Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Вера философов и вера богословов В статье преподавателя ПСТГУ П.Б.Михайлова раскрываются аспекты веры как с точки зрения святоотеческой традиции, так и с позиций классической и современной философии. Статья преследует цель объяснить особенности и стратегические цели каждого из подходов, опираясь на которые можно реконструировать основные философские и религиозные типы веры. Публикуется впервые. Статья Понятие веры в церковной традиции многообразно. Вместе с тем, оно является не только характерной особенностью богословского дискурса, но имеет не меньшее значение и для философской мысли. В настоящей статье я бы хотел по возможности кратко и наглядно представить основные раскрытия понятия веры на широком поле источников от Святых Отцов древней Церкви до представителей немецкой классической философии и философов-экзистенциалистов XX в. Попытаюсь также объяснить особенности и стратегические цели каждого из подходов, опираясь на которые можно реконструировать основные философские и религиозные типы.   I. Круг церковных авторов, посвятивших этому вопросу место в своих сочинениях, вполне обозрим. Во-первых, это те древние писатели, кто составлял большие тексты апологетического содержания, как, например, Климент Александрийский (ум. ок. 215 г.), блаженный Феодорит Кирский (ум. ок. 460 г.); во-вторых, это церковные катехизаторы -- святой Кирилл Иерусалимский (ум. 386 г.); наконец, это систематизаторы церковного знания, как анонимный автор «Учения Святых Отцов о воплощении Бога-Слова» (Doctrina Patrum), приблизительно датируемого VI-VII вв. , преподобный Анастасий Синаит (ум. ок. 700 г.) и преподобный Иоанн Дамаскин (ум. до 787 г.). Главными опорными текстами Священного Писания для Святых Отцов являются два места из апостола Павла. В Послании к евреям дается классическое определение веры: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом... А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр 11:1). В таком понимании вера приоткрывает для человека неочевидное, но бесценное дно недоступного непосредственному чувственному восприятию и обыденной достоверности; предмет веры -- это умопостигаемое, удостоверяемое лишь в мистическом опыте богообщения. Второе место из апостола Павла не служит определением. Это скорее описание необходимых условий возникновения веры, которыми оказываются самое Писание, иными словами, божественное откровение, и наставление в нем, то есть традиция, прививаемая в церковной общине: ...ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим 10:14-17).

http://bogoslov.ru/article/272240

Совещания представителей епископата, клира и мирян Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке. Эти совещания решено было организовать по инициативе пребывающих в Нью-Йорке Преосвященных Членов Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей, архиеп. Афанасия Аргентинского и архиеп. Саввы Австралийского, с целью лучшего уяснения взаимоотношений в Церкви трех ее составных частей: епископата, клира и мирян. Первое такое совещание состоялось под председательством самого Первоиерарха Митрополита Анастасия во вторник 922 января с. г. в 7 час. вечера в помещении Синодального Дома в Нью-Йорке и прошло весьма оживленно и несомненно плодотворно. После вступительного краткого слова Первоиерарха, приветствовавшего собравшихся, и таких же кратких слов председательствовавшего архиеп. Никона, архиеп. Афанасия и архиеп. Саввы, поделившегося опытом своего служения в Австралии, архиеп. Аверкий в пространном слове предложил точно и ясным для всех образом формулировать цель настоящих совещаний. «Мы собрались», сказал он: «для того, чтобы обсудить, как наладить нам, епископату, клиру и мирянам такую единодушную совместную работу, которая бы сплотила нас во-едино и укрепила бы внутреннее единство нашей Русской Зарубежной Церкви на строго-церковных и канонических основах. К великому сожалению, далеко не все в наше время понимают, что такое Церковь , и это неправильное понимание есть главный недуг современности, расшатывающий нашу Церковь и грозящий ей многими пагубными последствиями. Многие склонны разсматривать Церковь, как обыкновенную светскую организацию, подобную всем прочим человеческим организациям, как простое «собрание верующих» совершенно игнорируя то, что мы каждый раз и в своей домашней молитве и в храме за богослужением исповедуем свою веру «во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Но разве можно «веровать» в обыкновенное человеческое общество? На самом деле, как учит в ряде своих посланий св. Апостол Павел, Церковь есть не простое собрание верующих, а Тело Христово, глава которого Сам Господь Иисус Христос. Особенно замечательно и чрезвычайно глубоко то сравнение, та параллель, которую проводит св. Апостол Павел между Церковью и человеческим организмом: «ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: «я не принадлежу к телу, потому что я не рука», то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: «я не принадлежу к телу, потому что я не глаз», то неужели оно потому не принадлежит к телу?... Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна», или также голова ногам: «вы мне не нужны»... Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Коринф. 12, 12–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Жития мучеников, пострадавших на Балканах после падения Константинополя. Составлено по синаксарию блаженного Никодима Афонского. Сюда вошли жития мучеников: Ангелиса Константинопольского, Николая Лавочника, Хрисы (Златы), Анастасия Эпирского, Георгия Хиосского, Георгия (Зорзиса), Антония Афинского, Феодора, Иоанна Калфы, Иоанна Кулика, Михаила Смирнского, Дуки Портного, Аргиры, Ахмеда Калфы, Аргироса Солунского, Марка Хиосского, Михаила Огородника. Группа Вконтакте Facebook группа Новомученики балканские НОВОМУЧЕНИКИ БАЛКАНСКИЕ Жития мучеников, пострадавших на Балканах после падения Константинополя. Составлено по синаксарию блаженного Никодима Афонского. Книга, подготовленная изд-вом " Свет Православия " ( http://pms.orthodoxy.ru/light/ ) в 1990-е гг., но не опубликованная, а выложенная в сеть. Источник электронной публикации - http://www.krotov.info ПРЕДИСЛОВИЕ. Жизнь во Христе есть постоянное мученичество. Сколь разнообразны пути ко Господу, пути к Небу! В сонме святых прославляются апостолы и пророки, мученики и исповедники, преподобные и святители, юродивые и благоверные князья. Одни измлада подвизались в поте лица в пустынях, другие перед кончиною осознали пагубность своей прежней жизни и принесли искреннее покаяние, иные своей кровью засвидетельствовали любовь ко Христу. Были и такие, которые всю жизнь провели в скитаниях и лишениях, пряча дарованную свыше премудрость под маской безумия. Но сколько бы ни было этих путей, везде требовалось осознание своей немощи и своего ничтожества, твердое упование на спасающую десницу Божию, подвиг самоотречения и доброделания. Все они  " верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли " . Все они отверглись себя, и, взявши свой крест, последовали Христу, все они исповедали Господа перед людьми (мученики кровью, преподобные подвижническим потом, святители благодатным словом). Проходя различные подвиги, все они шли одним единственным узким путем, вводящим в жизнь вечную.

http://predanie.ru/book/139070-novomuche...

По образу Слова ...человек явно и несомненно был сотворен по образу и подобию Христа – второго Адама. Преподобный Анастасий Синаит   Можно смело утверждать, что во всем библейском тексте не найдется другого, столь часто комментируемого и истолковываемого фрагмента, как рассказ о сотворении человека. И это не удивительно: человека издревле занимает его происхождение; он издавна пытался разглядеть, различить в глубинах истории мира тот миг, когда первый из людей перешел от небытия к бытию. Кроме того, постижение духовного смысла этого священного рассказа привлекает толкователей еще и потому, что библейское повествование о сотворении Адама и Евы излагается посредством весьма возвышенных и, одновременно, таинственных, загадочных выражений и символов. Стремление постичь эти образы, разгадать их – по дару умудряющей и просвещающей искренне стремящегося к богопознанию человека благодати – было издревле присуще православным Отцам и учителям Церкви. Если христианских толкователей, при их обращении к Священной библейской истории, в первую очередь привлекал именно сюжет сотворения человека, то – уже в рамках этого повествования – экзегетов, прежде всего, занимали приведенные здесь слова Создателя, о том особом способе, которым должен быть сотворен человек; Господь говорит здесь о Своем намерении создать человека по Собственному образу и подобию. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт. 1:26–27 ). Что же такое этот образ Божий, по которому создается Адам? Возможно ли дать ему некое более или менее исчерпывающее определение? Прежде чем попытаться дать ответ на этот вопрос, отметим, что в православной антропологии было издревле принято различать сам заложенный в нас Божественный образ и черты этого образа – проявляющиеся в отдельных сторонах нашей природы и наших людских способностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

О любви к Богу 22 января (4 февраля) (Св. преподобномученика Анастасия Персянина. Прол. янв. 22) Крепкая, пламенная, удивительная была у истинных рабов Божьих любовь к Богу. Так, апостол Павел желает разрешитися и со Христом быти. Преподобномученик Анастасий Персянин, прошедший всякий путь, ведущий к добродетели, разжегся, наконец, такою любовью к Богу, что просил Его, чтобы Он помог ему окончить жизнь кровью и в муках. А про всех Святых можно сказать как бы их же устами: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день ( Рим. 8, 35–36 ). Такова была любовь к Богу у святых Божьих, и ею они оставили нам прекрасный пример для подражания. Ведь и мы должны любить Бога, как они. Ведь и мы должны стремиться к Нему всем сердцем нашим и всею душою, и всеми мыслями нашими! А потому ведь и мы все должны учиться у святых тому, как мы должны любить Бога и в чем должна состоять истинная любовь к Нему. В чем же должна состоять она? Во-первых, в том, чтобы мы показывали свою любовь к Богу не на одних словах, но и на деле. И такой любви и желает от нас Бог . Спаситель говорит: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите ( Иоан. 14, 15 ). Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя ( Иоан. 14, 21 ). Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет ( Иоан. 14, 23 ). Да это и понятно. Какая это будет любовь, когда я буду говорить, что люблю Бога, а сам буду творить дела дьявола? Но какая это будет любовь, когда я буду говорить, что люблю Бога, а сам буду оставлять нищих без подаяния, печальных без утешения, вдовам и сиротам не отру слез их? Какая это будет любовь, когда я буду говорить, что люблю Бога, а сам буду брата своего ненавидеть? ( 1Иоан. 4, 20 ). Итак, не любим словом, ниже языком, но делом и истиною ( 1Иоан. 3, 18 ). И, во-вторых, любовь к Богу должна занимать первое место в нашем сердце и быть для нас выше всякой другой любви. Господь сказал: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и большая заповедь ( Мф. 22, 37–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Встреча с Православием Митрополит Филарет (Вознесенский) Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Анастасий (Грибановский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Мы слышим сегодня в Евангелии, как Христос, выйдя из Храма, увидел человека, слепого от рождения. В отличие от многих других чудес, это чудо совершилось без просьбы об исцелении. Сам Господь проявляет инициативу. Он увидел этого человека. И потому каждый из нас может надеяться, что Бог видит его скорби, и с надеждой молиться Ему. Когда Христос взглянул на него, ученики тоже обратили на него внимание. Сострадание Христа к страждущим людям должно бы возбуждать и наше сострадание, но ученикам Христовым и в голову не приходит, что они могли что-то сделать, чтобы помочь этому человеку. Протоиерей Александр Шаргунов «Я и Отец – одно», – говорит Христос. Иудеи думали, что Он делает Себя равным Богу. И Христос не отрицает этого. Никто не может похитить верных Богу из руки Христовой, потому что никто не может похитить Его из руки Отца. Накануне Крестных страданий Господь молится за всех, кто идет за Ним: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и мы» (Ин. 17, 11). Христос – единосущен и равночестен Богу Отцу. Его любовь к Отцу и послушание Ему – совершенны. И Он пришел к нам, чтобы мы по дару Его уподобились Ему. Митрополит Филарет (Вознесенский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Протоиерей Александр Шаргунов Архиепископ Иоанн (Шаховской) Архиепископ Иоанн (Шаховской) Епископ Афанасий (Евтич) Церковь существует в мире и не вне мира, в свете Божественного Откровения, а значит и в свете и Священного Писания и Церковного Предания понятие «мир» имеет два значения. Первое понимание мира – позитивное. Это – то, о чем сказал апостол Иоанн в своем Евангелии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». (Ин.3:16,17). Два файла в формате МР3 Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Протоиерей Александр Шаргунов Викентий Фрадински В других разделах

http://pravoslavie.ru/put/page52_1078.ht...

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня имеет глубокую связь с праздником Преображения. Об этом говорят многие святые отцы и церковные историки. Указывая на духовную связь Фавора и Голгофы, преподобный Анастасий Синаит утверждает, что не только Преображение, но и Распятие есть величайшая слава Сына Божия. «Сегодня на Фаворе, — восклицает святой в своем слове на день Преображения, — смертью было начертано животворящее таинство Креста. Как на лобном месте Он был распят посреди двух человек, так и теперь боголепно Он стоит посреди Моисея и Илии». На Распятии канонического письма, где Христос изображается преобразившимся, наглядно отражены слова богослужебных текстов о том, что «Господь взошел на Крест» по Своей воле и простирает Свои пречистые руце, чтобы принять и спасти всех нас. Не только Преображение, но и Распятие есть величайшая слава Сына Божия Хронологически и календарно эти праздники также близки: разница между ними составляет ровно 40 дней. По мнению некоторых древних авторов, Преображение произошло за 40 дней до Распятия Спасителя. Однако, если бы празднование совершалось за 40 дней до Великого Пятка, оно выпадало бы всегда на Великий пост. В том числе и поэтому праздник было решено перенести на летний период и совершать его за 40 дней до Воздвижения. В евангельской истории событие Преображения предваряется беседой Спасителя с апостолами близ Кесарии Филипповой — беседой о крестоношении, которую Господь заканчивает словами: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1). Именно в этой беседе мы слышим призыв Спасителя следовать за Ним, неся свой крест: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Следовать за Христом, поднимающимся на Фавор, невозможно без несения личного креста. Подчеркивая внутреннюю связь крестоношения и личного преображения в жизни каждого христианина, преподобный Исаак Сирин призывает: «Сперва нужно потерпеть досаду креста, а потом уже ощутить славу креста».

http://pravoslavie.ru/148436.html

Послание 369(557). Монашествующим В настоящее время гонения на Христа в Его образе не только выдающиеся по своему положению или знаниям должны подвизаться, проповедуя и уча слово Православия, но и состоящие в числе учеников должны дерзновенно исповедовать истину и свободно заявлять о ней. Это не мои, грешника, слова, а божественного Златоуста, а также и других Отцов. А если господа игумены, задержанные царем, не поступили по указанному, хотя по своей степени и знаниям они превышают всех игуменов этой страны, а, наоборот, умолчали и, не ограничившись этим, хотя и это преступно, дали еще и подписку не собираться вместе и не учить, то это есть предательство истины, отречение от предстоятельства, разрешение послушников и братьев по чину. На запрещение иудеев учить о имени Христа апостолы ответили так: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога» ( Деян.4:19 ); и еще: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» ( Деян.5:29 ). Вот как и в каком смысле им следовало говорить, чтобы через них прославился Бог, чтобы назидать православных, чтобы утвердить монастыри, укреплять томящихся в ссылках. Но что ж? Богу мы предпочитаем монастыри и страданиям за добро – земное благополучие. Где это: «буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь» ( Пс.118:46 )? Где слова, – «я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь» ( Пс.39:10 )? Где слава и силы нашего чина? Когда император Анастасий начал здесь совершать нечестия, как горячо блаженные Савва и Феодосий сопротивлялись ему, защищая веру, с одной стороны, тем, что злочестивых в Церкви предали анафеме, с другой – послали царю письмо с протестом и с заявлением, что всякой перемене в установлениях они предпочитают смерть! Как передают, господа игумены говорят: кто мы такие? Во-первых, они христиане, которые теперь, конечно, должны говорить; во-вторых, монахи, которые должны быть совершенно неподкупными, как несвязанные с миром и свободные от него; наконец, они игумены, которые должны от других отгонять соблазн, «никому ни в чем не полагая претыкания, чтобы не было порицаемо служение» ( 2Кор.6:3 ), как говорит апостол. А они своею собственноручною подписью причинили именно такое преткновение и соблазн, а еще более – унижение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Как правильно строить отношения в семье? Здравствуйте! Изучаю различную информацию (Послание апостола Павла к Ефесянам, Евангелие), смотрю видео-ответы протоиерея Димитрия Смирнова касательно брака и семейной жизни. Сам я полгода назад принял таинство крещения, но сам про себя не могу сказать, что я воцерковленный. В послании апостола Павла к Ефесянам говорится: " Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя " Т.е. муж должен сделать жену счастливой, а жена при это слушается во всём мужа, что не противоречит воле Божьей. По сему у меня вопрос: как может муж определить, всё ли то, что говорит жена, является для нее счастьем? ведь чтобы жена ни захотела, она всё может списать на то, что муж ее должен любить и муж это должен выполнять, чтобы осчастливить ее и жить. Например: имя общему ребенку. Жена говорит, что назвать надо к примеру Дарья, и она будет от этого счастлива, а муж хочет Анастасия. как быть? слушать мужа или любить жену? Далее - вопрос о коротких юбках. Мужу не нравится, как она одевается, она говорит, что хочет быть красивой. как тут быть? Заранее спасибо за ваш ответ. Сам я не женат, но очень хочу, быть со смиренной женой и растить много детей. Кирилл. Отвечает протоиерей Михаил Самохин: Здравствуйте, Кирилл! Гипотетические вопросы плохи тем, что не учитывают реальных человеческих характеров и судеб. Совместная жизнь, как правило, череда взаимных компромиссов и уступок. В ситуации, когда оба супруга любят друг друга, возможность компромисса всегда находится. Если же возникают разговоры о первенстве и власти, значит, с любовью что-то не так. Чтобы найти смиренную супругу – молитесь и сами стяжайте это спасительное качество. Бог Вам в помощь! С уважением, протоиерей Михаил Самохин. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/kak-pravi...

15-е Святых Апостолов от 70-ти: Аристарха, Пуда и Трофима О Св. Аристархе, обращённом к И. X. Апост. Павлом, упоминается в «Деяниях Апостольских» ( Деян.19:29 ), что ремесленники, делавшие серебряные храмы Артемиды и получавшие от того немалую прибыль, возмутились против Апост. Павла и спутников его, проповедовавших, что «делаемые руками человеческими не суть боги», и, «схватив Македонян Гаия и Аристарха, они единодушно устремились на зрелище» ... Другое упоминание об Ап. Аристархе – в послании Ап. Павла к Колоссянам – свидетельствует о том, что он был узником вместе с Ап. Павлом: «Приветствует вас Аристарх, заключённый вместе со мной» ... (Посл. Кол.4:10 ). Ещё упоминает о нём св. Павел в послании к Филимону: «приветствуют тебя Епафрас, Марк, Аристарх и другие сотрудники мои» ( Флм.1:23 ). Аристарх был епископом в Апамее Сирской. – Кончина его произошла при императоре Нероне; он был обезглавлен в одно время с Апп. Павлом, Пудом и Трофимом. Св. Пуд, упоминаемый во 2-м послании св. Павла к Тимофею ( 2Тим.4:21 ): «приветствуют тебя Еввул и Пуд и все братия», был Римским сенатором и благочестивым человеком; он принимал в дом свой святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, и всех христиан, так что дом его служил как бы Церковью. Об Ап. Трофиме, бывшем родом из Ефеса, обращённом ко Христу св. Ап. Павлом, упоминается в «Деяниях Апостольских» ( Деян.20:4,21:29 ), что он сопровождал Ап. Павла на его пути благовествования, и во 2-м посл. к Тимофею ( 2Тим.4:20 ) Павел говорит: «Трофима же я оставил больного в Милете». Последовав за Павлом и во время гонения при императоре Нероне, был в 64-м году обезглавлен вместе с ним и другими Апостолами. Святых мучениц Василисы и Анастасии Просвещённые верой Христовой от самих Апостолов, эти благородные Римлянки, посвятив себя на служение Христу, погребали замученных в Риме за исповедание Иисуса Христа и за это сами после истязаний обезглавлены при Нероне. – Мощи их в Риме, в церкви Божией Матери – Умиротворительницы. Свв. мучч. Сухия и 16 Месукевийцев

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010