Церковь Сурб Хач. Вид с юго-запада. 915–921 гг. [Арм. ], о-в в юго-вост. части оз. Ван, в 3 км от берега, 1912 м над уровнем моря, общая площадь 0,7 кв. км (совр. ненаселенная территория Турции). Известен как духовный центр Армении со времени св. Григория Просветителя († 325). В юго-зап. части А. сохранилось 2-3 ряда циклопической кладки построек, к-рые И. А. Орбели относит к доурартскому периоду. Мовсес Хоренаци сообщает, что в IV в. здесь находилась крепость князей (нахараров) Рштуни. В сер. VII в. крепость стала опорным пунктом в борьбе с араб. завоевателями. В X в. А.- престольный город царства Васпуракан, отстроенный Гагиком I Арцруни. В 927 г., при Католикосе Ованнесе V, он становится центром Католикосата, перемещенного из Двина, и сохраняет свой статус до вступления Анании Мокаци (946-965) на патриарший престол в Аргине. После падения Васпураканского царства (1021) А. стал резиденцией князей Арцруни, в дальнейшем упоминался в источниках как центр еп-ства и Католикосата. В 1113 г. Собор из 5 епископов, не соглашаясь с поставлением патриархом молодого Григора III Пахлавуни, выбирает Католикосом Ахтамарского еп. Давида. Собор 1114 г. в Шугре (Киликия) низложил Давида, но тот, не подчинившись решению, провозгласил отдельный Ахтамарский Католикосат, под юрисдикцией к-рого осталась часть Васпуракана. В эпоху монг. владычества на А. пребывали католикосы из рода Арцруни-Хеденекидов, сделавшие этот сан наследственным. Католикос Закария III (1434-1464), пользуясь покровительством Джехан-шаха (Кара-Коюнлу), на короткое время объединил Ахтамарский Католикосат с Эчмиадзинским (всего 14 епархий). В XVII в. между этими Католикосатами шли споры о разграничении юрисдикции, окончившиеся в кон. XVIII в. признанием главенства Эчмиадзина. В кон. XIX в. Ахтамарский Католикосат состоял из 2 епархий (302 церкви и 58 мон-рей), в 1895 г. он был расформирован, епархии перешли в юрисдикцию к-польского патриархата Армянской церкви. В результате начавшихся вскоре депортаций и геноцида армян А. стал ненаселенной территорией. В наст. время посещается туристами.

http://pravenc.ru/text/77218.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАНИЯ НАРЕКАЦИ [арм. ] († ок. 978), арм. писатель, философ, богослов. Был настоятелем Нарекского мон-ря , основанного при католикосе Анании Мокаци . Открыл при мон-ре школу, где поощрялись занятия лит-рой и музыкой и где учились такие известные арм. деятели, как историк еп. Ухтанес и поэт Григор Нарекаци . А. Н. был толкователем Свящ. Писания, автором неск. речей - «О молитве, посте и слезах», «О раскаянии, слезах и молитвах», а также «Духовного поучения» об отрешении от земной жизни - и «Книги вероисповеданий», направленной против ересей. Часть его сочинения против секты тондракитов вошла в исторический труд Иованнеса Ерзнкаци. По велению католикоса Анании Мокаци А. Н. написал антихалкидонитский трактат «Корень веры». Сохранился также небольшой трактат о церковном осмогласии под названием «О знании гласов» ( - Матенадаран. 6031. Л. 183-184 об.), в к-ром А. Н., подобно авторам визант. Пападики и арабо-персид. музыкальным теоретикам, возводил появление гласов (ладов) к персонажам священной истории: 1-го главного - к праотцу Адаму, 1-го побочного - к прор. Моисею, 2, 3 и 4-го главных - соответственно к ангелам, возвестившим о Воскресении Христовом, прор. Давиду, Ездре и т. д. (см. Армения , разд. «Церковное пение»; Автентический лад , Плагальный лад ). Лит.: (?) (?). (?) (?)· (?). 1. , 1947. 151; Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975. С. 294-298; Тагмизян Н. К. Теория музыки в Древней Армении. Ереван, 1977. С. 87. В. А. Арутюнова-Фиданян Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346 - 1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4-м воскресеньем Великого поста) ЕЛИШЕ [Егише] (ок. 405 или 410 - ок. 475 или 479), арм. историк, богослов и философ, один из представителей грекофильской школы переводчиков ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель ОВАННЕС ИМАСТАСЕР [Ованнес Саркаваг] (ок. 1045 - 1129), архим., арм. философ, богослов, педагог, космограф, поэт, гимнограф

http://pravenc.ru/text/114756.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАНИЯ МОКАЦИ [арм. ] († 965), Армянский католикос (с 946). Род. в сел. Фас, обл. (наханг) Мокк. Был настоятелем мон-ря Вараг. Во время католикосата А. М. католикосы Албании Кавказской Саак и Гагик, а также митр. Сюникский Акоб попытались вывести свои епархии из-под юрисдикции монофизитской Армянской Церкви, но А. М. удалось пресечь эти попытки, сохранив конфессиональное и церковное единство, ради чего он перенес свою резиденцию из Ахтамара в Аргину. Перу А. М. принадлежат 4 послания. По свидетельству Степаноса Сюнеци , он составил сб. «Послание веры». Эпистолярное наследие А. М. свидетельствует о широком распространении Православия в совр. ему Армении. Он писал, что увеличилось число приверженцев Всел. IV Собора , участились браки с православными (халкидонитами) и «не было крова супружеского, где один не был бы армянином, а другой ивиром, в соответствии с этим и дети были разделены надвое». А. М. жаловался на митр. Сюникского, к-рый «подстрекал халкидонитов поносить наших католикосов». Отправившись в Сюник и Алуанк (Албанию), он привел обе эти епархии к покорности Армянской Церкви, но после возвращения в Ширак узнал, что в этих областях вновь произошло «отрешение от божественного Собора». А. М. даже обратился к арм. царю Абасу с требованием запретить браки с халкидонитами, чтобы приостановить распространение Православия. По свидетельству Асолика, «ученые вардапеты по приказу владыки Анании после глубокого исследования божественных книг и на их основании постановили вторичное крещение для последователей Халкидонского Собора». Ист.: Всеобщая история Степаноса Таронеци-Асолика/Изд. Ст. Малхасянц. СПб., 1885. С. 178 (на др.-арм.); Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк/Пер. с др.-арм., предисл. и коммент. Ш. В. Смбатяна. Ереван, 1984 [Коммент., библиогр.: с. 217-227]. В. А. Арутюнова-Фиданян Рубрики: Ключевые слова: ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян

http://pravenc.ru/text/114754.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВААН I СЮНЕЦИ [Ваган Сюни; арм. (?) ] (? - 971/2, Дзораванк, гавар Тосп, Васпуракан), арм. католикос с 968 г., преемник Анании Мокаци . Сын кн. Джеваншера, правителя гавара Багац (Бахк, Балк) в Сюнике. Образование получил в мон-ре Ваанаванк под наставничеством своего дяди Ваана. Приняв духовный сан, был посвящен во епископа и стал настоятелем Ваанаванка. С 963 (Католикосы всех армян. С. 114) или 958 г. (Христ. Армения. С. 949) возглавлял епархию Сюника, где развернул строительство мон-рей и приумножил монастырские владения. Деятельность католикоса оценивается неоднозначно: Нерсес Ламбронаци, Степанос Орбелян, Маттеос Урхаеци отзываются о нем положительно, ревнители традиц. взглядов осуждают за склонность к халкидонитству, к иконопочитанию «на манер ромеев» и попытки воссоединить Армянскую Апостольскую Церковь с К-польской и Грузинской Православными Церквами, о чем свидетельствуют его письма митр. Мелитинскому Феодору и визант. имп. Иоанну Цимисхию (Киракос Гандзакеци, Асолик и др.). Арм. духовенство, встревоженное симпатиями католикоса к халкидонитам, созвало в 969 г. в Ани Собор, в к-ром принял участие царь Ашот III Милостивый. В. был (заочно) низложен, католикосом стал Степанос III Севанци. В. нашел прибежище в Васпуракане под покровительством царя Амазаспа-Апусахла из династии Арцруни, к-рый был не столько его идейным единомышленником, сколько «врагом его врагов» ( Арутюнова-Фиданян. С. 173). Этот конфликт послужил поводом к смуте, конец к-рой положила смерть обоих католикосов (971/2). Вероятно, в связи с этим Самуэл Анеци, Вардан Вардапет и Киракос Гандзакеци исчисляют правление В. в 1-2 года, тогда как др. историки - Асолик, Маттеос Урхаеци и Степанос Орбелян - говорят о 5 годах. Лит.: Христианская Армения. Ереван, 2002. С. 949 (на арм. яз.); Католикосы всех армян. Ереван, 2001. С. 114 (на арм. яз.); Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.). М., 1994. Е. Д. Джагацпанян Рубрики: Ключевые слова: ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян

http://pravenc.ru/text/153787.html

Проблематика формирования и развития «К. к.», а также происхождения вошедших в ее состав канонических групп долгое время находится в центре внимания исследователей (Я. Гатрджян, Я. Ташян, Г. Гельцер, А. Тер-Микелян, Э. Шварц, С. Тигранян, В. Акопян, Г. Кауфхольд и др.). В наст. время выдвигаются новые гипотезы, в т. ч. о разных редакциях «К. к.». Так, Варданян считает, что до VIII в. сборник подвергся 3 редакциям: 1-ю осуществил католикос Саак Партев до 428 г., 2-ю - католикос Гют I Арахезаци в 464-467 гг. (переведены и отредактированы каноны 3 Вселенских и 7 вост. Поместных Соборов), 3-ю - католикос Нерсес II Багревандци и еп. Нершапур Мамиконян в 547 г. (перевод с сир. языка кн. «Учение апостолов»). По мнению А. Мартиросяна, сборник канонов был составлен в ходе Шахапиванского Собора и окончательно отредактирован Ованнесом Майраванеци (ок. 572-650); впосл. именно эта редакция легла в основу сборника Ованнеса Одзнеци. А. Акопян уверен, что наиболее близкой к сборнику Ованнеса Одзнеци следует считать рукопись Матен. 659, о чем свидетельствует и совпадение с этой рукописью цитат, приведенных в посланиях католикоса Анании Мокаци (946-965). «К. к.» не только активно использовалась ААЦ, но и легла в основу мн. последующих трудов по каноническому праву, таких как «Каноническое право» Давида Гандзакеци (1060?-1131), Судебники Мхитара Гоша (1120?-1213) и Смбата Спарапета (Гундстабля; 1208-1276). Поскольку большинство канонов имели не только церковно-обрядовую, моральную и правовую значимость, но и несли догматическую нагрузку, «К. к.» также является важным источником по догматическому богословию ААЦ. Многочисленные выдержки из «К. к.» приводятся в разных произведениях арм. авторов: Себеоса (VII в.), Анании Мокаци (X в.), Ованнеса Ерзнкаци Плуза (1220/30-1293), Григора Татеваци (1346-1409) и др. «К. к.» продолжала использоваться в Армении и в арм. диаспорах до 20-х гг. XX в. «К. к.» была издана неск. раз и на разных языках: латинском, итальянском, частично на английском (только каноны, переведенные с греческого) и др.

http://pravenc.ru/text/1841548.html

не скончались через 3 года. В период царствования Багратидов (885/6-1045) церковное, общественное и политическое значение К. усилилось (в частности, появилась новая, более объемная редакция канона рукоположения К.). Этот процесс вызвал противодействие части духовенства, пытавшегося предотвратить централизацию церковной власти. В 954 г. еп. Хосров Андзеваци, отец Григора Нарекаци , выступил против К. Анании Мокаци (946-968) и стремился доказать, что по сути епископ и К. равны, поскольку примат власти К. основан на параллели с небесной иерархией, а в ней ангелы и архангелы равны по благодати. Анания Мокаци со своей стороны утверждал, что разница в названиях иерархов предполагает и разницу в чинах. На довод Хосрова Андзеваци, что епископ не ниже К., т. к. участвует в его рукоположении, Анания Мокаци возражал: св. Иоанн Креститель хотя и возложил руку на Христа, но никоим образом не равен Ему; К. также может рукоположить епископа, а епископ не вправе рукополагать др. епископа (см.: Анания Мокаци. 1998). С XI в., когда была надолго утеряна арм. государственность в Закавказье, К. воспринимается как национальный лидер армян (что, впрочем, характерно и для др. духовных глав в вост. структуре власти); он становится политическим представителем народа при ведении переговоров с властями разных стран. В эпоху османского и персид. владычества (XV - нач. XIX в.) арм. К. старались сохранить свои полномочия предстоятеля Церкви. Тем не менее в XVII в. тур. и персид. власти начинают играть определенную роль в деле утверждения арм. К. С кон. XVIII в. интерес к его выборам проявляет и Россия, влияние которой в Закавказье растет. В 1828-1829 гг. к России была присоединена Вост. Армения и престол К. в Эчмиадзине. 11 марта 1836 г. российский имп. Николай I подписал «Положение» («Свод законов Армянской Церкви»), согласно к-рому К. должен избираться на всенародном собрании светскими и духовными делегатами, а имена 2 кандидатов, получивших наибольшее число голосов, должны представлять императору на утверждение одного из них.

http://pravenc.ru/text/1683903.html

245 Впервые Г. Воскян пришел к заключению, что автором «Жития Григора Нарекаци» является Нерсес Ламбронаци, несмотря на то, что под рукой он имел не собственно протограф жития, а одну из редакций. Автограф Нерсеса Ламбронаци установлен последними издателями «Книги...», что само по себе опровергает мнение предыдущих исследователей (Г. Овсепяна, Н. Акиняна), считающих, что Нерсес Ламбронаци является всего лишь редактором жития, а не автором. См. об этом подробнее: П. Хачатрян. Средневековые редакции «Жития Григора Нарекаци». – Андэс амсореа, 1987, с. 505–512. 248 М. Абегян. История древнеармянской литературы. Перевод с древнеармянского К. А. Мелик-Оганджаняна и М. О. Дарбинян. Ереван, 1975, с. 296. 249 См.: Г. Тер-Мкртчян. Анания Мокаци (приложение к журналу «Арарат», 1897, с. 91–96), а также: Григор Нарекаци, с. 171. 251 Всеобщая история Степаноса Таронского, Асохика по прозванию, – писателя XI столетия. Пер. с арм. и объяс. Н. Эминым. М., 1864, с. 123. 255 Г. Воскян. Житие Григора Нарекаци, написанное Нерсесом Ламбронаци. – Андэс амсореа, 1940, с. 214; Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, с. 141. 256 См.: А. Ганаланян. Армянские предания. Ереван, 1969, с. 50. 71. 84, 115, 116, 255, 306–320, 390. 257 См.: Г. Тер-Мкртчян. Анания Мокаци, с. 97; М. Абегян. История древнеармянской литературы, с. 298. 258 Нарекская обитель (монастырь) находилась в Рштунике, на юге Ванского озера. Была построена при католикосе Анании Мокаци (941–965). 259 Васпуракан – одна из самых больших провинций Великой Армении. Согласно «Ашхарацуйцу», как территориальное понятие возникло при втором разделе Армении в 591 г. (См.: С. Еремян. Армения по «Ашхарацуйцу». Ереван, 1963, (на арм. яз.). В 908 г. Гагик Арцруни отделил Васпуракан от Багратидского царства и провозгласил самостоятельным царством. 262 Синекерим (Сенекерим) – один из трех сыновей царя Васпуракана Абусахла Арцруни, основавших после смерти отца в Васпуракане три самостоятельных царства. После смерти братьев Сенекерим стал единовластным царем всего Васпуракана (1003–1025).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В.М. Лурье; под ред. А.Л. Берлинского. СПб., 1995). Затем он уехал в Рим, откуда вернулся в Двин с множеством книг и посвятил себя литературе: написал ответ на послание патриарха Германа, «истолковал также множество книг: книги Бытия, Иова, Иезекииля и много других... написал также речи». Он был рукоположен во епископа Сюника, но в 735 г. «в ущелье Елегик (Дара Алагяз), в селе Мозан», был убит рукой некоей блудницы, которую обличал за разврат. 1076 В «Айсмавурке» (армянском синаксаре) говорится: «Так как он с большим усердием старался исправить расстроенный церковный чин, то несколько завистников оклеветали его перед епископом и князьями, и этого вардапета истины прозвали еретиком и маловером». 1077 Есть другие датировки; см.: Тер–Мкртчян Г. Анания Мокаци/Арарат. 1897. С. 93 (на арм. яз.); Абегян М. История древнеармянской литературы. С. 296. Григор Нарекаци был похоронен в Нарекском монастыре рядом с церковью Св. девы Сандухт, где до сер. 20 в. сохранялась его могила, почитаемая как святыня. 1078 Известно, что отец его, епископ Хосров Андзеваци, был одним из выдающихся людей своего времени, знатоком церковных книг, автором «Толкования церковной службы» и «Толкования таинства св. литургии». В мемориальной записи к последней Григор писал о своем отце: «Милостью Божьей было написано толкование этой книги рукою епископа Хосрова Андзеваци, строгого последователя Божьих заповедей; не пристало нам хвалить его, дабы не впали вы в соблазн, так как он мой телесный отец; не достоин я называться сыном его, ни же поденщиком по Писанию... Но весьма стыжусь и нахожусь в отдалении я, Григор, должник заповедей Св. Писания. Итак, первый список этой св. книги был сделан рукой Саака, сына владыки Хосрова, толкователя сей книги, в 399 г. армянского летосчисления (950 г.)». Григор рос в Нарекском монастыре, «святостью и мудростью воспитываясь и обучаясь при вардапете Анании, настоятеле Нарекского монастыря в Рштунике» [Айсмавурк. Константинополь, 1834. С. 99 (грабар)]. Из этих свидетельств ясно видно, что отец его, приняв сан епископа, передал своего малолетнего сына Анании Нарекаци, который был братом деда Григора по материнской линии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В отличие от многих памятников настоящего сборника «Мученичество Теодороса (Тороса)» относится к мартирологам панегирического характера. В книгу его включаем для иллюстрации многообразия памятников этого жанра, среди которых встречаются кардинально противоположные по своему характеру и тенденциям развития мартирологи, как, например, риторическое «Мученичество Теодороса Кесараци» и документальные записи простых писцов. Предлагаемый в русском переводе памятник был издан дважды: в 1874 г. в «Избранных житиях и мученичествах» 1089 (здесь текст был неполным, не хватало конца) и в «Новых армянских мучениках». Я. Манандян и Р. Ачарян опубликовали текст с первого издания и добавили концовку по М. Чамчяну, поскольку «М. Авгерян и М. Чамчян, несомненно, располагали полным и точным списком мученичества, так как оба почти в одних и тех же словах кратко излагают мученичество до конца» 1090 . Более того, М. Авгерян указывает номер Сборника речей, откуда он извлек мученичество 1091 . А М. Чамчян кратко излагает настоящее мученичество «соответственно пространному риторическому повествованию одного очевидца – вардапета, находившегося в том городе, о чем свидетельствует и написанный уставом древний Сборник речей (Чарынтир) того века» 1092 . Таким образом, мученичество написано в начале XIII века. Утверждение М. Чамчяна о том, что оно принадлежит перу очевидца вардапета, не лишено оснований. В пользу этого говорят знание автором обстоятельств дела Теодороса, некоторые подробности относительно католикоса Анании, в частности сведения о его пребывании в Кесарии. Отдаленный местом и временем от этих событий человек мог не знать об этом, ибо католикос Анания находился в Кесарии всего один месяц. О принадлежности памятника перу автора, жившего в XII-XIII вв., говорит также пышный риторический стиль мученичества, близкий стилю похвальных речей и ораторского церковного слова, который в XI-XIII вв. в литературной среде получает большое развитие. Автор мартиролога – образованный средневековый книжник, возможно, один из известных литературных деятелей XII-XIII вв. Во всяком случае он воспитан на традициях монастырских школ, заложенных Григором Мартирофилом и его преемниками 1093 . Он обнаруживает знакомство с древними мученичествами, называет имена двух мучеников – Гордия и Меркурия. Судя по тексту мученичества, он хорошо знаком и с литературным наследием Григория Назианзина , Василия Кесарийского, Иоанна Златоуста и др., в частности, с их похвальными речами, по образцу которых написана вступительная часть мученичества. Здесь встречаются и мысли, идентичные похвальным речам упомянутых раннехристианских авторов. Например, мысль о том, что Кесария дала «много солнцеравных [мужей], множество святых мучеников», которые являются ее украшением, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Ряд дисциплинарных правил был принят на осудившем арианство соборе в Аштишате (354 г.) при католикосе Нерсесе I (364–383); они касались статуса различных церковных учреждений (монастырей, больниц, школ) и положения мирян (по вопросам заключения браков, запрета кровавых жертвоприношений и языческих погребальных обычаев). В 5 в. на армянский язык были переведены правила Никейского и Эфесского Вселенских соборов; к ним были добавлены 55 правил (в 6–ти разделах) католикоса Саака Партева (384–385), в которых устанавливаются обязанности служителей Церкви, рамки их правомочий, а также регламентируются их взаимоотношения с паствой, доходы и т.д. Некоторые из канонов Саака составлены не как императивные запреты, а как объяснения, поучения, которые часто подкреплены историческими примерами. В них находят яркое отражение некоторые стороны внутренней жизни эпохи, обычаи и нравы и т.п. Шахапиванский собор 446/447 г. принял 20 правил против еретиков и сектантов. Католикос Ованес III Одзнеци (717–728), который, в стремлении к окончательному отделению от византийской обрядовой и богословской традиции, принимал меры по утверждению независимой армянской национальной церкви в условиях арабской оккупации, составил первый канонический сборник – «Армянскую книгу канонов», ставшую основой церковно–канонической традиции Армянской Апостольской церкви. В корпус вошли 34 правила из Didascalia Apostolorum (армянский перевод этого памятника был выполнен до 440 г.), 85 Апостольских правил, 27 «правил Отцов, последователей Апостолов»; 20 правил 1 Вселенского собора (с интерполяциями); 20 правил Анкирского (1 новое), 10 – т.н. Кесарийского (из них 6 соответствуют Анкир. 20–25, а 4 – новые), 20 – Неокесарийского, 24 – Гангрского, 25 – Антиохийского, 55 – Лаодикийского соборов; 30 «правил св. Григория Просветителя»; 21 правило Сардикийского собора, 3 – 2 Вселенского и 6 – 3 Вселенского соборов, 88 «правил Афанасия», 51 – Василия Великого , 55 «правил св. патриарха Саака», 20 – Шахапиванского собора (447 г.), 14 – из «Послания епископа Севантия», 37 – католикоса Нерсеса и епископа Нершапуха (6 в.), 9 – католикоса Ованеса I (478–490), 3 «правила епископа Авраама Мамиконяна к царю Вачагану Албанскому» (ок. 500 г.), 15 – католикоса Саака III (677–703), 32 – католикоса Ованеса III. Свод канонов Ованеса III был утвержден на соборе в Двине в 719/720 г. При католикосе Анании Мокаци (949–968) в этот корпус были добавлены 12 правил Двинского собора 645 г., 24 – собора в Партаве (768 или 771 г.) и ряд других правил, а в 11 в. – «постановления Каринского собора» (7 в.; их аутентичность ныне считается сомнительной).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010