Трагедия сельского священника о.Андрей Николаев Трагическая гибель священника Андрея Николаева с семьей в Тверской области задела многих людей. Сейчас уже почти не остается сомнений в том, что это было именно убийство. Мы публикуем воспоминания Никиты Русланова, тележурналиста, сценариста программы «Улица твоей судьбы» телеканала ТВЦ , готовившего программу о жизни сельского священника. Фотоматериалы любезно предоставлены программой «Улица твоей судьбы», ТВЦ. Мы узнали об отце Андрее через журнал «Фома», где была заметка о том, что ему сожгли дом, и решили съездить посмотреть на месте. Отец Андрей говорил: «Чудо, что нас с семьей в тот момент не было, а то бы мы сгорели». Он сказал, что, может быть, городским жителям этого не понять, но в деревне, если ты лишаешься дома, то ты лишаешься всего. Он вынужден был жить у крестного отца своего сына. У него было трое детей: Давид, Анастасия и Анна. В деревне сразу подорожали все ближайшие дома, но ему удалось взять денег в долг и купить дом, куда мы приезжали и делали сюжет. К сожалению, все исходники нашего сюжета оказались сейчас размагниченными, и все, что есть,— это сам сюжет и небольшое интервью с отцом Андреем в студии. Отец Андрей был очень радушным: накормил нас, обогрел, все рассказал, по всей деревне провел и дал огромное интервью. В нашей беседе он рассказал про то, как пришел в Церковь. Он служил в армии, и там, как это ни странно, был полковой священник, который показал ему путь к вере. Отец Андрей говорил, что ему повезло, что он был в армии и узнал ту дисциплину, но в Церкви дисциплина еще более строгая. И это был как бы лейтмотив его жизни. Он родился в районном центре Кувшиново, в том же районе находится и село Прямухино, где все произошло. Несмотря на то, что он оттуда, местный, он был интеллигентным человеком, глубоким. В мирской одежде, когда он ко мне приезжал, он был похож на доброго байкера, но когда начинал говорить, все становилось понятным. Люди, с которыми он общался в селе, которые не утратили человеческий вид, и даже — мы, к сожалению, не успели это снять — последние пьяницы испрашивали его благословения.

http://pravoslavie.ru/2715.html

Ужгород. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Православный храм-памятник русским воинам убиенным в Великую войну Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1930. Архитектор:Кратков, инженер В.Д. Талалаев Адрес: Украина, Закарпатская обл., г. Ужгород, Православная наб., д. 23. Координаты: 48.617518, 22.304307 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Идея построения храма у представителей российской эмиграции (община 260 человек на тогдашней территории Чехословакии) возникла в 1926 году. Это должен был быть храм-памятник русским воинам, погибшим в Карпатах в Первую мировую войну 1914-1918 годов.  Проект выдержан в стиле московского храмового строительства по образцу церкви в с. Коломенское под Москвой. Строил церковь на собранные общиной деньги протоиерей Всеволод Коломацкий. Заложена 3 марта 1930 года во вторую неделю Великого поста в присутствии чехословацкого начальника дивизии Прхала, польского вице-консула Завадовского, сенаторов и представителей Пряшевской Руси. Освящена и подняты кресты 26 июля 1930 года. Строилась очень быстро. Святыня - икона Спасителя, принадлежала Великому князю Николаю Николаевичу, Верховному Главнокомандующему Русской Армии в 1914-1915 гг. Икону подарила храму его жена, Великая княгиня Анастасия Николаевна 1 марта 1931 года. Малая икона Николая Чудотворца принадлежала царю Николаю II  (есть ещё несколько  святынь - икон). В советское время в церкви устроили музей атеизма. В настоящее время это почитаемый ужгородцами и жителями окрестных сёл храм. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построили в 1930 г. русские эмигранты как памятник русским солдатам, павшим в Первой мировой войне. Замысел возник в 1926 г., а в создании проекта церкви, получившего первую премию на международном конкурсе в Белграде, участвовали архитектор Кратков, инженер В.Д. Талалаев и ещё один сопроектант, имя которого выяснить не удалось. Храм построен в стиле московского храмостроения, как копия церкви 16 в. в селе Коломенском возле Москвы.

http://sobory.ru/article/?object=08966

Христофорова Пустынь. Христофорова Богородицкая Пустынь. Карта и ближайшие объекты Пустынь была основана преподобным Христофором Сольвычегодским, учеником и пострижеником преподобного Лонгина, игумена Коряжемского монастыря, через десять лет после кончины которого он поселился в верховьях речки Малая Коряжемка, в 20 верстах от монастыря и в 27 от Сольвычегодска. Вскоре к нему начали приходить послушники и около 1555 года основалась там под его настоятельством обитель. Здесь была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской, которую преподобный Христофор принес с собой и от которой происходили многие исцеления. Обитель прославилась примерным житием тружеников и открывшимся рядом целебным источником, от которого царица Анастасия, супруга царя Иоанна Василиевича Грозного, получила облегчение в болезни. Царь щедро наградил Христофора, пришедшего в Москву за подаянием на строительство. По окончании обительного здания, в 1572 году, преподобный оставил тайно братию свою, и куда он скрылся, и когда преставился, неизвестно. Вскоре после отшествия Христофорова расстроилась и пустынь Богородицкая. С сайта храма Всех Святых Христофорова Богородицкая (во имя иконы Божией Матери Одигитрия) мужская пустынь была основана в 1555 г. прп. Христофором, Вологодским чудотворцем. С 1582 по 1764 г. пустынь была приписной к Николаевскому Коряжемскому монастырю, в 1764 г. упразднена. Храм обращён в приходской. Каменная Богородская церковь находилась в с. Богородское, построена в 1763 г. Была известна чудотворной иконой Божией Матери Одигитрия. К началу XX века церковь обветшала, в 1909 г. её решено было разобрать, но Императорская археологическая комиссия своего согласия на это не дала. Вторая церковь - Введенская - была разобрана, вместо неё построена новая, освящённая 1 марта 1907 г. Приходское попечительство было открыто в 1873 г., председателем избран крестьянин Александр Амосов. C сайта Православные приходы и монастыри Севера Описание деревянной Введенской церкви, что в Христофоровской пустыне

http://sobory.ru/article/?object=22135

ЦВ 17 (270) сентябрь 2003 /  10 сентября 2003 г. Учитель цесаревича На Архиерейском Соборе 2000 года Русская Православная Церковь прославила святых Царственных страстотерпцев. В последние годы все больше внимания уделяется изучению жизни и деятельности последнего русского царя и его окружения. В этом номере ЦВ мы расскажем о человеке, на которого большинство исследователей фактически не обращали внимание. Между тем Петр Васильевич Петров (1858—1918) внес неоценимый вклад в воспитание детей императора Николая II, и особенно — наследника цесаревича Алексея. Официальные документы сообщают о нем немногое: тайный советник, подполковник, чиновник особых поручений главного управления военно-учебных заведений. В 1909 году награжден орденом св. Станислава 2-й степени. Но самое главное в его биографии — то, что он с 1903 года являлся учителем русского, или, как тогда говорили, отечественного языка в ведомстве императрицы Александры Федоровны. Сначала он обучал девочек: Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию, а потом и своего любимого, «пятого» ученика, как называл себя сам Алексей Николаевич. Из списка преподавателей детей императора Николая II следует, что их высочеств учило около 20 преподавателей. Среди них такие известные люди, как профессор А.Х. Преображенский, М.В. Соболев, К.А. Иванов, доктор богословия протоиерей А.Рождественский. Однако цесаревича, особенно в последние годы царствования, учили в основном три человека: П.А. Жильяр, С.И. Гиббс и П.В. Петров. Мемуары первого хорошо известны (см. Жильяр П. Император Николай II и его семья. М., 1991), о втором наша газета подробном писала совсем недавно (ЦВ 6, март 2003 г.). О Петре Петрове лишь иногда упоминалось. Однако именно он во многом определял основные аспекты не только образования, но и воспитания наследника. Если учесть, что П.В. Петров числился старшим учителем, а официально воспитателя не было назначено (П.Жильяр по документам считался лишь состоящим при воспитателе), то можно понять, как высоко ставилось его мнение в этих вопросах.

http://e-vestnik.ru/analytics/uchitel_ts...

Чернетово. Церковь Ахтырской иконы Божией Матери. Ахтырская церковь Карта и ближайшие объекты Сооружена в 1805 г. на средства помещицы А.Н. Надорожинской, родной тетки Ф.И. Тютчева. Стены кирпичные, оштукатуренные. В 1930-х гг. разобрана отдельно стоявшая перед главным, западным входом колокольня. Очень своеобразный усадебный храм периода зрелого классицизма, отличающийся монументальностью и лаконизмом архитектуры. Принадлежит к редкому типу крупных купольных ротонд с четырьмя закругленными нишами - эскедрами, украшенными каждая двумя колоннами. Роспись церкви выполнена масляными красками в 1912 г. А.М. Муравьевым. В настоящее время - действующий храм. На правом берегу реки Десны высится редчайшая для брянских мест ротондальная (круглая) церковь. От неё открывается чудные виды на заречные дали. Храм поставлен на самом высоком месте села. А ведь в те далёкие времена церкви в Чернетове не было; она находилась в соседнем селе Бетово. Сёла Бетово и Чернетово расположены в непосредственной близости друг от друга, и составляли один приход, который был известен со второй половины XVI века. Первоначально деревянный храм во имя первомученика архидиакона Стефана находился именно в Бетово. Но к началу XIX века деревянный храм села Бетово совсем обветшал, и в конце-концов был разобран. В соседнем же Чернетове в это время появился каменный - в честь Ахтырской иконы Божией Матери. В Бетово, на месте разобранного храма, сооружается часовня и устраивается кладбище. Церковь в Чернетово сооружена на средства помещицы Анастасии Николаевны Надаржинской, родной тёти Ф. И. Тютчева. Рядом с церковной ротондой была выстроена колокольня. Освящение храма состоялось в 1805 году. С приходом советской власти здание церкви в честь Ахтырской иконы Божией Матери, как и другие храмы по стране, перешло в собственность государства, тотчас изъявшего из неё основные ценности под фальшиво-патриотическими лозунгами помощи голодающим и укрепления экономики страны. Службы в чернетовской церкви совершались до конца 1920-х годов. Но буквально через несколько лет Ахтырская церковь была официально закрыта. Здание бывшего храма стали использовать в хозяйственных целях. В 1930-х годах разобрана на кирпич отдельно стоящая перед главным западным входом колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=06867

Юрасовка. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В начале 18-го столетия на месте Малой (Верхней) Ольховатки, позже Юрасовки, появилась небольшая деревянная часовня, возле которой стали селиться казаки Острогожского полка. В «Хронологическом указателе церквей в Воронежской епархии (1586-1886 гг.)» в 1703 г. числится церковь Георгия Великомученика в слободе Юрасовке Острогожского уезда и упоминается, как бывшая уже в начале 18-го столетия в «Верхней Ольховатке». Далее следует: «Не была ли в Юрасовке первоначальная походная церковь у «казаков, войсковых жителей», т.к. под 1735 г. упоминается " часовня " , а не церковь?» Вероятно, речь идет именно о часовне, первоначально построенной в этих местах. В 1739 году в Юрасовке уже было до 50 дворов. Для своих крестьян Юрий (Георгий) Иванович Блюм просил у епископа Острогожского Иокима разрешения построить церковь. Хотя такое благословение было получено, Георгий Иванович смог построить только часовню (небольшой деревянный молитвенный дом), которая была освящена в честь великомученика Георгия Победоносца. Первым настоятелем нового молитвенного дома стал священник Елисей Дементьев, который прослужил до 1742 года. Вторым священником был Ермила Саввин. Он не понравился Блюму и по его доносу за неслужение всенощной 10 февраля (высокоторжественный день рождения наследника престола, князя Петра Федоровича) Ермила Саввин под караулом был доставлен в Воронежскую консисторию для допроса, но оправдался и священствовал до 1755 года. У Юраса Блюма была родная дочь Анастасия, которая вышла замуж за полкового обозного Голубина, находившегося в чине полкового судьи. После смерти Георгия Ивановича Блюма слобода перешла в его собственность. Став новым помещиком Юрасовки, Иван Николаевич Голубин возымел всеусердное желание построить в своей слободе новую церковь. По благословению епископа Воронежского и Елецкого Феофилакта (Губанова) и, вероятно, по личному знакомству с дивногорским архимандритом, И. Н. Голубин решился за сходную цену купить в Свято-Успенском Дивногорском монастыре старую церковь во имя святителя Николая Чудотворца, обречённую на сожжение.

http://sobory.ru/article/?object=60295

Я знала отца Андрея и его семью лично, т.к. летом приезжаю отдыхать в Прямухино. Мне 23 года, и именно он меня окрестил в прошлом году, проявил ко мне необычайную доброту. Он был чудесным человеком, как и вся его семья. .. см. также: В Тверской области сожжены в доме священник, его супруга и трое детей Сожжение православного священника: Я не смогу выстрелить в человека, но вор будет стрелять в меня Православный священник села Прямухино Тверской области отец Андрей Николаев вместе с тремя малолетними детьми погиб в ночь на 2 декабря от пожара в собственном доме, сообщил «Интерфаксу» в воскресенье руководитель службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского патриархата отец Михаил Прокопенко. Правоохранительные органы Тверской области в настоящее время разыскивают жену иерея Андрея Николаева, погибшего вместе с тремя детьми при пожаре в собственном доме. Ранее сообщалось, что при пожаре погибла и супруга священника, Ксения Николаева, однако ее останки до сих пор не обнаружены на месте сгоревшего дома, сообщает в понедельник НТВ. По сведениям очевидцев, она может находиться в одной из больниц Твери, однако проведенные розыскные мероприятия в областных лечебных заведениях результатов не дали. Мобильный телефон матушки также не отвечает. По данным зампрокурора Тверской области, «при тушении пожара были обнаружены тела Андрея Николаева, его жены Оксаны Николаевой, а также их детей: Давида, 1997 года рождения, Анны, 1999 года рождения, и Анастасии, 2002 года рождения» — передает агентство Риа-Новости. В то же время в Совете Безопасности Тверской области ранее сообщили, что местонахождение женщины пока не установлено. Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин взял под личный контроль расследование причин пожара в доме священника Троицкой церкви села Прямухино Кувшиновского района отца Андрея Николаева. «Я обратился к правоохранительным органам с просьбой расследовать это трагическое происшествие самым тщательным образом, выделить для работы лучших специалистов», — сказал он в понедельник «Интерфаксу».

http://pravmir.ru/gibel-pravoslavnogo-sv...

Воспоминания сестер общины Скачать epub pdf Тамара Романова Анастасия Николаевна меня отпустила на недельку, на две, чтобы устроить домашние дела у мамы, в деревню Мицкевичи, что в Белоруссии. У нее домик был старенький. Оттуда я сразу же поехала сюда. Когда вернулась, смотрю, у меня матрац сложен, думаю, что такое. Иду к Анастасии Николаевне, а она так строго говорит: – Вот ты не послушалась, я отпускала тебя помочь маме на неделю-две, а ты пропала почти на целый месяц. Вот сейчас и поедешь жить к маме. Как я плакала! Анастасия Николаевна была справедливая и строгая. Сейчас тоже есть грамотные и интеллигентные люди, но в Михнове было другое воспитание, духовное. Видно, и строгость Анастасии Николаевны заключалась в воспитании, полученном от батюшки о. Понтия. Я не помню, чтобы она кого-то наказывала, но строгость ее проявлялась во всем: по отношению к себе, к окружающим ее людям. Варвара Николаевна была лучшая из всех старших. «Она лучше всех меня понимает» – так говорила моя мама Ирина Степановна. Мама так хотела к батюшке Понтию в Михново, что готова была все бросить. Варвара Николаевна поддерживала маму, в письмах писала: «Хоть ты и живешь в миру, но ты наша (так и отец Понтий маме говорил). Потерпи! Придет время, и ты будешь здесь жить». Мария Николаевна была замужем. Она управляла хором на клиросе и нас всех хорошо понимала. Я не раз бывала у нее в гостях. Нас, детей, собирали в Кроше в гости, на елку. Там мы чувствовали себя свободнее. В Кроше всегда пекли и угощали нас вкусными пирогами. А в Михнове было строже. Несли послушание. По мере сил работали, убирали сено, резали сечку для коров, лошадей погоняли, когда зерно молотили. Однажды у Леонида 1 разбежались овцы: он очень любил читать и зачитывался так, что ничего не замечал. Хорошо помню, как мы отца Константина поздравляли с днем Ангела. Уже после войны, когда организовывали совхозы, к нам в Москву приезжал Вячеслав Платонович Шафалович. Тогда власти пытались разрушить михновский колхоз, а он старался этому противостоять. Мы с мужем Алексеем Филипповичем Романовым уже жили в Москве. Вячеслав Платонович приезжал вдвоем с Ниной Ивашевич. Они ходили по министерствам, стараясь защитить и сохранить михновский колхоз. Наверное, это благодаря их усилиям сестер стали брать на работу в совхоз.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Но именно эти «доказательства» вызывают гораздо больше вопросов, чем ответов. В своем докладе «О необходимости сравнительного анализа исторических источников следственного дела Н.А. Соколова с мемуаристикой советского периода» на VII Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, февраль 2019) я детально рассмотрел ошибочность выводов следователя Н.А. Соколова относительно принадлежности обнаруженного им летом 1919 года трупа собаки. Документы объективно свидетельствуют, что Соколовым был обнаружен труп собаки «самки» «ниппонской породы», которую Соколов называет «Джеми». Однако доподлинно известно, что Анастасии Николаевне принадлежал подаренный ей фрейлиной Вырубовой кобель породы кинг-чарльз спаниель по кличке Джим. Впрочем, современные исследователи далеко превзошли своих далёких предшественников. Так, привлеченный в наши дни Патриаршей комиссией и СК РФ в качестве эксперта Ю.А. Жук, так описывает состав царского зверинца: «Вместе с Царской Семьей в ДОН жили 4 собаки: японский хин Государыни Императрицы по кличке Швыбзик, спаниель Джой Наследника Цесаревича, французский бульдог Ортино Великой Княжны Татьяны Николаевны и очень маленькая собачонка по кличке Джемми, принадлежавшая Великой Княжне Анастасии Николаевне» . Анекдотичность этого пассажа заключается не столько в несчастной никогда не существовавшей «Джемми», сколько в том, что официальный эксперт-историк, видимо, даже и не догадывался о том, что Швыбзик – не кличка мифического японского хина, а домашнее прозвище Анастасии Николаевны, которым ее называли в семейном кругу родители. Абсолютно аналогично обстояли дела и с найденным на Ганиной Яме фрагментом человеческого пальца. Предшественник Соколова следователь Сергеев, со слов лакея Чемодурова и доктора Деревенко, предположил, что палец мог принадлежать Е.С. Боткину. Но следователю Соколову и его куратору генералу Дитерихсу нужны были (что вполне логично!) доказательства убийства именно Царской семьи. Поэтому фрагмент пальца отправляется на новую экспертизу, результат которой и ложится в папку следственного дела Соколова:

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/20/...

архиеп. Алексий (Дехтерев) Скачать epub pdf Об авторе Алексий (Дехтерев Александр Петрович; 1889–1959) – архиепископ Виленский и Литовский. Родился в Вильно. Выпускник Морского училища дальнего плавания (Либава). Служил на флоте. В 1920-е гг. работал преподавателем. Принял постриг (1935), иеромонах (1938). Служил в Прикарпатье и в Александрии. С 1945 г. в юрисдикции Московского Патриархата. Архимандрит (1946). Принял советское гражданство. Арестован местной полицией, находился в заключении в Александрии (1948–1949), депортирован в СССР. Епископ Пряшевский (1950). Временный управляющий Виленский и Литовский епархией (1955). Епископ Виленский и Литовский (1956), архиепископ (1957). Светский, затем духовный писатель и журналист. § I Я давно уже слышал о трех сестрах Корецких, которые создали обширный, образцовый колхоз на территории Литвы. Но впервые познакомился я с этим колхозом только летом 1956 года. Что же это за колхоз и кто такие сестры, его основавшие? Прежде это было имение Корецких, ничем не отличавшееся от соседних имений. Жили так же, как жили все помещики начала нынешнего века, – не так широко и праздно, как это водилось прежде, а бережливо, с приложением труда и с проявлением многих забот. В этой семье были три дочери: Мария Николаевна (старшая), Анастасия Николаевна и Варвара Николаевна. Мария Николаевна вышла замуж за Вячеслава Платоновича Шафалович, который впоследствии принял на себя все делопроизводство «колхоза». В доме не только проявлялись заботы и труд, но и веселье: бывали гости, и сами сестры любили выезжать в город Вильнюс, где посещали знакомых, бывали в театре и на концертах. Казалось, ничто не предвещало суровой перемены в их жизни. Но случилось так, что весь уклад их быта резко изменился. А произошло вот что. В Вильно был назначен приходским священником о. Понтий Рупышев . Будучи в Вильнюсе, о. Понтий впервые посетил Меречь-Михново 27 февраля 1921 года и произвел на всех обитателей имения неотразимое впечатление. Вот как сестры Корецкие отзываются о батюшке: «…С приездом Батюшки в Меречь-Михново потекла жизнь на вид более тихая и благочестивая, но исполненная борьбы и тяжелых подвигов и трудов для Батюшки, незримых для посторонних лиц. Батюшка жил для Господа и ближних, а личной жизни не имел. Сколько трудов понес он, чтобы воспитать в духовной жизни нас, искалеченных светской жизнью, с больными душами, и которые часто причиняли ему, несмотря на всю любовь к Батюшке, много огорчений и хлопот».

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010