поиск:   разделы   рассылка Андрей Дементьев Непокорный дальневосточный епископ Суржик Источник: Конкурент Объявленное весной нынешнего года объединение Московской патриархии Русской православной церкви (МП РПЦ) и Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) происходило не так гладко, как это выглядело на телеэкранах. Значительное число священников и прихожан РПЦЗ выступили против объединения и не признают его законность. Среди принципиальных противников слияния двух церквей оказался и епископ Дальневосточной епархии РПЦЗ Анатолий Суржик. О своей позиции он рассказал корр. " К " Анастасий (в миру – Анатолий Николаевич) Суржик, епископ Дальневосточной епархии РПЦЗ, объединяющей Владивостокский и Якутский приходы и небольшие группы верующих в разных регионах Дальнего Востока. Окончил в 1974 г. физфак ДВГУ (специализация " астрофизика " ), работал школьным учителем, потом принял священнический сан в РПЦ, заочно окончил Московскую духовную семинарию, затем – Московскую духовную академию. В 1993 г. вместе со своими прихожанами перешел из РПЦ в РПЦЗ. Возраст – 60 лет. Семьи не имеет, так как дал монашеский обет безбрачия. – Отец Анастасий, как физик стал священником? – По призванию Божьему. – И все-таки, вы изначально были верующим? – По моему глубокому убеждению, каждый человек рождается верующим. Но в процессе воспитания и социального воздействия он может перестать быть таковым. Точнее, некоторые приобретают новую веру: что Бога нет. Что касается меня, то я верил в Господа с детства, а крещение принял в студенческие годы. – Приняв сан, вы получили готовый приход или собрали его сами? – Путь был довольно сложный. После принятия сана я вообще не имел возможности служить в Приморье, поскольку не получил разрешения от уполномоченного по делам религии при местном органе власти, а в советское время это было обязательно. Поэтому мне пришлось уехать в Иркутск. В 80-е годы я перевелся во Владивосток, служил здесь, а в 1989 году обратился к прихожанам с предложением создать новую общину, чтобы взять на нее сохранившееся здание храма священномученика Евсевия (на Седанке). Это церковь при бывшей архиерейской даче. В советское время там была школа, потом кинотеатр, затем кинопрокатные мастерские. Нам удалось зарегистрировать общину, и в начале 90-х у нас числилось 250 человек, плюс были еще приходящие люди – на Пасху собиралось человек 300 – 400. Мы получили в пользование часовню Александра Невского, которая находилась неподалеку, а затем и само здание храма.

http://religare.ru/2_45443.html

I. Монастыри в средней полосе России К оглавлению Москва, местопребывание Русского митрополита, считала уже в себе до 15 монастырей и между ними: Чудов, Андроников, Симонов, Алексеевский. Теперь делаются в Москве известными еще 16 монастырей. Из числа их ко 2-й половине XV в. относятся: а) Богоявленский на Троицком подворье; это подворье находилось в Кремле близ великокняжеского дворца и подарено было еще Димитрием Иоанновичем Донским преподобному Сергию Радонежскому; в 1460 г. здесь сооружена каменная церковь Богоявления и около того же времени образовался монастырь под управлением игумена и в зависимости от Сергиевой лавры ; б) Новоспасский — устроен в 1462 г. на возвышенном берегу Москвы-реки, в четырех верстах от Кремля по воле великого князя Иоанна Васильевича III взамен монастыря Спасского, который еще со времен Иоанна Даниловича Калиты помещался в Кремле на самом великокняжеском дворе, а теперь переведен со всем своим штатом в монастырь Новоспасский ; в) Воскресенский на Высоком в Белом городе, упоминаемый в 1479 г., и г) Покровский в Садех, великокняжеский, в котором Иоанн Васильевич в том же году приказал построить новую деревянную церковь ; д) Спасский в Чигасах за Яузою, здесь в 1483 г. игумен Чигас заложил каменную церковь ; е) Николаевский на Угреши близ Москвы, упоминаемый с 1488 г., и ж) Козмодемьянский на Вражках за Яузою, упоминаемый в 1498 г. В продолжение XVI столетия в первый раз упоминаются в Москве монастыри: а) Покровский Лыщиков на Лыщиковой горе, который великий князь Иоанн III завещал в 1504 г. как свой великокняжеский сыну своему Василию; б) Георгиевский девич в Белом городе, основанный в 1-й половине XVI в. дочерью именитого боярина и воеводы Юрия Захарьевича Романова Феодосиею, теткою добродетельной Анастасии, первой супруги Иоанна Грозного ; в) Новодевичий на Девичьем поле, созданный великим князем Василием Иоанновичем в 1525 г. по обету, вследствие покорения Смоленска; г) Савин на том же Девичьем поле, существовавший уже при построении Новодевичьего монастыря и считавшийся в числе домовых монастырей митрополита; д) Введенский девич на Хлынове, в Белом городе, упоминаемый в 1536 г. ; е) Крестовоздвиженский на Острове, в Белом городе; ж) Ильинский на Ильинском крестце в Китай-городе и з) Николаевский на Драчах в Земляном городе, подвергшийся пожару в 1547 г. , и) Иоанновский девич на Кулижках в Белом городе, основанный, по преданию, царем Иоанном Васильевичем IV .

http://sedmitza.ru/lib/text/435987/

А. Ильин Скачать epub pdf Историк-архивист Алексей Никанорович Котович Средний сын крупчицкого священника – Алексей Котович стал известным историком, который исследовал историю духовной цензуры в Российской империи. Алексей Никанорович Котович родился 17 ноября (ст. ст.) 1879 года в селе Рогозно Кобринского уезда. Первоначальное образование он получил в Жировицком духовном училище, где обучался с 1890 по 1894 год, а потом учился в Литовской духовной семинарии с 1894 по 1900 год, где на курсе выше обучался его двоюродный брат Борис Котович. В 1900 году Алексей Котович окончил семинарии и, как лучший студент, был рекомендован семинарским правлением для поступления на казённый счёт в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1900 году Алексей Котович сдал вступительные экзамены и поступил в академию, которая была ведущим тогда духовным учебным заведением в стране, где преподавали замечательные педагоги, учёные и яркие личности. Ректором был епископ Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский, 1867–1944), в будущем – патриарх Московский и всея Руси. Инспектором академии являлся архимандрит Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров, 1873–1940) – духовник императора Николая и императрицы Александры Фёдоровны, сыгравший решающий роль в переезде старца Григория Распутина в Санкт-Петербург. В академии сформировалась замечательная Петербургская церковно-историческая школа: Иван Гаврилович Троицкий (1858–1929), Василий Васильевич Болотов (1854–1900), Александр Иванович Бриллиантов (1867–1933), Николай Константинович Никольский (1863–1936), Платон Николаевич Жукович (1857–1919), Иван Саввич Пальмов (1855–1920), Иван Иванович Соколов (1865–1939), Тимофей Васильевич Барсов (1836–1904) и др. «Их исследования прошлого Церкви были обращены к запросам настоящего. Можно назвать ещё целый ряд дисциплин и имён, с которыми на рубеже веков был связан научный прогресс Петербургской духовной школы. Это и догматическое богословие ( А.Л. Катанский ), и патрология ( Н.И. Сагарда ), и нравственное богословие ( А.А. Бронзов ), и церковная археология ( Н.В. Покровский ), и каноническое право ( В.Н. Бенешевич ). Можно также назвать и ряд областей, где учёними-тружениками Санкт-Петербургской духовной академии был сделан значительный вклад в церковную науку и богословскую мисль. Достаточно сказать о трудах Н.Н. Глубоковского о св. апостоле Павле или об экклезиологическом исследовании прот. Евгения Аквилонова . В это же время в Академии выдвигается замечательный круг учёных-славистов (Н. К. Никольский , И.Е. Евсеев , епископ Анастасий)» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Автобиография митрофорного протоиерея Бориса Николаева 3 января. Сегодня – день моего рождения. Я родился 21 декабря 1914 года по ст. стилю в 1 час ночи в клинике доктора Вольфсона. Дом этот стоит напротив пожарного депо на Советской (Великолукской) улице. Родился я на свет ребенком беспокойным, родители вспоминали: кричал беспрерывно. По совету медиков на следующий день я был наскоро крещен в ближайшей церкви Свт. Николая («Никола со Усохи»). Восприемники – сторож Богоприимцев (впоследствии диакон) и бабушка моя по матери Мария Герасимовна Карпова. Так как Крещение было поскору «страха ради смертного», – имя мне дали без ведома родителей. Кто нарек – неизвестно. Папа был недоволен: он из крестьян, и хотел отметить крестины по традиции. После Крещения крик мой утих: говорят, что няни мои поили меня отваром мака. У матери исчезло молоко. Через шесть недель акушерка Вольфсоновской клиники пришла прививать мне оспу и заметила ненормальное состояние глаз: они были мутные и непрерывно вертелись. Глазной врач признал катаракту обоих глаз. По достижении семи лет требовалась операция. Надобно рассказать о моих родителях. Мой дед по отцу Николай Николаевич – крестьянин деревни Путилово Богородицкой волости Порховского уезда Псковской губернии. После пожара он строиться не стал, а уехал в Псков со всей семьей: он, жена Анастасия и четверо детей: Иван, Николай – мой отец и две дочери – Ольга и Мария. В городе они занялись мелкой торговлей. В нашем роду торговой жилки не было: что ни пробовали заводить – ничего не клеилось. Вскоре дед умер от «солнечного удара». Дочери вышли замуж, старший сын Иван открыл фруктовый магазин и взял в приказчики моего отца. Потом отец и сам открыл такую же лавку. Иван же торговал до 1919 года и уехал за границу, а там пропал без вести. Моя бабушка по матери происходила из почтовых чиновников: прадед почтальон псковской губернской почтовой конторы Герасим Карпов и его жена Матрона. В метрической книге Псково-Градской церкви Св. Косьмы и Дамиана (Запсковье) за 1859 год значится: 28 февраля родилась и 1 марта крещена Мария. Это была моя бабушка. В семействе Карповых кроме моей бабушки были еще две старшие дочери – Ирина и Татьяна (о братьях не знаю). Первая, Ирина, окончив гимназию, замуж не вышла: «не приглянулся жених», а их было много, и всю жизнь прожила в служении гувернанткой в домах разных господ. Там ее переименовали Ольгой в память умершей гувернантки, на место которой она поступила. Вторая сестра, Татьяна Герасимовна, вышла замуж за почтового чиновника Дорофея Сергеевича. Дети их умерли: одни в младенчестве, а старший сын Евстафий – в 19 лет, от чахотки. Схоронив мужа, Татьяна вышла замуж за Кричевского Косьму Ивановича, почтового чиновника, коллежского асессора. Детей не было. После ее смерти осталось наследство – капитал в банке. Умирая, она завещала все это тому, кто приютит под конец жизни и похоронит ее мужа Косьму Ивановича.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Александр Гаврилович Пётр Гаврилович Лука Гаврилович Алексей Гаврилович, женат на Прасковье Борисовне Милославской Семён Григорьевич, женат на Анастасие Никитишне NN Фёдор Григорьевич Иван Григорьевич Дмитрий Григорьевич Матвей Григорьевич Василий Иванович Борис Иванович, женат на Устинье Ивановне Челищевой Никита Иванович Пимен Иванович Алексей Иванович Фёдор Иванович Семён Петрович Егор Петрович Илья Петрович Семён Иванович 105.Мирон Иванович Пётр Иванович Юрий Фёдорович КОЛЕНО XIII: Дмитрий Иванович Алексей Григорьевич, генерал-аншеф и Святого Александра Невского кавалер; женат: 1) на Нарышкиной; 2) на Сухаревой Пётр- Николай Петрович , сенатор и Святого Александра Невского кавалер; женат: 1) на княжне Щербатовой; 2) на Прасковье Никитишне Квашниной-Самариной Василий Иванович Илларион Иванович Иван Данилович, женат на Федосье Никитишне NN Пётр Дмитриевич Борис Дмитриевич Алексей Григорьевич Иван Григорьевич Пётр Алексеевич Гавриил Алексеевич, женат на Марие Алексеевне Лопухиной Анна Алексеевна: 1) за гвардии капитаном Николаем Александровичем Лопухиным † 1768; 2) за действительным тайным советником Яковом Лукичем Хитрово Степан Семёнович Дмитрий Семёнович Фёдор Герасимович Пётр Герасимович, женат на Чириковой Михайло Герасимович Александр Герасимович, женат на Марие Степановне Валуевой Мария Герасимовна, за Козловым Иван Алексеевич, женат на Ксение Ивановне Нагиной Михайло Фёдорович Александр Ильич Иван Ильич Андрей Петрович Тимофей Петрович Лаврентий Петрович Афанасий Петрович Матвей Петрович КОЛЕНО XIV: Иван Алексеевич Пётр Алексеевич Михайло Алексеевич, генерал-лейтенант, женат на Бригитте Александровне NN Алексей Алексеевич, сенатор, женат на Анне Алексеевне Еропкиной Екатерина Алексеевна, за Демидовым Анна Алексеевна, за Раевским Надежда Алексеевна, за Воейковым Елена Алексеевна, за Сверчковым Наталия Алексеевна, за Чекалевским Александр Николаевич, женат на Анне Петровне Хрущевой Пётр Николаевич, генерал-лейтенант, женат на Марие Александровне Шереметевой Елена Николаевна, за Москотиньевым

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Архимандрит Петр (Афанасьев) 6 мая 2016 г. 12:00 Архимандрит Петр (Афанасьев) (20.11.1938–11.04.2016) Отец Петр (в миру Александр Николаевич Афанасьев) родился 20 ноября 1938 года в курском селе Реп-Плата и в младенчестве был крещен в местной церкви Архангела Михаила. С ранних лет, как и его родители Николай Иванович и Евдокия Григорьевна Афанасьевы, пел на клиросе. В его семейной родословной было ни одно поколение церковнослужителей, а дома — благочестивые устои и сердечная вера. Переезд в 1945 году в Москву не изменил внутреннего уклада семьи. Не повлияла на него и советская власть: все четверо детей молились и ходили в храм. В 1952 году, обучаясь в Доме пионеров игре на домре, он познакомился с Евгенией Андреевой. В 1960 году их повенчал схиархимандрит Амвросий (Иванов). В лице Евгении Дмитриевны он обрел не только верную супругу, но и настоящего друга, разделявшего его интересы и помогавшего в трудах. В зрелые годы она, как и отец Петр, приняла монашество с наречением имени Анастасия. В 1961 году у них родилась дочь Ольга. В 1963 году будущего священника призвали в армию. К этому моменту он закончил музыкальное училище, успел поступить в Саратовскую консерваторию и перевестись из нее в Московскую. Уже будучи молодым отцом и не желая бросать учебу, Александр обратился в Министерство обороны СССР с ходатайством, чтобы ему позволили служить рядом с семьей и одновременно с воинской службой обучаться в Московской консерватории. Его прошение было удовлетворено, благодаря чему в 1965 году уже сержантом ракетных войск он окончил консерваторию по классу контрабаса. Десять лет спустя, в 1975 году — по классу дирижирования. Музыка на долгие годы стала для А.Н. Афанасьева главным делом жизни. Как дирижер и педагог он приложил немало усилий, чтобы повысить уровень исполнения классических произведений, привлечь должное внимание к русскому хоровому и инструментальному наследию. С 1972 по 1989 год дирижировал многими ведущими оркестрами страны, включая Большой симфонический (1977), гастролировал по России и за границей, около 20 лет был художественным руководителем Московской государственной филармонии, получил звание профессора, заслуженного деятеля искусств. Но именно эти неизменные атрибуты публичной жизни представителя мира искусства тяготили больше всего: его интересовали не награды или звания, а глубокое духовное содержание исполняемых произведений. Вполне закономерно, что Александр Николаевич подружился с близким ему по духу ценителем хоровой музыки — регентом архимандритом Матфеем (Мормылем). Итогом их совместной работы в 1960–1970-е годы стали записи первых дисков хора Троице-Сергиевой лавры с церковными песнопениями. Плодами трудов отца Петра на музыкальной ниве стало создание нескольких коллективов, каждый из которых обрел свою творческую жизнь и по сей день востребован слушателями. Это и «Московская инструментальная капелла», созданная в 1975 году при Московской областной филармонии, и основанный в 1997 году мужской камерный хор «Благозвонница».

http://e-vestnik.ru/obituaries/petr_afan...

В храме вместе с многочисленными паломниками и прихожанами молились настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, настоятельница Макарьевского Свято-Троицкого Желтоводского монастыря игумения Михаила (Орлова), настоятельница Покровской Свято-Введенской Островной пустыни игумения Феврония (Маратканова), настоятельница монастыря в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы г. Калининграда игумения Елисавета (Кольцова), настоятельница Выксунского Иверского монастыря игумения Антония (Миронова), настоятельница Николаевского Георгиевского Абабковского монастыря игумения Никона (Желякова), настоятельница Дальне-Давыдовского монастыря игумения Руфина (Тарасенко), настоятельница Арзамасского Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница Крестовоздвиженского монастыря в дер. Быдреевке игумения Иулиания (Петрова), настоятельница Спасского монастыря Симбирской епархии игумения Сергия (Вотрина), настоятельница Свято-Троицкого Островоезерского монастыря г. Ворсмы монахиня Серафима (Беляева), настоятельница архиерейского подворья Арзамасского Новодевичьего Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова), настоятельница архиерейского подворья Мало-Пицкого монастыря в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» инокиня Филарета (Андрейко), настоятельница Нижегородского архиерейского подворья храма в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия инокиня Алипия (Андрейко). На богослужении присутствовали исполняющий обязанности министра образования Нижегородской области Сергей Наумов, глава администрации Дивеевского района Дмитрий Дрейбанд, мэр г. Арзамаса Михаил Мухин, председатель Городской думы г. Арзамаса Игорь Плотичкин, президент благотворительного фонда святых равноапостольных Константина и Елены Анастасия Оситис, директор Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) Валентин Костюков, заместитель директора РФЯЦ-НИИЭФ Юрий Якимов, народный артист РФ Андрис Лиепа.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5132036...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великой Княжне Марии Николаевне Романовой посвящается К очередной годовщине со дня рождения Царевны Мученицы 27.06.2022 2839 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлены автором 14 июня по старому стилю 1899 года родилась Великая Царская Княжна Мария Николаевна Романова, третья дочь Царя Николая II и Царицы Александры Фёдоровны Романовой. Канонизирована Русской Православной Церковью как Страстотерпица. Вот, пожалуй, и всё, что можно узнать о Ней из интернета. После поездки в Пермь в этом году ко мне пришла книга, изданная Елизаветинско-Сергиевским просветительским обществом, к 150-летию со дня рождения Императрицы Александры Фёдоровны. Из неё я узнала, что Младшие Великие Княжны, Мария и Анастасия, имели под своим попечением несколько лазаретов и постоянно посещали их, чтобы поддерживать моральный дух раненых воинов. А мне вдруг вспомнился удивительный случай, связанный с Марией Николаевной. Произошёл он на Крестном ходе «Покаяние за Царя» Нижний Новгород – Дивеево в июле 2000 года, когда Царская Семья ещё не была прославлена. Шли мы без священников, но по благословению. Идти было трудно. И Господь нас утешал необычными явлениями, конечно, не по-нашему недостоинству, а по Великой Святости Царской Семьи. При подходе к Дивееву нам навстречу выехала на дамском велосипеде молодая девушка с русой косой в шерстяном плаще густого болотного цвета с пелериной. Жара стояла + 37 градусов по Цельсию. И появление её в таком наряде не по погоде выглядело весьма странным. Она приветствовала нас словами: «Христос Воскресе!» А была уже не Пасха. Вдруг её плащ перед нами раскрылся, и мы увидели её необычный наряд. Перед нами предстала барышня не из нашего времени. Было ощущение, что она только что выехала со сценической площадки или сошла с экрана телевизора. Меня её появление настолько удивило, что из головы не выходил вопрос: «Кто же это была?» И вот в день преподобного Макария Желтоводского и Унженского в Макарьевском Желтоводском монастыре на Волге во время Литургии в храме Святой Троицы на мысленном уровне пришёл ответ: «Одна из Царевен». В храме я была вместе с моей подругой, поэтом Марией Сухоруковой. Я ей рассказал об услышанном. Она сразу определила, что это Мария Николаевна любила кататься на велосипеде, который ей подарили.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/27/ve...

Закрыть itemscope itemtype="" > Месть врага рода человеческого 3-4. Вел. князь Николай Николаевич и сестры-черногорки. Фрейлина С. И. Тютчева и няня М. И. Вишнякова 24.05.2013 1488 Время на чтение 26 минут 1-2. Обвинение в хлыстовстве. Заблуждение архиепископа Феофана 3. Вел. князь Николай Николаевич и сестры-черногорки (1909 г.). Владыка Феофан совершил досадную ошибку, имевшую роковые последствия, т. к. через него неверное отношение к Григорию Распутину стало распространяться в среде и высокопоставленных особ, и столичного духовенства, которые опирались на авторитет владыки, как известного богослова и высокой духовной жизни архипастыря. Но был ли вполне свободен сам владыка Феофан в своем выборе? По всей видимости, нет. Как уже было сказано, он являлся представителем столичного духовенства, вхож в различные круги высшего Петербургского общества, хотя, как свидетельствуют современники событий, и тяготился чрезмерным вниманием к его персоне со стороны сильных мира сего. Как и его пасомые, он был далек от крестьянской России и по своему происхождению, и по своему положению столичного архипастыря. Его принимали в дому Вел. княгини Милицы Николаевны, чей авторитет, как знатока мистических вопросов, был очень высок. Ведь она, по свидетельству владыки Феофана: «знала святоотеческую, мистическую и аскетическую литературу и издала даже собственный труд - «Избранные места из святых отцов»». 16 Влияние Милицы Николаевны и ее сестры Анастасии Николаевны (Станы) на окружающих было очень велико. Не избежали его и Царь с Царицей. Не избежал его и владыка Феофан. Но если Государь с Государыней по прошествии времени отошли от сестер-черногорок, то владыка Феофан, продолжал питать к ним дружеские чувства. А меж тем, отношение Милицы и Станы и к Царской Семье, и к старцу Григорию постепенно менялось и не в лучшую сторону. Для этой перемены причин было несколько и достаточно серьезных. Прежде всего, появление Григория Распутина рядом с Царской Семьей отодвинуло на задний план и черногорских принцесс, и их мужей - Вел. князей Николая и Петра Николаевичей, главным образом, первого. Самолюбие их было задето, что не могло остаться безнаказанным. Но одного этого недостаточно.

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/25/...

Ильинское (Тутка, Ильинское на Тутке), урочище. Церковь Илии Пророка. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Ильинская с. Тутка (с. Ильинское на Тутке, с. Тутково, пог. Илья Пророк) каменная, с каменной колокольней и оградой. Построена в 1833 г. на средства Анастасии Степановны Щербачевой. Кладбище при церкви. Престол один во имя прор. Илии. Расстояние от Костромы 170 в., от Солигалича 50 в. Ближайшие церкви: Успенская с. Нижнего-Березовца в 15 в. и Николаевская в Чудце в 18 в. К настоящему времени сохранилась только колокольня Ильинской церкви. У прот. И. Беляева (1863 г.) есть упоминание о древней деревянной церкви с деревянной колокольней. В списках населенных мест по сведениям 1870-72 гг. в селе Ильинском на Тутке также упоминаются две церкви. http://www.old-churches.ru/so_033.htm Приход Ильинской церкви в погосте Ильинское, что на реке Тутке (Ильи Пророка) располагался в 50 верстах от уездного города Солигалича, вдоль обоих берегов одноименной речки на старинном торговом тракте Буй – Николо – Чудцы – Верхний Березовец – Солигалич. В административном отношении погост относился к старинной Корежской волости Галичского уезда, а позже к Чудцовской волости Солигаличского уезда. В 15 верстах, в сторону Буя располагалась Николаевская церковь села Николо – Чудцы Солигаличского уезда, а также почтовая станция Чудцы и фельдшерский пункт. Название местности «Тутка» имеет древние корни и происходит от речки Тутка и финно-угорских племен чуди и мери, проживавших здесь до появления в 14-15 веках славян. В тоже время, название поселения, возможно, от фамилии или прозвища «Тутка», носитель которых переселился с северо-западных окраин Руси. Такие фамилии там можно встретить и сейчас. Одновременно с колонизацией славян стали появляться здесь и православные церкви. Возведение первого храма на берегу Тутка неизвестно, но у протоиерея Иоанна Беляева (1863 г.) имеется упоминание о нахождении здесь древней деревянной церкви с деревянной колокольней. Она сохранялась вплоть до конца 19 века и стояла рядом с каменной Ильинской церковью. Об этом имеются сведения и в списках населенных мест Солигаличского уезда за 1870-72 годы (стр. 329). Известно, что в 1723 году в церкви преподобного Илии на Тутке службу вели поп Иван Сергеев, пономарь Артемий Сергеев, дьячек Иван Иванов.

http://sobory.ru/article/?object=39077

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010