Таково было в самом деле новое видоизменение ереси Монофелитской. Сначала еретики под угрозой анафемы предписывали всем исповедовать во Христе одну волю, потом строго запрещали говорит и об одной и о двух волях, и вот теперь повелевают признавать три воли – Божескую, человеческую и Богочеловеческую. Показав нелепость такого исповедания, противного не только учению Церкви, но и здравому смыслу, преп. Максим сказал: «делайте со мной, что хотите, но я не могу принять такого исповедания». Послы грозили анафемой и жестокой смертью . «Да совершится надо мной воля Божья во славу святого имени Его», был ответ св. Исповедника 155 . Немедленно по отшествии послов, преп. Максим дал знать ученику своему Анастасию апокрисиарию о предмете и цели бывшего к нему посольства, прося и умоляя его усугубить свои молитвы к Богу о спасений Церкви и известить православных о новых вымыслах еретиков. Исполняя волю своего учителя, Анастасий написал послание к монахам Каларитским в Сардинии, которое дошло и до нас. В нем он, извещая западных Христиан о новом странном мнении еретиков о трех волях и показывая нелепость сего мнения, между прочим говорит: «они согласили на сие исповедание и апокрисиариев древнего Рима, и обольстив их отправили к тому, кто их послал» (т. е. к папе Евгению, который заступил место св. Мартина). Потом прибавляет: «так как кафолическая и апостольская Церковь находится в толикой опасности, умоляем вас позаботиться о ней. Если возможно, отправьтесь поскорее в Рим под каким либо предлогом, и соединившись там с людьми благочестивыми и твердыми, которые вместе с нами мужественно защищают истину, просите их со слезами, чтобы они предохранили православную веру от нововведений и не одобряли ничего вопреки определениям Отцов и Соборов». Анастасий при сем изъявляет надежду, что семя благочестия останется по крайней мере в Церкви Римской. Надежда не обманула его 156 . Когда немного спустя после сего получено было в Риме окружное послание нового Патриарха Константинопольского Петра, в котором он излагал свое исповедание веры в самых темных и двусмысленных выражениях, то народ и клир Римский до того возмущен был неопределенностью сего исповедания и с такой настойчивостью требовал отвержения сего послания, что не допускал папу Евгения совершать литургию до тех пор, пока он не уступил общему требованию 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Тогда Максим прибыл [в Рим] из Африки и возбудил рвение в Мартине – собирается собор из ста пятидесяти епископов. Сергия, Пирра, Кира и Павла вместе с их догматами предали анафеме, и две воли и два действия Христа Бога ясно провозгласили, и во всю вселенную рассылаются догматы истины. Если же кто пожелает точнее узнать об этом соборе, тот может взять в руки книгу, подробно излагающую определение этого собора, и узнать всю силу истины 28 . После того блаженный Максим, проживая в Риме, составил книги против этой тлетворной и вредоносной ереси, обличая ее богоборчество и полное отчуждение от Бога. Письма и очерки, исполненные божественной мудрости и знания, как второй [апостол] Павел, он рассылал по всей земле, возвещая, укрепляя и утверждая честную и православную веру. Но не только это, а и духовные наставления о добродетельной жизни, воздержании, благочестии, страхе Божием и, вообще говоря, о всем, что должен соблюдать христианин, он везде богомудро научал и проповедовал, имея сподвижниками в этом Анастасия пресвитера и другого Анастасия, апокрисиария его, двух соименных и единонравных [учеников], которые стали соучастниками во всех страданиях ради истины своего преподобного учителя Максима. На девятом году своего царствования Констант, внук Ираклия, узнав о том, что было в Риме, и исполнившись ярости, повелел доставить в Константинополь как святейшего Мартина, так и величайшего Максима. После того как это было исполнено, блаженного Мартина после многих пыток и оскорблений, что совершили над ним люди, не имеющие никакого представления о божественном судилище, отослали в пределы Херсона, как сообщает о нем историческая запись 29 . Многих и других западных епископов подвергли наказаниям. А в тот день, когда святейший Максим прибыл в Константинополь вместе с учениками, явились два мандатора с десятью экскувиторами, – взяли их с корабля неодетыми и необутыми и, разделив друг от друга, стерегли в разных помещениях 30 . Весь суд над ними император предоставил тогдашнему сакелларию 31 своему и сенату. И вот спустя несколько дней их берут во дворец и вводят в помещение, где собрался сенат и другие люди в большом числе.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Поступок апокрисиариев папы Евгения он не считал решающим дело, так как они действовали по собственному усмотрению и не имели на то полномочий от папы. Сановники указывали Максиму на то, что неприятием типоса он наносит оскорбление императору. Но Максим заявлял, что типос есть творение Павла, как эктесис – Сергия; что император был введен в заблуждение, и как Ираклий отказался от авторства эктесиса в письме к папе Иоанну, так может поступить и император Констант. 613 Летом 655 года Максима и его ученика Анастасия Пресвитера допрашивали в присутствии двух патриархов, Петра и Макария антиохийского, насчет того, виновны ли они в анафематствовании типоса. Обвиняемые подтвердили свою вину. На следующий день, з воскресенье, был составлен приговор о ссылке Максима и его учеников: Максим был сослан в город Бизию, а его ученики – один в Месемврию, другой – в укрепление Перберис на самой границе с варварами, водворившимися в империи. 14 августа 656 года к Максиму на место его ссылки явился епископ Кесарии Вифинской Феодосий от лица патриарха Петра и два антипата, Павел и Феодосий, – от лица императора. Спор был поставлен на богословскую почву и окончился тем, что убежденные доводами Максима епископ и сановники решили просить императора отправить посольство к папе для окончательного решения спорного вопроса о воле и энергии во Христе. Было предположено, что если в Рим будет послан епископ Феодор, то Максим будет его сопровождать. 8 сентября в Бизию прибыл «консул» Павел с милостивым рескриптом императора, по которому Максим был переведен из Бизии в монастырь св. Феодора близ Силимврии, где ему было предоставлено соответствующее его годам и видному положению помещение и содержание. 14 числа того же месяца к нему явились патриции Троил и Епифаний с епископом Феодосием с личным предложением от императора принять типос и обещанием устроить ему торжественный прием в столице. 614 Но Максим оставался непреклонен. Ввиду упорства он был лишен предоставленной ему обстановки и сослан в Перберис. В этой новой ссылке Максим пробыл до конца 661 года. Его и обоих его учеников привезли в столицу, осудили на заседании синклита, предали анафеме вместе с Софронием и папой Мартином и передали в распоряжение префекта города, как осужденных преступников. Страдальцы были подвергнуты бичеванию, отсечению правой руки, урезанию языка и отправлены в ссылку в Лазику. 8 июня 662 года они прибыли на место изгнания. 80-летний старец Максим был разлучен со своими учениками и сослан в крепость Схемарий, а оба ученика в другие крепости – Скотор и Букул. Дьякон Анастасий скончался 24 июля, а Максим – 13 августа. Апокрисиарий Анастасий пережил обоих и скончался 11 октября 666 года. В письме последнего к пресвитеру Феодосию Гангрскому дана скорбная повесть о судьбе изгнанников в дикой и далекой окраине империи. 615

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Согласно греческому житию, император Констант, узнав об этом диспуте, пришел в ярость и «повелел доставить в Константинополь как святейшего Мартина, так и величайшего Максима» . Но сирийская биография Максима Исповедника сообщает, что Максим сам, находясь еще на свободе, прибыл в Константинополь и поселился там в монастыре Плакидия, в ту пору резиденции папских апокрисиариев. Вместе с преподобным Максимом там находился и его ученик и спутник, монах по имени Анастасий. Еще один последователь преподобного Максима с тем же именем Анастасий, в прошлом занимавший должность папского апокрисиария в Константинополе, об аресте которого вместе с Максимом сообщают некоторые источники, в действительности был сослан в Трапезунд еще в 648 г., затем переведен в Месемврию. Когда в 653 г. император Констант возвратился из восточного похода в столицу, он созвал собор, который осудил преподобного Максима, и «император повелел, для пущего посрамления, запереть старца в женский монастырь» . Уголовный процесс против преподобного Максима состоялся в 655 г., сразу после высылки святого Мартина в Херсонес, при поставленном на Константинопольский престол повторно патриархе Пирре. Вел процесс все тот же сакелларий Вуколеон, который председательствовал на суде над святым Мартином. Подсудимого обвинили в политических преступлениях, в том, что еще при Ираклии, находясь в Африке, он предал мусульманам Египет, Пентаполь, Триполитанию и Африку и что предательство это заключалось в том, что, он «не советовал префекту Нумидии Петру сопротивляться арабам, ибо Бог не поможет императору Ираклию за его ересь» . Преподобный Максим отверг это обвинение. Один из вызванных на суд свидетелей обвинил его в том, что он не считает императора священником. Обвиняемый подтвердил, что он действительно видит в императоре только мирянина, и в обоснование этого своего убеждения привел то обстоятельство, что на богослужении в ектениях имя императора возносится после поминовения священнослужителей. Комментируя процесс против Максима Исповедника, А. В. Карташев язвительно заметил по этому поводу, что «в Русской церкви на ектениях императора поминали раньше священства, так что этот аргумент Максима не имел бы силы» . На обвинение в оригенизме святой ответил анафематствованием Оригена.

http://pravoslavie.ru/101106.html

Затем их, еле живых, ввергли в темницу. На утро снова привели в судилище из темницы святого и преподобного мужа с первым учеником его Анастасием. Святой был еще жив и весь покрыт ранами, так что нельзя было смотреть без сострадания на почтенного старца, святого постника, богомудрого учителя и исповедника-богослова, всего окровавленного и изъязвленного глубокими ранами, не имеющего с ног до головы неповрежденного места. Однако не сжалились над ним жестокосердные мучители, а пришли в еще большее озлобление. Извлекши его многоглаголивый язык, источавший реки премудрых учений и потоплявший еретические умствования, глубоко, у самой гортани, отрезали без всякого милосердия, и, таким образом, хотели наложить молчание на богословствующие уста святого. То же сделали и с более ранним учеником его Анастасием, а затем снова заключили их в темницу. Но Господь Бог, сделавший некогда грудных младенцев способными к восхвалению Своего святого имени, а равно давший немому способность речи, и этим Своим истинным и верным рабам, преподобному Максиму исповеднику и мученику, а равно и ученику его преподобному Анастасию, подал возможность и без языка говорить еще лучше и яснее, чем раньше, до усечения языка. О, сколь тогда устыдились окаянные еретики, узнав об этом! Воспылав еще большею злобою, они отрезали его правую руку и бросили на землю. Точно также они отрезали руку и ученику его, святому Анастасию. Другого же ученика его, также Анастасия, бывшего апокрисиария римской церкви, они пощадили, так как он по временам бывал секретарем у государей. После этого, преподобного Максима и ученика его вывели из претории, и влачили их по всему городу с поруганием, — показывали их отрезанные языки и руки всему народу и безобразными голосами производили клик и насмешки. После такого бесчеловечного издевательства и бесчестного поругания, сослали всех троих, каждого порознь, в дальнее изгнание, без всякой заботы о них, без пищи и одежды, нагих и босых. Много бедствий и страданий испытали они в пути. Преподобный Максим, вследствие тяжких ран, не мог держаться ни на лошади, ни в повозке. Воины сплели корзину, на подобие постели, и положив в нее тяжко страдавшего старца, с большим трудом могли нести его к месту заточения. Препроводив его в отдаленную скифскую страну, которая в Европе называется Аланией [ 48 ], они заключили его в темнице, в городе Шемари. Преподобный же ученик его Анастасий, которому были отрезаны язык и рука, еще на пути почил своим многотрудным и многострадальным телом, а душа его перешла к Богу в жизнь бессмертную.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Кутаиси. Ф. 21. Д. 23672. Л. 9-10 об.). В целях изучения вопроса о месте погребения М. И. Синод РПЦ распоряжением от 20/28 марта 1914 г. поручил Имп. АН организовать археологические раскопки разведывательного характера в церкви во имя Максима Исповедника в с. Цагери. 28 июня - 15 июля 1914 г. группа учеников акад. Н. Я. Марра из состава Анийской археологической экспедиции в лице Д. А. Кипшидзе, Е. Д. Микеладзе под рук. старшего смотрителя Кавказского музея Н. Н. Тихонова провела раскопки. 14-15 июля место работ осматривал Марр. 11 февр. 1915 г. на заседании Историко-филологического отд-ния РАН был заслушан краткий отчет экспедиции. Раскопки не дали прямого ответа о местонахождении могилы М. И., поскольку работы были проведены вокруг церкви, а не внутри, и обработка обнаруженных данных, по мнению Марра, требовала дальнейших исследований ( Кавтарадзе. 1992. С. 151; Бриллиантов. 2006. С. 263). В 2010 г. при проведении работ, связанных с обновлением интерьера церкви в г. Цагери, был вскрыт бетонный пол и под слоем земли в алтаре был обнаружен череп человека. По благословению Католикоса-Патриарха Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в 2010-2011 гг. группой археологов Сухумского и Тбилисского гос. ун-тов под рук. проф. Р. Хвистани были проведены археологические раскопки во всем интерьере церкви (Отчет об археол. работах. 2015. С. 516-529). Была раскрыта лестница, ведущая к месту, где были обнаружены захоронения 4 чел. Очевидно, под алтарем находилась древняя крипта, в которую спускались, чтобы поклониться мощам. Останки были исследованы антропологом-палеопатологом В. О. Асланишвили, сопоставившим сведения о пытках, которым подвергали М. И. и его учеников (им отрезали язык и пальцы рук), и состояние останков (отсутствие пальцев на руках, следы инфекции в ротовой полости, к-рая могла развиться только на открытых ранах при жизни человека, и др.). По его заключению, трое погребенных - это М. И. и его сподвижники преподобные Анастасий Апокрисиарий и Анастасий К-польский, похороненные в разное время на одном уровне, а останки 4-го человека, находящиеся уровнем ниже, очевидно, принадлежат св.

http://pravenc.ru/text/2561638.html

Суд над преподобным Максимом Исповедником А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Β тο же время, как Феодор Каллиопа арестовал в Риме папу Мартина, арестован был там также и преподобный Максим со своим учеником по имени Анастасий. Он был простым монахом. Другой ученик Максима, тоже Анастасий, был апокрисиарием папы в Константинополе. Максима и Анастасия привезли в Константинополь еще задолго до Мартина, в 653 г., и тоже с пристани бросили в тюрьму. Но суд над ними был назначен лишь после увоза папы Мартина в Крым, уже при патриаршестве Пирра. Суд в том же составе под председательством Вуколеона. Суд начался с вопроса: «Христианин ли ты?» — «Да, по милости Божией.»— «Это неправда; если бы ты был христианином, то не отвергал бы императора.» Подразумевается византийский взгляд на каноническую роль императора. И далее предъявлены были обвинения, как и папе Мартину, в политическом преступлении , даже в государственной измене: «Это ты предал сарацинам Египет, Александрию, Пентаполь, Триполитанию и Африку.» Свидетели утверждали, что Максим не советовал префекту Нумидии Петру сопротивляться арабам, ибо Бог не поможет императору Ираклию за его ересь. Другие свидетельствовали, что папа Теодор поощрял бунт Григория ссылкой на сновидение Максима, которому ангелы сказали: «Григорий — император, победитель!» Максим отверг это, как клевету. Третий свидетель показал, что он в Риме от самого Максима слышал, что тот не признает за императором священнических прав. На вопрос «Τ ον; ουκ εστ πας βασιλες χριστιανς κα ιερες;» Максим отвечал без колебаний: «Ουκ εστιν.» Что император — не священник, Максим доказывал тем, что при богослужении императоры поминаются после лиц священного сана, во главе мирян. Β русской церкви на ектениях императоров поминали раньше священства, так что аргумент Максима не имел бы силы. На обвинение, что Максим вел пропаганду оригенизма, Максим просто ответил анафематствованием Оригена, т.е. присоединился к постановлению Константинопольского собора 543 г., бывшего как раз перед V Вселенским собором.

http://sedmitza.ru/lib/text/435332/

Что касается предания, указывающего, что местом погребения преподобного Максима Исповедника был древний монастырь его же имени у крепости Мури, то оно восходит к источникам IX века, где говорилось, что преподобный Максим Исповедник был погребен в монастыре святого Арсения, название которого впоследствии переменилось, и он стал именоваться монастырем преподобного Максима Исповедника. Церковь, в которой, по преданию, был похоронен преподобный Максим Исповедник, выглядит довольно невзрачно, так как монастырь в течение предыдущих трех веков несколько раз разрушался. После последнего разрушения местными жителями в 1988 году на старом фундаменте была восстановлена лишь малая церквушка, под алтарем которой, как гласит предание, покоятся мощи святого. Поэтому было принято решение обновить интерьер этой церкви, а потом, с Божией помощью, над этой церквушкой построить большой храм таким образом, чтобы она оказалась на нижнем этаже, под алтарем большого храма. Когда мы начали проводить работы, переставили престол, сняли иконостас, убрали бетонное покрытие пола, под бетоном оказалась, так сказать, нечисть XX века: осколки бутылок, кости съеденных «жертвоприношений» и т.п. Этот слой мы сняли. Затем все-таки решились проложить крестообразно две разведывательные траншеи, и в конце одной из траншей показался череп. Раскоп с мощами преподобного Максима Исповедника, двух его учеников и святого Арсения После этого, по благословению патриарха, началось археологическое исследование, которое еще не закончено, но предварительные результаты мы уже имеем. Это антропологическое заключение грузинского антрополога доктора В. Асланишвили. В нем говорится, что обнаружено четыре человеческих скелета, погребенных друг поверх друга. Из них три неполных, явно перенесенных из другого места, а самый нижний, как видно, был погребен изначально в этом месте. Три перенесенных скелета принадлежат, как видно по потертым коленным чашечкам – из-за долгого стояния на коленях – и другим признакам, монахам. По потертости зубов установлен примерный возраст: одного – 80–84 года, другого – 65–69 лет и третьего – 70–74 года. Видны следы пыток, ударов по голове, режущих ударов по рукам и ногам, явно отсутствуют кисти рук, видны следы инфекции в полости рта, вероятно вследствие отрубания языка. По предварительным предположениям, это должны быть мощи: нижние – святого Арсения, которому вначале был посвящен монастырь, а трое верхних – преподобного Максима (80–84 года) и двух его учеников, мощи которых перенесли в этот монастырь из мест их первоначального погребения. Преподобного Максима – из Схимариса, а святого Анастасия-монаха и святого Анастасия Апокрисиария – из мест их прежнего погребения, нам неизвестных. Видимо, монахи монастыря святого Арсения знали, где были их могилы, и собрали все мощи вместе в монастыре святого Арсения.

http://pravoslavie.ru/43827.html

656 убийство Османа в Медине; натиск арабов ослабевает. 656 диспут в Визии. 660–685 660 Констант II убивает своего брата Феодосия 17.4.667–15.11.669 Фома II, патр. Константинопольский 662 второй процесс против прп. Максима и его учеников, их ссылка на Кавказ. 668–685 Константин IV Погонат (при воцарении 16– летний), сын Константа II Ноябрь 669–18.8. 675 Иоанн V, патр. Константинопольский 24.7.662 кончина прп. Анастасия-монаха. 669–681 Макарий I, патр. Антиохийский 13.8.662 кончина прп. Максима. 11.4.672–17.6.676 Адеодат, папа Римский 662/63 Констант с войском покидает Константинополь и, разграбив по пути Рим, поселяется в Сицилии. 2.9.675–9.8.677 Константин I, патр. Константинопольский 11.10.666 кончина прп. Анастасия-апокрисиария. 2.11.676–11.4.678 Домн, папа Римский 668 убийство в Сиракузах Константа. 669 подавление восстания самозванца Мизизия, папа Виталиан поддерживает Константина IV. Авг./сент. 677–ноябрь/дек. 679 Феодор I, патр. Константинопольский 674–678 осада арабами Константинополя. 27.6.678–10.1.681 Агафон, папа Римский 678 в морском сражении «греческим огнем» сожжен арабский флот. Дек. 679–февр 686 Георгий, патр. Константинопольский 10 сент. 678 Импер. Константин IV направляет послание папе Домну с призывом вступить в богословский диалог и обещанием «заморозить» на время Типос. 681–691 Феофан патр. Антиохийский 17.8.682–3.7.683 Лев II, папа Римский 680-е гг. Водворение болгар за Дунаем. 680–681 Шестой Вселенский собор в Константинополе. 685–717 Февр./март 686– 28.12.687 Феодор I, патр. Константинопольский 712 анафематствование Шестого собора на Константинопольском соборе при импер. Филиппике Вардане. 715–716 восстановление православия в Константинополе. I. СОЧИНЕНИЯ ПРП. МАКСИМА: ИСТОЧНИКИ И ПЕРЕВОДЫ amb. (Трудности, в частности: Трудности к Иоанну и Трудности к Фоме) – Ambigua=PG 91, 1061–1417, ed. Oehler. cap. theol. (Главы о богословии и домостроительстве) – Capita theologica et oecumenica (I-II)=PG 90, 1084–1173, ed. Combefis. cap. XV (Различные богословские и домостроительные главы I, 1–15) – Diversa capita 1–15 [Cap. XV]=PG 90, 1177–1185, ed. Combefis.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Итак, крепость эта находилась по грузински – в Абхазии, по греческим данным – по соседству с Абхазией, – в Апсилии. Апсилиею называлась страна, подвластная Лазам с давних пор. Арриан († 160 г. по Р. X.), перечисляя народы, обитавшие по восточному побережию Черного моря, говорит, что... за Зидрейтами (Ζυδρεται) живут Λαζο, за Лазами – соседи их ψιλαι, по соседству же с Апсилами βασκο 103 . Прокопий Кесарийский еще яснее указывает тоже самое положение Апсилии. „Там, где начинается, говорит он, серпообразный изгиб морского берега, стоит город Петра, а противоположный берег занимают Апсилии. За Апсилиями, на другом конце серпообразного изгиба у моря, живут Абазги, владения которых простираются до Кавказских гор“ 104 . Таким образом, Апсилии занимали приморский берег между Лазами и Авазгами. От Лазов отделяла их, судя по описанию Плиния († 79 г. по Р. X.) 105 , река Астелеф, или Ингур нашего времени, а от Авазгов – Коракс или нынешний Кодори. Так что Апсилия занимала, приблизительно, приморскую часть нынешнего Самурзаканского участка Сухумского округа или Алании царевича Вахуштия. Котори или Кодори – название реки и местности в нынешней Абхазии. О ней Вахуштий говорит так: „к западу от реки Мокви течет река Кодори; на ней в Дранде, в горах, находится прекрасная и великолепная церковь с куполом, где сидит епископ... Река Кодори, берущая начало в Кавказских горах, до Дранда течет с востока к западу, от Дранда же до моря – с севера на юг; получила она свое имя от селения Кодори, расположенного на этой реке в горах выше Дранда 106 . Таким образом, селение Кодори или Котори, где, по всей вероятности, надо искать названную крепость, расположено было на реке Кодори, правый берег которой, нынешняя Цебельда 107 , назывался Абхазским, а левый берег Апсильским; отсюда не удивительно, что по одним источникам крепость эта „называется Абхазской, по другим Апсильской. Анастасий диакон, по грузинской редакции Жития, заключен был в крепости Бокеле. Крепость Бокеле или Buculus, как ее называет Анастасий апокрисиарий, Βουκλους по Московскому кодексу, находилась на границах Осетии или Алании, – „ν τος ροις τν Αλανν“ 108 , или – „in confinïbus Alanorum“ 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010