43 Кто был этот первосвященник и в каком смысле он здесь называется первосвященником, неизвестно. Быть может, он был родственником первосвященнической фамилии; быть может, он был начальником одной из 24-х священнических черед ( Лк. 1, 5 ). 45 В это время, вероятно, в Коринфе написано было апостолом Павлом Послание к Римлянам, долженствовавшее предварить его личное пришествие в Рим, куда он намеревался отправиться во время предположенного им четвертого путешествия (19, 21). 46 Это предсказание апостола о появлении лжеучителей в Ефесе и вообще в Малой Азии исполнилось: как видно из его Посланий к Ефесянам и Колоссянам, писанным им спустя года три после этого из римских уз, в то время в Малой Азии уже начали действовать еретики-гностики. Еще большее усиление гностических заблуждений в Малой Азии можно замечать в несколько позднейшее время – во время между первыми и вторыми римскими узами апостола Павла, когда написано им Первое послание к Тимофею, епископу Ефесской Церкви, и во время вторых римских уз его, когда написано Второе послание его к Тимофею. 47 Апостол определяет время пребывания своего в Ефесе круглым числом. Собственно же он три месяца проповедовал в синагоге (19, 8), два года в училище некоего Тиранна (19, 9–10); некоторое время он оставался в Ефесе после того, как предпослал пред собою в Македонию Тимофея и Ераста (19, 21–22). 48 Это изречение Иисуса Христа не сохранено нашими Евангелиями, и здесь, как в некоторых других случаях, апостол Павел пополняет сказания евангелистов, – подобно тому, как евангелисты восполняют друг друга взаимно. 51 Эта пророческая угроза апостола впоследствии исполнилась. В начале иудейской войны Анания был убит восставшими иудеями, как преданный римскому правительству. 52 Περ λπδος κα ναστσεως νεκρν γ κρνομαι: о уповании и воскресении мертвых аз суд приемлю (ст. 6). Русский перевод: за чаяние воскресения мертвых меня судят, союз κα понимают в смысле: именно. Если понимать слова апостола в этом, последнем, смысле, то будет, что он указывает здесь на существеннейший и конечный пункт апостольской проповеди и христианской веры ( 1Кор. 15, 13–19 ), по отношению к которому и вера фарисеев, по существу, была одинакова с христианами. Если понимать слова апостола в смысле славянского перевода, то здесь будут обозначены два предмета проповеди и веры апостола: чаяние Израилево, Мессия, и воскресение мертвых, чаяние которого и у фарисеев соединялось с чаянием Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Антиохийская сирийская школа была тоже известна преимущественно как богословская, занимавшаяся исследованием текстов Священного Писания. Она существовала уже с начала IV в., сначала находясь в самом городе при епископской кафедре, где имела своим учителем пресвитера Лукина, но в начале второй половины IV в. была перемещена в монастырь близ Антиохии под управление Диодора. Возможно, что и другие антиохийские монастыри имели в это время подобные учреждения. Исключая эллинскую науку из программы, эти школы Антиохии, в отличие от Эдесской школы, не отказывались от этой науки совершенно, а предоставляли своим ученикам получать предварительную подготовку в светской школе – риторской и философской. Армянский географ Анания Ширакаци упомянул о высшей школе в южночерноморском Трапезунде. В VII в. она состояла при церкви Св. Евгения – небесного покровителя города, имела богатую, разнообразную библиотеку. Наверняка при ней, как и при других частных библиотеках, работали мастерские письма. Здесь преподавал философ Тихик, получивший образование в Афинах. Кроме своей специальности и богословия, он славился еще знанием «искусства математики». Клирик Иоанн Каминиата, описывая свою родную Фессалонику, подчеркивал особую роль наук в этом городе, где «юношество... предается одному постижению мудрости». Но в целом ситуация изменилась к худшему в течение VII в., когда Византия потеряла многие из своих богатых и, главное, культурных областей на востоке и юге, а религиозные сдвиги и природные катастрофы добавились к ряду причин, оборвавших существование ряда известных высших школ. С этого времени ромейская образовательная система подверглась радикальной реструктуризации. Константинополь – столица мира становится едва ли не единственным местом в Империи, где имелись светские школы грамматиков, риторов и философов. Число учащихся в них неизвестно, но, видимо, они представляли малую часть населения. Так, в Х в. начитывалось около десятка столичных школ с 200–300 учениками в каждой. Именно в эти школы со всех концов страны, а отчасти и с заграницы, – Армении, Ивирии (Грузии), славянских стран, несколько позднее – Италии, стекалась наиболее пытливая молодежь, жаждущая получить хорошее образование и сделать карьеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

67 . Св. Исаака Сирина слова, в лист, на 205 листах писаны полу-уставом XVII века. Переплетены в коже. 68 . Сборник поучений Св. Отцев Подвижников, писан в ¼ листа, на 372 листах, полу-уставом XV–XVI столетия, скреплен Патриархом Никоном . Содержание его: а) до 71 стр. слова Преподобного Макария Египетского ; б) Исихия Пресвитера к Феодулу 2 сотницы словеса душеполезна о трезвении и доородетели: в) Св. Григория Синаита (краткие); г) Св. Диадоха краткие; д) от зерцала; е) Григория Синаита о молитве; ж) Филофея Синаита инока о хранении сердечнем зело красны; з) Преподобного Марка Подвижника ; и) того же о сонных искушениях Синаита вопрос; Симеона нового Богослова о молитве; к) слово от Патерика, весьма полезно. Прочие рукописи духовного содержания: 69 . Кормчая, в 1/8 д. листа, на 708 листах, писана мелким полу-уставом Русского письма XVI ст., рукою Даниила, Игумена Волоцкого монастыря (в последствии Всероссийского Митрополита) что видно из подписи, в конце основного списка: «Доселе (списано) с Суздальских правил, а се (т. е., далее следует) собрание и припис того же Даниила Игумена, потом же бывша Митрополита, лета 7030 (1522), месяца Февраля». Переплетена в досках, обложенных ветхим малиновым плисом. 70 . Законоправильник Матфея Властаря , в лист полу- уставом XV стол., на 341 листе, рукопись Сербского извода, за подписом Св. Патриарха Никона . В конце книги подпись: «Сие святые и божественные книгы списашесы повелением честного в инокых Игоумена Кур Арсения, севрьших Данииль, последний в инокых; да аще что согреших ведением, или неразоумием, или брат к мне прииде, простите ме грешного и благословите». Еще надпись на корешке: «Сия святая и божественная книга глаголема Законник, второе поведасе и оправисе в лето 7085 (1577) месяца Иоуния 13, при Игоуменоу Кур Симеоноу. Аз последны в иноких Григорие». Внизу по листам подпись: «Лета 7163 (1655) Июня в 25 день, прислал сию книгу, правила великие Афонские горы Монастыря Св. Павла и Великомученика Георгия Архимандрит Анания с братьею». Далее следует скрепа рукою Патриарха Никона 7169 (1661). Переплетен в коже.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Аноним (кон. IX – нач. Х вв.). Житие Евариста Студита (819–897) Аноним (кон. IX-X вв.). Жития Константина Философа (Кирилла) (ум. 869) и Михаила (Мефодия) (ум. 885) Аноним (IX-X вв.). Житие Арсения Великого (359–412) Аноним (IX-X вв.). Житие и мученичество Константина Грузина (IX в.) Х век Аноним (Х в.). Житие муч. Илии Нового (ум. 795) Никифор (нач. Х в.). Житие Антония Кавлеа, Патриарха Константинопольского (ум. 901) Аноним (ок. 924 г.). Житие Николая Студита (793–868) Аноним (Х в.). Синаксарное житие Феофилакта Никомидийского (кон. VIII – первая пол. IX вв.) Аноним (Х в.). Чудо Св. Георгия с болгарином (вторая пол. IX в.) Аноним (Х в.). Житие Власия Аморийского (Монаха) (ум. 912) (славян. рукопис. X-XII вв.) Аноним (ок. 920–925 гг.). Житие Евфимия (ум. 917)=Псамафийская хроника Павел, архиепископ Монемвасийский (середина Х в.). Житие Марфы, игуменьи Монемвасийской (вторая пол. IX в.). ГеоргийМерчули (951 г.). Житие Георгия Хандзтийского (759–861) Аноним (отред. в 976–1025 гг.). Житие Марии Новой (ум. 902/903 г.) Аноним (середина Х в.). Житие Димитриана, епископа Кипрского (кон. IX – нач. Х вв.) Константин (середина Х в.). Житие Петра, епископа Аргосского (852–922) Никифор Пресвитер (ок. 950–959 гг.). Житие Андрея Глупого (Юродивого) (ум. ок. 936) (есть мнение о создании Жития в конце VII в.) Григорий (960-е гг.). Житие Василия Нового (ок. 870–944/952) Аноним (ок. 962 г.). Житие Луки Нового Элладского (Steiriotes) (ок. 892–953) Аноним (кон. X в.). Житие Павла Латрского (ок. 880–955/956) Феофилакт Охридский (?) (вторая пол. Х в.). Жития Климента Охридского (ум. 916) Аноним (неранее 980 г.). Житие Ирины, игуменьи Хрисовалантона (ок. 850–930) Аноним (кон. Х в.). Житие Луки Стилита (879–979) Аноним (Х в.). Житие Агапита Синадского (первая пол. IV в.) Аноним (Х в.). Житие Анания, епископа Мелитинского (V в.) Аноним (Х в.). Житие Германа, игумена Козинита (IX в.) Аноним (Х в.). Житие Фотия Фессалийского (вторая пол. IX в.) Иоанн Агиолит (Х в.). Житие Василия Анкирского (Х в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Человек тот, слушая его проповедь, сказал: — Я никогда не слыхал того Писания, какое ты мне изъясняешь; я слышал только из Илиады, Одиссеи и из того, что изучают египетские юноши. Тогда святой Марк, продолжая проповедь о Христе, со всею ясностью показал ему, что мудрость века сего есть «буйство» [ 32 ] перед Богом. Человек же тот уверовал во все то, что говорил ему святой Марк, и, видя чудеса его, крестился сам и с ним крестился весь дом его, а вместе с ними крестилось великое множество людей той местности. Имя этому человеку было Анания. Число верующих умножалось там день ото дня. Тогда начальники города, услыхав, что некий галилеянин, пришедший к ним, хулит их богов и возбраняет приносить им жертвы, искали убить святого Марка и собрались для совещания о том, как захватить его. Святой Марк, узнав об этом их решении, поспешил поставить для верующих епископом Ананию и трех пресвитеров — Малеона (или Малха), Савина, Кердона, семь диаконов и одиннадцать клириков для церковной службы и, бежав оттуда, пришел опять в Пентаполь. Пробыв здесь два года, утвердив бывшую там братию и поставив в окрестных странах и городах епископов, пресвитеров и клириков, св. Марк возвратился опять в Александрию. Здесь нашел он братию умножившеюся в числе и преуспевающею в благодати и вере Господней. В Александрии существовал уже христианский храм, построенный близ моря на месте, называемом «Вукул» [ 33 ]. При виде храма, святой Марк возрадовался и, преклонив колена, прославил Бога. Святой Марк пробыл в Александрии довольно продолжительное время. Христиане той церкви умножались числом и, укрепляясь в вере, открыто укоряли эллинов в идолослужении. Эллинские градоначальники, узнав о пребывании святого Марка в их городе и слыша о том, что он творит великие чудеса: болящих исцеляет, глухим возвращает слух, слепым подает прозрение, воспылали на него ненавистью и завистью, и искали его. Долго не находя его, они, собираясь в своих языческих храмах, со скрежетом зубов, гневно восклицали: — О какое беспокойство причиняет нам этот волхв и чародей! Приближался пресветлый праздник Пасхи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Явления Явления Господа святым как доказательство Его славного воскресения из мертвых 1 . Савл, дышавший злобою против христиан, терзал верующих в Иерусалиме. Не довольствуясь этим, он выпросил у иудейского первосвященника повеление отправиться в Дамаск, дабы и там преследовать христиан. Но когда он приближался к Дамаску, то внезапно облистал его свет небесный. Ослепленный им, он упал на землю и услышал голос: Савл! Савл! что ты Меня гонишь? – «Кто Ты, Господи?» – сказал Савл. Господь же говорит: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно идти тебе против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: «Что повелишь мне делать?» Господь же ему сказал: встань и поди в город, и сказано будет тебе, что надобно делать. Там, в Дамаске, был апостольский ученик Анания, который, по повелению Господа, явившегося ему, пришедши к Савлу, возвратил ему зрение и крестил его. В скором времени Савл, впоследствии св. апостол Павел, сделался великим апостолом язычников (Деян.гл. 9). 2 . Епископ Порфирий рассказывает о себе самом так: «Однажды я, сделавшись болен, пошел и лег около Голгофы. Здесь, пришедши в некоторый восторг, увидел Спасителя на кресте и разбойника, с Ним распятого, я стал молиться: „Помяни мя, Господи, егда придеши во царствии Твоем!“ Спаситель же сказал разбойнику: исцели его от болезни! После этих слов разбойник, сошедши со креста, обнял меня и сказал: „Приди ко Спасителю!“ Когда я подошел к Господу, то Он сошел со креста и сказал мне: прими древо сие и храни его! Я принял и стал носить крест Христов и потом почувствовал себя совершенно здоровым». Это видение исполнилось в то время, когда патриарх поставил Порфирия в пресвитера и дал ему на сохранение часть животворящего креста Христова, соблюдаемую в золотом ковчеге. В другой раз Спаситель, ночью явившись Порфирию, сказал: отдай Мне древо крестное, ибо Я хочу спрящи тебя невесте бедной, но добронравной. Взявши ее, позаботься украсить так, чтобы она забыла нищету свою. Хотя она и бедна, но она Мне любезна. Такое видение Порфирию было перед тем временем, когда он должен был хиротонисаться в епископа газского («Четьи-Минеи», 26 февраля). Явления умерших как доказательство бессмертия души

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Что говорить о них, когда угодивший Богу Энох преложен в теле, в котором угождал, предуказывая преложение праведных? И Илия был взят, как был, в созданном существе, пророчествуя вознесение духовных, и нисколько не препятствовало им тело к преложению и вознесению. Посредством тех самых рук, которыми они вначале были созданы, получили вознесение и преложение Ибо в Адаме руки Божии обыкли образовать свое создание, держать, носить и помещать его, где они хотят. Где же был помещен первый человек? Именно в раю, как Шсание говорит: «и насадил Бог рай в Эдеме к востоку и поставил там созданного человека» (Быт.2:3). Но оттуда он был низвержен в этот мир за непослушание. Поэтому и говорят пресвитеры, ученики апостольские, что приложенные приложены туда, — ибо рай приготовлен для людей праведных и духоносных и туда был восхищен Апостол Павел, когда слышал глаголы, не сказанные для нас в настоящем состоянии, — и что преложенные пребудут там до скончания (мира), предначиная нетление.    2. Если же кто сочтет невозможным, чтобы пребывали столько времени, и скажет, что Илия не был взят во плоти, а его плоть сгорела в огненной колеснице, то пусть сообразит, что иона, хотя был брошен в глубину (морскую) и поглощен чревом китовым, но по велению Божию опять был в целости изблеван на землю (Ин.1-2). Также Анания, Азария и Мисаил, брошенные в огненную печь, в семь раз более разженную, не потерпели никакого вреда, и даже запаха огня не оказалось у них. Присущая им рука Божия совершила над ними дивное и невозможное для человеческой природы: что же удивительного, если она, повинуясь воле Бога и Отца, совершила нечто дивное и в преложенные (праведниках)? А это есть Сын Божий, как по словам Писания, сказал царь Навуходоносор: «не трех ли человек бросили мы в печь? и вот я вижу четверых ходящих среди огня и четвертый подобен Сыну Божию» (Дан.3:19-25). И так ни природа сотворенного существа, ни слабость плоти не превозмогут воли Божией. Ибо не Бог подчинен тварям, но твари подчинены Богу, и все служит воле Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Славная в истории рода человеческого Финикия приморская и во времена Римской империи была еще страна цветущая; города, лежавшие при море, вели по-прежнему большую торговлю и были оживлены; промышленность процветала. Из городов, и ныне существующих, важнейшие были: Триполь, Вирит или Берут, Птолемаида или Акка и Тир. Славна Финикия и в истории христианства; вера Христова насаждена была в ней самими Апостолами; в ее городах первыми епископами были Апостолы из 70-ти, например, в Вивле – Марк, иначе Иоанн 7 , в Вирите – Кварт 8 ; в Вирите же провел последние годы своей жизни и скончался ап. Фаддей, проповедовавший веру Христову в Месопотамии 9 . В ней были мученики и исповедники, как например, Анания пресвитер и Петр 10 , Акилина 11 . Славна Финикия и в истории христианского подвижничества: были в ней в разных местах иноческие обители, обширные и благоустроенные; были отшельники, мужи высокой духовной жизни, исполненные благодатных даров. В Вирите провел половину своей высоконравственной жизни Св. Роман, клирик, творец кондака: Дева днесь Пресущественнаго рождает 12 , в окрестностях города, на месте старого языческого храма, несколько времени подвизалась преп. Матрона 13 . Но мало сохранилось в церковно-исторических сочинениях сведений о финикийских монастырях и их иноках, равно и об отшельниках и пустынножителях. Из монастырей известен только Синдский, из отшельников – преп. Иоанн Птолемаидский. Синдский монастырь Монастырь Синдский находился в 20 стадиях 14 от Тира, в значительном селении Синде. Когда и кем он был основан, не сохранилось сведений в отеческих писаниях; известно только, что в VI веке Синдская обитель уже существовала и находилась в цветущем состоянии; обитель знают и в других местах и для удовлетворения религиозных потребностей ее посещают. 15 Из подвижников Синдской обители известен только один – преподобный Зосима Финикийский. Преподобный Зосима (память 8 июня), славный финикийский подвижник, жил в VI веке. Из сведений о нем, сообщенных историком Евагрием, видно, что преподобный Зосима родился в селении Синде, здесь же Он провел в аскетических трудах и подвигах всю жизнь. Сам ли он устроил в родном селении обитель, в которой подвизался, или она была уже раньше основана, об этом не сообщает Евагрий; он говорит прямо о нравственных совершенствах Зосимы и передает опыты благодатных дарований, коими синдский подвижник был исполнен.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

III. Погружение в воду, хотя бы и троекратное, еще не есть таинство. Таинством церкви оно становится с произнесением законным совершителем крещения святейшего имени триединого Бога-Отца, и Сына, и Св. Духа, и по чинопоследовании крещения в православной церкви в такой формуле: «крещается N (имя) во имя Отца (первое погружение) и Сына (второе погружение), и Св. Духа» (третье погружение). Эти знаменательные слова в связи с погружением сообщают крещению силу таинства. Основание для употребления таких совершительных слов дается в заповеди Спасителя апостолам, чтобы они все народы крестили во имя Отца, и Сына, и Св. Духа. «Аще кто, епископ, или пресвитер, говорится в «Апост. правилах», крестит не по Господню учреждению, – во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, но в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей, да будет извержен» (49 пр.). A по мысли св. Афанасия В.: «кто отделит что-либо от Троицы, и крещается в единое имя Отца, или в единое имя Сына, или в Отца и Сына без Духа, тот ничего не получает… ибо достижение в Троице». (К Серап. I, 30). § 141. Невидимые действия крещения Подобно тому, как при крещении И. Христа на Иордане видимо сошел на Него Дух Святый в виде голубя, и при совершении крещения крещаемому таинственным образом даруется особенная благодать Божия. Действие благодати Божией на крещаемого состоит, прежде всего, в оправдании или очищении его от грехов, как от первородного, так и от всех личных, содеянных до крещения. Так, ап. Петр уверовавших в евангелии иудеев убеждает: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов ( Деян.2:38 ; сн. 1Пет 3, 21 ), т. е. для оправдания. Ап. Анания говорит Савлу: востав, крестися и омый грехи твоя, призвав имя Господа Иисуса ( Деян.22:16 ). Ап. Павел, напомнив коринфским христианам из язычников, какими грешниками из них нецыи бесте до крещения, потом о действии крещения говорит: но омыстеся, но освятистеся, но оправдастеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор.6:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Orat, in s. Gregorium Thaum. р. 541.гл. 3. Здесь видим, что в обыкновенных случаях необходимо было возложение рук, соединенное с молитвою. 505 Сот. ad 1. Timoth. 5. 22. p. 485. гл. 3. Он не раз и в других местах упоминает о молитвенной хиротонии ( χειρτονια), как об известном знамении благодатного поставления в священство. Hist. relig. с. 13. et 14. с. 17. et 19. см. выше прим. 4. 506 Иероним: ad ver. 9. с. 58. Icsaiæ: χειροτονια id. est ordinatio clericorum non cosum ad imprecationem vocis, sed. impositionem impletar manus Ефрем сир., говоря о совершении священником страшной тайны евхаристии, присовокупляет: «о чудная власть удостоивающая обитать в нас возложением рук священников святых. О священстве. – См. Sam 6.7. 508 Theophanis Chronogr. ad an. 713. Soar De sacr. ordinat. P. 2. p. 52_ По древнейшему криптоферратскому списку (также, как и по другим) в чине поставления пресвитера читается: και πιδιδται υτ ( επισκοπω) χαρτς, ν γγραπται: ηθια χρις τ θεν θραπευ σα και τ ελλεποντα ναπλρ σα προχειρζεται τον δειν κ. τ. α. То, что здесь говорится, о подаянии хартии, в которой написана молитва объясняет и слова Феофана, который также говорит, что слова написаны были на хартии. 509 У Феофана постановлено слово: μετατθεται; но, потому, что у него говорится только о переведении митрополита кизического на степень патриарха константинопольского. 510 Анания говорит Савлу: Бог Отец наших προεχειρσατο σε предызбра тя разумити хотение Его Деян. 22. 14 . и Сам Господь явившийся Павлу: на се бо явихся ти προχερσασθα σε поставити тя слугу И свидетеля, яже видел еси и яже явлю тебе Деян. 26. 16 . В первом случае говорится о избрании Савла на разумение советов Божиих, но слово προχειρισασθαι употреблено не без отношения к известному избранию Павла в служителя Христова в последнем говорится о самом постановлении Павла в служителя евангелия; но отношение ко внешнему знамению здесь еще понятнее для нас, так как известно, что сам Дух Божий возвестил, чтобы поставление Павла в служители Христова совершилось при посредстве возложения рук апостольских.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010