Святого повели в темницу. На пути встретил он любимца и воспитателя Сапорова Хусдазана и не ответил поклоном на его поклон, так как тот из-за боязни мучений отрекся от Христа. Хусдазан раскаялся и объявил себя христианином пред царем. Сапор разгневался и приказал отрубить ему голову. Идя на смерть, Хусдазан просил у царя, как милости, чтобы объявлено было, что он умирает не за что другое, а за веру. Царь охотно согласился на это; он думал устрашить тем христиан. Св. же Хусдазан, наоборот, хотел своим примером возбудить в них мужество и твердость. Св. Симеон был усечен мечом в Великую пятницу; вместе с ним убито было множество христиан, в том числе: пресвитеры Авделай и Анания, вельможа Фусик и дочь его Аскитрея, всего до 150 человек. Через год, тоже в Великую пятницу, был убит любимец царя Азат и с ним 1000 христиан. Все они не только не укрывались от гонителей, но сами шли на мучения. (Память св. Азата и других с ним 14 апреля). Преподобный Зосима Соловецкий спасался на отдаленном севере, на пустынном острове Белого моря. Соловецкий остров имеет в окружности 100 верст. Почва там, камениста. Хлеб не родится, по краткости лета едва созревают некоторые овощи. Остров доступен только с половины мая до половины сентября. Зима там две трети года. Около двух месяцев, начиная с половины октября, там не бывает солнца. Первым иноком, поселившимся в XV столетии на Соловецком острове, был Савватий (память его 27 сентября). Через год после него поселился там Зосима. Зосима был сыном богатых родителей, живших в Новгородской области. Родители его были благочестивыми людьми и сына своего научили благочестию. Ученье начато было Зосимой, по тогдашнему благочестивому обычаю, со Священного писания. Родители хотели женить сына, но он отказался, желая служить только Богу. По смерти родителей раздал все небогатое свое имущество бедным, а сам отправился искать себе пустыни. На приморье Белого моря, на устье реки Сумы, нашел инока Герасима, который жил на Соловецком острове со св. Савватием, и они вместе отправились туда на малой ладье.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Священномученик Симеон, епископ Персидский, жил в IV веке, при гонителе христиан в Персии царе Сапоре II (310–381). Он был епископом города Селевкии – Ктезифона. Царь Сапор начал гонение на христиан в 343–344 годах. Сначала он наложил на христиан тяжелую подать, а затем стал предавать смерти священнослужителей и мирян, грабить и разрушать храмы. В течение двух лет в Персии было замучено 1150 человек. Известны имена некоторых святых мучеников: Усфазан, бывший воспитатель Сапора; Авделай и Анания, пресвитеры; Фусик, знатный вельможа при дворе Салора, и его дочь Аскитрея; Азат, евнух, любимый слуга царя. Церковные историки Созомен (V в.) и Никифор Каллист (XIV в.) в своих исторических трудах указывают, что христиане, узнав о повелении царя умертвить всех христиан, сами без страха отдавали себя на мучения за веру в Господа Иисуса Христа. Гонения на христиан продолжались и в последующие годы, но после казни святого мученика Азата скопца, которого царь особенно любил, Сапор приказал предавать мучениям только священнослужителей и учителей христианских, а остальных христиан повелел щадить. В это тяжелое для христиан время пострадал и священномученик Симеон. На епископа Симеона Сапор был особенно гневен, так как враги христиан оклеветали святителя, обвинив его в тайных связях с Греческим государством. Святой Симеон, приведенный к царю на суд, смело исповедовал веру в Господа Иисуса Христа. Ни угрозы, ни обещания земных благ не заставили его совершить ритуальное поклонение солнцу, как того требовали язычники. Тогда святителя вместе со священниками Авделаем и Ананием бросили в темницу. На допросе царь угрожал умертвить всех христиан, но и это не поколебало мужества святителя Симеона. Тогда на его глазах были усечены мечом многие исповедники. Святитель благословлял их на мученическую смерть, наставляя не бояться казни, но с надеждой на жизнь вечную в Царстве Небесном претерпеть страдания. После всех он и сам с радостью положил голову на плаху. Кончина священномученика последовала в Великую пятницу 13 апреля 343 или 344 года. Преподобный Акакий, епископ Мелитинский

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Церковь Пресвятой Марии Ангельской, S.Maria delli Angeli, была построена Микель Анджело, но после него много переделана. Она имеет вид четвероконечного креста, которого поперечник весьма длинен. Как только войдешь в нее с площади Терминской, видишь направо и налево гробницы живописцев Карла Маратта († 1713) и Сальватора Розы († 1637) и кардинала Альциато, канцлера папы Пия IV (1559–1566 гг.) с замечательной епитафией: virtute vixit, memoria vivit, gloria vivet, т.е. добродетельно жил, в памяти живет, в славе будет жить. В самой середине церкви и в алтаре размещены те большие картины, по которым сделаны мозаики в Ватиканском храме св. Петра. Я долго любовался ими. Особенно понравились мне: Среди церкви, направо, распятие апостола Петра кисти Рикчиолини, воскрешение Тавифы Петром – Баглиони и св. Иероним между пустынниками – Муциана; налево: падение Симона волхва – Батони. На этой последней картине мастерски выражены смятение и страх язычников, из которых один боком упал на помост и, того и гляди, что выпадет из картины. В алтаре: Смерть Анания и Сапфиры – Ронкаллия, Крещение Христа – Маратта, тут лицо Господа весьма изящно; мученичество св. Са вватия – Доменикина, 1629 г. В этой же церкви находится овальная икона Богоматери, окруженной ангелами, из которых два верхние держат корону над Ней. Она сидит и молоком Своим питает Младенца. Волосы Ее золотисты, лик Ее и лица ангелов напоминают кисть живописцев Джиотта и Люини. Монахи здешнего монастыря не знают, когда и кем написана эта икона. Церковь св. Пуденции, по местному преданию, есть первая христианская церковь в Риме. Когда апостол Петр жил в этом городе у сенатора Пуденса на Ескилинском холме (in vico patricio), тогда этот сенатор с дочерьми своими Пракседой и Пуденцианой и с девятью-десятью домочадцами своими принял от него Святое Крещение и в доме своем устроил молитвенный алтарь. По смерти его Пракседа, с благословления папы Пия I, в 143 году создала уже церковь на месте, принадлежавшем ее братьям. Эта церковь впоследствии перестроена была папой Адрианом, а преемником его Пасхалием I украшена замечательными мозаическими изображениями в 818 г. (кои относят даже к 398 г., в которые пресвитеры Илиций и Леонард возобновляли эту церковь). Не раз я был в этом святилище и не раз рассматривал и описывал оные изображения. Вот мои описания их.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

За пределами Римской империи самыми жестокими гонителями были персы (IV–V века). Христианство стало проникать в Персию со II века, и к началу IV века там существовала уже значительная община. В период правления династии Сассанидов стали предприниматься попытки возродить древнюю религию Зороастра. Вдохновителями гонений были близкие к правительству маги – зороастрийцы. Особенно жестокие гонения были при царе Сапоре II Великом (310–381), Ездигерде (399–420), Бехраме V (420–438). Восточная Церковь почитает память более 1500 персидских мучеников , из которых по именам известны только около 60. Среди них – 9 епископов Персидских: Авда (31 марта), Акепсим (3 ноября), Иоанн и Нирса и Саверий (20 ноября), Иоанн (1 ноября), Садок (20 февраля), Симеон (17 апреля), Дисан (9 апреля), пресвитеры Авделай и Анания , (17 апреля), диаконы ( Авдигсий и Азадан , 10 апреля), миряне, в том числе свв. Иона и Варахисия и др. (28 марта), сын царя Савория мч. Дада (29 сентября) и др. В 1-й половине VI века (523 г.) в Аравии от рук царя Дунаана, исповедавшего иудаизм, пострадало множество христиан из племени гомиритов (савеев), в числе которых был св. мученик Арефа , 95-летний старец, воевода и князь г. Награна, находившегося на побережье Аравийского залива. Память св. мч. Арефы и с ним 4299 наджранских мучеников совершается 24 октября. Византийские мученики VII–IX веков Следующие по времени гонения – это преследования православных еретиками монофилитами (VII век) и иконоборцами (VIII–IX века). Чистоту Православия перед монофилитами отстаивали св. папа Мартин Исповедник (†655, 14 апреля) и прп. Максим Исповедник (†662, 21 января). Папа Мартин умер от голода в ссылке; прп. Максим претерпевал неправедный суд и ссылки уже будучи 82-летним старцем подвергся жестоким пыткам и поруганиям, усекновению правой руки и языка. См. Приложение к теме 3. В 730 г. при императоре – иконоборце Льве Исавре пострадали мученики Иулиан, Маркиан , патрикия Мария и др. (9 августа). Ко времени его правления относится подвиг св. преподобномученицы девицы Феодосии (29 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава XIV. О восхищаюших недарованная I. Ап. Павел: «Никто же сам себе приемлет честь, но званный от Бога, яко же и Аарон. Тако и Христос на Себе прослави быти первосвященника, но глаголивый к Нему Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» ( Евр.5:4–5 ). II. Правила святых Апостолов: «Кождо в данном ему чину да пребывает; и не преступайте заповедей не суть бо наша, но Божая... Восхищающии не дарованная им раздражают Бога, яко же сынове кореови и Иозия царь. Ни диакону убо приности жертвы несть достойно, ни крестити кого, ни благословения мала или велика сотворит. Тако же ни пресвитеру несть достойно поставления творити развращати чин священнический. Якоже дерзнувый таковая, не с нами борется, но с великим архиереем Христом. Аще бо Филипп скопца крестил, и Анания менее Павла, но не сама себе восхитиста святительского чина, но от Бога прияста власть, от несочетанного архиерея» (1–2 пр. старопеч. Кормчая л. 30 об.). III. Св. Иоанн Златоуст : «Весьма ясно можно видеть, как далек должен быть подчиненный от того, чтобы исправлять дела священников. Так некогда, при возвращении кивота, когда некоторые из подчиненных, увидев его наклонившимся и готовым упасть, поправили его, то подверглись наказанию на том же самом месте, будучи поражены Господом и падши мертвыми. Между тем они не сделали ничего худого; они не наклонили кивота, а поправили, когда он наклонился и готов былъ был упасть. Но чтобы ты вполне убедился в достоинстве священников и в том, как непозволительно человеку подвластному и принадлежащему к числу мирян исправлять такие дела, Бог умертвил их среди множества народа, с великою силою устрашая всех прочих и внушая никогда не приближаться к недоступным предметам священства. В самом деле, если бы каждый, под предлогом исправления худо сделанного, стал присвоять себе достоинство священства, то никогда не было бы недостатка в предлогах к исправлению, и все размещались бы между собою так, что мы не различили бы ни начальника, ни подчиненного» (т. III, стр. 201–202). б) «Озия, будучи царем и облеченным в диадему, стал превозноситься потому, что был праведным, и возгордившись больше собственного достоинства, вошел во святилище. И что говорит писание? Вниде во святая святых и глаголет: хощу покадити фимиамом (ср. Пар.26:16).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Архимандрит Иеремия 27 декабря 2017, 02:41 ...(Александру 3)чтобы лечить желающих и смиренных или отсекать или даже умертвлять недостойных, подобно Петру по слову которого замертво пали Анания и Сапфира, сказавшему им что Духу Божьему солгали, хоть говорили с ним! Да Христос это воплощенное Слово Божие, но по Его пришествии Он благодатью воплощается в некотором смыле, не исторически а прагматически в каждом верном, а тем паче в священослужителях своих, которым дал Сам власть передавать Себя другим! Мы Приобщаясь Его тела и крови, прибщаясь Его человеческой природе, приобщаемся и Его Божеству, говорит Св. Симеон Новый Богослов, делая нас богами по благодати! Так сказано в Псалтире: " и стал Бог посреди богов " - (верных, святых, нас)... Архимандрит Иеремия 27 декабря 2017, 02:29 ...(Александру 2) Христос наделил учеников своих, Апостолов неограниченой, небесной властью, и тех кого они рукоположили в епископов и пресвитеров, духовных отцев, сказав им " Идите крестите народы во имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти всё что я вам передал... " и ещё " Всё что свяжите на земле будет связано на Небе, и что разрешите ( простите), то будет разрешено на Небе... " , и " Принимающий вас Меня принимает, и пославшего Меня Отца, а не принимающий вас и отвергающий вас Меня отвергает и Отца Моего " Разве этого не достаточно вам о Александр чтоб понять что здесь на земле священослужители хоть и являются людьми, но несут в себе божественную власть данную им в руки как оружие.. Архимандрит Иеремия 27 декабря 2017, 02:14 Дорогой о Господе Александр! Да не смущается сердце ваше, подобно Иосифову, который хотел тайком отпустить (прогнать) Мариам потому-что его сердце не вмещало то что Она во чреве имела плод от Духа святого! Не будьте подобным иудеем которые соблазнились услышав от Христа что Он - Хлеб Небесный и что пришёл дать нам плоть свою вместо Манны Небесной в снедь и кровь Свою честную в питие, что смутило по словам самого Апостола Христова Петра что грубо слово его и семдесят учеников ушли и больше ни ходят за ними услышав сие!

http://pravoslavie.ru/46970.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей ПЕТР мч. Сиракузский (пам. 23 сент.) - см. в ст. Иоанн, Петр, Антонин (Антоний) и Андрей, мученики Сиракузские ПЕТР мч. Финикийский (пам. 26 янв.) - см. в ст. Анания Пресвитер, Петр и 7 воинов, мученики Финикийские ПЕТР Иванович Антонов (1872-1938), псаломщик, мч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Васильевич Бордан (1895-1937), мирянин, мч. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Михайлович Вязников (1876-1930), мч. (пам. 20 июля, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Алексеевич Гришин (1870-1937), мч. (пам. 10 дек., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Андреевич Жуков (ок. 1872 - 1918), мч. (пам. 6 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Иванович Игнатов (1904-1941), мирянин, мч. (пам. 1 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе святых Красноярской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Васильевич Лонсков (1881-1937), мирянин, мч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Васильевич Троицкий (1889-1938), псаломщик, мч. (пам. 31 дек., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Сергеевич Царапкин (1883-1937), псаломщик, мч. (пам. 26 нояб., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Лаврентьевич Юдин (1877-1931), мч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Иванович Языков (1881-1922), мирянин, мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Федорович Розанов (1864-1930), прот., священноисп. (пам. в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Алексеевич Чельцов (1888-1972), прот., священноисп. (пам. 30 авг., в Соборе новомучеников и исповедников земли Владимирской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Алексеевич Мичурин (кон. XVIII в. - 1819), пустынножитель, прав. (пам. 4 марта, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в последнее воскресенье авг.- в Соборе Кемеровских святых) ПЕТР АЛЕУТ [до крещения Чукагнак или Чунагнак] († 1815), мч. (пам. 24 сент. в Православной Церкви в Америке; 12 дек., в Соборе первых мучеников Американской земли, в РПЦЗ) ПЕТР АРГОССКИЙ [Чудотворец] (851/2 - ок. 922), епископ Арголидский (Аргосский), церковный писатель, преподобный (пам. 3 мая) ПЕТР АФОНСКИЙ (IX в.), почитается как первый отшельник и основатель монашества на Афоне, прп. (пам. 12 июня и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_104.htm...

Святцы – см. месяцеслов. Священник, иерей, пресвитер – священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени священства; имеет благодать совершать все таинства, кроме таинства Священства, т. е. возведения в священный сан другого лица. В белом духовенстве С.– это иерей, в монашестве – иеромонах. Поставление в С. совершается архиереем через рукоположение. Священномученики ( греч. ιερομρτυρες) – святые мученики, принадлежащие к священному чину (иерейскому или епископскому; в определении Архиерейского Юбилейного Собора 2000 года к лику С. причислены также диаконы). С. составляют особый лик святых, ибо хотя на Литургии С. воспоминаются вместе с другими мучениками, однако существуют службы священномученику и священномученикам (Минея общая). К известным С. относятся Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский († 107), Киприан, епископ Карфагенский († 258) и др. Из русских святых к С. относятся Ермоген, патриарх Московский и всея Руси († 1612), Арсений, митр. Ростовский († 1772), и др.; особенно много С. явилось в XX веке в России во время гонений на Церковь – они прославлены в Соборе Новомучеников и исповедников Российских. Именование С. связано с определенной традицией и не всегда является последовательным: так, пресвитеры–мученики могут называться просто мучениками (Авделай и Анания пресвитеры, пам. 17 апр.), а архиереи – мученики – святителями (например, святитель Филипп, Московский и всея Руси чудотворец). Священнослужители – лица, над которыми был совершено таинство Священства (рукоположение, хиротония), в котором они через нисхождение Святого Духа получили благодать совершать таинства (архиереи и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (диаконы). Существует три последовательные степени С.: диаконы, священники и архиереи. Седмица (от церковнослав. седмь – семь) – соединение семи последовательных дней, составляющих неделю (в Церкви Неделей называется только первый день С. – воскресенье). Церковная С. начитается с вечера субботы и заканчивается 9-м часом следующего субботнего дня. Сплошная С. – С., на которой в среду и пятницу нет поста: третья перед Великим постом (после Недели о мытаре и фарисее), сырная

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

200 Правило 12 . Никто же от пресвитеров в церкви, сущей внутри дома, да не служит, ни детей не крестит без повеления епископского, ибо изгонится и извержен от причта епископом да будет, если в домашних церквях служащие: дерзнут переступить через сие, да извергнутся: и приобщающиеся к ним да отлучатся. То же и в книгах: преподобного Никона Черногорца (лист 216 оборот), Матфея Правильника (состав 200, число 2) и Константина Арменопула (книга 1, сечен. 2, надп. 3). Статья 10. К епископам относятся сии слова: слушаяй вас, мене слушает: и отметаяйся вас, мене отметается, и: имже опустите грехи, опустятся им, и имже держите, держатся 1) Кормчая 201 Правило 1 . Каждый в данном ему чине да пребывает, и не преступайте заповедей, не суть бо наша, но Божия. Как говорит Господь, слушаяй вас, мене слушает, и слушаяй мене, слушает пославшего мя, и вас отметаяйся, мене отметается и мене отметаяся, отметает пославшего мя. Правило 2 . Восхищающие не дарованная им, раздражают Бога, как сынове корреови: и Озия царь. Ни диакону приносить жертвы, не есть достойно, ни крестить кого, ни благословения мала или велика сотворить. Также ни пресвитеру, не есть достойно поставления творить, и развращать чин священнический. Дерзнувший на такое, не с нами борется, но с великим архиереем Христом. Хоть Филипп и крестил скопца, и Анания менее Павла, но не сами себе восхитили святительского чина, но от Бога приняли власть, от несочетанного архиерея. Поместного собора в Новой Кесарии, на 14 правило толкование 202 Епископы городские, по образу есть от двенадцати апостолов. На них же дунул Господь: примите, сказал, Духа Святого. Им же отпустите грехи, отпустятся им, им же держите, держатся им. Всё это им даровано было, и благодать Святого Духа всем раздавали. К сему читай сего отделения в 8 статье, под числом 1, 39 правила святых Апостолов (стр. 94), 43 правила Карфагенского собора и 14 вопрос Иоанна Монаха (стр. 96–97), и под числом 5, глава 249–250 Симеона Солунского (стр. 109–110). 2) Блаженного Симеона Солунского

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vypiski-...

Последняя, окончательная победа Бога над ним будет иметь место, однако, в конце лишь мира, когда Господь поразит антихриста (изложению учения о последнем Ириней отводит почти целиком гл. 25–30). Основываясь на пророчествах Даниила, Апокалипсисе Иоанна Богослова и эсхатологических местах посланий ап. Павла, св. отец говорит, что антихрист будет богоотступником, рабом и разбойником; однако потребует поклонения себе как Богу и провозглашения себя царем. «Он устранит идолов, чтобы внушить, что он сам Бог; но себя превознесет как идола и в себе самом сосредоточит разнообразное заблуждение, чтобы те, которые посредством разных мерзостей поклоняются диаволу, служили ему посредством этого идола» (Гл. 25, 1). Антихрист будет гнать Церковь и верующих во Христа. Ему будут служить демоны. Он через них совершит великие чудеса для обольщения живущих на земле (Гл. 28,2). Произойдет он из колена Данова ( Иер. 8,16 ). Местом же обитания его будет Иерусалимский храм, согласно пророчеству Даниила ( Мф. 24, 15–17. 21 ; Против ересей. 25, 1–3). Число имени его 666. «Ибо Ною было 600 лет, когда потоп нашел на землю... И он (антихрист) восстановит все бывшее после потопа заблуждение выдуманных идолов и убиение пророков и сожжение праведных. И воздвигнутое Навуходоносором изображение имело в вышину 60 локтей, а в ширину 6 локтей; из-за него Анания, Азария, Мисаил были брошены в огненную печь, через свое приключение пророчески показывая имеющее быть в конце сожжение праведных» (Гл. 29). Данное число стоит также в лучших списках Апокалипсиса и подтверждается свидетельством учеников Иоанна Богослова – пресвитеров (Гл. 30,1). В соответствии с этим Ириней высказывает предположение, что антихрист будет носить имя Титан (если писать последнее как Τειτν). Настоящее слово содержит 666, состоит из шести букв, в каждом слоге по три буквы. Оно древне и неупотребительно; никто из царей не назывался так, и ни один из идолов, почитаемых у греков и варваров, не носил подобного имени. Но у многих оно почитается за божественное (Гл. 30, 3). Однако св. отец не «решается утвердительно объявить «Титан» за имя антихриста, зная, что, если бы необходимо было в настоящее время открыто быть возвещену его имени, оно было бы объявлено тем самым, кто и видел Откровение» (Гл. 30, З). 1521

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010