Нет, Шурик был – не такой. Но то – всё кончено. А время – неслось. («Время, вперёд!» – такой и роман появился.) Разворачивалась и гремела Пятилетка в Четыре года. Ещё в Пединституте внушали, что советская литература – а значит, и учителя – не должны отставать от требований Реконструктивного Периода. Как раз в тот месяц, когда Настя приближалась к своим первым урокам, РАПП опубликовал решения – о показе в литературе героев и о призыве ударников строек в литературу, чтоб они сами становились писателями и так бы искусство не отставало от требований класса. А ещё же возникло понятие: что литературой нашего времени может быть только газета или агитплакат, а вовсе уже не роман. Ну, слишком стремительно, не хватало дыханья: как – не роман? а – куда же романы? Тебе идти к детям, а рекомендация Соцвоса: использование басен Крылова в стенах советской школы представляет собой несомненную педагогическую опасность. Анастасия Дмитриевна получила три параллельных пятых группы – двенадцатилетних, и классное руководство в пятой «а». Её первый урок! – но и для ребят же первый: во вторую ступень перешли из малышей, гордость! Первого сентября был солнечный радостный день. Кто-то из родителей принёс в класс цветы. Была и Анастасия Дмитриевна в светлом чесучёвом платьи, и девочки в белых платьицах, и многие мальчики в белых рубашках. И от этих мордашек, и от этих сияющих глаз – прохватывало ликование: наконец-то сбылась её мечта и она может повторить путь Марии Феофановны… (А ещё: в нынешний огрублённый век – добиться, чтобы вот из этих мальчиков росли благородные мужчины, не такие, как сегодня.) Теперь – много, много уроков подряд переливать бы в их головы всё то, что хранила сама из великой доброй литературы. Но как бы не так! – прорыва к тому пока не виделось: вся учебная программа была жёстко расписана - Грохают краны У котлована, — а на любой урок мог прийти проверяющий инспектор районо. Начинать надо было – с достраиваемого тогда Турксиба, чтоб учили наизусть, как по пустыне поезда пошли …туда и сюда, Пугая людей, стада, Им не давая пройти На караванном пути.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

А эти западные злопыхатели, конечно, раздули ее, как они раздувают все наши неполадки. И все же надо заглянуть в газеты и убедиться. Анастасия сдала свои журналы и отправилась в газетный зал. В сегодняшнем номере «Правды» на первой странице были лишь предпервомайские сообщения, но на второй странице в нижнем углу она увидела заголовок «От Совета министров СССР» и прочла под ним следующее: Как уже сообщалось в печати, на Чернобыльской атомной электростанции, расположенной в 130 км севернее Киева, произошла авария. На месте работает правительственная комиссия под руководством заместителя Председателя Совета министров СССР т. Щербины Б.Е. В ее состав вошли руководители министерств и ведомств, видные ученые и специалисты. По предварительным данным, авария произошла в одном из помещений 4-го энергоблока и привела к разрушению части строительных конструкций здания реактора, его повреждению и некоторой утечке радиоактивных веществ. Три остальных энергоблока остановлены, исправны и находятся в эксплуатационном резерве. При аварии погибли два человека. Приняты первоочередные меры по ликвидации последствий аварии. В настоящее время радиационная обстановка на электростанции и прилегающей местности стабилизирована, пострадавшим оказывается необходимая медицинская помощь. Жители поселка АЭС и трех близлежащих населенных пунктов эвакуированы. За состоянием радиационной обстановки на Чернобыльской АЭС и окружающей местности ведется непрерывное наблюдение. Анастасия прочла и ахнула: так вот о чем хотела и не успела сказать ей Анна! Вот почему она так взволнованно спрашивала об Аленке! «Как уже сообщалось в печати» там сказано, значит, надо посмотреть предыдущие газеты. И почему не указано число, когда произошла эта авария? Впрочем, тут вообще мало что сказано, надо поискать предыдущие сообщения, там должна быть более полная информация. Она полистала газеты, но никаких других сообщений не нашла. – Девушка! – обратилась она к библиотекарше. – Помогите мне, пожалуйста, разыскать другие сообщения вот на эту тему – об аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

М-м! Как хорошо начинается новый день! Анна улыбнулась и открыла глаза. Нигде она так легко не просыпалась, как здесь, в Стокгольме. Это, наверное, балтийский воздух так на нее действует – ветер с родной Балтики! Да и когда еще ее так будили, когда подавали ей в постель кофе? – Спасибо, милая Ирина Борисовна. Доброе утро. Анна одной рукой взяла чашку с кофе, другой стакан с томатным соком. Кофе бодрил, разогревал, сок освежал. Через две минуты от сна уже вовсе ничего не осталось. Приняв душ и приведя себя в порядок, она спустилась в кухню по веселой деревянной лестнице с поскрипывающими ступенями. – Привет, Свен! – Привет, Анна! Как спала? – Прекрасно. Правда, во сне кому-то читала какую-то лекцию, но сейчас уже не помню о чем. – Это ты для того, чтобы не выбиваться из ритма, заданного Ириной? Анна никак не могла привыкнуть к тому, что Свен, ученик Ирины Борисовны в прошлом, а теперь коллега и соавтор некоторых ее переводов, называет ее без отчества, просто по имени – Ирина. Вот бы кто-то из ставших взрослыми учеников Анастасии звал ее Настей! Демократично, но невозможно. Легкая грусть при воспоминании о сестре на миг охватила ее всю и тут же отпустила. Анна не позволяла себе расслабляться в воспоминаниях. Семь лет, как они расстались, семь лет – и ни одного письма ни от Анастасии, ни от Аленки. Одной писать не позволяет ее партия, другой – работа мужа на атомной станции. Хватит об этом. К тому же, сейчас она отогрелась душой у милой Ирины Борисовны. Хорошо, что она согласилась на это турне по Швеции! Вот так, неожиданно, вдруг встретила родного душой человека и успела привязаться к нему, полюбить. Чем-то Ирина Борисовна напоминала Анне ее мать: такая же веселая, готовая радоваться чему угодно, как ребенок, – солнечному дню, красивому острому словцу. Среди неторопливых, спокойных шведов она несется по жизни, как метеор, все и вся заражая энергией, включая в свое движение И цель у нее такая прекрасная: по сути в Стокгольме только вокруг нее и существует этот островок внимания к России, к ее литературе, ее искусству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Также голословно и несправедливо замечание автора по адресу русских издателей относительно Деяний V вселенского собора. „Когда, – говорит он, – на третьем заседании 5-го вселенского собора рассуждали о „Трех Главах“, П. Вигилий прервал действие и от всех присутствующих епископов потребовал, чтобы каждый письменно высказал ему свое мнение об них, и каждый епископ, повинуясь его требованию, изложил свое мнение и представил его Первоседальнику. В наших изданиях это обстоятельство проходится молчанием“ 318 ...... Из длинного многоточия читатель должен уразуметь, как много потребовалось автору самообладания, чтобы не наговорить разных неприятностей русским издателям. Однако какие же издания разумеет он? Опять не имеет ли он дело с призраками и созданиями собственного воображения? Текст третьего заседания пятого вселенского собора в изданиях Ляббея и Гардуина совершенно одинаков. И что касается казанского перевода вселенских соборов, то означенный текст воспроизведен здесь на русском языке без прибавлений и без опущений. Некоторые затем упреки автора русским переводчикам, не имея никакого серьёзного значения, изобличают в нем только склонность к придирчивости и к преувеличениям. Таково например его замечание, сделанное по поводу того, что в русском переводе соборных деяний Анастасий библиотекарь назван католиком 319 . Автор усматривает в этом выражении великую несообразность. Но на самом деле ничего особенного тут нет. Анастасий библиотекарь хорошо известен, как сторонник крайних воззрений на папство, которые составляют отличительную особенность католицизма. В этом смысле он может быть назван католиком. Крайне резкое, но неосновательное возражение делает наконец автор относительно одного примечания в славянской книге Правил и в русском переводе к 103 канону карфагенского собора, где сказано, что под епископом кафолической церкви, который обратился к отцам собора с некоторым предложением о донатистах, надобно разуметь епископа карфагенского. Автор пишет по этому поводу целую филиппику и доказывает, что епископом кафолической церкви называется в правиле карфагенского собора папа. Он, конечно, волен думать, как ему угодно. Но толкование книги Правил и русского перевода представляется более основательным, чем его соображения. Под епископом кафолической церкви в данном случае нельзя разуметь папу уже потому, что его на карфагенском соборе не было; между тем дело идет о епископе, который представляется в правиле говорящим к собору 320 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Вдохновил Александр Сергеевич К слову, здесь меня ожидало еще немало открытий. Хотя и посещение местного хранилища книжной мудрости тоже сначала могло навеять грусть. Дело в том, что библиотека Березовки располагается в здании, которое ранее оно делило с домом культуры. Но клуб в 2015 году закрыли, а библиотека выстояла! Библиотека Старой Березовки И вот в наследство ей достались огромные пространства. И что меня поразило больше всего – при виде их не было ощущения заброшенности, забытости, умирания, а напротив, каждый уголок огромного фойе, которое раньше принадлежало и очагу культуры, и библиотеке, был обустроен с такими фантазиями и любовью! Это все заслуга местного библиотекаря Анастасии Железновой. А вдохновила ее… любовь. Любовь и ее, и читателей поселка к произведениям Александра Сергеевича Пушкина. Ведь именно герои его сказок являются для взрослых и юных читателей Березовки проводниками в местном царстве книг. В библиотеке Березовки А помимо чтения, в библиотеке теперь ребята и спортом могут заниматься на тренажере, рядом с которым установлена фигурка Пушкинского богатыря, видимо, чтобы мальчишек привлечь к усиленным тренировкам для получения такой же сказочной богатырской силы. Здесь же, в фойе, находится и читальня сказочного Лешего, где вместе с этим персонажем можно отправиться в увлекательное странствие по миру литературы. Ребята могут поиграть в библиотеке и в настольные игры в обществе… кукольных Александра Сергеевича Пушкина и его супруги Натальи Николаевны Гончаровой. А под наблюдением героини Лукоморья – Русалки – юные березовцы занимаются танцами. Та самая царица, которая грустила все в темнице, тоже, по версии Анастасии Железновой, времени не теряла даром, а научилась шить, вязать. И теперь ожидает юных мастеров в уголке рукоделья, тоже обустроенном в местной библиотеке. – 30 витязей прекрасных защищают наше здание от пожара, – рассказывает Анастасия Владимировна. – Их портреты как раз располагаются у входа в здание и рядом с огнетушителем… И, конечно же, увидела я в Березовском Лукоморье и дуб зеленый. Всех персонажей этой сказочной страны Анастасия Владимировна тоже изготовила сама.

http://pravoslavie.ru/147852.html

Дракон уже давно миновал ратушную площадь и быстро топал к выходу из города, а за ним и вся келпинская процессия. — Бабушка и батюшка! Я должна вернуться в Келпи, — вдруг заявила Аннушка, освобождаясь из бабушкиного пальто. — Без меня Юленька там пропадет. Дай мне мой узелок, бабушка, я пойду догонять сестру. — Не пущу, и не думай! — воскликнула бабушка, хватая ее за руку. — Ты должна меня отпустить, бабушка. А я постараюсь запомнить дорогу, чтобы потом убежать вместе с Юлей. — Уже темно, а луны еще нет: как ты запомнишь дорогу в такой темноте? — Конечно, дорогу она не запомнит, — сказал уже оправившийся от магического удара Андрюша. — Но зато я знаю, как мы сами сможем узнать дорогу в Келпи, если отпустим Аннушку. — Этот мальчик недаром любил читать сказки; план у него был простой и в то же время сказочный. — Аннушка, дай-ка мне папины четки! Аннушка удивилась, но сняла с шеи и протянула ему четки. Андрюша вынул из кармана перочинный ножик и перерезал крепкую шелковую нить, на которую были нанизаны желтые косточки маслин. — Зачем ты испортил такие красивые четки, Андрюша? — огорчилась Аннушка. — Послушай меня, Аннушка! Когда перейдешь мост вместе со всеми ведьмами, начинай ронять зернышки четок по одному. — Ой! Как Мальчик-с-пальчик, да? — Вот именно. Только не роняй слишком часто, чтобы хватило на дорогу до самого конца. А завтра утром мы по ним найдем школу Келпи и выручим вас обеих. — Придется отпустить Аннушку, Анастасия Николаевна! — сказал отец Василий. — Будем надеяться, что за одну лишнюю ночь в Келпи с ней ничего не случится; другого способа вызволить обеих сестер я просто не вижу! И Юле в Келпи будет не так страшно, если с ней рядом будет Аннушка. — Бабушка, ты ведь нас любишь одинаково? Ты же не хочешь, чтобы Юленька из-за меня погибла? — спрашивала Аннушка, заглядывая в бабушкины глаза. — Так я побежала, бабушка? Бабушка молчала. — Отпустите Аннушку на выручку сестре, Анастасия Николаевна! — тихо попросил отец Василий. — Хорошо, вы меня уговорили. Отпускаю тебя, скрепя сердце, Аннушка! — она достала из сумки узелок и протянула ей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

— Здравствуйте, Анастасия Николаевна. Это говорит Юрий Сажин из Петербурга, друг ваших внучек Юли и Аннушки. Можно мне поговорить с Аннушкой? — Никакой Аннушки здесь нет, молодой человек, а имеется в наличии ваша подружка Юля, — ответила бабушка. — Думаю, вы именно ее имеете в виду, и передаю ей трубку. Подскочила Юлька. — Юрик, это ты? Привет! — Юлька, мне надо на пару дней приехать к вам в Псков, — с ходу заявил Юрик. — Сейчас спрошу у бабушки. Бабушка, можно Юрик приедет к нам погостить? —Конечно, можно. Дай-ка мне трубочку. Юрий? Вы показали себя с наилучшей стороны во время вашего дурацкого киднеппинга, так что милости просим! Не стесняйтесь, приезжайте, мы обе будем вам рады. В лицее Юрик был одним из первых учеников, и поэтому, когда он самолично явился к директору отпрашиваться на три дня «по личным обстоятельствам», директор удивился, но освобождение от занятий дал. Родители Юрика как раз проводили бархатный сезон в Испании, так что дома проблем не возникло, пришлось только соврать надзиравшей за ним родственнице, что он едет с классом на трехдневную экскурсию, и Юрик покатил на автобусе в Псков. Бабушкин дом он нашел почти сразу. Подошел к калитке и увидел во дворе сваленные в кучу дрова, возле дров пожилую седую женщину, а на самой куче — Юльку. — На дворе трава, на траве дрова, на дровах — Юла! — крикнул он и вошел в калитку. — Юрка! — радостно завопила Юлька и кинулась к нему. Она даже хотела его с разбега обнять, но Юрик уклонился и солидно протянул руку для рукопожатия. Потом он подошел к бабушке, поздоровался, представился и заявил, что приехал по поручению нафтанской принцессы. — Почему же не королевы? — улыбнулась бабушка. — Получить привет от королевы было бы еще эффектнее. — Это ты про Киру? — спросила Юлька. — Неужели она все-таки стала королевой красоты на каком-нибудь конкурсе? — Да нет, я не про Киру! Я говорю совсем про другую девочку. Анастасия Николаевна, а как вы догадались, что к вам приехала не Аннушка, а Юлька? Я всю дорогу об этом думал и не мог понять: ведь их родной отец не различает!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

475 ...Духу и от Сына исхождение являют. – Аввакум обвиняет здесь никониан в отступничестве от основ православия и в увлечении «римской» ересью: он связывает воедино требование никониан «четверить аллилуйю» с католическим догматом об исхождении Святого Духа не только от Отца (согласно православному Символу веры ), но и от Сына. 476 Нужно бо есть... спасению. – Квадратные скобки здесь и далее в тексте «Жития» принадлежат автографу. 480 Сице аз... умираю. – Слова Аввакума, завершающие вступление к «Житию», напоминают заключение его письма церковным властям 5 августа 1667 г.; текст вступления является, по-видимому, отражением полемической речи Аввакума на соборе 1667 г., когда он, по его словам, «посрамил» «римские» заблуждения властей Дионисием Ареопагитом . 481 Рождение же мое... Григорове. – Село Григорово существует и поныне в Большемурашкинском районе Нижегородской области; река Кудма – правый приток Волги. 482 Отец ми бысть священник Петр... – Отец Аввакума – приходской священник, возможно уроженец Нижегородского края, появился в Григорове незадолго до 1620 г. и служил в григоровской церкви Бориса и Глеба около 15 лет (Малышев В. И. Материалы... С. 283). 483 Анастасия – жена Аввакума Анастасия Марковна (16241710). Особая редакция «Жития» (Прянишниковский список) сообщает дополнительные данные о женитьбе Аввакума: «Мати же изволила меня женить семнадцати лет, жену мне привела четырнадцати лет». 484 ...аз же от изгнания преселихся во ино место. – Из Григорова Аввакум переселился в соседнее село Лопатищи Нижегородского края, где и был поставлен «в попы». 485 Рукоположен во дьяконы... тридесят лет, как имею священъство. – Аввакум стал дьяконом в 1642 г., в 1644 г. – священником, в 1652 г. поставлен протопопом в г. Юрьевецна Волге (теперь – в составе Ивановской области). Указание Аввакума на 30 лет священства позволяет датировать фрагмент 1672 г. 486 Егда еще был в попех, прииде ко мне... девица... – Этот эпизод «Жития» Аввакума напоминает рассказ Пролога под 27 декабря о блуднице, пытавшейся соблазнить пустынника: инок преодолевает соблазн «положив персты своя на светильник и сожже я».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ответ на такие речи святых дев Диоклитиан сказал: — На таковые слова надлежит отвечать мучениями, — и повелел бросить святых дев в темницу. Между тем святая Анастасия (по своему обыкновению обходившая заключенных в темницах) пришла и к сим святым девам и утешала их упованием на помощь Божию и надеждою славной победы и торжества над врагами. По прошествии некоторого времени царю было надобно отправиться в Македонию [ 5 ] для устроения некоторых народных нужд. За ним туда были отведены все христиане, находившиеся в заключении в Аквилее, вместе с коими были и три святые девы — Агапия, Хиония и Ирина; святая Анастасия также последовала за ними. Когда прибыли в Македонию, царь приказал игемону [ 6 ] Дулкицию подвергнуть пыткам христиан, дабы принудить их к принесению идольских жертв; непокорных же приказал после различных мучений предавать смерти. Так как невозможно описать страдания множества святых мучеников, в то время там преданных различным мукам, то мы скажем только о страдальческих подвигах вышеназванных трех святых дев. Когда сии невесты Христовы были приведены на мучения пред игемона Дулкиция, тотчас он, увидав их необыкновенную красоту, воспылал к ним нечистым желанием. Он повелел заключить их под стражу и велел передать им через стражника, что они получат свободу и многие дары, если согласятся исполнить нечестивое желание князя. Но святые девы лучше желали тысячу раз умереть, нежели хотя один раз быть опороченными, так что ни ласками, ни угрозами, ни подарками, ни мучениями игемон не мог склонить их согласиться исполнить свое нечестивое желание. Не будучи в состоянии преодолеть сжигавший его пламень похоти, игемон задумал придти ночью к ним в комнату, в которой они содержались, чтобы опорочить их. При наступлении ночи святые девы стали на молитву, воспевая Богу всенощное славословие и псалмы. Игемон, желая войти к ним, лишь только коснулся порога их комнаты, тотчас обезумел и не мог идти дальше. Вблизи того помещения, в котором находились три сестры, была поварня, где стояло множество сосудов — горшков, котлов и сковород, черных от сажи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

1467 IV. 69. Св. Златоуст несколько иначе объясняет это место. Афиняне, говорит он, в разные времена принимали разных богов и даже иноземных, напр. богиню Минерву, Пана и др. Боясь, чтобы не нашелся еще какой-нибудь Бог, неведомый им, но почитаемый в другом каком-либо месте, они для большей безопасности поставили жертвенник и ему – неведомому Богу (Бес. XXXVIII на Деян. ч. 2). 1469 Святой Златоуст говорит, что Диопетом у Ефесян называлась или статуя Артемиды или какой-нибудь другой идол. (Бес. XLII на Деян. ч. II). 1515 Анастасий Библиотекарь, сообщающий об этом (Mansi XVI 5 D), передает дело в следующем виде. Фотий, этот почитатель развращенных догматов, устраивает новый обман и убеждает императора издать повеление, чтобы никто не делал завещания и не раздавал милостыни чрез кого-либо, кроме него, Фотия. Придумал это изобретатель зла с тою целью, чтобы менее догадливые люди, видя его раздающим имущество богатых, думали, что он раздает собственное, и чрез это все любили его как щедрого благодетеля; а вместе с тем и вступали с ним в вынужденное общение, в виду невозможности, помимо него, получить средства жизни даже при самой крайней нужде. – Верный в основе факт передан Анастасием, который вообще не может считаться добросовестным свидетелем (М. L’abbé L. Duschesne. Le Liber Pontificalis. Tome II, Paris 1892. р. VI, VII; 138–139), в превратном толковании. Ничего дурного не было в том, что общественная благотворительность была упорядочена поставлением в ее главе патриарха, как и самая мысль о подчинении благотворительности контролю церкви естественна и целесообразна. Можно быть уверенным, что указ говорил не о каких-либо личных правах Фотия, как это можно бы думать на основании изложения Анастасия, а давал право надзора патриарху вообще. Но как бы не было важно это право и как бы не могло оно служить к возвышению влияния патриарха, в данное время – Фотия, все-таки нельзя согласиться с Анастасием, что это право с принудительностью влекло к общению с Фотием всех неимущих: оставалась вне контроля патриарха частная благотворительность, никогда не могущая быть регламентированной, и кто хотел избегать патриарха, тот мог просуществовать поддержкой частных лиц, тем более, что враждебные Фотию жертвователи, после издания закона, должны были бы воздерживаться от завещаний, предпочитая личную раздачу имущества. Вообще в мероприятии Фотия чувствуется больше административного дарования, чем своекорыстного расчета.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010