«Какие прекрасные лица...» Редкие фото Царской Семьи из семейных альбомов «Эмалевый крестик в петлице И серой тужурки сукно... Какие печальные лица, И как это было давно. Какие прекрасные лица, И как безнадежно бледны — Наследник, Императрица, Четыре Великих Княжны...» Георгий Иванов, 1949 г. В 100-летнюю годовщину убийства святых Императора Николая, Императрицы Александры, Цесаревича Алексия и Великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии мы представляем редкие фотографии Царской Семьи 1907–1915 гг. из 6 семейных альбомов, вывезенных фрейлиной Императрицы Анной Вырубовой за границу. В 1937 г. эти альбомы были проданы студенту Йельского университета Роберту Брюстеру, который подарил их родному университету в 1951 г. С тех пор они хранятся в Йельской «Библиотеке редких книг и манускриптов» (Beinecke Rare Book & Manuscript Library). Некоторое время назад «Романовский» архив был отсканирован и выложен в публичный доступ . 17 июля 2018 г. Рейтинг: 9.9 Голосов: 3459 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 4 августа 2023, 01:48 Святые царственные великомученики Великие Искупители Всея России молите Бога о нас грешных Валентина 17 июля 2021, 19:13 Святые НАШИ государи, Богом нам данные, святой государь Николай Александрович, святая государыня Александра Фёдоровна , святые царственные княжны Ольга Николаевна , Татьяна Николаевна , Мария Николаевна ,Анастасия Николаевна , святой цесаревич Алексей Николаевич ,; поверженные ниц, молим вас, простите нас М 17 июля 2019, 18:55 Такие добрые и чудесные фотографии! Спасибо! Татьяна 21 мая 2019, 19:27 ...И как было это давно! лина 2 мая 2019, 11:22 Фото так хороши, что я смотрела со слезами. Они не просто прекрасные, но с большим духовным содержанием. Лик Алексия порой просто растворяется в свете. И вообще очень светлы эти фото.Святые царственные мученицы молите Бога о нас (и простите нас) Александр Чухланцев 25 апреля 2019, 11:45 Спасибо за фото....Святые нежно любимые Царствении мученик молитесь Бога о России

http://pravoslavie.ru/114455.html

Краткие биографические сведения Авель (Матиешин), игумен. Находился в заключении в Дубравлаге вместе с епископом Афанасием и митрополитом Нестором. Агапит (Вознесенский Семен Саввич; 1793–1854), епископ. В 1834 г. хиротонисан во епископа Томского. В 1841 г. уволен на покой. В 1843 г. назначен управляющим Воскресенским Новоиерусалимским монастырем. В 1850 (1851?) г. переведен в Московский Новоспасский монастырь, в 1852 г. в Донской Богородичный монастырь. Александр I Карагеоргиевич (1888–1934), король Югославии. Во время первой мировой войны главнокомандующий сербской армией. В 1914–1921 гг. принц-регент, а с 17 августа 1921 г. король Королевства СХС (с 1929 г. Югославия). Убит сепаратистами. Александра Петровна (в тайном постриге Анастасия; 1838–1900), Великая княгиня, супруга Великого князя Николая Николаевича, брата Императора Александра II. Известная благотворительница. С 1881 г. имела постоянное пребывание в Киеве, где основала Покровский женский общежительный монастырь с хирургической больницей. Здесь, приняв иночество, провела последние годы жизни. Александра Феодоровна (1872–1918), страстотерпица, Императрица. Урожденная принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская (полное имя Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса). Супруга Императора Николая П. 8 (21) марта 1917 г. арестована по приказу Временного правительства в г. Царское Село Петроградской губ. вместе с другими членами Царской семьи. С 6 (19) августа 1917 г. под арестом в Тобольске. В ночь на 17 июля 1918 г. расстреляна в Екатеринбурге вместе со всей семьей. Причислена к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Алексей) Николаевич (1904–1918), страстотерпец, Наследник Цесаревич и Великий князь. Сын страстотерпцев Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны. Покровитель Православного Камчатского братства во Имя Всемилостивого Спаса. В ночь на 17 июля 1918г. расстрелян со всей семьей в г. Екатеринбурге. Причислен к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич; 1859–1919), архиепископ. С 1905 г. епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. Ректор КазДА. С 1912 г. епископ Саратовский и Царицынский; с 1914 г. архиепископ Владимирский и Суздальский. Весной 1917 г. по постановлению епархиального съезда духовенства и мирян уволен от управления Владимирской епархией. В 1917 г. возглавил движение украинских автокефалистов. С 1918 г. под запретом. Перед смертью принес покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. Н. Корсунский. Гравюра. Кон. XIX в. Иван Николаевич (1.01.1849, с. Ст. Павшин Алексинского у. Тульской губ.- 10.12.1899, Сергиевский посад, ныне г. Сергиев Посад Московской обл.), правосл. богослов, библеист, заслуженный проф. МДА. Сын пономаря с. Ст. Павшин. В 1864 г. окончил Тульское ДУ, в 1870 г.- Тульскую ДС по 1-му разряду, поступил на богословское отд-ние МДА, к-рое окончил в 1874 г. первым по списку с ученой степенью кандидата богословия. На 3-м курсе написал кандидатское соч. «Аллегорическое толкование Ветхого Завета в посланиях св. апостола Павла» (РГБ ОР. Ф. 172. К. 273. Ед. хр. 2), удостоившееся высокой оценки профессора по кафедре Свящ. Писания архим. Михаила (Лузина) (Там же. Ед. хр. 3). 26 июля 1874 г. назначен в Тульскую ДС преподавателем греч. языка; 1 сент. 1876 г. перешел на должность смотрителя Тульского ДУ. В марте 1876 г. подал в Совет МДА 1-й вариант магист. дис. «Толкование Ветхого Завета в Новом», однако диссертация была возвращена на доработку (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1811. Л. 11). 8 дек. 1878 г. К. был избран на должность библиотекаря МДА. 22 дек. 1879 г., защитив диссертацию pro venia legendi (с правом преподавания) «Философское учение и мифологические представления классической древности о Боге и Его отношении к миру по изложению их в апологиях св. Иустина Философа», К. был избран и 9 янв. 1880 г. утвержден приват-доцентом церковно-практического отд-ния при кафедре греч. языка МДА (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5099. Л. 1а). 6 апр. 1882 г. К. защитил диссертацию на степень магистра богословия с измененной темой: «Иудейское толкование Ветхого Завета: Опыт исследования в области истории толкования Ветхого Завета в период новозаветный» (М., 1882) и 12 апр. был утвержден в степени. 11 апр. 1882 г. К. вступил в брак с О. А. Владимирской, дочерью профессора Имп. московского технического уч-ща (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5099. Л. 1 а); у них родились 3 дочери: Ольга (1883), Анастасия (1885), Анна (1888). Будучи библиотекарем, К. предпринял труд по составлению «Систематического каталога книг библиотеки Московской духовной академии», описав 14 892 наименования книг. Каталог был издан в 1880-1891 гг. в приложении к «Прибавлениям к Творениям святых отцов в русском переводе», затем отдельным изданием в 4 томах и 7 выпусках.

http://pravenc.ru/text/2458753.html

митрополит Антоний (Блум) Содержание Московская Духовная Академия, февраль 1982 г. Митрополит Сурожский Антоний О ЦАРСКОЙ СЕМЬЕ, ЕЕ КАНОНИЗАЦИИ; О МОНАРХИИ ВООБЩЕ Что вы думаете о канонизации мучеников Русской Церкви, которая была совершена Карловацким собором в Нью-Йорке? Я думаю, во-первых, что канонизация святых – дело всей Церкви, а не какой-то одной группы, находящейся за границей. Второе: я думаю, что канонизация происходила преждевременно, т.е. что не дали достаточно времени политическим страстям улечься, чтобы решение было принято не на основании каких-то политических переживаний, а на основании вдумчивого отношения к каждой личности, о которой шла речь. Есть, однако, одно заявление, которое мне кажется интересным, епископа Антония Женевского, который написал послание своей пастве в Западной Европе, где он говорит, что считает, что канонизация должна быть делом всей Русской Церкви, и что поэтому совершенную в Нью-Йорке канонизацию надо рассматривать как благословение на местное почитание, какое бывало в течение всех веков, тех или других лиц; и что когда пройдет время и вся русская православная действительность сможет произнести свой суд и свое решение – только тогда можно будет говорить о канонизации, которая имела бы полное значение для всей русской православной действительности. Би-би-си, 16 мая 1990 (Дикторский текст) Сегодняшний день особенно для нас знаменателен ввиду того, что впервые в пределах Русской Патриаршей Православной Церкви воздвигнут храм не только в честь святителя Николая, но и в память государя императора Николая Александровича, государыни императрицы Александры Федоровны, цесаревича великого князя Алексея Николаевича, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и с ними всех мучеников и мучениц рода царского. Тысячи людей в России, слушая нашу сегодняшнюю службу, возрадуются о том, что в свободном мире могут дети Русской Церкви молиться тем, кого миллионы людей поминают как мучеников, к заступничеству которых они обращаются и прославления которых они ждут.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1274...

Митрополит Филарет (в миру Георгий Николаевич Вознесенский) родился в Курске 22 марта 1903 года. В 1909 году его семья переехала в Благовещенск-на-Амуре. Высшее образование Георгий Вознесенский получил в Русско-китайском политехническом институте в Харбине, там же окончил пастырско-богословские курсы. В 1931 году он принял постриг с именем Филарет, вскоре был рукоположен, в 1933 году возведен в сан игумена, в 1937 году – архимандрита. В 1962 году из Харбина уехал в Гонконг, оттуда в Брисбен, епископом которого назначен в 1963 году. А в 1964 году владыка Филарет избран на место ушедшего на покой первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского; † 1965). Это бремя митрополит Филарет нес в течение 21 года. Владыка Филарет преставился ко Господу 21 ноября 1985 года. В 1998 году было решено перенести останки почившего первоиерарха из крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу Свято-Троицкого собора в Джорданвилле. Когда вскрыли гробницу, то мощи митрополита Филарета оказались нетленными. «Митрополит Филарет – это человек глубокой аскетической жизни. Посмотрите на его облик! Он был молитвенником, – вспоминает о владыке Филарете (Вознесенском) протоиерей Алексий Котар, настоятель Николаевского кафедрального собора в г. Сиэтл (штат Вашингтон, США). – Сам святой владыка Иоанн Шанхайский его кандидатуру выставил. Кандидатами тогда были и святитель Иоанн, и кто-то другой, и в качестве компромисса владыка Иоанн предложил выбрать молодого архиерея – владыку Филарета. В какой-то мере владыка Филарет был мне как отец, потому что когда я учился в русской гимназии в Нью-Йорке, то в последний год моего обучения родители уехали в Сан-Франциско, папа (протоиерей Николай Котар. – А.Н.) был переведен туда, и владыка Филарет взялся как-то присматривать за мной, вызывал меня к себе, наставлял, поправлял. Он очень любил молодежь, часто встречался с молодежью. У нас по воскресеньям были кружки; мы приходили к нему прямо в покои, где он нас угощал, беседовал с нами. Когда он приходил к нам домой, то любил сесть за рояль: играл некоторые вещи, в том числе и свои, был хорошим музыкантом и композитором.

http://pravoslavie.ru/30547.html

Надежда Киценко Скачать epub pdf Именной указатель 941 Абдраимов М. Р. 157 Аввакум, протопоп 16 Августин, блаженный 16, 217 Агафья 135 Адам 40, 53 Акилина133 Аким 135 Аксаков К. С. 9 Аксаков С. Т. 205 Александр 135 Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ 6, 14, 84, 125, 205 Александр, крестьянин 301, 302 Александр II, император 95, 102, 112, 165, 289, 290, 291, 292, 296, 298, 346 Александр III, император 11, 145, 146, 148, 171, 184, 290, 292, 293, 294, 296, 316, 345 Александр Невский, благоверный великий князь 337 Александра Ивановна 284 Александра Иосифовна, великая княгиня 292 Александра Феодоровна, императрица, страстотерпица 145, 148, 326 Александров И. 285 Александрова Мария, мещанка 259, 260 Алексий Николаевич, царевич, страстотерпец 146 Алексий, епископ Таврический 324 Альберт, принц 171 Амвросий Оптинский , преподобный 115, 297 Амиров А. 157 Амфитеатров A. B. 269, 285 Анастасия Николаевна, княжна Черногорская 147 Анатоль, князь 307 Ангелина, игуменья 323 Андрей Первозванный, апостол 105, 116, 194, 195, 310, 312, 322, 325, 331 Андрей, епископ Мамадышский 276 Анна Константиновна, свояченица о. Иоанна 47, 179 Анна Алексеевна 132 Антоний Великий , преподобный 24 Антоний (Храповицкий) , митрополит 6, 68, 84, 298 Апраксины 145 Арий, еретик 221, 222 Арсений Великий , преподобный 52 Арсений, епископ 237 Арсеньева Н. 148 Афанасьевский П. 140, 141 Б-в, корреспондент о. Иоанна 210, 211, 212 Багратионы 145 Байнум К. 86 Баранова М. 184 Барсков П., лавочник 156 Барскова E., лавочница 156 Барятинский, князь 145 Барятинский В., князь 164, 165 Бедекер К. 240 Безбрыжой, полковник 157 Бек, де Ф. 284 Беле О. 239 Бенджамин У. 197 Беппис, переводчик 112 Бернар, святой 223 Боголюбов Дмитрий , миссионер 276 Бойл Л. 12 Большаков Н. Я. 220, 264, 275, 278, 279, 318, 339 Бонч-Бруевич В. Д. 306 Боткин С. П. 141 Брилинский А., лесной надсмотрщик 157 Бряузов А. И. 285 Булгаков М. А. 8, 332 Булгаков С. Н. 122 Буле, фотограф 198 Бурачек С., капитан 220 Буткевич A. C. 317 Вагнер У. 8 Вадим, псевдоним автора неканонического перевода Библии 112, 125

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Никитское. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная и оштукатуренная Владимирская церковь выстроена в начале XVIII в. видимо при Апраксиных. Храм имеет два престола - Сергия Радонежского и Великомученика Никиты, давшего название этому придорожному селу. Сооружение подвергалось переделкам: трапезная в 1838 г., апсида в 1886 г. После долгого запустения в 1979 г. храм был передан общине верующих, отремонтирован и с тех пор действует. Писцовые книги XVI века сообщают, что село Никитское получило свое название от церкви Никиты Мученика, там построенной. В то время эта земля с ее окрестностями принадлежала Никите Романовичу (брату царицы Анастасии и деда царя Михаила Романова). Во времена правления Бориса Годунова имущество Романовых было отобрано в государственную собственность. От той эпохи материальных следов в усадьбе не сохранилось. Каменная церковь на месте старой деревянной была построена уже при новом владельце, когда в XVIII веке земли с селом Никитским были пожалованы А.Ф. Апраксину, сподвижнику Петра I. Писцовые книги тех лет говорят, что “церковь сия состоит при селе Никитском, отделена от погоста речкой Каревкою и Песоченкою.” Здание церкви кирпичное с белокаменными деталями, построенное по принципу " восьмерик на четверике”, который завершен граненым световым барабаном. Здание церкви имеет все признаки московского барокко, а украшения наличников окон обнаруживает влияние украинской архитектуры конца XVII века. Точной даты строительства главной части церкви не сохранилось. Архитекторы по анализу архитектурных форм датируют церковь концом XVII-haчaлoм XVIII вв. В основном, село Никитское, а вместе с ней одноименная усадьба стала формироваться с середины XVШ века при А.Ф.Апраксине. Так, летописи сообщают, что в 1765 году здесь были деревянный барский флигель и усадебная Владимирская церковь. К сожалению, строители церкви отнеслись к работе недобросовестно, и сохранившиеся источники пестрят прошениями о ремонтах. В 1771 г. были заменены тесовые кровли церкви, а в 1784 г. произведен был ремонт рассевшихся стен приделов.В конце XVIII века усадьба Никитское переходит во владение князей Куракиных, которые много в ней перестраивают заново. Так, в 1838г. оба придела церкви в честь великомученика Никиты и преподобного Сергия Радонежского были переделаны Иваном Николаевичем Рославлевым, сделаны выше и шире. " Стены выкладены сплошною кладкою, обожженным кирпичом. Наружные стены гладкие, посередине церкви обведен пояс, выделанный из кирпича”.

http://sobory.ru/article/?object=01153

О жизни и духовных наставлениях преподобного Серафима Саровского Воспоминания современников Детские воспоминания Надежды Аксаковой о преподобном Серафиме Саровском Из «Записок» Я.М.Неверова Из «Записок» генерала Отрощенко Воспоминания об отце Серафиме А.П.Еропкиной Рассказ об отце Серафиме сестер Екатерины и Анны Лопухиных Воспоминания дивеевской сестры Анастасии Воспоминания дивеевской старицы Евдокии Воспоминания дивеевской старицы Матрены Воспоминания священника села Дивеева отца Василия Воспоминания начальницы Ардатовской общины матушки Евдокии Воспоминания матушки, игуменьи монастыря в городе Свияжске Воспоминания игуменьи Пульхерии, настоятельницы монастыря в городе Слободский Вятской губернии Воспоминания матушки Платониды, монахини Симбирского монастыря Спаса Нерукотворенного Воспоминания иеромонаха Саровской пустыни Савватия, в схиме Стефана Воспоминания отца Рафаила, иеродиакона Саровском пустыни Воспоминания отца Феоктиста, иеродиакона Уфимского Успенского монастыря Воспоминания отца Василия, рясофорного монаха Нижегородского Печерского монастыря Воспоминания М. В. Н. Воспоминания жены управляющего селом Елизарьевым (Нижегородской губернии Ардатовского уезда) А. И. М. Воспоминания кн. А. К. Рассказ г-жи H. Н. Рассказ дворового человека В. А. об исцелении его жены А. Рассказ крестьянина М. Б. села Автодеева, Ардатовского уезда, Нижегородской губернии Воспоминания священника А. Н. Воспоминания г-жи Серафимы К. Воспоминания тамбовского мещанина И. Т. Т. Воспоминания г-жи Η. П. Л. Воспоминания кн. E. H. Е. Воспоминания генерал-майора A. E. М. Воспоминания князя Николая Николаевича Голицына Воспоминание симбирской помещицы Е.Н.Пазухиной Воспоминание вдовы Воспоминания ротмистра А. В. Т. Воспоминания Ивана Яковлевича Каратаева Воспоминания харьковского провиантского чиновника С. С. М. Воспоминания Богдановича Рассказ протоиерея Василия Конобеевского Рассказ Балаклавского архимандрита Никона (родного брата протоиерея Конобеевского) Рассказы современников об отце Серафиме, собранные иеромонахом Иосифом Рассказ иеродиакона Александра Рассказ саровского инока Александра Рассказ старицы Дивеевской обители Матрены и свидетельство саровского инока Петра Рассказ крестьянина Лихачевского Е. В. Рассказ об отце Серафиме И. М. К. Рассказ старицы Марии Иконниковой Беседа старца Серафима с Н.А.Мотовиловым о цели христианской жизни Из воспоминаний Елены Ивановны Мотовиловой о преподобном Серафиме Молитвы преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу Молитва первая Молитва вторая  

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

О. Ю. Тарасов Указатель имен Краткие биографические сведения даются выборочно. Имена иконописцев выделены курсивом. А Аввакум Петрович (1620/1621–1682), протопоп, один из главных учителей старообрядчества. писатель 89, 105, 134, 148, 466, 468 Авгарь, по прозвищу Уккама (ок. 13–50), властитель Осроенского царства в Эдессе 54 Аверинцев С.С. 44, 51, 86, 108, 128, 349, 384, 433, 447, 449, 459 Авив (ум. 322), св. мученик 74, 169 Авраамий (Болгарский, ум. 1229), св. мученик 311, 379 Авраамий Галицкий (Чухломской) (ум. 1375), ученик Сергия Радонежского, святой 63, 67, 68 Агафья, святая 407 Адарюков В.Я. 80, 459 Адриан Пошехонский (ум. 1550). иконописец, святой 65, 130, 133 Адрианова-Перетц В.П. 458 Акепсим, святой 350, 355 Акимов-Сорокин Игнатий (конец XIX в.), основатель деревенской литографии во Владимирской области 429 Александр Павлович (1777–1825), император (с 1801) 107, 235, 421 Александр II Николаевич (1818–1881 император (с 1855) 235, 244, 273, 312, 350, 367, 368, 369 Александр III Александрович (1845–1894), император (с 1881) 25, 44, 184. 188, 236, 238, 244, 248, 251. 270, 271, 312, 318, 368, 386 Александр Невский (1220–1263), великий князь Владимирский, святой 240, 271, 287, 311, 312, 318, 357, 361, 379, 386 Александр Свирский (ум. 1641), святой 79, 240 Алексеев Александр (упом. в начале XV11 в.), иконописец 160 Алексей Михайлович (1 629–1676), царь (с 1645) 21. 34, 39, 77, 81, 86, 96, 100, 101, 103, 108, 109, 139, 148, 204, 206, 214, 221, 222, 241, 243, 244, 247, 249, 252, 270, 304, 305, 312, 338, 357, 360, 365, 367, 374, 384, 386, 395 Алексей, царевич (1654–1670), сын царя Алексея Михайловича 367 Алексий (ум. 1267). митрополит Московский, святой 24, 99, 188, 244 Алексий, человек Божий (ум. 411), святой 52 Алимпий (или Алипий) (ум. ок. 1114), первый известный по имени русский иконописец. инок Киево-Печерского монастыря, святой 130, 138, 139 Алоизий, святой 240 Альциат А. 347, 348, 356 Ананьева Т.А. 458 Анастасия, святая 305 Анатолий (Мартыновский , 1793–1872), архиепископ Бессарабский, духовный писатель

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Она родилась 5 июня 1901 года в Петергофе (в Новом дворце). Бюллетени о состоянии новорожденной и ее венценосной матери были самые благоприятные. Через 12 дней состоялись крестины, на которых, по уже сложившейся к тому времени традиции, первой среди восприемников была императрица Мария Феодоровна. Восприемниками стали также принцесса Ирина Прусская, великий князь Сергей Александрович и великая княжна Ольга Александровна. Рождение четвертой дочери было, конечно, большой радостью для царской семьи, хотя и император, и императрица очень надеялись на появление наследника. Понять венценосцев не трудно: согласно Основным Законам Российской империи трон должен был наследовать сын самодержца.Анастасия Николаевна и ее сестра Мария считались в семье «маленькими» в отличие от старших или «больших» — Ольги и Татьяны. Анастасия была активным ребенком, и, как вспоминала ближайшая подруга императрицы Александры Феодоровны А.А.Вырубова, «постоянно лазила, пряталась, смешила всех своими выходками, и уследить за ней бывало нелегко». Однажды на официальном обеде, проходившем на императорской яхте «Штандарт», она, тогда пятилетний ребенок, незаметно забралась под стол и ползала там, пытаясь ущипнуть какую-нибудь важную персону, не смевшую внешним видом выразить неудовольствия. Наказание пришло незамедлительно: поняв в чем дело, государь вытащил ее из-под стола за косу, «и ей крепко досталось». Подобные незамысловатые развлечения царских детей, конечно же, никак не раздражали тех, кто волей случая оказывался их «жертвой», но Николай II cmapaлcя пресекать такие вольности, находя их неуместными. И все же дети, уважая и почитая родителей, вовсе не боялись их, полагая естественным шалить с гостями. Надо признать, что серьезно воспитанием своих дочерей царь не занимался: это было прерогативой Александры Феодоровны, проводившей, когда дети подрастали, в классной комнате многие часы. С детьми государыня говорила по-английски: язык Шекспира и Байрона в царской семье был вторым родным. Но французский язык царские дочери знали недостаточно: читая на нем, они так и не научились свободно говорить (по каким-то причинам, быть может, не желая видеть кого-нибудь между собой и дочерьми, Александра Феодоровна не захотела взять им французскую гувернантку). Кроме того, любившая рукоделие императрица обучила этому делу и дочерей.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/6/91...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010