За 600 лет до Р. X. Иерусалим был завоеван царем вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу - дар прозорливости и истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона. Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение - огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока - Анания, Азария и Мисаил - были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (Дан. 3, 26 - 90). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному. При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись ( " Мене, Такел, Фарес " ), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, " потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно " . Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих - тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: " Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие " (Дан. 9, 18). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.

http://pravicon.com/info-1742

Здесь вступают в действие законы открытости, доверия и связанности общим делом и общей ответственностью. Не стоит забывать и о другом. Когда Господь говорит: Нехорошо быть человеку одному ( Быт. 2: 18 ), мы понимаем, о чем идет речь. Но, не стоит упускать из виду и того, что если человек не останется один на один с Богом, ничего по-настоящему важного с ним не случится, ничего существенного не произойдет. Такое одиночество сродни настоящей, глубокой молитве, сродни высокому вдохновению творца – ученого, поэта, художника или композитора. Без истинного и глубокого одиночества ничего доброго не родится. Настоящее, глубокое одиночество христианина нужно уметь хранить. Это – наш дар Господу. В тишине и одиночестве необходимо услышать голос Божий, расслышать, как стучит твое сердце. В книге Деяний святых Апостолов о членах первохристианской общины говорится так: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду ( Деян. 4: 32–35 ). В этой же новозаветной книге повествуется, как некто Анания и его жена Сапфира принесли к ногам Апостолов лишь часть из вырученных от проданного имения средств, а некоторую часть попытались утаить. Казалось бы, что ужасного они совершили? За что так сурово покарал их Дух Святой? 24 Дело вот в чем: они могли вообще ничего не приносить, никаких даров. От них, в сущности, и не требовалось ничего, кроме чистосердечия. Понятно, что если человек приходит туда, где все друг другу открыты, то воспользоваться подобной доверчивостью не составит труда, стоит только прикинуться «своим». Именно этим и занимались Анания и Сапфира. На самом деле они руководствовались единственным принципом: «Свое пусть останется при нас, а тем временем мы воспользуемся вашим!» Святой апостол Петр так охарактеризовал этот страшный грех предательства: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу ( Деян. 5: 3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

И пошел Иеремия своею дорогою. Слова: два года LXX не перевели. Они также не назвали Ананию пророком, – потому, конечно, чтобы не показалось, что они признают пророком того, кто не был пророком, как будто в святых писаниях не говорится о многом сообразно не с истиною дела, а применительно к воззрениям того времени, к которому относятся изображаемые события. Посему то и Иосиф в Евангелии называется отцом Господа, и сама Мария, знавшая, что она зачала от Духа Святого и отвечавшая ангелу: како будет сие, идеже мужа не знаю ( Лук. 1, 34 ), говорит Сыну: чадо, что сотвори нам а тако; се отец твой и аз боляще искахом тебе ( Лук. 2,48 ). И вместе достойно внимания благоразумие Иеремии, его смирение и терпение. Лжепророк оскорбляет его действием, схвативши ярмо с выи его, сокрушает его, чего, конечно, он не мог бы сделать с железным ярмом, а тот молчит и скрывает огорчение, ибо ему еще не было открыто Господом, что сказать. Этим Святое Писание без слов показывает, что пророки говорят не по своему только произволу, а по воле Божией, особенно о будущем, которое ведает один Бог . Он пошел, говорит, и удалился своею дорогою, как бы побежденный и исполняя оное пророческое: бых яко человек не слышай и не имый во устнех своих обличения. Ст. 12–15. И было слово Господне к Иеремии после того как сокрушил Анания пророк ярмо с выи Иеремии пророка, говорящее: иди и скажи Анании: так говорит Господь: ты сокрушил ярмо деревянное, а сделаешь вместо его ярмо железное. Ибо так говорит Господь воинств, Бог Израилев: ярмо железное Я наложил на выю всех народов сих, чтобы они работали Навуходоносору, царю Вавилонскому. Дальнейших же слов: и будут служить ему, и даже зверей земных Я отдал ему у LXX нет. И в этом месте, и в дальнейших, по LXX, Анания не называется пророком потому, конечно, как я сказал выше, чтобы не показалось, что они пророком называют лжепророка. Но какой смысл еврейского подлинника? После того, как пророк Иеремия отошел своею дорогою и молча проглотил обиду, было к нему слово Господне, чтобы пророк хвалившемуся ложью лжепророку говорил не своими словами, а сказал бы: так говорит Господь: хотя и Анания, сокрушая ярмо деревянное, говорил с таким же авторитетом от лица Господа: так говорит Господь, ибо ложь всегда подражает истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И распределялось каждому, в соответствии с тем, в чем кто имел нужду. 36) Иосиф же, прозванный от Апостолов Варнавою (что значит «Сын утешения»), левит, родом кипрянин, 37) имея поле, продал его и принес стоимость, и положил к ногам Апостолов. Глава V 1) Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продал поле 2) и утаил из цены, с ведома жены своей, и, принеся некоторую часть, положил к ногам Апостолов. 3) Сказал же Петр: «Анания! Почто искусил сатана сердце твое, чтоб ты солгал Духу Святому и утаил от цены поля? 4) Остающееся/т. е. непроданное/, не твое ли оставалось бы, и проданное/т. е. доход от продажи/не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил вещь сию в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу». 5) Услышав же сии слова, Анания пал и испустил дух. И нашел великий страх на всех слышавших. 6) Встав же, юноши переместили его и, вынеся, похоронили. 7) Сталось же, по прошествии часов примерно трех, и жена его, не зная, что случилось, вошла. 8) Говорит же ей Петр: «Женщина, скажи мне, за столько ли продали вы поле?» А она сказала: «Да, за столько». 9) Петр же – ей: «Что это вы согласились искусить Духа Господня? Се, ноги погребавших мужа твоего при дверях; и тебя вынесут». 10) Тут же она упала к ногам его и испустила дух. Войдя же, юноши нашли ее мертвою и вынесли, и похоронили подле мужа ее. 11) И нашел страх великий на всю церковь  и на всех слышавших сие. 12) Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса. И все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. 13) Из посторонних же никто не смел присоединиться к ним, а народ величал их. 14) Все больше же росло множество верующих в Господа, мужчин и женщин, 15) так что выносили больных на улицы и полагали на постельках и кроватях, дабы при проходе Петра, хотя бы тень его осенила кого-нибудь из них, и да избавятся от недугов своих. 16) Сходились также многие из окрестных городов в Иерусалим, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. 17) Восстав же, первосвященник и все, кто вместе с ним (сущая ересь саддукейская), исполнены были зависти, 18) и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в общественную темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И то уже мы причинили вам скорбь, говоря всегда обо всем прямо и не оставляя того, что нужно. Вот вы слышали довольно вопросов: рассмотрите и ска­жите причину: почему Евангелия (так называются)? Почему не пророчествами? Почему в Евангелиях есть правила деятель­ности? Если один будет недоумевать, то пусть подумает дру­гой, и свои (мысли) сообщайте друг другу. А мы затем замол­чим. Если сказанное не принесло вам никакой пользы, то тем более (будет бесполезно), если бы мы прибавили что-нибудь другое. Подлинно, мы вливали бы (воду) в дырявую бочку; а вас оттого (постигло бы) и большее наказание. Поэтому мы за­молчим. А чтобы этого не произошло, зависит от вас. Если мы увидим вашу ревность, то, может быть, опять станем го­ворить, чтоб и вы более и более преуспевали, и мы радовались о вас, во всем славя Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава, держава, величие, честь со безначальным Отцом и Святым Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 20   " В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел " (Деян.9:10-12).   Христианин должен заботиться о спасении других.   1. Почему кого-либо из верховных апостолов не призвал и не послал (Господь) для оглашения Павла? Потому что ему следовало быть введену (в Церковь) не людьми, но самим Христом; и этот (Анания) ничему не научил его, а только крестил. По крещении же он (Павел) тотчас получил вели­кую благодать Духа, за ревность и великое усердие. Впрочем, и Анания был из числа весьма известных это видно как из того, что (Господь) явившись говорит ему, так и из того, что он отвечает в словах: " Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме " (ст. 13). Если он возражал Господу, то тем более (сделал бы это), если бы (Господь) послал (к нему) ангела.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Как дети, изучая буквы, не их только изучают, но чрез них мало–помалу научаются чтению, так точно и вы. Вас уже не прельстит злой помысл и не будете говорить, что это безразлично; уже не будете произносить (клятвы) по привычке, против всего этого будете стоять мужественно, чтобы, во всем исполнив божественную добродетель, сподобиться вам и вечных благ, — по благодати и человеколюбию единородного Сына Божия, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 12 «Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит — сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов» (Деян. 4:36, 37).   Из каких противоположностей слагалась жизнь апостолов. — О святотатцах времени Златоуста. — Удивительная жизнь первых христиан. — Много согрешающим следует много бояться.   1. Теперь (писатель) намеревается повествовать об Анании с Сапфирой и, желая показать, что этот человек совершил тягчайший грех, наперед упоминает о том, который поступил, как должно. И когда столь многие поступали также, когда была такая благодать, такие знамения, он (Анания) при всем этом не исправился; но, будучи однажды ослеплен любостяжанием, навлек погибель на свою голову. « У которого была своя земля », — так сказал (писатель), выражая, что больше ничего у него и не было, — « продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов ». « Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов » (Деян. 5:1, 2). Важно то, что грех (совершен) по согласию, и никто другой не знал о случившемся. Откуда пришло (на мысль) этому несчастному и жалкому сделать это? « Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? » (Деян. 5:3) Смотри — и теперь совершилось великое знамение и притом гораздо большее того прежнего. « Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? » (ст. 4) То есть, разве была какая–либо необходимость и принуждение? Разве мы привлекаем вас невольно? « Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Как дети, изучая буквы, не их только изучают, но чрез них мало-помалу научаются чтению, так точно и вы. Вас уже не прельстит злой помысл и не будете говорить, что это безразлично; уже не будете произносить (клятвы) по привычке, против всего этого будете стоять мужественно, чтобы, во всем исполнив божественную добродетель, сподобиться вам и вечных благ, – по благодати и человеколюбию едино-родного Сына Божия, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 12   " Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит – сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов " (Деян.4:36,37).   Из каких противоположностей слагалась жизнь апостолов. – О святотатцах времени Златоуста. – Удивительная жизнь первых христиан. – Много согрешающим следует много бояться.   1. Теперь (писатель) намеревается повествовать об Анании с Сапфирой и, желая показать, что этот человек совершил тягчайший грех, наперед упоминает о том, который посту­пил, как должно. И когда столь многие поступали также, когда была такая благодать, такие знамения, он (Анания) при всем этом не исправился; но, будучи однажды ослеплен любостя­жанием, навлек погибель на свою голову. " У которого была своя земля " , – так сказал (писатель), выражая, что больше ничего у него и не было, – " продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов " . " Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов " (Деян.5:1,2). Важно то, что грех (со­вершен) по согласию, и никто другой не знал о случившемся. Откуда пришло (на мысль) этому несчастному и жалкому сделать это? " Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? " (Деян.5:3) Смотри – и теперь совершилось великое знамение и притом гораздо боль­шее того прежнего. " Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Когда гнали христиан в первое время, то нередко и самые гонители обращались ко Христу. Так, например, Савл, юноша еврейский, из гонителей сделался не только христианином, но даже и апостолом. Он был человек образованный и усердный ревнитель еврейской веры. Он считал христианство вредною ересью и думал, что он делает угодное Богу, когда гонит христиан. Поэтому он не довольствовался преследованием христиан в Иерусалиме, но пришел к архиереям и выпросил у них позволение ехать в г. Дамаск, в Сирию, чтобы и тамошних христиан брать и приводить в оковах в Иерусалим. Когда он уже приближался к Дамаску, то вдруг осиял его свет с неба. Савл упал с коня на землю и услышал голос: „Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?“ Савл спросил тогда: „Кто Ты, Господи?“ Господь сказал ему с неба: „Я Иисус, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против Меня“. Савл спросил: „Господи, что ты повелишь мне делать?“ Иисус сказал ему на это: „Встань и иди в город; там научат тебя, что тебе делать“. Савл встал, но не мог сам идти, потому что ослеп, и провожавшие его повели его за руки в город. В это время в Дамаске был один из апостолов Анания. Ему явился Господь и сказал: „Поди и в таком-то месте отыщи Савла, возложи на него руки и крести его“. Анания сказал тогда: „Господи! Я слышал, что этот человек много наделал зла христианам в Иерусалиме, и сюда пришел за тем же“. Но Господь сказал Анании: „Поди, ибо этот человек есть мое избранное орудие. Он пронесет имя мое к народам и много пострадает за Меня“. Анания отправился, нашел Савла и когда возложил на него руки, то он прозрел, как бы чешуя спала с глаз его. И Савл крестился. После своего крещения Савл пробыл несколько времени в Дамаске и проповедовал об И. Христе. Слыша это, все дивились, отчего произошла такая перемена в нем. Христиане сначала думали, что он обратился притворно. Дамасские же иудеи согласились даже убить его и для этого целые сутки стерегли его у городских ворот. Но христиане ночью спустили его в корзине по стене. Савл впоследствии назвался Павлом ( Деян. 9 ). Распространение Церкви между язычниками. Первый крестившийся из язычников Корнилий сотник

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

«Некоторые говорят, что если сатана исполнил сердце Анании, то за что же он понес наказание? За то, что он сам был виновником того, что сатана исполнил сердце его, так как он сам подготовил себя к принятию действия сатаны и к исполнению себя его силою» (Феофил.). Утаение цены села здесь трактуется, как ложь Духу Святому, потому что Петр и прочие Апостолы, как представители Церкви, были по преимуществу носители и органы Духа Святого, действовавшего в Церкви. Деян.5:4 .  Чем ты владел, не твое ли было, и при­обретен­ное про­дажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты по­ложил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. «Владеемое не твоим ли оставалось?», греч. ουχ μνον, σο μενε, слав. «сущее тебе, не твое ли бе»? точнее было бы перевести – «пребывающее (у тебя) не у тебя ли пребывало?» Своим имением Анания мог распорядиться как ему угодно, хотя бы и не продавать его вовсе. «Разве была какая необходимость? Разве мы привлекаем вас насильно? (Златоуст)». И если Анания решил его продать, то опять-таки деньги были в полном его владении, и он мог распорядиться ими как угодно, мог отдать все в кассу бедных, мог отдать часть, мог ничего не отдавать. Ни то, ни другое, ни третье не имеет тут такого значения, как то, что, принеся лишь часть денег, он представляет эту часть за всю вырученную сумму. «Видишь ли, говорит Златоуст, как он обвиняется в том, что, сделав свои деньги священными, потом взял их? Разве не мог ты, говорит, продав имение, пользоваться ими, как своими? Разве кто препятствовал тебе? Почему восхищаешь их после того, как обещал отдать? Для чего ты, говорит, сделал это? Ты хотел удержать у себя? Надобно было удержать сначала и не давать обещания». «Не человекам солгал, но Богу» – выше сказано – «Духу Святому». Ложь пред «Духом Святым» есть таким образом ложь пред «Богом» – одно из яснейших свидетельств Божественности Духа Святого, как определенной Божеской личности. Деян.5:5 .  Услы­шав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слы­шав­ших это.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Некоторый муж, читаем в книге Деяний (5:1–10), именем Анания, с женой своей Сапфирой, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принёс и положил к ногам Апостолов. Но Пётр сказал: Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твоё ли было, и приобретённое продажей не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоём? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И вставши, юноши приготовили его к погребению, и вынесши похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Пётр же спросил её: скажи мне, за столько ли вы продали землю? Она сказала: да, за столько. Но Пётр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? Вот, входят в двери, погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши вошедши, нашли её мёртвой, и, вынесши, похоронили подле мужа её». И в этом примере, взятом из жизни св. апостолов. мы видим, что боговдохновенные люди постигали тайны сердца человеческого; от них ничего нельзя было скрыть, ибо всё им открывал живущий в них Святой Дух Божий. Почему же опять хлысты, именующие себя «людьми Божьими», воображающие, что во время радений на их пророков и пророчиц «сокатывает с неба Дух Божий», открывающий им все тайны неба и земли, не могли узнать тех, которые пришли к ним с целью уличить их потом в обмане и самозаблуждении? Ведь старший их пророк Василий Блаженный, против моего желания, даже танцевал со мной «в схватку», а с Недобоем перетанцевали все, бывшие на радении, пророки; было там не мало пророчиц, все они, дойдя после безумных плясок и верчений до головокружения, воображали, что на них сошёл Дух Святой и говорили всякую чепуху, между тем будущих обличителей своего заблуждения узнать не могли; напротив, Василий Блаженный, под влиянием сошедшего на него духа лжи, заврался до того,, что поздравил весь корабль с увеличением числа братии его, разумея меня с Недобоем... Бедные лже-пророки хлыстовские, не пора ли им после этого одуматься и бросить своё гибельное заблуждение!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010