Для отца Никона все были равны. Все души, вверенные ему Господом, были одинаково дороги для него. Но, как врач душевный, он считал своим священным долгом уделять больше внимания душам, зараженным тяжелыми, трудно излечиваемыми болезнями. Некоторые этого не понимали и, по неразумию своему, иногда причиняли ему огорчения. Но таких было немного. Отец Никон всегда вовремя умел вразумить неразумеющего, ободрить унывающего, утешить огорченного. Сердца большинства его чад духовных были полны самой теплой любовью к нему. Утром и днем отец Никон никого не принимал, за исключением своих оптинских братий, приезжих и вообще имеющих необходмость экстренно беседовать с ним. Помимо своего монашеского молитвенного правила он занимался писанием ответов на письма своих духовных детей. В этом отчасти помогал ему отец Кирилл. Отец Никон никогда никому не отказывал, если кто-либо из духовных чад приглашал его к себе отслужить молебен или панихиду. В дни особо чтимых им святых, когда не было всенощной в соборе, он служил всенощные чаще всего в квартире матушки Амвросии или у других сестер, даже иногда у мирских людей, по их просьбе и там, где позволяло помещение в отношение уединенности и обособленности жилища. Как уже упоминалось выше, к матушке Амвросии, в ее общину, отец Никон приходил раз в неделю, а иногда и чаще, для духовного собеседования. К описываемому времени в общине собралось около десяти человек сестер, не считая приезжающих, иногда подолгу живущих в ней. Матушка Амвросия со своей общиной занимала весь верхний этаж дома и, таким образом, была изолирована от посторонних. Ко дню прихода отца Никона сестры, по обыкновению, приготавливали заранее интересующие их вопросы. Входя, отец Никон сначала молился перед образами, потом, обратись к присутствующим, произносил: «Мир вам и спасение», иногда – «Мир дому сему». Благословив каждого, он садился на приготовленное для него место, остальные усаживались вокруг, и начиналась духовная беседа. Если в это время у матушки Амвросии был кто-либо из приезжих, отец Никон иногда беседовал с ними в отдельной комнатке, в тех случаях, когда были вопросы личного характера. Некоторые из наставлений отца Никона сохранились у его духовных чад, чтущих блаженную память о нем. Наставления отца Никона и ответы на предлагаемые вопросы Славянское и русское «Добротолюбие» – это книги совершенно различные. Почему так случилось, что такой благодатный и просвещенный муж, как святитель Феофан Затворник , изменил все. Неизвестно. Старец Анатолий Зерцалов очень любил творения епископа Феофана, но когда касалось дело «Добротолюбия», то он предпочитал славянское, в переводе Паисия Величковского . Изменения есть не только в порядке изложения, но и в самом содержании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Никодим (Кротков), архиеп. Костромской († 21.08.1938, пам. 8 авг.), прославлен 27.03.1995 архиеп. Костромским и Галичским Александром (Могилевым), торжество прославления возглавил митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий. 53) Прп. Варнава (Меркулов) Гефсиманский, Радонежский († 17.02.1906), прославлен 19.07.1995 по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, священноархим. ТСЛ, при наместнике архим. Феогносте (Гузикове) и скитоначальнике Черниговского скита архим. Феофилакте (Моисееве), прославление возглавил Святейший Патриарх Алексий II. 54) Прп. Иона Одесский († 30.05.1924, пам. 17 мая) прославлен 8.09.1995 решением Синода УПЦ. Обретение мощей состоялось 1.07.1996, торжество прославления 7.09.1996 возглавил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). 55–57) Прп. Иона (в схиме Петр) Киевский, архим. Троицкого мон-ря († 9.01.1902); прп. Иоанн Затворник Святогорский, Харьковский († 11.08.1867); свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиеп. Симферопольский и Крымский, исповедник († 11.06.1961, пам. 29 мая),— прославлены 22.11.1995 решением Синода УПЦ. 58) Сщмч. Константин (Голубев), миссионер, Богородский, Московский († 1918, пам. 19 сент.), прославлен 18.04.1996 митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием. 59) Сщмч. Прокопий (Титов), архиеп. Херсонский и Николаевский († 23.11.1937, пам. 10 нояб.), прославлен 3.05.1996 решением Свящ. Синода УПЦ (по данным Херсонской епархии, торжество прославления состоялось 5.09.1996). 60) Прп. Рахиль (Короткова) Бородинская († 10.10.1928, пам. 27 сент.) прославлена митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием 28.07.1996. 61–73) Прп. Лев (Наголкин) Оптинский († 11.10.1841); прп. Макарий (Иванов) Оптинский († 7.09.1860); прп. Моисей (Путилов) Оптинский († 16.06.1862); прп. Антоний (Путилов) Оптинский († 7.08.1865); прп. Иларион (Пономарев) Оптинский († 17.09.1873); прп. Анатолий (Зерцалов) старший Оптинский († 25.01.1894); прп. Исаакий I (Антимонов) Оптинский († 22.08.1894); прп. Иосиф (Литовкин) Оптинский († 9.05.1911); прп. Варсонофий (Плиханков) Оптинский († 1.04.1913); прп.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

За поздравление и память благодарствую тебя и всех поздравлявших меня... 219. Не понимаешь, где твое домой 26 октября 1883 г. На днях был у нас отец твой. И он жалуется, что ты все просишься домой. Уж и бестолкова, ты матушка! Столько лет живешь в монастыре и не можешь понять, где твое домой... Умудряйся, сестра!.. Родных оставь. Остави мертвыя погребсти своя мертвецы. Они, если захотят, без тебя спасутся!.. Ты веруешь в свое сердце и в свое смышление!.. Но где свидетельство чистоты твоего сердца? Где доказательство правильности твоего разумения? Смирись мать! Мир тебе! 220. Юродствуют святые! Ты просто угорела! И тошно ей! И трудно жить на земле! И юродствовать желает! И уйти в другой монастырь! Хоть бы он там какой был! Смирись!.. Батюшка велел тебе сказать, что «юродствуют святые», т. е. этим людям слишком мало скорбей между братиями, и они отыскивают их в мирском многолюдстве! А ты?! Смирись! 221. Плакать можно, но без самомнения. Не в могиле я, матушка, не в могиле. А в постели – грешное дело – полежал, и не выходил никуда две недели... А тут пошла пора исповедничества; почти весь монастырь, скотный двор; а мирских-то сколько! Ведь батюшка понем­ножку, а все слабеет... Плакать тебе можно. Бог благословит. Сколько душеньке угодно – хоть весь день. Но самомнеть, т. е. думать, что вот у тебя слезы, что это спасительно, что это от Бога, то помилуй Бог . Лучше уж придержать их. И жизнь сократить – тоже хорошо задумала. Т. е. сократить ленивую, нерассудную жизнь, и начать новую по образу Ангелов – хорошо, хорошо! Дай тебе Господи! И я того же себе очень желаю! Блажени, их же избрал и приял еси Господи! Во веки веков восхвалят тя! Коль возлюбленна селения Твоя, Гос­поди сил! Желает и скончавается душа моя к Тебе, Гос­поди! Ибо горлица обрете гнездо себе – олтари Твои, Господи, сил, Царю мой и Боже мой! Спасайся! Письма к М. С. 222. Всякое послушание полезно 24 декабря 1876 г. Ты, сестра, пишешь, что отягощаешься послушанием шить на сестер, а хочется петь и читать. Явное искушение бе­совское!

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

2. Одна из неизданных надписей Троицкой Сергиевой Лавры (Михаила митропо-лита Сербского XVII в.). (Со снимком). И.А. 3. О блаженном Иоанне Большом Колпаке. Сообщил Священник И. Кузнецов 4. Цена людей в России сто лет назад. Сообщил И.С. Беляев 5. 1525 г. июня 1. Грамота митрополита Даниила Всесвятскому игумену Даниилу об освобождении попа в монастырском меле от дани и других святит. поборов, от ста-рость поповских и десятинников. (С подтверждениями митроп. Иоасафа и Макария 1539 и 1542 годов) 6. 1548–1554 гг. Жалованная грамота Спасскому Ярославскому монастырю. (С подтверждением 1598 г.). 7. Купчая 7091 года. Сообщил Действит. Член А.Н. Зерцалов 8. 1769 г. мая 26. Письмо к князю А.М. Голицыну с изъявлением неудовольствия импер. Екатерины II за бездействие. Сообщил Действ. Член В.А. Уляницкий 9. Собственноручная записка Екатерины II к гр. Н. Панину о «нетонущем морском судне» 10. Еще новые летописные данные о построении Московского Покровского (Васи-лия Блаженного) собора. Сообщил Священник И. Кузнецов Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1896 год. Книга третья I. Материалы исторические 1. Сарайская и Крутицкая епархии. Документы, извлеченные из Архива Москов-ской духовной Консистории Членом-Соревнователем священником Н.А. Соловьевым. Выпуск 2-й: Росписи полоняничных денег 1675–1682 гг. О селах Михайловском Звениго-родского уезда и Амиреве Московского уезда. – С планом XVII в. села Амирева и его окрестностей II. Материалы историко-литературные 1. Русское сказание о Лоретской Богоматери. С предисловием А.И. Кирпичникова III. Материалы иностранные 1. Какаш и Тектандер. Путешествие в Персию через Московию 1602–1603 гг. Пе-ревод с немецкого Члена-Соревнователя А.И. Станкевича. (Окончание: Указатель, До-полнения и поправки) IV. Исследования 1. Сильвестр Медведев. (Его жизнь и деятельность). Опыт церковно-исторического исследования Александра Проворовского. (Продолжение: главы 4–6) V. Смесь 1. План XVII века части города Москвы (улицы Маросейка и Ильинка и Красная Площадь)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во-вторых, по словам о. Александра, человек должен пройти испытание сердца. По сути, это означает необходимость для человека увидеть собственные грехи, разглядеть их в череде жизненных поступков. К сожалению, очень часто, человек просто не в состоянии увидеть собственное грехопадение и отринуть его от себя. Следующим шагом духовной подготовки, по словам о. Александра, является молитва. Молитва, как вид духовной практики – это особое состояние человека (во всей его целостности – тело, душа, дух), которое максимально подводит его к приятию Божией благодати; это, своего рода, духовный диалог человека с Богом. Поэтому в период подготовки к Таинству Покаяния, молитва, как никогда, занимает центральное место в жизни человека. Как пишет о. Александр Ельчанинов молитва – это: «прямой путь к познанию своих грехов» с. 268]. Только в свете молитвы мы можем приблизиться ко Христу, а «пока нет такой близости к Христу, при которой покаянное чувство является нашим обычным состоянием, надо, готовясь к исповеди, проверять свою совесть по заповедям, по некоторым молитвам» с. 268–269]. Еще один этап в подготовке к Таинству Покаяния о. Александр называет «сокрушением сердца» – это наиболее важный момент в подготовке к данному Таинству. Это не просто знать свои грехи, но покаяться в них всем сердцем, еще до самого Таинства. Дополнением к такому покаянию служит прощение грехов всем тем, кого человек знает, и кто мог причинить ему душевную боль. О таком прощении говорил о. Иоанн (Крестьянкин): «Прежде чем начать каяться, мы должны всем всё простить! Простить без промедления, сейчас же! Простить по настоящему… Надо немедленно так всем и всё простить, как будто не было никаких обид, огорчений и неприязни!» с. 9]. О важности постоянного внутреннего покаяния писал, например, старец Оптиной пустыни преподобный Анатолий (Зерцалов): «Если когда согрешишь и тотчас обращаешься к Богу каяся – это очень хорошо. Так и должно. И Господь простит. А духовнику или старцу после сказать». с. 85] По сложившейся в православной Церкви традиции Таинство Покаяния неразрывно связано с Таинством Евхаристии (святого причастия) и совершается накануне вечером (перед причастием, которое будет на следующий день); либо с утра, в день причащения (перед Божественной литургией). Однако стоит понимать, что по своей сущности Таинство Покаяния – это полноценное Таинство, которое можно совершить (и принять в нем участие) и без последующего причащения святых Христовых Таин. Человек может исповедоваться и без последующего причащения, если он чувствует, что его душа отягчена тяжелыми грехами и страстями, и, в тоже время, к причастию он специально не готовился.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

К. занимался лит. трудами и в Новгороде. При нем были составлены Чиновник новгородского Софийского собора и описание новгородских святынь «О святей соборной церкви Софеи Премудрости Божий, иже в Велицем Новеграде, и о Новгородцких чудотворцех, идеже койждо лежит» (этот текст Янин датирует более ранним временем, чем Чиновник; Янин. 1988. С. 217). Оба памятника отражают проведенную К. локализацию древних погребений новгородского Софийского собора, связанную, по мнению Янина, с упорядочением практики богослужения. В 1629 г. К. установил празднование обретения мощей свт. Иоанна Новгородского. В 1634 г., как сообщает Новгородский хронограф XVII в., К. расспрашивал о чудесах от «Спасова образа, что на Павлове улицы на башни, что написан настенное писмо» ( Тихомиров. 1979. С. 278). Судя по тому, что вслед за этим сообщением в Хронографе помещено описание 10 чудес от иконы (Там же. С. 278-280), К. не только расспрашивал о чудесах от святыни Славянского конца Торговой стороны, но и велел записывать свидетельства. А. В. Лаврентьев с именем К. связывает создание новгородского по происхождению легендарного сочинения о первых веках слав. истории - «Повести о Словене и Русе» ( Лаврентьев А. В. Летописный свод 1652 г. как источник для изучения рус. средневековой повести XV-XVIII вв.//Русская книжность XV-XIX вв. М., 1989. С. 166-167. (Тр. ГИМ; 71); о «Повести...» см.: Буланин Д. М., Турилов А. А. Сказание о Словене и Руси//СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 3. С. 444-447). Ист.: СГГД. Ч. 3. С. 245-253, 270-273; ААЭ. Т. 3. С. 221-222; АИ. Т. 3. С. 118-119, 131-132; Буслаев Ф. И. Ист. хрестоматия церковно-слав. и древнерус. языков. М., 1861. Стб. 1048-1050; РИБ. 1875. Т. 2. Стб. 387-389; 1884. Т. 8. Стб. 348-349; ПСРЛ. Т. 14. С. 138-139, 152; Т. 36. Ч. 1 (по указ.); Зерцалов А. Н. О «неправдах и непригожих речах» Новгородского митр. Киприана//ЧОИДР. 1896. Кн. 1. Отд. 1. С. 1-28 (отд. паг.); Голубцов. Чиновник; Никольский А. Описание Св. Софии в Новгороде и святыни древней Велико-Новгородской обл. (до 1654 г.)//ВАИ. 1901. Вып. 14. С. 220-226; Ромодановская Е. К. Синодик ермаковым казакам: Предварительное сообщ.//Изв. СО АН СССР. Сер. обществ. наук. Новосиб., 1970. 11. Вып. 3. С. 14-21; Гухман С. Н. «Документальное» сказание о даре шаха Аббаса России//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 255-270; Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. история и ист. критика. М., 1988. С. 218-221; Тобольский архиерейский дом в XVII в./Изд. подгот.: Н. Н. Покровский, Е. К. Ромодановская. Новосиб., 1994; Лит. памятники Тобольского архиерейского дома XVII в./Изд. подгот.: Е. К. Ромодановская, О. Д. Журавель. Новосиб., 2001.

http://pravenc.ru/text/1684758.html

Читая «Беседы на книгу Бытия» святого Иоанна Златоуста , Алексей выписал одно место, которое собирался прочесть дома сестрам: «Посмотрев на небо, – писал великий учитель Церкви, – удивляешься его красоте, разнообразию звезд, великому блеску? Не останавливайся на этом, но прострись умом своим к их Создателю. Тебя поражает также свет солнца: видя великую благотворность его, ты приходишь в удивление, и, как увидишь, что лучи его озаряют твои взоры, изумляешься красоте этой стихии? Но и на этом также не останавливайся, но подумай, что если тварь так чудна и удивительна, и превышает всякое человеческое понятие, то каков Тот, Кто создал ее одним словом и повелением? Так же рассуждай и о земле: когда видишь землю украшенною цветами покрытою всюду растениями, подобно разноцветной одежде, не приписывай этих произведений земли ее силе, ни содействию солнца или луны, но благоговейно подумай, что, еще прежде создания их, Бог сказал только: “Да произрастит земля былие травное”, – и тотчас украсилось все лице земли. Если мы каждодневно будем размышлять об этом, то и сами будем благоразумнее, и Господу воздадим подобающее, или – лучше сказать – соразмерное нашим силам славословие» (Там же. С. 48). 4 Алексей закончил семинарию третьим по успеваемости студентом. По тогдашнему обычаю дана была ему при окончании учения новая фамилия: Зерцалов (от слова «зерцало» – зеркало). «Молитва наша да будет зеркалом пред лицем Твоим, – молился преподобный Ефрем Сирин . – Велелепная красота Твоя, Господи, да отражается на чистой ее поверхности. Да не смотрится в ней, Господи, гнусный диавол, чтобы не отпечатлел на ней гнусности своей. Зеркало носит в себе образ всего, что поставлено напротив. Да не отражаются в молитве нашей все наши помышления, чтобы ясно изображались в ней черты лица Твоего, и она, как зеркало, принимала в себя всю лепоту Твою» (Творения. Т. 4. С. 341). Не имело ли начальство семинарии подобных мыслей при изменении фамилии студента с Копьёва на Зерцалова?.. Скорее всего, это было именно так.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

    Анатолий (Зерцалов), иеросхимонах. Собрание писем к монахиням. Шамордино, 1914. —194 с. (Много писем о молитве и, особенно, о молитве Иисусовой).     Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 3. М., 1891. (Нравственные правила. Пр. 56: О молитве; когда, о чем, как и за кого должно молиться. С. 348—350).     Василий Великий, святитель. Творения. Т. 7. Сергиев Посад, 1892. (См. Алфавитный указатель: «Молитва». С. 39—50).     Геннадий, Патриарх, святой. Правила о вере и жизни христианской. «Прибавление к изданию творений святых отцов». Год третий. 1845. С. 1—16.     Григорий Богослов, святитель. Творения. Ч. 4. М., 1889. (См. Алфавитный указатель: «Молитва». С. 346).     Григорий Богослов, святитель. Творения. Ч. 5. М., 1889. (Песнь Богу. Молитва ко Христу. Молитва утренняя. Молитва вечерняя. Молитва на другое утро. Молитва в болезни. Молитва шествующего в путь. Плач и моление ко Христу. С. 5—15. Покаянная песнь при конце жизни. С. 32).     Григорий Нисский, святитель. Творения. Ч. 1. М., 1861. (О молитве. С. 380—469).     Григорий Палама, святитель. Беседы. Т. 1. М., 1994. (...Те, которые до конца с благочестием пребывают во время богослужений в храме, сподобятся великих даров. С. 207—214).     Григорий Палама, святитель. Беседы (Омилии). Монреаль, 1968. (Во время поста и молитвы. С. 89—94 ...Относительно несвоевременно разговаривающих друг с другом в Церкви во время священных богослужений. С. 95—104).     Григорий Палама, святитель. Беседы (Омилии). Т. 3. Монреаль, 1984. (О том, что непрестанное общение с Богом путем молитвы и псалмопения является основанием и утверждением всякого блага и предотвращением и освобождением от всякого зла и от всякого злого обстояния. С. 65—74).     Григорий Чудотворец, святитель. Творения. Петроград, бг. (Заклинательная молитва. С. 208—211).     Денисов Л. (составитель). Кающийся грешник, ежечасно прибегающий к предстательству Пресвятой Богородицы. Из творений преподобного Ефрема Сирина. М., 1847. – 47 с.     Денисов Л. (составитель). Молитвенные воздыхания к Богу от лица страждущих с исповеданием во грехах и мольбой об избавлении от скорбей и болезней. На каждый день месяца. Избрано из творений преподобного Ефрема Сирина. М., 1906. – 47 с.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Отходящий на суд Божий архимандрит напутствовал его, прерывистый голос старца был едва слышен: - Не ошибся я в тебе… Помни и бегай от трех зол: злата, почести и славы. Храни тя Господь! Григорий, плачущий, приложился устами к холодеющей руке. В новые настоятели монастыря рвался Паисий, но братия мудро рассудила: выбрали самого кроткого и смиренного. И князь Юрий, наслышанный о молитвенности Григория, уме незаурядном, заложил перед правящим архиереем нужное словцо… Не хотел, не желал этого Григорий — ни суетности служебной, ни высоких почестей, ни навязчивой ласки родни, а единения с Богом, суровой постнической жизни жаждала его душа! Невозможно смотреть одним оком на землю, а иным на небо! «Помоги, Господи! Вразуми раба твоего!..» — молился он денно и нощно. Глава четвертая. Юродивые и Зерцалов Всё те же советские годы Со своим «спасителем» Сашкой Бешеном Валька встретился вскоре опять. Бежал мимо дорофеевского дома и — глядь! — Ваня Дурило на крыльце стоит и не просто на настиле или на ступеньках, а залез на столбик, к котором когда-то крепились перильца, и, выстаивая на одной ноге, размахивая руками, кричит заливисто петухом. Разевшего рот Вальку едва не сшиб с ног выскочивший из ворот рассерженный участковый. - С дураков какой спрос! — пробурчал он, окинув парня неприязненным и в то же время смущенным взглядом. А с крыльца неслось: - Ки-ка-ре-ку! Ура, дурдом! Кругом — дурдом! Вся жизнь — дурдом! Ки-ка-ре-ку! Выглянул из-за калитки Бешен, заметив Сатюкова, поманил его пальцем. Валька, сторожко косясь на по-прежнему торчащего на одной ноге на столбике оборванца, поднялся вслед за Сашкой по скрипучим ступенькам крыльца. В горнице на непокрытом столе стояла кой-какая посуда, была разложена немудреная закуска. На табуретке сидел зачуханный смердящий старикашка Веня Свисточек и, вздергивая по-птичьи головенкой с реденькими белыми волосиками, поглядывал на вошедших невинными, на удивление чистыми глазами. Позади Вальки и хозяина с кряком захлопнул дверь соскочивший со своего насеста придурочный Вага.

http://azbyka.ru/fiction/pozhinateli-plo...

Расположенная у опушки девственного соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Они – эти дары, получили полное выражение в особом служении – старчестве. Действительно, оптинские старцы отличались высшим из всех даров – даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. Это служение пророческое – как в апостольские времена это творили пророки, так и теперь старцы утешали страждущих, возвещали по воле Божией будущее (Смотри в начале определение понятия старчества). Старчество в Оптиной Пустыни берет начало от схиархимандрита Паисия Величковского молдавского старца, возродителя «Духовного делания» в монашестве, выходца из Полтавской губернии. Из Рославльских лесов в Оптину переселились его последователи во главе с иеросхимонахом Львом. Старец Лев, могучий и властный, открывает ряд старцев. Его ученик и сотаинник о. Макарий возглавляет группу ученых и литераторов – монахов и мирских лиц, которые обрабатывают и перекладывают на литературный язык переводы, сделанные старцем о. Паисием с греческого языка писаний величайших аскетов древности как Исаак Сирин , Макарий Великий , Иоанн Лествичник . Под влиянием о. Макария русский философ И.В. Киреевский закладывает основание философии «Цельности духа», которая должна была лечь в основу русской самобытной культуры. При старце о. Амвросии, – ученике о. Льва и о. Макария, Оптина достигает расцвета. Слава о Старце гремит по всей России. К нему устремляются со всех концов ее. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный, он умеет скрыть свою прозорливость и благодатную помощь под покровом шутки. Он всегда говорит краткими афоризмами стихотворной формы. Во время расцвета России и Оптиной Пустыни, тысячи и тысячи людей находили у него поддержку и наставление. Следующие старцы: о. Анатолий (Зерцалов) , ученик старца Амвросия – Иосиф, старец Варсонофий, – в миру полковник генеральнаго штаба, по благодатной одаренности подобны своим учителям. Последние старцы: Феодосий-мудрец, Анатолий-утешитель (Потапов) и дивный Нектарий продолжают ту же традицию. Последний из них – старец Нектарий во дни огненного испытания Родины утоляет духовную жажду верующих, сам находясь в изгнании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010