е. со времени явления Иоанна на проповедь у многих явилась ревность войти в царство Божие, и употребляющие усилие восхищают его. Следовательно, глас вопиющего в пустыни не был пустым звуком, не пропал бесследно; он проносился над дебрями и горами, достигал сел и городов, и под влиянием его долы наполнялись, холмы выравнились, кривизны выпрямлялись, и открывался гладкий путь Грядущему Искупителю. Конечно, не все выносили из пустыни нравственную перемену и сердце, обращенное к добру; но это не должно удивлять нас, когда мы знаем, что в самое Солнце правды не разогнало вполне мрака заблуждений и не смягчило совершенно ожесточения сердца загрубевших в пороке. Подлинность и историческая достоверность евангельских сказаний о проповеднической деятельности Иоанна Предтечи не может подлежать ни малейшему сомнению. В этом удостоверяют нас весьма многие и весьма ценные свидетельства древности. Св. Иустин мученик в разговоре с Трифоном иудеем не один раз упоминает о проповеднической деятельности Иоанна и при этом говорит буквально словами евангелистов. Вот напр. как он говорит в гл.: „ибо, когда Иоанн сидел при Иордане и проповедовал крещение покаяния, нося только пояс кожаный и одежду из верблюжьих волос и ничего не вкушая, кроме акрид и дикого меда, то люди думали. что он Христос, но он сам объявлял им: „Я не Христос, но голос вопиющего; ибо придет Сильнейший, нежели я, которого сапогов я недостоин понести». Или еще в другом месте (XLIX гл.): „Он (Иоанн), сидя при реке Иордане, восклицал: „я крещу вас водою для покаяния, но придет Сильнейший меня, у Которого я недостоин носить сапоги: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. У Него лопата в руке Его, и Он очистит гумно свое и соберет пшеницу в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым». Евангелие Маркиона, которое справедливо считают искаженным евангелием Луки, начинается первыми словами III главы Еванг. Луки: „В пятое же на десяте лето владычества Тиверия Кесаря, обладающу Понтийскому Пилату Иудеею»... По свидетельству Епифания (Прот.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Ибо терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них (Притч 22, 5). О таких и Господь говорит через пророка: народ Мой оставил Меня; они кадят суетным, споткнулись на путях своих, оставили пути древние, чтобы ходить по стезям пути непроложенного (Иер 18, 15). Ибо, по словам Соломона, путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведного — гладкий (Притч 15, 19). И таким образом от царского пути уклоняясь, не могут достигнуть города митрополии, куда всегда неуклонно должно быть направлено наше шествие. Это и Екклезиаст довольно знаменательно выразил: труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город (Еккл 10, 15), т. е. в небесный Иерусалим, который есть матерь всем нам (Гал 4, 26). глава 25 Какую пользу доставляют нам искушения Кто, поистине отвергнув этот мир, возложил на себя иго Христово и научился от Него, уразумев из ежедневных опытов перенесения обид, что Он кроток и смирен сердцем, тот во всех искушениях всегда пребудет непоколебим, и все будет содействовать ему ко благу (Рим 8, 28). Ибо слова Божии, по пророку Михею, не благотворны ли для того, кто правильно поступает (Мих 2, 7)? И еще: правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них (Ос 14, 10). Итак, милостивая к нам благодать Спасителя больше доставила нам пользы и похвалы посредством борьбы с искушениями, нежели если бы удалила от нас всякую нужду в борьбе. Ибо для колеблемого страстями и горестями высшую и превосходнейшую добродетель составляет оставаться всегда непоколебимым, и когда все свидетельствуют против него — пребывать уверенным в помощи Божией и бестрепетным; при нападках человеческих, как бы перепоясанному оружием непобедимой добродетели, славно торжествовать над нетерпеливостью и приобрести некоторым образом силу от немощи, потому что сила в немощи совершается (2 Кор 12, 9). И вот, Я поставил тебя ныне, говорит Господь, укрепленным городом, и железным столбом, и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Идеал наружного вида Спасителя она извлекала из описаний пророка Исаии, представлявшего Его таким, что нет в Нем ни вида, ни величия: и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему ( Ис.53:2 ). Как многие изумлялись смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его паче сынов человеческих ( Ис.52:14 ). Она изображала лик Спасителя по этим описаниям, хотя описания эти прямо указывали на лик Спасителя во время Его крестных страданий. Такие странные выводы дошли до ужасных крайностей. Напротив того, другие представляли в чертах Иисуса отражение дивной красоты Давида, Его великого предка, а блаженный Иероним и Августин предпочитали применять к Нему слова псалма: Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих: посему благословил Тебя Бог на веки. Препояшь Себя по бедру мечем Твоим. Сильный, славою Твоею и красотою Твоею ( Пс.44:3–4 ). «Естественно, что этот взгляд встретил сильнейшее сочувствие и был осуществлен в величайших произведениях Фра-Анжелико, Микель-Анджелло, Леонардо-да-Винчи, Рафаэля и Тициана». Наконец, в конце XIII, или в начале XIV века, найдено послание некоторого очевидца Христа, римского консула Публия Лентула в римский сенат об Иисусе Христе. Вот что пишет этот Публий Лентул: «Говорят, Он великий пророк; Его ученики называют Его Сыном Божиим. Он высокого роста, прекрасно сложен; вид Его строгий, лицо выразительное. В одно и то же время Он располагает к Себе и внушает страх. Волосы у Него (светло-русые) с красным отливом: они гладки до края ушей, начиная от которого, они, виясь, падают на плечи и ниже; на темени они у Него раздвоены по обыкновению жителей Назарета; лоб гладкий и ясный, лицо (овальное) чистое, с легким румянцем, что придает Ему красоту. Взгляд у Него открытый и приятный; нос и рот безупречные, борода Его одного цвета с волосами, раздвояется; глаза голубые и необычайно блестящие. Упреки и укоры Его ужасны; когда же Он наставляет и увещевает, слова Его приятны и полны привета.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не говори мне, что погиб только один брат, но подумай, что этот брат есть предмет великого попечения Божия, для которого сделано так много, за которого пролита драгоценная кровь и заплачена такая цена, для которого распростерто небо, зажжено солнце, обращается луна, сияет разнообразный хор звезд, для которого закон, для которого пророки, для которого апостолы, для которого были тысячи чудес, для которого Единородный Сын Божий сделался человеком и был заклан» 119 . И при неуспешности и при больших успехах проповеди пастырь церкви должен оставаться неутомимым проповедником; силы для этого он всегда найдет, если только утвердится мыслью, что и успех, и неуспех проповеди не в его личном распоряжении – это дело Божией благодати: она находит сердца, способные к восприятию учения пастыря, она же и ожесточает сердца пасомых до полного пренебрежения словами учителя ( 1Кор.3: 5–9 ). Пастырь всегда должен мнить себя сосудом и служителем благодати Божественной; благодатью он крепок, благодать и созидает дело проповедника ( 2Кор.12:9 ). «Пусть никто не говорит обо мне, что я несовершен, – говорит св. И. Златоуст, – ничего не значу, ничего не стою: и всякий пусть слушает со вниманием. Я ведь принадлежу к числу тех, чрез которых действует благодать Божия. Бог обыкновенно даже постоянно присутствует в таких людях для пользы многих. Не думайте, что это я от себя говорю, Божия благодать действует и чрез недостойного, не для нас, а для вас. Послушайте, что говорит Христос: «если дом будет достоин, то мир ваш придет на него» ( Мф.10:13 ). Как же он делается достойным? Если примут вас, говорит Он. Если же не примут и не послушают слова вашего, «истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» ( Мф.10:15 ). Послушайте также слов Христовых: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» ( Мф.23:3 ). Ты не меня презираешь, а священство... Доколе мы восседаем на сем престоле, доколе мы имеем председательство, дотоле имеем достоинство и силу, хотя сами недостойны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но есть из вас некоторые, которые не верят им». — Пред обедней хорошо было бы всегда читать эту главу. Многие из учеников, соблазнившись таким учением Спасителя, перестали ходить за Ним. Горько было это для Господа; в этой горести Он с упреком сказал двенадцати ученикам Своим: «Не хотите ли и вы оставить Меня? » (Это можно сказать некоторым пастырям, которые если не устами, то делами говорят иногда: «Жестоко слово сие: и кто может его послушати?» Идут потому вспять и не ходят за ним, то есть позволяют себе все). Не хотите ли и вы уйти? Симон Петр отвечает: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь слово жизни вечной! В мир ли, к людям ли мы пойдем? Но что мы найдем у них, кроме суеты и тления? Никто из них не скажет того, что Ты скажешь, и так, как Ты. Такой сладости слова мы еще не ощущали никогда, никогда. Мы уверовали и погнали, что Ты — Христос, Сын Бога Живого». Гл. 7, ст. 4. Никтоже в тайне творит что, и ищет сам яве быти. Кто скрывается от взоров людских, тот, верно, не желает, чтобы его видели. Тайная добродетель. Братия Спасителя говорили Ему: «Пора Тебе показать Себя миру». Господь: «Еще не пришло для этого время Мое: для вас всегда время, всегда пора». Так иногда недальновидные люди говорят людям умным, действующим весьма обдуманно: пора тебе сделать то и то. Но им надобно отвечать то же, что Спаситель: Божественная премудрость знает, когда что нужно сделать. Ст. 7. Не может мир пенавидети вас, Мене же ненавидит, яко Аз свидетельствую о нем, яко дела его зла суть. Гл. 26. Сын человеческий! Так как жители Сора сказали Иерусалиму: «Уа! сокрушился город, погиб народ, ко мне обратился; полный всякого богатства, опустел», то поэтому вот что говорит Господь: «Вот Я на тебя, Сор, и приведу на тебя многочисленные народы, подобно тому, как море воздымает свои волны. И обвалят они стены Сора и разрушат столпы твои, и Я развею прах Сора и сделаю его гладким камнем (как гладкий камень). Среди моря (при котором ты живешь) будут сушиться сети: Я — Господь сказал (говорит Адонаи Господь), и будет он пленен чужими народами...

http://predanie.ru/book/203392-dnevnik-1...

Обессиленный бессонной ночью, душевными муками и жестоким бичеванием, Христос изнемогал и падал под тяжестью Своего креста. Чтобы ускорить продвижение, воины задержали одного крестьянина, идущего с поля, и заставили его нести крест Спасителя. Когда печальная процессия подошла к городским воротам, здесь уже собралась большая толпа народа. Послышались рыдания женщин. Они были почти единственными, кто без боязни выражал свое сочувствие и скорбь при виде страшной процессии и кроткого Назарянина, ведомого на позорную казнь. Обернувшись к плачущим женщинам, Христос с грустью произнес: «Дочери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших! Потому что скоро придут дни, когда будут говорить: счастливы те женщины, у которых нет детей» [ ]. В эти предсмертные часы Душа Спасителя глубоко скорбела при мысли о печальной судьбе Иерусалима и еврейского народа, отвергшего своего Мессию. Наконец процессия прибыла на лобное место, называемое Голгофой, которая представляла собой гладкий холм, напоминавший человеческий череп. Агнец Божий добровольно взошел на Всемирный Жертвенник, чтобы отдать Себя на мучения и позорную смерть за весь человеческий род, ибо «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Нам никогда не постигнуть до конца всей глубины Божественной Жертвенной Любви к человеческому роду, совершенный на Голгофе. Поэтому «да молчит всякая плоть человеча» и да стоит она перед этой тайной Жертвенной Любви «со страхом и трепетом». Распятие и Крестная смерть Иисуса-Агнца Божия. Мф. 27: 34–50; Мк. 15:23–37; Лк. 23:33–46; Ин. 19:18–30 Перед распятием осужденным предложили выпить вино, смешанное со смирною. Этот напиток был наркотическим и несколько смягчал нестерпимую боль распятия. Но Спаситель мира не пожелал ни смягчения страданий, ни потемнения сознания во время принесения Своей великой Жертвы. Он отказался от вина и в полном сознании готовился встретить смерть, надвигающуюся на Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Посему так говорит Адонаи Господь: о город кровей, котел, на котором остается ржавчина его, и ржавчина не сошла с него; по частям его вынес; не пал жребий на него, потому что кровь его среди его; на весьма гладкий камень Я пролил (posui) ее; Я не пролил ее на землю, где она прикрывалась бы землею. Чтобы ярость возвысилась до отмщения мщением, Я пролил кровь его на вполне чистый камень, чтобы она не прикрывалась. Посему так говорит Адонаи Господь: горе городу кровей, и Я возвышу страх, и умножу дрова, и возжгу огонь, чтобы истлело мясо и испарился (imminuatur) отвар и сгорели кости и чтобы он стоял на углях своих. Он зажжен для того, чтобы разгорелась и выгорела медь его и сгорела среди его нечистота его и исчезла ржавчина. Смирится ржавчина и не сойдет с него большая ржавчина его; будет посрамлена ржавчина его; нечистота твоя zemma, потому что ты осквернился и не очистился от нечистоты твоей. И что будет, если ты не очистишься, пока Я не исполню ярости Моей над тобою? Я, Господь, сказал, и придет и исполню; не отсрочу, не сжалюсь и буду неумолим. По путям твоим и по замыслам твоим буду судить тебя, говорит Адонаи Господь. Посему Я буду судить тебя по кровям твоим и по помышлениям твоим буду судить тебя, нечистый, знаменитый и чрезмерно прогневляющий.     Многое из этого прибавлено из Феодотиона, а также еврейское слово zemma, вместо которого мы перевели мерзкая нечистота. Ими прибавлено также то, чего в еврейском нет и что спереди отмечено обелом: посему Я буду судить тебя по кровям твоим и по помышлениям твоим буду судить тебя, нечистый, знаменитый и чрезмерно прогневляющий. Итак скажем о каждом в отдельности. В девятом году пленения царя Иоакима (ибо в пятом он начал пророчествовать) и в десятом месяце того же девятого года, в десятый день десятого месяца было слово Господне к Иеремии пророку, находившемуся в стране вавилонской, и сказало ему: сын человеческий! запиши себе этот самый день и знай, что сегодня царь вавилонский начал в стране иудейской осаждать Иерусалим и окружать его войском, и изобрази эту осаду притчею и поговоркою, которая в настоящем месте означает метафору и иносказание.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Прежде, чем перейдем к описанию терновника – Spina Christi, скажем еще несколько слов о разностях терновников и драчий Святой Земли. Есть там самый распространенный вид терновников для живых изгородей. Об этом виде терновника в притчах Соломона говорится: «путь ленивого – как терновый плетень, а путь праведных – гладкий» ( Прит. 15, 19 ). Терновый плетень на Востоке служит символом убожества, малости. Этим объясняется горделивый ответ царя Иоаса царю Амасии: «и послал Иоас, царь Израильский, Амасии, царю Иудейскому, сказать – терн, который на Ливане, послал к кедру, который на Ливане же, сказать: отдай дочь свою в жену сыну моему. Но пришли дикие звери, что на Ливане, и истоптали этот терн ( 4Цар. 14, 9 ). Есть в Палестине вид тернистого дерева, известного под именем «Содомского яблока». Когда это яблоко созреет, то внутри плода заключается только горько-соленая пыль. Ветки этого терновника не могли быть употреблены для тернового венца. «Содомское яблоко» служить в Палестине символом обманутых ожиданий. Да и растет это дерево по преимуществу около Мертвого моря. В истории защиты Троицкой лавры от ляхов, в период лихолетья, упоминается о так называемом «Троицком чесноке», т. е. о той железной колючке, которую как ни бросай на землю, всегда один шип будет кверху. Это прибор на подобие греческого τρβολος. Русские ополченцы бросали ляхам по дороге к обители преподобного Сергия эти треконечники с тремя остриями. На эти треконечники натыкался противник. В Палестине растет звездовидный терновник, с именем cantaurea, который напоминает Троицкий треконечник. Но и не из звездовидного терния был сделан римскими воинами терновый венец. В ближайших окрестностях Иерусалима произрастает терновник Spina Christi. Это и есть древо, или точнее, кустовидное растение тернового венца нашего Спасителя. Этот терновник, с острыми остями, был здесь же, под руками воинов игемона. Им недосуже было ходить вдаль за иглистым терном. Воини игемоновы могли срезать своим отточеным мечом ветвь терна и на дворе игемона. Тогда, говорит евангелист Матфей, воини игемоновы, приемше Иисуса на судище, собраша нань все множество воин: и совлекше Его, одеяша Его хламидою червленою и сплетше венец от терния, возложиша на главу Его ( Матф. 27, 27–28 ). Кровь обагрила лик Спасителя, когда острыя ости этого венца вонзились в главу Искупителя мира. Острая боль должна была поразить Его сердце. И все сие – за спасение мира...

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

Пс.67:5 .  Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его. «Воспойте Богу, пойте имени Его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему: и радуйтеся пред Ним». Здесь Пророческое слово предлагает священным Апостолам с ликованием и песнопением идти к язычникам, и уготовать путь Всецарю всяческих. Сие же сходно с тем, что сказал им Господь: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Преподаянием сего учения и пакибытием крещения путь суровый обращался в гладкий и уготовлялся Богу, восхотевшему, по слову Пророка, вселиться и походить в них ( Лев. 26, 12 ). Говорит же Пророк, что возшел Он на запады, означая тму, обымавшую тогда человеческия души. Симмах перевел сие: «уравняйте путь ездящему по земле необитаемой». Необитаема же пустыня, и пустынею Божественное Писание называет часто язычников. Ибо сказано: «возвеселися пустыня жаждущая» 17 ( Ис. 35, 1 ); и еще: «яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа» ( Ис. 54:1 ). Над сею-то пустынею, необитаемою, лишенною света, и потому названною западом, взошло Солнце правды и разсеяло мрак, и необитаемую соделало храмом Своим. Пс.67:6 .  Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище. «Да смятутся от лица Его, отца сирых, и судии вдовиц». Ибо не стерпят пришествия Его, зная, что Он – правдивый судия. А попечительностию о вдовах, заботливостию о сиротах Пророк выразил правдивость Его Промысла, который демонов приводит в смятение и страх, как открывает нам божественная евангельская история. Ибо, слышим, сами они говорят: " что нам и Тебе, Сын Божий? пришел Ты прежде времени мучить нас» ( Мф.8:29 ). «Бог в месте святем Своем». Поскольку Пророк сказал: «да воскреснет Бог», и: «путесотворите возшедшему на запады», то кстати присовокупил и сие, чтобы никто не мог подумать, будто бы Бог всяческих совершает дела Своего смотрения, переходя с места на место. Подобно сему сказанное Господом: «никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси» ( Ин. 3:13 ). Ибо сим Господь, как показал неописуемость Божественнаго естества, так научил о Себе, что Он и снисшел, и пребывая долу, живя с человеками, был на небе, не отлучался от Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Святитель Ипполит Римский предлагает еще более аллегорическое прочтение данного текста: «Итак, Ревекка, представляя собой образ Церкви, уже тогда прообразовала то, чему предстояло совершиться через ее младшего сына. В самом деле, она говорит ему: пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка нежных и хороших . Исав посылается в поле , как живущий в мире пришелец, Иаков же посылается в стадо , чтобы исполнилось сказанное Господом: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15, 24). А слова Ревекки: возьми мне оттуда два козленка нежных и хороших указали на два призвания, обращенные через Евангелие. В самом деле, хотя мы от начала козлы (поскольку мы все были грешниками), но становимся нежными и хорошими через послушание, будучи оправданы верой в Христа, и более уже не осуждаемся как козлы (Мф. 25, 32), но как овцы , чистой жертвой приносимся Богу в приятное благоухание (Еф. 5, 2) и приуготовляемся в духовную пищу Слову, Которое, совершая нечто подобное в Евангелии, говорит ученикам: у Меня есть пища, которой вы не знаете (Ин. 4, 32)» . Мы с вами уже договорились, что в Писании нет ни одного лишнего слова, поэтому для нас каждое слово имеет смысл, особенно те слова, которые мы сразу не можем понять. Шероховатость в библейском тексте – это подсказка: «Вот здесь остановись, здесь прояви внимание!» Здесь некий намек (ремиз), некая тайна (сод). Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий (Быт. 27, 11). Вот Исав косматый, все эти космы – что они обозначают? Они обозначают Божье благословение, которое имел еврейский народ. Помните, у Самсона волосы были длинные, он был косматый? И когда остригли все эти его космы, он все потерял, потерял свою силу. И вот Иаков, который говорит Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, – это как бы язычник, которого Господь призывает в Церковь в древние времена, и он говорит: «Ну, я же не имею такого благословения, как еврейский народ!» Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; может статься, ощупает меня отец мой; – люди слепые обычно ощупывают лица других людей , – и я буду в глазах его обманщиком, и наведу на себя проклятие, а не благословение (Быт. 27, 11–12).

http://pravoslavie.ru/111494.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010