Но, к счастью, у Анастасии Ивановны был еще друг–редактор, человек тонкого вкуса — Маэль Исаевна, жена пушкиниста Файнберга. Она помогала лечить раны, нанесенные «Воспоминаниям». Некоторые читатели, зная лагерное прошлое Анастасии Ивановны, хотели подвигнуть ее на написание книги о нем. Но она отметала подобные предложения. — Я хочу давать людям радость. Пишу о том, от чего искрится душа. Я бы не могла пережить опять то, что было. Зачем? Я просто удивляюсь, как Солженицын все запомнил. Но Иван Денисович — не трагическая фигура, трагизм снят. А я видела египтологов, астрономов — людей, оторванных от своей любимой работы, что для них было самым страшным… «Раковый корпус» начала читать и бросила на восьмой странице: все было понятно, о чем будет говорить. Лучший рассказ у него — «Случай на станции Кречетовка». Вышедшие в свет «Воспоминания» она щедро дарила друзьям. Вначале было подписано 300 книг, а потом — еще и еще. Анастасия Ивановна писала каждому индивидуально: хотелось выразить естественное отношение к каждому. «Воспоминания» с автографами были посланы М. Бахтину, Д. Благому, С. Наровчатову, Т. Спендиаровой, Анне Герман. Надписав на втором издании «Воспоминаний» «Дорогому Вите Мамонтову с любовью, уваженьем и благодарностью!», Анастасия Ивановна остановилась: «А лирику напишу потом». Потом оставленное место было заполнено: «В день Вашей щедрой помощи мне, а себе в ущерб — 19. XI. Вспомните — когда меня уже не будет — часы нашего первого знакомства, наши беседы, смену Москвы и Коктебеля — с прослойками, Вам — Южно–Сахалинска — годы дружбы и роста, всегдашнюю радость встреч — и помяните меня добром! (Новые главы — " Осень 1911 " , и 8–я глава от " Дом Марины " и до Горького). Анастасия Цветаева. 20. Х1. 74 Вечер после отлета восхитительной Анны Герман с пожеланием Вам той степени счастья, которого Вы, Витя, достойны. И да хранит Вас Бог! А. Цветаева» После выхода «Воспоминаний» Анастасия Ивановна начала работу над «Сказом о московском звонаре». Ей помогали многие ее друзья, потому что нужно было найти и архивные материалы, и свидетелей его удивительной игры. В музее музыкальной культуры им. М. Глинки мне удалось обнаружить записи тональности московских колоколов, сделанные рукой К. Сараджева, найти редкие фотографии и записать несколько рассказов людей, знавших звонаря. Анастасия Ивановна постепенно вводила эти материалы в свое повествование.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

1507 Колесникова Л. Г. Отчет о раскопках участков херсонесского некрополя в 1960–1962 гг.//Архив НЗХТ. – Д. – С. 1–12; Зубарь В. М. Проникновение и утверждение христианства... – С. 13–15, 18, рис. 4–5. 1508 Якобсон А. Л. Указ. соч. – С. 281, рис. 144,2; Хайрединова Э. А. Женский костюм варваров Юго-Западного Крыма в V – первой половине VII вв.//МАИЭТ. – 2002. – Вып. 9. – С. 63, тип 4; ср.: Белов Г. Д. Западная оборонительная стена... – С. 248, рис. 19а, склеп (нижний уровень лежанок с монетами Аркадия и Анастасия); Зубарь В. М. Некрополь Херсонеса Таврического I–IV вв. – С. 99, рис. 61, 15–17; Зубар В. М., Магомедов Б. В. H o b i дослидження cepeдhьobiчhux поховань... – С. 71–77 (склеп 1981 г. на западном некрополе); Зубарь В. М., Шевченко А. В. Отчет о раскопках херсонесского некрополя в 1982 г. – Л. 26–27, рис. 57, 2, 3, 5, 6; склеп Зубарь В. М., Бунятян Е. П., Шевченко А. В. Отчет о раскопках Западного некрополя в 1986 г.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 1 0–21, рис. 29,1; 30,1; 31, 1–2 ; 33,2; 35,8; 36,6; склеп (подобные браслеты встречены вместе с серебряной позолоченной пряжкой с овальной рамкой, оканчивающейся двумя птичьими головами, глаза которых имитированы двумя альмандинами, а также с двухпластинчатой серебряной застежкой и трехчастной литой пряжкой в виде овального кольца, трехгранного язычка и прямоугольного щитка, производство которых относится к первой половине – середине VI в.; ср.: Хайрединова Э. А. Женский костюм варваров... – С. 56–57, рис. 1, 9–10; с.85). 1509 Якобсон А. Л. Указ. соч. – С. 276, рис. 139, 20; ср.: Айбабин А. И. Этническая история... – С. 168. 1510 Исследователь пытался объяснить это «подозрительное отсутствие» состоянием глубокого упадка, запустения, в котором, якобы находился Херсон, и ссылался на письмо Анастасия библиотекаря, в свою очередь построенное на информации, полученной от Митрофана Смирнского, сосланного в конце 850-х (а не 860-х) гг. в эти края (Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 260). Однако этот источник требует соответствующего глубокого критического анализа с учетом других сведений и, в частности, сложной ситуации, в которой оказалась фема Херсон к середине IX в., и его данные, разумеется, не могут быть распространены на все предшествующие 200 лет. Он и Италийская легенда указывают на некоторое запустение округи города (tota ilia pars Cersonicae regionis prope modum desolata est; sed quod omnes accolae loci illius utpote non indigenae; et magna pars regionis illius fere desolata et inhabitabilis reddita), но не его самого (Epistola Anastasii apostolicae sedis bibliothecarii ad Gaudericum episcopum; Vita cum Translitione S. Clementis//Лавров П. Жития херсонских святых в греко-славянской письменности/Памятники христианского Херсонеса. – М, 1911. – Вып. 2. – Р. 141,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я радовался, что у Натальи Павловны сохранились библиотека и рояль, и что ребенок сможет приобщиться к культуре прошлого – с конфискацией и ссылкой все пойдет прахом! Сознание Славчика будет формироваться в омерзительной сельской семилетке, где ему на каждом уроке будут внушать на якутском языке, что отец его – враг народа и мерзавец… Он возненавидит мою память и свое имя и не захочет прийти даже ко мне на могилу… а впрочем, я забыл – ведь у меня не будет могилы!» . Мысли его были прерваны бряцанием затвора; принесли нарезанный порциями хлеб и кипяток в чайнике, который поставили на стол посередине камеры. Сумрачные фигуры зашевелились, разбирая и наполняя металлические кружки при тусклом свете маленькой лампы под потолком. – Ну, сегодня уж я в остатний раз чайком греюсь; сегодня в ночь уж беспременно придут за мной. Я уж всех тут пересидел. И тебя, паря, поди, прихватят, засиделся и ты, – сказал молодой вихрастый уголовник, обращаясь к товарищу – самому юному в камере. – Отстань, – огрызнулся тот, передергиваясь. Олегу бросился в глаза его пришибленный вид. Но вихрастый парень не захотел отстать: – А ты повеселей немножко: нюни-то не разводи. Бога, что ли боишься? Небось не засудит, оттого что ничего-то там, по ту сторону, нет – пар вон, и вся недолга. – Попридержи язык, не всем твои шутки по сердцу! Лучше бы молитву прочел, чем глумиться тут, – прикрикнул кто-то басом из угла. – А что мне молитва? С такой катушкой, как у меня, к чертям разве, и там, почитай, не примут, – засмеялся принужденным смехом приговоренный. «Бандит, наверно», – подумал Олег. – Молчи, говорю, – повторил тот же бас, и снова стало тихо. – Не видать и не видать нашей Матушки Узорешительницы: стало, Господь наложил запрет ей прийти в нашу камеру, заказал путь! Ох, ох-ох, грехи наши тяжкие! Не придтить ей, никак не придтить! – заохал вдруг маленький старичишко, ставя на стол кружку. – Кого вы ждете? Разве дают свидания осужденным на высшую? – спросил, настораживаясь Олег. – Каки таки свидания? С ней, со Смертью-матушкой разве что свидание нам заготовлено! – опять заохал старик. – Так кого же вы ждете в таком случае? – опять спросил Олег. – Вас только что перевели сюда, а мы все его рассказы уже наизусть знаем, – заговорил человек интеллигентного вида, еще молодой, но с профессорской бородкой, – он святую Анастасию Узорешительницу, видите ли, поджидает, но высокая гостья заставляет себя слишком долго ждать. – Анастасию Узорешительницу? – переспросил с удивлением Олег.

http://azbyka.ru/fiction/lebedinaya-pesn...

   Остроумные академисты не преминули составить о нём анекдот.    Предлагает он вопрос на экзамене: «Скажите мне, пожалуйста, что значит vester?» «Топор», — отвечает студент. — «Немножко не так; топор бывает ваш и наш, так чей же?» — «Ваш», — говорит испытуемый. «Совершенно правильно! Vester — ваш», — заключает профессор.    Ещё один профессор библейской археологии. Жил он одиноко, с родной матерью, которая была для него самым дорогим существом в мире, целью жизни. Когда она скончалась, сын ходил ежедневно на её могилу, проводил там целые часы и, говорят, беседовал с умершею как с живою. Затем он принял священный сан. Что-то таинственное, мистическое наблюдается в подобной дружбе. Любящая мать несомненно является земным ангелом хранителем для всякого сына, тем более единственного, застраховывая своё детище от дурных влияний и особенно от проявления в нём низменных инстинктов; святые чувства служат здесь охраной чистоты и целомудрия. Случается, что учёный инок живёт с матерью, и, кажется, подобное совместное пребывание, кроме пользы, ничего другого и не приносит.    Преклоняюсь перед почтенною памятью и прочих моих наставников. Почти все они отличались религиозною настроенностью, талантливостью и ровным отношением ко всем студентам, светским ли то или духовным. Исключение составляли немногие.    Старшим помощником инспектора был у нас иеромонах отец Анастасий. Поражал он студентов выдержанностью. Последняя обыкновенно приобретается только многолетней работой над собой; этот же, будучи молодым, обладал уже ею, равно как и многими лучшими качествами инока: молитвенным вдохновением, истовым совершением богослужения, спокойным, ровным характером и прочими. И удивительно то, что его манеры действовали как-то заразительно на других: некоторые невольно начинали подражать ему в общении с окружающими. Отец Анастасий быстро пошёл по иерархической лестнице, вплоть до архиерейства.    Перехожу теперь к воспоминаниям о студентах — молодых натурах, полных энергии, высоких стремлений, желаний и намерений. Их не интересовали будущая карьера, земные благополучия, всем хотелось осуществлять намеченные идеалы, все были люди способные, благонастроенные, чуткие к горю, нужде, несчастью и страданиям ближних. И понятно: в Академию собирались лучшие воспитанники Семинарии; они являли собой цвет духовного юношества. Меня предупреждали, что студенты презрительно относятся к своим товарищам-инокам, но я этого не испытал, напротив, получал от них только внимание и привет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Анастасий Синаит. Творения Христология – центральная тема творчества Анастасия (г. о. полемического, против монофизитов), в христологических рамках строит антропологию, акцентируя внимание на образе Божьем в человеке. В собрание творений Анастасия Синаита вошли: «Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему» (краткое творение, где Анастасий ясно и четко чформулировал ою христологию и антропологию», «Путеводитель» (главное творение Анастасия, посвященное полемике с различными формами монофизитства. Каждый тезис подкрепляется обширными ссылками на творения святых отцов), «Слово на шестой псалом», «Слово о святом Собрании и о том, что не следует судить и памятозлобствовать» (О Евхаристии, важно как источник по истории богослужения), «О неосуждении ближних». Избранные творения Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему Перевод А.И. Сидорова Слово первое 1.  Желающие неложно постигнуть богозданную миловидность лика своего не иначе могут зрить собственный образ и своеобразие лица, как только посредством некоего чистейшего зерцала, благодаря которому они, приближаясь к отражаемому образу, ясно видят некоторые характерные черты свои, воспроизводимые [зеркалом] по образу и по подобию их. Так и мы, обращаясь взором к божественному лучу умного Солнца, словно к некоему зерцалу, ясно усматриваем там очертание, внешний вид и образ нашего естества, [созданного] по образу и по подобию [Божиему]. Ибо, представляется мне, устроение человека труднообъяснимо и вызывает благоговейный страх, отражая в себе многие сокрытые таинства Божии. Ибо как нашим [телесным] очам по природе свойственно легко постигать то, что вне их, но узреть самих себя они не в силах, так и очам человеческого разумения трудно постичь и созерцать внутренний смысл нашего сотворения. Ведь Творец, закончив устроение простого и духовнейшего мира незримых сил, а после создав из четырех элементов этот вещественный и зримый мир, затем говорит: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1:26). И творит живое существо, словно некий смешанный мир, сродный обоим мирам и состоящий, с одной стороны, из нетелесной, бессмертной и нетленной души, а с другой — из вещественного и зримого тела, образованного из четырех элементов. После этого в Писании говорится: «И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:27). «Богом» же здесь [Священное] Писание, конечно, называет Отца и Сына и Святого Духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

21. Это сражение, по Льву Диакону, должно было произойти 23 июля, так как ниже он указывает, что следующий день приходился на пятницу 24 июля. Однако дата, приведенная Львом, ошибочна, ибо 24 июля 971 г. было воскресеньем. На пятницу же этот день приходился в 974 г. (ср. Анастасиевич. 1929, 1-20; 1931, 337, и ел.). Анастасиевич старался доказать, что война при Цимисхий продолжалась три года, т. е. до 974 г.; возражения см.: Дельгер. 1932, 375 ел.; Грегуар. 1937, 267, и ел.; Карыш-ковский. 1952, 136, и ел.). Согласно Скилице (304), предпоследняя битва (с участием Икмора) происходила 20 июля, тогда последняя битва должна быть отнесена к 21 июля, поскольку именно 21 июля 971 г. была пятница. Переписчики рукописей часто путают буквенные обозначения цифр: замена а (1) на 6 (4) в рукописи XIV в. вполне возможна, так что скорее всего день недели Лев Диакон назвал правильно, а число июля (24 вместо 21) - ошибочно. Таким образом, считаем наиболее вероятным отнести решающую битву к 21 июля 971 г. (Сюзюмов. 1974). 22. Это место требует особого внимания. Дело в том, что в 971 г. в ночь с 20 на 21 июля было почти новолуние и видеть что-либо издали не представлялось возможным. Отнести же битву к 970 г., когда действительно было полнолуние в ночь с 20 на 21 июля, тоже нельзя. Наиболее вероятно, что Лев Диакон допустил в этом месте ошибку, сообщая то, что ему передали очевидцы о каком-нибудь другом сражении в 970 г. Скилица (305) говорит об этой ночи только, что русские после неудачного сражения громко оплакивали погибших, но не упоминает при этом ни о полнолунии, ни о ритуалах. Видимо, Лев интересовался языческими обрядами, расспрашивал о них очевидцев и для вящего драматизма объединил все имевшиеся у него сведения в рассказе о ночи перед решающей битвой. Сообщение о полной луне добавляло рассказу достоверности. 23. Сожжение русскими своих покойников засвидетельствовано Ибн-Фадланом (143), Ал-Бекри, Истахари, Ибн-Хадисом, Масуди и другими арабскими авторами (Куник, Розен, 1878, 62; Заходер.

http://sedmitza.ru/lib/text/433437/

  Чтецы в начале нашего периода являются даже на соборах в качестве представителей епископов, правда — совместно с пресвитерами или диаконами. Так под актами Арльского собора 314 г. подписались, между прочим, один лектор и один эксоркист. Наконец, в соответствие с общим характером нашего периода, когда церковные степени дробились, размножались, давали отрасли вверх и вниз, — и степень чтеца дала одну форму в этом роде. На соборе Антиохийском 445 г. (при Домне) фигурирует между прочим и ρχιαναγνστης Исаакий. На одной степени с лекторами стояли эксоркисты, обязанность которых состояла в чтении молитв над одержимыми (ενεργομενοι) и в надзоре за оглашенными.  Вторую стадию клировых степеней составляют аколуфы и иподиаконы. По римской практике, лицам, пробывшим 4 или 5 лет в той или другой должности, открывался доступ в священный сан диакона (Сирикий, Зосим). Относительно должности аколуфа известно немногое: как видно из самого их названия, они были спутниками епископа; они же разносили по титулам св. Тайны, — что, очевидно, приближает их к званию диаконов.  Отличную от «копиатов» корпорацию составляли lecticarii и decani; Константин в числе 950 человек назначил их на службу церкви (константинопольской). Это были миряне, набираемые из различных сословий, служившие при погребении. К клиру они не принадлежали. Император Анастасий (491—518) довел их цифру до 1100. Так как они погребали умерших безвозмездно, то Анастасий им [предоставил свободу от податей и доходы]. Аналогию с лектикариями составляют параваланы, о π α–ραβαλανεν, корпорация, посвятившая себя уходу за больными  . Известны только александрийские параваланы. Некоторые историки причисляют их к клиру, но для этого нет твердых оснований. Известно, что параваланы представляли из себя организованную корпорацию в 600 человек с синдиком во главе, имели свой законный список, что привилегии их были настолько значительны, что богатые люди даже покупали места параваланов за деньги (и закон полагает границы их порывам), что они состояли под ведомством архиепископа александрийского, и в этом отношении представляли собой полуклириков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В итоге денег хватило на один курс лечения, Анастасия уже вернулась на работу и надеется, что болезнь отступила окончательно. Ленчане очень рады за своего библиотекаря. «Моя семья хочет выразить благодарность всем, кто помогал мне бороться с болезнью. Низкий поклон! Желаю, чтобы все то добро, которое вы сделали, во сто крат больше вернулось к вам! Дай бог, чтобы ни у кого такого не случалось. Когда люди держатся все вместе — выжить легче», — передает благодарность всем своим многочисленным спасителям Анастасия. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Участвуете ли Вы в благотворительности? Да, считаю, что даже 50 рублей могут помочь Материалы по теме 11 августа, 2023 8 августа, 2023 15 апреля, 2024 23 марта, 2024 9 февраля, 2024 25 января, 2024 22 января, 2024 10 января, 2024 25 августа, 2023 11 августа, 2023 8 августа, 2023 15 апреля, 2024 23 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/v-yakutii-zhiteli-rajo...

Это было так несправедливо, что я, ревнуя о чести Вселенского Престола, должен был выступить с опровержением. Деяния Собора отразились на наших церковных делах в Германии. Был уволен епископ Тихон и отправлен в один из сербских монастырей. На его место был назначен епископ Серафим (Ляде), из немцев, перешедших в православие; он стал именоваться епископом Потсдамским. С уходом епископа Тихона немного расчистилась атмосфера церковной жизни в Германии: уж очень она была удушливая, насыщенная всякой неправдой, интригами и страстями… Епископ Серафим в общем был человек порядочный, но безвольный. Большую энергию в борьбе за Карловацкую юрисдикцию проявлял стоявший тогда во главе русской эмиграции генерал Бискупский: он старался склонить оставшиеся в моем ведении приходы к переходу к " карловчанам " . Немцам хотелось показать, что этот переход будет совершен добровольно, а не под их насильственным давлением. И вот тут-то и началась игра-борьба, тяжесть которой особенно сильно легла на плечи моего духовенства. Священников призывают в Министерство культов и там всячески уговаривают, даже с угрозами, чтобы они вместе с прихожанами переходили в Карловацкую юрисдикцию. То же делает и митрополит Анастасий по приезде в Берлин. Мои священники, к чести их сказать, остаются твердыми и непоколебимыми — отвечают, что они и прихожане уже определили свое каноническое положение и менять его не согласны; что решение этого вопроса превышает их компетенцию и по поводу него надлежит обратиться к митрополиту Евлогию… Тогда начинается атака на меня. Ко мне обращаются германские власти с предложением для блага Церкви отпустить мои германские приходы в Карловацкую юрисдикцию. Митрополит Анастасий пишет мне письмо ( " словеса лукавствия… " ), что в моих приходах причты готовы меня покинуть и слово теперь только за мною, чтобы переход закрепить формально. Я отвечаю, что в вопросах веры и Церкви я больше всего ценю свободу совести; мои прихожане уже определили себя в церковном отношении, их позиция мною одобрена, и я не считаю себя обязанным ломать их церковные убеждения… Тогда начинаются личные нападки и утеснения моего духовенства со стороны германского правительства.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Мы утверждаем, - пишет как раз об этом Ареопагит Тимофею в послании-трактате «О таинственном богословии», - что превосходящая всё Причина всего не лишена ни сущности, ни жизни, ни разума, ни ума, не существует как тело, не имеет ни образа, ни качества или количества, ни массы, не находится в пространстве, невидима и неосязаема, не чувствует и не чувственна, не допускает беспорядка, не возбуждается материальными страстями, ни немощна и не подвержена чувственным падениям, не нуждается в свете, не подвергается ни изнеможению, ни разрушению, ни течению, - не есть и не имеет ничего из того, что существует... Ибо она совершенна совершенством превыше всякого определения и есть единственная Причина всего, и превосходство её, совершенно от всего отрешённое и по ту сторону от всего сущее, - выше всякого отрицания». Как проходили ареопагитские лекции Константина? Цитировал ли он Дионисия по памяти, или в походном кожаном мешке Философа были какие-то конспекты или даже весь корпус сочинений афинского епископа? На возможность такого предположения указывает сам инициатор лекций Анастасий, говоря в одном из своих писем, что Константин «вверил памяти» римских слушателей «весь кодекс» Дионисия. Но что это значит: «вверил памяти»? Просто пересказал? Пересказы, как мы неоднократно убеждались, вовсе не были в правилах Константина, который по возможности предпочитал всякому устному изложению письменное. Можно ли пересказать, надеясь только на свою память и без неминуемого ущерба для памяти слушателей, главу Евангелия или самое краткое из апостольских посланий? Возможна ли в пересказе страница из «Ареопагитик»? Упомянутое письмо Анастасия, к счастью, известно нам не в пересказе. Через шесть лет после кончины Философа ватиканский библиотекарь отправил это письмо персоне высшего в пределах Европы ранга - французскому императору Карлу Лысому. Посылая корреспонденту в дар сочинения Ареопагита в недавнем (не собственном ли?) переводе на латинский язык, Анастасий с пиететом упоминает покойного своего собеседника-византийца как «великого мужа и учителя апостольской жизни», который, в бытность в Риме, много потрудился, чтобы приохотить римлян к чтению трудов афинского епископа-богослова: «...Константин Философ, который при священной памяти папе Адриане II прибыл в Рим и возвратил тело святого Климента на своё место, вверил памяти весь кодекс часто упоминаемого и заслуживающего упоминания отца и указывал слушателям, сколь полезно его содержание; он обыкновенно говорил, что если бы святые, а именно первые наши наставники, которые с трудом и как бы дубиной обезглавливали еретиков, располагали написанным Дионисием, то, без сомнения, они рубили бы их острым мечом.»

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/26/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010