Но людям не может быть открыто то, что наперед знает Отец Небесный. Казалось бы, если Бог повелевает, то человек должен беспрекословно слушаться, Анания же позволяет себе возражать Господу, высказывать свое мнение. Но Бог милостиво поясняет, как бы по-отечески вразумляя Своего возлюбленного сына Ананию, что тому, по естественной человеческой природе, из совершающегося ежечасно не все дано постигнуть и разуметь. И потому Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое. После таких слов Господа Анания совершил то, что было велено. Нашел Савла, возложил на него руки, в знак сообщения благодати Святого Духа, и назвал его братом не по племени или роду, но во Христе и по истинной вере христианской. Дальнейшее, произошедшее с Савлом, явилось настоящим чудом: И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его; и вдруг он прозрел, и встав, крестился; и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске. Не только духовное, но и физическое укрепление понадобилось Савлу после крещения. Впереди его ждал нелегкий апостольский подвиг. Он сам хорошо понимал, что таким необыкновенным способом Сам Господь не только вразумил его, наставил на истинный путь, но избрал и призвал ко служению. Святитель Иоанн Златоуст пишет о том, что Савлу понадобились на духовный подвиг новые силы: «Ибо он изнемог от путешествия, от страха, от поста и от скорби. И желая усилить эту скорбь его, Господь попустил ему оставаться слепым, пока не пришел Анания». Но вот, по милости Божией, прозрели ослепшие глаза Савла, открылись и очи духовные. Новым взглядом смотрел христианин Савл на весь этот мир. И совсем не много оставалось времени до того момента, когда стал он святым апостолом Павлом и вступил на путь преславного апостольского благовестия. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня в Апостольском чтении мы слышали о том, как Сам Спаситель пришел на помощь Савлу.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце своем? Ты солгал не человекам, а Богу.» 77 Анания с Сапфирою вознамерились служить двум господам: Богу и мамоне и в результате совершили святотатство. Апостол Петр подчеркивает, что никто не принуждал их отдавать свое имущество. Они не согрешили бы, если бы оставили за собой свою собственность и вообще ничего не жертвовали. Однако, сказав, что они жертвуют все деньги от продажи земли, Анания с Сапфирою сделали их священными. Утаив затем часть вырученной суммы, они совершили кражу принадлежащего Богу. Св. Иоанн Златоуст так комментирует эти слова апостола Петра: «Для чего, говорит, ты сделал это? Ты хотел удержать у себя? Надобно было удержать сначала и не давать обещания. А теперь, взяв после посвящения Богу, ты сделал тяжкое святотатство. Кто берет принадлежащее другим, тот берет, может быть из желания чужого; но тебе можно было удержать свое. Для чего ты сделал их священными и потом взял?.. Это непростительно, неизвинительно». 78 Суровость кары, постигшей впоследствии Ананию и Сапфиру, вполне соответствует тяжести их преступления с христианской точки зрения. Отношения внутри первохристианской общины часто сравнивают с отношениями внутри семьи, среди членов которой царит любовь и согласие и где из общего имущества каждому выделяется по нуждам его. Быстрое распространение христианства и проникновение его во все сословия Римской империи сделало невозможным практически воспроизведение строя Иерусалимской общины повсеместно. Тем не менее, имущественные отношения, подобные отношениям первых христиан, выстраивались во многих христианских сообществах, прежде всего в семьях и монастырях. Жившие же в миру христиане, неизбежно должны были вступать в имущественные сделки и владеть имуществом, в том числе и землей. Христианские общины вынуждены были за счет пожертвований своих членов покупать участки для устройства на них христианских кладбищ, мест для молитвы, странноприимства и др.

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

Общение имений существовало, но далеко не у всех первых христиан. А если бы явление было общим, то мы должны бы знать, когда же оно кончилось, и когда христиане от коммунизма перешли опять к обычному гражданскому строю: ведь, не могло же это произойти совсем незаметно, как не мог оставаться незаметным переход иерусалимских христиан от обычного строя к т. н. общению имений. С другой стороны, как мы заметили выше, буквальное понимание разбираемого текста, приводит к самопротиворечию самой книги Деяний. Разъясним эту нашу мысль. Прежде всего обратим внимание на один рассказ, помещенный писателем книги Деяний непосредственно после разбираемого текста. В рассказе говорится; «некоторый муж именем Анания, продав имение, утаил из цены, а некоторую часть принес и положил к ногам апостолов. Но (апостол) Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил солгать Духу Святому и утаить из цены земли? То, чем ты владеешь, не остается ли твоим, а то, что получил ты от продажи, не в твоей ли власти находилось? Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян.5:1–4 ). Из слов Петра, с которыми он обращается к Анании ясно открывается, что последний не все имущество свое продал, потому что первый говорит ему: «то, чем ты владеешь, не остается ли твоим», и этим дает знать, что Анания продал только часть своего имения с целью передать вырученные деньги в распоряжение апостолов; и вина Анании, как видно из рассказа, заключалась совсем не в том, что он не все имение свое продал с указанною целью, а только в том, что он покривил душей, не все те деньги, которые выручены были от продажи части имения и которые он решил отдать в распоряжение апостолов, не все эти деньги доставил по назначению. Очевидно, и в иерусалимской церкви, по свидетельству книги «Деяний», не было обязательного правила, чтобы верующий непременно отказывался от всей своей собственности и отдавал ее на общую пользу. – Приведем еще другое свидетельство книги «Деяний», которое оказалось бы в прямом противоречии с рассматриваемым текстом той же священной книги, если бы мы этот текст позволили себе понимать буквально.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Отстаивая истинность своих пророчеств «пред глазами священников и всего народа» (Иер 28. 1), Иеремия был вынужден вступить в спор с неким Ананией из Гаваона, к-рого многие считали пророком. Анания вводил народ в заблуждение тем, что предсказывал скорое освобождение из-под гнета вавилонян. Он убеждал слушателей, что Господь Саваоф сокрушит «ярмо царя Вавилонского», а храмовые сосуды, унесенные Навуходоносором, будут возвращены в Иерусалим уже через 2 года (Иер 28. 2-3). Иеремия оспаривал пророческое достоинство Анании, напоминая ему о том, что в истории Др. Израиля пророки обычно предрекали не мир, а «войну и бедствие и мор» (Иер 28. 8). Если же какой-то пророк «предсказывал мир», то его признавали истинным пророком лишь после того, как пророчество сбывалось (Иер 28. 9). Возмущенный Анания разбил ярмо, к-рое Иеремия возложил на свою шею по повелению Божию; он представил это как символическое действие, означающее скорое сокрушение державы Навуходоносора. Иеремия от имени Бога возвестил непреложность Его воли: город будет захвачен вавилонянами, его жители станут рабами Навуходоносора; вместо деревянного ярма, разбитого Ананией, на них будет возложено «ярмо железное» (Иер 28. 12-14). Ананию, по словам Иеремии, ожидала скорая смерть; это пророчество сбылось почти сразу: «И умер пророк Анания в том же году, в седьмом месяце» (Иер 28. 17). В И. п. к. сохранился текст письма, посланного Иеремией «к остатку старейшин между переселенцами и к священникам, и к пророкам, и ко всему народу» (Иер 29. 1) - ко всем тем, кого Навуходоносор во исполнение его пророчеств увел в плен вместе с царем Иехонией. Иеремия призывает переселенцев не верить обещаниям живущих среди них лжепророков о скором освобождении из плена; вместо этого им следует устраивать жизнь в той земле, куда они попали по попущению Божию. Они должны создавать семьи и рождать детей, чтобы народ становился более многочисленным, ожидая, пока «исполнится... в Вавилоне семьдесят лет»; по истечении этого срока Господь посетит Свой народ, чтобы дать ему «будущность и надежду» (Иер 29. 10-11). Сыны Израилевы должны оставить мысль о вооруженном сопротивлении захватчикам; напротив, они получают через Иеремию указание от Бога заботиться «о благосостоянии города», в который Он переселил их (Иер 29. 7). В то время как переселенцы будут спокойно ожидать своего часа в стране изгнания, оставшихся вопреки его приказанию в Палестине Господь обещает преследовать «мечом, голодом и моровою язвою» (Иер 29. 17). Иеремия предрекает скорое наказание, ожидающее тех, кто противоречили ему и обещали, что плен будет недолгим: Ахаву, сыну Колии, Седекии, сыну Маасеи (Иер 29. 21), Шемаии Нехеламитянину (Иер 29. 24).

http://pravenc.ru/text/293622.html

Подобно как пред народом, так и пред убийцами Господа, не убоялся свидетельствовать Петр, что исцелил хромого, именем распятого и воскресшего Иисуса, Который есть камень отвергнутый зиждущими, но сделался главою угла и без Него нет никакого спасения. Смутились первосвященники; видя исцеленного пред собою, ничего не могли сказать вопреки смелому слову Апостолов, а только с угрозами запретили им говорить о имени Иисусовом. Но Петр и Иоанн отвечали: «Судите сами, справедливо ли слушать вас более, нежели Бога; мы не можем не говорить того, что видели и слышали». Апостолы, возвратясь к братиям, рассказали им бывшее с ними в храме, и все единодушно возвысив молебный голос к Богу, вспомнили слова Давида о царях земли, которые соберутся вкупе на Господа и на Христа Его, и о тщетном шатании народов. Они молили Господа даровать рабам своим дерзновение распространять слово Его, вопреки всем угрозам, и творить чудеса именем Иисуса. Внезапно по их молитве место, где было собрание, поколебалось, и все исполнились Духа Святого и продолжали отважно проповедовать слово Божие, которое действовало, уже при самом начале, с такою непреодолимою силою, что никакая человеческая мудрость не могла противостать ему, и число верных росло непрестанно. У многочисленного же общества верующих было одно сердце и одна душа. Такая любовь взаимно связывала всех, что не было между ними никого бедного, ибо все владельцы сел или домов продавали их и полагали цену к ногам Апостолов, которые уделяли каждому, кто в чем имел нужду. Так один из Левитов, Иосия, прозванный Варнавою, продав свою землю, принес деньги Апостолам. Его примеру хотели подражать два супруга, Анания и Сапфира, но движимые корыстью, утаили часть проданного имущества. Суд Божий немедленно наказал первое преступление, нарушавшее любовь в Церкви Христовой, и Дух Святой, управляющий ею, обличил виновных устами Петра: «Анания, зачем исполнил сатана сердце твое солгать Св. Духу и утаить цену имения? Не тебе ли принадлежало оно и не в твоей ли власти было проданное? Как пришло тебе на мысль такое дело? Ты солгал не человекам, а Богу». Услышав эти слова, Анания пал бездыханный, и всех объял ужас. Едва изнесли его к погребению, как пришла и жена его с тою же ложью, и та же участь ее постигла при обличении Апостола. Такова была первоначальная чистота Церкви Иерусалимской. Руками же Апостолов делались многие знамения, возбуждавшие веру народа, и даже тень Петрова исцеляла болящих, выносимых на стогны града.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Потом он встал, но стал слепым, поэтому его повели уже за руку. Так дошли они до Дамаска. И три дня он ничего не видел и не ел. В это время Господь явился ученику Анании: – Пойди на улицу, называемую Правая; и спроси в доме Иуды некоего Савла Тарсянина 184 Сейчас он молится. А в видении он видел человека, по имени Анания, возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания ответил: – Господи! А я слышал от многих о человеке этом, сколько он зла натворил святым в Иерусалиме; да и здесь он имеет власть вязать всех, призывающих имя Твое. Но Господь ответил ему: – Иди! Он – избранный Мною сосуд, чтобы пронести Мое имя пред язычниками, пред царями и пред сынами израилевыми. Я скажу ему, сколько ему придется пострадать за Мое имя! Анания послушался и пошел. Войдя в дом Иуды, возложил руки на Савла и сказал: – Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Духа Святаго. И тотчас от глаз его спала как бы чешуя; и Савл прозрел. Потом крестился. И принял пищу... (См.: Деян. 9:1–19; 22:1–13 ; гл. 26.) Здесь все необыкновенно, чудесно. Но и все несомненно! Восхищение апостола Павла в рай Об этом я скажу так же коротко, как и сам апостол. В Коринфе образовалась группа, враждебная ему. В защиту свою он и пишет Второе послание. И только в самом конце говорит о видении: а доселе он четырнадцать лет молчал, никому не говорил, по смирению. – Хвалиться мне самому не полезно, ибо я тогда вынужден буду сказать о видениях Господних. Значит, ниже сказанное им было не однократно, а несколько раз... Я знаю человека о Христе, – говорит он о себе, – четырнадцать лет тому назад (какая точность) видел видение: в теле ли – не знаю, без тела – я этого не знаю: Бог весть! Он был восхищен до третьего неба! Я знаю такого человека! Но не знаю, было ли это в теле, или без тела. Бог весть. Он был восхищен в рай, где слышал неизреченные глаголы (слова, вещи), пересказать которые человеку невозможно! Вот о таком похвалюся; о себе же не похвалюсь, разве немощами своими (ср.: 2Кор. 12:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

протоиерей Николай Попов Времена владычества над народом божиим язычников Иудеи под властью Вавилонян (4902–4972 год от сотворения мира, 607–537 год до Рождества Христова) 490 Состояние иудеев в плену вавилонском Иудеи были в плену вавилонском 70 лет. Сначала жизнь их в плену была очень тяжела, Многие из них были обращены в рабство. С течением времени положение их стало лучше: они получили право приобретать земли, заниматься торговлей, даже поступать на царскую службу и иметь своих старейшин и судей, чтобы решать свои дела по собственным законам. Живя между халдеями, иудеи скоро забыли свой язык и стали говорить похалдейски; еврейский язык не забыли только ученые священники. Но вера иудеев в истинного Бога не только не ослабла, а еще очистилась и укрепилась. Лишившись своего отечества за поклонение идолам, близко узнав в плену беззаконную жизнь идолопоклонников 491 , иудеи почувствовали отвращение к идолопоклонству и в скорби своей обратились к истинному Богу 492 . К утешению иудеев во время плена, для поддержания веры в них и к славе Своей между язычниками Бог воздвиг им великих пророков: Иезекиля и Даниила, и трех друзей Даниила: Ананию, Мисаила и Азарию. Пророк Даниил и три отрока: Анания, Мисаил и Азария Навуходоносор, царь Вавилонский, при первом нападении своем на Иудейское царство взял к себе в Вавилон нескольких иудейских отроков царского и княжеского рода, велел воспитывать и обучать их для службы при царском дворе и назначил им кушанье и вино со своего стола. Между ними были Даниил, Анания, Мисаил и Азария, которых назвали Валтасаром, Седрахом, Мисахом и Авденаго. Даниил, не желая осквернять себя кушаньями, запрещенными законом Моисея, попросил воспитателя своего сделать опыт: давать ему и трем друзьям его в пищу овощи, а для питья воду. Воспитатель послушался. Через десять дней лица их оказались красивей, и телом они были полнее всех отроков, которые ели кушанья царские 493 . С этого времени, по желанию их, не стали давать им царского кушанья и вина, а подавали овощи и воду. Бог дал этим четырем отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости 494 , а Даниилу еще разумение видения и снов. По окончании воспитания, отроки были представлены Навуходоносору. Он говорил с ними и из всех их не нашел подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии. Они стали служить при царе ( Дан. 1 ). Навуходоносор видит во сне огромного истукана

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Святой пророк Даниил и три святых отрока Анания, Азария и Мисаил. За 600 лет до Рождества Христова Иерусалим был завоеван царем Вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости и воспитать в роскоши при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу – дар прозорливости и истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона. Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение – огромную статую, которой надлежало воздавать Божеские почести. За отказ сделать это три отрока – Анания, Азария и Мисаил – были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоявших рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая его ( Дан.3:26–90 ). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному. При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись («мене, текел, упарсин»), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил по наветам своих врагов был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, «потому что Он есть Бог Живый и Присносущный, и царство его несокрушимо, и Владычество его бесконечно». Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевавшем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих – тяжкий плен Вавилонский и разорение Иерусалима: «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие» ( Дан.9:18 ). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слух о лютости гонения иерусалимского, причем главным лицом был Савл, дошел уже в Дамаск; его принесли туда или путешествовавшие туда на праздники иудеи, или рассеявшиеся вследствие этого гонения христиане иерусалимские, во всяком случае слух был верный и распространенный (от многих слышал). – Святым Твоим: т.е. христианам, которые так называются по особенному освящению их во Христе и Церкви. – И здесь имеет власть и пр.: откуда Анания получил сведения о полномочиях Савла от синедриона (от первосвященников, – см. прим. к Мф.2:4 ), с какими он шел в Дамаск, не видно из повествования. Легко может быть, что иерусалимские христиане, которые могли получить сведения о предпринимаемом Савлом путешествии, его полномочиях и целях, дали знать о сем христианам дамасским письменно или через вестников о предстоящей им опасности, чтобы они были осторожнее. Так как это был уже третий день по прибытии Савла в Дамаск, то подобные известия, во всяком случае, уже могли быть получены там, и очень может быть, что под влиянием новости или свежести этих известий Анания так живо и решился выразить пред Господом свои опасения и недоумения. 15. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми. 16. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое. На выраженные Ананией опасения Господь отвечает повторением своего повеления – иди, и успокаивает его указанием на будущее великое предназначение Савла. – Мною избранный сосуд и пр.: Мной самим выбранный сосуд, как добрый, прекрасный сосуд. В этот сосуд Господь положит имя свое и в нем оно пронесено будет по вселенной, – речь очевидно не собственная, а образная, которой смысл таков: Савл будет проповедником в мире Моего имени, т.е. как Мессии, проповедником учения о Христе Иисусе или вообще Евангелия и христианства, проповедником избранным, добрым, прекрасным. – Пред народами и царями и сынами Израилевыми: под народами, по строению выражения, разумеются собственно язычники, в противоположность сынам израилевым, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Сначала Седекия года три оказывал покорность царю вавилонскому ( Иер.51:59 .); потом приступил к союзу, образовавшемуся против Навуходоносора. Когда пришли в Иерусалим послы от Эдома, Моава, Аммона, Тира и Сидона, чтобы договориться с царем и советниками его об общих мерах к свержению тягостного для всех ига Халдеев: тогда Иеремия получил повеление от Господа возложить на шею деревянное ярмо, послать такое же ярмо к царям сих народов и царств и сказать им, что Иегова отдает все земли сии в руку Невухаднецара, царя вавилонского, и что народ, который не преклонит своей шеи под ярмо царя вавилонского, истреблен будет рукой его. Такт, же говорит он и Седекии, не вразумившемуся примером своего предшественника, и советникам его: «преклоните шею свою под ярмо царя вавилонского, и служите ему и народу его, и живите, – зачем умирать тебе и народу твоему от меча, голода и моровой язвы, как изрек Иегова о том народе, который не будет служить царю вавилонскому»? И священникам и всему народу говорит пророк: «не слушайте слов пророков своих, которые вам говорят: «вот уже скоро возвращены будут из Вавилона сосуды дома Иеговы»; они вам ложь предрекают. А если они пророки, и если у них есть слово Иеговы; то пусть умолять Иегову воинств, чтоб вещи, оставшиеся в доме Иеговы и в дом царя иудейского и в Иерусалиме, не перешли в Вавилон. Ибо так говорит Иегова воинств о сих вещах: в Вавилон будут отнесены и там останутся до того дня, когда Я взгляну на них, и велю возвратить их на место сие» (гл. 27). Однако ложные пророки продолжали свое дело, и один из них, именем Анания из Гаваона, публично говорил в храме: «Спустя два года я возвращу на место сие все сосуды дома Иеговы, которые Невухаднецар царь вавилонский взял из сего места и перенес в Вавилон, говорить Иегова, и царя Иехонию и всех переселенных в Вавилон я возвращу на место сие; ибо сокрушу ярмо царя вавилонского». Когда Иеремия стал опровергать его, Анания снял с его шеи деревянное ярмо и разбил, говоря: «так Иегова сокрушит ярмо Невухаднецара царя вавилонского, и через два года снимет его с шеи всех народов». Тогда Иеремия делает себе ярмо железное и, ставши пред Ананиею, говорит: «ты сокрушил ярмо деревянное, но я возложу железное ярмо на шею всех народов сих, говорить Иегова. А тебя свергаю с лица земли, в сем же году умрешь: ибо ты произнес возмущение против Иеговы». И умер лжепророк Анания в том же году в седьмом месяце (гл. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010