Прп. Макарий Оптинский с. 300] Когда будут скорби и вы будете не в силах перенести их, тогда от всего сердца обратитесь к Господу, Матери Божией, святителю Николаю, святому, имя которого носите, и скорбь облегчится. Прп. Нектарий Оптинский с. 415] Больше молитесь, не ленитесь, потому что молитва есть пища души. Не морите же души ваши голодом, лучше пусть тело голодает. Прп. Иосиф Оптинский с. 315] Воздайте благодарение Премилосердому Господу, хотящему всем спастись и в разум истины прийти. Прп. Макарий Оптинский с. 144] Молись больше! И ходя молись, и лежа молись. А что на тебя смеются, это тебе полезно и спасительно. За все благодари Бога! Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 116] Мрачное настроение очень может быть от небрежения о молитве, ибо без молитвы душа чувствует голод. Прп. Иосиф Оптинский с. 315] Прошу вас жить благочестиво, чтобы соблюсти веру православную, чтобы никто и ничто, никакие обстоятельства, никакие скорби не могли отторгнуть вас от нее, а для этого нужно непременно молиться, просить помощи Божией сохранить веру свою непорочною. Прп. Никон Оптинский с. 424] Направь сначала себя молитвой на путь спасения, тогда и станешь христианином, кротким молчаливым примером влекущим других на путь сей. Прп. Анатолий (Потапов) с. 392] Подобает иметь мудрость, но не своим разумом, а молить Господа, да упремудрит вас, как поступать в воспитании детей, и да сохранит их от тлетворного духа вредных обычаев мирских. Прп. Макарий Оптинский с. 66] Бог не отступился от тебя. Он всегда с тобою: и день и ночь. Он в сердце твоем и ждет только, когда ты смиришься, чтоб помочь тебе, и когда позовешь Его. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 82] Когда что и случится, то, верно, к искусу нашему и для пользы нашей по Его [Господа Бога – ред.] воле попустится; тут надобны вера и смирение, покорность воле Божией и молитва об укреплении. Прп. Макарий Оптинский с. 157] Кто успел зажечь светильник свой, тот и ликует со Сладчайшим и Вожделеннейшим своим Женихом [Господом Иисусом Христом – ред.] в неумолкаемом шуме празднующих. А светильник-то и есть эта [Иисусова – ред.] молитва. Сердце – фитиль, молитва – огонь, а радость неизглаголанная в сердце молитвенном – действие Духа Святого или наслаждение в невестнике с Небесным Женихом. Потому-то я вас и увещеваю и прошу: не дремите, не губите времени в смехах да шутках, невозвратимого времени; все эти временные утехи обратятся в уголь горящий, в омерзительное зловоние, в невыносимую темноту, а убежать будет некуда. И потому Господь сказал возлюбленным Своим: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Прп. Макарий Оптинский с. 264] Если желаешь иметь мир, то имей Иисуса [Иисусову молитву – ред.] если не в сердце, то хоть в устах. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 37] Когда в обыкновенных житейских делах нужно желание, труд и прошение Бога о помощи, – кольми паче в делах судьбы и касающихся до спасения душевного. Прп. Макарий Оптинский с. 113] В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь, – рек Господь, – Я победил мир (Ин. 16, 33). Слова эти показывают, чтобы мы не отчаивались в скорбях, но надеялись на помощь Божию, которую всегда и должны призывать, или, вернее сказать, испрашивать от Господа. Прп. Амвросий Оптинский с. 93] Почаще старайся молитву Иисусову творить, с ней веселее будет работать. Прп. Иосиф Оптинский с. 321] О всем приносите Богу благодарение, а паче воспоминая великие Его… благодеяния и милости. Прп. Макарий Оптинский с. 146] Пусть люди, исправляющие добродетель, живут спустя рукава, а мы, немощные, непременно должны взывать к Иисусу, пришедшему не праведных, но грешных призвать к покаянию. И потому, не имея ни дел, ни сил душевных для подвигов, неизбежно должны взывать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!» Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 220] Когда… входим в силу веры и упования на Господа молением к Нему, тогда на все смотрим великодушно и действуем, не изнемогая. Прп. Моисей Оптинский с. 111] Дело молитвы – первое дело. Молитва утешит в скорби, молитва не допустит уныть, молитва предохранит от греха и всех плодов ее и действий не перечтешь. Прп. Никон Оптинский с. 429] Делаешь правильно, молясь Богу, чтобы наставил тебя, как поступить, и делай по внушению твоей совести. Прп. Макарий Оптинский с. 49] С любовью о Господе… прочитывай [акафист Божией Матери – ред.] в неделю один раз, а если некогда, то хотя в месяц один раз, и надеюсь, что Божия Матерь тебя утешит; ибо Она наименована стеною… от всех искушений и бед, и никтоже, притекаяй к Ней, посрамлен не бывает. Прп. Антоний Оптинский с. 233–234] Надо иметь страх Божий и помнить, что не утаится от Бога ни един помысл, и надо понуждать себя чаще творить молитву Иисусову.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Прп. Иосиф Оптинский с. 321] Попробуй – начни читанное [душеполезное чтение – ред.], по силе, приводить в дело. Да к этому присовокупи (опять по силе) непрестанную Иисусову (устную) молитву – и узришь милость Божию. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 270] Благодари Господа, все строящего нам на пользу. Прп. Макарий Оптинский с. 183] Как молиться Иисусовой молитвой, как за сердцем следить? – Просто от души взывай ко Господу, за простоту Господь пошлет сердечную молитву, взывай и взывай к Нему – и пошлет тебе. Прп. Анатолий (Потапов) с. 396] Уму нашему от скитания семо и овамо много способствует краткая, но часто повторяемая молитва Иисусова, к которой даруй… Господи, приобрести навык – и тогда ясные дни настанут. Прп. Антоний Оптинский с. 239] Надо внимательно слова молитвы произносить, в смысл вникать, а не стремиться к слишком высокому… Ведь если мы неправильно читаем, не внимаем читаемому, то этим утешаем бесов. Прп. Никон Оптинский с. 430–431] Кому завидуешь, за того Богу молись! Прп. Иосиф Оптинский с. 335] Господь заповедал: просите, и дастся вам (Мф. 7, 7), но не сказал числа молитв о каждом деле, сколько произносить, и дает нам только то, что нам полезно, а что нет, то и не дает. Прп. Макарий Оптинский с. 58] Лучше и полезнее полагаться на волю Божию и молиться так: «Господи, якоже веси и якоже хощеши, устрой о мне полезное по воле Твоей святой». Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 146] Советую… при свободе, при страстных движениях, при немощи призывать Бога сей молитвой [Иисусовой – ред.] со смирением. Прп. Макарий Оптинский с. 73] Если какая-либо дурная мысль неотступно приходит на ум и сердце к ней прилепляется, сочувствует ей, тогда надо приложить все силы, чтобы выбросить ее с помощью молитвы Иисусовой и исповеданием. Прп. Никон Оптинский с. 433] Усерднее молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь. Прп. Иосиф Оптинский с. 336] Неполезно холодное отношение к делу молитвы. «Отмолился, вычитал, что положено, и свободен. Отбыл повинность свою». Такая молитва не дает благих плодов. А такая молитва и бывает у тех, кто ограничивает свое обращение к Богу только совершением правила или хождением в церковь, не стремясь к тому, чтобы молитва наполнила и освятила всю их жизнь, все их дела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В мире Александра Николаевна Ключарева. До 40 лет жила в мире в благочестивом супружестве, бывши замужем за тульским помещиком Федором Захаровичем Ключаревым. Последние 22 года жизни провела в монастыре. Духовная дочь старца Амвросия. В 1871 г. по его благословению купила имение Калыгина рядом с деревней Шамордино, где впоследствии был основан Шамординский монастырь. Погребена в Оптиной Пустыни. – 299, 300. А-на (Алевтина) – игумения, настоятельница Курского монастыря. В мире Недельская. Управляла монастырем в 1850–1865 гг. – 195. Ананьевская Мария Васильевна – послушница Дивеевского монастыря, бывшая помещица. – 301. Анатолий – Оптинский старец, иеросхимонах, скитоначальник. 6 марта 1824 † 25 января 1894. В мире Алексей Моисеевич Копьев (Зерцалов). Родился в семье диакона села Бобыли Калужской губернии. Закончил Боровское духовное училище и Калужскую семинарию, где получил новую фамилию Зерцалов. В юности странствовал по святым местам, недолго служил и, наконец, после выздоровления от тяжелой болезни, поступил 31 июля 1853 г. в Оптину Пустынь. Новоначальный период пребывания в обители был для него очень тяжел по множеству черных послушаний. 17 ноября 1862 г. Алексей был пострижен в монашество с именем Анатолия, 5 июля 1866 г. рукоположен в иеродиакона, 7 сентября 1879 г. – в иеромонаха. 13 февраля 1874 г. назначен к посвящению в сан игумена, но посвящен за недугами не был, а перед смертью принял схиму. Погребен у южной стены Введенского собора Оптиной Пустыни. О.Анатолий со дня поступления в обитель находился под руководством старца Макария, который обучил его умной Иисусовой молитве. О.Анатолий впоследствии сам стал ее великим делателем. После смерти старца Макария руководителем о.Анатолия стал старец Амвросий, назначивший его духовником Шамординской обители, с насельницами которой (как и других монастырей) о.Анатолий вел обширную переписку. Письма его отличаются духовной мудростью, особым светлым, «пасхальным», настроением, кратким, живым слогом и неподражаемым юмором.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

- С Троицей вас, Василий Ефимович! — громко проговорил, чуть ли не прокричал Сашка и вперился куда-то в угол. — Вот незадача! Лампадка-то не горит! Он вскочил на стул, чиркнул спичку и запалил огонек, высветивший святой лик на иконе. Валька грешным делом подумал, что хозяин сейчас заругается: мало кому чужое самоуправство, вдобавок с прыжками и скачками, понравилось бы, но Зерцалов, подшлепав к Бешену и взяв его за руку, поблагодарил: - Спаси Бог… Сижу ровно нехристь. Сашка, перекрестившись, вдруг запел сильным чистым голосом: - Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудрые ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, И теми уловлей вселенную, Человеколюбие, слава Тебе! Старик, тоже глядя на икону, подтянул хрипло, еле слышно тропарь. Мало что понимающий Валька вздрогнул, когда где-то сбоку отворилась дверь. В проеме ее стояла, опираясь на костыль, старуха. Сатюков узнал ее тотчас по крючковатому носу и близко сведенным к нему маленьким злобным глазкам — билетами бабуля торговала на той танцплощадке и частенько, высунувшись из окошка кассы, напару с контролером орала благим матом на парнишек, норовящих прошмыгнуть мимо. И тут завопила: - Распелись-то, разорались, как анкоголики! Спать мешаете! Опять этого дурака пустил! Сколько раз говорила. Уходитее!.. - свирепо застучала она костылем. - Маруся, пойми! Александр с юношей просто навестить зашли, с праздником поздравить. — попытался несмело возразить старик да куда там… - У них в церкви каждый день праздник! — понесло старуху. - Только и ладят, чтоб своровать и пропить. Сашка с Валькой попятились к выходу, Зерцалов замыкал своими шаткими шажками отступление. - Вы уж извините ее, она нервная, больная, — он, прощаясь, слабо пожимал гостям руки. — Александр, пока лето, отвезите меня в Лопотово, в монастырь… Покорнейше прошу! Перед смертью побывать бы там еще разок! - Сделаем, сделаем! — кивал Сашка. Уходили, оглядываясь. Фигурка старика с керосиновой лампой в руке долго еще, провожая, жалась в дверях на крыльце. Из жития преподобного Григория. Век 15й

http://azbyka.ru/fiction/pozhinateli-plo...

IV. Смесь 1. Приступ турок под Очаков в 1737 г. Сообщил И.С. Беляев 2. К истории западнорусских церковных братств. Патриаршая грамота на учрежде-ние Минского Петропавловского братства в 1620 г. Сообщил Член-Соревнователь А.И. Миловидов 3. Синодик благочестивых князей гор. Слуцка. Сообщил Член-Соревнователь А. Миловидов 4. Наставление XVII в. библиотекарю С.Б. 5. О мощах св. Василия Мангазейского. Отношение Амвросия митрополита Нов-городского к министру внутренних дел (от 15 мая 1803 года). Сообщил И.Ф. Русанов 6. О построении Московского Покровского (Василия Блаженного) собора. (Новые летописные данные). Священник Иван Кузнецов 7. 1587 г. февраля 24 д. Грамота боярина и конюшего Б.Ф. Годунова в Кокшенской стан выборным судьям об отводе порожних земель и лесу к монастырю святителя Нико-лая на Маркуши. Сообщил Действит. Член А.Н. Зерцалов 8. Материалы для истории патриарха Московского Питирима. Сообщил М.Г. По-пов Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1896 год. Книга вторая Объявление о пятом соискании премии Г.Ф. Карпова I. Материалы исторические 1. Из актов Тверского Огроча монастыря (7052–7146 гг.). Сообщил Член-Соревнователь С.А. Шумаков 2. Церковные земли в Ростовском уезде в XVII в. Сообщил Действит. Член А.А, Титов II. Материалы историко-литературные 1. Письма Павла Иосифа Шафарика к О.М. Бодянскому (1838–1857 гг.). С прило-жением писем П.И. Шафарика к В.И. Григоровичу (1852–1856 гг.). Приготовлены к изда-нию Действит. Членом П.А. Лавровым и Членом-Соревнователем М.Н. Сперанским (Окончание) III. Материалы иностранные 1. Какаш и Тектандер. Путешествие в Персию через Московию 1602–1603 гг. Пе-ревод с немецкого Члена-Соревнователя А.И. Станкевича IV. Исследования 1. Сильвестр Медведев. (Его жизнь и деятельность). Опыт церковно-исторического исследования Александра Прозоровского. (Глава 1-ая: очерк литературы. – Глава 2 и 3: С. Медведев до 1678 г.) V. Смесь 1. 1506 г. февраля 11. Грамота великого князя Василия Ивановича Владимирскому Рождественскому монастырю с подтверждениями 1534 и 15551 годов царя Ивана IV-ro. Сообщил Действит. Член А. Н. Зерцалов

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прп. Макарий Оптинский с. 283] Подержи молитву, не только Рим и Иерусалим, а Сам Распятый за нас придет с Пречистою Материю. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 113] Имейте веру к угодникам Божиим: преподобному Сергию Радонежскому и святому Митрофану Воронежскому, а паче призывайте Заступницу нашу, премилосердую Матерь Божию, и, предавшись в волю Божию, успокаивайтесь. Прп. Макарий Оптинский с. 226] Полезно церковное поминовение и частные молитвы покойникам покаявшимся, но не понесшим или не успевшим понести епитимий. Прп. Амвросий Оптинский с. 85–86] От нападения вражия будем обороняться молитвою. Молитесь за творящих напасть. Прп. Моисей Оптинский с. 121] О сохранении Православия в детях… молитесь Богу о сем. Прп. Макарий Оптинский с. 42] Нет нам иного средства к ограждению себя, кроме одной молитвы ко Господу. Прп. Антоний Оптинский с. 48] Совет мой: не оставлять церковной молитвы, но смиренно в оной молиться и не смущаться. Прп. Макарий Оптинский с. 132] Молитву Иисусову всеми силами старайся держать – она вся наша жизнь, вся краса, все утешение, что в начале она трудна – это всем известно; но после зато неоцененна, всерадостна, вселюбезна. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 192] В третьей молитве на сон грядущим изъяснены многие могущие быть повседневные согрешения, о коих и приносим покаяние вседневное. Прп. Макарий Оптинский с. 36] В затруднениях, недоумениях и всех обстоятельствах ближайшее средство и верное к пользе нашей – одно обращение ко Господу и возложение на Него всей печали и попечения. Притом надобно молить Бога о тех, с кем предлежит дело, и все уладится хорошо. Прп. Моисей Оптинский с. 127] Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твое сердце. Прп. Иларион Оптинский с. 169] Старайтесь идти путем заповедей Божиих, сопротивляясь препятствующим сему враждебным силам: не своей силой, но Божией помощью, призывая оную молитвой. Прп. Макарий Оптинский с. 267] Ничего не бойся только. Бог не оставит уповающих на Него. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Не раз придется вспомнить поговорку: “Спросил бы зимою у гуся, не зябнут ли у него ноги”. А гусь, хотя нередко ноги, поджимая, переменяет, а всё-таки так или сяк зимы переживает. Зато уж, когда придет весна, с самодовольством по озеру плавает». А когда духовное чадо попросила у старца: «Батюшка! Научите меня терпению», – преподобный Амвросий ответил: – «Учись! И начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей». Все Оптинские старцы говорили о необходимости терпения в скорбях. Преподобный Лев наставлял: «Помните, что без скорбей спастись невозможно, – терпением и смирением всё побеждается». Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал духовному чаду: «Потерпишь – и будет мир. А станешь воздавать злом за зло – то и мир отступит, и Бог оставит самосудку. Где мир – там Бог». Преподобный Иосиф советовал: «Всё терпи , за всё благодари Бога и будешь всегда духом покойна». «Не завидуй тем, кто живет спокойно. Терпеть скорби гораздо лучше, нежели жить спокойно». «Как после сухой погоды непременно жди дождя или бури, так и в сердце человека то же бывает после душевной скорби, и наоборот. Как закваска нужна для теста, чтобы были хлебы вкусны, то же самое и терпение для спасения». «Без терпения никакая добродетель не исправляется». Преподобный Варсонофий учил: «Скорбями испытывается наше терпение и смирение. Молись Богу о помощи и терпи. Чего Господь не попустит, того быть не может». «Надо терпеть, а за терпение Господь утешит». Терпение с разумом Старец Анатолий (Зерцалов) писал, что терпение должно быть не безотрадное, а с разумом: «Но только и терпение твое не должно быть нерассудное, то есть безотрадное, а терпение с разумом – что Господь зрит во все дела твои, в самую душу твою, как мы зрим в лицо любимого человека, то есть ясно, внимательно. Зрит и испытует: каковою ты окажешься в скорбях? Если потерпишь, то будешь Его возлюбленною. А если и не стерпишь и поропщешь, но покаешься, все-таки будешь Его возлюбленною». А преподобный Никон объяснял, что же такое разумное терпение:

http://pravoslavie.ru/61246.html

В 1920 году скончался скитоначальник о. Феодосий, и старец Нектарий был назначен на его место. В 1922 году мирно почил старец Анатолий младший. А в 1923 году увезен был в Козельск и помещен в тюрьму, а потом выслан в деревню старец Нектарий. Оптина Пустынь, а также и Скит, были закрыты. До поры… Эпилог И вот настала долгожданная пора: ныне Иоанно-Предтеченский Скит возрождается – трудно и постепенно. Легко вырубить плодоносный сад, но много надо положить трудов на то, чтобы он снова зацвел. Еще труднее взрастить сад духовный – сад души. Некогда преподобный Анатолий (Зерцалов), посылая семена скитских цветов своему духовному чаду, писал: «Цветами не увлекайся, а помни, что та краса только до осени. А вот тех ищи цветов, о которых я тебе внушал: райских иммортелей, как то – смирения, послушания, любви о Господе, чтения, молитвы, – особенно молитвы Иисусовой… Вот этих ищи неутомимо». Собственно и земные цветы, столь нарядно одетые Господом, и вся цветущая красота прежнего Скита – все это было как бы зримой притчей, иносказанием о саде духовном. Это была красота прежде всего духовная, овеянная молитвой. Недаром посетители Скита или впервые вошедшие сюда будущие его насельники не столько глазами, сколько душой воспринимали открывавшуюся им райскую, по словам преподобного старца Варсонофия, красоту. Поэтому даже к простому яблочку из Скита отношение было особенное. «Посылаю тебе три заветные яблока, – пишет преподобный Анатолий (Зерцалов), – больше недели они лежали у меня за стеклом и глядели на Скит, и на птичек, и на все скитское». Сегодня здесь нет, может быть, прежнего благолепия, но все же Скит Иоанна Предтечи, несмотря на долгие годы запустения, по-прежнему полон благодатной жизни, отрады и утешения. И это явственно чувствует всякий человек, приходящий сюда. В храме, как и в былые времена, идут тихие, размеренные службы, читаются скитские правила. Шумит вокруг таинственный сосновый бор. Отражаются ночные звезды в маленьком пруду. Здесь – сердце Оптиной Пустыни. Молитвенная тишина не покинула этого удивительного места.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

– Не почувствовали ли вы при чтении святых отцов, насколько Фрейд по сравнению с ними, как метко сказал Андрей Феликсович Копьёв, ученик-подготовишка? – Конечно, почувствовал. Кто-то из писателей сказал, что на фоне того, что знали о бессознательном святые отцы, Фрейд – детский лепет. Но увлечение Фрейдом я пережил еще до начала воцерковления, читая религиозных философов. У психологов больше соблазна вызывал и вызывает Юнг. Фрейд – грубо отесанные камни, а у Юнга всё очень заманчиво, с одной стороны, фундаментально и глубоко, с другой стороны, ясно и понятно. На самом деле он эзотерик, пошедший дальше своего учителя. Фрейд пытался разрушить в себе и других образ Бога-Отца (иудаизм не признает Троицы, а только Бога-Отца). Юнг же имел контакт с богоборческими силами, разрушая сами основы христианской веры. – А ведь многие полагают, что Фрейд – либидо, зато Юнг – духовная психология. – Духовная. Но каковы корни, каков источник этой духовности? Теософия, антропософия, эзотерика, магия, чародейство. На мой взгляд, он опаснее Фрейда, так как уходит от его примитивных идей, а соблазняет людей более тонкими вещами. Особенно падки на это молодые, неопытные люди. Необходимо христианское прочтение всей линии, связанной с бессознательным. Для православного человека бессознательное – сверхсознательное, а для психоаналитика – подсознательное, то есть то, что вне сознания, в подполье. Грамотное прочтение могло бы стать духовной защитой для молодых людей, особенно для тех, кто интересуется антропологией. Хорошо, что сегодня очень много доступных богословских текстов. Чтобы понять святоотеческую литературу, нужна определенная подготовка. Но есть и авторы, обращающиеся к современному человеку. Прежде всего, митрополит Антоний Сурожский. Его глубокие по содержанию проповеди одновременно просты и понятны неподготовленному читателю. – Как психолог вы всю жизнь были связаны с педагогикой? – Нет, я работал в Психологическом институте, где больше занимался теоретической наукой. Но в 1984 году была объявлена очередная реформа советского образования.

http://pravoslavie.ru/4560.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010