Преп. Анатолий (Зерцалов) так сказал свой подопечной:     Что ты слаба и неопытна, не унывай, сам твердейший камня Павел учит: «сила бо Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12:9). Ты ли, девочка, посмеешь мыслить, что сама собою что можешь сделать? Бог помощник нам! Если живущую в миру Он не оставил тебя, а научил искать вечных истин (чего мудрецы мира сего и понять не могут), теперь ли Он оставит тебя, посвящающую Ему всю свою жизнь? Не усомнись. Бог любит тебя гораздо больше, чем ты думаешь. И лучший тому знак: ты грустишь, когда дело идет о мирском, и радуешься, когда говорят о духовном. Откуда ты этому научилась? Бог вложил искру в сердце твое. Смотри же, не угашай ее! т.1, с.383].    Все мы нередко ощущаем собственную слабость и неопытность на духовной стезе, и порою невольно задумываемся, а не стоит ли за этой нашей слабостью и неопытностью недостаток внимания к нам со стороны Бога. Старец напоминает, что сила Христа в этой нашей немощи и совершается. Т.е. помимо слабости, которую мы видим и чувствуем, есть и сила, которая превозмогает нашу привязанность к мирскому и дает стремление к духовному. Это стремление не появляется само по себе, но возникает из той искры, которую Господь вкладывает нам в сердце.    Сама эта искра свидетельствует нам, что Бог любит нас и посылает нам то, что для нас наиболее важно. А именно: тягу, интерес, стремление к духовному – т.е. всему, что спасительно для человека. И что в условиях, когда человек имеет свободу выбора, Бог укрепляет нас в правильном выборе, поддерживает наше желание спастись и ведет по пути спасения. Это и означает, что Он любит нас и готов принять нас. Наше же дело – не унывать, когда сталкиваемся с немощью, но хранить и оберегать в себе самое ценное, искру Божию.    Другими словами, мы сами не должны покидать Бога, угашать данный нам от него начаток правильного сознания и понимания происходящего, и стремления к правильной жизни. Если мы не покинем Бога, то и Он не покинет нас. Преп. Анатолий (Зерцалов) так и говорит:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

Видя духовное возрастание о. Анатолия, о. Амвросий выпросил его сначала к себе в помощники, потом в благочинные скита. Это назначение последовало скоро по посвящении о. Анатолия во иеромонахи и, наконец, по просьбе о. Амвросия, о. Анатолий был назначен скитоначальником (1874). Будучи таковым, он входил во все нужды скитской братии и заботился о благосостоянии каждого. Все эти назначения о. Анатолий принимал из послушания своему старцу и нес их смиренно и трудолюбиво. Здесь мы приведем случай, отмеченный Нилусом в его оптинском дневнике, озаглавленном «На берегу Божьей Реки» (изданным в 1916 г. в Тр.-Серг. Лавре). Случай указывает на духовную бдительность, требуемую от скитоначальника. «11-го мая. Заходил сегодня к старцу о. Иосифу, и не дозвонился. Должно быть, пришел слишком рано, и келейники старца отдыхали послеобеденным сном. Подергал я раза три за ручку дверного колокольчика, подождал, прислушался к тишине внутри кельи батюшки… Никто не отозвался на мой звонок. Я уже собрался уходить, как, вдруг, взгляд мой остановился на изречениях подвижников духа, развешанных по стенам первой прихожей кельи старца. Стал читать и, к немалому для себя и даже, – не скрою, соблазну, прочел написанные четким полууставом слова: «Егда внидеши к старцу, то удержи сердце свое от соблазна. Аще даже узриши старца твоего и в блуд впадша, не ими веры и очесам твоим». Дословно ли так я записал эти смутившие меня слова, я не могу поручиться; за точность смысла ручаюсь. И было мне это изречение в соблазн немалый. Хотел я позвониться к отцу своему духовному и старцу Варсонофию, но поопасался потревожить и его послеобеденный отдых. Так и ушел из скита с соблазном в сердце. Хорош тот старец, которого глаза мои застигнут на блудодеянии!.. Очень удобное изречение для ханжей и лицемеров!.. И как только оно могло приютиться в таком месте, как келья наших чистых от всяких подозрений и праведных старцев? Горько мне было …И вдруг я вспомнил… Было это в прошлом октябре. На день памяти одного из великих ветхозаветных пророков были именины одного из старых, почитаемых скитских монахов, сподвижкика и помощника великого старца Амвросия по постройке Шамординского монастыря, отца Иоиля. Я был приглашен на чай к этому хранителю Оптинских преданий. Собралось нас в чистенькой и уютной келье именинника человек шесть монахов да я, мирской любитель их и почитатель. За весело кипящим самоварчиком, попивая чаек с медком от скитских пчелок, повели старцы, убеленные сединами, умудренные духовным опытом, свои тихие, исполненные премудрости и ведения, монашеские беседы…

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Чтобы отвлечь больного от грустных мыслей, переменить дурное настроение, родные иногда предлагают ему некоторые развлечения. Чаще всего это телевизор, компьютерные игры и легкая литература. Такие занятия вполне возможны. Но на некоторое, ограниченное время. Так уж получается, что развлечения очень скоро переходят в удовольствия, от которых трудно отказаться. Особенно больному человеку. Кстати, «нагружать» учебой, чтением, физическими упражнениями, общеполезными делами больного ребенка необходимо. Больной гораздо больше здорового нуждается в постоянном занятии. Именно оттого, что не все ему доступно, больной должен освоить как можно лучше то, что ему по силам. Уход за больными — одно из самых замечательных служений человека. В Древнем патерике рассказывается: Брат спросил старца: «Есть два брата, один безмолвствует в келии, продолжая пост до шести дней в седмицу и много налагая на себя трудов; другой же служит больным. Чье дело более приятно Богу?» Говорит ему старец: «Хотя бы тот брат, который держит пост в течение шести дней, за ноздри подвесил себя, и тогда он не мог бы сравняться с тем, который служит больным». В письме к матери неблагодарного сына свят. Феофан Затворник пишет: «Хоть А. и не стоит того, но Господь по милости Своей, и ради вашей материнской любви, и терпения ради оскорбляющего вас примет уход за ним как уход за Собою». Служение больному особенно благодатно влияет на душу. «Служение больным есть одно из сильнейших орудий хранения чистоты», — писал преп. Анатолий Оптинский (Зерцалов). Неважно, в каких отношениях мы были до болезни с нашим родственником, но если ему нужна наша помощь — послужим ему. Это служение будет к пользе нашей души. Мне вспоминается женщина, много лет жившая в одной квартире со свекровью, которую очень не любила. Не знаю уж, кто там был у них прав, кто виноват, только пришла в дом беда: со старушкой случился инсульт. Хочешь, не хочешь, а пришлось за ней ухаживать. Через силу, с ропотом, иногда со слезами. Потом закончилась жизнь свекрови, закончилось и невольное служение. Только женщина та изменилась. Когда-то замкнутая на своей правоте, своих страданиях и своих добродетелях, она стала терпимее к близким, уважительнее к чужому мнению, мягче.

http://pravmir.ru/v-vashej-seme-bolnoj/

Болеть можешь, сколько угодно, ибо это нам очень полезно, а скорбеть по времени – ибо причины не имеешь, а лучше благодари Бога за Его милости к нам немощным... Если тебя за уединение считают гордою – радуйся. Если мешают молиться, не унывай, а смиряйся. Многогр. И. Анатолий. 30. Иноку неполезно жить в покое 7 августа 1876 г. Мир тебе! Говорил я с батюшкою о твоих скорбных обстоятельствах, но он не очень соизволяет на жительство твое в покое. Общее послушание – есть великое ограждение от многих искушений иноку. Будь же мирна и благонадежна, памятуя, что о тебе помнят в Оптиной и стараются упрочить путь спасения твоего; только ты не спеши, а посиди у моря и подожди погодки. 31. Должно собирать помыслы в терпении 9 сентября 1876 г. Матушка Т., ты скорбишь, что развлекаешься – за чем же дело: собирай помыслы и будешь разумный купец. А если на молитве помыслы рассеваются, то это дело обыкновенное – новоначальным нельзя не рассеиваться. Что касается до смущения твоего от помыслов, то средство одно: терпение и смирение. Мир тебе! Многогр. И. Анатолий. 32. О молитве Иисусовой, ее действии и плодах 12/20 декабря 1876 г. Преподобная мать Т.! Ты меня истинно утешила, когда написала, что молитва для тебя уж не так трудна, как была прежде. Говорю о молитве Иисусовой. И слава Тебе, Господи, снисходящему нашим немощам! Постоянно творить ее тебе еще нельзя. Ибо, пока не вкусит человек (яко благ Господь), трудно непрестанно иметь в сердце Иисуса. Но и за то, что есть, слава Богу! Значит, пока держится молитва, не оставляй ее. А главное – во время молитвы окаявай себя, как недостойную произносить имя, непрестанно славословимое на небеси и на земли, ангелами и человеками. А скорби собирай, как сокровище – ибо это очень способствует Иисусовой молитве. А потому враг и научает и подстрекает всех, кто только может досадить тебе. Я тебя предупреждал давно, что всякий христианин чем больше держится за эту молитву, тем больше озлобляет диавола, не терпящего имени Иисусова и направляющего на такого людей, даже и близких. Я видел девицу, которую отец родной так возненавидел, что хотел убить. Только та проходила умную, – чего тебе нельзя еще.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

У него была одна особенность: он без вопрошания никогда ничего не говорил, подражая в этом древним отцам. «На меня недовольны некоторые, что я мало говорю, – сказал он. – Но для того чтобы утешить скорбящую душу, много и не надо говорить, – надо только дать свободно самому высказаться, не перебивая, и, когда выскажет все свои скорби, уже этим самым и облегчит свою скорбь. К этому остается прибавить только несколько согретых любовью слов и пояснить кое-какие недоумения, и человек после этого видимо укрепляется верою, обновляется душой и снова готов все терпеть» 366 . Несколько слов, сказанных отцом Иосифом, успокаивали взволнованные, мятущиеся души. Здесь много значил его вид: тишина «хлада тонка» изобразилась на его внешности; лицо его излучало мир Христов (что видно даже и на его фотопортретах). Часто его взгляд бывал сильнее слов. Он, как истинный монах, не любил предпочитать одного человека другому, обласкивать кого-то больше другого. Строгость и даже непреклонность проявлялись у него по отношению и к самым близким, но они видели, что за этим стоит любовь во Христе, святая и всегда верная. Люди, жаждавшие простого человеческого утешения, случалось, отпадали от него, считая его равнодушным и холодным. Но со временем и таким открывалось настоящее положение дела – евангельская любовь старца к ближним. Так, отпал от старца один инок, поверив вражескому помыслу, что нет в его духовном отце никакой благодати. Однако этот инок пришел и сказал об этом старцу. Тот спокойно ответил: «Что же, сын мой, удивительного в твоем искушении? Святые апостолы и те усомнились было в вере в Бога и Спасителя, а после своего неверия еще сильнее укрепились в вере, так что уж ничто не могло их отлучить от любви Христовой» 367 . Нельзя было тут иноку не убедиться в правоте старца. Внутренняя жизнь отца Иосифа была сокровенна. Она явственно ощущалась, но в деталях своих мало была кому открыта. Единственно вот келейники его, отцы Севастиан и Анатолий, оба будущие преподобные старцы, знали, что он творит Иисусову молитву, косточками от маслин отмечая количество пройденных «вервиц» (коробочка с ними стояла на столике у его ложа). Он при малейшей возможности принимался читать какую-нибудь из святоотеческих книг, но только на церковнославянском языке. Учение великих аскетов древности сроднилось с его душой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Усердно помолился я в тот день  Богу. Пришел близ полуночи к старцу, а уж он меня ждет одетый. – Пойдем! – говорит. И пошли мы к той калитке, из которой, он видел, ходит ко мне ночью женщина. Стали к сторонке; ждем. Я дрожу, как в лихорадке, и творю молитву Иисусову. И что ж вы думаете? Около полуночи смотрим, калитка в лес отворяется, и из нее выходит закутанная с головой женщина, выходит, направляется прямо к двери моей кельи, отворяет ее и скрывается за ней в моей келье. – Видишь? – говорит батюшка. А я ни жив, ни мертв отвечаю: – Вижу. Подошли к двери, а она заперта. Была перед нашими глазами открыта, а тут, вдруг, заперта!.. Отворяю своим ключом. Входим. Никого! Осмотрели всюду, все норки мышиныя оглядели: нигде никого. Перекрестились тут мы оба, и оба сразу поняли, от кого нам было это наваждение. С той поры о той женщине уже не было никакого разговора». Этот рассказ о. Иоиля вспомнил сегодня, и отошел от меня сразу соблазн на изречение, прочитанное мною в прихожей старца Иосифа. Мне-то ясно это. Ясно ли будет тем, кому попадутся на глаза эти строки?..» К старцу Амвросию, став скитоначальником, о. Анатолий продолжал относиться с тем же почтением, как и прочие, когда бывал у старца, становился перед ним на колени. Однажды о. Амвросий, указывая на коленопреклоненного о. Анатолия, сказал присутствующим: «Рекомендую: вот мой начальник!» Келлия о. Амвросия находилась по правую сторону св. врат скита, а келлия о. Анатолия по левую. К той и другой были пристроены снаружи «хибарки» для приема посторонних посетителей, в особенности женского пола. Все посещавшие о. Амвросия считали долгом посетить и о. Анатолия – иных сам о. Амвросий передавал для духовного руководства о. Анатолию – иные через о. Анатолия обращались к о. Амвросию. К о. Анатолию, еще при жизни о. Амвросия, обращались столь многие, что иногда ему приходилось сразу отвечать на полтораста и более писем, не говоря уже о том, что в хибарке у него постоянно толпились духовные дети, жаждавшие личной беседы. Но вот наступило время основания Шамординской обители. О. Амвросий, прикованный болезненным состоянием к одру и к своей келлии, особенно стал нуждаться в своем помощнике и правой руке – о. Анатолии, который и стал ему самым верным и преданным сотрудником. Его труды охватывали все стороны жизни обители и ее насельниц… О. Амвросий не раз говаривал шамординским сестрам: «Я редко вас беру к себе (на беседу) потому, что я за вас спокоен: вы с о. Анатолием».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Думаю, не Пелагея, так Акулина, или Арина, а мозолить тебя будут. И ни матушки, ни батюшки тебя не спасут. А спасет тебя только один врач, сто раз тебе рекомендо­ванный – терпение. 340. Слова Св. Исаака Сирина об искушениях Получил я письмо твое, преподобная страдалица, в такое время, что и лба-то перекрестить некогда. Даже на ка­ноне нынче не был. И тебе пишу во время великого повечерия. Значит, нужно тебе потомиться. Очень о тебе поскорбел, и к батюшке ходил поведать о жалком положении твоем. На мою жалобу он велел указать тебе 79 слово Св. Исаака Сирина . Я его давно уже не читал, но помню место, которое мне часто указывали (если не носом тыкали). стр. 432: «Искушения, бывающая попущением Божиим на безстудствующих и возношающихся помышлении своими... сия суть: искушения явная бесовская и превыше пре­дела силы душевные сущая, лишение сил премудрости сущия в них, ощущение люто мысли блуда, попущаемые на них во смирение возношения их; еже яритися скоро; еже хотети уставити волю свою; еже любопретися словесы..., еже презираемым ести от человек, и потребляемой быти чести их... еже глаголати и пустословити всегда, и пр. – и сия суть душевная. В телесных же, случаются ему приключения болезненная, пребывающа присно, сплетена и неудобь решима; сретения злых человек; еже впасти в руки человек оскорбляющих; еже множицею страдати тем падения велика, от каменей, от высоких мест и подобных сим, бывающим в сокрушении тела». «...Да не разъяришися на мя, яко глаголю ти истину. Не поискал еси сего когда».... и прочее – прочти сама. Там, впрочем, и врачевание от сея язвы есть. Этот рецепт в конце главы на стр. 435. А без сего врачевания, матушка ты моя, все всевозможные в мире рецепты не помогут тебе. Потому что, если – не говорю Каширский, – даже Московский эскулап всезнающий всеврачующий, постигнет болезнь твою и вылечит боль у щиколки, заболит у колена. И всякая мирская мудрость погонит врачеванием болезнь лишь ближе к сердцу... Сама поймешь результаты успехов мира сего. А яже вра­чевания не от сего мира, суть: очисти внутренняя сткляницы и вся внешняя твоя чиста будут. Сие сказал Господь наш. А не берет...– потерпи! И вся будут! 341. Смирение достигается не сразу. Ложные подозрения не повредят. Уныние от гордости

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Если такая тактика приносит плоды, враг постарается развить свой успех и придать ему систематический характер. Он будет каждое последующее прегрешение преуменьшать все сильнее, как бы расчищая тропу для все более тяжких грехов. В общем, как говорится, «посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». При этом враг будет делать все, чтобы не допустить человека до исповеди. Но и в том случае, когда человек оказался адекватен в отношении содеянного и несмотря на козни врага все же исповедал свой грех, дьявол и тут не оставляет человека. Он приступает с другой стороны, и начинает в нашем сознании «работу по дооценке» совершенного греха. Вызываемая врагом неадекватность связана с неправильным отношением к греху как «непростительному», как к такому, за который Бог непременно накажет. Если врагу удается закрепить в человеке это восприятие или, правильнее сказать, помрачение, тогда он переходит к попыткам ввергнуть в уныние и отчаяние. В такой ситуации надо срочно вспоминать святоотеческое учение о том, что нет греха непрощенного, а есть грех нераскаянный. И что спасительная жертва Иисуса Христа значит много больше, чем любые грехи. Преп. Анатолий (Зерцалов) в одном из писем сказал так: Радуюсь за тебя, М., что поборола врага своего, как радовался полк белоризцев после низложения исполина мурина святым Андреем Юродивым. Да не один полк, а все неисчетные полки Небесных Сил радуются, по слову Самого Господа, о единем грешнице кающемся (Лк. 15:10). Мир тебе и спасение! И благословение Господне отныне и до века. «Несть грех не прощен, точию нераскаянный». Так учат святые отцы. Если бы весь мир был переполнен твоими грехами, то одна капля крови Спасителя все сожжет во мгновение. Собери грехи всего мира, учит Златоуст, они все-все окажутся, как одна капля в безпредельном море т. 2, с. 43]. Покаяние, завершенное исповедью и прощением Иисуса Христа по разрешительной молитве священника – это победа над врагом. Трудность этой победы заключается совсем не в том, что враг якобы может умалить жертву Спасителя или сделать наши грехи, так сказать, равными ей или даже превосходящими ее. Одной капли крови Господа достаточно для того, чтобы сжечь любые грехи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

Ед. хр. 62. Л. 1, 2. Письмо, рук. 380 Как ужасно о Сереженьке! — имеется в виду смерть С. И. Шмелева, сына писателя. 381 “…и Аз воздам…” — Втор. 32:35 . 382 … увлекшись одним врачом… — личность неизвестна, далее упоминается как “Dr. S.”, “врач No 2”. 383 …в форме S.A. — т.е. в форме штурмовых отрядов (Sturmabteilungen) военизированной организации (создана в 1921 г. в Мюнхене) национал-социалистической партии Германии. После 30 июня 1934 г., когда отрядами СС (службы безопасности партии) были убиты лидеры СА (Рем, Гейнес и др.), СА потеряла политическое влияние и была преобразована в подразделение вермахта (1934—1945). 384 Ивик — здесь: ласкательное обращение к И. С. Шмелеву. 385 Зерцалов — сведений о нем нет.  Ед. хр. 62. Л. 8, 9. Письмо, рук. 386 Частных же… — частная медицинская практика русских врачей в Германии была закреплена в 1913 г. имперским судом Германии.  Ед. хр. 8. Л. 43, 44. Письмо, рук. 387 …скрадено у Катулла… — вероятно, Шмелев имел в виду стихотворения римского поэта Гая Валерия Катулла (84—54 гг. до н. э.), в которых соединялись образы любви и вина. 388 “Быть может, чувствий пыл старинный…” — А. С. Пушкин “Евгений Онегин” (Гл. 4). 389 …как у “Demi-vierges” M. Прево. — в романе “Les demi-vierges” (1894, рус. перевод “Полудевы”, 1898) Эжен-Марсель Прево (1862—1941) выступил против слишком свободного сексуального воспитания девушек. Шмелев мог познакомиться с творчеством Прево по собранию его сочинений на русском языке (СПб., 1912. 14 т.). 390 …“рассказ о семье”… — имеется в виду семья Бредиусов. 391 …Betty… — И. С. Шмелев имеет в виду Элизабет Бредиус, сестру Арнольда Бредиуса. 392 Кони — Анатолий Федорович Кони (1844—1927), известный русский адвокат и общественный деятель, член Государственного Совета, почетный академик Петербургской Академии Наук. 393 Венгеров — Семен Афанасьевич Венгеров (1855—1920), критик и историк русской литературы, по его просьбе Шмелев написал автобиографию (1913). 394 Василий Иванович Немирович-Данченко — русский писатель (1848—1936), брат главного режиссера Художественного театра Владимира Ивановича Немировича-Данченко, с 1921 г. в эмиграции. 

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

К разработке своей темы он всюду относится с живым интересом, что по местам заметно сказывается в искренности и убеждённости тона и в картинности изложения. К числу недостатков сочинения следует отнести почти полное отсутствие критики и попыток сопоставления и проверки разнообразных исторических свидетельств, стоящих в противоречии друг с другом. Напр., у автора рассматриваемого труда Валтасар книги пр. Даниила и Валтасар, известный историкам из вне-библейских источников, без дальних рассуждений принимается за одно лицо (198–201 стр.). Между тем, по пр. Даниилу, Валтасар – сын Навуходоносора (5, 2 и др.); а по мнению историков светских, он – сын Набунаида, принадлежавшего к другой династии, бывший при взятии Вавилона только главнокомандующим вавилонского войска, а не царём. Относительно „Киропедии“ необходимо было заметить, что это произведение Ксенофонта не может быть признано историческим исследованием в собственном смысле (см. Ф. Ленорман, Руководство к древней истории Востока до Персидских войн. Тома 2-го вып. 2. Киев, 1878. Стр. 201). В перечне использованных сочинений помещено значительное число трудов мало авторитетных и устаревших. Необходимо поставить на вид автору и то, что он почти нигде не обозначает места и года издания своих пособий. Отчёт о состоянии Братства Преподобного Сергия за 1911 г.//Богословский вестник 1913. Т. 1. 1. С. 33–48 (4-я пагин.) —33— 184 . Богородице-Рождественской, за Смоленскими воротами, ц., священника А.В. Воскресенского: Д. Алексеев – 25 – – N. – 50 – – N. – 25 – – Липская – 25 – – Волков – 25 – – Священник Д. Ромашков – 50 – 50 Леонтова – 25 – – 185 . Богоявленской, в Ямской Дорогомиловской слободе, ц., священника Н.М. Михайловского: Священник С.В. Зерцалов 1 – – – Священник Н.М. Михайловский – – 2 – Священник А.В. Викторов 1 – – – 186 . Борисо-Глебской, на Арбате, ц.. протоиерея о. М.И. Руднева: Протоиерей М.И. Руднев 5 – – – Церковный Староста К А. Шевелев 3 – – – В. В. Думнов 3 – – – 187 . Борнео-Глебской, на Поварской ул., ц„ священника о.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010