И приказал он казначеям принести драгоценности, золото и серебро, разноцветные шелковые ткани и, положив перед ним, сказал: «Несчастный злодей, возьми все это, и слуг, и служанок, коней, мулов и верблюдов, [дам] я тебе также достойное тебя княжество, здесь или в Гохтне, [где ты пожелаешь]. Подумай о нашем пророке, который даровал нам сие великое государство, а там уготовил сладкую жизнь в раю». Святой ответил ему: «Я давно слышал о твоем красноречии и хитрых уловках; многих своим красноречием ты потянул в пропасть погибели и сделал такой же жертвой геенны [огненной], как ты сам; одних – грозными речами, других – смеренными, ласковыми словами, третьих – суетным имуществом и иным достатком, некоторых – [посулами] возвеличить преходящей властью и почестями и многих обманул ложной надеждой, суля [им] вечную жизнь и сладостный рай. Ты всячески пытался своей мудростью, легкой на всевозможные выдумки, вывести колеблющихся на публичное обозрение и, заставив отречься [от истинной веры], погубил их. За них ты ответишь вечными муками в геенне огненной. Но меня, раба Божьего, ты не сможешь победить своими хитрыми и злостными уловками, ибо я защищен страхом Божьим, а знание Св. писания преисполнило меня силой хранить заповеди Христа, и я искуснее и образованнее вас и в вашем лжеучении. Ибо вождь ваш, которого вы называете пророком, умер, а кости и могила его находятся при вас; а ты приближаешь его к Богу и называешь распорядителем рая – его, ставшего причиной и провозвестником вашего заблуждения. Если же ты хочешь поступить со мной по справедливости, позволь мне открыто [придерживаться] христианских обычаев и следовать вере моих предков. И мне не нужна эта твоя преходящая слава; если хочешь, можешь отнять у меня мои владения, ибо я [все равно] покину их, как всякий [смертный] человек. Где мировая власть твоего отца или владычество твоих братьев? Не превратишься ли и ты в мгновенье ока в тень, ведь и ты смертен?». Тиран, преисполненный ярости, приказал бросить его в темницу и приковать ногу к пню. В темнице он стал молить, чтобы приковали ему и вторую ногу. И они, дивясь смелому желанию, исполнили его просьбу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Сведения о расправе над Закарией содержатся в продолжении «Хроники» Самвела Анеци: «В 1393 г. владыку Теодороса убили в Сисе, и его место в течение 12-ти лет занимал Бокик Карапет. В это же время побили камнями в Востане Закарию Ахтамарци, обоих в том же 842 г.» 1159 . Мученичество владыки Закарии 1160 , католикоса Ахтамара Святейший патриарх наш владыка Закарий узрел прародителя зла дьявола, человекоубийцу изначала и врага истины и, воспламененный любовью к Богу, вознесся к светильнику веры, как яркий и светоносный факел блистая семью лучами своего богопочитания, сиречь семью добродетелями своей души: прежде всего, совершенством [в исповедании] истинной веры, во-вторых, непоколебимой надеждой на будущую вечную жизнь, в-третьих, ревностной и безграничной любовью к Богу и людям, а также мудростью, которой был украшен, мужеством, коим отличался, целомудрием в желаниях и верностью справедливости. Этими семью огнями он возжег пламя на каменном возвышении. И сей яркий факел пожелал потушить дьявол . По прирожденному злонравию, питая ненависть к истинной вере, он навлек беду на архиерея Божьего, [настроив против него] судью города Востана, некоего коварного и жестокого мужа, родом перса 1161 , который пришел к католикосу затаив злобу, преисполнявшую его сердце. Желая каким-нибудь образом излить ее, мерзавец сказал: – Возьми мой мешок на хранение. А владыка мягко отвечал: – Мой дом неподходящее место для склада, молла. Иди и найди годное для своих припасов место. Тогда мерзавец и жестокосердный [муж] тот стал сердито поносить его и замахнулся на него. И когда он нанес святому, стоявшему со скрещенными на груди руками, пощечину, Закария сказал: – Молла, перестань делать недостойные вещи. Не к лицу тебе поднимать руку на меня без всякой причины. Очевидцы тут же передали о случившемся другим, и вскоре там собралась толпа мужчин и женщин. Неверный, видя это, пришел в еще большую ярость. Он схватился за ворот своей одежды и разорвал ее, затем стал вырывать бороду и делал это до тех пор, пока все его мерзкое лицо не покрылось кровью. В таком же виде он покинул Ахтамар, отправился в Востан и, представ в бане перед эмиром, оклеветал христиан Ахтамара и католикоса.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

«Мученичество Вардана Багишеци» написано сразу после кончины Вардана, в 1421 г. Оно начинается вступлением, которое соответственно теме написано возвышенным стилем, блещет красноречием и ораторским искусством. В нем прославляются те же «дивные помыслы» Бога, его милосердие и «избранник Божий», что и в житиях, написанных риторическим стилем. Однако здесь упор делается на то, что с точки зрения агиографа особенно ценно в подвижнике-мученике и что должно подчеркнуть величие его подвига. Образным сравнением с плодами, которые «особенно желанны... в зимнее время», Аракел Багишеци развивает мысль о том, что подвиг мученика, совершенный в годы жестокого гнета иноземцев, достоин особого почитания. Таков именно подвиг Вардана Багишеци, совершенный «в сумеречное зимнее время, когда вырван плод добра у рода людского, в это морозное и бесплодное, гореобильное и лютое время». Это общее место мученичеств применительно к условиям Армении XV века наполняется конкретным содержанием и получает современное звучание. Багишеци провозглашает, что целый мир не стоит такого подвижника и его подвига. И обычный, как он, человек, «погрязший в грехах, заблудший душой и безрассудный», недостоин вести повествование о нем. Лишь горячая любовь к мученику и упование на Бога оправдывают его дерзость. После столь возвышенного вступления Аракел Багишеци переходит к описанию конкретной обстановки бесправия армянского населения, к истории жизни и мученичества Вардана, повествуя об этом, в отличие от возвышенного слога вступительной части, простым разговорным языком. Багеш и другие города Южной Армении находились в руках курдского эмира Шамс-ад-дина, который «озлоблен был на армянский народ «принуждал христиан отречься от Христа и обратиться в их веру». От произвола и самосуда курдского эмира никто не был огражден, ибо «он взял себе за правило обращать в свою веру [всякого] встречного христианина». И вот в такое время появляется человек, готовый вступить в спор с эмиром и защитить свой народ от поношения. В условиях жестокого бесправия всем это кажется шуткой. Но Вардан полон решимости. Он отправляется к эмиру и вступает с ним в спор. Вопросы и ответы Вардана проникнуты народной мудростью. Они являются выражением интересов простых тружеников. Вардан пытается доказать эмиру, что все люди равны и достойны уважения независимо от положения и вероисповедания. В сей день мученичество св. страстотерпца Вардана, [замученного] в городе Багеше 1201

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Ко всему этому царь-хондкар прибавил и то, что ожесточил свое сердце в отношении христиан епархии, которая находилась под его властью. В сей год он отдал приказ в зимнее время христианскому [духовенству] снять головной убор, т. е. клобук, и на головы христиан надели черные колпаки, которые носит латинский народ; и многим другим испытаниям, о коих невозможно рассказать, [подвергли] их, много злодеяний совершили, ибо грехи наши умножились. И приказ царя стал суровее, согласно пророку, который говорит: «Все это свершилось с нами за грехи наши». И сей приказ распространился не на один город или область – от Византии до Тигранакерта с его обширными землями и областью христиане были погружены в траур в его царствование. И это случилось не по воле царей, а по воле Божьей и из-за наших грехов. Вновь исполнилось пророчество Исайи: «Плешь на ваших головах: за вашу гордыню, и надменность вашу 1242 , и разврат» 1243 . Ужели Господь Бог не посетит своих слуг; и причинивший им страдания не смилуется над ними, и не спасет разумное стадо свое от озверевших волков – царей народа стрелков, и не уничтожит их царства над нами! Аминь. Ибо за это время вся страна была вытоптана конями и опустошена и уменьшился урожай от копыт: недоставало хлеба и плодов. Но земля Осхо 1244 по дарованной Богом милости изобиловала хлебом. Это изобилие и стало причиной их мученичества. Своим слабым разумением я поведаю кратко об истории отважных и мужественных мучеников дьякона Маргарэ и Шаримана. Сии славные мученики были из земли Тчсис, по происхождению христиане, исповедовали веру св. Лусаворича. Земля Восит находится в Сирийской Месопотамии, между Тигранакертом, Мердином 1245 и Эдессой, из прославленного селения Тургуран. В их селении был некий нечестивый судья по имени Махмет. Видя, что в Тургуранском крае выдался большой, обильный [урожай] хлеба, он алчно думал над тем, как бы незаконно собрать с них податей и дахеканов больше установленного. [И вот] он вызывает к себе танутэров села и хитростью берет у них якобы в долг дахеканы, но затем, открыто проявив свою алчность, говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Некая благочестивая женщина, расстелив свой головной платок перед святым и собрав всю кровь по каплям, с великой надеждой понесла к себе домой. Неверный тиран повелел сторожить тело, дабы верующие, придя ночью, не украли его; в случае же поимки кого-нибудь [он приказал] наказать таковых, дабы [тело] его осталось там на съедение зверям. На третий день, в то время как стража охраняла тело святого, с неба снизошел на славное тело свет. Видя это, толпа верующих и неверующих вознесла хвалу Богу. Тогда неверный судья повелел христианам взять и согласно своим обычаям похоронить небесное сокровище. Услышав об этом, собрались все – священники и народ и, взяв тело, понесли похоронили в храме святого воителя Саргиса. А неверный судья повелел схватить христиан и многих наказал; и, отняв у них тело блаженного, они понесли и бросили на место казни, требуя от христиан драгоценностей, и, только получив требуемое, они разрешили пойти и взять тело святого. С большими почестями [христиане] похоронили святого в монастыре св. Карапета и св. Григора Лусаворича во славу Бога Христа. Мученичество Закарии Ахтамарци Памяти армянского католикоса Закарии Ахтамарци, зверски замученного курдским эмиром Аздином, в армянской средневековой литературе посвящены три произведения: предлагаемое в русском переводе мученичество, элегия 1154 и «Гандз» 1155 . Первые два сочинения принадлежат перу Григора Хлатеци, третье – Григору Ахтамарци, ученику Закарии Ахтамарци 1156 . О том, что «Мученичество Закарии» написано Григором Хлатеци, сообщает в своей «Истории» Товма Мецопеци: «Сей Амир Ездин, восставший против Юсуфа, правителя Востана, в 842 г. убил католикоса Ахтамара, которого звали Закарием. Историю его можешь прочесть в Прологе св. вардапета Григора» 1157 . Об этом же свидетельствует почти буквальное соответствие мученичеству элегии, оставленной Григором Хлатеци в памятной записи к переписанной им в 1393 г. рукописи Евангелия 1158 . В тех же выражениях и с теми же подробностями в элегии описывается смерть Закарии Ахтамарци, единственное различие с мученичеством – стихотворная форма.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В это время царь, прослышав о жестоких насилиях и притеснениях, чинимых в стране Армянской [персидскими] чиновниками, послал трех [своих] верных вельмож навести в стране порядок. Одного из них звали Нато, он носил титул «дровандакана» 906 , второго – Пероз, этот был мобетом 907 области Рей 908 , и третьего – Хойап, сей был придворным царя. Прибыв в Армению, они многое упорядочили. И как-то, устроив публичное судилище, они по царскому приказу заняли судейские места. Тогда нечестивые мужи известили вельмож: «В тюрьме находятся трое мужей, которые отворотились от нашей веры и приняли христианство, некий ражик 909 , по имени Нерсес, некий Саак из Атрпатакана 910 и некий перс Иезидбузид». И те приказали привести их. И вот мобет говорит Нерсесу: – Почему ты стал христианином? Блаженный сказал: – Моя мать была христианкой, и я с детства уверовал в Христа, ваша вера мне совершенно чужда. Мобет] спросил и Саака. И тот сказал: – Я с детства христианин. А блаженный Иезидбузид стоял позади и тихим голосом пел шестой псалом: «Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня» 911 . И [судья], отделив тех, говорит Иезидбузиду: – О ты, несчастный, почему ты отрекся от светлой веры, уверовал в темное христианство да еще, насилуя себя, продолжал приносить жертву огню? – Да, приносил жертву, но я лучше тебя разбираюсь в магии. И если позволишь, я поведаю тебе, и ты поймешь, насколько лучше любой другой вера христианская, изучив которую я пришел к твердому убеждению, что только христианство может спасти от страшной смерти. Услышав это, мобет приказал сорвать с него одежду и клобук. Святого стали бить по голове и с корня выдрали бороду. Затем велели еще на три дня заключить в темницу трех блаженных. После чего вновь привели их [на допрос], но и на этот раз не смогли сломить. Тогда их заперли в какой-то комнате, не давали есть и пить, и мобет приказал всю ночь окуривать их дымом. Измученные святые кричали и взывали: «Поспеши, Боже, избавить нас, поспеши, Господи, на помощь нам» 912 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

И ныне я, страждущий и недужный, хранитель тайны святого подвижника, написавший сие мученичество по собственному побуждению, через сии истории мучений прошу вас, отцов и братьев, помолиться за меня Господу, удостоившему меня, недостойного, написать это повествование и оставить его потомкам. Ибо благодаря вашим молитвам, возможно, я избегну сонма грешников и, быть может, Христос сподобит встретиться с теми, о коих говорится: «Придите, благословенные Отца Моего» 992 , удостоит и нас, и всех верующих имени своего, которому слава и поклонение вместе с Отцом и св. Духом во веки веков. Аминь. Мученичество Амазаспа и Саака «Мученичество Амазаспа и Саака» – мартиролог эпохи арабского владычества. Герои его принадлежат к числу самых активных участников армянского освободительного движения, направленного против арабского ига. Внутренняя борьба за власть в Арабском халифате между Омейядами и Аббасидами, начавшаяся в середине VIII в. и длившаяся почти целое десятилетие, послужила причиной оживления освободительных настроений в Армении, с одной стороны, и активизации внешней политики Византии – с другой. Пришедший к власти Абул-Аббас, первый Аббасид, потопил в крови восстание армян 747–750 гг. Пошатнувшееся было положение арабов в завоеванных странах при нем укрепилось. А при его преемниках засилье арабов и налоговое бремя приняли чудовищные размеры. В то же время Аббасиды жестоко подавляли стремление армян к внутренней независимости. В этих условиях немало нахараров-князей переселяется в пределы Византии. «Многие из армянских князей, – пишет историк Гевонд, – покинув наследственные владения свои, бежали в землю греческую, под покровительство императора Константина» 993 . Однако основная масса их вступила на путь борьбы с арабами. Первыми дали отпор арабам князья Арцруни – Саак и Амазасп, сыновья Ваана Арцруни. В 762 г. они с оружием в руках встретили вторгшийся в Васпуракан арабский отряд, возглавляемый военачальником Сулейманом. Вступив с ним в бой, князья Арцруни разбили превосходящие силы врага, но и сами пали в бою. Борьбу с арабами продолжил их брат Гагик, отомстивший за смерть своих братьев и «убивший Сулеймана вместе со многими другими» 994 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

А он отвечал им: – Хоть я и юн, но не безрассуден. Даниил, будучи двенадцати лет от роду, обличал старцев. Иосиф в том же возрасте благодаря своей мудрости управлял всем государством фараона. Я лучше вас разбираюсь в ваших россказнях и [знаю], что они лживы и суетны. Тогда они сказали ему: – Не сходи с ума и не говори чепухи, как младенец, не думай, что ты мудрее и умнее наших вождей, давших нам это учение. И блаженный ответил им: – С детских лет своих я был отдан [в школу] для овладения учением вашим. Однако, видя омерзительные дела наставников ваших, я бежал от них. И теперь вы хотите, чтоб я принял такую веру? [Нет], я не последую вашим гибельным советам. Поняв, что воля его тверда и он не прислушается к их словам, они решили дать ему выпить завороженной воды в надежде на то, что он, потеряв разум, обратится к своей вере. Однако он осенил [воду] крестным знамением, и [ворожба] не подействовала на него. Тогда отец и братья стали бить его палками, бранить и говорить: «Не [обрекай] себя и нас на гибель». Он же, уповая на Бога, стойко, с великим терпением переносил [все]. И они оставили его в тех же оковах и много дней держали [в таком состоянии]. Не видя выхода из положения, некоторые из близких, любящих [его] священников, будучи невежественны, сказали ему: «Притворно согласись выполнить их волю и освободись от этих оков. А затем иди куда пожелаешь и исповедуй христианскую веру». Думая, что они дают ему правильный совет, он согласился исполнить их волю и обратиться в прежнюю веру. Те, обрадовавшись, отпустили его. По истечении же нескольких дней он вспомнил об обете веры, принятой им ранее. «Почему я, как глупец, поддался обману», – [говорил он себе]. И тайно отправился в Мазазскую область 1067 , то есть в Бджни, в Ишханский монастырь, расположенный между двумя высочайшими горами и окруженный густым лесом, к некоему пустыннику, которого звали Саргисом, просить у него совета, как жить дальше и куда ему идти, [ибо] муж сей сиял на нашей земле своей святой жизнью и отшельничеством и был украшен священническим даром. По его совету он отправился в гавар Севордеац 1068 , в прославленные и знаменитые монастыри Ахпат и Санаин 1069 . Там жил он в истинной вере, приняв имя Иосеп. Он написал родителям и известил их о своей вере в Христа, сообщив: «Я есмь христианин».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

А тот говорит: – Молчите до дня их поста, в этот день мы подвергнем его обрезанию. Если же он воспротивится, предадим его мучительной смерти. И они хранили молчание до последнего дня недели Масленицы, а в означенный день пошли схватили его и увели с собой. Увидев это, родители с горьким плачем и стенаниями пошли за ним. Тогда он сказал им: – Добрые мои родители, не плачьте о моей смерти, а плачьте о погибели моей [души]. Молю вас, не дайте вашему труду, [затраченному на меня], пропасть и благословите меня, ибо сегодня я, подобно Иакову, стану мучеником Христовым. И родители, протянув руки, осенили его крестным знамением, благословили и сказали: – Да поможет тебе заступник твой Бог . Иди с миром, и да будет сам Христос с тобой. Неверные отвели его к кадию, а он отправил к эмиру, передав: – Заставьте его вторично отречься [от христианской веры] и совершите обрезание. Дойдя до крепостных стен, он остановился и сказал: – Куда вы меня ведете? Здесь я оседлал коня дьявола и отрекся от Христа, здесь я и умру. Он устремил взор [к небу] и глазами души узрел Христа, снисшедшего со множеством ангелов и сонмом мучеников, которые несли ему неувядаемый венок. И [Христос], подбадривая, укреплял его к бою и обещал лучезарную обитель. И просветлевшее лицо его стало прекрасным. Воздев руки к небу, он воскликнул: – Верю в Христа, Бога моего, создателя неба и земли. Вырвавшись из их рук, он побежал и упал на землю и, осеняя землю крестным знамением, стал бросать ее в рот и говорить: – Здесь убейте меня за Христа. Тогда неверные бросились на него как бешеные псы, камнями и палками проломили ему голову, и мозги окропили землю, и он упал замертво перед ними, и многие решили, что он умер. А он неожиданно пришел в себя и, сев, стал кровью омывать лицо и говорить: – Вот неоскверненная чаша, которую я сегодня испил, и вот честная смерть, которой я удостоился. И сказали неверные: – Не бойся, скажи одно лишь слово, и мы лекарствами исцелим тебя. Но он вторично признал Христа своим Богом и, еще раз осенив землю крестом, бросил себе в рот. [Затем], скрестив руки на груди, громким голосом воскликнул:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Эпизоду, в к-ром рассказывается о грехе Анании и Сапфиры, предшествует упоминание о левите, примкнувшем к христ. общине и подавшем пример бескорыстного отказа от собственного имущества в ее пользу (ср.: Деян 4. 36-37). История Анании и Сапфиры позволяет ответить на вопрос о том, был ли отказ от имущества непременным условием вступления в общину: судя по всему, не был. В то же время сокрытие части вырученных от продажи имущества средств воспринималось как преступление против Бога. Это иллюстрируется рассказом о семейной паре, Анании и Сапфире, утаившей часть прибыли от продажи своего имущества. Узнав об этом, П. сказал: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили». То же происходит и с Сапфирой (Деян 5. 1-11). Вопрос, к-рый П. задает Анании, свидетельствует о том, что ни отказ от имущества, ни внесение в общую копилку полной суммы не были обязательными требованиями. Продав имущество, Анания получил деньги, к-рые также были его собственностью: он не был обязан приносить их к ногам апостолов. Грех Анании и Сапфиры заключался не в том, что они решили пожертвовать не полную сумму вырученных денег, а в том, что они по взаимному сговору пытались обмануть апостолов. История Анании и Сапфиры свидетельствует о бескомпромиссности П. в вопросах, касающихся основ христ. жизни. Эта бескомпромиссность отражает общее мироощущение раннехрист. общины. Весь мир воспринимался как поле битвы между правдой Божией и сатанинской ложью (ср.: Ин 8. 44). Сознательная ложь однозначно воспринималась как предательство по отношению к правде Божией. Этим обусловлена строгость наказания, примененного по отношению к Анании и Сапфире.

http://pravenc.ru/text/2580090.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010