.04.1914 (101). 6 . Анатолий (Каменский), еп. Пусть ответит сам г. Булатович//Голос Руси. 1.05.1914 (115); Новое время. 2.05.1914 (13698); Колокол. 4.05.1914 (2402). 7 . Антоний (Булатович), иеросхим. Истина об истине к предотвращению имяборства. Издание Иноков Св. Афонской горы, исповедников Имени Иисуса. Константинополь 1912. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

10 декабря 1867 г. в приписной Успенской Александровской пустыне освящён возобновлённый храм во имя свт. Николая Чудотворца, настоятелем пустыни игуменом Фалассием соборне с монастырской братией и окрестными священниками. Перестроенный храм во имя св. благов. Князя Иоасафа освящён 3 февраля 1874 г. Новый придельный храм во имя св. Василия Блаженного Каменского чудотворца освящён 20 августа 1874 г. 16 августа 1886 г. бурей сорвало крест с юго-восточной главы Преображенской соборной церкви. 22 мая 1887 г. освящён возобновлённый холодный храм во имя Преображения Господня. Освящение совершал Преосвященнейший Израиль, епископ Вологодский и Устюжский, с участием благочинного монастырей, игумена Лопотова монастыря Анатолия, местного настоятеля игумена павла, ключаря кафедрального собора Н. Кирикова, благочинного 2-го округа Кадниковского уезда А. Левитского и двух местных иеромонахов, при многочисленном стечении богомольцев. Весной 1899 г. во время ледохода, при разливе Кубенского озера, в монастыре были повреждены почти все деревянные строения: пристройка с западной стороны братского корпуса, прачечная изба, баня и рыбацкая изба; унесено много запасных брёвен, крылечные пристройки с ретирадными местами (туалетами) и со срубами при укреплённых берегах острова. Более всего были повреждены берега острова: волнами при сильном ветре размыло берег со всех сторон почти на 1 1/2 сажени, а местами и более. Общая сумма убытка составила не менее 3 тысяч рублей. 5 и 7 апреля 1903 г. ледоходом разрушило гостинный корпус Спасо-Каменного монастыря. Все простенки между окнами с южной стороны корпуса выломало, железную крышу на корпусе исковеркало, все комнаты забиты были льдом. Уничтожены также деревянный флигель и баня. Общая сумма убытка составила не менее 1000 рублей. Когда-то замечательные сооружения Спасо-Каменного монастыря радовали глаз путников, проплывавших по озеру или проходивших по берегу. Монастырь на маленьком островке возникал подобно волшебному видению, на мгновение показавшемуся из глубины вод.

http://sobory.ru/article/?object=01045

1895 г.- Иоанн (Кратиров), в 1895-1903 гг.- Тихон (Морошкин; † 1903), в 1905-1906 гг.- Хрисанф (Щетковский), 1906-1914 гг.- Анатолий (Каменский), затем сщмч. Прокопий (Титов). В 1913 г. из Русского великомученика Пантелеимона мужского монастыря на Афоне в О. У. м. были переведены иеромонахи Дамаскин (Горбанёв; 1880-1959), Иона (Цирута; † 1965) и др. С 1899 г. послушником обители был буд. прмч. Владимир (Товстик; расстрелян 12 нояб. 1937). В 1908 г. мон-рь владел 395 дес. земли и получал из казны 1191 р. 95 к. ежегодно. В обители проживали 17 монахов и 17 послушников. При О. У. м. действовала церковная школа. Весной 1922 г. в ходе изъятия церковных ценностей имущество и святыни мон-ря были конфискованы, в т. ч. Евангелие с серебряным окладом (1829), Евангелие кованое, «оплечья на икону Божией Матери с венчиком», «оклады с эмалью и камнями», икона Спасителя в серебряном окладе с короной и венцом, большая икона Семи священномучеников Херсонесских в дорогом окладе, иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Живоносный Источник», «Похвала Пресв. Богородицы», чтимый список Касперовской иконы Божией Матери. Вероятно, изъятие завершилось 26 мая 1922 г., поскольку в этот день иером. Феодосий подписал акт сдачи архивов обители в ликвидационный подотдел отдела управления Одесского горисполкома (ГА Одесского обл. Ф. Р-599. Оп. 1. Д. 690. Л. 205). В 1936 г. был разрушен Успенский храм. Во время Великой Отечественной войны, с 1941 по 1944 гг., территория оккупированной Одесской обл. находилась в составе губернаторства Транснистрия. По инициативе Румынской православной миссии богослужения на территории монастыря возобновились после 1942 г.; восстановленная ц. иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1834) переосвящена в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1943-1944 гг. упоминается настоятель прихода свящ. Петр Чехович, в 1944-1945 гг.- иером. Иоанникий (Любченко), одновременно числившийся в братии одесского во имя великомученика Пантелеимона монастыря . Служивший неск. месяцев в должности наместника архим.

http://pravenc.ru/text/2578187.html

21-го числа ноября в пятницу, в праздник Введения во храм Пресвятыя Богородицы и в торжество о выздоровлении Ее Императорского Величества от оспы, отъехавши от Новленского яму десять верст, для отслушания всенощной и литургии, в восьмом часу по полуночи остановились в Сямской пустыньке. Сия пустынька построена для явленного Рождества Пресвятыя Богородицы небольшого образа, чему в проезд мой минуло больше ста лет. Во всем она зависела от Каменского бывшего на острову Кубинского озера монастыря; по упразднении ж, в открытие штата того и оная уничтожена. А для наблюдения, чтоб в церкви отправлялось подлежащее богослужение, отдана она и с отмежеванною пашенною и сенокосною землею в ведомство Димитриева Прилуцкого монастыря, из коего в нее присылается по одному иеромонаху, да за штраф на смирение белые священники, диаконы, дьячки и пономари на срочное время, и живут в нем на собственном своем содержании, не получая монастырского даже и хлеба. Присылаемые ж в строители иеромонахи, нанемными на монастырские сборные за разные службы, за продажный хлеб, сено и скот деньги, работниками обрабатывают пахотную и сенокосную землю; остающийся за годовым продовольствием хлеб, сено и за лишний скот продают, чем и справляют церковные потребы и довольствуются сами, не получая из Прилуцкого монастыря своего штатного жалованья. Во оной Сямской пустынке старинного строения каменная двуэтажная церковь; вверху один храм Рождеству Пресвятыя Богородицы; внизу настоящий - Благовещению Пресвятыя Богородицы; придельные - Рождеству Иоанна Предтечи и первоверховным апостолом Петру и Павлу. (Во оные четыре храмовых праздника повсягодно бывают в сей пустыньке ярмонки, на которые с разными немецкими и московскими товарами приезжают вологодские, кирилловские и белоезерские купцы, и тех же уездов собираются крестьяне с домашними своими рукоделиями и продуктами). Одна каменная небольшая связь келей, в которых жил в мой проезд строитель иеромонах Анатолий. Деревянная кругом монастыря с лавками ограда и скотный с двумя черными избами двор.

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/18/...

21 ноября/3 декабря 1898 г. В 7 ч. утра Его Преосвященство выехал из Парижа в Гавр, откуда в полдень на пароходе «La Champagne» отбыл в Нью-Йорк. «С первого же вечера поднялся порядочный ветер, который прекратился только пред Нью-Йорком; впрочем, сильной бури не было. Морскою болезнью, благодаря Бога, я страдал в слабой степени: пролежал всего лишь один (второй) день» 25 . 29 ноября/11 декабря 1898 г. «La Champagne» подошла к Нью-Йорку, когда было уже темно. Согласно правилам лайнер мог пришвартоваться к пристани только в светлое время суток, вечером никто из пассажиров сойти на берег не мог. «...вся наша русская колония знала, что «Шампань» подходит к Нью-Йорку, но была лишена возможности каким бы то ни было путем приветствовать путешественников, так как по правилам пароход должен был переночевать в карантине (2 часа езды от города), раз наступили сумерки. Это, конечно, немало огорчало собравшихся в церкви для вечернего богослужения богомольцев, которые прибыли в огромном количестве из окрестностей и должны были уехать в тот же день, не увидав Владыки» 26 . 30 ноября/12 декабря 1898 г. «30 Ноября –12 Декабря «Шампань» пристала к Нью-Йоркской пристани» 27 . Епископа Алеутского приветствовали многочисленные славяне [среди которых были российский генеральный консул в Нью-Йорке (в 1898–1901 гг.) Теплов В.А., архим. Анатолий (Каменский) 28 , дамы], также православные сирийцы: архим. Рафаил (Ававини), иером. Ефрем (Дибс) 29 и др. Архиерей благодарил всех за добрые чувства и за радушный прием, какого он не ожидал в далекой, чужой стране. С пристани все отправились в русскую Николаевскую церковь 30 . В церкви Тихон приложился к кресту, поднесенному настоятелем Александром Хотовицким, окропил себя св. водою и проследовал в алтарь. После краткой литии по случаю благополучного окончания путешествия архипастырь вышел на отпуст и выслушал приветственную речь о. Александра. «Поблагодарив настоятеля и всех православных за выраженные ими добрые пожелания благополучия в его новой, действительно ответственной деятельности, Владыка с своей стороны заявил, что его самым искреннейшим и сердечнейшим молением в эту минуту является прошение молитвы Господней: «Да приидет царствие Твое!» Что может быть лучшим венцом и более вожделенною целию миссионерской деятельности вообще, как не это благое проявление милости Божией – водворение царства Божия?..

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич ; 1873–1965), митрополит. Член Собора по должности как архиепископ Кишиневский и Хотинский. Председатель Отдела церковного имущества и хозяйства, Председатель религиозно-просветительского совещания при Соборном Совете, возглавлял соборную комиссию, выработавшую чин интронизации Патриарха Тихона. Избран членом Священного Синода. В 1897 г. окончил МДА, кандидат богословия. В 1906 г. хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. С 1914 г. епископ Холмский и Люблинский, с 1915 г. епископ Кишиневский и Хотинский. С 1916 г. архиепископ. После присоединения Бессарабии к Румынии и отказа войти в румынский Синод отстранен от должности архиепископа Кишиневского и выслан из Кишинева. В 1919 г. эмигрировал в Константинополь. В 1920 г. назначен Высшим Церковным Управлением (ВЦУ) на Юге России на должность управляющего русскими приходами в Константинополе, в 1920–1922 гг. член ВЦУ за границей. Участник ряда Архиерейских Соборов Русской Зарубежной Церкви, с 1934 г. помощник председателя Заграничного Архиерейского Синода. В 1935 г. возведен в сан митрополита Патриархом Сербским Варнавой (Росичем). Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) и председатель Архиерейского Синода с 1936 г. В 1950 г. переехал в США. Председатель ряда Архиерейских Соборов РПЦЗ (1950, 1953, 1959:1962). Ушел на покой в 1964 г. с оставлением почетного председательства в Синоде. Скончался в Нью-Йорке (США). Анатолий (Каменский Алексей Васильевич ; 1863–1925), архиепископ. Член Собора по должности как епископ Томский и Алтайский. В 1895 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. В 1906 г. хиротонисан во епископа. С 1914 г. епископ Томский и Алтайский, член Государственной думы IVcoзыba. С 1920 г. архиепископ. С 1924 г. управлял Иркутской епархией, однако проживал в Омске. Скончался в Омске в алтаре во время всенощного бдения. Андрей (Ухтомский Александр Алексеевич ; 1872–1937), епископ. Член Собора по должности как епископ Уфимский и Мензелинский и по участию в Предсоборном Совете.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

К дню освящения епископ Томский и Алтайский Анатолий (Каменский) прислал в дар часовне икону святителя Николая. В октябре 1929 года на основе постановления горсовета часовня была снесена. Здание часовни представляет собой прямоугольное в плане здание, ориентированное главным входом на северном фасаде по оси Красного проспекта - главной транспортной магистрали Новосибирска. Часовня стоит на цоколе - возвышении, облицованном камнем, имеющим " рваную " фактуру. К входу в часовню ведет паперть - ряд ступеней. Над входом, в полукруглой арке, находится изображение Святителя и Чудотворца Николая, выполненное в технике мозаики новосибирским художником Александром Чернобровцевым. Здание часовни выполнено из кирпича, оштукатурено и побелено. Фасады завершаются закомарами в виде арок, имеющих плавные изгибы и остроконечное завершение в верхней части. Объем здания часовни увенчан куполом, покоящемся на круглом высоком барабане, прорезанном восемью высокими и узкими окнами. Часовня Святого Николая в Новосибирске расположена на главном проспекте (до 1925 года город носил название Новониколаевск). Она буквально восстановлена из руин. 20 июля 1914 года была заложена часовня Святого Николая на пересечении Красного проспекта и улицы Горького (ранее на пересечении улицы Тобизеновской и Николаевского проспекта). В России пышно отмечали 300-летие Дома Романовых (1913 г.), и по этому случаю власти города Новониколаевска заказали примерно 25000 альбомов с различными видами города. Благотворительное общество " Ясли " хотело увековечить эту дату более фундаментально и начало ходатайствовать перед властями города о построении часовни Святого Николая (царствующий император и сам город носили это имя). Томское епархиальное управление дало разрешение на строительство часовни в октябре 1913 года. 27 октября 1915 года строительство часовни было завершено. Каменное сооружение построено в центре города, на самом видном месте, отведенном Городским Управлением, отпустившим, кроме того, в кредит на строительство 50 тысяч штук кирпича, цемент и другие строительные материалы.

http://sobory.ru/article/?object=00494

Как совершается это изменение – это святая тайна. – Но Иисус Христос на Тайной вечери Своим примером показал нам, что мы должны делать, чтобы совершилась эта тайна. И с тех пор христиане совершают Таинство причащения искупительного тела и крови Господа, и совершение этого таинства составляет самое главное дело всего нашего общественного Богослужения. Сущность порядка совершения этого таинства была указана Самим Иисусом Христом. Но потом, со времени Апостолов, эта сущность обставлялась разнообразными молитвословиями и даже целыми отдельными богослужениями, составлявшимися мало по малу, с течением времени: Апостолами, а потом их преемниками, Святыми Отцами, так что теперь, кроме служения, в котором совершается Таинство Причащения, так называемой Литургии (Ап. Иакова, Василия Великого , Иоанна Златоустог о, Григория Двоеслова и др.), – у нас есть еще несколько служений вечерних и утренних, подготовляющих нас к совершению важнейшего Богослужения и наполняющих все части дня и ночи. Эти богослужения следующие: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы и Литургия, а всего девять служб. В состав всех этих богослужений входят чтения из книг Ветхого и Нового Завета, молитвы и песни, как ветхозаветные, так равно заповеданные Иисусом Христом, Апостолами и разными Св. Отцами. Из Отцов Церкви, кроме уже указанных Василия Великого , Иоанна Златоустог о и Григория Двоеслова , для обогащения и устройства Христианского Православного Богослужения, потрудились особенно много: Св. Анатолий, патриарх Константинопольский (V в.); Роман Сладкопевец (V в.); Савва Освященный (VI в.) который написал первый устав церковных служб, известный под именем Иерусалимского; Св. Андрей Критский , составивший покаянный канон и очень многие другие каноны. Но особенно замечательным церковным песнопевцем был Св. Иоанн Дамаскин (VIII в.). Он составил Октоих (восьмигласник), Ирмологий (собрание ирмосов или песней канона, канон пасхальный, многие воскресные службы, надгробные песни и многое другое).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Епископ Анатолий (Каменский) 29 мая был назначен новый управляющий епархией – митрополит Иаков (Пятницкий), но вскоре он получил назначение в Томск, а на иркутскую кафедру 12 июля 1920 г. с возведением в сан архиепископа вступил еп. Анатолий (Каменский) (1863-1924/5, на кафедре 1920-1922). Владыка Анатолий (в миру Алексей) родился в 1863 г. в семье дьякона Самарской епархии. Окончил Петербургскую Духовную Академию (1886), во время учебы подружился с Василием Белавиным, будущим свт. Тихоном, в 1898-1907 гг. помогал ему в Северной Америке, где, овдовев, о. Алексей принял постриг. В 1914 г. стал епископом Томским, в Иркутске находился с 1 февраля 1920 г. Проживавший в Иркутске епископ Борис (Шипулин, бывший Чебоксарский) становится викарием владыки Анатолия. В июле 1920 г. национализированное «народное имущество» приходов было поставлено на учет (для этого при губревкоме был создан «стол по отделению церкви от государства»), а затем губревком приступил к заключению договоров с общинами верующих. Полномочиями по взаимодействию прихода с властью наделялся «исполнительный орган религиозного культа» (позже именовался «распорядительным комитетом»). Монастыри продолжили свое существование под видом трудовых артелей. Следующим шагом в государственно-церковной политике стала кампания по борьбе с нетленными мощами. Главной святыней Иркутской епархии были нетленные мощи ее первого епископа – свт. Иннокентия Иркутского (+1731), почивавшие в Вознесенском монастыре. Решением губернского Съезда Советов 24 января 1921 г. мощи свт. Иннокентия были кощунственно вскрыты. Но, как свидетельствует протокол вскрытия, абсолютная нетленность произвела обратный эффект: предубежденное настроение многих присутствовавших, ожидавших увидеть ватную или восковую куклу, сменилось удивлением и глубоким интересом к мощам, а «изобличители векового обмана» были заметно сконфужены и растерянны . Вскоре мощи были тайно отправлены в Москву, и почти на 70 лет православные иркутяне лишились святыни. 26 января 1921 г. трое священников (В. Флоренсов, Н. Успенский, И. Тихомиров) открыто выступили против поругания, но 4 февраля были арестованы и освобождены лишь в апреле .

http://pravoslavie.ru/44165.html

Пермская семинария Однокурсник прадедушки по семинарии, Василий Алексеевич Игнатьев (1887–1971), вспоминал: «Братья Юмины были милые, сердечные товарищи. Они были жизнерадостные юноши, особенно Александр любил посмеяться, пошутить. Константин по окончании семинарии принял священный сан, Александр поступил работать учителем в четырехклассное училище города Каменска-Уральска, где преподавал литературу с большим успехом». Жизнерадостный и веселый выпускник семинарии, Александр Васильевич Юмин учил своих подопечных духовному и трактовал литературные произведения с точки зрения христианской веры, а это в те годы каралось со всей жестокостью. Младший брат прадедушки был арестован в 1920-м году. Василий Алексеевич Игнатьев написал об этом так: «В известный момент Александр Юмин ят бысть”, после чего сведения о нем прекратились». «Ят бысть» – это выражение из Ирмоса 6-го канона Великой Субботы: «Ят бысть, но не удержан в персех китовых Иона» – о том, как Иона попал в пасть кита. Так Василий Алексеевич выразился иносказательно (в советские годы) о том, что Александр Юмин был арестован и репрессирован. После ареста его больше никто и никогда не видел – по всей видимости, его сразу же, в 1920-м году, и расстреляли. Двумя годами раньше, в 1918-м году, прекратила свое существование и Пермская духовная семинария: её здание было конфисковано для нужд ВЧК. Ректор семинарии, архимандрит Матфей (Померанцев), был зверски убит красноармейцами (ныне прославлен в лике священномученика). Арест Патриарха Тихона. Художник: Филипп Москвитин Пастырское служение прадедушки Прадедушка Константин Васильевич Юмин окончил семинарию двадцатилетним молодым человеком, через год женился на благочестивой девице Ольге Григорьевне, моей прабабушке. У них родились дочка Софья (моя бабушка) и сын Анатолий. Чекисты заставили владыку выкопать себе могилу и лечь в неё, несколько раз выстрелили в лежащего архипастыря и закопали могилу Прадедушка был рукоположен в 1913-м году в священный сан архиепископом Андроником (Никольским; 1870–1918), будущим священномучеником. Его убийцы, чекисты, заставили владыку выкопать себе могилу и лечь в неё, после чего забросали его землёй, несколько раз выстрелили в лежащего архипастыря и закопали могилу. Возможно, священномученик был еще жив, когда его закапывали.

http://pravoslavie.ru/141632.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010