По долгому пребыванию мощей Ап. Аудрея в Царьграде по общению, родственному и духовному, императоров и патриархов Константинопольских с самодержавными и святителями России, неоднократно уделяемы были им частицы св. мощей Первозванного. Таким образом и в Московском Успенском соборе хранится кисть от десной руки его, которую принес в благословение царю Михаилу Феодоровичу от вселенского патриарха Парфения архимандрит Солунский Галактион. Также патриарх Иерусалимский Афанасий прислал, как священный дар Святейшему Синоду, часть от мощей Первозванного из Иерусалима, которая ныне хранится в серебряном ковчеге в Синодальной палате. Благоговение древних христиан к Ап. Андрею сохранило для потомства и наружный образ его: он был роста немалого, несколько согбен, нос имел орлиный, глаза исполненные благодатного выражения, брови стройные, волосы и браду густые. Как западные христиане с особенною верою обращаются к Петру, коему они приписывают основание Церкви Римской, так восточные с особенною любовию притекают к Андрею, который обошел пределы Церкви православной. В 1698 году Россия установила орден во имя св. Ап. Андрея Первозванного и на этом ордене нарекла Апостола своим особенным покровителем. Посему день памяти св. Ап. Андрея Первозванного в нашем отечестве есть вместе и кавалерский праздник ордена, учрежденного в честь сего Апостола. В день, посвященный памяти св. Апостола Андрея, Церковь прославляет его «яко Апостолов Первозванного, мужества тезоименитого Богоглагольника и Церкве возследователя верховного, Петрова сродника: зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите, обретохом желаемаго (Христа). Град Патрский пастыря показа тя, Апостоле Андрее». Святого Фрументия, просветителя Ефиопии У Тирского купца Меропия был племянник Фрументий, которого он, по любознательности и по торговым делам отправившись в страны, прилегающие к Красному морю, взял с собою, также как и брата его, Едесия. Меропий, пристав к берегам Абиссинии, был убит вместе с другими от местных жителей (около 340 года), а Фрументий и Едесий, оставленные в живых, представлены Ефиопскому царю в Авксум. Царь поручил им важные при себе должности (казначея и письмоводителя), а по смерти царя, около 342 года, вдова его убедила братьев заниматься делами правления до совершеннолетия наследника.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Октябрь 2. Св. мучен. Иустина и св. священномученик Киприан Христос явился к жрецу идольскому, призывая его к себе Св. мученица Иустина была дочь жреца Едесия, к которому во сне явился полк ангелов и Сам Иисус Христос, говоря: «приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вы» (Матф, 11, 28). Диавол хвалится злобою своею Диавол, желая услужить св. Киприану, хвалился, что он может соблазнить св. Иустину; ибо он часто города потрясал, стены разорял, домы разрушал, кровопролития и убийства совершал, вражду и гнев между братиями и супругами посевал и проч. и проч. Бес хвалит брак лучше девства В виде женщины явился бес св. Иустине и разговаривал словами Священного Писания . Предлагая разные вопросы, спросил: «откуда бы произошел род человеческий, если бы люди не бранились», – и указал на текст: Быт. 2, 24 , представляя в пример многих святых женатых. Знамение креста опаляет бесов Князь бесовский жаловался св. Киприану, что он никак не мог устоять против знамения крестного св. Иустины, которое, как огонь, опаляет его и далеко прогоняет. Крестное знамение и неверных от бесов защищает Св. Киприан, когда диавол стал его душить, не мог ничем от него защититься и сказал: «Боже Иустины, помоги мне»; перекрестился – и диавол исчез. Св. Андрей юродивый Богатство всего мipa не стоит одного райского цветка «Поверь мне, сказал юноша, явившийся Андрею, что никому не подарю ни одного цветка, из этих венцов, хотя бы ты отдал мне и сокровища всего мipa, ибо они не из мipa сего суетного, но из сокровищ небесных – венцы Христовы, которыми венчаются побеждающие бесов. Полк бесов вооружен, но не силен Полк бесов предстал молящемуся св. Андрею: одни держали копия, другие ножи, колья, топоры и проч., хотели рассечь святого; но он стал молиться ко Господу и сказал: «св. Апостоле, Евангелисте Иоанне Богослове, помоги мне – и бесы исчезли. Горько злострадание, но сладко воздаяние Господь дал Андрею сперва съесть нечто в виде полыни, потом нечто сладкое, в виде снега, и сказал: «сколько горек путь работающих Мне, столько сладка у Меня пища работающих Мне». Умершего грешника бесы ко гробу сопровождают

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

В скором времени она убедила в сем и свою мать, а затем привела к вере и своего престарелого отца. Видя разум своей дочери и слыша ее мудрые слова, Едесий рассуждал сам с собою: «Идолы сделаны руками человеческими и не имеют ни души, ни дыхания, а потому — каким образом они могут быть богами». Размышляя о сем, однажды ночью он увидел во сне, по Божественному соизволению, чудесное видение: видел он великий сонм светоносных ангелов, а среди них был Спаситель мира Христос, Который сказал ему: — Приидите ко Мне, и Я дам вам царствие небесное. Встав утром, Едесий пошел с женою и дочерью к христианскому епископу, по имени Онтату, прося его научить их Христовой вере и совершить над ними святое крещение. При сем он поведал слова дочери своей и виденное им самим ангельское видение. Услышав сие, епископ возрадовался обращению их и, наставив их в вере Христовой, крестил Едесия, жену его Клеодонию и дочь Иустину, а затем, причастив их Святых Таин, отпустил с миром. Когда же Едесий укрепился в Христовой вере, то епископ, видя его благочестие, поставил его пресвитером. После сего, пожив добродетельно и в страхе Божием год и шесть месяцев, Едесий во святой вере окончил свою жизнь. Иустина же доблестно подвизалась в соблюдении заповедей Господних и, возлюбив Жениха своего Христа, служила Ему прилежными молитвами, девством и целомудрием, постом и воздержанием великим. Но враг, ненавистник человеческого рода, видя такую ее жизнь, позавидовал ее добродетелям и начал вредить ей, причиняя различные бедствия и скорби. В то время жил в Антиохии некий юноша, по имени Аглаид, сын богатых и знатных родителей. Он жил роскошно, весь отдаваясь суете мира сего. Однажды он увидел Иустину, когда она шла в церковь, и поразился ее красотой. Диавол же внушил дурные намерения в его сердце. Распалившись вожделением, Аглаид всеми мерами стал стараться снискать расположение и любовь Иустины и, посредством обольщения, привести чистую агницу Христову к задуманной им скверне. Он наблюдал за всеми путями, по которым девица должна была идти, и, встречаясь с нею, говорил ей льстивые речи, восхваляя ее красоту и прославляя ее; показывая свою любовь к ней. Он старался увлечь ее к любодеянию хитросплетенною сетью обольщений, девица же отворачивалась и избегала его, гнушаясь им и не желая даже слушать его льстивых и лукавых речей. Не охладевая в своем вожделении к ее красоте, юноша послал к ней с просьбою, чтобы она согласилась стать его женою. Она же отвечала ему: — Жених мой — Христос; Ему я служу и ради Него храню мою чистоту. Он и душу и тело мое охраняет от всякой скверны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

– Приидите ко Мне, и Я дам вам царствие небесное. Встав утром, Едесий пошел с женою и дочерью к христианскому епископу, по имени Онтату, прося его научить их Христовой вере и совершить над ними святое крещение. При сем он поведал слова дочери своей и виденное им самим ангельское видение. Услышав сие, епископ возрадовался обращению их и, наставив их в вере Христовой, крестил Едесия, жену его Клеодонию и дочь Иустину, а затем, причастив их Святых Таин, отпустил с миром. Когда же Едесий укрепился в Христовой вере, то епископ, видя его благочестие, сделал его священником. После сего, пожив добродетельно и в страхе Божием год и шесть месяцев, Едесий во святой вере окончил свою жизнь. Иустина же доблестно подвизалась в соблюдении заповедей Господних и решила не выходить замуж а посвятить себя Господу, возлюбив Жениха своего Христа, и служила Ему прилежными молитвами, девством и целомудрием, постом и воздержанием великим. Но враг, ненавистник человеческого рода, видя такую ее жизнь, позавидовал ее добродетелям и начал вредить ей, причиняя различные бедствия и скорби. В то время жил в Антиохии некий юноша, по имени Аглаид, разбалованный взрослый сын богатых и знатных родителей. Он жил роскошно, весь отдаваясь развлечениям мира сего и привык получать всё, что пожелает. Однажды он увидел Иустину, когда она шла в церковь, и поразился ее красотой. Диавол же внушил дурные намерения в его сердце. Он захотел получить Иустину, чтобы заниматься с ней блудом. Распалившись своими мечтаниями Аглаид всеми мерами стал стараться снискать расположение и любовь Иустины чтобы привести чистую агницу Христову к задуманной им скверне. Он наблюдал за всеми путями, по которым девица должна была идти, и, встречаясь с нею, говорил ей льстивые речи, восхваляя ее красоту и прославляя ее; показывая свою любовь к ней. Девушка же отворачивалась и избегала его, не желая даже слушать его льстивых речей. Не охладевая в своем помрачении к ее красоте, юноша послал к ней с просьбою, чтобы она согласилась стать его женою. Она же отвечала ему:

http://azbyka.ru/deti/zhitiya-svyatyh-v-...

Радуйся, яко Господа всею душею возлюбил еси; радуйся, яко христианином истинным быти возжелел еси. Радуйся, святое Крещение с благоговением приявый; радуйся, Духа Святаго жилище себе сотворивый. Радуйся, Господом свыше просвещенный; радуйся, епископом в вере Христовой наставленный. Радуйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвенницы о душах наших. Кондак 5. Боготечною стезею устремилася еси и тихаго пристанища достигла еси, святая мученице Иустино: ты бо светом истины Божественныя родители твоя Едесия и Клеодонию просветивши, купно с ними святое Крещение от епископа Онтата прияла еси, да Христу угодна будеши и возможеши невозбранно пети Ему: Аллилуиа. Икос 5. Видяще премногую добродетель отца твоего Едесия, постави его святитель Божий во пресвитера, да добродетельным житием и иных ко Христу приведет; тебе же, достоблаженная Иустино, достойную дщерь его, паче всего Христа возлюбившую и в соблюдении заповедей Его добре подвизавшуюся, почитаем звании сими: Радуйся, красотою душевною просиявшая; радуйся, девство непорочное в дар Богу принесшая. Радуйся, благовестнице Евангелия богомудрая; радуйся, заповедей Господних проповеднице усердная. Радуйся, подвижнице Божия, постом и молитвою воспитанная; радуйся, голубица непорочная, кротости и незлобия преисполненная. Радуйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвенницы о душах наших. Кондак 6. Проповедник истины Христовы явился еси, священномучениче Киприане, темже Человеколюбец Господь, Иже хотяй всем спастися, дарова нам тебе дивнаго молитвенника, целителя и защитника от духов злобы поднебесных: ты бо делы и словесы твоими приводиши многия к покаянию и греховныя жизни исправлению, научая всех пети Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсиял еси, яко светило светозарное, просвещающее светом богопознания всех, во тьме неверия сущих, святителю Киприане, понеже молитве твоей никияже чародеяния, от лукавых бесов и злых человек исходящия, противостати не могут: обаче силою Божиею разрушаются и прогоняются. Сего ради вопием сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

(Четьи-минеи 17 июля, 118 лист. на обор.). 3 Впрочем, между сказаниями, о св. муч. Марине-Маргарите в восточной и западной церквах заметны некоторые черты несходства, но они так незначительны, что из-за них нельзя отвергнуть тождества католической Маргариты со св. муч. Мариной – православной. Так: 1) несогласны указания сказаний о месте рождения св. мученицы. В православных жизнеописаниях её говорится, что св. Марина родилась въ (Четье-Мин.) бше (Синаксарь), а в Dictionnaire de la theologíe catholique сказано: qu’elle naquit en Pisidie. (t. XIV 228). Но очевидно здесь писатель говорит о целой стране, из которой была родом св. Марина; а в Писидии был главный город Антиохия. В других же католических жизнеописаниях святой сказано, что Маргарита родилась в Антиохии Писидийской: Marguevete naquit á Antiochie (Legend doree стр. 376), и таким образом и по католическим сказаниям выходит, что св. Марина-Маргарита была родом из Антиохии Писидийской. 2) Отец св. Марины – в сказаниях восточной церкви назван Едисием а в католических Феодосием (Elements d’ Archeologe chvetienne стр 376), что касается до изменения имен греческих в переводе на латинский язык и на оборот, то это легко могла случиться или через описку особенно при видимом сходстве имен, а имена Едесий и Феодосий – сходны между собою, а потому легко могло случиться, что латинский писатель вместо Едесия назвал отца св. Марины Феодосием. 3) Что же касается до имени императора, при котором пострадала св. мученица Марина-Маргарита, то в этом отношении ни сказания восточной, ни сказания западной церкви – не согласны между собою. По одним – мученичество её относится к императору Диоклитиану, как-то: Четьи-Минеи 17 июля; Acta sanctovum Suvii v. 24; julii 17 июля, а по другим ко временам императора Аврелиана, как-то: Синаксарь 17 июля; Болландисты в Dictionnaire de la theologie catholique. К какому же времени относится страдание св. муч. Марины-Маргариты трудно определить. Автор статьи Marguerite в Dicteonnaire par Wetzer говорит, что ничего определенного неизвестно о времени мученичества святой (tom. XIV. 228). Протоиерей Дим. С. Вершинский, которого многолетний труд – месяцеслов православной католической восточной церкви высоко ценится исследователями церковной истории и восточной Агиологии, относит время кончины св. мученицы Марины к царствованию Диоклитиана (см. 339 стр.)

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

15 Письмо 76. А в письме 74 жалуется, что после разделения Каппадокийской области на два управления Кесария опустела, редко встречаются в ней люди, занимающиеся науками; что ее училища (γυμναοα) закрыты. 19 По такому разделению, во время Проэресия, наставника Василия и Григория, одному принадлежал Восток, то есть Сирия, другому Аравия, третьему, самому Проэресию, Понт с другими Малоазийскими странами и Египет. Eunapii vita Proaeresii. In Vitis Sophistarum. 1596. p. 138. 20 Софисты всюду проповедовали, что с упадком Греческой религии перестанут читать языческих писателей, водворится невежество (Libanius in Apologetico. Ed. Rask. Vol. III. P. 437). Когда правительство не внимало их жалобам, они старались всеми силами своего красноречия привлекать к себе юношество; в своих училищах рассказывали ему изящество древних произведений поэзии и философии, давали глубокое нравственное значение самым безнравственным мифам и проч. 21 По словам Григория, она научала приводить в надлежащие правила язык, сводить историю (для объяснения автора), владеть размерами стиха, давала законы стихотворчеству. Сл. 43. Стр. 78. Слич. Villoison Anecdot. Graec. T. II. Pag. 172–175. 22 Socrat. H. E. 4, 26. 6, 17. Об Имерии Fabr. Bibl. Graec. Ed. Yarles. T. VI. P. 55–63; О Проэресии р. 137. 25 Письмо Василия 1. Св. Василий пишет: «Я оставил Афина, увлекаясь славою твоей философии, и пренебрег все тамошнее». Далее он упоминает о пребывании Евтсафия в Каппадокии и об его путешествии в Персию и в другие отдаленные страны. По свидетельству Евнания, Евстафий, ученик философа Ямвлиха, был преемником Едесия в одном из училищ Каппадокийских, сделался известным Констанцию по своему красноречию, и был отправлен Императором ко Двору Персидскому (в 358 г.). Eunap. De vit. Sophist. 1596. P. 48–56. Le bean Hestoire du Bas-Empire Ed. Par. S. Martin. T. II. P. 244. 32 Место, избранное Василием, находилось невдалеке от Неокесарии, но принадлежало к округу Епископа города Иворы близ Черного моря. Greg. Nyss. Vita S. Macrina.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

е. монофиситами, и несторианское письмо). Такое отношение к письму характерно для целой эпохи в пределах от Ирана до Испании, а отнюдь не только для христианского региона (ср. связь " куфического письма " со становлением ислама, специальные алфавиты самаритянской, мандейской и проч. религиозных групп). К бесписьменному или обладавшему зачаточной письменностью народу алфавит постоянно приходил с христианством: так проповедь Григория Просветителя подарила письмо армянам, проповедь Едесия и Фрументия создала эфиопский алфавит, проповедь Тотилы сочеталась с адаптацией латинского алфавита для нужд готского языка, - а веками позднее проповедь Кирилла и Мефодия послужила началом славянской письменности. Ибо в сознании эпохи письмо всегда есть плоть " Писания " , а не принадлежность партикулярного языка. Алфавит всегда соотнесен со словом божиим, каким бы мирским целям он ни служил (нередкий мотив житийной литературы - проявление тем или иным святым почтения к любому писаному тексту на том основании, что эти же самые буквы могут составлять и священные слова). Но как алфавит, как язык, так и все этническое должно было получить свой смысл от всечеловеческой религиозной идеи. Как бы грубо ни проявлялись в жизни эгоизм, самомнение, раздоры отдельных этнических групп, в идее каждая партикулярная культура осмыслялась как зеркало, долженствующее отразить одного для всех людей бога. Для космополитизма описываемой эпохи показателен текст, относящийся к более позднему времени (IX в.), но по смыслу связанный с давней традицией: когда константинопольский патриарх Фотий разбирает довод иконоборцев против иконописи, основанный на том, что на римских иконах Иисус Христос выглядит, как итальянец, на коптских, как египтянин, на греческих, как грек, - он подчеркивает, что коль скоро бог воплотился ради спасения всех народов, национальные иконографические варианты столь же оправданны и равноправны, как переводы слова божия, на всех языках остающегося самим собой 22. Оборотной стороной этой широты было стремление к унификации форм религиозной культуры: единомыслие христианского человечества должно было выразиться зримо и наглядно уже на формальном уровне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

16 Письмо 76. A в письме 74 жалуется, что, после разделения Каппадокийской области на два управления, Кесария опустела, редко встречаются в ней люди, занимающиеся науками; что её училища (γυμνασα) закрыты. 20 Но такому разделению, во время Проэресия, наставника Василия и Григория, одному принадлежал Восток, то есть Сирия, другому Аравия, третьему, самому Проэресию, Понт с другими Малоазийскими странами и Египет. Eunapii vita Proæresii, in Vitis Sopbistarum. 1596. p 138. 21 Софисты всюду проповедовали, что с упадком Греческой религии перестанут читать языческих писателей, водворится невежество (Libanius in Apologetico. ed. Rask. Vol. III. p. 437. Когда правительство не внимало их жалобам, они старались всеми силами своего красноречия привлекать к себе юношество; в своих училищах раскрывали ему изящество древних произведений поэзии и философии, давали глубокое нравственное значение самым безнравственным мифам, и проч. 22 По словам Григория, она научала приводить в надлежащие правила язык, сводить историю (для объяснения автора), владеть размерами стиха, давала законы стихотворству. Сл. 43. стр. 78. Слич. Villoison Anecdot. Graec. Т. II. pag. 172–175. 23 Socrat. H.E 4, 26. 6, 17. Об Имерии Fabr. Bibl. Grace. Ed. Harles. T. VI. p. 55–63; o Проэресии p. 137. 26 Письмо Василия 1. Св. Василий пишет: «я оставил Афины, увлекаясь славою твоей философии, и пренебрёг все тамошнее». Далее он упоминает о пребывании Евстафия в Каппадокии и об его путешествии в Персию и в другие отдалённые страны. По свидетельству Евнапия, Евстафий, ученик Философа Ямвлиха, был преемником Едесия в одном из училищ Каппадокийских, сделался известным Констанцию по своему красноречию, и был отправлен Императором ко Двору Персидскому (в 358 г.). Eunup. de vit. Sophist. 1596. p. 48–56. Le beau Hestoire du BasEinpire Ed. Par. S. Martin. T. II. p. 244. 33 Место, избранное Василием, находилось не вдалеке от Неокесарии, но принадлежало к округу епископа города Иворы близ Чёрного моря. Greg. Nyss. vila S. Macrinie.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С этого года Серповская средняя школа может вести своё летоисчисление. Адрес: 393960, Тамбовская область, Моршанский район, с. Серповое, ул. Центральная 95 Телефон: +79107515121 Подробнее... Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Темяшево) [ править править код ] Селение Темяшево основано переселенцами из села Темяшево Шацкого уезда и впервые упоминается В. В. Кропоткиным в писцовой книге 1670-х годов. В 1870 году в селе была возведена каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. В 1930-х годах храм был закрыт. Чтобы сохранить церковную утварь, селяне разобрали ее по домам, несмотря на регулярные обыски. Однако, по настоянию верующих, уже в 1947 году здание было передано прихожанам и в церкви начались службы. Церковное имущество, разобранное по домам, было вновь собрано и возвращено: серебряные чаши, венчальные короны и т. д. С того времени, храм уже не закрывался. Адрес: Тамбовская область, Моршанский район, село Темяшево, улица Карла Маркса, дом 30 Как добраться: из областного центра на автомобиле по автомобильной дороге А-143 в направлении Тамбов — Темяшево, расстояние составляет 90 км, из районного центра Моршанск — 36 км. Автобусы Тамбов — Моршанск ежедневно несколько рейсов, Моршанск — Темяшево — Шацк, ежедневно. Подробнее... Храм священномученика Владимира (Моршанск) [ править править код ] 11 февраля 2018 года было совершено освящение закладного камня в основание храма в честь священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого. Храм заложен на Владимиробогоявленской площади города Моршанска. Торжественное открытие площади и освящение места для будущего строительства состоялись в феврале текущего года в рамках мероприятий, приуроченных к 100-летию мученического подвига священномученика Владимира (Богоявленского). С весны того же года на территории будущего храма по воскресным дням стали совершаться регулярные молебны. 15 июля 2018 года епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген в сослужении иерея Едесия Чернышова совершил молебен на начало строительства храма. 27 августа того же года была окончены работы по сборке сруба церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Моршанский_рай...

   001    002   003     004    005    006    007