М., 1900; Казанская Амвросиевская женская пустынь и ее основатель Оптинский старец иеросхимонах Амвросий. Шамордино, 1908; Поселянин Е. Детская вера и Оптинский старец Амвросий. СПб., 1901. Эпистолярное наследие преподобного Амвросия: Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Сергиев Посад, 1906; Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. 1–2. Сергиев Посад, 1908–1909. Преподобный Анатолий Оптинский (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов, † 1894; память – 25 января/7 февраля) родился 24 марта 1824 года в селе Боболи Калужской губернии, в семье диакона Моисея Копьева. Окончил духовное училище в Боровске и Калужскую духовную семинарию, в которой получил новую фамилию вместо родительской – Зерцалов (что было в обычае того времени). В юности отличался слабым здоровьем, но с самого раннего возраста стремился к монашеству. После окончания семинарии служил в Казенной палате. Получив чудесное исцеление от чахотки, в 1857 году пришел в Оптину пустынь вместе с матерью, которая вручила своего единственного сына попечению старца Макария. Под руководством этого опытного подвижника Алексей стал учиться Иисусовой молитве. Во время послушничества перенес немало скорбей: тяжелый труд на послушаниях, неудобство жилья, грубость в обращении со стороны некоторых из братии. Все сносил с кротостью. После кончины отца Макария Алексей Зерцалов подвизался под руководством преподобного Амвросия. 17 ноября 1862 года принял постриг. Будучи еще иеродиаконом, с благословения преподобного Амвросия беседовал с богомольцами в монастырской гостинице и утешал скорбящих. В 1870 году рукоположен во иеромонаха. В 1874 году назначен скитоначальником и братским духовником. Отличался сострадательностью, милосердием и добротой, любил и ценил красоту Божиего мира. 15 октября 1893 года тайно принял схиму. Почил 25 января 1894 года. Мощи покоятся во Владимирском храме Оптиной пустыни. См. о нем: Воспоминания о старце иеромонахе Анатолии, скитоначальнике Оптиной пустыни (из записок сестер Казанской Амвросиевской женской пустыни).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Старец Амвросий дал разъяснение и относительно пределов времени в человеческой жизни: Господь долго терпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление с.239]. Человек уходит из жизни не тогда, когда он устал жить и страдать, а тогда, когда Бог выявил его дальнейший статус. Многие страдания Господь посылает своим избранникам ради их высокой доли в Царстве Небесном. Оптинским старцам это было известно, как никому другому. Преподобный Анатолий (Зерцалов) (1824–1894) говорит так: Скорбей у Бога не проси, а пошлет – терпи. В скорбях сокровенна есть милость Божия! с.276–277]. Сокрыта в скорбях милость Божия! Вот почему все Оптинские старцы так много писали и говорили о скорбях. В их учении о воле Божией скорби (болезни, немощи, недоумения и т.д.) раскрываются как инструмент исправления и совершенствования человека Богом, Его труда над человеком по освобождению последнего от пороков и греховных привычек. Преп. Анатолий «Старший” (Зерцалов) уделил в своих наставлениях много внимания этому вопросу. Он говорил о необходимости быть готовым встретить скорби тем, кто полюбит молитву Иисусову – ибо враг не оставит без отмщения эту нестерпимо жгучую для него молитву. Но одновременно старец заповедовал «скорби собирать как сокровище”, поскольку это очень способствует Иисусовой молитве. В этих наставлениях ярко выразилось понимание Оптинскими старцами роли скорбей в осуществлении воли Божией в человеческой жизни. Можно отметить несколько моментов этого понимания: 1 . Неизбежность и неустранимость скорбей. Ссылками на Священное Писание и собственными разъянениями старцы учили, что скорби хотя и неприятны, но играют такую же роль, как телесная боль – т.е. указывают на болезнь души, которую надобно врачевать. И до уврачевания души скорби будут посещать человека, хотя Господь по своей милости дает и утешение в скорбях. 2 . Стремление к отсутствию скорбей неправильно, ибо по сути такое стремление является отказом от духовно-нравственного совершенствования, следовательно – отказом от исполнения воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/ucheni...

   Старец Амвросий дал разъяснение и относительно пределов времени в человеческой жизни:     Господь долго терпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление с.239].    Человек уходит из жизни не тогда, когда он устал жить и страдать, а тогда, когда Бог выявил его дальнейший статус. Многие страдания Господь посылает своим избранникам ради их высокой доли в Царстве Небесном. Оптинским старцам это было известно, как никому другому.    Преподобный Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) говорит так:     Скорбей у Бога не проси, а пошлет – терпи. В скорбях сокровенна есть милость Божия! с.276—277].    Сокрыта в скорбях милость Божия! Вот почему все Оптинские старцы так много писали и говорили о скорбях. В их учении о воле Божией скорби (болезни, немощи, недоумения и т.д.) раскрываются как инструмент исправления и совершенствования человека Богом, Его труда над человеком по освобождению последнего от пороков и греховных привычек.    Преп. Анатолий «Старший” (Зерцалов) уделил в своих наставлениях много внимания этому вопросу. Он говорил о необходимости быть готовым встретить скорби тем, кто полюбит молитву Иисусову – ибо враг не оставит без отмщения эту нестерпимо жгучую для него молитву. Но одновременно старец заповедовал «скорби собирать как сокровище”, поскольку это очень способствует Иисусовой молитве.    В этих наставлениях ярко выразилось понимание Оптинскими старцами роли скорбей в осуществлении воли Божией в человеческой жизни. Можно отметить несколько моментов этого понимания: 1. Неизбежность и неустранимость скорбей. Ссылками на Священное Писание и собственными разъянениями старцы учили, что скорби хотя и неприятны, но играют такую же роль, как телесная боль – т.е. указывают на болезнь души, которую надобно врачевать. И до уврачевания души скорби будут посещать человека, хотя Господь по своей милости дает и утешение в скорбях. 2. Стремление к отсутствию скорбей неправильно, ибо по сути такое стремление является отказом от духовно-нравственного совершенствования, следовательно – отказом от исполнения воли Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

4)‹‹Доказательства непоколебимости и важности святой, соборной, апостольской и кафолической Церкви Восточной, из разных старопечатных книг и их других достоверных церковных писаний собранные, для убеждения глаголемых старообрядцев, Козельской Введенской Оптиной Пустыни грешным иеросхимонахом Иоанном›› (М., 1849): 5)«Преподобного отца нашего Нила Сорского предание ученикам своим о жительстве скитском›› (М.. 1849); 6)«Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников›› (М., 1852)]. 405 [Филарет, св. митрополит Московский и Коломенский (1782–1867). Действительный член Императорской Российской академии (1818), почётный член (1827–1841) Императорской академии наук, с 1841 г. – ординарный академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX-ro в. В 1994 г. Русской Православной Церковью прославлен в лике святых в святительском чине. Находился с духовном общении с преп. оптинскими старцами: Львом, Макарием, Амвросием. Всячески поддерживал переводческую и издательскую деятельность Оптиной Пустыни, сам участвовал в переводе и толковании наиболее сложных мест. Высоко оценивая роль святителя Филарета в издании творений Исаака Сирина , свт. Игнатий (Брянчанинов) писал: ‹‹Всё монашество российское обязано благодарностью этому архипастырю за издание отеческих книг Оптиной Пустынью. Другой на месте его никак бы не решился дать дозволение на такое издание, которое едва ли уже повторится. В своё время книги, изданные Вашею обителью, будут весьма дороги и редки››(Из письма о. Игнатия (Брянчанинова) о. Макарию от 20 ноября 1857 г./Святитель Игнатий (Брянчанинов) Странствие ко вратам вечности: персписка с оптинскими старцами и П. П. Яковлевым, делопроизводителем свт. Игнатия. М., 2001. С. 78)]. 406 [Анатолий иеросхимонах, преп. оптинскнй старец (6 марта 1824 – 25 января 1894 г.). В миру Алексей Моисеевич Копьев-Зерцалов, из духовного звания. Закончил Боровское духовное училище и Калужскую семинарию по первому разряду, где получил фамилию Зерцалов. 31 июля 1853 г. поступил в Оптину Пустынь. В число братства определён 20 июня 1857 г. 17 ноября 1862 г. пострижен в монашество. Рукоположен в иеродиакона 5 июня 1866 г., в иеромонаха – 7 сентября 1870 г. 13 февраля 1874 г. определён братским духовником и скитоначальником. Находился под духовным руководством преп. Макария и преп. Амвросия. Был духовником Шамординской обители. Имел дар Иисусовой молитвы. Преп. Амвросий говорил о нём: ‹‹Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысяч дается››. В 1893 г. тайно пострижен в схиму. В 1996 г. прославлен в лике местночтимых святых, общецерковное почитание установлено в 2000 г. Мощи старца обретены 8 июля 1998 г. и ныне покоятся в Оптиной Пустыни в храме-усыпальнице в честь Владимирской иконы Божией Матери].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

В деревне все на виду и на слуху; кто жалел, а кто осуждал Зерцалова — что за мужик, нет бы положил конец прелюбодейству! Но Василий лишь скрипел бессильно зубами: вроде муж и не муж, а так — сожитель. Заикнулся несмело — Мария сходу заявила: под венцом перед Богом с тобой не стояла и записи о нашей совместной жизни нигде нет. Вольная птица, свободная женщина. Митьке вот только скоро она наскучила, наигрался парень вволю, а в жены брать белоручку — Боже упаси! Да и вроде она замужняя… Мария, опять же по совету новых своих подружек, сходила к знахарке и приползла потом домой чуть живая. Василий уж думал — все, хлопотал над ней, позабыв обиды, отпаивал с ложечки, доктора из города пригласил. Супружницу удалось выходить. Присмирела она, замкнулась в себе и, случалось, иной день Василий слова от нее не слышал. Но стоило однажды вспыхнуть мелкой ссоре, как попрекнула: - Зря со мной водился-то… Лучше было б мне за матушкой вослед. Зерцалов, уйдя из дому, долго, дотемна, сидел тогда, разведя костер, на берегу речки. Хотелось куда-нибудь уехать, но куда? Кому он был нужен?.. И никак не ожидал, что мог Марии так опостылеть. Любил ли сам ее? К той девочке, в горячке беспомощно разметавшейся по кровати, пробудилось чувство, но, когда он решил опекать семью расстрелянного им человека, остаться с ней, исполнение долга возобладало над всем. Даже заглушило ощущение вины… Поначалу он втайне гордился своим поступком, и ему не могло придти в голову, что через несколько лет он может оказаться просто-напросто лишним. Василий посмотрел на насупившийся за речной излучиной в подступавшей темноте вековой ельник, вздохнул, пытаясь отогнать мрачные мысли. Теперь вот, не по один год, не бродил в чащобе, не искал каменного креста, безымянной могилы. Не желал, видно, преподобный Григорий место указать. Или время еще не приспело?.. Вернувшись, Василий в избу не заходил, лег в сенцах на постель из соломы и, не успел глаз сомкнуть, как раздался требовательный стук в дверь. - Зерцалов? Собирайся! Ввалившиеся мужики в штатском перевернули вверх дном все в доме и втолкнули Василия в «воронок», оставив растерянную и перепуганную Марию.

http://azbyka.ru/fiction/pozhinateli-plo...

Господь даровал ему жизнь, и вскоре, в июле 1853 года, получив родительское благословение, Алексий Зерцалов пришел в Оптину пустынь. Старец Макарий сказал матери будущего инока: «Благословенна ты, добрая женщина, на такой хороший путь отпустила сына!» С этого дня преподобный старец Макарий стал руководить духовной жизнью молодого послушника. Свой иноческий путь в стенах обители Алексий Зерцалов проходил под руководством двух великих старцев — преподобного Макария и преподобного Амвросия. 17 ноября 18 62 года Алексий был пострижен в монашество с именем Анатолий. Старец Макарий проявлял особую любовь и заботу о молодом послушнике, стремясь закалить его дух в терпении и создать в нем доброе иноческое устроение. Первое послушание, по оптинскому обычаю, ему было назначено на кухне. После непривычных тяжелых трудов спать ему приходилось прямо на дровах, да и то не более одного часа. Кроме того, терпение его испытывалось частыми переходами из одной кельи в другую. Послушник Алексий был очень аккуратный и любил чистоту. Дадут ему келью, он прежде всего всю ее вымоет, вычистит и начнет жить. Поживет немного, а его переводят в другую, только что там обустроится, опять переводят в новую. Не возражая, он покорно брал все свои пожитки: иконочку, войлок и книги и переходил в новую келью. Так, среди трудов, чтения святоотеческих книг и откровения каждой мысли перед старцем, в тишине монашеской кельи, развивалась та духовная опытность, которая впоследствии поставила его в один ряд с великими Оптинскими старцами. Старец Макарий, видя в нем особенное расположение к молитвенному подвигу, сам стал обучать молодого послушника молитве Иисусовой, который с тех пор в свободное время уходил в лес и там молился в уединении. Незадолго перед своей кончиной старец Макарий поручил своего послушника Алексия старцу Амвросию. Некоторое время Алексий нес послушание на клиросе, но недолго. Регенту не нравилось, что его подчиненный более его сведущ в пении, и он не благоволил к послушнику. Однажды Алексий заметил неправильность в пении, и регент пожаловался архимандриту, что он его учит. Алексия сейчас же послали на кузницу. Взяв свою свитку, он безропотно пошел на новое послушание. В кузнице была узкая и короткая скамья для сна, на которой он едва помещался. Ляжет, закроется свиткой с головой — ногам холодно, ноги закроет — голова зябнет. Так, путем этих мелких, но тяжелых испытаний, вырабатывался в нем дух смирения и терпения, кротости и твердости.

http://pravoslavie.ru/6131.html

Прп. Антоний Оптинский с. 238] Молитесь Господу, да устроит Он полезное о вас; а дотоле, пребывая в мире, пекитесь о заповедях Божиих. В недоумении к Нему прибегайте, и Он не попустит… впасть в бездну греховную или в пропасть безнадежия, но устроит все во благо. Прп. Макарий Оптинский с. 160] Молиться не забывай. Помни русскую пословицу: «Без Бога ни до порога». Постоянно держи Иисусову молитву. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 261] Для избежания скорби, тебя отягчающей, потребно и необходимо молиться за ту особу, на которую скорбишь… Молиться так имеешь евангельскую заповедь от Самого Господа, глаголющего: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте кленущия вас и молитесь за творящих вам напасть и изгоняющия вы (Мф. 5, 44). Без такой молитвы нельзя избавиться от скорби и успокоиться. А когда будешь молиться с верой и усердием, то и особа эта к тебе может перемениться на лучшее. Прп. Амвросий Оптинский с. 159] Хотя сами на себя и никак не можете надеяться, но, сознавая свою немощь и призывая Бога в помощь, избавитесь от стрел лукавого, коими он будет… уязвлять плотским сладострастием. Прп. Макарий Оптинский с. 198] Для успокоения своего прочитывайте… девяностый псалом, в коем Дух Святой говорит: Не приидет к тебе зло, и беда не приближится селению твоему (Пс. 90, 10). Прп. Антоний Оптинский с. 89] Молись всегда: ходя, лежа, вкушая – и… Господь пребудет с тобою навсегда. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 43] Призывайте в помощь Господа, отнюдь не надеясь на свои силы, – и узрите победу Прп. Макарий Оптинский с. 161] Когда в будни нельзя бывать в Церкви, пораньше вставай и прочитывай что-нибудь молитвенное в свое утешение. Прп. Амвросий Оптинский с. 56] [Стоит – ред.] прибегать со смиренною молитвою ко Господу Богу, как и святой Давид говорит: Бог нам прибежище… от скорби (см. Пс. 31, 7). Прп. Антоний Оптинский с. 95] Молитесь Богу и Его Пречистой Матери, да устроит Господь судьбу вашу по святой Его воле. Прп. Макарий Оптинский с. 198] О… детях ваших усердно молитесь, чтобы Господь устроил о них полезное и спасительное, имиже весть судьбами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1895 год. Книга третья I. Материалы исторические 1. К материалам о ворожбе в древней Руси. Сыскное дело 1642–1643 гг. о намере-нии испортить царицу Евдокию Лукьяновну. Сообщил Действит. Член А.Н. Зерцалов 2. Древний Сосенский стан Московского уезда. Д. Шеппинга 3. Летописец русский (Московская Летопись 1552–1562 гг. По рукописи, принад-лежащей А.Н. Лебедеву). Сообщил Андрей Лебедев 4. К материалам по истории Грузии XI-XII вв. Сообщил Ф. Жордания II. Материалы историко-литературные 1. Опись библиотеки Московского Успенского собора. Сообщил пресвитер Г.И. Истомин 2. Памфлет Г.П. Ермолова на графа М.М. Сперанского. С предисловием Члена-Соревнователя Е. И. Соколова III. Материалы иностранные 1. Известие, касающееся подробностей бунта, недавно поднятого в Московии Стенькой Разиным. Его начало, развитие и конец; а также и способ захвата сего бунтов-щика в план, смертельный приговор, ему объявленный и его казнь. Перевел с английского Алексей Станкевич IV. Исследования 1. Губные и земские грамоты Московского государства. Исследование Сергея Шу-макова V. Смесь 1. Грамота царя Алексея Михайловича 1650 г. о починке главы соборной церкви в Звенигороде. Сообщил А. А. Мартынов 2. К родословной князя А.М. Курбского. (Отписка Виленского воеводы кн. М. Шаховского. Июнь 1656 г.). Сообщил А. Экземплярский 3. Траур по императрице Елисавете Петровне. Сообщил И.С. Беляев 4. Письмо графа М. Сперанского от 17 января 1821 г. из Тобольска. Сообщил С.Д. Муретов Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1895 год. Книга четвертая Объявление о четвертом соискании премии Г.Ф. Карпова I. Материалы исторические 1. О верстании новиков всех городов 7136 года. Сообщил Действит Член А.Н. Зерцалов 2. Письма митрополита Московского Платона к Высочайшим Особам. С прнеди-словием и примечаниями С.Д. Муретова 3. Декабристы в Западной Сибири. Очерк по официальным документам. Составил А.И. Дмитриев-Мамонов

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прп. Макарий Оптинский с. 26] В свете ничто так не помогает молитве, как терпение скорбей и любовь к ближним. Так что, если б у тебя не было скорбей, то нужно бы молить милосердого Господа, чтобы Он их послал тебе. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 131] Молитва есть обоюдоострый меч: произносимая со смирением, она поражает врагов наших, а совершаемая с тонкой духовной гордостью и мнением о себе – вредит самим нам и не столько приближает нас к Богу, сколько удаляет от Него; ибо только смиренным дает Он благодать Свою. Прп. Макарий Оптинский с. 185] Со вниманием и со умилением помолитесь Божией Матери, Которая вас любит и готовит вам сладкий покой со святыми. Прп. Антоний Оптинский с. 108] Молиться будем со смирением, подобно мытаревой молитве… Господь приимет оную, ибо приемлет молитву смиренных и слышит моление их. Прп. Макарий Оптинский с. 30] Молитву Иисусову творить привыкнуть скоро нельзя. Ты только старайся не забывать о Боге и кайся в забвении и развлечении… Если мешают молиться, не унывай, а смиряйся. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 48] Во смирении приносите Ему [Господу Богу – ред.]… молитвы и старайтесь об исполнении заповедей Его. Прп. Макарий Оптинский с. 181] Всячески… прилично подвизаться против злых помыслов, призывая на них помощь Божию со смирением, а в побеждении врачуя себя покаянием. Прп. Макарий Оптинский с. 324] Поникши долу не взором только, но и смиренной и самоуничиженной мыслью, да взываем часто: «Боже, милостив буди нам грешным». И, переходя к молитве Иисусовой, да повторяем ее как можно чаще: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Прп. Амвросий Оптинский с. 91] Не просто только твори Иисусову молитву и получишь вся благая; о псалмопении и молитвах написано просто: о количестве и времени, – и только; однако делающие с благим намерением и смирением получали благодать Божию. Прп. Макарий Оптинский с. 277] Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как она благотворно действует на душу! Прп. Никон Оптинский с. 439] Если случиться вам сделать упущение правила по какой-либо благословенной вине, то сие совершайте смирением духа и покаянием, но будьте осмотрительны, т. е. чтобы не лености ради сие было.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

1. Об оскорблении царских послов в Крыму в XVII в. Сообщил Действ. Чл. А.Н. Зерцалов 2. Материалы для истории Общества: 1) Письма О.М. Бодянского к отцу 1821–1846 гг. и 2) Письма И.П. Сахарова к О.М. Бодянскому 1846–1848 гг. С предисловием Действит. Слена А.А. Титова II. Материалы историко-литературные 1. Сказание о построении обыденного храма в Вологде во избавление от смерто-носной язвы III. Исследования 1. История канонизации русских святых. Исследования Василия Васильева 2. Областное деление и местное управление Литовско-Русского государства ко времени издания 1-го Литовского статута. Очерк 3-й: Состав общества в поветах намест-ников-державцев и должностная деятельность сих последних. Исследование М.К. Любав-ского IV. Смесь 1. К истории Московского мятежа 1648 г. Сообщил А.Н. Зерцалов 2. Об отпуске на богомолье в Троице-Сергиев монастырь воеводы гор. Можайска П.Т. Савелова. Сообщил. Л.М. Савелов 3. О найденном в Можайске денежном кладе 1702 г. Сообщил он же Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1893 год. Книга четвертая Объявление о втором конкурсе на соискание премии Г.Ф. Карпова I. Материалы исторические 1. Окладная расходная роспись денежного и хлебного жалованья за 1681 г. (К ис-тории государств. росписей XVII в.). – С предисловием Действит Члена А.Н. Зерцалова 2. Грузинские дворянские акты и родословные росписи. (Материалы для истории Грузии). С предисловием и примечаниями Члена-Соревнователя А.С. Хаханова III. Исследования 1. Междукняжеские отношения во Владимиро-Московском великом княжестве в XIV-XV вв. (К вопросу о «двуименных» или «слюзных» деньгах). Действит. Члена В.А. Уляницкого 2. Обзор звуковых и формальных особенностей болгарского языка. Члена-Соревнователя П.А. Лаврова 3. Областное деление и местное управление Литовского-Русского государства ко времени издания 1-го Литовского статута (Окончание). Очерк 4-й: Правительственная де-ятельность и значение воевод и старост. – Приложения. (С картой Литовско-Русского гос-ударства в конце XV и начале XVI вв.). Исследование М.К. Любавского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010