Ржевская (Оковицкая, Оковецкая) икона Святая икона сия явилась в 1539 году 8 июля в Оковицкой волости Ржевского уезда Тверской епархии. Явление её было ознаменовано множеством чудес. В 1540 году при царе Иоанне Васильевиче Грозном она была принесена из Ржева в Москву, где торжественно встречена была митрополитом со всем собором и поставлена в Успенском соборе, В Москве от иконы тоже происходило много исцелений. 11 июля икона обратно была отпущена на место своего явления. В Москве же оставлен список с этой иконы, в устроенной во имя её церкви у Пречистенских ворот. По месту обретения в Оковицах икона называется также и Оковицкой. На этой иконе с левой стороны Пресвятой Богородицы изображён стоящим святитель Николай Мирликийский. Икона Шуйская-Смоленская (См. о ней под 28 числом). 12 июля Икона, именуемая Троеручица О ней см. под 28 июня. 16 июля Чирская, или Псковская икона Эта икона Пресвятой Богородицы первоначально находилась в церкви села Чирска Псковской епархии, а потому и получила название Чирской. В 1420 году, 16 сентября, во время морового поветрия, бывшего во Пскове, на этой иконе из обоих глаз Богоматери истекли слёзы. Узнав об этом чуде, Псковский князь Феодор Александрович послал священнослужителей принести чудотворную икону в Псков. Для сретения иконы совершён был крестный ход при великом стечении народа и участии князя, все с благоговением молились. Псковитяне внесли икону в город и поставили в соборную церковь Св. Троицы. Празднество Чирской иконе установлено 16 июля в воспоминание великих чудес, бывших от сей иконы, и прекращения морового поветрия. По перенесению в Псков Чирская икона стала называться ещё Псковской. В память перенесения иконы в Псков в 1470 году была построена церковь Знаменская в Старо-Знаменском девичьем монастыре. 17 июля Икона Святогорская Святогорских икон две, они находятся в Святогорском мужском монастыре Псковской епархии. Иконы явились на горе, которая сначала называлась Синичьей, а после явления икон стала называться Святой. Икона Умиления явилась юродивому Тимофею, местному уроженцу, в 1563 году. От иконы он слышал голос, что через 6 лет на горе воссияет благодать, и ровно через 6 лет, в 1569 году здесь явилась вторая икона, Одигитрии. От икон совершились многие чудеса и исцеления. На горе, на месте явления икон, по повелению царя сначала была выстроена часовня, а затем, когда часовня сгорела, и обе иконы остались невредимыми, тут устроен был храм и монастырь. Иконы ежегодно, в первую пятницу Петрова поста, приносят в Псков и в следующий воскресный день совершают с ними крестный ход по городу. 20 июля

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

21 мая, местонахождение неизв.; подробно см. в ст. Владимирская икона Божией Матери ) носили крестным ходом по селениям Гороховецкого и Вязниковского уездов. Икона была поновлена в 1750 г. Указанная в возобновленной надписи на ризе иконы дата - 1464 г.- легендарного характера ( Георгиевский. 1896. С. 119-120; Косаткин. 1906. С. 133; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 761). Неясна судьба и 2 почитаемых списков Владимирской иконы Божией Матери «древнего письма» (1-я пол. XVII в.) в драгоценных окладах из Богоявленской ц. Мстёры. Первая, вероятно, была вложена кн. Василием Григорьевичем Ромодановским Меньшим († 1671) и находилась в главном иконостасе, слева от царских врат; 2-я - в киоте перед солеей. Кроме того, по данным В. Г. Добронравова, в храмах Мстёры в кон. XIX в. сохранялось «весьма много древних икон» без указаний на их местное происхождение, особо были выделены 2 образа XVIII в. «местной иконописи»: Владимирская икона Божией Матери 1762 г. мстёрского иконописца Михаила Буданова и Шуйская-Смоленская икона Божией Матери 1761 г. ( Добронравов, Березин. 1898. С. 355-356; Голышев. 1875. С. 217). Первые сведения об иконописцах Мстёры относятся к 1710 г. В XIX в. местный иконописный промысел оформился в развитое промышленное производство, к кон. XIX - нач. XX в. Мстёра превратилась в один из крупнейших иконописных центров не только М. и В. е., но и всей России (подробнее см. ст. Мстёра ). Характерно, что ни в Муромском у., ни в самом Муроме иконописное дело не приобрело массового характера ни во 2-й пол. XVII в., как в Вязниках, ни в 1-й пол. XVIII в., как в Мстёре. В описи 1723 г. указано, что все иконописцы Мурома были «грекороссийского исповедания» в отличие от «2 серебренников, которые по несогласию следовать новоисправленным книгам и некоторым изменениям в обрядах церкви оставались в звании раскольников и платили двойную подать» ( Титов. 1902. С. 69). Сведения о произведениях, созданных посадскими муромскими иконописцами во 2-й пол. XVII - 1-й пол. XVIII в., в наст.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Сирийская церковь здесь одна из самых сильных. Св. Петр Биллард является вместе с тем секретарем Федерации прав[ославных] церквей в Америке, он – Управделами Сирийского Митрополита. Все эти группы объединены здесь (как – интересно). 2) Был кн. Путятин, беседовал с Л.Н. Парийским. 3) Была из Николаевского собора г. Измайлова, секретарь и казначей – простые люди, горюющие, что собор занят, настроенные против Феофила, обвиняющие м[итрополита] Вениамина в отдаче собора (в свое время, когда Кедровский перешел к Вениамину, этот д[олжен] б[ыл] юридически закрепить за собой принесенную «собственность» Кедровского…). 1 августа. Пятница Вчера […] были на даче у М.И.Печковского и Елиз.Мих. Отвезла туда и гостила с нами Елиз. Алекс. Богословская. Она жена сына проф. Казанской духовной академии М.Богословского ; муж – горный инженер – гидролог, Отец ее – Грязнов, бабушка – кн. Шуйская (последняя в роде). Родом из Симбирска, где у них были большие поместья, винокуренный и суконные заводы и дома. Особа очень умная, бойкая, много пережившая (с 12-ти лет). Ей около 42 лет. Вчера в газете «Новая Заря» помещено сообщение, что М[итрополит] Феофил уехал отдыхать к дочери на некоторое время. По-видимому, определенно затягивает встречу и переговоры. Письмо к нему с проектом автономии вчера воздушной почтой пошло; сегодня-завтра должен получить. Подождем еще […]. Если и дальше так, то – через прессу к верующим и через ц[ерковную] проповедь . Надо сообщить Патриарху. Печковский вчера снабдил массой бумаг, с которыми надо познакомиться. Днем были у меня: 1) Архимандрит Михаил Халлов из Сирийской церкви, канд. Каз[анской] д[уховной] академии, доктор медицины. 2) Епископ Торок от Епископального епископа Лангапланского […]. 3) м. Коттон от д-ра Mott " a, главы протестант[ского] объединения. 4) Вечером Lauriston Livingston Scaife, свящ. еписк[опальной] ц[еркви] из Питсбурга, говоривший, что феофиловские священники в Питсбурге очень ждут меня. Об этом написал из Сан-Франциско г. Дроздов, что тоже там ждут меня. Но при всем этом, газеты травят, идут слухи, что Феофил не хочет встречаться, что завтра появится статья арх[иепископа] Леонтия в этом духе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Церковные документы свидетельствуют, что деревянная церковь, называемая «Святая вода», была построена в 1719 г. супрасльским бумажником Василием. Он лишился зрения и долго был слеп. Однажды во сне ему было обещано исцеление, если он сходит в храм «Святая вода» и там с верой помолится перед иконой Богоматери. Он прозрел и в одну неделю построил вышеупомянутый храм. Целительный источник был оставлен в церкви. В 1864 г. заботами генерал-губернатора Муравьева вместо обветшавшего деревянного храма был воздвигнут каменный. Чудотворная Васильковская икона Богоматери находится в алтаре и выносится на середину храма для совершения перед ней молебнов. Она имеет 12 вершков вышины и 8 вершков ширины и написана на полотне. На ней художественно изображена слезно молящаяся Богоматерь с мечом в груди, в соответствии со словами пророчества Симеона Богоприимца. Празднование Васильковской иконе Божией Матери совершается еще в десятую пятницу по Пасхе. 25 октября Валкурийская икона Предание сообщает, что эта икона написана св. Маркианом (память его 30 октября), сиракузским епископом. Св. Маркиан был одним из учеников первоверховного апостола Петра и им же был поставлен в епископы и послан в сицилийский город Сиракузы для борьбы с идолопоклонством и распространения там между язычниками света Христова Евангелия. Время жизни св. Маркиана говорит за то, что Валкурийская икона Богоматери очень древнего происхождения: она написана во II beke. 30 октября Озерянская икона Находится она в Харькове, в Покровском монастыре; подробные сведения о ней помещены под 30 сентября. Численская икона Сведений об этой иконе никаких не имеется. Богоматерь изображена на ней во весь рост, в короне и с Предвечным Младенцем. Ноябрь 2 ноября Шуйская Одигитрия В царствование Алексея Михайловича, в половине XVII столетия, в России свирепствовала страшная моровая язва. Особенно сильные размеры эта болезнь приняла в городе Шуе. Жители города, потеряв всякую веру на избавление человеческими средствами, возложили свои надежды на одного Господа, и вот весь град огласился молебным пением и ежедневными богослужениями во всех храмах. Несколько раз крестный ход обходил город.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Хочу выразить слова благодарности братии и прихожанам монастырского Всехскорбященского подворья в городе Иваново, которые разделяли мои настоятельские труды и заботы. Когда-то в школьной театральной постановке по роману Николая Алексеевича Островского мне выпала роль Павла Корчагина, и его слова «прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» стали для меня своеобразным ориентиром в выборе жизненных путей. Переосмыслив эти всем известные слова в свете евангельского учения, я осознал, что Господь лучше нас знает наши недостатки и возможности, ведает, где мы можем принести хотя бы малый плод. На то я всегда надеюсь, о том молюсь, чтобы не взять на себя непосильный крест, но и не уклониться от Божиего призыва. Продолжая добрые начинания митрополита Никона на Шуйской кафедре, я постараюсь приложить все усилия для умножения приходов и монастырей, развития катехизаторской и социальной работы. Осознаю, что особое внимание мне необходимо будет уделять совершенствованию молодежной и миссионерской деятельности, укреплению системы православного образования, а также взаимодействию со светской школой. В эти трепетные и незабываемые для меня дни, прошу помощи Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Покрова которой сподобилась Шуйская земля через явление Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери, испрашиваю также благословения и помощи Шуйских новомучеников и исповедников, кровью которых обильно полита здешняя земля. Благодарю Вас, Ваше Святейшество, за те мудрые наставления и советы, которые Вы мне преподали в личной беседе. Надеюсь, что Ваши Первосвятительские молитвы вместе с опытом, приобретенным мной на различных церковных послушаниях, помогут мне в несении нелегкого креста по управлению епархией. Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830).

http://patriarchia.ru/db/text/4702283.ht...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Шуйское дело. Из пулемета по верующим 6 мин., 10.05.2012 10 мая Русская Православная Церковь празднует память священномученика Павла (Светозарова). В 2012 году исполняется 90 лет событиям в Шуе, когда большевики, воспользовавшись голодом в стране, открыли очередной этап гонений на Русскую Православную Церковь, проводившийся под видом изъятия церковных ценностей при непосредственном руководстве правительства, которое тогда возглавлял В. И. Ленин. Священномученик Павел родился в 1867 году в селе Картмазово Владимирской губернии в семье диакона Михаила Светозарова. Окончив в 1891 году Московскую духовную академию, он был в 1892 году рукоположен во священника к Воскресенскому собору города Шуи. В 1907 году отец Павел был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Воскресенского собора, благочинным и председателем Шуйского уездного отделения Владимирского епархиального училищного совета, представителем от духовенства на земских собраниях, а впоследствии и в заседаниях Шуйской городской думы. Весной 1922 года в Политбюро стали поступать сведения от ГПУ о ходе изъятия церковных ценностей из храмов. 3 марта 1922 года была создана шуйская комиссия по учету и сосредоточению ценностей; председателем ее был назначен житель села Палех Александр Вицын, которого большинство жителей села знало как человека нравственно ненадежного. 11 марта протоиерей Павел Светозаров получил извещение, что комиссия по изъятию церковных ценностей приступит к работе в соборе 13 марта в 11 часов утра и приглашает представителей прихода для участия в составлении описи церковных ценностей. В воскресенье, 12 марта, сразу после Литургии, когда весь народ был еще в храме, было объявлено, что в 7 часов вечера состоится собрание верующих для избрания в правительственную комиссию представителей от прихожан Воскресенского собора. Собрание проходило под надзором начальника уездной милиции и двух его подчиненных. Отец Павел сказал, что он сам отдавать имеющие богослужебное назначение церковные предметы не будет, так как это святотатство и нарушение церковных канонов, но при изъятии ценностей правительственной комиссией сопротивления оказывать не намерен. После ухода комиссии храм будет заново освящен, и в нем возобновится богослужение.

http://foma.ru/shujskoe-delo-iz-pulemeta...

Шпилевская, в монастыре близ г. Сум, в 12 вёрстах. Крестный ход из монастыря в Сумы в Октябре, а на третий день Светлого Праздника обратно в монастырь. Шуйская (Одигитрия-Смоленская), 1654г., Июля 11 и 28, Ноября 2, во вторник Пасхи и в первое воскресенье Петрова поста, во Владимирской епархии, в г. Шуе, в соборном Воскресенском храме (Русский Паломник 1891, Экономисса, на Афоне, в лавре святого Афанасия, 5 Июля. Божья Мать на престоле, справа святой Михаил Синадский, слева святой Афанасий Афонский . Югская (Южная-Одигитрия), 1615г., Июля 28, в Югской пустыни, Ярославской епархии, близ Рыбинска, (Кормчий. 1896 привезена основателем пустыни старцем Дорофеем из Псково-Печерского монастыря. Юсковская, в селе Юсковцах, Полтавской епархии, Лубенского уезда Икона чудной кисти. Явленная, см. Фанеромени. Якобштадтская – в Якобштадте, Рижской епархии. Яноборская. Ярославская, XIII в., Июня 8, в Ярославле, в соборе. Ярославская-Казанская, 1588г., Июня 2, в Ярославском женском монастыре. Ярославская-Печерская, 1823г., Мая 14, в Ярославле, при Архиерейском доме. Яскинская, или Яскино-Печерская, 682г., Мая 3; принесена в Киев из Царьграда в 1085г. Ястребская, на о. Кипре, найдена чрез ястреба в терновом кусте; празднование 9 Июля. Яхромская (Успение), 1462г. Октября 14, во Владимирской епархии, в Космине монастыре, на р. Яхроме, Юрьев-Польского уезда. Без всякого сомнения, и во многих других местах обретаются святые иконы, более или менее давно, по вере и местным преданиям, чтимые яко чудотворные; но сведений о них мы никаких не имеем. Впрочем, «Икону и не свидетельствованную и не объявленную чудотворной благоговейно чтить всегда справедливо и полезно» – учит нас святитель московский Филарет. «Всякая святая икона должна быть благоговейно чтима, по возведению сего почтения к первообразу»... Выслушаем ещё несколько уроков от того же учителя Церкви. «Может родиться вопрос, каким образом некоторые иконы соделываются чудотворными, а другие нет? На сие могу отвечать просто: не знаю. И не стыдно дать такой ответ. Если мы не можем изъяснить многих действий и тайн природы: то, как можно требовать, чтобы мы могли изъяснить действия и тайны благодати, которые, без сомнения, выше и сокровеннее действий и тайн природы? Изъясните мне: каким образом одни и те же силы стихии – земли, воздуха, света – у одного и того же растения – лилии – дают листку зеленеть, а цветку, возникающему из зелёного стебля, белизну? А если сего не можете сделать, то кольми паче не можете требовать, чтобы изъяснили вам, каким образом сила благодати простирает своё действие чрез один ею избранный естественный предмет и даёт ему преимущество чудотворности, а другой оставляет в простоте естественного действия... Сокровенность и неизъяснимость даже нужна в действиях благодати, дабы дать свойственное место и достоинство вере. Если бы не было сокровенного и неизъяснимого: к чему относилась бы вера? Сокровенному и неизъяснимому верим; открытое и объяснённое просто знаем...»

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Из Иваново-Вознесенской епархии выделены две новые епархии, а в Ивановской области создана Ивановская митрополия. 7 июня. ПРАВМИР. 7 июня 2012 года в Патриаршем и Синодальном духовно-административном и культурном центре Русской Православной Церкви на Юге России члены Священного Синода продолжили свою работу, сообщает Патриархия.ru . Священный Синод вынес ряд решений, касающихся административно-территориального устройства Русской Православной Церкви. Так, из ранее существовавших епархий были выделены новые, которые затем объединили в митрополии. Согласно журналу из Иваново-Вознесенской епархии выделены две новые епархии, а в Ивановской области создана Ивановская митрополия. В административных границах Гаврило-Посадского, Ильинского, Комсомольского, Лежневского, Савинского, Тейковского, Шуйского и Южского районов Ивановской области образована Шуйская епархия. Епископом Шуйским и Тейковским избран архимандрит Никон (Фомин), клирик Иваново-Вознесенской епархии. В административных границах Верхнеландеховского, Заволжского, Кинешемского, Лухского, Палехского, Пестяковского, Пучежского, Родниковского и Юрьевецкого районов Ивановской области образована Кинешемская епархия. Епископом Кинешемским и Палехским избран игумен Иларион (Кайгородцев), клирик Иваново-Вознесенской епархии. В пределах Ивановской области образована Ивановская митрополия, включающая в себя Иваново-Вознесенскую, Кинешемскую и Шуйскую епархии. Главой Ивановской митрополии назначить Преосвященного Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-ivanovskoj-oblasti-o...

Соловецкий игумен с братией бил челом царю в 1591 году и сказал, «что у них царское жалованье в Поморье половина Кемской волости, а другая половина той волости за царем, и та Кемская волость к Соловецкому монастырю ближе всех волостей за 60 верст, и по той Кеми-реке от прихода немецких воинских людей и зимой и летом из монастыря у них заставы и сторожа живут беспрестанно, и им кемские крестьяне застав и сторож никаких крепостей по Кеми-реке ставить не дадут, и в том между ними смута великая, и немецкие люди приходят войною безвестно, и опричь Кеми да Ковды-реки каянским немцам иного судового пути нет, и та Кемская волость от немецких людей дважды воевана в 87 (1579) да в 98 (1590) году». Царь по этому челобитью пожаловал монастырь всею Кемскую волостью и Подужемьем (в 18 верстах от нынешнего города Кеми вверх по реке) и Пебо-озером и Масло-озером в вотчину впрок с крестьянами, дворовыми местами, соляными варницами, с рыбными и звериными ловлями и со всеми угодьями на следующих условиях: в той Кемской волости поделать монастырю всякие крепости и острог сделать, и в нем людей ратных из монастыря устроить, и заставы учинить крепкие, чтобы в приход немецких людей сидеть было не страшно и царских гонцов возить из Кеми до Керети, а в казну со всей Кемской волости платить оброка и разных пошлин по 134 руб. и 24 алтын с деньгой ежегодно. Кроме всего этого, у монастыря взят был за это пожалование приобретенный им в Новгороде двор с каменной палатой и садом, приносившим по 70 руб. дохода 649 . Опустение Унежмы в 80-х годах XVI столетия, может быть, имело какую-нибудь связь с теми опустошениями, которым около этого времени подверглись русские поселения на Поморском и Корельском берегу Белого моря со стороны шведов. Со всею силою обрушились эти опустошительные вторжения на волость Шую Корельскую (по реке Шуе, почти на половине пути между реками Кемью и Выгом). Шуйская волость принадлежит к числу самых давних в Поморье; заселение ее русскими началось еще до основания Соловецкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Лит.: Борисов В. А. Шуйская школа иконописи в XVII в.//Владимирские ГВ. 1852. Ч. неофиц. 15. С. 100-1003; Безобразов В. П. Из путевых записок//РВ. 1861. Т. 34. 7. С. 265-308; Филимонов Г. Д. Палех//День: Газ. 1863. 34/35; Молчанов А. Н. По владимирской губ.// Он же. По России. СПб., 1884. С. 10-19; Каталог христ. древностей, собр. моск. купцом Н. М. Постниковым. М., 1888. С. 35-36; Илларионов В., псевд. (Георгиевский В. Т.). Иконописцы-суздальцы//Рус. обозрение. 1895. 3. С. 183-224; 4. С. 719-745; Кобеко Д. Ф. О Суздальском иконописании//ИОРЯС. 1896. Т. 1. Кн. 3. С. 587-592 (отд. отт.: СПб., 1896); Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии Владимир, 1898; Кондаков Н. П. Современное положение рус. народной иконописи. СПб., 1901; он же. Воспоминания и думы//Мир Кондакова: Публикации. Статьи. Кат. выст./Сост.: И. Л. Кызласова. М., 2004; Мат-лы для оценки земель Владимирской губ. Владимир, 1903. Т. 4. Вып. 3. С. 25-41; Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до кон. XVII в. СПб., 1903. С. 55-57; Отчет о состоянии учебных иконописных мастерских Комитета попечительства о рус. иконописи//Иконописный сб. СПб., 1906. Вып. 1. С. 81-86; Тр. Владимирской УАК. 1906. Кн. 8. С. 46-48; Ушаков Н. Н. Ист. сведения об иконописании и иконописцах Владимирской губ. Владимир, 1906; он же. Реставрация и освящение Крестовоздвиженского храма в с. Палехе Вязниковского у. Владимир, 1908; Бакушинский А. В. Искусство Палеха. М.; Л., 1934; Антонова В. И. Древнерус. искусство в собр. П. Корина. М., 1966; Некрасова М. А. Искусство Палеха. М., 1966; Зиновьев Н. М. Искусство Палеха. Л., 1968; Котов В. Т. Палех: Гос. музей палехского искусства. М., 1975; Вздорнов Г. И. История открытия и изучения рус. средневек. живописи, XIX в. М., 1986; Иконопись Палеха/Сост.: Л. П. Князева. М., 1994; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995; Красилин М. М. Рус. икона XVIII - нач. XX вв.//История иконописи. М., 2002. С. 209-230; Гос. музей палехского искусства/Сост.: О. А. Колесова. М., 2005; Ерёмина Т. С. Палешане//Мир иконописцев. М., 2005; Колесова О. А. Палехские иконописцы XVIII - нач. XX в.//Искусствознание. М., 2006. 1. С. 391-442; Бусева-Давыдова И. Л. Иконопись и монументальная церковная живопись кон. XIX в.//Искусствознание. М., 2008. 3. С. 233-259; Искусство Палеха. Иваново, 2008.

http://pravenc.ru/text/2578719.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010