Копьёв. – К этому дню священником и церковным старостой были приготовлены четыре иконы Пресвятой Троицы, высокохудожественного письма, в серебряных окладах, украшенных эмалью с надписями на память освящения храма, для поднесения лицам особо много содействовавшим постройке и украшению храма. Именно: 1) потомственной почётной гражданке Александре Александровне Глушковой; 2) потомственной почётной гражданке Клавдии Гавриловне Поповой; 3) потомственному почётному гражданину Ивану Григорьевичу Простякову и 4) Архитектору, много потрудившемуся при постройке храма, Михаилу Павловичу Иванову. Иконы освящены после чтения часов пред литургией; во время литургии и молебного пения они находились на алтаре, на горнем месте, на аналогиях. Предполагалось поднести их означенным лицам в храме же, тотчас после молебна, но как архитектор М.П. Иванов в церкви не был; а другие лица не пожелали публичного чествования, то решено поднести их отдельно каждому в своём доме; что и исполнено тотчас же по литургии священником и церковным старостой. – В 12-ть часов священник и церковный староста были на Троицком подворье у Владыки-Митрополита и принесли ему от себя и прихожан глубокую благодарность за архипастырское внимание и то утешение, какое доставило им служение Его Высокопреосвященства в их храме. В два часа дня был праздничный обед в доме священника для почётных прихожан, близких родных и друзей. Воздав благодарение Господу Богу, даровавшему нам такой дивный, величественный храм, нельзя было не вспомнить и тех лицах, которые принимали горячее участие в построении и благоукрашении его, но не дожили до дня его освящения. Таких трое: 1) Арсений Арсеньевич Глушков (17 марта, 1892 г.) 2) Александр Александрович Первухин (31 мая 1892 г.) 3) Александра Гавриловна Попова (9 января 1894 г.). К ним присоединены ещё восемь человек умерших, от которых были пожертвования на новопостроенный храм. – В пятницу вечером на 23-е сентября было совершено бдение, а в субботу в 9-ть часов заупокойная литургия с паннихидой.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/o...

Покровский, местный благочинный священник Н.А. Копьёв и Петро-Павловской, на Якиманке, церкви И.Ф. Мансветов; ключарь храма Христа Спасителя, протоиерей Н.А. Розанов, наблюдавший за порядком священнодействия, прибыл ранее всех. Народ стал наполнять храм с 8-ми часов; было напечатано и роздано для входа в храм 1500 билетов. В 9-ть часов 10 мин. прибыл Владыка-Митрополит; сослужащие встретили его при входе в храм. После прочтения положенных молитв, священнодействующие облачились в белое глазетовое облачение, возложили на себя запоны, внесли в алтарь стол с вещами потребными к освящению и Владыка благословил начало чина освящения. Изложим кратко порядок, в каком оно совершилось, опуская положенные при этом молитвы и песнопения. Столпы престола (дубовые) окроплены св. водою (окропляются все вещи потребные при освящении); углубления в них для гвоздей напоены воскомастикой; возложена и укреплена на них трапеза (верхняя доска кипарисная); затем весь престол омыт тёплою водою с греческим мылом, отёрт губками и полотенцами, умащен, возлитыми на него, красным вином и розовой водой с ароматами, освящён помазанием св. Мира, одеян в белую полотняную срачицу, крестообразно опоясан и наконец облачён в индитию (возложена шёлковая, штофная одежда голубого цвета); вслед за престолом облачён и жертвенник в белую полотняную срачицу и бронзовую, вызолоченную одежду. При освящении престола освящён и антиминс для него, а также свящ. сосуды, кресты, евангелия, вся напрестольная и алтарная утварь. После сего Владыка окадил кругом престол, жертвенник, алтарь, иконостас и потом весь храм, при чём, вслед за ним, один из архимандритов (Власий) окроплял иконы и стены св. водой, другой (Товия) крестообразно помазывал св. Миром стены храма в четырёх местах – на четыре стороны света. Возвратившись в алтарь, Владыка возжег свечу на горнем месте за престолом, роздал свечи предстоящим, благословил брать иконы и с крестным ходом вышел из алтаря. Св. мощи для возложения в антиминс и под престол находились в Никольском приделе на престоле; туда и направился крестный ход.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/o...

2 сентября священник В.Ф. Руднев и церковный староста Я.И. Простяков были у Владыки Митрополита и просили его об освящении. Он изъявил согласие освятить, но только в один из дней будничных: так как до половины октября все воскресные и праздничные дни у него уже были предназначены для других неотложных служений. Днём освящения избрано, с согласия Владыки, 21 сентября – четверг. 19 сентября ранним утром, по вызову Владыки-Митрополита, священник Руднев был у него и получил подробные распоряжения относительно чина освящения храма; при чём Владыка сообщил священнику, что прихожане в день освящения подносят ему драгоценный крест, который он сам возложит на него после освящения перед литургией, при этом скажет несколько слов. Священник представил ему свою проповедь на день освящения храма; Владыка прочитал и благословил произнести, но прибавил: «если буду чувствовать себя в силах, скажу я поучение; если не буду говорить, вы говорите после приобщения». 20 сентября всё потребное к освящению храма было готово и, как требует устав, было выставлено на особом столе за амвоном. 4 В 3 1/2 часа была совершена малая вечерня; служба отправлялась Св. Троице, обновлению храма и отданию Воздвижения. Всенощное бдение при многочисленном стечении народа совершено приходским священником среди храма с протодиаконом Успенского собора А.З. Шеховцевым; пел хор Чудовских певчих почти в полном составе; на литию и величание выходили: наместник Донского монастыря архимандрит Власий, местный благочинный Н.А. Копьёв и священники: И.Ф. Мансветов и В.В. Руднев; начатое в 6-ть часов бдение окончилось в 9 1/2 часов. Храм снаружи был прекрасно иллюминован; ночь была тихая, тёплая. 21 сентября литургию раннюю в нижней церкви совершал священник с. Ховрина В.В. Руднев. В 8-мь часов в новом храме приходским священником совершено водоосвящение; к 9-ти часам собралось духовенство для освящения и служения литургии; были приглашены: наместник Чудова монастыря архимандрит Товия, наместник Донского монастыря архимандрит Власий, протоиерей Казанской, у Калужских ворот, цервки В.Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/o...

Настойчивость ачинцев оказала воздействие. В городе, окрестных деревнях: Мазульской, Нагорновской, Красновской – организуется сбор данных о числе жителей для образования будущего прихода. Из 167 горожан, пожелавших дать средства на строительство новой Церкви, выделяются купкц Алексей ильин Чеглов и мещанин Сергей Копьёв, фвмилиями которых впоследствии были названы улицы города. В результате 19 августа 1823 года вышел указ «О дозволении устроить просимую в городе Ачинске, за рекой Тебдяткой, вновь каменную церковь». А 10 августа 1826 года епископ Иркутский, Нерченский и Якутский Михаил, проезжая через Ачинск, «заложил во имя Казанской Божией Матери трёхпрестольный храм». В сентябре этого же года А. Хворостов заключает контракт с мастером каменных зданий, енисейским мещанином Иваном Ивановым сыном Ишимцовым «о возведении означенного храма со всею отделкою, кроме иконостаса и крылосов». Об авторе проекта точных сведений нет. Но в контракте указывается, что контроль за соблюдением проекта возложен и со стороны архитектора. Им был первый енисейский губернский архитектор П. Ф. Воцкий. О ходе строительства известно, что к концу февраля 1830 года «церковь Казанской Божией Матери выстроена и купол покрыт листовым железом, колокольня же и другие подобные одна другой на углах церкви малые купола не начаты по рисунку архитектора в нужных местах, колонны тоже не начаты, снаружи церкви и внутри оной не щекатурено, кроме одного придела Вознесения Господня; в средней же, то есть Казанской, полов не имеется, оконниц в церкви также не имеется; иконостас один сделан, иконы же пишет в Красноярске живописец мещанин Стефан Белозеров, суммы употреблено на строительство сей церкви 11874 рубля 91 копейка». В октябре 1830 года один из трёх приделов, Вознесенский, был освящён, «хотя сам храм не приведён строением к окончанию». В июле 1831 года был закончен и освящён центральный придел – Казанской Божией Матери. Осенью 1832 года умер Алексей Хворостов, посвятивший последние десять лет своей жизни возведению храма, показавший потомкам замечательный пример русского мастерства и служения благой цели. Прихожане избрали вместо умершего на должность строителя брата его Стефана Данилова Хворостова, купца, который ещё в 1818 году владел заводом по производству мыла с годовым доходом 10000 рублей. Ему и предстояло окончить колокольню и ограду церкви. В начале декабря 1832 года освящается последний из трёх приделов Казанской церкви – Святого Великомученика и Победоносца Георгия…

http://sobory.ru/article/?object=12486

Преподобный Никон давал такое определение скорби: «Скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли». Преподобный Иосиф учил: «Немного таких людей, которые терпят скорби и гонения за одну благочестивую жизнь, по сказанному от апостола:“Вси, хотящии благочестно жити, гоними будут”. Все же остальные терпят скорби и болезни для очищения прежних грехов или для смирения горделивого мудрования и для получения спасения». Преподобный Анатолий (Зерцалов) называл три причины скорбей и искушений: «Для того, чтобы мы, во-первых, осознали свою немощь и смирились; во-вторых, для того, чтобы, увидавши свое бессилие и приражения врага, обратились к Богу, Помощнику в скорбях, обретших ны зело; а третье и главное – чтобы мы, перешедши огнь и воду, сделались искусны». Все скорби наши нужно рассматривать с точки зрения вечности Оптинские старцы напоминали нам, что все наши скорби нужно рассматривать не с точки зрения кратковременной земной жизни, а с точки зрения вечности, в которой будет жить наша душа. Преподобный Антоний объяснял, что в Царство Божие нельзя попасть без смирения, а смирению можно научиться только на практике: «Без смирения в духе спастися невозможно; а смирению от одних слов научиться нельзя, потребна практика, чтобы кто трепал нас и мял и выколачивал кострику (строптивость), без чего и в Царствие Божие попасть нелегко, которое многими скорбями приобретается». Великий Оптинский старец Амвросий напоминал, что настоящая жизнь есть только приготовление к жизни будущей и без скорбей невозможно получить блаженную участь в будущей жизни: «Всегда люди жаловались на различные скорби и напасти и болезни, а в настоящее время, кроме других скорбей, все почти жалуются и на тяжелые обстоятельства. И удивляться этому не должно. Настоящая жизнь есть не что иное, как приготовление к жизни будущей». «Главное средство ко спасению – претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны, по сказанному в Деяниях апостольских: “Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное”».

http://pravoslavie.ru/61029.html

Преемниками старца иеросхимонаха Льва (Наголкина) стали иеросхимонах Макарий (Иванов), иеросхимонах Амвросий, иеросхимонахи Анатолий (Зерцалов) и Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков), иеросхимонах Анатолий (Потапов). Последний великий оптинский старец иеросхимонах Нектарий (Тихонов) скончался в 1928 году. Старчество для оптинских иноков стало их церковным, общественным послушанием, служением. Они не только помогали обращавшимся к ним найти ориентиры в жиз­ни, но терпеливо, с великой любовью к своим чадам ду­ховным вели их к Дому Отчему. «Несть греха побеждающего милосердие Божие, хочет бо всем спастись и в разум истинный приидти, — писал в од­ном из своих писем преподобный Амвросий Оптинский. — Поэтому отложи свое неразумное отчаяние и старайся со­блюдать заповеди Божий; а в чем согрешишь, кайся и ис­правляйся. Все скорби, постигающие тебя, терпи по слову Божию: в терпении вашем стяжите души ваши, и, претерпевый до конца, той спасен будет. На домашних гнева не держи, а молись за них и за всех ненавидящих и обидящих тебя; милостью Божиею спасешься, аще сотворишь сие, то есть, заповеди Божии». Оптинское старчество соединило в себе духовные традиции иночества русского от самых первых веков христианского просвещения Русской земли и традиции иночества афонского, которые принесли в Россию ученики преподобного старца Паисия Величковского. Под руководством их выросло целое поколение насельников скита. Письма оптинских старцев приобщают нас к этому великому духовному наследию. Они помогают на нашем, подчас скорбном, пути. «Читайте эти письма, — говорил о письмах старца Макария преподобный Амвросий Оптинский. — Не сомневаюсь, что в них найдете вы себе обильное назидание и утешение в ваших скорбях и разрешение встречающихся вам недоумений». В скиту Оптиной пустыни сложилась своя особая эпистолярная традиция, соединившая традиционный жанр духовного послания и жанр частного письма уже нового времени, с присущей последнему психологической и историко-бытовой конкретностью.

http://pravoslavie.ru/5923.html

– Отец Нектарий, прими послушание. И тогда батюшка согласился. Отец Венедикт поддержал этот выбор, но, когда преподобный Нектарий стал уже старцем и поселился в хибарке старца Амвросия, решил испытать его. Приехав в монастырь, он послал сказать ему, что требует его к себе. А преподобный Нектарий не идет: «Я столько лет в скиту живу и никуда не выхожу и идти не способен». Тогда отец Венедикт посылает вторично и велит сказать, что благочинный монастырей требует его к себе. Тут батюшка сразу пришел в монастырь и поклонился отцу Венедикту в ноги, а тот смеется и говорит: «Я благочинный и в ноги тебе кланяться не стану, а до земли поклонюсь». Потом они стали дружески беседовать». А вот какое краткое упоминание находим об отце Венедикте и старце Иосифе из уст старца Варсонофия (Плиханкова) : «Я относился к нему (отцу Иосифу) как к своему начальнику, на все безусловно я брал от него благословение, например выйти из Скита и прочее. Я только перестал открывать ему помыслы, а стал открывать их отцу Венедикту, и то решился на это не иначе, как с благословения отца Иосифа. Я веровал, что через него, как через поставленного на сие место, действует благодать». Об отце Варсонофии батюшка как-то кратко заметил, что его они считали очень ученым, и в словах его сквозило такое чувство смиренного уважения и предпочтения человека простого, необразованного по отношению к человеку не только духовному, но и многосторонне образованному, словно он был из какой-то совсем иной сферы. В 1891 году скончался духовный руководитель отца Венедикта – преподобный Амвросий, а вслед за ним его сподвижник, ученик и преемник отец Анатолий (Зерцалов) . Вот что написано в книге протоиерея Сергия Четверикова «Оптина пустынь»: «Впрочем, не прекратилась та линия старчества, во главе которой стоял отец скитоначальник Анатолий. Его преемником по должности скитоначальника стал отец Венедикт. Отец Венедикт был воспитанником Смоленской духовной семинарии и некоторое время был мирским священником в своей Смоленской епархии. Он отличался благоговейной жизнью, а, овдовев, по совету отца Амвросия поступил в Оптину пустынь, где исполнял обязанности письмоводителя при старце. Под руководством отца Амвросия и отца Анатолия он сам приобрел духовную опытность и стал полезным руководителем для своих духовных детей. Еще при жизни старца Амвросия он исполнял обязанности духовника шамординских сестер и остался им впоследствии. Окончил он свою жизнь в сане архимандрита настоятелем Боровского Пафнутьева монастыря». А отец Венедикт нашел себе достойного преемника в лице схиархимандрита Амвросия (Иванова) .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Balab...

26 авг. 1811 г. еп. Евлампий освятил больничную ц. Владимирской иконы Божией Матери (1809-1811) - крестообразный храм с полукружными концами (в полукружиях устроены 6 келий для больничной братии). В 1854 г. к этому зданию с зап. стороны во всю длину его лицевого фасада сделали пристройку в виде флигеля с мезонином. Середина пристройки стала притвором церкви, над ней поставили особую главку с крестом. В 1832-1839 гг. мон-рь был окружен каменной оградой с 7 башнями и 2 въездными воротами, территорию расширили на юг и на запад, и она имела в плане форму квадрата. Св. ворота располагались в зап. башне с шатром, увенчанным фигуркой трубящего ангела. Они выходили к р. Жиздре, месту стоянки монастырского парома. Зап. башня находилась на одной оси с колокольней и Введенским собором. Т. о., входя в мон-рь, человек проходил через двое ворот - Св. ворота под башней и ворота под колокольней, к к-рым вела многопролетная лестница, и оказывался перед папертью собора. В 1858 г. освящен храм прп. Марии Египетской и прав. Анны. Он появился в результате реконструкции старой трапезной, возведенной в 1822-1824 гг., и был выполнен в стиле классицизма. На крещатое здание был водружен восьмерик с одной главой, в 1885 г. устроен придел свт. Амвросия Медиоланского и блгв. кн. Александра Невского (на средства старца Амвросия, в честь его святых покровителей). С появлением новой церкви монастырские храмы вместе с колокольней образовали в плане крест с Введенским собором в центре. В XIX в. появилось много других построек: корпуса для монахов, новая трапезная, гостиничные корпуса для паломников разных сословий, б-ка, книжная лавка, рухлядная и др. В целом в монастырском ансамбле доминировал белый цвет, Концевич сравнивал О. п. с белым городом-кремлем ( Концевич. 2008. С. 91, 93). Внутри мон-ря в нач. XIX в. был разведен фруктовый сад. На территории мон-ря находилось кладбище, на котором похоронены: И. В. и П. В. Киреевские, тетя и воспитательница Л. Н. Толстого А. И. Остен-Сакен, мон. Андрей (Петровский), в миру генерал-майор - участник Бородинского сражения; благотворители мон-ря: А. С. Ртищева, Е. А. Поливанова, А. И. Желябужский, семья Брюзгиных и др. В основном захоронения располагались вокруг Введенского и Казанского соборов, рядом с Введенским храмом похоронены оптинские старцы: Лев, Макарий, Амвросий, Иларион, Анатолий (Зерцалов), Иосиф, Варсонофий и Анатолий (Потапов), над могилами большинства из них были возведены часовни. Настоятелей погребали непосредственно во Введенском и в Казанском соборах.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

6 . Алфавит духовный. Святитель Иоанн Златоуст : Сборник. – М.: Издательство Православного братства св. апостола Иоанна Богослова, 2005. – 608 с. 7 . Алфавит духовный. Святой праведный Иоанн Кронштадтский . – М.: Издательство Православного братства св. апостола Иоанна Богослова, 2005. – 544 с. 8 . Амвросий (Гренков А. М.), собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия: [К монашествующим и мирянам: в 3 ч.]. – М.: ООО «Синтагма» – Паломник, 1997. – 617 с. 9 . Анатолий (Зерцалов А. М.) Собрание писем преподобного Оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия Зерцалова . – Козельск: Свято-Введенская Оптина пустынь, 1998. – 306 с 10 . Божий инок. – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2009. – 400 с. 11 . В Псково-Печерском монастыре./Под ред. В. Ю. Малягина. – М.: Отчий дом: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2001. – 207 с. 12 . Вениамин (Милов) , еп. Пастырское богословие с аскетикой. – М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. – 350 с. 13 . Видевше свет вечерний. Встреча со старцем. – Псково-Печерский монастырь, 2004. – 160 с. 14 . Георгий Нейфах, прот. Промысел Божий и человеческая свобода. – М.: Правило веры, 2009. – 432 с. 15 . Добротолюбие: В 5 т. Пер. свт. Феофана Затворника . – Сергиев Посад, 1993. 16 . Душеполезные поучения Оптинских старцев. – Издание Введенской Оптиной пустыни, 2006. – Т. 1 – 688 с. 17 . Душеполезные поучения Оптинских старцев. – Издание Введенской Оптиной пустыни, 2006. – Т. 2 – 592 с. 18 . Жизнеописание священномученика иерея Сергия Мечева , составленное его духовными чадами.//Надежда. Душеполезное чтение. Вып. 16. Базель – Москва, 1993. – С. 82, 85. 19 . Житие и поучения иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) . – Козельск: Свято- Введенская Оптина пустынь, 1994. – 351 с. 20 . Житие иеромонаха Никона. – М, 1996. 21 . Земной ангел и небесный человек. Жизнь и труды старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . Автор-сост. архим. Тихон (Секретарев). Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2006. – 116 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Святые отцы перечисляют около семи духовных причин болезней. Об одной из причин они говорят: «Став праведными, святые претерпевали искушения или по причине каких-то недостатков, или чтобы получить большую славу, потому что обладали великим терпением. И Бог, не желая, чтобы излишек их терпения оставался неиспользованным, попускал им искушения и болезни». Еще в молодости, во время поездки в Калугу для рукоположения в иеромонахи, преподобный Амвросий, изнуренный постом, схватил сильную простуду и тяжело заболел. С тех пор старец уже никогда не мог поправиться. Здоровье у него оставалось настолько слабым, что в 1846 году его по болезни вывели за штат. Всю оставшуюся жизнь он еле передвигался, страдал от испарины так, что переодевался по несколько раз в сутки, не выносил холода и сквозняков, пищу употреблял только жидкую, в количестве, которого едва бы хватило трехлетнему ребенку. Несколько раз он бывал при смерти, но каждый раз чудесным образом, при помощи благодати Божией, возвращался к жизни. Находясь в такой немощи, старец нес подвиг духовного окормления многочисленных чад и паломников, исцелял больных, молился за страждущих, наставлял и помогал духовным советом. Старец принимал у себя в келье толпы людей, никому не отказывал – народ стекался к нему со всех концов страны. Вставал он в 4–5 часов утра, звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Затем старец молился один. С 9 часов утра начинался прием посетителей. Часа в 2 преподобному приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня и возобновлялся прием страждущих, который длился до самой ночи. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался наконец один. Так в течение более 30 лет, изо дня в день, преподобный Амвросий совершал свой подвиг служения ближним. Преподобный Анатолий (Зерцалов) также пережил много скорбей. Будучи иноком, он жил в угловой башне монастыря. От непривычки мало спать, от неудобных помещений и непривычных трудов в обители у молодого человека стала очень болеть голова. Иногда целыми днями лежал он с больной головой, и некому было подать ему воды; часто оставался и без пищи, когда на трапезу ходить не мог. А внизу в башне было место, где кололи дрова. Этот стук еще более отягощал положение больного.

http://pravoslavie.ru/61847.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010