—648— 1861 г. графа Де-ла-фит – де-Пелляпорк «об освящении русской церкви в Париже». 30-го же числа писал мне из Москвы ректор семинарии, архим. Игнатий: «Праздник препод. Саввы Вишерского переносит меня в Сергиеву Лавру и побуждает принести вашему выоокопреподобию усерднейшее братское поздравление со днем ангела. Прошу принять поздравление и от Московской семинарии. Накануне своего отъезда граф Александр Петрович 1574 поручил мне написать к отцу Порфирию 1575 , не пожелает ли он и в сию зиму отправиться в теплый благорастворенный климат, – например, на остров Корфу, где почивают мощи преп. Спиридона Тримифунтского. Если пожелает, то, кроме временного отпуска, приличное содержание дано будет от графа, который уже и со владыкою говорил о сем. Помяните в молитвах имя новопреставленной графини Евдокии (Максимовны Толстой), которая на днях умерщвлена в своем доме. На имеющее открыться место Световидова 1576 , граф, с согласия святителя, обещал назначить Амфиана Лебедева 1577 и велел ему представить немедленно прошение. Кажется, Лебедев служил при вас в семинарии, потом были в Херсонской семинарии и за границею для поправления своего расстроенного здоровья, а по возвращении оттуда прежде всего являлся к святителю и просил у него места. Испрашивая ваших молитв, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть покорнейшим слугою вашим " … —649— 1861 г. Скажу здесь несколько слов о графине Евдокии Максимовне Толстой и об обстоятельствах, предшествовавших ее трагической смерти. Евдокия Максимовна, происходя из цыганского племени, в юности своей отличалась красотою и, по всей вероятности, искусством в пении. Этими качествами она так пленила молодого графа Толстого, известного в обществе под именем американца, что он на ней женился. Но так как недостатки ее образования и воспитания были слишком для всех очевидны, то он отправили ее года на 3 в деревню и здесь приставил к ней гувернанток: однако ж и после этой меры ее цыганская натура сквозила во всех ее словах и действиях. Особенно ее пылкий характер обнаруживался в отношении к ее прислуге. Когда, овдовевши, она жила в Москве, у нее почти каждую неделю сменялась прислуга.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Затем воспевал его труды и подвиги. В конце помещал сведения о мощах и призывал верующих к почитанию святого: “Чудо, како по смерти, долзе во гробе положено, без вреда доселе лежати тело твое видимо есть и благодатию просвещенно, знамении и чудесы, и исцелении струи верным всегда подавая” (тропарь девятой песни канона преподобной Елизаветы чудотворицы, 24 апреля) 43 . Точную характеристику дал творчеству Иосифа его основной исследователь протоиерей Владимир Рыбаков: “Преподобный Иосиф не отличается оригинальностью – ни в отношении формы, ни в отношении замысла и содержания, как, например, первые песнописцы – преподобный Роман Сладкопевец , Иоанн монах или Косма монах. Форма песнопений тогда уже была дана и твёрдо зафиксирована в определённых рамках. Содержание давалось житийным, гомилетическим материалом и песнотворческими трудами предшественников и старших современников. Иосиф писал подобны. Это уже само собою говорило о его подражательности другим песнотворцам, произведения которых он брал образцами” 44 . Текстологическая сохранность Миней IX-XII вв. Текстологические варианты, разночтения и ошибки рано проникли в списки Миней. Так, в Sinait. Gr. 607 (IX-X вв.) в стихире на “Господи, воззвах” преподобной Марии Египетской (1 апреля. Л. 125 об.–129) читается вместо Τπους προστυvσασα («Местом поклонившеся») Πvους προσκυvσασα («Трудом поклонившеся»). Сильно расшатало целостность текста сокращение второй песни. Кроме того, после её изъятия писец уже не различал акростиха 45 , охранявшего текст от редактирования, и мог при создании новых списков изменять тропари по своему усмотрению. Например, акростих в каноне Иосифа мучеников Амфиана и Эдессия (2 апреля) ΤΟΙΣ ΑYΤΑ ΔΕΛΘΟΙΣ ΜΑΡΤYΣΙ ΠΛΕΚΩ ΙΩΣΗΘ после сокращения второй песни читался как ΤΟΙΣ ΔΕΛΘΟΙΣ ΜΑΡΤYΣΙ ΠΛΕΚΩ ΙΩΣΗΘ (Sinait. Gr. 614. X-XI вв.). С XII в. вторая песнь сокращалась целенаправленно: наглядный пример этому можно увидеть в апрельской Минее (Vindob. Hist. Gr. 66) 1-й пол. XII в, где вторая песнь стёрта во всех канонах кодекса, и листы пергамена оставлены чистыми 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Алексея, человека Божия 9, 160, 645, 656, 761, 788, 793, 805. Амвросия, еп. медиоланского, 199, 672. Амфилохия, еп. иконийского, 669, 670, 751, 758, 783, 803. Амфиана, муч., 676. Анании ап., 666. Анастасии препод. муч., 672, 758. Андрея Первозв., ап., 669–671, 751. Андрея, архиеп. критского, 678. Андрея Стратилата, 681. Андрея Юродивого, 780. Анны препод., 667. Антиоха муч., 678. Антония Великого , 684, 763. Анфима, еп. никомидийского, 663, 666. Апполинария, архиеп. равенского, 678. Арефы муч., 755, 786. Арсения Великого , 83, 669, 676. Артемия, великомученика, 147, 149, 150, 175, 177. Афанасия, архиеп. александрийского, 8, 136–141, 676, 758, 783. Афанасия афонского , 678, 685, 746, 749, 788. Афанасии игумении, 779. Афиногена муч., 678. Вавилы муч., 783. Варвары великомуч., 683, 745, 754, 805. Варипсава муч., 664, 665. Варлаама муч., 200, 669, 670. Варлаама и Иасафа индийских, 687–690, 750, 752, 806. Варфоломея и Варнавы, апостолов , 199, 677, 751, 754, 764. Василия Великого , кесарийского, 8, 99–101, 103, 104, 106, 129, 133, 136–141, 673, 748, 783. Василия нового, юрода, 175, 192. Василиска муч., 676. Венедикта, 795. Виктора и Стефаниды муч., 669, 670, 782. Висариона постника, 677. Вита, Модеста и Крестанция, 677. Галактиона муч., 670. Георгия, великомученика, 33, 38, 39, 99–104, 106, 177, 199, 602, 609, 646, 670, 671, 723, 745, 746, 747, 754, 779, 793, 795. Герасима Иорданского, 732. Гервасия муч., 666. Гликерии муч., 676. Голиндухи – Марии, 678. Григория Богослова , Назианзина, 8, 136, 140, 141, 669, 670, 673, 783, 790. Григория Двоеслова , 207. Григория Нисского , 8, 136–141. Григория Синаита , 116, 186, 674, 748. Григория арменского, 643, 663–666, 746. Григория еп. амиритского, 772. Григория, еп. акрагантийского, 670, 751, 752, 783, 800. Григория, архиеп. селунского, 671. Гурия муч., 669, 670. Даниила прор. и трех отроков, 672, 748, 765. Даниила Столпника, 199, 672. Димитрия, великомученика, селунского, 8, 39, 99–106, 199, 667, 668, 746, 747, 749, 752, 754, 777, 779, 786, 793, 795, 805.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

29 .   Свв. мучеников Ионы и Варахисия и с ними девять мучеников. По Греческой Печатной Минее канон с акростихом: ανον προσοσω τα Θεο παραστται, ωσ· χο α. Ирмос: Σο τροπαιοχο δεξι. Начало: Αγλ ωτιζμενοι ε. Этот канон в Софийской рукописи 198 без начального акростиха и не надписан. Евергетидский Типик знает канон этим святым ωσ. 429 31 .   Св. священномученика Ипатия, епископа Гангрского, чудотворца. По Славянской Печатной Минее канон с акростихом: «Славного Ипатия песньми венчаю». Творение Кира Иосифа; глас 4-й ирмос: « Тристаты kpnkiя». Начало: «Божественного страдальца». В дониконовской Минее этот канон под 14 ноября, как его отмечает здесь и A. Rocchi по рукописи Крипто-Ферратской библиотеки. 430 Ипполит Мараччи указывает некоторые другие Богородичны, как в Славянской Печатной, напр., 9 и др. 431 По Синодальной рукописной Греческой Минее 457 и рукописи Афонского Андреевского монастыря 14 значится этот же канон с акростихом: τν κ(λειν)ν πτιον σμασι στω, ωσ· (без Богородичных) 432 χο δ. Ирмос: Τρισττα κραταιο. Начало: Τν θεον θλητν. В Греческой Печатной канон аноним 8-го гласа с ирмосом: γρν διοδεσα. 31 .   Св. мученика Вениамина диакона. В Софийской рукописи 198 и Публичной Библиотеки F. n. I 35 (хотя в последней по ошибке в заглавии написано: «канон св. преподобному Стефану Чудотворцу», но на самом деле мученику Вениамину), канон не надписан и без начального акростиха. В Синодальной Греческой рукописной Минее 483 мы нашли этот канон с акростихом: τιμ σε μρτυ λευτα μελδαι ωσ· χο γ. Ирмос: τ δατα πλαι. Начало: Τν το Χριστο Βενιαμν τιμσωμεν. A. Rocchi по Крипто-Ферратской рукописи отмечает канон Иосифа с несколько другим началом: τν το Χριστο στρατιτην; 433 такое начало приводится в указанных выше Славянских рукописях: хва воинника почтем вернии. Евергетидский Типик указывает память этого мученика 10 июня с каноном χ. γ. ωσ. 434 АПРЕЛЬ 2 .     Свв. мучеников Амфиана и Эдессия. По Описанию Феоктистовой Минеи, хранящейся в Венской Публичной Библиотеке, канон с акростихом: το αταδλοι μρτυσι πλκω μλο, ωσ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

М. Боголюбского – «Мысли св. Иоанна Златоустог о о христианском браке и о взаимных обязанностях христианских супругов» 544 , архиеп. черниг. Филарета – «Когда должно начинать воспитание человека» 545 ; от 1862-го г.: П-а «Взгляд на современный материализм с нравственной точки зрения» 546 , о. В. Сперанского – «Нечто о древней и современной нам благотворительности» 547 , Амфиана Лебедева – «Мысли отцов и учителей церкви IV-ro и V-ro века о милостыне» 548 ; от 1864-го г.: Елп. Барсова – «Христианский взгляд на нравственное зло (по сочин. Ю. Миллера – Die christliche Lehre von d. Sünde)» 549 , Геттингера – «О прогрессе» («речь» в переводе К. И. Скворцова) 550 , Е. П-вой «Эмансипация женщины» 551 ; от 1865-го: А. И. Гренкова – «Учение разума о началах нравственности пред судом христианского нравоучения» 552 [весьма интересно, – заметим мимоходом, – ему же принадлежащее «предисловие к предпринятому каз. академией изданию сказаний о святых (1866 г.)», озаглавленное: «Христианская святость» 553 ] и отчасти друг. Перечисленные здесь журнальные статьи достигают своих целей и читаются с безспорным интересом, как принадлежащие несомненным знатокам в области изследуемых в них вопросов. Особенно должен быть выделен здесь А. И. Гренков, как профессор именно Нравственного Богословия в каз. д. академии, как профессор, при том, весьма талантливый, что занесено уже на страницы истории 554 и о чем, следовательно, можем говорить не смущаясь, хотя данное лицо еще здравствует (и, надеемся, будет здравствовать долго). – Если б мы не боялись злоупотребить вниманием читателей, то, конечно, могли бы отметит еще несколько статей, более или менее отвечающих научным требованиям или вообще душеполезных и назидательных, но от перечисления их отказываемся 555 . Скажем о всех их обще и кратко. Всего менее статей, нас интересующих, в «Трудах киев. дух. академии». Здесь весьма интересны только статьи о «прогрессе», «современности» и «нигилистах» 556 ... Немного больше имеется в «Христ. Чтении». Их содержание касается вопросов: о «вере, как основании нравственной жизни» 557 , о «духовно-нравственной борьбе», какую приходится вести «христианину» 558 , о «свободе совести» 559 , «христианской чистоте сердца» 560 , о «радостях и удовольствиях» 561 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Как и Павел, дивный апостол языков, Принял Крест почетный на плечи Никита; Крест он этот тяжкий радостно понес, За Христа мученья и темницы снес. Дух стальной и крепкий имел он в теле тленном, Мучеником храбрым стал для всей вселенной, Победил царя и пережил нечестие, Небо и земля ему дивятся вместе. Славою увенчан средь Небесных Сил, Всем, за Крест гонимым, он помощь возвестил; Его молитва к Богу дерзновенно возвышается, Весь его ходатайством пречудно утешается. 3. Св. мученик Ульпиан . Юноша из города Тира. Был мучим за Христа игемоном Урбаном, мучителем святого мученика Амфиана (память 2 апреля). В конце концов его завязали в мешок вместе с собакой и змеей и бросили в море. Пострадал [он] и прославился в 306 году. Рассуждение «Ожидаю для себя тысячу смертей» – так писал святитель Афанасий Великий своей пастве в Египте в эпоху [разгула] страшной арианской ереси. Так может сказать о себе любой духовный человек, духом прозревший и увидевший сеть, которой опутана всякая человеческая душа в этом Чем духовнее тот или иной человек, тем чаще и гуще эта сеть. Такова воля Божия: самые духовные спасаются самым тесным путем. Ведь даже Псалмопевец говорит: Многи скорби праведным ( Пс. 33:20 ). Но в конечном счете праведнику всегда принадлежит победа и слава. Нужно только вооружиться верой и терпением. Кто верует, тот и понимает смысл своих страданий. Кто облечется в броню терпения, тот увидит победу и славу. Любящему Господа даже самый тесный путь довольно пространен, а величайшие муки – бремя легкое и лютейшая смерть – [как] радость свадебного [пира]. Созерцание Да созерцаю Господа Иисуса в аду, а именно: 1) как нисходит Он в ад с великой силой, от которой ад содрогается; 2) как от Его лица убегают демоны, дотоле господствовашие в преисподней; 3) как неописуемо радуются Его пришествию души праведных праотцев и пророков. Проповедь о великом Божием желании [Бог] хочет, чтобы все люди спаслись. 1Тим. 2:4 Бог хочет, чтобы все люди спаслись . Для того Господь Иисус и сошел в ад, чтобы спасти и тех, кто жил на земле до Его пришествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Июнь, июль). XX курса (1856) О поведении древних христиан в дни воскресные и праздничные, Николая Сергиевского 144 . М.т. Готье. 1856. О нравственном достоинстве гражданских законов Моисеевых, Амфиана Лебедева. Москва. 1856. Деятельность пастырей церкви ΙV века по отношению r общественной жизни, иеромонаха Хрисанфа Ретивцева 145 (Прав. Собеседн. 1860 г. I.). О вечности мучений, Константина Троицкого (в приб. к Тв. Св.Отцев 1856 г.) О крещении младенцев, Дмитрия Ковалева (В приб. к Тв. св. Отцев 1857 года). Св. Мефодий, епископ патарский, Сергея Модестова (в прибавл. к Твор. св. Отцев 1857 года). Русские выходцы из заграничных школ в XVII веке: Палладий Роговский, Петр Артемьев, Григорий Скобинский, Мирона Никольского (Прав. Обозр. 1862, 11, 1863, 2 и 3). XXI курса (1858) О книге св. пророка Даниила, Василия Потапова (в приб. к Твор. св. Отцев за 1871 г.). История тридентского собора, Павла Горского-Платонова (Чтен. в общ. любит. дух просвещения, кн. V, 1868 и VΙ, 1869). Об антихристе, Михаила Сабурова (в приб. к Твор. св. Отцев 1858 г.). Учреждение патриаршества в России в 1589 году, Николая Соколова (в приб. к Твор. св. Отцев 1859 года). Об образе действования, православных государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу церкви против еретиков и раскольников, Евгения Голубинского (в приб. к Твор. св. Отцев 1859 года). Обзор определений константинопольского патриаршего собора по вопросам Феогноста, епископа сарайского, 1301 г. – Определения владимирского собора 1274 года. – Определения московского собора 1503 г. – Определения виленского собора 1509 г. – О церковноканонических правилах древних русских митрополитов, Михаила Красина (Прав. Собеседн. 1863. т. 1, 2, 3, 1864, т. 3). О праздниках в честь святых угодников божиих. Александра Рождественского (в Чтен. общ. люб. д. просв. кн. X, 1870 г.). О церковном судоустройстве в древней России, Ивана Смирнова (Чтен. в моск. общ. истор. и древн. российск. 1865. кн. 1). XXII курса (1860) О трудах Оригена в изъяснении новозаветных книг св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

17 октября 1888 года произошло крушение поезда у станции «Борки». Следовавший на литерном поезде Государь Император Александр III и его семья чудом и милостью Божией остались живы и здоровы. В ознаменование этого события Иван Васильевич обратился с просьбой к Донскому Архипастырю переделать часовню в храм. Высокопреосвященнийший Архиепископ Макарий разрешил это сделать, часовня была перестроена в церковь св. Николая и освящена уже в 1888 году. При церкви было образовано Архиерейское подворье, в котором постоянно жил иеромонах Архиерейского дома Геннадий, совершавший регулярные богослужения. 25 июля 1895 года указом Св. Синода за N2 348 подворье было преобразовано в Свято-Николаевский Бекреневский монастырь. На содержание и обустройство монастыря Иван Васильевич Стефанов в разное время пожертвовал деньгами, землей и предметами церковного убранства на сумму до 70 тысяч рублей. Первоначально монастырь был мужским, но в 1910 году, по ходатайству Высокопреосвященнейшего Архиепископа Донского и Новочеркасского Владимира перед Святейшим Синодом, он был преобразован в женский. Обитель под руководством игумении Старочеркасского монастыря Иннокентии, в ведении которой поручен был Бекреневский монастырь, привели в порядок. Это еще больше стало привлекать паломников. Много сил приложили монахини монастыря и игумения Иннокентия к завершению строительства соборного храма. Его освящение состоялось 30 июня 1913 года. После освящения над монастырем была поставлена игумения Амфиана, избранная из Старочеркасских монахинь, опытная в духовной жизни. С назначением игумении монастырь получил полную самостоятельность и самоуправление. С южной стороны главного собора находилась ветхая деревянная двухпрестольная церковь во имя Св. Николая и св. благоверного князя Александра Невского. Эта церковь была построена первой, она отапливалась и богослужения в ней совершались в зимнее время. Кроме храмов в монастырском дворе были построены дом для игумении, трапезная, небольшой деревянный корпус для монахинь, четыре маленьких флигеля для старейших монахинь и лавочка для продажи церковных принадлежностей, религиозной литературы. С южной стороны монастыря находился колодец, выкопанный основателем монастыря С.И. Поляковым. В последнее время, при жизни монахов, колодец пришел в запустение и заливался, но трудами матушки игумении Амфианы он был восстановлен, благоустроен и в нем снова стало много хорошей воды.

http://sobory.ru/article/?object=38548

И вот такое пламенное желание исповедничества возникает у человека вследствие твердой веры в Бога, любви к Нему и любви к людям. Если же нет этого исповедничества в сердце, а вместо него – боязнь, страх, желание укрыться или побрататься с неверными, это значит, что у того человека нет истинной веры в душе, нет истинной любви к Богу и нет истинной любви к людям. Такой человек говорит примерно так: «Живете вы без Бога, как животные, ну и живите себе как хотите. Хорошо вам здесь, ну и ладно, а в будущем что вас ожидает?.. Наказание»... Нет! Настоящая любовь так не допустит! Если ты действительно любишь людей, то, невзирая на грозящую тебе опасность, даже смерть, ты все равно скажешь им: «Вы, братья, заблуждаетесь, вы пошли не той дорогой. Остановитесь, поразмыслите, подумайте лучше. Жаль мне вас, братья, и очень жаль. Моя любовь к вам не позволяет мне больше молчать и, тем более, поощрять ваши дела. Хотите меня запереть в психбольнице – запирайте, хотите изолировать в тюремной камере – изолируйте, хотите совсем изъять с планеты как вредный элемент, – делайте и это. Я весь, по Божией воле, в ваших руках, но молчать я более не могу, огонь любви горит в костях моих и удержать его нет сил...» Братья Амфиан и Едесий шли по улице города Кесарии Палестинской. Вдруг они видят, как жрецы готовятся принести жертвы идолам. Народ бедный, незнающий народ толпами окружал площадь. Амфиан говорит младшему брату: «Едесий, ты подожди здесь, я пойду скажу им. Да, прощай, милый брат, твое время еще не пришло». И прежде чем Едесий успел что-либо сказать, как Амфиан уже был около жреца. «Что ты делаешь, несчастный, – сказал он громко, хватая жреца за руку, – не идолам, но Богу Единому приноси жертву». Этого было достаточно, чтобы народ, как бешеный, бросился на Амфиана, сбил его с ног и с шумом, криками, злой ненавистью стал бить, топтать, пихать, давить святого юношу… Успокоились только тогда, когда увидели, что Амфиан весь изуродован, окровавлен и не дышит. Изувеченного юношу оттащили в темницу. Утром опять нашли его живым. И кровавая потеха толпы повторилась снова. Святого Амфиана мучили так, как только хотели: железом рвали его юное тело, огнем палили бока. Раны были так велики, что видны были кости святого. Лицо страдальца было вовсе неузнаваемо. Затем намочили смолой паклю, обложили ею ноги святого Амфиана и подожгли. Натешившись, мучители привязали к шее камень и бросили святого в море.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

На другой день утром святой Амфиан был выведен на суд пред игемона, который убеждал его принести жертву идолам. Но святой Амфиан оставался непоколебимым в исповедании веры Христовой. После этого святой мученик Христов был предан тяжким мукам: воины повесили его на дереве и начали острыми железными орудиями терзать всё его тело и бить железными прутами по лицу, шее и бокам. Лицо и всё тело святого мученика было настолько истерзаны мучителями, что даже его знакомые не узнавали его; все ребра его были переломаны. Но и среди сих тяжких страданий святой мученик Христов не переставал громким голосом исповедывать Иисуса Христа, как бы не слыша, не чувствуя мук и страданий своих. Между тем мучители усугубили свои страдания: они обвязали ноги святого льном, пропитанным маслом и зажгли этот лён. Страдалец воспылал, тая как воск. Но и этою мукою не был устрашен святой мученик; наоборот, исполняясь всё большего и большего дерзновения, он еще более громко начал прославлять Иисуса Христа, обличая и укоряя в то же время нечестие и безбожие язычников. Затем святой мученик снова был заключен в темницу. После этого, на третий день по заключении в темницу святого Амфиана, мучители снова начали испытывать твёрдость веры мученика новыми муками. Но так как святой и на этот раз остался непреклонным в исповедании веры Христовой, то игемон приказал предать его смерти, ввергнув его во глубину морскую. Воины привязали камень к телу мученика и, отвезя его довольно далеко от берега, бросили его в море. Тотчас же море взбушевалось, земля потряслась, город тот заколебался, и все бывшие там язычники исполнились великого страха и ужаса. Потом волны морские изнесли на землю из глубины морской тело святого мученика. Так окончились страдание святого мученика Амфиана, во второй день месяца апреля [ 6 ]. Вслед затем были взяты на мучение многие другие христиане и в числе их брат Амфиана, Едесий. При этом одни из христиан подвергались многоразличным мукам и страданиям, другие же были посланы язычниками в Палестину для работы на медных рудниках; к числу этих последних принадлежал и святой Едесий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004   005     006    007