Напившись ею, Савва пришел в себя, и с сего времени получил божественную силу к перенесению трудностей пустынной жизни. Спустя несколько времени, в пятнадцатый год патриаршества Анастасиева в Иерусалиме, великий отец наш Евфимий в мире уснул и почил, потому что Господь на уповании вселил его. ( Пс.4:9 ). 12. Тогда великий Савва, будучи тридцати пяти лет от роду, увидел, что в киновии образ жизни переменился, поскольку отцы обители скончались; посему удалился в ту восточную Иорданскую пустыню, в которой тогда святой Герасим сиял наподобие светила и сеял семена благочестия. Пребывая в пустыне, Савва самою жизнью своею пел сие Давидово изречение: Се удалихся бегая и водворихся в пустыне ( Пс.54:8 ). Там занимался он покоем, постом и непрестанными молитвами, и соответственно словам Писания: утихните и познайте, что Я Бог ( Пс.45:11 ), соделывал ум свой чистым зеркалом Бога и божественных предметов. Диавол, желая отвлечь его от такой жизни, по зависти своей вымышлял для него многие искушения. Так некогда в полночь Савва лежал на песке, и диавол, преобразившись в змей и скорпионов, старался устрашить его. Савва хотя сначала много устрашился, но скоро узнал, что это хитрость диавола. Почему оградившись крестным знамением и прогнавши страх, смело встал и сказал: «Хотя ты и стараешься устрашить меня, но сам остаешься побежденным; потому что со мною Господь Бог . Он дал нам власть над тобою сими словами: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражью ( Лк.10:19 )». Как скоро он сие произнес, то сии ядовитые животные исчезли. Также некогда явился ему сатана в виде самого страшного льва, который шел против него и свирепым своим видом угрожал ему. Савва, увидевши страшное приближение к нему зверя, сказал: «Если ты получил надо мною власть, то что медлить? Если же не получил, то для чего напрасно трудишься? Ты не можешь отвлечь меня от Бога, ибо Он сам научил меня мужеству сими словами: на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» ( Пс.90:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Святейший Владыка напомнил, что уже сейчас архипастырей и духовенство на Украине под надуманными предлогами вызывают на допросы, шантажируют, угрожают близким людям, проводят обыски в храмах и жилищах, оказывают давление на семьи и детей. На днях вступил в силу закон, цель которого — лишить Украинскую Православную Церковь ее имени, чтобы под видом «добровольного перехода общин» провести насильственные захваты ее храмов. «Таким Вы видите объединение православных Украины?», — обращается Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл к Предстоятелю Константинопольской Православной Церкви. «О планах Константинопольской Церкви по легализации раскола на Украине я говорил с Вами и наедине, и при немногих свидетелях, — продолжил Патриарх Кирилл. — Теперь же, когда эти планы в значительной степени реализованы, возможно, в последний раз обращаюсь к Вам пред лицом всей Православной Церкви. Поступая так, руководствуюсь заповедью Господа нашего Иисуса Христа: Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:15-17)». Его Святейшество отметил, что диптих Святейших Патриархов Константинопольских числит в себе десятки имен великих богословов, подвижников и учителей благочестия. Святые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Прокл, Флавиан Исповедник, Иоанн IV Постник, Тарасий, Мефодий, Фотий и многие другие своим служением прославили Святейшую Константинопольскую Церковь. Но были и те, кто ее позорили. «Не вписывайте своё доселе уважаемое имя в один перечень с такими бесславными епископами Константинополя, как Несторий, иконоборцы Анастасий, Иоанн VII и Феодот, униаты Иосиф II, Митрофан II Матереубийца и Григорий III Мама. Отступитесь сейчас от общения с раскольниками, откажитесь от участия в политической авантюре их легализации. И тогда подлинная Православная Церковь Украины во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием благословит Вас, а история сохранит память о Вас в числе тех святителей Константинопольского Престола, кто в труднейших политических условиях сумел не уронить достоинство Церкви и сохранить ее единство», — пишет Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарху Варфоломею.

http://patriarchia.ru/db/text/5333830.ht...

Совне Церковь никогда не казалась менее организованной, как в то время, когда она скрывалась в катакомбах. Однако оттуда она покорила весь мир»... «...Печальное разделение, наблюдающееся ныне внутри Русской Церкви – неслучайно», – утверждает Владыка Анастасий. «Это – порождение революции, которая всегда ставит перед сознанием людей целый ряд принципиальных вопросов и потому подобно мечу глубоко входит в народный организм, разсекая его на части. Посколько церковная жизнь связана с общественной, это разделение проникает и в недра Церкви, над которой сбываются слова Христа Спасителя: «думаете ли вы, что я пришед дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение, ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух и двое против трех. Отец будет против сына и сын против отца, мать против дочери и дочь против матери, свекровь против невестки своей и невестка против свекрови своей» ( Лук. 12, 51–53 )...» «Мы не отзываемся (пишет Вл. Анастасий) на его (митрополита Сергия) призыв к возстановлению канонического общения с ним не по недостатку миролюбия или церковного послушания, а по глубоким принципиальным и при том не политическим, а чисто нравственным и церковным основаниям. Если при самом появлении большевизма, обещавшего сказать какое то новое слово человечеству, можно было заблуждаться относительно его подлинного характера, то теперь когда он окончательно выявил свою внутреннюю сущность и обнажил свое наглое лицо, смеющееся над всем святым, что есть в мире, и когда он показал полную неспособность к какому-либо изменению к лучшему, но идет на горшее, переполняя меру своих беззаконий, – теперь, кажется, никто из людей, сохранивших здравый смысл и неповрежденную совесть, не возьметь на себя смелость защищать само учение и методы действий коммунистов и всего менее, конечно, этого можно ожидать от пастырей Церкви...» «...Только молчите – говорит нам митрополит Сергий – и не обличайте Советскую власть, ибо это есть акт политический». «Молчи, только одно тебе говорю – молчи», гневно говорил некогда Грозный Царь Святителю Филиппу, считая его правдивыя обличительныя слова вмешательством в свое государево дело, но это не остановило дерзновенного великого Святителя, продолжавшего осуждать его жестокость и защищать попранную им правду.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Хоть некоторые и утверждают, что проводить время на зрелищах и посещать конские ристалища приносит отраду душе, но это погибель и страшный вред душе. Если же ты хочешь действительно найти успокоение душе, то спеши в церковь , иди туда, где подвизаются монахи, там ты найдёшь утешение и великое исцеление для страждущих. Затем испытай себя, каков ты бываешь, выходя из церкви или монастыря, и каков, выходя со зрелища или ристалища. Сравнив то и другое, не будешь иметь нужды во вразумлении другого, потому что сравнения будет достаточно, чтобы показать тебе великую пользу, приобретённую в церкви и монастыре, так и вред, получаемый в цирке и на ристалище. 279. Ритору Леониду Желательно мне, чтобы ты соблюдал правила в нравах и поступках, как не погрешаешь ты против правил в сочинениях и речах, потому что правильно выражаться могут и люди безнравственные. Поэтому перестань гоняться за чистотой языка, если только ты христианин – Царствие Небесное не приобретается красотой выражений, но добрым нравом, благими делами и твердой верой. 280. Анфипату Исихию Воскресивший Лазаря и спросивший о нём был Один и Тот же. Господь по человечеству спрашивает: где вы положили его? ( Ин. 11:34 ), а по Божеству воскрешает его: Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком ( Ин. 11:43–44 ). Один и Тот же, как человек: Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения ( Ин. 9:6 ), и по Божеству отверзает очи слепому. И как говорит Петр: Итак, как Христос пострадал за нас плотию ( 1Пет. 4:1 ), по человечеству, а по Божеству отверзает гробы и воскрешает мертвых. 281. Жезлоносцу Ксинодору Ты с любовью читаешь слова епископа Константинопольского Иоанна. Из них составлю тебе ответ на вопрос твой. Итак: И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него ( Мф. 3:16 ). И если в нас вследствие крещения обитает начало и залог Божества, во Христе же вся полнота Божества. Но не подумай, что Христос, не имея Духа, принял Его, Он Сам, как Бог, послал Его свыше, и Сам, как человек, принял Его на Себя. Поэтому Дух, исходящий от Божества, снисшёл на Его человечество. 282. Епископу Анастасию

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Так и следует с каждым обращаться иначе, как кому полезно, то есть: этот да проводит жизнь в радости добродетелей; а другой, часто вразумляемый, в горечи богооставленности проливая слезы, этим привлекается к спасению. Один – увеселяется всегдашним успехом в достижении согласного с его желаниями и намерением, беспрепятственно совершая путь временной жизни, а другой, при тысяче преткновений, скорбей и печалей, воспримет освобождение, как избавление от зол. Ибо и я, как обращающий внимание на сокровенное, знаю, что каждому дано будет сообразное с пользой души. 109. Никандру, столпнику Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь ( 2Кор. 10:18 ) и: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет ( Лк. 14:11 ). Но ты, не преуспев ни в одном похвальном деле и вознёсши себя на высокий столп, хочешь достигнуть величайших похвал. Будь внимателен к себе, чтобы тебе, которого здесь без меры хвалят тленные люди, к сожалению, вопреки упованиям не назвал окаянным нетленный Бог, из-за того, что здесь ты упивался человеческим восхищением. 110. Ему же Ни с чем несообразно – телом находиться на высоком столпе у всех на виду и в славе, а помыслами увлекаться долу, не желая и подумать о чем-либо достойном небесного, и во все дни с удовольствием беседовать с женщинами. Прежде ты обращал свою речь лишь к мужам, а теперь по большей части принимаешь женщин. И как вынесен приговор змею: ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей ( Быт. 3:14 ), так, смотри, чтобы и на тебе не исполнился этот приговор, поскольку ты пресмыкаешься по земле мыслью и питаешься земными речами. Ничто так не пригибает к земле, как пресмыкающееся по земле тщеславие. 111. Монахине Феодосии Хочешь или не хочешь, но по телу ты женщина. Поэтому перестань учить в церкви: ибо неприлично жене говорить в церкви ( 1Кор. 14:35 ). Хотя бы ты тысячекратно утверждаешь, что стала далека от свойственного женам состояния, утвердившись в девстве, стала тверже мужей. 112. Монаху Феофилу Не будем переходить с места на место без разбора, как случилось, но с терпением стоять на молитве, как сказал святой Моисей израильтянам: Не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне ( Исх. 14:13 ). 113. Деве Анастасии

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

И в заключение данного раздела следует прокомментировать учение Сторожевой Башни, что Христос воскрес не телесно, а только духовно. Как большие рационалисты, лидеры этого культа используют всякого рода выкрутасы для того, чтобы поставить под сомнение ясный смысл стихов Св. Писания на эту тему. В журнале «Сторожевая башня» 15 ноября 1991 на 31-ой странице английского издания они написали: Бог прибрал тело Иисуса, не позволив ему увидеть его и, таким образом, предотвратил возможность, чтобы оно стало преткновением для веры. Ранее в английском издании журнала «Сторожевая башня» 1 сентября 1953 года они написали чуть больше о том, что на их взгляд произошло с телом Христа, а именно (согласно их мнения) оно «было прибрано Богом Иеговой, растворено на составные элементы или атомы». В поддержку своей теории они ссылаются на 1Пет. 3:18  и 1Кор. 15:45 , где говорится о духовном смысле воскресения из мертвых. Такое понятие – это их толкование сути вопроса, которое существенно отличается от Новозаветного учения о воскресении Христа. Греческое слово anastasia (анастасиа), которое в Новом Завете переводится как воскресение, состоит из двух слов ana и stasia, что значит «встать опять». Этим подразумевается, что умерший человек, который не может стоять, вернется к жизни и встанет. В Новом Завете это относится и к телу Иисуса, и к конечному воскресению умерших. Есть несколько мест в Новом Завете, которые говорят о воскресении тела Иисуса. Во-первых, в Иоан. 2:19–21 написано: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме Тела Своего» (выделено Н.П.). Слова «храм сей» в 19-ом стихе обозначают физическое тело Христа, как объясняется в 21-ом стихе. Если посредством распятия люди разрушили тело Иисуса, а потом Он физически не воскрес, а только духовно, то что иное, кроме как физическое воскресение можно понять в Его обещании воздвигнуть храм Тела Своего?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Апостолы, получив повеление от иудеев не учить во имя Христово, говорили: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? ( Деян.4:19 ); и еще: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам ( Деян.5:29 ). Это же и подобное следовало сказать и тем, чтобы Бог прославился чрез них, чтобы сделать назидание православным, чтобы утвердить монастыри, чтобы укрепить страждущих в ссылках. Почему же мы предпочитаем монастыри Богу и получаемое от того благополучие страданию за благо? Где слова: глаголах пред цари и не стыдяхся ( Пс.118:46 )? Где изречение: се, устнам моим не возбраню ( Пс.39:10 )? Где слава и сила нашего звания? Как блаженные Савва и Феодосий в то время, когда император Анастасий предался нечестию 599 , пламенно восстали в защиту веры, то анафематствуя лжеучителей в Церкви, то свидетельствуя в тех письмах, какие посылали к императору, что они готовы скорее потерпеть смерть, нежели изменить что-нибудь из постановленного? [Col. 1121] Эти же господа игумены, как рассказывают, говорят: «Кто мы такие?» Во-первых, христиане, которые теперь должны непременно говорить; потом монашествующие, (267) которым не следует ничем увлекаться, как не привязанным к миру и независимым; далее игумены, которые отклоняют соблазны от других и никому не должны подавать повода к искушению: да служение, говорит апостол, беспорочно будет ( 2Кор.6:3 ). А какой соблазн и искушение или, лучше, унижение произвели они собственноручною подписью, об этом нужно ли говорить? Ибо если молчание есть отчасти согласие, то насколько позорно утверждение этого согласия подписью пред целою Церковью? Еще вы говорите, что, «скрытно священнодействуя, Никифора 600 поминают», тайно и все патриции, не говоря о других, остаются православными. Но что говорит Христос? Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным ( Мф.10:32 ), а противное тому в случае отречения; и если они дали собственноручную подписку только не сходиться друг с другом, то и это то же самое. Ибо как они будут соблюдать сказанное Христом: приходящего ко Мне не изгоню вон ( Ин.6:37 )? Приходит кто-нибудь, спрашивая и желая научиться истине, игумен ли или кто другой, что же ответит ему игумен? Очевидно, [это]: «Я получил повеление не говорить; и о, если бы только так! но и не принимать тебя в монастырь и не иметь общения». А Христос говорит: прими и научи, если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя ( Евр.10:38 ). Итак, они дали подписку

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Ты несправедлив, когда с дурными мыслями и злобой рассказываешь о грехе ближнего. Тебе придется отвечать за неправду. Потому что справедливость требует не разглашать, но скрыть насколько возможно, исправив падшего состраданием и добрым советом. 99. Трибуну Иродоту Неоднократно побеждаемый и попираемый грехом, ты состарился во грехе и суете по неразумию. Отрезвись, осознав это, укрепись, призывая имя Спасителя нашего Иисуса Христа. Порадей о себе, прежде чем умрёшь, сокруши сокрушившего и победившего тебя дьявола. Ибо у Исаака сперва родился осуетившийся Исав, а потом победивший страсти Иаков 128 . Добрым состоянием ума да будет побеждён предварявший его лукавый помысел. 100. Пресвитеру Анастасию Настоятели, не давшие наставления требовавшим слова, будут наказаны за погибель подчинённых им. Посмотри, что говорит об этом Господь: Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтоб он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих ( Иез. 3:17–18 ). 101. Монаху Иннокентию Неосторожно и неосмотрительно участвуя в различных компаниях и увлекаясь временными удовольствиями, мы впадаем в помыслы раздражительности, неудовольствия и похоти. 102. Петронию Никто не отрицает, что покаяние – Божий дар. Мы стыдимся грехопадений, признавая гнусным всякий наш бесстыдный поступок. Поэтому Бог и говорит в пророчестве: Тогда вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши ( Иез. 36:31 ). 103. Самарянину Иссахару Как Авраам за добродетель наименован царём, ибо говорят ему иноплеменники: царь ты еси в нас ( Быт. 23:6 ), так сыны Израилевы за богочестие названы у Моисея Ангелами Божиими: Когда Всевышний... рассеял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих ( Втор. 32:8 ). Поскольку сынов Иаковлевых оказалось семьдесят ( Быт. 46:27 ), то и говорится, что по их числу распределены народы всей земли. Ибо некоторые утверждают, что во всём мире находится семьдесят народов. 104. Пресвитеру Феликсу

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Так все приговоренные к смерти спаслись вместе со святой Анастасией. При виде такого Божия чуда 120 язычников немедленно уверовали во Христа и крестились. Созерцание Да созерцаю страдания Давида за соделанный грех, а именно: 1) как пришло горе в дом Давида; сын восстал на сына, а брат – на сестру; 2) как Авессалом повел войну против отца своего, Давида; 3) как за грех царя весь народ подвергся бедствию. Проповедь о терпеливом Иове Господь дал, Господь и взял... да будет имя Господне благословенно! Иов. 1:21 Пусть ничего не боится праведник, братья, ибо всё с ним будет хорошо. Всё Священное Писание свидетельствует нам о том, что Бог не оставляет праведника совершенно. Пример Иова показывает нам это предельно ясно (в серб, букв.: ясно, как солнце. – Пер.). Было у Иова семь сыновей и три дочери, обладал он богатством и пользовался уважением среди людей, были у него и друзья. И всё это утратил он в один день. Однако не возроптал на Бога, но пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвратись ( Иов. 1:20–21 ). Тогда потерял Иов и здоровье – последнее, что имел, и всё его тело, от темени до пят, покрылось гнойными язвами. И сидел Иов на пепле и возносил хвалу Богу. Жена же подговаривала его, чтобы отрекся он от Бога своего. Но праведный Иов ей ответил: Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать ? ( Иов. 2:10 ). Друзья упрекали его в том, что он грешен, надмеваясь пред ним своим умом и праведностью, тогда как Иов смиренно молился Богу, терпеливо перенося свои язвы и свое несчастье. И сегодня бывает, как и в ту пору, что, когда нагрянет на нас некая беда, наши соседи делают вид, что они умнее и честнее нас. Впрочем, Всепремудрый Бог попустил все эти скорби на Иова, чтобы искушать не только Иова, Своего раба, но и его сродников и друзей. И когда каждый из них показал себя, каков он есть на самом деле, и сдал экзамен пред Богом, тогда Бог Своей всесильной десницей возвратил Иову и здоровье, и богатство вдвое большее, нежели взял у него, и опять даровал ему семерых сыновей и троих дочерей. Имеющий крепкую веру, братья, обладает ясным духовным зрением – так что может видеть перст Божий и в своем благоденствии, и в своих страданиях. Имеющий крепкую веру и в скорбях проявляет большое терпение. Когда Бог дает ему, он благодарит; когда Бог берет у него, он благословляет: да будет имя Господне благословенно !

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Поэтому владыка Иннокентий (Вениаминов) остается бесценным путевым знаком для всех, кто наполнен желанием распространения Евангелия «даже до края земли». 5. Стойкость Православия на Аляске, прошедшего через горнило стольких испытаний, показывает, насколько глубока была духовная работа первых православных миссионеров. Всегда и везде дело миссии должно совершаться с перспективой будущих испытаний и поэтому должно основываться глубоко и прочно «на камени». «Каждый же смотри, как строит: ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (не личные, групповые или национальные интересы, и не отдельные традиции и менталитеты). Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится, ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» ( 1Кор.3:10–13 ). 6. Постепенное ослабевание Православной Церкви на Аляске подчеркивает, насколько страшен риск изоляции местной Церкви от остального тела Православия, но вместе с тем – сколь страшна ответственность за оставление ее в одиночестве. Сколько мы провозглашаем наш Символ веры , столько же будем задаваться вопросом: веруем ли мы действительно «в Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », ощущаем ли мы на самом деле, что она ЕДИНА, или представляем себе Православие как некую «конфедерацию» самостоятельных Церквей, для которой страдание одной из них является, как правило, лишь журналистской информацией для другой? Не просто нужно, но есть настоятельная необходимость в том, чтобы мы покаялись – т.е. изменили свой ум – и почувствовали, что мы больше не можем безнаказанно проповедовать веру «во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », причащаться «единого Хлеба» ( 1Кор.10:17 ), «единой Чаши» и оставаться замкнутыми на своих исключительно епархиальных проблемах, выражая, так и быть, даже некую симпатию в адрес наших братьев, которые умирают медленной смертью в своем духовном одиночестве.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010