Все правосл. авторы указывают, что И. И. принимал «Энотикон» имп. Зинона. Евагрий Схоластик сообщает, что И. И. находился в общении с Антиохийской кафедрой. В 499 г. патриарх Флавиан Антиохийский отправил И. И. свою синодику через пресв. Соломона, и И. И. в ответ отправил свою синодику Флавиану. Однако патриарх Илия Иерусалимский, сторонник правосл. истолкования «Энотикона», находившийся в общении с Флавианом, отказывал в общении И. И. за его публичные осуждения Халкидона. В то же время крайние антихалкидониты в Египте (акефалы) отказывались признавать И. И. правоверным. Об отношениях с И. И. патриарха Македония К-польского, к-рый поддерживал общение и с Иерусалимом, и с Антиохией, неизвестно. В 496 г. папа Римский Анастасий II, пытаясь преодолеть акакианскую схизму , направил в К-поль легатов. Они встретились там с апокрисиариями Александрийской Церкви пресв. Диоскором и чтецом Херемоном, к-рые вручили им послание папе. В нем излагались причины разрыва Вост. Церквей с Римом (сохр. в лат. переводе: Coll. Avel. Ep. 102. P. 468-473). Апокрисиарии заявили, что между Церквами Рима и Александрии нет расхождений в вере, но в разрыве виновны «тайные сторонники Нестория», к-рые во главе с Феодоритом Кирским якобы исказили греч. перевод «Томоса» папы Льва I Великого , изначально справедливо осуждавшего ересь Евтихия. Александрийцы, знакомые с «Томосом» только в их переводе, увидели в нем ересь и отделились от Рима. Из Александрии в Рим были отправлены легаты, чтобы восстановить общение, но из-за происков Иоанна Талайи они вернулись ни с чем. Апокрисиарии также представили свое вероисповедание, к-рое почти дословно повторяет «Энотикон», и отстаивали правоверие своих патриархов Диоскора, Тимофея Элура и Петра Монга. Реакция папы Анастасия II на это послание неизвестна; после его смерти в 498 г. попытки Рима преодолеть схизму прекратились на несколько лет. Ист.: Liberat. Breviar. 18; Victor Tunnunensis. Chronicon. AD 495//PL. 68. Col. 947; Evagr. Schol. Hist. eccl. III 23; History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed. B. T. A. Evetts//PO. 1907. T. 1. Fasc. 4. P. 448-449; Zach. Rhet. Hist. eccl. VI 2//CSCO. 88. P. 10; Eutych. Annales. Vol. 2. P. 130-132; Theoph. Снгоп. P. 140, 149; Niceph. Const. Chronogr. P. 129; SynAlex (Forget). Vol. 2: [Textus]. P. 102; [Versio]. P. 101-102.

http://pravenc.ru/text/469608.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАСТАСИЙ АПОКРИСИАРИЙ [лат. Anastasius Apocrisiarius] († 11.10.666), исп. (пам. греч. 20 сент.), ученик прп. Максима Исповедника . Исполнял должность апокрисиария (представителя папы) в К-поле. За отказ принять «Типос» имп. Константа был сослан в Трапезунд (648), а затем в Месемврию (655). В 662 г. вместе с преподобными Максимом и Анастасием К-польским отозван в К-поль, вновь осужден и сослан на Кавказ, на границу Лазики и Алании, где А. А. содержали в разных крепостях: Скотори в Апсилии (в ущелье р. Кодори), Пушта, Букол (Бухлоо, груз. Бокеле) и Тус (Тхина), где он скончался спустя 4 года после смерти своего учителя. Известен ряд сочинений А. А.: «Relatio motionis» (Сообщение о прении) - протокол процесса над прп. Максимом в К-поле; «Acta S. Maximi in primo exilio» (Деяния св. Максима в первой ссылке) - диспут прп. Максима с его противниками в Визии и Регии; «Epistula ad Theodosium Gangrensem» (Послание пресвитеру Феодосию Гангрскому) - описание ссылки и кончины прп. Максима, где А. А. приводит свидетельства святых отцов о двух волях во Христе, в т. ч. тексты, приписывающиеся Ипполиту , еп. Порто (AnBoll. 1955. T. 73. P. 10-16); «Invectiva a quodam monacho pro S. Maximo» (Слово в защиту св. Максима к некоему монаху) - беседа А. А. в К-поле; неизданное послание аскалонским монахам (Vat. gr. 662), к-рое раскрывает философские термины, используемые в христологии. Кроме того, среди проч. Анастасиев А. А. иногда рассматривается как возможный автор соч. «Doctrina patrum de Incarnatione Verbi» (Учение отцов о воплощении Слова; CPG, N 7781). Гимнография Редко встречающаяся память А. А. зафиксирована в греч. синаксаре Никодима Святогорца под 20 сент. вместе с памятью Анастасия Монаха, также являвшегося учеником прп. Максима Исповедника (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 289). В нек-рых рукописях Миней 13 авг. помещена служба святых Максима, Мартина и А. А. (Там же. С. 244). В печатных богослужебных книгах последование А. А. отсутствует. Соч.: CPG, N 7733-7740; Relatio//PG. 90. Col. 109-129 (ср. PL. 129. Col. 603-621); Acta//PG. 90. Col. 136-172 (ср. PL. 129. Col. 625-657); Ep. ad Theodosium//PG. 90. Col. 173-178 (ср. PL. 129. Col. 659-680). Ист.: BHG, N 1231-1236; BHL, N 5481-5844; Laty š ev. Menol. T. 2. P. 273-276; Епифанович С. Л. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника. К., 1917. С. 1-25; Житие прп. Максима Исповедника/Публ., вступ. ст. и примеч. А. И. Сидорова//Ретроспективная и сравнительная политология. М., 1991. Вып. 1. С. 133-176. Лит.: Bardenhewer. Geschichte. Bd. 5. S. 35-36; BiblSS. T. 9. P. 41-47; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 442. Прот. Валентин Асмус, О. В. В. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114878.html

1488 Цитуется находящееся в Collectanea Anastasii Bibliothecarii (изд. в Sirmondi opera varia, Venet. 1728. t. III. p. 375–382 Comb. 1, LXVII–LXX и Migne 90. 171–180) на латинском языке Anastasii presbyteri et apocrisiarii Romae Epístola ad Theodosium presbyterum Gangrensem – Письмо Анастасия пресвитера я апокрисиария Рима к Феодосию пресвитеру Гангрскому. Цитат начинается со второй главы, а до нее имеется предсловие Анастасия Библиотекаря, надписание письма и предсловие письма cap. 1 и нач. II. коих перевод прилагаем здесь. «Экземпляр собственного письма послания святого отца нашего и учителя Анастасия пресвитера и апокрисиария великоименитого старейшего города, – нового исповедника или, что более должно признать, великого подвижника и мученика истины, – написанного, вместе с прилагаемыми ниже священными свидетельствами и умозаключениями, хотя и по отсечении святой десницы его, но силою и благодатью Божией чудесным образом, после того как пострадал он и бывшие с ним отцы в несчастной Византии, единственно только за слово ветины и за то, что не пожелали или, вернее сказать, не смогли присоединиться к ним в столь открытом неврии их и явном нечестии, согласно Великому в богословии Григорию, который в своем слове «Против ариан и о себе самом» говорит: «пускали ли мы каких зверей к телам святых, как некоторые обнаружили свою бесчеловечнооть, обвиняя их за одно только то, что они не уступили (их) нечестию и не осквернились общением (с ними), коего бегаем как змеиного яда, не телу вредящего, но очерняющего глубины души» (Слово 25-е по русс, перев. 33-е изд. 3-е, ч, 3 стр. 187). Послано иа третьей ссылки, то есть из Лазики. к Феодосию пресвитеру Гангрскому и монаху, находившемуся во святом Христа нашего государстве». НадписиниеˆГосподину моему во всем святейшему богочестному отцу духовному и учителю Феодосию пресвитеру Анастасий ничтожный милосердием Божиим пресвитер и монах, раб рабов Божиих. I. Память праведных с похвалами совершать ( Притч. 10:7 ) повелевают нам боговдохновенные Притчи. Итак я, ничтожный, желая теперь совершить память тех Праведников. и особенно Максима, поистине великого, – ибо это значит имя Максима, – словом моим и будучи не в силах достойно восхвалить добродетель его и знание, как и претерпенное за Христа Бога мученичество его, – рассудил соощить вам богочестным в этом письме только то, что и сами вы особенно пожелали узнать, насколько узнал я, то есть, когда те блаженные почили в Господе. II. Итак, известным делаю вам, – предав молчанию те. величайшие бедствия, какие здесь нанесены нам, по причине их множества и слабости речи, а также неблаговременности, – что когда мы достигли христолюбивой страны Лазов и ир. согл. А.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

(Продолжение следует). 4142 Цитуется находящееся в Collectanea Anastasii Bibliothecarii (изд. в Sirmondi opera varia, Venet. 1728. t. III. p. 375–382 Comb. 1, LXVII–LXX и Migne 90. 171–180) на латинском языке Anastasii presbyteri et apocrisíarii Romae Epístola ad Theodosium presbyterum Gangrensem – Письмо Анастасия пресвитера я апокрисиария Рима к Феодосию пресвитеру Гангрскому. Цитат начинается со второй главы, а до нее имеется предсловие Анастасия Библиотекаря, надписание письма и предсловие письма cap. 1 и нач. II. коих перевод прилагаем здесь. «Экземпляр собственного письма послания святого отца нашего и учителя Анастасия пресвитера и апокрисиария великоименитого старейшего города, – нового исповедника или, что более должно признать, великого подвижника и мученика истины, – написанного, вместе с прилагаемыми ниже священными свидетельствами и умозаключениями, хотя и по отсечении святой десницы его, но силою и благодатью Божией чудесным образом, после того как пострадал он и бывшие с ним отцы в несчастной Византии, единственно только за слово ветины и за то, что не пожелали или, вернее сказать, не смогли присоединиться к ним в столь открытом неврии их и явном нечестии, согласно Великому в богословии Григорию, который в своем слове «Против ариан и о себе самом» говорит: «пускали ли мы каких зверей к телам святых, как некоторые обнаружили свою бесчеловечность, обвиняя их за одно только то, что они не уступили (их) нечестию и не осквернились общением (с ними), коего бегаем как змеиного яда, не телу вредящего, но очерняющего глубины души» (Слово 25-е по русс. перев. 33-е изд. 3-е, ч, 3 стр. 187). Послано на третьей ссылки, то есть из Лазики. к Феодосию пресвитеру Гангрскому и монаху, находившемуся во святом Христа нашего государстве». Надписание Господину моему во всем святейшему богочестному отцу духовному и учителю Феодосию пресвитеру Анастасий ничтожный милосердием Божиим пресвитер и монах, раб рабов Божиих. I. Память праведных с похвалами совершать ( Притч. 10, 7 ) повелевают нам боговдохновенные Притчи. Итак я, ничтожный, желая теперь совершить память тех Праведников, и особенно Максима, поистине великого, – ибо это значит имя Максима, – словом моим и будучи не в силах достойно восхвалить добродетель его и знание, как и претерпенное за Христа Бога мученичество его, – рассудил сообщить вам богочестным в этом письме только то, что и сами вы особенно пожелали узнать, насколько узнал я, то есть, когда те блаженные почили в Господе. II. Итак, известным делаю вам, – предав молчанию те. величайшие бедствия, какие здесь нанесены нам, по причине их множества и слабости речи, а также неблаговременности, – что когда мы достигли христолюбивой страны Лазов и пр. согл. А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Весной 655 года прибыли в Константинополь его апокрисиарии с письмом к императору. Патриарх Пирр старался склонить их к церковному общению новым толкованием учения о воле во Христе, которое имело такой вид: если рассматривать Христа, как ипостась, то в Нем следует признать одну волю, так как Он есть одно лицо: если же видеть в Нем две природы, то в Нем две воли. Это толкование удовлетворило апокрисиариев, и они были согласны вступить в общение с патриархом. Во время пребывания апокрисиариев папы в Константинополе скончался патриарх Пирр (27 мая) 607 и на вакантный престол был посвящен пресвитер Петр (31 мая 655 года), который при их посредстве препроводил папе свою синодику. Римский клир признал ее неопределенной и запутанной по содержанию и настоял на том, чтобы папа не вступал в общение с новым патриархом. Раскол, таким образом, оставался в силе до смерти папы Евгения. 608 Преемник Евгения, Виталиан (с 30 июля 657 года) оказался более терпимым. Его апокрисиарии привезли послание не только к императору, но и к патриарху. Император любезно принял их, немедленно утвердил избрание клира и вместе с утвердительной грамотой послал великолепный подарок: золотое Евангелие (т. е., очевидно, писанное золотом), роскошно украшенное драгоценными камнями весьма крупных размеров, вставленных кружком на переплете. 609 Ответ патриарха Петра удовлетворил папу, и с тех пор раскол прекратился, в ознаменование чего имя папы было включено в диптихи константинопольской церкви. 610 По тогдашним отношениям восстановление церковного мира с Римом было крупным успехом политического значения. Восстанавливая общение с востоком, папа Виталиан предавал забвению не только горестную участь папы Мартина, но и тяжкую судьбу идейного борца за истину христианской догмы и верховные права римского престола, монаха Максима. В пору издания типоса Максим проживал в Риме в уединенной келье с двумя верными учениками, носившими одно и то же имя Анастасия. Один был греческий монах, по рангу дьякон, другой – пресвитер и апокрисиарий римского престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Далее Анастасий сообщает, что в 663 году правитель Лазики был смещен и бежал в страну абасгов. Правитель последних сочувствовал Анастасию и попросил взамен помощи облегчить условия заключения узника. Лазский правитель согласился, но как только вернул себе положение в Лазике, сразу же в нарушение договора перевел Анастасия во внутреннюю Лазику в крепость Схимар. Когда Анастасий находился в пути, этот правитель вновь был изгнан, а его место занял " богобоязненный и христолюбивый " Григорий. Анастасий был возвращен и помещен " в крепости, именуемой Фусуме, расположенной выше хутора Мохое, на границе области Апсилии, на востоке Понта, у самой подошвы кавказских гор, близ страны христолюбивых абасгов и племени аланов, около пяти миль от от поместия Зихахорий, резиденции истинно христолюбивого патрикия и правителя лазской страны " Григория. Здесь Анастасий умер 11 октября 666 года, спустя четыре года после смерти своего учителя. Сочинения Известен ряд сочинений Анастасия Апокрисиария: Кроме того, среди прочих Анастасиев Анастасий Апокрисиарий иногда рассматривается как возможный автор сочинения " Doctrina patrum de Incarnatione Verbi " (Учение отцов о воплощении Слова; CPG, N 7781). Гимнография Редко встречающаяся память Анастасия Апокрисиария зафиксирована в греч. синаксаре Никодима Святогорца под 20 сентября вместе с памятью Анастасия Монаха , также являвшегося учеником прп. Максима Исповедника . В некоторых рукописях Миней 13 августа помещена служба святых Максима, Мартина и Анастасия Апокрисиария . В печатных богослужебных книгах последование Анастасия Апокрисиария отсутствует. Литература Использованные материалы   AnBoll. 1955. T. 73. P. 10-16   Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 289   Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 244 Редакция текста от: 30.09.2018 21:13:38 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13678142.h...

Патриарх Константинопольский Пирр I (вторично избран 4 января 654) надеялся, что благодаря этому посольству будут восстановлены отношения с Римом, однако Евгений, хотя и стремился в отличие от своего преемника избегать конфликтов с имперской властью, в области вероучения придерживался позиции свт. Мартина I и не намеревался восстанавливать общение с патриархом-монофелитом. Сменивший Пирра патриарх Константинопольский Петр (654-666) направил папе через отбывших в Рим папских апокрисиариев послание с предложением восстановить общение Церквей. К документу прилагалось исповедание патриарха, где его позиция в монофелитском споре оставалась неясной. Первоначальное отношение папы Евгения к этому документу неизвестно. Зачитанный публично в одной из римских церквей, он вызвал возмущение у римского народа и духовенства и, по сообщению Liber Pontificalis, был с негодованием выброшен, а народ, собравшись в церкви Пресвятой Девы Марии (ныне Санта-Мария Маджоре), не допускал папу до совершения литургии, пока тот не дал публичное обещание отвергнуть предложение Константинопольского патриарха Петра. В послании римского пресвитера Анастасия, друга и корреспондента прп. Максима Исповедника к монахам из г. Каралы (ныне Кальяри, Сардиния) после краткого изложения православного и монофелитского учений сообщается, что еретики пытались привлечь на свою сторону папских апокрисиариев, а также разослали по всему миру письма со своим вероучением, но в Риме нашлось множество твердых в вере клириков, которые отвергли эти письма . Вопреки традиционному мнению В. Грюмель полагал, что в послании Анастасия речь идет, вероятно, о другом послании патриарха Петра, которое датируется после 2 июня 657 года. Намек на это послание содержится в письме Максима Исповедника к пресв. Анастасию, которое, видимо, предшествовало посланию Анастасия к сардинским монахам. Письмо Максима датировано " Преполовением Пятидесятницы, попавшим на 18-й день месяца " . Такая хронология указывает на 658 год, когда Преполовение было 18 мая .

http://drevo-info.ru/articles/13679840.h...

Чуть дальше преподобный Максим уточняет: «Нет ничего более жестокого, чем осуждение совести, и ничего более свободного, чем следование своему мнению» 535 . Здесь рассматривается экстремальный случай, когда кафолическая Церковь не имела бы больше земного существования, кроме как в сознании верующих, оставшихся верными православной вере. Тем не менее, надо подчеркнуть, что это сознание не есть сознание индивидуальное, которое бы принимало решения абсолютно независимо в деле веры, но сознание, вписанное в Традицию Церкви Святым Духом 536 . 9 . Послание монахам Кальяри Узнав, что Константинопольский патриарх Петр, избранный в июле 645 г. как преемник Пирра, намеревается добиться одобрения от папы Евгения I своего Соборного послания, в котором он утверждал, что во Христе существуют два природных действия и две природных воли, а также ипостасные действие и воля, то есть три действия и три воли, преподобный Максим написал через своего ученика Анастасия послание монахам Кальяри (город в Сардинии, епископ которой играл важную роль на Латеранском Соборе), в котором просил их отправиться в Рим и предостеречь клир и людей от этой ереси нового помола. Преподобный Максим достиг своих целей, поскольку папа, посвященный 10 августа 654 г., после некоторых колебаний отверг Соборное послание под нажимом жителей Рима 537 , которые уже приняли римских апокрисиариев, спровоцировавших их праведное возмущение. Это письмо, датированное, возможно, июнем 654 г., хотя и не было написано самим преподобным Максимом, было составлено, несомненно, по его указаниям и соответственно его духу Анастасией, его учеником, остававшимся ему верным на протяжении тридцати семи лет: Не желая исправлять свою доктрину в соответствии с отцами, [еретики] принудили апокрисиариев Древнего Рима согласиться со своей собственной сектой. (136А) Они проповедовали о существовании двух действий, помимо двух действий и воль в Иисусе Христе, нашем Спасителе [...]. Поскольку дело почти всей соборной и апостольской Церкви, основанной Богом, таким образом, находится в большой опасности, мы молим и просим во Имя Его, вас, святейшие люди, не пренебрегать ею в испытании, но помочь ей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

24 августа 656-го года к св. Максиму являлось не имевшее успеха посольство от императора и патриарха с целью склонить его к монофелитству. Вскоре потом, по приказу императорскому, Максим был переведен в монастырь св. Феодора, близ Региума. Вторичное посольство сюда от императора и патриарха также не повлияло на непреклонного старца, и 14-го сентября 656-го года его осуждают на ссылку в Перберис, где находился его ученик Анастасий. Но влияние св. Максима было так велико и православие в народе так сильно, что по прошествии некоторого времени (около 662 г.?) учитель и ученик опять вызываются в Константинополь на новые увещания и на последний суд. Кончилось тем, что Максиму и Анастасию, после бичевания, отрезают языки и правые руки. В таком искалеченном виде их проводят по всему Константинополю и отправляют на пожизненную ссылку в Лазику, на восточном берегу Черного моря. Здесь осужденных разделили: Анастасий был сослан в страну Авасгов, а Максим в Схимарис, отделенную крепость Алании. Пред смертью св. Максиму было откровение о дне ее: она последовала 13 августа 662 или 663 года на 82 году жизни его. Один из учеников - Анастасий монах умер в том же году несколько ранее, 24-го июня, на дороге в ссылку, - а другой Анастасий, апокрисиарий - позднее, 11-го октября 666 года. Над могилою св. Максима в монастыре св. Арсения ночью являлись три чудесные светильника и были многочисленные чудеса исцелений. Гонитель св. Максима император Констанс, преследуемый народною ненавистью за монофелитство и за св. Максима, погиб вдали от Константинополя насильственною смертью. А его сын Константин, боясь участи отца, не пошел его дорогою. Напротив, он был предан православию и в 680-м году созвал шестой вселенский собор, осудивший монофелитство и окончательно утвердивший двуволие и двуприродность во Христе. Несмотря на то, что жизнь св. Максима мало благоприятствовала литературной деятельности, ему принадлежат многочисленные и разнообразные сочинения: догматико-полемические, богословско-экзегетические, нравственно-аскетические, мистико-литургические, частные письма и гимны...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Святоотеческое наследие второй половины VI века История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина « История Европы дохристианской и христианской». Рембрандт. Святой Анастасий Синаит в монастыре. 1631 г. Фрагмент Вторая половина VI столетия не явила миру учителей Церкви, сопоставимых творческой глубиной богословской мысли и точностью изложения догматов с отцами предшествующего века, но сочинения некоторых церковных писателей этой эпохи оставили заметный след в истории богословской мысли. К их числу принадлежит патриарх Антиохийский святой Анастасий Синаит . Уроженец Палестины, он подвизался на Синае, затем занимал должность апокрисиария Александрийского патриарха в Антиохии и после смерти патриарха Домна в 559 году занял Антиохийский престол. Его первосвятительское служение на нем продолжалось до кончины, последовавшей в 599 году, но с перерывом в 23 года. В 570 году император Юстин II по ложному обвинению в растрате церковных средств велел его низложить и выслать в Иерусалим, откуда он вернулся на свою кафедру при императоре Маврикии благодаря заступничеству разных лиц, в том числе и папы Григория Великого. Пребывая в ссылке в Иерусалиме святой Анастасий составил ряд богословских и полемических трактатов, из которых пять сохранились в латинском переводе: «О Пресвятой Троице», «О беспредельном», «О Божественном Домостроительстве, или Боговоплощении», «О страсти и бесстрастности Христа», «О Воскресении». В них он излагает догматы, полемизируя с еретическими искажениями Священного Предания, в особенности против афтартодокетизма и тритеизма. В своих рассуждениях Анастасий опирается почти исключительно на Священное Писание, редко ссылаясь на отцов. Его богословская мысль, сосредоточенная на воплощении, страданиях и крестной смерти Христа, заострена против любых уклонений в сторону докетизма и тем самым обнаруживает свою принадлежность антиохийской традиции и школе.

http://pravoslavie.ru/89147.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010