Мы знаем из ветхого Завета, что среди народа Божья были как истинные, так и ложные пророки. Последние неоднократно вводили людей в заблуждение, говоря от имени Бога. Господь сказал о них следующее через Иеремию: „Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали» ( Иер.23:21 ). Одному из таких пророков Иеремия объявил: «послушай, Анания: Госоподь тебя не посылал, и ты обнадёживаешь народ сей ложно. Посему так говорит Господь: вот, Я сброшу тебя с лица земли; в этом же году ты умрёшь, потому что ты говорил вопреки Господу» ( Иер.28:15-16 ). Другой яркий случай произошёл, когда царь Ахав собирался на войну против Сирии. Он хотел узнать волю Божью через четыреста пророков, говоривших от имени Господа, все они, особенно пророк Седекия, пророчествовали, что будет успех. Однако, это была ложь. О них всех сказал Божий пророк Михей царю Ахаву: «И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрёк о тебе недоброе» ( 3Цар.22:23 ). Очень скоро слова Михея исполнились буквально. Во времена Моисея подобным пророком был Валаам. Несмотря на то, что он знал волю Божью, Валаам решил действовать против Господа. Он научил моавитского царя, как ввести Израиля в грех, потому что «возлюбил мзду неправедную» ( 2Пет.2:15 ). Он погиб вскоре за своё преступление. В Новом Завете мы тоже имеем достаточно сведений о богопротивном говорении среди верующих. В Деяниях Апостолов 20:30 записаны слова ап. Павла ефесским пресвитерам: „И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (выделено автором). В книге Откровение 2:20 мы с удивлением читаем следующее: «Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное». В данной церкви города Фиатира состояла в членах женщина, считавшаяся Божьей пророчицей. Практиковала ли она глоссолалию или нет, мы не знаем. Однако, Господь назвал ее Иезавелью, по имени языческой жены царя-отступника Ахава, потому что она пророчествовала и учила тому, что было противно Богу. Не следует удивляться поэтому, если в коринфской церкви были люди, которые практиковали фиктивного рода глоссолалию и произносили ложные пророчества. Либо по смыслу выражений, либо буквально они произносили анафему на Иисуса. Эти люди оказались в ее членах, не получив возрождения, или же получив возрождение, поддались духу обольщения, по причине неверности Богу.

http://azbyka.ru/fenomen-glossolalii

После сего, по рассказу Флавия, царь внезапно увидел над головой своей сову, сидевшую на одной из веревок, и пораженный ужасом (так как еще в бытность его в Риме один авгур предсказал ему, что если он во второй раз увидит сову, то это будет указанием его близкой смерти) тут же почувствовал страшный припадок болезни, был перенесен в царские палаты и на 5-й день после сего умер. Этот рассказ о сове очевидно отзывается языческим суеверием, а с точки зрения истинной религии дееписатель объясняет причину внезапной болезни Ирода поражением его от ангела, что без сомнения и есть истинно. Затем дееписатель конкретнее определяет болезнь царя (изъеден червями), Флавий же точно замечает продолжительность болезни царя – на 5-й день умер. В сущности, оба сказания одинаковы; объяснение же болезни царя, без сомнения, вернее у дееписателя. Возвращение Варнавы и Савла в Антиохию (24–25) 24. Слово же Божие росло и распространялось. 25. А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком. Слово же Божие росло и распространялось: прерванное рассказом о смерти гонителя, повествование снова возвращается к событиям в Церкви Христовой. Несмотря на гонение Иродово, число обращающихся к Христу увеличивалось, особенно же, конечно, со смертью гонителя, в которой так ясно для взора веры выразилась казнь Божия за гонение на Церковь Христову. – Варнава и Савл возвратились из Иерусалима и пр.: они получили поручение от антиохийского общества отнести пособие собранное членами оного в Иудею вообще, а не собственно в Иерусалим только ( Деян.11:29–30 ). Очень может быть, что они во все время гонения Иродова, непродолжительного как видно, и ограничивавшегося только Иерусалимом, не были собственно в Иерусалиме и путешествовали по Иудее, раздавая через пресвитеров собранные пособия, в Иерусалим же прибыли уже после отъезда Ирода оттуда в Кесарию, или даже после его смерти. Затем, исполнив и здесь возложенное на них поручение, снова возвратились в Антиохию, хотя и неизвестно, скоро ли по смерти Ирода. Во всяком случае, впрочем, сказание о смерти Ирода, в связи с обстоятельствами отправления Варнавы и Савла из Антиохии и возвращения туда, дает определенное хронологическое указание, важное для летосчисления Книги Деяний: смерть Ирода, по достоверному счислению, относится к 44-му году по Р. Хр., следовательно, и помянутые события в Церкви Христовой. – Взяв с собою и Иоанна: о котором упоминается выше в ст. 12. Глава 13 Путешествие Варнавы и Савла на Кипр и обращение проконсула Сергия Павла (1–12) 1. В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. 2. Когда они служили Господу и постились, Дух святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. 3. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Пророчество о голоде и милостыня христианам в Иудее (27–30) . 27. В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. 28. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при Кесаре Клавдии. 29. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братиям, живущим в Иудее. 30. Что и сделали, послав собранное пресвитерам чрез Варнаву и Савла. В те дни (когда Варнава и Савл продолжали свою деятельность в Антиохии, как учителя в собраниях церкви; ср. ст. 30) пришли из Иерусалима в Антиохию пророки: почему пришли, по собственному ли побуждению от Духа, посланные ли от общества христианского в Иерусалим, или рассеявшиеся из Иерусалима в числе прочих – не говорится. Пророки: между разнообразными дарованиями духовными, которыми так богата была первенствующая Церковь Христова, сообщался в обилии некоторым дар пророчества в тесном значении слова, как дар предсказания будущих событий, недоступных для естественного человеческого ведения ( 1Кор.12:10 ). Таким даром обладали пришедшие в Антиохию из Иерусалима пророки, как видно из пророчества одного из них – Агава. Это тот Агав, о котором упоминается еще раз после ( Деян.21:10 ). Этот Агав, встав, как можно думать, во время одного из богослужебных общественных собраний (ст. 26), предвозвестил Духом: точнее – означил (назнаменоваше – слав.), в соединении с каким-либо внешним образным действием предсказал, как и после он в соединении с образным же действием предсказал узы св. ап. Павла ( Деян.21:10 ). – Что по всей вселенной будет голод: предсказал он сие Духом, т.е. по особенному откровению Св. Духа. Так как он был пророк: то сие откровение, вероятно, было ему даровано под употребительнейшим из тех способов, какими сообщались откровения ветхозаветным и новозаветным (Иоанну в Апокалипсисе) пророкам, т.е. в видении, под покровом образов и символов. Одним из свойств пророческих созерцаний, зависящим от способа откровений им в видениях, замечается то, что у них что-либо великое и необычайное представляется под видом всеобщего, причем употребляются усиленные выражения, и – еще – созерцая будущие события, разделенные временем, на одной картине, как бы в перспективе, пророки не отделяют иногда событий, разделенных некоторыми промежутками времени, а представляют их как бы одновременными (оба эти свойства пророческих речей с особенной выразительностью обнаруживаются, например, во второй части книги пророка Исайи: Ис. 40–66 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Собрав церковь: именно нарочито по сему важному случаю собрав антиохийское христианское общество (ср. Деян.15:30 ), Павел и Варнава рассказали все, что сотворил Бог с ними, не – что они сделали в продолжение своего путешествия, а что через них сотворил Бог, бывший с ними, – смиренное сознание ничтожества своего, все делал Бог, а не они. – Дверь веры: образное выражение принятия в лоно Церкви Христовой, или – обращения язычников от их ложных богов ко Христу (ср. 1Кор.16:9 ; 2Кор.2:12 ; Кол.4:3 ). – Рассказали: «чрез это устрояется великое дело. Надлежало наконец свободно проповедовать язычникам; потому они и приходят возвестить, дабы те могли знать об этом, ибо случилось, что тогда же пришли и возбранявшие беседовать с язычниками» (Злат.). – Здесь оканчивается сказание о первом апостольском путешествии к язычникам великого апостола язычников с Варнавой. Глава 15 Смущение в Церкви Антиохийской (1–4) 1. Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. 2. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве, и некоторым другим из них, отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. 3. И так, быв провожены церковию, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая о обращении язычников; и производили радость великую во всех братиях. 4. По прибытии же в Иерусалим, они были приняты церковию, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними, и как отверз дверь веры язычникам. Пришедшие из Иудеи, учили братьев и пр.: принятие язычников в царство Христово помимо иудейства не ограничивалось только теми недоумениями, какие выразились в порицании Петра обрезанными, по возвращении его из Кесарии после обращения ко Христу язычника Корнилия с его родственниками и друзьями ( Деян.11:1–3 ). Воззрение иудеев на обязательность божественного закона Моисеева для достижения оправдания перед Богом было слишком глубоко внедрено в дух истого израильтянина, чтобы и по переходе в христианство все могли без борьбы отказаться от этого воззрения и убедиться в ненужности этого закона в христианстве, в исполнении и потому отмене его Христовым учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Так как этот совет нисколько не противоречил учению Павла о значении Моисеева закона в христианстве и мог достигнуть вполне той цели, которой достигнуть желали Иаков и пресвитеры и сам Павел, конечно, то премудрый апостол не медлит приведением его в исполнение. – В следующий же день он, очистившись с четырьмя мужами, имевшими на себе обет назорейства (см. прим. к ст. 24), вошел в храм, где по закону должен сниматься обет назорейства, и объявил священникам, которые должны были снимать обет и приносить установленную жертву, что время очищения через обет назорейства, на которое возложили на себя этот обет четверо мужей, оканчивается через семь дней (см. 27), что по сему случаю надобно принести за них жертву и остричь голову; при сем, конечно, апостол объявил, что издержки на жертву за каждого из них он принимает на себя (ст. 24). «Павел же, смотри, послушался их и сделал все (предложенное), и – не медлит, но показывая свое послушание на деле, тотчас берет тех, с которыми намеревался совершить очищение, – так пламенно он разделял эту предусмотрительность!... Отсюда видно, что не непременно следовало сделать это, а что это было делом предусмотрительности и снисхождения. Это не могло препятствовать проповеди: ибо они же дали и ту заповедь касательно язычников» (Злат.). А между тем это действие апостола действительно могло рассеять предубеждение против него палестинских христиан из иудеев; впрочем, оно не вполне пришло в исполнение, ибо окончание его было предупреждено бурным возмущением против Павла неверующих иудеев, которое, во исполнение предсказаний Духа об узах и скорби Павла в Иерусалиме, дало событиям именно такой оборот и направление. 27. Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ, и наложили на него руки, 28. Крича: мужи Израильские! помогите; этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм, и осквернил святое место сие. 29. Ибо пред тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина, и думали, что Павел вводил его в храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Так некогда масса, восклицавшая – осанна Сыну Давидову, кричала спустя несколько дней – распни Его. – Побивали Павла, а не Варнаву, вероятно, потому, что Павел был начальствующий в слове (ст. 12), сильный проповедник и главный враг разъяренных иудеев. Что прибегли именно к этой казни – побитию камнями, это указывает, что инициатива была в руках именно иудеев, у которых была в употреблении эта казнь. – Об этом, вероятно, побиении камнями вспоминает апостол во втором своем послании к Коринфянам ( 2Кор.11:25 ). – Ученики собрались около него: или для его погребения, так как он вытащен был из города и брошен вероятно на съедение зверям и птицам, или вообще посмотреть, что с ним. Вероятно, во время самого мятежа, когда Павла побивали камнями, ученики скрывались, чувствуя себя не в силах противостоять мятежной толпе и опасаясь своим присутствием еще более воспламенить мятежные страсти, и – вот по утишении мятежа, когда Павел как мертвый выброшен был за город, они из чувства глубокой скорби о своем учителе собрались около него. – Он встал и пошел в город: без сомнения это укрепление телесных сил Павла, которого сами враги его считали уже умершим, есть действие чудесное, только дееписатель говорит прикровенно говорит о его чудесности в самой краткости выражения. Чудная при сем и твердость духа у апостола: он возвращается опять в город, в котором только что побили его камнями, до смерти, как полагали побивавшие (ср. Злат.). – В Дервию: см. прим. к ст. 6. 21. Проповедав Евангелие сему городу и приобретши довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, 22. Утверждая души учеников, увещавая пребывать в вере, и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. 23. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом, и предали их Господу, в которого уверовали. Приобретши довольно учеников: в Дервии проповедь Павла и Варнавы была благоуспешнее или по крайней мере благополучнее, чем в Листре; здесь они не подвергались гонению со стороны иудеев и – приобрели учеников довольно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Сапор, обманутый клеветами, начал с того, что обложил христиан огромными налогами, которых большая часть из них не могли уплачивать, потому что отказались от имений своих, и жили в нищете. Сборщикам повелено было подвергать их всевозможным притеснениям, чтобы только отвратить от веры. Когда насилия эти оказались безуспешными, то Сапор повелел обезглавить всех членов клира, разрушить церкви, отобрав в казну сосуды и все вещи богослужебные. Он потребовал Симеона к себе, обвиняя его в измене отечеству и вере своих предков. Тогда маги, с помощью евреев, устремились на церкви, схватили Симеона, обременили его цепями и привели к царю. Симеон отверг все предложения, пренебрег всеми угрозами и был ввержен в темницу. При выходе из дворца он увидал старинного друга своего Усфазада, приветствующего его, но отвратился от него с негодованием. Усфазад, управитель дворца и старый наставник Сапора, устрашась гонения, изменил вере. Симеон знал это, и потому увидев отступника, выразил негодование. Усфазад, пораженный этим, воскликнул: «Горе мне несчастному! Что же будет мне от Бога, Которому изменил, если старинный друг мой Симеон так со мной обращается и удалился от меня, не сказав мне ни слова,!» Он рыдал и предавался всем ужасам скорби. Царя уведомили о том и он спросил его о причине печали. Усфазад не скрыл её от царя и мужественно исповедал веру, от которой, по-видимому отрекся. Сапор старался преклонить его ласками, но видя все усилия свои тщетными, приказал обезглавить почтенного старца. Усфазад просил, как последней милости, чтобы, когда поведут его на казнь, ему предшествовал бы вестник и громогласно кричал, что он осужден не за нарушение обязанностей своих к царю, но за то, что христианин. Просьба его была исполнена; он мужественно шел на казнь и умер за веру, а Симеон, узнав о том в темнице своей, воздал хвалу Богу. Настала очередь святителя, его повели на казнь и с ним сто человек христиан. Он убеждал их всех мужественно умереть и затем сам был обезглавлен. Среди этих мучеников отличались Авделай и Анания, два престарелые пресвитера, помогавшие Симеону в церковном управлении. Так как Анания перед смертью трепетал, то Фузик, начальник художников царских, сказал ему: «Старик зажмурь на минуту глаза и крепись, через мгновенье ты увидишь свет Христов». Так как один из доносчиков слышал это, то Фузика отвели к царю. Мужественный христианин отвечал тирану столь твердо, что был осужден на казнь более жестокую, чем другие. Палачи пронзили ему горло и чрез это отверстье вытащили язык. Дочь его, дева, посвятившая себя Богу, по доносу в то же время мужественно претерпела мученичество вместе с отцом своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

После Иоаса принимает управление царством его сын Амасия, царствовавший 39 лет. Амасии наследовал точно так сын его Озия (срав. 4Цар. 14:2 ; 2Пар. 25:1  и Евсевия), царствовавший 52 года и умерший от проказы. В его время жили пророки Амос и Исаия, его сын, Осия, сын Беера, и Иона, сын Амафа, родом из Гет Хабер; он проповедовал Ниневитянам, вышед из чрева чудовища, его поглотившего. Озии наследовал его сын Иоафам, царствовавший 16 лет. В его царствование жили еще пророки Исаия, Осия, Михей Морасфитянин ( Мих. 1:1 ) и Иоиль, сын Вафуила. Иоафаму наследовал сын его Ахаз, царствовавший 16 лет. Приблизительно на 15-м году царствования Ахаза Израиль отведен был в плен Вавилонский, a Салманасар, царь Ассирийский, и жителей Самарии переселил в Мидию и Вавилон ( 4Цар. 18:10, 11 ). Ахазу наследовал Осия, царствовавший 8 лет, потом Езекия, царствовавший 29 лет. Сей царь, лежавший почти уже при смерти, своей святой жизнью заслужил то, что Бог устами Исаии удлинил ему жизнь еще на 15 лет, каковое обещание подтверждено было Богом чрез возвращение тени солнечной назад ( 4Цар. 20:6  и д.). Исаия, Осия и Михей пророчествовали до царствования Езекии. Говорят, что они жили после Ликурга, законодателя Лакедемонян. Действительно Диевхида в 4-й книге своей «истории Мегары» относит жизнь Ликурга примерно к 290-му году по взятии Трои. Исаия же и с ним Михей, Осия и Иоиль, сын Вафуила, пророчествовали еще в 200-м году после Соломона, в царствование которого, как мы уже говорили о сем выше, Менелай приезжал в Финикию. После Езекии царствовал сын его Манассия в течение 55 лет. Потом сын его Амос в течение двух лет. После Амоса царствовал Иосия его сын, считаемый за справедливейшего и благосклоннейшего; царствование его продолжалось 31 год. Он повергал трупы людей на изломанные и опрокинутые статуи идолов, как I написано в книге Левит (26:30; срав. 3Цар. 13:2 ; 4Цар. 23:14,20 ). В его время, в 18-й год его правления, Пасха была празднуема с таким великолепием, с каким не была еще совершаема она никогда, ни Самуилом ни кем либо из предшественников Иосии ( 2Пар. 35:18 ; срав. 4Цар. 23:22 ). В его время Хелкия священник, отец пророка Иеремии, найдя в храме книгу Закона, за чтением её и скончался. При сем царе пророчествовали Олдай, Софония и Иеремия. Этому последнему современником был лжепророк Анания, не послушавшийся Иеремии и в том же году умерший. Что касается Иосии, то он был убит на р. Евфрате, куда отправился на встречу царя Египетского Нехао, шедшего на Ассириян ( 4Цар. 23  и  2Пар. 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

к. за ними ничего не лежит. Они являются остатком того, что содержалось в Древней Церкви и что в ней имело свой смысл и свое значение. Несомненно, что эти возгласы взяты из императорского византийского церемониала, но они не были введены в чин последования, как нечто новое, чего раньше в нем не было. Они заменили в нем то, что в нем имелось, или, точнее, придали этому содержанию новую форму. Возглас « κλευσον» в императорском церемониале обозначал испрашивание согласия императора на совершение того или иного действия. Из трех возгласов, последний – «повели, преосвященнейший владыко» – относится к рукополагающему епископу, первый – «повели» – вероятно относится к самому ставленнику, второй – «повелите» – не может относиться ни к епископу, ни к ставленнику. Множественное число возгласа «повелите» может указывать только на обращение к народу за получением его согласия на поставление клирика 36 . В Древней Церкви поставление, как и любой церковный акт, требовал предварительного согласия всей местной церкви, причем – даже в том случае, когда поставляемый ею избирался. Как указано выше, роль епископов, съезжавшихся на поставление, заключалась в том, чтобы удостовериться в согласии народа на поставление данного лица. По сравнению с «Апостольскими постановлениями», где этот момент согласия особенно подчеркнут, в современных чинах изменилась только форма согласия, а существо осталось тем же, что было и раньше 37 . Оно сохранилось в литургической памяти, хотя в настоящее время никто больше не спрашивает согласия ни пресвитеров, ни народа. За приводом ставленника и троекратным возглашением «повели, повелите…» следует возглас диакона «вонмем», после чего епископ возглашает: «Божественная благодать всегда немощная врачующи… проручествует…» Глагол «проручествовать» ( ποχειρζομι) означает «предуготовлять, предназначать, предызбирать». В этом смысле он употребляется в новозаветных писаниях, как например в Деян. 22, 14 : «Он (т. е. Анания) сказал мне: Бог отцов наших предызбрал тебя ( προχειρστ σε), чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

(5) Исаия же, а с ним и Михей, Осия и Иоиль, сын Вафуила, пророчествовали еще в 200-м году после Соломона, в царствование которого, как мы уже говорили выше, Менелай прибыл в Финикию. (120, 1) После Езекии царствовал сын его Манассия в течение 55 лет. Потом сын его Амос в течение двух лет. После Амоса царствовал Иосия, его сын, почитаемый за справедливейшего и благосклоннейшего; царствование его продолжалось 31 год. Он повергал кости мертвецов на изломанные и опрокинутые статуи идолов, как предсказано было в книге Левит ( Лев. 26:30 ). (2) В то время, на 18-м году его правления, Пасха праздновалась с таким великолепием, с каким никто никогда ее не совершал – ни Самуил, ни кто-либо из предшественников Иосии. В его время Хелкия священник, отец пророка Иеремии, найдя в храме книгу Закона, за чтением ее и скончался. При этом царе пророчествовали Олда 128 , Софония и Иеремия. (3) Современником последнего был лжепророк Анания. Иосия, не послушавшийся Иеремии, был убит на реке Евфрат, куда отправился встретить царя Египетского Нехао, шедшего на ассириян 129 . (121, 1) Иосии наследовал сын его Иехония и сын его Иоахаз, царствовавший 3 месяца и 10 дней. Нехао, царь Египетский, заковал Иоахаза в цепи и увез в Египет, а вместо него царем поставил его брата Иоакима; ему поручил он собирать подати с народа, обложив ими всю страну. Иоаким царствовал 11 лет. (2) Преемником был одноименный ему сын его Иоаким 130 , царствовавший всего 3 месяца. Затем следует Седекия, царствовавший 11 лет. (3) В его царствование пророчествовал еще Иеремия. В то же время пророчествовали и Вузий, и Урия, сын Самея 131 , и Аввакум с ними. Этим кончается ряд царей еврейских. (122, 1) На 12-м году царствования Седекии, следовательно за 70 лет до владычества персов, Навуходоносор воевал с финикиянами и иудеями, как повествует о том Берос в своей «Истории халдеев». (2) Юба в своем творении об ассириянах говорит, что заимствует исторические сведения у Бероса и, таким образом, ручается за правдивость этого историка.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010