«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф.5,23-26). (Кстати, есть интересная церковная традиция, предложенная Поместным Собором 1917 года о том, как можно совместить независимость судей с полнотой иерархической власти епископа в своей епархии). 2. Ответ на 1., Анатолий Пронин: " Если потерпевший (лицо, которое склонили к мужеложеству) не подал заявление в полицию, то значит ничего не было. Вы забываете, что не подача заявления может быть результатом давления, причём серьёзного. Год назад Прокуратура Татарстана вроде бы начала проверку. Где результаты? И ещё. Если ничего не было, то почему снят Илюхин и митрополит Анастасий последовательно снят с ректорства, а потом и переведён? Что, церковная целесообразность, которая уже стала притчей во языцех и никаких оснований для это не было? Да вам любой житель Казани, имеющий хоть какое-то отношение к Церкви, расскажет,что и как происходит в митрополии. Доказательств нет? Естественно, что нет. Это очень сфера особенная. Такие преступления вообще очень тяжело расследуются. " Было изнасилование, не было. Было давление, не было. Один говорит одно, другой другое. Свидетелей не было. Но митрополит, когда про него такие пошли слухи и информация, обязан был для пользы Церкви, а не для собственной репутации, обелиться. В том числе и в судебном порядке. Если Кураев лжёт - подать на него в суд. Если нет- подать прошение об отставке. Ведь всё же просто. А тем, что вся ситуация замалчивается, митрополит лишь подтверждает правоту Кураева. И вредит Церкви. 1. Re: Два гаранта церковного благочиния Решением подобных проблем нужно начинать подачей заявления пострадавшим в отделение полиции. Заявление должно быть принято к рассмотрению. полицейские должны или возбудить уголовное дело или принять мотивированное решение об отказе в возбуждении уголовного дела. В рамках уголовного производства следователем могут быть собраны те доказательства, о которых ряд авторов говорит, что их нет. Вопрос должен решаться в рамках уголовного законодательства. Если потерпевший (лицо, которое склонили к мужеложеству) не подал заявление в полицию, то значит ничего не было и Анастасий формально достоин (аксиос) быть епископом Русской Православной Церкви. Вот если бы были поданы заявления и собраны доказательства, то тогда были бы законные основания возгласить анаксиос Анастасию. Нельзя обходить стороной уголовное законодательство и обращаться в Синод или в Церковный Суд при отсутствии даже фактов заявлений в отделение полиции.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Отец Г. в восхищении слушал слова старца. Он понял, что означала раздача монет. В нем укрепилась вера в то, что святые живы и наблюдают с любовью за трудами монахов. С этого дня он с еще большим благоговением чтил иконы Пресвятой Богородицы и преподобномученицы Анастасии, а также святые мощи последней. Однажды отец Г. заболел рожистым воспалением: лицо его покраснело и распухло, головная боль и лихорадка измучили его. И тут не помышлял он ни о каком лечении, уповая лишь на мощи святой Анастасии. И чудо вскоре совершилось. Но не надо удивляться. В жизни монаха, а святогорца особенно, сверхъестественное начало весьма ощутимо. Монахи «привыкли» к непривычному. Многое случается. Как говорил апостол Павел: «Бог Господа нашего Иисуса Христа... просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его и какое богатство славного наследия Его для святых» 45 . Уход на покой За время игуменства отец Афанасий изведал множество трудностей и искушений. В первые годы ему досаждала проблема календаря. Он был настроен решительно против нововведений в монастыре, диктуемых духом модернизма. Его позиция напоминала убеждения студийских монахов. «Мы должны, – говорил он, – быть непоколебимыми столпами древних традиций наших отцов, мужественными воинами Христа, а не руководиться правилом: „Так велели владыки и патриархи». Что говорит нам апостол Павел – уста Христовы? Вот его слова: „Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» 46 ». В 1927 году старец даже не допустил в монастырь государственного чиновника, прибывшего туда с официальным визитом. Эта акция имела следствием отстранение отца Афанасия от игуменства по решению Священного Кинота. Ему угрожало даже изгнание. Однако продолжалось это недолго, и уже через несколько дней он был восстановлен в прежнем своем положении. По истечении тринадцатого года игуменства отец Афанасий почувствовал внутреннюю необходимость освободиться от этого многотрудного служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Под царём разумеется император Аркадий. 38. БЕСЕДА 4 увещательная, сказанная в храме святой Анастасии в отношении отсутствующих, и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова. Беседа увещательная, сказанная в  храме святой Анастасии в  отношении отсутствующих, и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова. 1. Насколько собравшихся меньше обычного, настолько и мы будем пользоваться большим усердием. И несправедливо было бы, чтобы нерадение отсутствующих оскорбило наше старание, но из-за самого этого предложим трапезу даже более щедрую, чтобы не прибывшие, познав опытом наказание, сделались наконец старательнее относительно этих собраний. По­тому также вашу любовь приглашаю быть внимательными к  го­воримому; для вас будет двойная польза: передавая говори­мое отсутствующим, вы сделаете их более старательными, также свою душу совершите более любомудрою. Как природа земли, о которой нерадят, производит худые травы, а постоянно лелеемая земледельческими руками, даёт зрелый плод, так и душа человека - лежащая в  лености рождает терние прегрешений, а пользующаяся попечениями приносит красующийся плод добродетели. Потому и некто мудрый увещевает, говоря: " Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась " (Прит. 24:30-31). Чтобы этого не было теперь, мы постоянно пользуемся серпом слова; и, если вырастает что-нибудь худое, всегда вырезаем; а если что-нибудь зрелое, имеющее плод, - питаем, орошаем и доводим до цвета, постоянно выражая свою заботу. Мы нуждаемся в  двойном попечении, вернее, даже в  тройном: в  одном - чтобы нам быть свободными от  порочности, в  другом - чтобы приобрести себе добродетель; а после этого - чтобы соблюсти приобретенную; здесь даже больше всего нужно труда, потому что тот лукавый демон, завидуя и нашей красоте, больше нападает на преуспевших; и как пираты и потопители минуют корабли с  песком, а если где-нибудь увидят с  дорогою кладью и с  хранящимся в  них богатством, нападают на них, пробуравливая снизу, поражая сверху, упо­требляя всякую хитрость, так и диавол обычно поражает, завидует и коварствует в  особенности против собравших много добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Итак, смерть нужна для сохранения в недрах стихий семени будущей жизни, которое «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе» ( 1Кор.15:42–43 ). В связи с этим «восстанием» апостол Павел открывает нам некую неведомую тайну мгновенного анастасического изменения самого существа человека. Здесь поразительное и в то же время вполне реалистичное прозрение Апостола в глубины самой сущности анастасического преображения плоти достигает своего апогея: «Говорю вам тайну: не все мы умрем; но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе, ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» ( 1Кор.15:51–52 ). Примечательно, что, по мысли апостола Павла, таинственное изменение живых в последний эсхатологический момент произойдет в личном индивидуальном начале каждого, отличающем его от всех других во всем мире и в вечности. Следовательно, при последнем эсхатологическом изменении, по апостолу Павлу, земной человек «Петр» превратился в «Петра» жизни будущего века, постольку же лучшего и преображенного, поскольку в этот момент окажется преображенной и просветленной и вся мировая действительность. Прототипом же этого можно назвать Самого Христа, жившего на земле и учившего на «стогнах» Иерусалима, Христа преображенного и воскресшего, являвшегося ученикам «дверем затворенным». Итак, основным в анастасическом учении апостола Павла является воскрешение мертвых промыслительным действием воли Божией, но при условии, что и сама природа человека еще при жизни изменяется в самих своих недрах, воспринимая в себя Тело и Кровь Христовы в таинстве Причащения, что дает человеку непрерываемость сознательного существования, лишь переходящего по смерти в иные условия жизни во Христе. Приобщившийся Христу есть, можно сказать, частица Его вечного и бессмертного Тела, объединяющего в себе живых видимо, а мертвых– невидимо и образующего единую Церковь Христову. В этом же состоит и залог грядущего нашего воскресения, когда живым и умершим предстоит измениться в глубочайших недрах своей физической индивидуальности при полном сохранении ее в мире и вечности 26 . III

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

«Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его» ( Притч. 10:26 ). Самое первое значение этого стиха в том, что человек ленивый для любого, кто должен с ним работать и о чем-то его просить, становится неприятным. Лень делает человека неприятным для других людей. Поскольку попросишь такого, и он не сделает, или сделает медленно, или сделает кое-как. Это сравнивается с уксусом для зубов и дымом для глаз. Уксус на зубы не самое хорошее воздействие производит, а если есть какая-то ранка в зубах, то и крайне болезненное. Также и дым, попавший в глазв, вызывает болезненное и неприятное ощущение. Через эти сравнения священный автор показывает человеку, каким делает его лень. Притч. 10:27 «Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся» ( Притч. 10:27 ). Приведу комментарий отца Даниила Сысоева : «Это сказано в прямом смысле. Например, когда царь Езекия заболел чумой, к нему пришел пророк Исаия и сказал: «Сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь». Езекия повернулся лицом к стене, заплакал и стал просить: «О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». Не успел Исаия выйти из города, как Бог велел ему вернуться и сказать Езекии: «Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, я исцелю тебя и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет» ( 4Цар. 20:1–4 ). Страх Господень добавил лет жизни Езекии, царю Иудейскому. Также в прямом смысле сократятся и годы жизни нечестивых. Жил некогда император Анастасий, поддерживавший ересь монофизитов. Однажды патриарх увидел в видении Христа, Который сказал ангелу, что Анастасию нужно было править еще восемь лет, но Господь велел принести книгу Его. Ангел принес, и Господь сказал: «Вычеркивай его». На следующий день Анастасий умер. За ересь, за нечестие ему были сокращены лета жизни. Так происходит и сейчас». Притч. 10:28 «Ожидание праведников – радость, а надежда нечестивых погибнет» ( Притч. 10:28 ). Приведу толкование на эти слова архимандрита Эмилиана Симонопетрита. «Веселие становится неотъемлемым свойством праведника. Если Священное Писание говорит так о ныне живущих праведниках, которые завтра могут пасть, тем более эти слова относятся к святым, для которых нет опасности падения. С ними радость пребывает в гораздо большей степени. Стало быть, святой, приходя к нам, приносит нам свою радость, улыбку, он приходит со своим характером, опытом, жизнью: он становится таким же, как прежде, у него тот же ум, тот же нрав, какие были на земле. Значит, я очень легко могу приобрести радостный дух, столь необходимый мне для того, чтобы молиться с легкостью и свободой».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Дополнение Вопрос 1. Каков признак совершенного христианина? 283 Ответ 1. Правая вера и дела благочестия, ибо истинный христианин есть дом Христов, созидаемый благодаря благим делам и благочестивым догматам. Истинная вера испытывается делами, потому что «вера без дел мертва» ( Иак. 2:26 ), так же как и дела без веры. Поэтому следует все силы прикладывать к соблюдению себя в чистоте от грязных дел, чтобы не было сказано о нас: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» ( Тит. 1:16 ). Вследствие чего и Господь говорит: «Если кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое, и Отец Мой возлюбит, и Мы придем к Нему и обитель у Него сотворим ( Ин. 14:23 ). Стало быть, правой верой и добрыми делами созидается дом души, и таким образом Бог обитает в нас: «Вселюсь в них и буду ходить в них» ( 2Кор. 6:16 ; Лев. 26:12 ). 2. Диавол не ведает, есть ли в мысли твоей Домовладелец Христос или нет. Когда же он видит тебя гневающегося, кричащего, сквернословящего, бранящегося, осуждающего, ненавидящего, творящего неправду кому-либо, надмевающегося, кичащегося, много смеющегося и преисполненного гордыни либо не [стремящегося] постоянно молиться и не имеющего памяти смертной, тогда [диавол] понимает, что нет в душе твоей хранящего тебя и пекущегося о тебе Бога. 284 И поскольку нет Божиего светильника в сердце твоем, лукавый, подобно вору, входит [тайком] в дом души [твоей], грабит его, «и бывает [ для человека] последнее хуже первого» ( Мф. 12:45 ; Лк. 11:26 ). Вопрос 2. Если кто является уже старым, или немощным, или малодушным, [а поэтому] не в силах монашествовать и творить дела монаха, то как он сможет покаяться и быть спасенным? 285 Ответ 1. Поскольку Господь говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф. 11:30 ), то ясно, что и старому, и немощному возможно соблюсти закон Его. Ведь написано: «Яко правы путие Господни, и праведнии в них, а нечестивии изнемогут в них» ( Ос. 14:10 ). 2. Ибо [Господь] не предписал нам ни безбрачия, ни удаления от всего мирского, но [заповедовал только] любить Бога и ближнего, [стяжать] смиренномудрие, сочувствовать [людям], молиться, терпеть скорби, быть кротким и мирным, не злопамятствовать, не осуждать [других], не лгать. Как говорит божественный апостол: «Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» ( Рим. 13:12 ). Поэтому никто не должен «непщевати вины о гресех» ( Пс. 140:4 ), ибо человеколюбивый Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2:4 ). Вопрос 3. Если кто-нибудь поклялся совершить какое-либо благое [дело], например некоторое время не отведывать вина, или блюсти [строгий] пост, или воздерживаться от сожития с собственной женой, а затем, по своей небрежности, не сможет исполнить предпринятое, то что он должен делать? 286

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Беседы с собственным сердцем (размышления и заметки). Ч. 1 В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга митрополита Анастасия (Грибановского) " Беседы с собственным сердцем " . Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывком из этой книги. Размышляю о днях древних, о летах веков минувших; припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает… Пс 76, 6–7 О Божественный дар слова — дар повелевать, увлекать, вязать и решить! В нем Творец как бы уступил человеку часть Своего всемогущества. Слово есть не только символ мысли, это — живое откровение нашего духа, воплощение разума, плоть и кровь чувства, дыхание воли. В недрах его, как в семени, таится залог жизни, и если малое зерно носит в себе силу, способную разрывать скалы, то и живое вдохновенное слово может двигать горами. Когда последнее, подобно раскаленному углю, исходит из горнила человеческого духа, оно захватывает и воспламеняет тысячи людей, повелевает даже неразумным животным, везде являя свое неотразимое действие. Созданный некогда всемогущим Божественным словом, мир до сих пор трепещет от огненного глагола истины, чувствуя в нем отблеск той же вечной творческой силы. Когда святой апостол Павел говорит, что Царствие Божие не в словеси, а в силе (см.: 1, Кор 4, 20), этим не уничтожается значение слова, ибо последнее само становится орудием силы, когда вдохновляется свыше и «рождается подлинно из пламя и света». Ни с чем не сравнимо слово Самого воплощенного Слова Христа, Который говорил, как «власть имеющий». Силою многою вещали уста пророков и апостолов, помазанные свыше. «Вот, Я вложу в уста твои слова Мои, как огонь, — говорит Господь Иеремии, — и народ сей будет, как дрова, которые он пожрет» (см.: Иер 5, 14). «Дух, идеже хощет, дышет» (Ин 3, 8). «Я был пастух и собирал сикоморы, — вещает о себе пророк Амос. — Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю»» (Ам 7, 14–15). И он пошел — этот пастырь бессловесного стада, и стал глаголом жечь сердца людей.

http://pravoslavie.ru/2846.html

Беседа увещательная, сказанная в храме святой Анастасии в отношении отсутствующих, и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова 1 . Насколько собравшихся меньше обычного, настолько и мы будем пользоваться большим усердием. И несправедливо было бы, чтобы нерадение отсутствующих оскорбило наше старание, но из-за самого этого предложим трапезу даже более щедрую, чтобы не прибывшие, познав опытом наказание, сделались наконец старательнее относительно этих собраний. Потому также вашу любовь приглашаю быть внимательными к говоримому; для вас будет двойная польза: передавая говоримое отсутствующим, вы сделаете их более старательными, также свою душу совершите более любомудрою. Как природа земли, о которой нерадят, производит худые травы, а постоянно лелеемая земледельческими руками, даёт зрелый плод, так и душа человека – лежащая в лености рождает терние прегрешений, а пользующаяся попечениями приносит красующийся плод добродетели. Потому и некто мудрый увещевает, говоря: «Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась» ( Притч. 24:30–31 ). Чтобы этого не было теперь, мы постоянно пользуемся серпом слова; и, если вырастает что-нибудь худое, всегда вырезаем; а если что-нибудь зрелое, имеющее плод, – питаем, орошаем и доводим до цвета, постоянно выражая свою заботу. Мы нуждаемся в двойном попечении, вернее, даже в тройном: в одном – чтобы нам быть свободными от порочности, в другом – чтобы приобрести себе добродетель; а после этого – чтобы соблюсти приобретенную; здесь даже больше всего нужно труда, потому что тот лукавый демон, завидуя и нашей красоте, больше нападает на преуспевших; и как пираты и потопители минуют корабли с песком, а если где-нибудь увидят с дорогою кладью и с хранящимся в них богатством, нападают на них, пробуравливая снизу, поражая сверху, употребляя всякую хитрость, так и диавол обычно поражает, завидует и коварствует в особенности против собравших много добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Кто даст главе моей воду и очесем моим источники слез и плачуся день и нощь о побиенных дщери людей моих ( Иер. 9, 1 ). Семь лет страданий Иова. Семь лет безпросветного мрака, ужаса и скорби. Семь лет глада и мора, огня, меча и междоусобныя брани. Семь лет опустошения цветущей земли, расхищения ея векового наследия, разрушения ея величия, мощи, красоты. Семь лет тягчайшого рабства, насилия, убийства, пыток, крови и слез. Семь летъ – духовного и телесного избиения младенцев, растления чистой и нежной юной души. Семь лет вавилонского пленения Церкви, лютых гонений на верующих, вопиющого кощунства, святотатства и богохульства, от которых ужасается небо и трепещет земля. Семь лет изгнания для многих сынов России, скитающихся на чужбине, гонимых, скорбящих, озлобленных и умирающих вдали от земли обетованной. Семь лет проповеди лжи и обмана, отравляющей миллионы людей. Семь лет убийства великого народа, истаевающого под гнетом неописуемой тирании. Семь лет царствования красного дракона, смущающого землю и возстающого против всех божеских и человеческих законов. Выслушайте это старцы и внимайте все жители земли, было ли это в дни ваши или во дни отцов ваших? Передайте об этом детям вашим, а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети – следующему роду. ( Иоил. 1, 2–3 ). О, если бы были записаны слова мои! если бы начертаны были они в книге. Резцом железным с оловом на вечное время на камне вырезаны были ( Иов. 19, 23–24 ). Внимай, небо, я буду говорить; и слушай земля слова уст моих ( Втор. 32, 1 ). « Когда я чаял добра, – пришло зло; когда ожидал света, – пришла тьма» (30, 26). Еще днем закатилось солнце (мое) ( Иер. 15, 9 ). Ужасы устремились на меня, как ветер, развеялось величие мое, и счастие мое унеслось, как облако ( Иов. 30, 15 ). Упал венец с головы нашей (Пл. 5, 16) и стало что с народом, то и с священником; что с слугою, то и с господином; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем ( Ис. 24, 2 ). Идет горе на горе и (скорбная) весть за вестью ( Иез. 7, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

I. Идея апокатастасиса в истории Церкви Что ожидает людей после смерти? Слово Божие говорит об этом вполне определённо: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ); И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф.25:46 ). О вечности грядущего наказания для грешников говорится также в словах: Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению ( Мк.3:29 ); Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа... подвергнутся наказанию, вечной погибели ( 2Фес.1:8–9 ). Эту истину Откровения повторило и подавляющее большинство последующих церковных писателей. Однако в первой половине III века александрийский пресвитер Ориген (†254) стал учить, что в конце мира произойдёт апокатастасис, что означает «восстановление», то есть, спасение всех разумных существ, как людей, так и демонов. Ориген был известным богословом древности и неудивительно, что его идеи можно увидеть у некоторых авторов, живших позднее. В частности, идея о конечности адских мук встречается у Дидима Слепца , св. Григория Нисского , Евагрия Понтийского , Феодора Мопсуэстийского и Диодора Тарсийского 1 . В соответствии с заповедью: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал.1:9 ), Церковь не приняла этого новшества. Богословские споры о неправославных мнениях Оригена 2 начались ещё при его жизни, а к концу III века с обстоятельной критикой идей Оригена выступили св. Пётр Александрийский, св. Мефодий Патарский , св. Евстафий Антиохийский 3 . Ещё сто лет спустя около 400 г. состоялось четыре поместных собора, осудивших учение Оригена – Александрийский, под председательством патриарха Феофила, Римский, под председательством папы Анастасия I 4 , Кипрский, под председательством св. Епифания 5 , и Иерусалимский. Причём, по сообщению Сульпиция Севера, свидетеля одного из них, как раз идея об апокатастасисе вызвала наибольшее возмущение участников, вспыхнувшее тогда, «когда епископы читали многие отрывки из его книг... и воспроизвели одно место, в котором утверждалось, что Господь Иисус... муками Своими даже прегрешения дьявола искупил. Ибо так это по доброте и милосердию Его присуще, что, если жалкого человека Он преображает, то и падшего ангела тоже освободит» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010